Д.Гловер, К.Каплан Гендерные исследования
Дэвид Гловер - старший лектор Саутгемптонского университета и Кора Каплан - профессор Саутгемптонского университета (Великобритания) посвящают свою работу одному из наиболее сложных понятий современных социокультурных исследований, понятию «gender», затрагивающему различия между мужской и женской ментальностями. Термины «гендерная роль» и «гендерная идентичность» часто стали использоваться в последние десятилетия ХХ в., однако до Второй мировой войны таковые вообще не существовали. В английском языке слово «гендер» - «gender» употреблялось раньше главным образом в функции грамматического термина - мужской или женский род.
В сексологии понятие «гендер», относящееся к социальным и культурным аспектам сексуальных различий, появилось уже в 60-ые годы ХХ в. В книге «Секс в обществе» Алекс Комфорт впервые дал пояснение того, что означает термин «гендерная роль». Это, по Комфорту, тип поведения, «избираемый индивидом в соответствии со стандартами его культуры»1. Роберт Дж. Столлер в работе «Секс и гендер: О развитии маскулинности и фемининности» отметил, что гендерная идентичность появляется у человека тогда, когда он сознательно или бессознательно относит себя к одному или другому полу. Существует и «гендерное сознание гермафродита», полагает Столлер, в случае, если индивид не относит себя ни к одному из двух полов2 Кейт Миллетт в книге «Сексуальная политика», которая является одним из основополагающих текстов современного феминизма, утверждает, что мужская и женская культуры в корне отличаются друг от друга. Она при этом опирается на исследования Столлера, что позволило ей заявить, будто «секс - это биологическая форма, а гендер - чисто психологическая, т. е. культурная форма»3.
Зигмунд Фрейд в лекции «Женственность» утверждал, что «над загадкой женственности много мудрило голов всех времен»4. И далее Фрейд пишет: «Женщины в состоянии развивать большую активность в
* Glover D., Kaplan C. Genders. - L.; N.Y., 2000. - XXX1V, 177 p.
1 Comfort A. Sex in society. - L., 1963. - P. 42.
2 Stoller P.J. Sex and gender: On the development of masculinity and femininity. - L., 1968. P. 33-34.
3 Millett K. Sexual politics. - L., 1977. - P. 29-31.
4 Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. - М., 1990. - С. 370.
разных направлениях, мужчины не могут жить вместе с себе подобными, если у них не развита в высокой степени пассивная уступчивость»1. Можно было бы попытаться охарактеризовать женственность психологически как предпочтение пассивных целей, пишет Фрейд, но для того, чтобы осуществить пассивную цель, может понадобиться большая затрата активности. Так что «активное» отнюдь не соответствует только «мужскому», как и «пассивное» - только женскому, заключает Фрейд.
Когда историки феминистского движения изучают эволюцию современного понятия «гендер», они начинают исследования с XVIII в. В 1792 г. английская писательница Мэри Уолстонкрафт опубликовала публицистическую книгу «Защита прав женщины», в которой она назвала основными отрицательными женскими чертами нарциссизм, зависимое положение и необходимость подчиняться. И в «Защите прав женщины», и в других произведениях Мэри Уолстонкрафт называла женскую чувствительность весьма опасным врагом свободы женщины.
В Викторианской Англии основным правом женщины считалась возможность «чувствовать так же, как чувствуют мужчины» (с. 20). В романах Б. Дизраэли, Э. Гаскелл, Ш. Бронте и особенно в романе в стихах Элизабет Барретт Браунинг «Аврора Ли» (1857) постоянно возникала проблема равноправия женщины. Впрочем, об этой проблеме вполне иронично писала Вирджиния Вулф в 1916 году: «Всегда быть гувернанткой и всегда быть влюбленной» (с. 26). Между Шарлоттой Бронте, которая умерла в 1855 г., и Вирджинией Вулф, чья писательская карьера началась в первые годы ХХ в., лежат полстолетия борьбы за права женщин и вполне оформившееся феминистское движение.
Впрочем, сама Вулф в романе «Орландо» (1928) осмеяла все наиболее негативные качества феминистского движения - его сентиментальность, гетеросексуальность, социальный и политический
консерватизм. Дафна Дюморье в романе «Ребекка» (1938), образующем с романами «Гостиница Ямайка» (1936), «Бухта француза» (1941) и «Моя кузина Рахиль» (1951) так называемый «корнуолльский цикл», создает новый литературный канон феминизма среднего класса.
В афро-американской женской литературе ХХ в. превалирует образ честной, образованной, обаятельной героини, которая борется за свободу черной женщины. Миф, созданный во времена рабства и расизма, о ни с чем не сравнимой сексуальности афро-американской женщи-
1 Там же. - С. 371.
ны, опровергался произведениями, в которых негритянка описывалась как преданная жена, дочь, мать, представительница преуспевающей черной буржуазии. Так, в романе Франс Эллен Уоткинс Харпер «Иола Лерой» (1987) читателям предлагается героиня именно такого масштаба.
Феминистское движение с конца 60-х гг. ХХ в. проявляет ряд подходов к изменению роли женщины в обществе. Французская феминистская теория и художественное творчество писательниц-феминисток получает в 1960-1970 гг. самоназвание «феминистское письмо» (с. 44). Моника Виттиг - одна из многих феминисток 60-х гг., которые обратились к научной фантастике, чтобы преодолеть неизбежность гендерной бинарности.
