Научная статья на тему 'Д. И. Менделеев: от учителя гимназии до ученого с мировым именем'

Д. И. Менделеев: от учителя гимназии до ученого с мировым именем Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1054
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНДЕЛЕЕВ / УЧЕНЫЙ / ПЕДАГОГ / РОССИЙСКИЕ БИБЛИОТЕКИ / НАУЧНОЕ И ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / "ИМЯ РОССИИ"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Баринов Владимир Анатольевич, Баринова Кристина Владимировна

Авторы впервые рассматривают жизнь и деятельность Д. И. Менделеева в контексте российских библиотек, книжными фондами которых он пользовался. Показывается, что величественная пирамида научных достижений и творческого наследия нашего знаменитого соотечественника опирается на фундаментальное основание библиотеки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Д. И. Менделеев: от учителя гимназии до ученого с мировым именем»

3. Кумарин, В. В. Виноградова Н. Д. Принцип природосообразности и возрождение школы [Текст]/ В. В. Кумарин, Н. Д. Виноградова //Педагогика. - М., 1995, №2.

4. Макаренко, А. С. О воспитании [Текст]/ А. С. Макаренко. //Соч. в 7 т., Т. 1,- 1997.

5. Волков, Г. Н. Педагогика любви [Текст]/ Г. Н. Волков. //Избр. пед. соч. в 2 т., -М., 2002.

6. Бгаскі, Ж Тгос1у]а: ргоЫепШук!. - Ш-\\а. 1971.

7. Нурминский, С. А. Очерки о религиозных верованиях черемис.[Текст]/ С. А. Нурминский, - Вятка, - 1883.

8. Чуриков, И. А. Этнопедагогика народа мари, - М.: Академический проект, 2005.

УДК 001(091)+37.015

Баринов Владимир Анатольевич

Начальник отдела организационного обеспечения заседаний Законодательного Собрания и его комитетов организационного управления аппарата Законодательного Собрания Омской области, [email protected], Омск

Баринова Кристина Владимировна

Архивист Государственного учреждения «Исторический архив Омской области», Омск

Д. И. МЕНДЕЛЕЕВ: ОТ УЧИТЕЛЯ ГИМНАЗИИ ДО УЧЕНОГО С МИРОВЫМ ИМЕНЕМ

Barinov Vladimir Anatolievich

The Chief of the Department of organizational support of sessions of the Legislative Assembly and its committees of organizational administration of the Office of the Legislative Assembly of the Omsk Region, [email protected], Omsk

Barinova Kristina Vladimirovna

The archivist of the public institution «The Historical Archive of the Omsk Region, «Omsk

D. I. MENDELEYEV: FROM SCHOOLTEACHER TO A WORLD-FAMOUS SCIENTIST

10 марта 2009 г. Президент Российской Федерации Д. А. Медведев в целях развития творческого и профессионального потенциала учителей, повышения социального престижа профессии учителя подписал указ о проведении в 2010 году в Российской Федерации Года учителя. Одним из тех, кто внес вклад в повышение социального престижа профессии учителя, является выпускник Главного педагогического института в Санкт-

Петербурге - великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907 гг.).

Крупнейшему русскому историку академику В. О. Ключевскому принадлежит афористическое высказывание: «В жизни ученого и писателя главные биографические факты - книги, важнейшие события - мысли» [2, с. 319]. И того, и другого в жизни Д. И. Менделеева, имя которого во всем мире связано прежде всего с фундаментальным открытием в области естествознания - закона периодической зависимости химических элементов от атомных масс, было предостаточно.

Фото 1. Д. И. Менделеев. Фототипия А. Ф. Дресслера. 1894 г.

Д. И. Менделеев является одним из немногих ученых-энциклопедистов Х1Х-ХХ вв. По широте своих интересов и колоссальному количеству сделанного он приближается к гениям эпохи Возрождения [3, с. 3]. Дмитрий Иванович - автор важных теоретических и прикладных исследований по химии, химической технологии, физике, метрологии, гидродинамике, воздухоплаванию, геологии, метеорологии, сельскому хозяйству, экономике, народному просвещению и других работ, тесно связанных с потребностями развития производительных сил России.

