РАЗДЕЛ VII ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
УДК 001(091)^37.015
Баринов Владимир Анатольевич
Начальник отдела организационного обеспечения заседаний Законодательного Собрания и его комитетов организационного управления аппарата Законодательного Собрания Омской области, barinov@zs.omskportal.ru, Омск
Баринова Кристина Владимировна
Архивист Государственного учреждения «Исторический архив Омской области», Омск
Д. И. МЕНДЕЛЕЕВ: ОТ УЧИТЕЛЯ ГИМНАЗИИ ДО УЧЕНОГО С МИРОВЫМ ИМЕНЕМ1
Barinov Vladimir Anatolievich
The Chief of the Department of organizational support of sessions of the Legislative Assembly and its committees of organizational administration of the Office of the Legislative Assembly of the Omsk Region, barinov@zs.omskportal.ru, Omsk
Barinova Kristina Vladimirovna
The archivist of the public institution «The Historical Archive of the Omsk Region», Omsk
D. I. MENDELEYEV: FROM SCHOOL TEACHER TO A WORLD-
FAMOUS SCIENTIST1
Веха шестая - личная (домашняя) библиотека Д. И. Менделеева.
Дмитрий Иванович, работая в библиотеках Главного педагогического института, Санкт-Петербургского университета, Императорской Санкт-Петер-бургской Академии наук и Императорской Публичной библиотеке в Санкт-Петербурге ясно ощущал необходимость иметь достаточно полное личное собрание книг. Однако для приобретения книг и серьезного формирования личной библиотеки необходим был целый ряд чисто материальных условий. Эти условия в жизни ученого появились в конце 50-х годов.
Разносторонность интересов Д. И. Менделеева, умение проявить свой талант - нашло отражение и в его библиотеке. Процесс формирования библиотеки, которую он собирал всю жизнь, состоял из нескольких этапов, тесно связанных с развитием его творчества и важнейшими событиями личной жизни. Р. Б. Добротин и Н. Г. Карпило, отечественные исследователи творческого наследия Д. И. Менделеева, в этом процессе выделяют следующие этапы. Начальный этап, длившийся с 50-х до конца 60-х гг.. В это период молодой ученый приобретает самые необходимые для работы книги и журналы, создавая тем самым основу своей библиотеки, в которой уже в
1 Окончание 166
это время нашли отражение как его научные, так и культурные интересы. В конце 60-х- начале 70-х годов, в период работы над монументальным учебником «Основы химии», окончательно сложился метод работы ученого с литературой, который, в свою очередь, определил форму хранения материалов растущей библиотеки - тома-конволюты. В середине 80-х годов Д. И. Менделеев начинает составлять первые каталоги и описи. В конце 80-х - начале 90-х годов библиотека заметно увеличивается за счет книг, присылаемых в дар и на рецензии. Последний период может быть датирован концом 90-х годов XIX в. - началом XX в. Ученый вновь пересматривает весь основной фонд библиотеки, включает в него большое количество книг, не систематизированных ранее, и составляет новые, более усовершенствованные описи [4, с. 27-28]. Выделим особенности библиотеки Д. И. Менделеева.
Фото 1. В. В. Матэ. Портрет Д. И. Менделеева (офорт)
Первая особенность. Библиотека свидетельствует о широте и глубине научных и литературных интересов великого русского ученого, она - источник его огромной эрудиции, энциклопедичности ума, гражданской позиции. Это собрание книг отличает строго продуманная система расстановки и хранения книг, оттисков, статей, газетных вырезок, изобразительных материалов, которая неоднократно пересматривалась и совершенствовалась Дмитрием Ивановичем.
К концу жизни Д. И. Менделеева его библиотека насчитывала около 20 тысяч названий книг, брошюр, оттисков статей и других материалов, среди которых письма и рукописные заметки. Много это или мало? Приведем для
сравнения примеры. Библиотека поэта В. А. Жуковского считалась очень крупной и насчитывала свыше 4500 изданий. Огромную библиотеку собрал в Ясной поляне Л. Н. Толстой: 25 шкафов, 10 ООО названий, 22 ООО томов, которые открывают нам мир Толстого-читателя. Одно из крупнейших книжных собраний принадлежало М. Горькому. Его библиотека, хранящаяся в Москве на его последней квартире, насчитывала свыше 10 ООО томов [5, с. 52, 54, 57]. Принимая это во внимание, мы должны констатировать, что библиотека Дмитрия Ивановича была уникальной для своего времени!
