Научная статья на тему 'Cущность и классификация налогового планирования бюджетов разных уровней управления'

Cущность и классификация налогового планирования бюджетов разных уровней управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
192
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЯ / ПЛАНИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ / ТЕКУЩЕЕ И ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ / TAX PLANNING / TAX REVENUE PLANNING / CURRENT AND FUTURE PLANNING / TAX AUTHORITIES / FINANCIAL AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Храмова Ирина Валерьевна, Храмова Елена Валерьевна

В статье исследуются подходы разных авторов к определению сущности и содержания «налогового планирования», анализируются классификации налогового планирования, разграничены понятия «налогового планирования» и «планирования налоговых доходов бюджета», уделяется внимание субъектам, осуществляющим процесс планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essence and classification of tax planning budgets of different management levels

The article discusses the approaches of various authors to determining the nature and content of “tax planning”, analyzes the classification of tax planning, distinguishes between the concepts of “tax planning” and “budget tax revenue planning”, focuses on subjects involved in the planning process.

Текст научной работы на тему «Cущность и классификация налогового планирования бюджетов разных уровней управления»

Cущность и классификация налогового планирования бюджетов разных

уровней управления

The essence and classification of tax planning budgets of different management levels

Храмова Ирина Валерьевна

Студент 3 курса, ф-т теплоэнергетика и теплотехника, Казанский Государственный Энергетический Университет,

РФ, г.Казань e-mail: ira.khramova99@mail.ru

Khramova Irina Valerievna

3rd year student, faculty of Heat and Power Engineering, Kazan State Power Engineering University,

Russia, Kazan e-mail: ira.khramova99@mail.ru

Храмова Елена Валерьевна

Студент 1 курса магистратуры ф-т теплоэнергетика и теплотехника, Казанский Государственный Энергетический Университет,

РФ, г.Казань e-mail:lenochka-0402@mail.ru

Khramova Elena Valerievna

1st year student faculty of Heat and Power Engineering, Kazan State Power Engineering University,

Russia, Kazan e-mail: lenochka-0402@mail.ru

Научный руководитель Серкина Нина Анатольевна

Кандидат экономических наук, Казанский Государственный Энергетический Университет,

РФ, г.Казань e-mail:ninaserkina@mail.ru

Scientific adviser Serkina Nina Anatolevna

Candidate of Economic Sciences, Kazan State Power Engineering University,

Russia, Kazan e-mail: ninaserkina@mail.ru

Аннотация.

В статье исследуются подходы разных авторов к определению сущности и содержания «налогового планирования», анализируются классификации налогового планирования, разграничены понятия «налогового планирования» и «планирования налоговых доходов бюджета», уделяется внимание субъектам, осуществляющим процесс планирования.

Annotation.

The article discusses the approaches of various authors to determining the nature and content of "tax planning", analyzes the classification of tax planning, distinguishes between the concepts of "tax planning" and "budget tax revenue planning", focuses on subjects involved in the planning process.

Ключевые слова: налоговое планирования, планирование налоговых доходов, текущее и перспективное планирование, налоговые органы, финансовые органы.

Key words: tax planning, tax revenue planning, current and future planning, tax authorities, financial authorities.

Развитие экономики с начала 90-х годов XX века характеризуется значительным вниманием к вопросам теории налогов и налогообложения, налоговой политики государства и регионов. В большей части исследований в этой области затрагивается вопрос о сущности и классификации налогового планирования.

Кроме того, налоговое планирование можно рассматривать в двух аспектах:

1.Государственное планирование-как процесс, осуществляемый органами государственной власти или органами власти, управления отдельных территорий страны (в том числе, муниципальных образований), связанный с планированием поступлений налогов и сборов в бюджетную систему;

2. Индивидуальное планирование-как процесс, осуществляемый налогоплательщиками, который представляет собой «оценку перспектив уменьшения налоговой нагрузки, осуществляемую на основе изменчивости организации его хозяйственной деятельности в соответствии с действующим законодательством» [1, с. 141-142]. Такой процесс можно назвать индивидуальным налоговым планированием.

Поэтому основным фактором разделения налогового планирования является статус субъекта, осуществляющего процесс.

В данной статье налоговое планирование рассматривается как деятельность органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Огромный вклад в развитие российской теории налогов и налогообложения внесли Д.Г. Черник А.Б. Паскачев, Ф.К.Садыгов, И.И. Бабленкова Л.С. Кирина Г.Н. Карпова, Н.А. Горохова, В.Г. Пансков М.В. Романовский О.В. Врублевская. В значительной степени посвящены исследованию сущности и технологий налогового планирования также работы Л.В. Дуканич, А.И. Косолапова Г.Б. Поляка, А.Э. Сердюкова, Е.С. Вылковой, И.А. Майбурова, Т.Ф. Юткиной, А.Л. Тарасевича, О.А. Мироновой.

Прежде всего, авторы рекомендуют рассматривать в качестве объекта налогового планирования органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления объем (сумму) налоговых поступлений в бюджеты (вне зависимости какой конкретный институт, орган власти или управления реализовал процесс планирования).