Творческое наследие Д. И. Менделеева - ярчайшие страницы богатейшей летописи отечественной и мировой науки. Достаточно сказать, что первое академическое издание собраний сочинений ученого (1937-1954 гг.) состоит из двадцати пяти томов. Опубликованные труды Дмитрия Ивановича содержат 431 работу, из которой 40 посвящено химии, 106 - физикохимии, 99 - физике, 22 - геофизике, 99 - технике и промышленности, 36 - экономическим и общественным вопросам и 29 - другим темам. Приблизительно две трети

статей и трудов посвящены оригинальным научным и техническим работам и одна треть - литературным и обзорным работам и учебным пособиям.

Не вызывает сомнения, что величественная пирамида научных достижений и творческого наследия Д. И. Менделеева опирается на фундаментальное основание - библиотеки. Именно библиотеки стали тем пространством мысли, знаний, мудрости и культуры, в которых происходило становление, формирование и развитие Дмитрия Ивановича как личности, ученого, педагога и гражданина России. Это закономерно, ведь давно известно, что в тиши уединения талант растет, а характер формируется в борьбе. Поэтому мы можем справедливо утверждать, что без библиотек Д. И. Менделеев не смог бы состояться как гражданин России и ученый с мировым именем.

Это положение задает нам новый ракурс рассмотрения жизни и деятельности нашего знаменитого соотечественника в контексте российских библиотек, книжными фондами которых он пользовался. В хронологическом порядке наиболее значимыми из них являются личная (домашняя) библиотека его родителей, библиотека Главного педагогического института в Санкт-Петербурге, библиотека Санкт-Петербургского университета, Библиотека Императорской Санкт-Петербургской Академии наук, российская национальная библиотека - Императорская Публичная библиотека в Санкт-Петербурге и личная (домашняя) библиотека Д. И. Менделеева. Особо подчеркнем, что эти библиотеки стали важными вехами в его творческой биографии. А рассмотрение жизни и деятельности Дмитрия Ивановича в контексте российских библиотек позволяет, во-первых, представить панораму лучших отечественных библиотек XIX в. и по достоинству оценить их уникальные книжные фонды, и, во-вторых, уяснить социальное значение библиотеки как общественного института, определяющего характер образовательной, научной и культурной политики в России.

Веха первая - личная (домашняя) библиотека родителей Д. И. Менделеева. Дмитрий Иванович родился 27 января 1834 г. в старинном сибирском городе Тобольске в семье директора гимназии и народных училищ Тобольской губернии. Он был последним семнадцатым ребенком в семье. Родители понимали, что имянаречение - очень серьезный шаг, поскольку имя идет рядом с человеком до конца жизни и влияет не только на его судьбу, но и на судьбу окружающих. Они дали своему сыну имя Дмитрий, что означает принадлежащий богине Деметре, богине плодородия и земледелия, одной из самых почитаемых олимпийских богинь. И не ошиблись. Творческое, созидательное начало стало ведущей чертой личности Д. И. Менделеева, повлияло на его судьбу, определило всю его жизнь и деятельность. В частности, это проявилось и в его личной жизни: он был дважды женат, и от этих браков у него было шесть детей.

Отец, Иван Павлович Менделеев (1783-1847 гг.), происходил из семьи потомственного священника, прямые предки которого известны с 1665

г. и «которые все были священнослужителями (или их супругами) в церквях на севере современной Тверской области, в окрестностях города Удом-ля» [9, с. 18]. И. П. Менделеев окончил духовную семинарию и филологический факультет Главного педагогического института в Санкт-Петербурге, в те годы он назывался педагогическим институтом. Он преподавал философию, изящные искусства, политическую экономию, логику и русскую словесность. Незаурядный ум, высокая культура, творческий подход к преподаванию своих предметов выделили И. П. Менделеева из окружающей его среды учителей. Он добился титула потомственного дворянина, что облегчило в будущем СЗ'ДЬбы его детей.

Фото 2. Отец - Иван Павлович Менделеев (1783-1847 гг.)

Мать, Мария Дмитриевна Менделеева (1793-1850 гг.), урожденная Кор-нильева, происходила из семьи сибирских купцов Корнильевых. Это была умная, волевая, энергичная и предприимчивая женщина. Первые сведения о семье Корнильевых восходят к началу XVII в. В этот период Корнильевы занимались торговлей как в Сибири, так и за границей, имели в своем владении заводы и промыслы. В XVIII в. и в начале XIX в. Корнильевы играли значительную роль в экономической, общественной и культурной жизни Тобольской губернии и всей Западной Сибири.

