Научная статья на тему 'CVP-анализ (затраты-объем-прибыль) как характеристика способности компании генерировать доходы/прибыль'

CVP-анализ (затраты-объем-прибыль) как характеристика способности компании генерировать доходы/прибыль Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1108
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Хроноэкономика
Область наук
Ключевые слова
CVP-АНАЛИЗ / ЭФФЕКТИВНЫЙ БИЗНЕС / ПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТЫ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОМПАНИЕЙ / МАРЖИНАЛЬНЫЙ ДОХОД / ТОЧКА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ / CVP-ANALYSIS / EFFICIENT BUSINESS / FIXED COSTS / STRATEGY MANAGEMENT / MARGINAL INCOME / BREAK EVEN POINT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вдовина А.И.

Все коммерческие организации заинтересованы в успешном ведении своих дел. Это значит, что данный вопрос всегда будет актуален для компаний, стремящихся эффективно вести свой бизнес. Для оценки эффективности ведения бизнеса в данной работе поставлена цель рассмотрения CVP-анализа как основной модели, применяемой при оценке способности экономического субъекта при заданных объемах затрат и производства генерировать прибыль.При исследовании вопроса автором были изучены основные допущения, при которых данный анализ мог бы эффективно применяться на практике. Также в работе представлена графическая интерпретация модели с целью наглядного примера причинно-следственных связей. В качестве исследуемого предмета был рассмотрен пример применения модели на базе количественного анализа, а также выявлены определенные условия успешного использования рассматриваемой модели на практике. Важно подчеркнуть, что наиболее эффективное применение CVP-анализа возможно при построении стратегии развития компании в краткосрочном периоде и определении точных условий существования объекта на рынке. Также были сделаны соответствующие выводы и советы по использованию рассматриваемой модели, которые подошли бы в первую очередь компаниям, имеющим большие объемы постоянных затрат, а также начинающим компаниям, стремящимся выбрать эффективную стратегию развития на первых этапах становления своего бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CVP-ANALYSIS (COST-VOLUM-PROFIT) AS A CHARACTERISTIC OF A COMPANY'S ABILITY TO GENERATE INCOME/PROFIT

All commercial organizations are interested in the successful performance of their business. This means that this issue will always be relevant for companies seeking to effectively conduct their business. To evaluate the effectiveness of doing business the author of this work set a goal in considering CVP-analysis as a primary model applied in the assessment of the ability of the economic entity to generate profit taking into account given volumes and costs of production.While studying the issue, the author made certain assumptions with which this analysis could be effectively applied in practice. The paper also presents a graphical interpretation of the model in order to provide a clear example of cause-and-effect relationships. As a subject of study the author considered an example of using a model based on quantitative analysis and identified certain conditions for the successful use of the model in practice. It is important to emphasize that the most effective use of CVP-analysis is possible in the construction of the company's development strategy in the short term and determining the exact conditions for the existence of the firm in the market. The author also made appropriate conclusions and created tips on the use of the model, which would be suitable primarily for companies at early stages of their business.

Текст научной работы на тему «CVP-анализ (затраты-объем-прибыль) как характеристика способности компании генерировать доходы/прибыль»

УДК: 33.054.22

CVP-АНАЛИЗ (ЗАТРАТЫ-ОБЪЕМ-ПРИБЫЛЬ) КАК ХАРАКТЕРИСТИКА СПОСОБНОСТИ КОМПАНИИ ГЕНЕРИРОВАТЬ

ДОХОДЫ/ПРИБЫЛЬ

Вдовина А.И., студент Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

E-mail: anastasiavmos@gmail.com

Аннотация. Все коммерческие организации заинтересованы в успешном ведении своих дел. Это значит, что данный вопрос всегда будет актуален для компаний, стремящихся эффективно вести свой бизнес. Для оценки эффективности ведения бизнеса в данной работе поставлена цель рассмотрения CVP-анализа как основной модели, применяемой при оценке способности экономического субъекта при заданных объемах затрат и производства генерировать прибыль.