Классификации налогового планирования органов государственной власти и управления приводятся в работах В.Г. Панскова, М.В. Романовского и О.В. Врублевской, Т.Ф. Юткиной, Г.Б. Поляка, И.А. Майбурова. Основными видами налогового планирования (планирования налоговых доходов бюджетов) российские ученые считают:

1) текущее налоговое планирование (которое разделяется на оперативное и краткосрочное);

2) стратегическое налоговое планирование (которое разделяется на долгосрочное и среднесрочное).

Рассмотрим теоретические подходы В.Г. Панскова к вопросу о сущности текущего и перспективного

налогового планирования

Оперативное планирование входит в классификацию текущего налогового планирования и учитывает оценку налоговых поступлений для определения суммы затрат на финансирование и является основой для краткосрочного планирования.

Текущее планирование анализирует налоговые поступления в текущем году, а также предполагает обеспечение реальности предусмотренных сумм, их соответствие действующему налоговому законодательству.

Перспективное планирование определяет налоговую составляющую финансовых ресурсов государства на ближайшую и долгосрочную перспективу и не предполагает обязательного разделения по видам налогов, охватывающий всю совокупность налогов.

В статьях М.В. Романовского, О.В. Врублевской приводятся особенности различных видов налогового планирования, в частности рассматривается оперативное налоговое планирование, которое играет важную роль в процессе исполнения бюджетов, в ходе которого «...возникает необходимость установления степени выполнения плановых заданий текущего периода, их напряженности» [2, с. 316]. Подчеркивается, что в практической деятельности для контроля за поступлением налогов в бюджетную систему могут разрабатываться план на квартал, месяц или даже на несколько дней.

Перспективное планирование, по мнению перечисленных экономистов, включает в себя «... составление предположительной оценки поступлений налогов при условии следования выбранной концепции налогообложения на средне- и долгосрочную перспективу» [2, с. 316].

Л.В. Дуканич в своей работе приводит отличную от наиболее распространенной концепции иные виды налогового планирования (планирования налоговых доходов бюджетов) [3]. В зависимости от периода планирования, кроме оперативного (на 1 квартал) и текущего (на 1 год) планирования, выделяют долгосрочное и стратегическое планирование. Также в своей работе Л.В. Дусканич подчеркивает, что текущее планирование связывается «.с выработкой способов обеспечения выполнения заданных налоговых обязательств» [3, с. 255].

По мнению автора в развитии перспективного планирования можно выделить следующие этапы:

I. 2004-2006. Формирование фундаментальных идей среднесрочного планирования, первые опыты составления долгосрочных финансовых планов.

II. 2007 год Введение в Бюджетный кодекс Российской Федерации статей, устанавливающих требование составления федерального бюджета на 3 года, а также обязательство по разработке среднесрочного финансового плана для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (с возможностью составления трехлетних бюджетов). Подготовка первого федерального бюджета на 3 года (2008-2010).

III. 2008 год. Подготовка первой бюджетной стратегии Российской Федерации на 15 лет (2008-2023 гг.), в которой была использована возможность оценить тенденции налоговых поступлений в бюджетную систему с предлагаемыми изменениями в налоговом законодательстве. Составление федерального бюджета на 2009-2011 годы. Развитие опыта составления 3 -х летних бюджетов в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.

IV. 2009 год. Кризис практики составления 3-х летних бюджетов, обусловленный негативным влиянием последствий мирового финансового кризиса на доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Большинство субъектов Российской Федерации и муниципальных образований отказываются от составления бюджетов на 3 года. Показатели федерального бюджета на 2009-2011 годы на 2009 год объявлены несостоятельными, однако на федеральном уровне практика составления бюджета на 3 года продолжается (составлен федеральный бюджет на 2010-2012 годы).

В настоящее время принцип среднесрочного налогового планирования в РФ реализуется на всех уровнях бюджетной системы следующим образом:

1) подготовка региональных и местных бюджетов в ряде субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на 3 года без среднесрочного финансового плана;

2) составление федерального бюджета на 3 года (следующий год и 2-летний плановый период);

3) подготовка региональных и местных бюджетов в других субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях на 1 год с обязательной подготовкой среднесрочного финансового плана на 3 года.

В нынешнее время действительно складывается кризис многолетнего налогового планирования как элемента государственного планирования в целом. Однако именно в условиях посткризисного периода, когда

государство нуждается в точном обосновании возможностей мобилизации доходных источников для обеспечения стабильного финансирования долгосрочных программ развития и инноваций, необходимо разработать методы и технологии оценки средних и долгосрочных параметров налогового поступления в бюджетную систему.

Список используемой литературы:

1. Налоги и налогообложение [Текст] / под ред. И.А. Майбурова. - М.: ЮНИТИДАНА, 2007. - 655 с.

2. Налоги и налогообложение [Текст] / Под ред. М. Романовского, О. Врублевской. - СПб.: Питер, 2009.528 с.

3. Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение [Текст]. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 416 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.