Фото 3. Мать - Мария Дмитриевна Менделеева (1793-1850 гг.)

В 1789 г. Василий Яковлевич Корнильев (прадед ученого) открыл при бумажной мануфактуре частную типографию, где печатались первые в Сибири периодические издания: “Иртыш, превращающийся в Иппокре-ну” (вышло 12 номеров), “Библиотека ученая, экономическая, нравоучительная, историческая и увеселительная в пользу и удовольствие всякого звания читателей” (12 книг) и “Исторический журнал, или собрание из разных книг любопытных известий, увеселительных повестей и анекдотов” (2 книги). Дела в типографии вел сын Василия Яковлевича Дмитрий Васильевич (дед ученого), которого можно считать одним из организаторов и активных участников тобольского книгопечатания. Он был инициатором и составителем “Исторического журнала...”, автором ряда статей, посвященных истории Сибири, природным богатствам края, описанию жизни народов, его населения” [3, с. 25].

Своеобразным напоминанием о просветительской деятельности деда в прежние времена была большая библиотека, сохранившаяся в семье Менделеевых и доставшаяся им от Корнильевых. Это было одно из лучших книжных собраний того времени в Сибири. Подчеркнем, что до революции 1917 года статус личной (домашней) библиотеки был очень высок.

Итак, судьба с самого начала жизни была благосклонна к Д. И. Менделееву. Во-первых, он родился в высокообразованной и любящей семье, в которой царили два культа - книги и труд. Дмитрий Иванович получил хорошее воспитание, чувствовал и любил страстно музыку, был большой любитель и ценитель живописи, неплохо рисовал, тонко знал и понимал поэзию. От отца он унаследовал аналитические способности, любовь к рус-

ской словесности, от матери - независимость, волю и предприимчивость. Во-вторых, отец Д. И. Менделеева имел высшее филологическое образование и в силу этого компетентно руководил чтением своего сына. Отец как педагог знал, что чтение - это основной способ интеллектуального развития ребенка. Поэтому он делал упор не только на выявление и последующее развитие читательского интереса у сына, но и на формирование у него с помощью книг и чтения черт, определяющих индивидуальность: самостоятельность мышления, умение сопоставлять, анализировать факты, пополнять свои знания, учил думать, отстаивать свои взгляды, доказательно вести спор. Чтение для Д. И. Менделеева стало жизненной необходимостью, средством постижения мира и способом изменять его. Любовь и верность книге Дмитрий Иванович пронес через всю свою жизнь. Поэтому не случайно, что на многочисленных фотографиях и портретах он изображен либо с книгами, либо на фоне книжных стеллажей. В-третьих, первоклассная домашняя библиотека родителей позволила Д. И. Менделееву “с младых ногтей” войти в волшебный мир отечественной и мировой литературы и культуры, именно благодаря ей сформировались читательские пристрастия ученого на всю жизнь. Дмитрий Иванович любил русский фольклор, поэтов Ф. И. Тютчева, А. Н. Майкова, А. А. Фета, А. В. Кольцова, произведения Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, П. П. Ершова. Ученый не принимал романы Л. Н. Толстого и отчасти Ф. М. Достоевского за ложное, как он говорил, понимание жизни и искусства. Д. И. Менделеев из древних авторов выделял Плутарха и Платона; из зарубежных - Шиллера, Гете, Гюго, высоко ценил Шекспира, Сервантеса и Байрона. До конца своих дней Дмитрий Иванович сохранил свою привязанность некоторым выдающимся писателям для юношества -Жюлю Верну, Лори, Жаколио. Он любил читать романы и приключения, особенно из жизни краснокожих индейцев, а также уголовные романы, из которых всех выше ставил Рокамболя и Конан Дойля. В-четвертых, именно домашняя библиотека родителей явилась базой будущей разносторонности и широкого кругозора ученого. В-пятых, домашняя библиотека родителей познакомила Д. И. Менделеева с началами русской библиотечной культуры, которые он использовал и совершенствовал при формировании своей личной (домашней) библиотеки.