Фото 2. И. Н. Крамской. Портрет Д. И. Менделеева. 1878 г.
Вторая особенность. Библиотека Д. И. Менделеева формировалась как книжная коллекция активно работающего ученого. Книга была частью его творческой лаборатории, наиболее ярким и быстрым возбудителем мысли. Библиотека пополнялась новыми книгами, прежде всего в связи с развитием научных исследований Дмитрия Ивановича, и каждому новому этапу его научной работы отвечает новый раздел (разряд) библиотеки. Общее число дарственных книг и статей составляет около 1300 единиц, которые присланы ученому более 600 авторами. Периодические издания составляли 40% всего фонда его библиотеки. Д. И. Менделеев во все годы очень серьезно относился к приобретению литературы. Сохранившиеся в его архиве и библиотеке проспекты и каталоги русских и иностранных изданий говорят о том, что он постоянно был в курсе всех важнейших новинок книжного рынка.
Третья особенность. Одной из отличительных черт библиотеки Д. И. Менделеева являются его каталоги, составленные самим ученым. Не являясь в обычном смысле описанием библиотеки, они прекрасно отражают отношение ученого к каждому отдельному изданию. Составляя каталоги, Дмитрий Иванович стремился не только создать ключ, облегчающий пользование библиотекой, но и обобщить весь материал и в компактной форме зафиксировать основные направления, по которым шло накопление книг и других материалов. Первоначально ученый классифицировал свою библиотеку по 14 разделам (разрядам), последний вариант классификации состоял из 6: по физике, по общей химии и элементам, по органической химии, по промышленности, по разным наукам, по предметам, не вошедшим в 1-У разряды. По мнению Р. Б. Добротина и Н. Г. Карпило, целостное единство, которое представляет собой библиотека ученого, в наиболее полной и совершенной форме выражается именно в его каталогах [4, с. 6].
Каталоги, составленные Д. И. Менделеевым для своей библиотеки, многообразны и оригинальны. Великий систематизатор химии, создатель периодической системы элементов и при работе над своей библиотекой проявил себя в полной мере свой талант человека, способного и к кропотливому собиранию огромного числа мелких фактов, и к сопоставлению их между собой с целью создания классификации, проникнутой общими принципами.
Четвертая особенность. Заметную часть библиотеки Д. И. Менделеева составляют тома-конволюты, имеющие однообразные по виду переплеты и создающие колорит библиотеки. В конволютах проявился наиболее зримо общий принцип создания библиотеки - стремление сохранить и сделать доступной необходимую и наиболее интересную информацию, создать своеобразную «резервную память».
Пятая особенность. Своеобразным венцом библиотеки Д. И. Менделеева служат комплекты общих энциклопедий и словарей на основных европейских языках. Русский универсальный энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона (Петербург, 1890-1907, 82 основных и 4 дополнительных тома) занимает особое место в библиотеке и широко использовался ученым в качестве справочника. Дмитрий Иванович принимает активное участие в создании этой энциклопедии, редактируя статьи по вопросам химии и фабрично-заводского производства. Ряд статей он написал сам. Именно в данной энциклопедии впервые увидели свет ряд его замечательных трудов, в том числе одно из лучших изложений периодического закона. Статьи, редактированные Д. И. Менделеевым, встречаются в томах с 4-го по 41-й. При этом в ряде случаев работа по редактированию оказывается столь значительной, что превращается в соавторство. Многие статьи сопровождаются его примечаниями. Общее число статей, в создании которых Д. И. Менделеев принял то или иное участие, - около 200 [4, с. 65-66].
Подчеркнем, что домашняя библиотека Д. И. Менделеева - это "портрет" его собирателя, или, вернее, "семейный портрет в интерьере", так как большей частью, как правило, домашняя библиотека - семейная. И. Д. Менделеев, стар-
ший сын ученого от второго брака, метролог, профессор Всесоюзного научно-исследовательского института метрологии (с 1945 г. - им. Д. И. Менделеева), позднее вспоминал: "Моим настоящим университетом был кабинет и библиотека отца с богатым подбором книг по всем отраслям знаний - от революционно-политических подпольных и заграничных изданий, которые тщательно собирались и хранились отцом, до серий научных журналов и основных энциклопедий на всех языках. Классики науки и философии - все это было там. Богатый подбор путешествий. Тут же роскошные коллекции альбомов по истории искусства, с любовью собранные отцом. Я богато и всесторонне мог пользоваться этими сокровищами - отец предоставил мне с самых ранних лет полную свободу. В этой серьезной атмосфере я не знал "запретных" или "неподходящих" тем..." [3, с. 210]. Эти воспоминания сына ученого свидетельствует о том, что Д. И. Менделеев в своей семье использовал те же методы педагогического воспитания, что и его родители. Использовал их потому, что они были эффективны.
