Вестник «Орлеу»-!^
Л.Е. Кожаниязова,
главный специалист филиала АО «НЦПК «Орлеу» ИПК ПР по Костанайской области»
Негиг'1 свздер: оцу, оцыр-ман цузыреттшт, мэттмен ж') мыс жасау, пц спим.
Ключевые слова: чтение, читательская компетентность, работа с текстом, понимание.
Keywords: reading, reading competence, work with text, understanding.
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Ацдатпа
Макала мэтшмен жумыс жасау мэселелерше, окушылардын окырман кузыреттшгш калыптастыру эдютерше арналады.
Аннотация
Статья посвящена вопросу работы с текстом, подходов к формированию читательской компетентности обучающихся.
Annotation
In the article we consider the work with text and points of view to formation reading student's competence.
Реализация идеи непрерывного образования в современном обществе направлена на преодоление основного противоречия системы образования - противоречие между стремительным объемом информации и ограниченными возможностями ее усвоения человеком в период обучения. Образовательное пространство стремительно расширяется, увеличивается круг источников информации. Этот разрыв, несмотря на использование новых информационных технологий, увеличивается.
Это противоречие ставит перед образователь- ^
ными учреждениями следующие задачи: сформиро- <
вать у обучающихся умение извлекать из различных §
-л
источников необходимую информацию, эффективно о.
удовлетворять свои информационные потребности, О
грамотно читать. ^
Чтение - это базовый компонент воспитания, §
щ
образования и развития культуры. Оно является дея- О
тельностью, формирующей и развивающей личность, С
инструментом получения образования и распростра- 3
нения культуры, свидетельством сформированности и
коммуникативной и профессиональной компетенции ^
специалиста, инструментом достижения успеха чело- о
века в жизни, базовым умением для учения. Для чле- о
нов общества чтение является средством трансляции О
и освоения ценностей мировой культуры, подготовки ^
к жизни в глобальном информационном обществе [2]. ^
Особо важная роль читательской компетентности §
ы
заключается в постижении многоракурсного социо- и
О
культурного пространства, актуализации и преобразо- о
вании общекультурного опыта. Переосмысливаются и о
требования к уровню владения читательской компе- §
©
Вестник «öp.fiey»-kst
ö? s
с m О
го
£ «
О
w «
О
Он
С
w
U
W
¡г1 S
[—I
О
4
о «
о н w
5
w
U ©
О
и
о -
©
тентностью, который может определяться качественным владением и оперированием социокультурными кодами в их письменной репрезентации; способностью эффективно использовать информацию; оперировать большими объемами информации, предполагающими уравновешивание вербальных и образных способов организации.
Читательская компетентность - это качество сохранения прочитанного, сформированное на основе общей культуры человека, обеспечивающее возможность решения возникающих учебно-академических, социальных и профессиональных задач адекватно ситуациям в широком социальном взаимодействии образовательной и профессиональной деятельности. Читательская компетентность является совокупным личностным качеством, сформированным на базе его интеллектуальных (мыслительных) способностей и личностных свойств. Читательская компетентность имеет и дея-тельностную составляющую, которая формируется в образовательном процессе применительно к задачам каждой его ступени. Основывается на междисциплинарных, межпредметных знаниях и осуществляется через множество умений - искать и анализировать информацию, понимать и интерпретировать текст, оценивать и формировать суждения о тексте.
В педагогической литературе термин «читательская компетенция» содержательно точно пока не определен. Хотя зарубежными учеными данное понятие используется уже с конца 70-х годов [S.Ehlers, J.Grzesik, G. Westhoff, H.Willenberg и др.]. Сначала сущность читательской компетентности определялась в рамках психолингвистической концепции Н. Хомского: как полное знание о родном языке, которое позволяет судить о правильности и осмысленности высказываний, содержащихся в тексте. Однако такая трактовка читательской компетентности была подвергнута критике, так как лежащая в ее основе психолингвистика ограничивается проблемами восприятия и порождения предложения - лингвистической единицы, принципиально изолируемой от целостного осмысленного текста; игнорирует
индивидуальные, в частности, личностно обусловленные особенности восприятия и производства речи: отвергается сама идея индивидуальных стратегий оперирования языком [3].