Вспоминая детские годы, Д. И. Менделеев писал: “В большой семье я был последышем и развился поэтому рано” [7, с. 117]. Он был “живой, впечатлительный, богато одаренный мальчик, с детских лет отличался острой памятью и выдающейся способностью к счету, чем нередко удивлял взрослых” [10, с. 8], очень рано научился читать и писать и уже в семилетием возрасте подготовился к поступлению в гимназию со свои старшим братом Павлом. Дмитрий Иванович в 1841-1849 гг. годах учился в тобольской гимназии, учился удовлетворительно, кроме языков, особенно латыни, по которой часто получал “единицы” и “нули”; наоборот, к математике, физике, истории, географии и законоведению он проявлял большой интерес.

Фото 4. Здание Тобольской губернской гимназии, в которой учился Д. И. Менделеев

Вывод: личная библиотека родителей способствовала тому, что чтение для нашего знаменитого соотечественника стало жизненной необходимостью, средством постижения мира и способом изменять его, любовь к книгам сопровождала всю его жизнь.

Веха вторая - библиотека Главного педагогического института в Санкт-Петербурге. После окончания гимназии Д. И. Менделеев в 1850 г. становится «казеннокоштным» студентом, то есть на полном государственном содержании, естественного отделения физико-математического факультета столичного закрытого учебного заведения - Главного педагогического института (далее - ГПИ).

ГПИ был своеобразным учебным заведением России. Созданный в 1804 г. на базе упраздненной Учительской семинарии, педагогический институт, приравненный к университетам, в 1816 г. был признан главным по отношению ко всем другим педагогическим институтам. Это отразилось в его названии - Главный педагогический институт. Судьба ГПИ была тесно связана с Санкт-Петербургским университетом: 8 февраля 1819 г. ГПИ был преобразован в Санкт-Петербургский университет, и возобновлен только в 1828 г. с тем же уставом. И в дальнейшем ГПИ и университет располагались в одном здании, многие профессора университета преподавали в ГПИ. Последнее обстоятельство обеспечивало в ГПИ достаточно высокий уровень преподавания, в особенности естественных наук. Особо подчеркнем, что основной фонд библиотеки ГПИ берет свое начало с 1783 г., когда императрица Екатерина II подарила первой в России Учительской семинарии 1100 томов одного из русских частных собраний.

Фото 5. Здание двенадцати коллегий, где располагались Главный педагогический институт и Санкт-Петербургский университет.

В этом здании в Главном педагогическом институте (1850-1855 гг.) преподавал (1857-1890 гг.) и жил (1866-1890 гг.) Д. И. Менделеев

ГПИ стал для Д. И. Менделеева подлинной alma mater - «кормящей матерью». Почему? В 1850 г. умерла мать Д. И. Менделеева, и ГПИ стал для него второй семьей. Дмитрий Иванович с большой благодарностью вспоминал, что «обязан Главному педагогическому институту всем своим развитием» [5, с. 278]. Он выделил четыре фактора, благоприятно повлиявших на него.

Первый фактор - удобные условия для обучения в институте. Д. И. Менделеев вспоминал, что в институте, «где мы жили и где у нас прямо возле комнат для занятий были расположены физический кабинет, химическая лаборатория, библиотека и прочее, чем мы могли с величайшим удобством пользоваться, где мы работали с весьма большой охотой, нам были вполне открыты двери почти во всякое время в лабораторию и библиотеку» [6, с. 467]; время и силы не терялись ни на хождение в непогоду, ни на заботу об обеде и платье.

Второй фактор - первоклассный профессорско-преподавательский состав в институте. Профессора избирались из самого цвета лучших русских ученых, больше всего из академиков, приобретших известность, в первую очередь, научными трудами и, во вторую очередь, - педагогической деятельностью. Д. И. Менделеев отмечал, что «нам все было дано, все было легко, доступно, и мы брали предлагаемое потому, что от наших профессоров узнавали то, где и что лучше всего следовало взять. Все дело зависело, конечно, от того направления, которое имело все учебное заведение, а оно определилось тем, что профессора его были первоклассные ученые своего времени» [5, с. 279]. Вот несколько имен: И. Ф. Бранд - зоолог и палеонтолог (академик с 1833 г.), А. А. Воскресенский - химик-органик (член-корреспондент с 1864 г.), А. Я. Купфер - химик, минеролог, физик, метеоролог (академик с 1828 г.), Э. X. Ленц - физик (академик с 1834 г.), М. В. Остро-