При исследовании вопроса автором были изучены основные допущения, при которых данный анализ мог бы эффективно применяться на практике. Также в работе представлена графическая интерпретация модели с целью наглядного примера причинно-следственных связей. В качестве исследуемого предмета был рассмотрен пример применения модели на базе количественного анализа, а также выявлены определенные условия успешного использования рассматриваемой модели на практике. Важно подчеркнуть, что наиболее эффективное применение CVP-анализа возможно при построении стратегии развития компании в краткосрочном периоде и определении точных условий существования объекта на рынке. Также были сделаны соответствующие выводы и советы по использованию рассматриваемой модели, которые подошли бы в первую очередь компаниям, имеющим большие объемы постоянных затрат, а также начинающим компаниям, стремящимся выбрать эффективную стратегию развития на первых этапах становления своего бизнеса.

Ключевые слова: CVP-анализ, эффективный бизнес, постоянные затраты, стратегическое управление компанией, маржинальный доход, точка безубыточности.

CVP-ANALYSIS (COST-VOLUM-PROFIT) AS A CHARACTERISTIC OF A COMPANY'S ABILITY TO GENERATE INCOME/PROFIT

Vdovina A.I., student

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

E-mail: anastasiavmos@gmail.com

Abstract. All commercial organizations are interested in the successful performance of their business. This means that this issue will always be relevant for companies seeking to effectively conduct their business. To evaluate the effectiveness of doing business the author of this work set a goal in considering CVP-analysis as a primary model applied in the assessment of the ability of the economic entity to generate profit taking into account given volumes and costs of production.

While studying the issue, the author made certain assumptions with which this analysis could be effectively applied in practice. The paper also presents a graphical interpretation of the model in order to provide a clear example of cause-and-effect relationships. As a subject of study the author considered an example of using a model based on quantitative analysis and identified certain conditions for the successful use of the model in practice. It is important to emphasize that the most effective use of CVP-analysis is possible in the construction of the company's development strategy in the short term and determining the exact conditions for the existence of the firm in the market. The author also made appropriate conclusions and created tips on the use of the model, which would be suitable primarily for companies at early stages of their business.

Keywords: CVP-analysis, efficient business, fixed costs, strategy management, marginal income, breakeven point.

1. ВВЕДЕНИЕ Всем известно, что основной целью любой

коммерческой организации является получение

прибыли. Этот тип хозяйствующего субъекта включает одно или несколько лиц или компаний в государственном или частном секторе, которые работают вместе и разделяют одну и ту же миссию и цели. Такие компании распределяют прибыль между акционерами и сотрудниками и/или реинвестируется её обратно в компанию.

Отличными примерами коммерческих компаний, признанных успешными такими экспертами, как аналитики Fortune 500, можно считать Apple, Microsoft, PepsiCo, Coca-Cola, Walmart, Target, McDonald's, Dell, HP и Google [7]. У этих компаний из совершенно разных секторов экономики есть одна общая цель -разработка и продажа продуктов или услуг, которые обеспечивают ценность для конечного клиента и приносят прибыль.

На каких же основаниях вышеперечисленные компании можно назвать успешными? Кто-то судит по капитализации, кто-то по объему полученный прибыли, а кто-то исходит из громкого имени, которое первым приходит в голову, когда речь заходит о компаниях, достигших небывалых высот в своем деле.

Автор данной статьи рассмотрит проблему оценки эффективности компании с точки зрения CVP-анализа. CVP-анализ (cost-volum-profit) исследует взаимосвязи между изменениями в деятельности компании и изменениями в общем объеме выручки от продаж, затрат и прибыли [8]. Такая модель может быть очень полезна для предприятий с большими постоянными затратами, а также для бизнеса, который начинает свою деятельность или сталкивается со сложными экономическими условиями [5].

CVP-анализ позволяет компаниям оценить свою способность генерировать доход/прибыль, что, в свою очередь, является главной целью любой коммерческой организации [9]. Следовательно, исследуемый вопрос будет всегда актуален для тех компаний, которые заинтересованы в организации своей успешной деятельности.

