Научная статья на тему 'Creation of reader’s competence'

Creation of reader’s competence Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧТЕНИЕ / READING / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / READING COMPETENCE / РАБОТА С ТЕКСТОМ / WORK WITH TEXT / ПОНИМАНИЕ / UNDERSTANDING / ОЦУ / ОЦЫР-МАН ЦүЗЫРЕТТіЛіГі / МәТіНМЕН ЖүМЫС ЖАСАУ / ТүСіНіМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Kozhaniyazova A.E.

In the article we consider the work with text and points of view to formation reading student’s competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Статья посвящена вопросу работы с текстом, подходов к формированию читательской компетентности обучающихся.

Текст научной работы на тему «Creation of reader’s competence»

Вестник «Орлеу»-!^

Л.Е. Кожаниязова,

главный специалист филиала АО «НЦПК «Орлеу» ИПК ПР по Костанайской области»

Негиг'1 свздер: оцу, оцыр-ман цузыреттшт, мэттмен ж') мыс жасау, пц спим.

Ключевые слова: чтение, читательская компетентность, работа с текстом, понимание.

Keywords: reading, reading competence, work with text, understanding.

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Ацдатпа

Макала мэтшмен жумыс жасау мэселелерше, окушылардын окырман кузыреттшгш калыптастыру эдютерше арналады.

Аннотация

Статья посвящена вопросу работы с текстом, подходов к формированию читательской компетентности обучающихся.

Annotation

In the article we consider the work with text and points of view to formation reading student's competence.

Реализация идеи непрерывного образования в современном обществе направлена на преодоление основного противоречия системы образования - противоречие между стремительным объемом информации и ограниченными возможностями ее усвоения человеком в период обучения. Образовательное пространство стремительно расширяется, увеличивается круг источников информации. Этот разрыв, несмотря на использование новых информационных технологий, увеличивается.

Это противоречие ставит перед образователь- ^

ными учреждениями следующие задачи: сформиро- <

вать у обучающихся умение извлекать из различных §

источников необходимую информацию, эффективно о.

удовлетворять свои информационные потребности, О

грамотно читать. ^

Чтение - это базовый компонент воспитания, §

щ

образования и развития культуры. Оно является дея- О

тельностью, формирующей и развивающей личность, С

инструментом получения образования и распростра- 3

нения культуры, свидетельством сформированности и

коммуникативной и профессиональной компетенции ^

специалиста, инструментом достижения успеха чело- о

века в жизни, базовым умением для учения. Для чле- о

нов общества чтение является средством трансляции О

и освоения ценностей мировой культуры, подготовки ^

к жизни в глобальном информационном обществе [2]. ^

Особо важная роль читательской компетентности §

ы

заключается в постижении многоракурсного социо- и

О

культурного пространства, актуализации и преобразо- о

вании общекультурного опыта. Переосмысливаются и о

требования к уровню владения читательской компе- §

©

Вестник «öp.fiey»-kst

ö? s

с m О

го

£ «

О

w «

О

Он

С

w

U

W

¡г1 S

[—I

О

4

о «

о н w

5

w

U ©

О

и

о -

©

тентностью, который может определяться качественным владением и оперированием социокультурными кодами в их письменной репрезентации; способностью эффективно использовать информацию; оперировать большими объемами информации, предполагающими уравновешивание вербальных и образных способов организации.

Читательская компетентность - это качество сохранения прочитанного, сформированное на основе общей культуры человека, обеспечивающее возможность решения возникающих учебно-академических, социальных и профессиональных задач адекватно ситуациям в широком социальном взаимодействии образовательной и профессиональной деятельности. Читательская компетентность является совокупным личностным качеством, сформированным на базе его интеллектуальных (мыслительных) способностей и личностных свойств. Читательская компетентность имеет и дея-тельностную составляющую, которая формируется в образовательном процессе применительно к задачам каждой его ступени. Основывается на междисциплинарных, межпредметных знаниях и осуществляется через множество умений - искать и анализировать информацию, понимать и интерпретировать текст, оценивать и формировать суждения о тексте.

В педагогической литературе термин «читательская компетенция» содержательно точно пока не определен. Хотя зарубежными учеными данное понятие используется уже с конца 70-х годов [S.Ehlers, J.Grzesik, G. Westhoff, H.Willenberg и др.]. Сначала сущность читательской компетентности определялась в рамках психолингвистической концепции Н. Хомского: как полное знание о родном языке, которое позволяет судить о правильности и осмысленности высказываний, содержащихся в тексте. Однако такая трактовка читательской компетентности была подвергнута критике, так как лежащая в ее основе психолингвистика ограничивается проблемами восприятия и порождения предложения - лингвистической единицы, принципиально изолируемой от целостного осмысленного текста; игнорирует

индивидуальные, в частности, личностно обусловленные особенности восприятия и производства речи: отвергается сама идея индивидуальных стратегий оперирования языком [3].