градский - математик (академик с 1831 г.), Ф. Рупрехт - ботаник (академик с 1857 г.), Н. Г. Устрялов - историк (академик с 1844 г.). Естественно, что под руководством таких маститых ученых Д. И. Менделеев успешно овладевал процессом научного творчества в деталях и в совокупности. Благодаря им к нему пришло понимание роли гипотезы, научного поиска, опыта, эксперимента, фундаментальной роли факта, интуиции, вдохновения в устремлениях ученого и его счастливых находках. Дмитрий Иванович изучал особенности национальных научных химических школ и вышел на актуальное проблемное поле мировой химической науки.

Третий фактор - влияние А. А. Воскресенского как ученого и педагога и уникальная атмосфера «научного горения» в институте. Больше всего Д. И. Менделеева заинтересовал курс химии А. А. Воскресенского, который, по мнению Дмитрия Ивановича, был «дедушкой русских химиков». Лабораторные работы Д. И. Менделеев тоже выполнял под его руководством. «Принадлежа к числу учеников Воскресенского, - рассказывал впоследствии ученый, - я живо помню ту обаятельность безыскусственной простоты изложения и то постоянное наталкивание на пользу самостоятельной разработки научных данных, какими Воскресенский вербовал много свежих сил в область химии. Другие говорили часто о внешних трудностях научного дела, а у Воскресенского мы в лаборатории чаще всего слышали его любимую поговорку: «Не боги горшки обжигают и кирпичи делают», а потому в лабораториях, которыми заведовал Воскресенский, не боялись приложить руки к делу науки, а старались лепить и обжигать кирпичи, из которых слагается здание химических знаний» [4, с. 11].

Четвертый фактор - взаимное общение студентов разных факультетов в институте. Д. И. Менделеев отмечал, что когда «я учился в Главном педагогическом институте на отделении естественных наук, я жил рядом с товарищами, не только с теми математиками, с которыми вместе слушал все общие науки на первых двух курсах, но и с филологами, историками и экономистами другого факультета, и я не забуду тех столкновений во мнениях, которые у нас часто бывали и немало послужили к общей полировке всех нас» [5, с. 258]. Из этого Дмитрий Иванович приобрел бесценный опыт ведения научной полемики в широком аспекте: и обмен мнениями, и критика, и внимательный анализ чужого суждения, и терпимость к противоречиям, даже к заблуждению, и нетерпимость к фанатизму, к жестким защитникам догм, и тем, кто не желает вникнуть в доводы, кто считает, что всегда «вернее держаться старого». Преподавание на физико-математическом факультете, кроме таких гуманитарных предметов, как русская словесность, логика, психология, закон Божий, французский и немецкие языки, также включало следующие предметы: педагогику, русское право, государственные учреждения. Особенно большое место занимали специальные предметы: математические дисциплины, физика, астрономия и геодезия. На естественном отделении читались обширные лекции по химии и химической технологии, минералогии, ботанике, зоологии.

На первом году обучения Д. И. Менделеев представил профессору русской словесности И. И. Давыдову сочинение - «Описание Тобольска в историческом отношении». Бесспорно, это была не только дань благодарности далекому сибирскому городу, в котором прошли его детство и юность, но, и, в первую очередь, первый опыт научного осмысления начал своего Отечества. На последнем курсе обучения он прочел пробную лекцию по курсу педагогики профессора Н. А. Вышнеградского «О телесном воспитании детей от рождения до семилетнего возраста». А. А. Воскресенский и профессор минералогии С. С. Куторга предложили Д. И. Менделееву разработать метод анализа минералов ортита и пироксена, доставляемых из Финляндии. Результаты своей работы он изложил в статье «Химический анализ ортита из Финляндии», опубликованной в 1854 году. Это был первый печатный научный труд и важнейшее событие в жизни Дмитрия Ивановича. Ему было всего 20 лет.