Вывод: личная (домашняя) библиотека Д. И. Менделеева является точным индикатором, который отражал его интенсивную интеллектуальную и духовную жизнь. Мысль же о том, что не только человек собирает книги, но и книги "собирают" человека, получила блестящее подтверждение на примере библиотеки нашего знаменитого соотечественника.
В 1890 г., после 33 лет преподавания, Д. И. Менделеев вследствие конфликта с министром народного просвещения графом И. Д. Деляновым вынужден был покинуть любимый им Санкт-Петербургский университет. Зная об обширных научных познаниях Д. И. Менделеева во многих отраслях науки, видные государственные деятели России нередко обращались к нему за советом и помощью. Так, 19 ноября 1892 г. Дмитрий Иванович по приглашению министра финансов И. А. Вышнеградского возглавил метрологическое учреждение России - Депо образцовых мер и весов (с 1893 г. -Главная палата мер и весов, в настоящее время - Всероссийский научно-исследовательский институт метрологии им. Д. И. Менделеева) и руководил им до конца своей жизни. Его назначение на пост ученого-хранителя Депо совпало с началом промышленного подъема, невиданного до тех пор в России. Это требовало создания эффективно действующей инфраструктуры в области метрологии, обеспечивающей единство измерений, их достоверности и точности [2, с. 35]. Д. И. Менделеев разработал метрологическую реформу, которая занимала важное место среди реформ, проведенных под руководством Министерства финансов и направленных на развитие промышленности, науки, торговли в Российском государстве. В ходе ее реализации были заложены основы государственной системы обеспечения единства измерений в России и создана база для ее развития на многие десятилетия вперед - на перспективу.
В архиве Д. И. Менделеева имеется следующая запись: "Тот, кто будет писать мою биографию, скажет мне спасибо" [1, с. 5]. И, несмотря на то, что мы не пишем биографию Дмитрия Ивановича в полном смысле этого
слова, тем не менее, мы говорим ему спасибо. За что? За то, что наш знаменитый соотечественник о себе сказал главное. Сказал без пафоса и позы, честно и просто. Сказал как великий гражданин России: "Начав (1855 г.) с учительства в Симферопольской гимназии, я выслужил 48 лет Родине и Науке. Плоды моих трудов - прежде всего - в научной известности, составляющей гордость - не одну мою личную, но и общую русскую, так как главнейшие научные академии, начиная с Лондонской, Римской, Бельгийской, Парижской, Берлинской и Бостонской избрали меня своим сочленом, как и многие ученые общества России, Западной Европы и Америки, всего более 50-ти обществ и учреждений. Лучшее время жизни и ее главную силу взяло преподавательство во 2-м Кадетском корпусе, в Инженерной академии, в институте путей сообщения, в Технологическом институте и в университете. Из тысяч моих учеников много теперь повсюду видных деятелей, профессоров, администраторов, и встречая их, всегда слышал, что доброе в них семя полагал, а не просто отбывал повинность.
Фото 3. И. Е. Репин. Портрет Д. И. Менделеева в мантии доктора прав Эдинбургского университета. 1885 г.
Третья служба моя Родине наименее видна, хотя заботила меня с юных лет до сих пор. Это служба по мере сил и возможности на пользу роста русской промышленности, начиная с сельскохозяйственной, в которой лично действовал, показав на деле возможности и выгодность, еще в 60-х годах,
интенсивного хозяйства и организовав первые у нас опытные исследования по разведению хлебов. Личные усилия убедили меня, однако, очень скоро в том, что с одним земледелием Россия не двинется к надобным ей прогрессу, богатству и силе, останется страною бедною, что настоятельнее всего рост других видов промышленности: горного дела, фабрик, заводов, путей сообщения и торговли" [1, с. 31-32].