Таким образом, целью данного исследования является определение CVP-анализа как характеристики способности компании

генерировать доходы/прибыль. В качестве главных задач обозначим следующее: дадим характеристику непосредственно CVP-анализу, изучим его основные допущения, построим график, а также приведем пример применения модели на практике с помощью количественного метода анализа и сделаем соответствующие выводы.

2. ЧТО ТАКОЕ СУР-АНАЛИЗ?

CVP-анализ помогает определить, сколько единиц продукции должно быть продано, чтобы бизнес смог преодолеть точку безубыточности, то есть чтобы общая выручка от реализации продукции превысила общие затраты (фиксированные и переменные) [1, С68]. Данный анализ позволяет бизнесу учитывать влияние на прибыль различных изменений операционных затрат и прибыли, таких как снижение отпускной (продажной) цены или увеличение постоянных затрат. Также он позволяет определить объем продаж, необходимый для достижения определенного уровня прибыли и установить определенную величину, на которую текущий уровень продаж может уменьшиться до того, как убытки будут сделаны [4].

Итак, с помощью CVP-анализа можно изучить поведение общих доходов, общих затрат и операционного дохода по мере изменения уровня выпуска, цены продажи, переменных затрат на единицу продукции или фиксированных показателей. Однако важно помнить, что анализ CVP делает ряд допущений, в пределах которых компания осуществляет свою деятельность.

3. ОСНОВНЫЕ ДОПУЩЕНИЯ СУР-АНАЛИЗА

Для того чтобы анализ CVP был эффективным, необходимо признать допущения, на которых он основан[5]. Эти допущения устанавливают правила для изучения взаимосвязей между объемом продаж, затратами и прибылью. Условия, которые должны применяться при использовании анализа CVP, представлены ниже:

1. все переменные, кроме объема, остаются неизменными;

2. структура продукции не меняется в течение планового периода;

3. совокупные издержки и совокупный доход имеют линейную зависимость;

4. прибыль рассчитывается с использованием переменных (предельных) затрат;

5. затраты могут быть точно разделены на постоянные и переменные элементы;

6. производительность внутри релевантного уровня активности не меняется;

7. анализ применим только к краткосрочному периоду.

Таким образом, модель имеет заданные параметры, с учетом которых может применяться на практике, что будет показано далее.

Затраты, доходы

4. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ СУР-АНАЛИЗА

При применении подхода переменных (предельных) затрат анализ СУР выделяет вклад в качестве ключевого фактор деятельности организации. Этот вклад определяется как общий доход от продаж за вычетом переменных затрат и представляет собой величину, которая покрывает общие постоянные затраты и способствует получению прибыли. Если у компании достаточный вклад для покрытия общих постоянных затрат, но при этом она не генерирует прибыль и не несет убытков, это означает, что она находится в так называемой точке безубыточности (ВЕР) [3, С. 44]. Как только эта точка была достигнута, любой дальнейший вклад способствует создании прибыли (см. рис.1).

Совокупные затраты

Л/' Выручка J

ь.

Точка безубыточности Объем производства

Рис. 1 - Взаимосвязь «затраты-объем-прибыль» [6].

Используя СУР-анализ, организация может также рассчитать общий доход от продаж (или объем продаж), необходимый для создания определенного уровня прибыли, называемой целевой прибылью [10]. В то время как для организации важно знать ее точку безубыточности в отношении объема продаж или дохода, также полезно знать, как это связано с его текущим или ожидаемым уровнем активности [2, С 152]. Та разница между текущим или ожидаемым объемом продаж (или выручкой) организации и объем продаж (или выручка) в точке безубыточности называется запасом прочности. Она показывает насколько настоящий (или ожидаемый) объем

продаж (или выручка) упадет до того, как

организация начнет нести убытки.