И И. Тихомирова раскрывает образовательный потенциал чтения через определение его сущностей: информационной, деятельностной, процессуальной, коммуникативной, речемыслительной, знаковой и психологической. Информационная сущность чтения заключается в извлечении из текста информации. Деятельностная сущность чтения предполагает наличие цели, средств, операций и результатов чтения. Процессуальная сущность чтения позволяет определить развитие, смену фаз, их последовательность и скорость протекания чтения. Коммуникативная сущность чтения раскрывает связь автора с читателем. Речемыслительная сущность способствует раскодированию текста и реализации языка. Психологическая сущность чтения заключается в восприятии текста [4].
Работа с текстом формирует новый стиль мышления, для которого характерны открытость, гибкость, осознание позиции и точек зрения, альтернативность принимаемых решения. Технология работы с текстом развивает такие базовые качества личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности, также аналитическое, критическое мышление, формирует культуру чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
Что значит владеть умениями и навыками работы с текстом? Это значит уметь выделить концепт текста, уметь понимать фактуальную и подтекстовую информации, учить составлять эпизоды к рассказам и рассказы, уметь прогнозировать, пони-
Вестник «Орлеу»-!^
мать системы взглядов автора - а это и есть формирование важных интеллектуальных способностей - мыслить, рассуждать, обобщать. Поэтому важно формировать способы понимания текста. Одним из самых трудных этапов понимания является выделение концепта текста - мыслей текста, подчинённых главной. Выделение главной мысли -результат понимания.
В структуре читательской компетентности особое место отводится совокупности когнитивных стилей, оперирование которыми позволит эффективно осуществлять работу с текстом. М.А. Холодная рассматривает когнитивные стили, как индивидуально-обусловленный способ познания действительности, переработки информации, ее восприятия и анализа [5].
Структура читательской компетентности представляет собой совокупность компетенций и соответствующих им функций (образовательной, развивающей, коммуникативной, информационной, гедонистической и социальной):
1) готовность к личностному восприятию прочитанного произведения, соотношения его с личностным опытом; способность к использованию дополнительных ресурсов, наличие высокой мотивации к читательской деятельности; способность самостоятельно приобретать и использовать новые умения и навыки работы с книгой.
2) владение рациональными приёмами работы с текстом; способность к пониманию содержания произведения; умение передать события; наличие знаний компонентов литературного произведения.
3) способность к систематизации, обобщению полученной информации; способность к выработке полноценного навыка чтения; владение устным и письменным общением.
Механизм формирования компетенции существенно отличается от механизма формирования понятийного «академического» знания. Обусловлено это, прежде всего, тем, что обычное учебное знание предназначено для запоминания или воспроизведения или в лучшем случае для получения другого опыта логическим или эмпирическим пу-
тем. Ясно, что из простой суммы знаний и умений «сложить» компетентного человека не удастся. Стать компетентным он может лишь сам, найдя и апробировав различные модели поведения в данной предметной области, выбрав из них те, которые в наилучшей степени соответствуют его стилю, притязаниям, эстетическому вкусу и нравственным ориентациям. Компетенция, таким образом, предстает как «сложный синтез когнитивной, предметно-практической и личностной составляющих» [6].
Таким образом, формирование читательской компетентности предпологает развитие базовых способностей для самостоятельного поиска знаний, информации, их использование в практической деятельности, так как «обучение в течение всей жизни» - это аксиома для каждого обучающегося.
ЛИТЕРАТУРА
1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы. Астана
2. Колганова, Н.Е. Сущностные характеристики формирования основ читательской компетентности младших школьников [Текст] /Н. Е. Колганова// Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012.
3. Зимняя, И. А. Смысловое восприятие речевого сообщения [Текст]/И. А. Зимняя.// Смысловое восприятие речевого сообщения в условиях массовой коммуникации. М. - 1976.
4.Тихомирова, Н.Н. Понятие «чтение» в контексте стратегий читательской деятельности [Текст]/Н.Н.Тихомирова. // Вестник библиотечной Ассамблеи Евразии. -2003. - №1.
5. Холодная, М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004.
6. Болотов, В.А., Сериков, В.В. Ком-петентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика, 2003.
О?
К С ер О
го £
« О
м «
О
Он
С
м ^
и м Сг1
[—I
О ч
о «
о н м
м
и ©
О
и
о -
©