Еще в 1929 г. психоаналитик Джоан Ривьер писала о так называемой «маскулинной идентификации» женщин-феминисток, т.е. женщин, которые способны не хуже мужчин соответствовать требованиям, предъявляемым к их профессии. В статье «Женственность как маскарад» Джоан Ривьер утверждала, что в действительности так называемая женственность - это не более, чем маскарад, при помощи которого многие женщины прячут свою в сущности вполне маскулинную идентификацию. Американская писательница Урсула К. ЛеГуин в романе «Левая рука тьмы» (1969) описывает планету андрогинов, т.е. общество, в котором нет гендерных различий. Будучи дочерью антропологов Альфреда и Теодоры Крёбер, Урсула К. ЛеГуин сочетает в своем романе элементы действительных и воображаемых человеческих культур. В 80-е гг. ХХ в. теоретик феминистского движения Донна Харауэй в «Манифесте киборга» описывает гибрид машины и организма, называемый киборгом и живущий в мире, лишенном половых, гендерных признаков (с. 54).
Главу «Маскулинность» авторы открывают рассказом о дневнике «В стальных грозах» (1920) немецкого писателя Эрнста Юнгера, в котором речь идет о Первой мировой войне и о том, как сам Юнгер, будучи раненым, смог избежать плена, поскольку, истекая кровью, все же отстреливался и добежал до медицинского пункта. Мемуары Э. Юнгера написаны в защиту того, что писатель считает «моделью мужественности» (с. 58). Культурную историю маскулинности излагает Джордж Масс в книге «Образ мужчины: Создание современной маскулинности» (1996), которую авторы реферируемой работы называют одной из первых книг, посвященных стереотипам мужественности, нормативам и идеалам последней. «Идеал мужчины» Дж. Мосс ведет также с XVIII в., когда Иоганн Иоахим Винкельман, немецкий историк искусства, заявил,
что найти таковой можно лишь в благородной возвышенной скульптуре древнегреческой классики. Дж. Мосс доводит историю «идеала мужчины» до 50-х гг. ХХ в., полагая, что с этой поры маскулинность подвергается многочисленным изменениям.
Развенчанием «идеала мужчины», унаследованного от Средневековья. М.М. Бахтин считал роман Рабле о Гаргантюа и Пантагрюэле. В работе о творчестве Франсуа Рабле М.М. Бахтин в 1965 г. показал, что «гротескный реализм» и «гротескная фантазия» в полной мере относились к развенчанию средневекового понятия о мужественности.
Джордж Мосс в своем исследовании, упоминавшемся выше, «Образ мужчины» («The image of man»), описывая идеал маскулинности конца ХХ в., называет основные качества «мужского идеала» - моральное превосходство и внутренняя сила характера. Ученый относит зарождение такого идеала еще ко второй половине XVIII в., рассказывая о жизни шотландского писателя Джеймса Бозуэлла (1740-1795), автора биографии Сэмюэла Джонсона, т.е. одного из первых биографических жизнеописаний в Европе. «Жизнь Джонсона» (1791) Бозуэлла именно воспевает мужской характер писателя, чей «талант, достижения и добродетели были настолько выдающимися, что потомки будут вспоминать о нем с восхищением и почтением» (цит. по: с. 73-74).
Впрочем, к середине XIX в. Сэмюэл Джонсон утратил в глазах викторианцев все свои прекрасные мужские качества и превратился в пример эксцентрика, над которым можно только посмеяться. «Мужской идеал» в Викторианской Англии - это уже герой нового типа, олицетворяющий энергию индустриального общества, причем физическая сила считалась главным качеством «настоящего мужчины».
Начало ХХ в. характеризуется, по мнению авторов реферируемой книги, исчезновением мужественности. Они приводят в качестве примера новеллу Франца Кафки «Превращение» (1915), герой которой, проснувшись, обнаружил, что он превратился в отвратительное насекомое. Это «яркая аллегория мужского состояния» (с. 81). Однако такова лишь одна сторона исчезающей маскулинности в ХХ в. Другой стороной является развитие гомосексуальности, которую авторы определяют как «симптом мужской слабости» (с. 86). Говоря об однополой любви в современной культуре, о ее истории и о ее судьбе в третьем тысячелетии. авторы реферируемой работы напоминают о жизни Оскара Уальда, чья блестящая карьера была прервана скандальным процессом по обвинению в безнравственности. Писатель был осужден на два года тюремного
заключения (1895-1897), а по выходе из тюрьмы поселился в Париже, где вскоре и умер (в 1900 г.)1. В научной литературе психопатология сексуальной жизни впервые была описана немецким невропатологом Ричардом фон Крат-Эбингом (1840-1902) в сексологическом компендиуме «РБусИораШа 8ехиаИБ» в 1886 г., где и был введен в обиход сам термин «гомосексуализм» (с. 88).
Французский философ, историк и теоретик культуры Мишель Фуко (р. 1926) в многотомном труде по истории сексуальности в Европе строит особую «археологию знания», основанную на психологии, психиатрии и других гуманитарных науках. М. Фуко считает, что вопросы секса должны обсуждаться широко и свободно вне репрессивных условностей и табу. Один из основных уроков «Истории сексуальности» М. Фуко состоит в том, пишут авторы реферируемой книги, что нет однозначного смысла в выражении «секс - это секс», ибо наши идеи и верования о сексуальности претерпели большие изменения за последние сто лет, и они продолжают изменяться и в третьем тысячелетии. «На протяжении всей нашей книги гендерные идентичности получают изменчивое определение», пребывая в категории явлений, которые постоянно изменяются и, будучи системой иерархических отношений, оцениваются по-разному в различных исторических обществах, заключают Д. Гловер и К. Каплан (с. 158).
И. Л. Галинская
1 См. об этом также: Fisher T. The mysteries of Oscar Wilde // History today. - L., 2000. - Vol. 50(12). - P. 18-20. (Прим. реф.).