5. ПРИМЕР ПРИМЕНЕНИЯ CVP-АНАЛИЗА

Компания ABC производит мягкую мебель Переменные затраты составляют $ 100 на единицу продукции, а постоянные затраты равны $2000. Продажная цена - $200. Необходимо определить объем продаж, при котором компания начнет получать прибыль. Для этого используется следующая базовая формула: Выручка от реализации (ВР) = переменные затраты (ПЗ) + постоянные затраты (ПЗ) + прибыль (П) [11].

Таким образом, находим объем продаж в точке безубыточности: 200x = 100x + 2000.

Отсюда x = 20 единиц мягкой мебели. Следовательно, компания ABC должна производить больше 20 единиц мягкой мебели или увеличить продажную цену каждой единицы продукции в рассматриваемом (краткосрочном) периоде при прочих равных условиях, чтобы начать получать прибыль.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведя анализ CVP, компании могут принять решения о том, инвестировать ли им в определенные технологии, которые изменят их структуру затрат, и определить влияние на продажи и прибыльность в короткие сроки.

Например, предположим, что компания рассматривает возможность инвестирования в новое оборудование, которое увеличило бы переменные затраты на $5 за единицу, но могло бы уменьшить постоянные затраты на $50,000. В этом сценарии принятия решений компании могут легко применить анализ CVP для определения наилучшего ответа.

Самое сложное в таких ситуациях, как правило, - определить, как эти изменения повлияют на модели продаж: останутся ли продажи относительно похожими, пойдут ли они вверх или вниз? Как только оценки продаж становятся несколько разумными, это становится просто вопросом подсчетов и оптимизации прибыльности компании.

Подводя итоги, необходимо отметить, что CVP-анализ эффективен при определении способности компании генерировать доходы/прибыль только тогда, когда выполнятся определенные условия (допущения). Именно наличие таких допущений признается многими экономистами, а также финансовыми менеджерами как главный недостаток данной модели.

Нельзя не согласиться с тем, что допущения есть некоторые ограничения, но именно они дают возможность выявить слабые моменты в планировании, при определении оценки финансово-производственной деятельности каждой компании, способствуя тем самым более грамотному и четкому подсчету результатов своей деятельности, а также её составляющих.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[1] Ивашкевич, В.Б. Бухгалтерский управленческий учет. - М.: ЮРИСТ; 2011. -576 с.

[2] Кондраков, Н.П., Иванова М.А. Бухгалтерский управленческий учет. - М.: Инфра-М; 2008 - 368 с.

[3] Моисеева Н. К., Костина Г.Д. Стратегический менеджмент. - М.: МИЭТ, 2010. - 220 с.

[4] Davia C.E., Davis, E. Managerial Accounting (2nd ed.). 2013, Wiley.

[5] Wahlen, J.M., Baginski S.P., Bradshaw M.T. Financial Reporting, Financial Statement Analysis, and Valuation: A Strategic Perspective (7th ed.). 2010, Cengage Learning.

[6] CV анализ [Электронный ресурс]. URL: https: //kpfu.ru/docs/F 1691329844/t3.pdf (дата обращения: 20.03.2019).

[7] Fortune 500 [Электронный ресурс]. URL: http://fortune.com/fortune500/ (дата обращения: 20.03.2019).

[8] Break-even analysis (CVP analysis) URL: http://www.acornlive.com/demos/pdf/P2_PM_C hapter_5.pdf (дата обращения: 21.03.2019).

[9] Cost-Volume-Profit Analysis [Электронный ресурс]. URL: http://wps.prenhall.com/wps/ media/objects/2272/2326812/cost12_study03.pd f (дата обращения: 20.03.2019).

[10] Cost-Volume-Profit Analysis [Электронный ресурс]. URL: http://www.pearsoncanada.ca/ media/highered-showcase/multi-product-showcase/horngren-ch03.pdf (дата обращения: 20.03.2019).

[11] Cost-Volume-Profit Analysis and Break Even Analysis [Электронный ресурс]. URL: https: //ru. scribd.com/presentation /101753262/CVP-ANAL-ppt (дата обращения: 21.03.19).

[12] Лесь А.Ю. ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ / Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. 2017. № 2. С. 57-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.