Д. И. Менделеев как великий гражданин России в начале XX столетия формулирует первоочередную задачу для Российского государства: "Пусть тут меня судят, как и кто хочет, мне не в чем каяться, ибо ни капиталу, ни грубой силе, ни своему достатку я ни на йоту при этом не служил, а только старался и пока могу буду стараться - дать плодотворное, промышленнореальное дело своей стране, в уверенности, что политика, устройство, образование и даже оборона страны ныне без развития промышленности не мыслимы и весь венец желаемых по мне преобразований, вся "свобода", нам нужная - тут сосредоточены. Науки и промышленность - вот мои мечты, они все тут, да в детях" [1, с. 35-36].
Фото 4. Н. А. Ярошенко. Портрет Д. И. Менделеева. 1886 г.
На склоне лет Д. И. Менделеев принимает решение поделиться с соотечественниками своим сокровенным, идущим от самого сердца. Итогом его раздумий явились три книги. Первая - "Заветные мысли", которая по существу является духовным завещаниям Дмитрия Ивановича грядущим поколе-172
ниям России, - выходила четырьмя отдельными выпусками в 1903-1905 гг. в Петербурге в типолитографии М. П. Фроловой. Вторая - "К познанию России" - была опубликована в 1906 г. издателем А. С. Сувориным. Она быстро разошлась, и автор подготовил ее переиздание - редчайший случай, когда в течение года выходят в свет четыре (!) издания подряд. На следующий год, уже после кончины Менделеева, появились 5-е и 6-е, а в 1912 г. последнее, 7-е издание. Судьба третьей книги - "Дополнение к познанию России" - сложилась более драматично. Работу над книгой Менделеев начал в 1906 г. Вступление и первую главу он еще успел отослать в типографию. Рукопись второй главы позже была обнаружена на его рабочем столе. Книгу выпустил в свет в 1907 г. в том же издательстве сын великого химика И. Д. Менделеев. Это были главные и, увы, последние биографические факты и важнейшие события в жизни Дмитрия Ивановича.
Фото 5. Д. И. Менделеев в своем кабинете (Главная палата мер и весов, Санкт-Петербург, 1904 г.)
Системно излагая свои главные социально-философские и политические идеи, глубоко анализируя вопросы образования, промышленности, сельского хозяйства, внешней торговли и народонаселения, Д. И. Менделеев в этих книгах стремится выстроить стратегическое развитие России и привлечь к осмыслению судеб страны широкий круг граждан. В этом, в частности, проявилось заложенное со студенческой скамьи у Дмитрия Ивановича по-
нимание того, что масштабы России веками учили думать глобально и перспективно.
Более столетия назад Д. И. Менделеев в своих "Заветных мыслях" написал слова, которые актуальны и по сей день: "Чем проще, откровеннее и сознательнее станут русские речи, тем бодрее будут наши шаги вперед, тем дольше будут длиться мирные промежутки между оборонительными войнами, нам предстоящими, тем меньше на западе, востоке и юге будут кичиться перед нами и тем более выиграет наше внутреннее единство... Наша сила в единстве, воинстве, благодушной семейственности, умножающей прирост народа, да в естественном росте нашего внутреннего богатства и миролюбия" [7, с. 217-218].
Д. И. Менделеев скончался 20 января 1907 г. в Санкт-Петербурге и похоронен на "Литераторских мостках" Волковского кладбища недалеко от могил матери и старшего сына Владимира от первого брака. В 1932 г. перед зданием Всесоюзного научно-исследовательского института метрологии был установлен бронзовый памятник Дмитрию Ивановичу (скульптор И. Я. Гинцбург). А в 1934 г., в год столетия со дня его рождения, рядом с памятником на стене соседнего здания установлено грандиозное мозаичное панно "Периодическая система элементов Д. И. Менделеева" (художник В. А. Фролов, архитектор Д. Л. Кричевский). Бесспорно, это дань уважения и благодарности отечественного научного сообщества великому русскому ученому за его служение Отечеству.
Общепризнанно, что Д. И. Менделеев занимает достойное место среди выдающихся ученых с мировым именем и является одним из самых знаменитых наших соотечественников. Достаточно сказать, что в 1955 г. американские ученые под руководством лауреата Нобелевской премии Г. Сиборга искусственно получили элемент № 101 и назвали его менделевием, в знак признания величайших заслуг русского ученого. По этим же основаниям ЮНЕСКО 1984 год, год 150-летия со дня рождения Дмитрия Ивановича, объявил "Годом Менделеева"!