Первая крупная научная работа, представленная Д. И. Менделеевым при окончании курса ГПИ, - кандидатская диссертация «Изоморфизм в связи с другими отношениями кристаллической формы к составу» (научный руководитель - А. А. Воскресенский). Она была издана отдельной книгой в 1856 г. Это был первый биографический факт Д. И. Менделеева. Ему 22 года. Если внимательно присмотреться к числу и характеру ссылок на литературу в этой работе, то станет ясно, какую огромную работу проделал Дмитрий Иванович с первоисточниками. Здесь проявилось не только завидное трудолюбие, но и глубокое знание основных периодических изданий и монографий по предмету исследования, находящемуся на границе двух наук - химии и минералогии. Всего в книге на 234 страницах содержится 134 литературных ссылки. Из них основное место занимает журнальная литература (112) [1, с. 30]. Подчеркнем, что эта работа явилась исходным пунктом для развития теоретических представлений Дмитрия Ивановича, приведших его впоследствии к открытию периодического закона. Сам Д. И. Менделеев писал позднее о данной работе следующее: «Составление этой диссертации вовлекло меня более всего в изучение химических отношений. Этим она определила много» [11, с. 28].

Уже в студенческие годы Д. И. Менделеев проявил себя как самостоятельный, многосторонний, чрезвычайно трудоспособный и оригинально мыслящий исследователь. Интенсивная работа позволила Дмитрию Ивановичу быстро войти в число лучших студентов ГПИ, который он окончил в 1855 г. Ученый совет присудил ему титул «Старший учитель» и наградил золотой медалью.

Фото 6. Д. И. Менделеев. 1855 г.

Таким образом, годы учебы сформировали Д. И. Менделеева как ученого, педагога, гражданина и общественного деятеля, так как его наставниками были крупнейшие российские ученые. Именно от них он унаследовал любовь к науке, осмысление ценности знания, значение общественной деятельности, понимание того, что масштабы России веками учили думать глобально и перспективно. Поэтому Дмитрий Иванович мог с полным правом повторить фразу И. Ньютона, ставшей классической формулой признательности и благодарности предшествующим поколениям исследователей и своим учителям: «Если мы видели дальше других, то это потому, что стояли на плечах гигантов» [8, с. 14].

Вывод: библиотека Главного педагогического института в Санкт-Петербурге содействовала профессиональному и гражданскому становлению нашего знаменитого соотечественника.

Продолжение следует.

Библиографический список

1. Добротин, Р. Б., Карпило, Н. Г. Библиотека Д. И. Менделеева / Р. Б. Добро-тин, Н. Г. Карпило. - Л.: Наука, 1980. - 222 с.

2. Ключевский, В. О. Сочинения: В 9 т. Т. VII. Специальные курсы / В. О. Ключевский. - М.: Мысль, 1989. - 508 с.

3. Летопись жизни и деятельности Д.И. Менделеева. - Л.: Наука, 1984. - 531 с.

4. Менделеев, Д. И. Границ познанию предвидеть невозможно / Д. И. Менделеев. - М.: Сов. Россия, 1991. - 592 с.

5. Менделеев, Д. И. Заветные мысли: Полное издание (впервые после 1905 года) / Д.И. Менделеев. - М.: Мысль, 1995. - С. 413.

6. Менделеев, Д. И. Какая же Академия нужна в России? // Д. И. Менделеев Познание России. Заветные мысли / Д.И. Менделеев. - М.: Эксмо, 2008. - 688 с.

7. Менделеев, Д. И. Сочинения: В 25 т. Т. XXIII / Д. И. Менделеев. - Л. - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1952. - 385 с.

8. Слово о науке. Афоризмы. Изречения. Литературные цитаты. - изд. 2-е, испр. и доп. - М.: «Знание», 1978. - 272 с.

9. Судницын, И. Гармония мира. К 170-летию со дня рождения Дмитрия Ивановича Менделеева / И. Судницын // Отечество. - 2004. - № 8. - С. 17-19.

10. Тригорова-Менделеева, О. Д. Менделеев и его семья / О. Д. Тригорова-Менделеева. - М.: Изд-во Академии наук, 1947. - 104 с.

11. Цит. по: Фигуровский, Н. А. Дмитрий Иванович Менделеев. 1834-1907 / Н. А. Фигуровский. - М.: Наука, 1983. - 287 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.