И И. Тихомирова раскрывает образовательный потенциал чтения через определение его сущностей: информационной, деятельностной, процессуальной, коммуникативной, речемыслительной, знаковой и психологической. Информационная сущность чтения заключается в извлечении из текста информации. Деятельностная сущность чтения предполагает наличие цели, средств, операций и результатов чтения. Процессуальная сущность чтения позволяет определить развитие, смену фаз, их последовательность и скорость протекания чтения. Коммуникативная сущность чтения раскрывает связь автора с читателем. Речемыслительная сущность способствует раскодированию текста и реализации языка. Психологическая сущность чтения заключается в восприятии текста [4].

Работа с текстом формирует новый стиль мышления, для которого характерны открытость, гибкость, осознание позиции и точек зрения, альтернативность принимаемых решения. Технология работы с текстом развивает такие базовые качества личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности, также аналитическое, критическое мышление, формирует культуру чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

Что значит владеть умениями и навыками работы с текстом? Это значит уметь выделить концепт текста, уметь понимать фактуальную и подтекстовую информации, учить составлять эпизоды к рассказам и рассказы, уметь прогнозировать, пони-

Вестник «Орлеу»-!^

мать системы взглядов автора - а это и есть формирование важных интеллектуальных способностей - мыслить, рассуждать, обобщать. Поэтому важно формировать способы понимания текста. Одним из самых трудных этапов понимания является выделение концепта текста - мыслей текста, подчинённых главной. Выделение главной мысли -результат понимания.

В структуре читательской компетентности особое место отводится совокупности когнитивных стилей, оперирование которыми позволит эффективно осуществлять работу с текстом. М.А. Холодная рассматривает когнитивные стили, как индивидуально-обусловленный способ познания действительности, переработки информации, ее восприятия и анализа [5].

Структура читательской компетентности представляет собой совокупность компетенций и соответствующих им функций (образовательной, развивающей, коммуникативной, информационной, гедонистической и социальной):

1) готовность к личностному восприятию прочитанного произведения, соотношения его с личностным опытом; способность к использованию дополнительных ресурсов, наличие высокой мотивации к читательской деятельности; способность самостоятельно приобретать и использовать новые умения и навыки работы с книгой.

2) владение рациональными приёмами работы с текстом; способность к пониманию содержания произведения; умение передать события; наличие знаний компонентов литературного произведения.

3) способность к систематизации, обобщению полученной информации; способность к выработке полноценного навыка чтения; владение устным и письменным общением.

Механизм формирования компетенции существенно отличается от механизма формирования понятийного «академического» знания. Обусловлено это, прежде всего, тем, что обычное учебное знание предназначено для запоминания или воспроизведения или в лучшем случае для получения другого опыта логическим или эмпирическим пу-

тем. Ясно, что из простой суммы знаний и умений «сложить» компетентного человека не удастся. Стать компетентным он может лишь сам, найдя и апробировав различные модели поведения в данной предметной области, выбрав из них те, которые в наилучшей степени соответствуют его стилю, притязаниям, эстетическому вкусу и нравственным ориентациям. Компетенция, таким образом, предстает как «сложный синтез когнитивной, предметно-практической и личностной составляющих» [6].

Таким образом, формирование читательской компетентности предпологает развитие базовых способностей для самостоятельного поиска знаний, информации, их использование в практической деятельности, так как «обучение в течение всей жизни» - это аксиома для каждого обучающегося.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы. Астана

2. Колганова, Н.Е. Сущностные характеристики формирования основ читательской компетентности младших школьников [Текст] /Н. Е. Колганова// Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012.

3. Зимняя, И. А. Смысловое восприятие речевого сообщения [Текст]/И. А. Зимняя.// Смысловое восприятие речевого сообщения в условиях массовой коммуникации. М. - 1976.

4.Тихомирова, Н.Н. Понятие «чтение» в контексте стратегий читательской деятельности [Текст]/Н.Н.Тихомирова. // Вестник библиотечной Ассамблеи Евразии. -2003. - №1.

5. Холодная, М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004.

6. Болотов, В.А., Сериков, В.В. Ком-петентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика, 2003.

О?

К С ер О

го £

« О

м «

О

Он

С

м ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и м Сг1

[—I

О ч

о «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.