В 1962 г. АН СССР учредила премию и Золотую медаль им. Д. И. Менделеева за лучшие работы по химии и химической технологии, а в 1998 г. Российская академия наук по отделению общей и технической химии учредила премию и Золотую медаль им. Д. И. Менделеева за выдающиеся работы в области химической науки и технологии. В 2008 г. из 500 выдающихся соотечественников разных эпох, претендовавших на победу в проекте "Имя России", шедшего на телеканале "Россия", Д. И. Менделеев занял почетное девятое место! Можно предположить, что Дмитрий Иванович, имея в виду это почетное место и свое фундаментальное открытие в области естествознания - закон периодической зависимости химических элементов от атомных масс, - мог бы с удовлетворением произнести пушкинские строки: "Я памятник себе воздвиг нерукотворный, // К нему не зарастет народная тропа <...> // Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, // И назовет меня всяк сущий в ней язык, // И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий // Тунгус, и друг степей калмык" [8, с. 586].
174
Фото 6. Бронзовый памятник Д. И. Менделееву (скульптор И. Я. Гинцбург) на фоне мозаичного панно «Периодическая система элементов Д. И. Менделеева» (художник В. А. Фролов, архитектор
Д. Л. Кричевский) на территории Всероссийского научно-исследовательского института метрологии им. Д. И. Менделеева. Санкт-Петербург
Крупнейший русский историк академик С. М. Соловьев справедливо утверждал: "Великая Россия требует великого труда" [6, с. 5]. Жизнь, деятельность и творческое наследие Д. И. Менделеева есть пример великого труда на благо Великой России. И празднование в 2009 г. 175-летия со дня рождения нашего знаменитого соотечественника - свидетельство государственного признания заслуг Дмитрия Ивановича Менделеева перед Россией.
Библиографический список
1. Архив Д. И. Менделеева. Автобиографические материалы. Сборник документов. [Текст] - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1951. - 207 с.
2. Гинак, Е. Б. Метрологическая реформа Д. И. Менделеева [Текст]/ Е. Б. Гинак // Вопросы истории и естествознания и техники. - 2008. - № 1. - С. 35-50.
3. Д. И. Менделеев в воспоминаниях современников. - изд. второе, переработанное и дополненное. [Текст]- М.: Атомиздат, 1973. - 271 с.
4. Добротны, Р. Б. Библиотека Д. И. Менделеева [Текст]/ Р. Б. Добротин, Н. Г. Карпило. - JL: Наука, 1980. - 222 с.
5. Домашняя библиотека [Текст]/ Крейденко В. С. Гордукалова Г. Ф., Петриц-кий В. А. и др.; Под общ. научн. ред. проф. А. Н. Ванеева. - СПб.: «Профессия», 2002.-320 с.
6. К. Д. Ушинскнй и русская школа: Беседы о великом педагоге. [Текст] - М.: «Роман-газета», 1994. - 192 с.
7. Менделеев, Д. И. Познание России. Заветные мысли (впервые после 1905 года)[Текст]/ Д. И. Менделеев. - М.: Эксмо, 2008. - 688 с.
8. Пушкин, А. С. Сочинения. В 3-х т. Т. 1. Стихотворения; Сказки; Руслан и Людмила: Поэма [Текст]/ А. С. Пушкин. - М.: Худож. лит., 1985. - 735 с.
УДК 32
Санакина Татьяна Анатольевна
Начальник отдела публикации и использования документов Государственного архива Архангельской области, t.as@atknet.ru, Архангельск
ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ЕПАРХИИ В XVIII- НАЧАЛЕ XX ВЕКА:
ГЕНЕЗИС, РАЗВИТИЕ, ЛИКВИДАЦИЯ
Sanakina Tatiana Anatolievna
Head of Documents publication department State Archives of Archangel Région, tas@atknet. ru Archangelsk
CLERICAL EDUCATION IN ARKHANGELSK EPARCHY AT XVIII- XX C.: GENESIS, DEVELOPMENT, ELIMINATION
В постсоветский период рост количества приходов Русской православной церкви в стране и за рубежом вызывает потребность в кадрах священнослужителей, что в свою очередь ведет к организации все новых духовно-учеб-ных заведений. Возрождаются многие традиции и формы, существовавшие ранее в системе профессиональной подготовки священнослужителей. Там было немало как положительного, что необходимо изучать и использовать в сегодняшней жизни, так и отрицательного, чего следует избегать при организации как духовного, так и светского образования.
* Понятие духовное образование используется в научной литературе, как в узком, так и в широком смысле слова.
В узко-профессиональном смысле духовное образование представляет собой процесс подготовки юношества к занятию священнослужительских должностей в епархиальных приходах, а также и учительских