Научная статья на тему 'Cравнительный анализ структуры исполнительной ветви власти в России и зарубежных странах'

Cравнительный анализ структуры исполнительной ветви власти в России и зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственная политика / исполнительная ветвь власти / правительство / министерства / социальная политика / national policy / executive government / government / ministry / social policy

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Ардеева Д. В., Невежина С. Д., Тихомирова Д. А.

Государственная политика любой страны отражает важные для нее области жизни, требующие постоянного регулирования посредством издания новых законов и их исполнения. Так как в процесс осуществления государственной политики включено большое количество органов государственного управления, авторы в статье акцентируют внимание на подробном анализе исполнительной ветви власти. По мнению авторов, приоритеты государства и нации выражают действующие в системе власти министерства правительства, поэтому исследование построено на их сравнительном анализе в структуре государственной власти Российской Федерации, Соединенных Штатов Америки, Франции и Норвегии. Рассматриваются общие черты и отличия в системах для выделения специфики реализации государственной политики в каждой из стран. По итогам исследования были определены направления изменений в структуре Правительства Российской Федерации в контексте социальной ориентации страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальным наукам , автор научной работы — Ардеева Д. В., Невежина С. Д., Тихомирова Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The comparative analysis of the structure of the executive government in Russia and foreign countries

The national policy of any country reflects important areas of life for it that require constant regulation through legislation and exercise of executive function. National policy is implemented by a large number of public administration bodies, so the authors in the article focus on a detailed analysis of the executive government. According to the authors, the priorities of the state and the nation are expressed by government ministries operating in the government system, therefore, the study is based on their comparative analysis in the structure of government of the Russian Federation, the United States of America, France and Norway. The common features and differences in the systems are considered to highlight the specifics of the implementation of national policy in each of the countries. Based on the results of the study, the directions of changes in the structure of the Government of the Russian Federation in the context of the country's social orientation were determined.

Текст научной работы на тему «Cравнительный анализ структуры исполнительной ветви власти в России и зарубежных странах»

2024, №4, часть 2 йгИ I ISSN 2078-9661

УДК 364.075.2 DOI: 10.24412/2078-9661-2024-42-46-55

Ардеева Д.В., Невежина С.Д., Тихомирова Д.А.

Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия

Cравнительный анализ структуры исполнительной ветви власти в России и зарубежных странах

Аннотация: Государственная политика любой страны отражает важные для нее области жизни, требующие постоянного регулирования посредством издания новых законов и их исполнения. Так как в процесс осуществления государственной политики включено большое количество органов государственного управления, авторы в статье акцентируют внимание на подробном анализе исполнительной ветви власти. По мнению авторов, приоритеты государства и нации выражают действующие в системе власти министерства правительства, поэтому исследование построено на их сравнительном анализе в структуре государственной власти Российской Федерации, Соединенных Штатов Америки, Франции и Норвегии. Рассматриваются общие черты и отличия в системах для выделения специфики реализации государственной политики в каждой из стран. По итогам исследования были определены направления изменений в структуре Правительства Российской Федерации в контексте социальной ориентации страны.

Ключевые слова: государственная политика, исполнительная ветвь власти, правительство, министерства, социальная политика.

Ardeeva D.V., Nevezhina S.D., Tikhomirova D.A.

The comparative analysis of the structure of the executive government in Russia and foreign countries

Abstract: The national policy of any country reflects important areas of life for it that require constant regulation through legislation and exercise of executive function. National policy is implemented by a large number of public administration bodies, so the authors in the article focus on a detailed analysis of the executive government. According to the authors, the priorities of the state and the nation are expressed by government ministries operating in the government system, therefore, the study is based on their comparative analysis in the structure of government of the Russian Federation, the United States of America, France and Norway. The common features and differences in the systems are considered to highlight the specifics of the implementation of national policy in each of the countries. Based on the results of the study, the directions of changes in the structure of the Government of the Russian Federation in the context of the country's social orientation were determined.

Keywords: national policy, executive government, government, ministry, social policy.

Введение. Государства в современном мире по-прежнему претерпевают изменения в системе государственного управления ввиду влияния факторов политического, экономического и социального характера [3]. Зачастую реформы в этой области направлены на достижение большей эффективности в осуществлении государственной

политики. Исполнительная ветвь власти в любой стране является неотъемлемым участником процесса государственного управления, в связи с чем отражает основные интересы и приоритеты страны. Для того, чтобы можно было оценить специфические направления государственной политики в каждом государстве, стоит провести сравнительный анализ, который может помочь определить важные элементы для осуществления обмена международным опытом.

Стоит отметить, что актуальной научной литературы по схожей со статьей тематике не так много, в связи с чем описание полученных в ходе проведенного исследования результатов, по мнению авторов, представляет научный интерес в области политологии, социологии, государственного управления и иных смежных дисциплин. В особенности стоит отметить ценность проведенного сравнения существующих в каждой из стран министерств, так как подобного в открытых источников и в единой форме не представлено.

Объектом исследования в работе являются министерства в Российской Федерации, Соединенных Штатах Америки, Франции и Норвегии. Они выступают элементами исполнительной ветви власти и вместе с тем включены в систему государственного управления, под которой авторами понимаются формы осуществления основных задач и функций государства, выражающиеся в определенной исполнительно-распорядительной работе государственных органов. Основной задачей исследования является сравнение приоритетных направлений в государственной политики России, США, Франции, и Норвегии на примере существующих в странах министерств. Исследование проводится с использованием таких методов как теоретический анализа источников, сравнительно-сопоставительный анализ и синтез информации.

На основании проведенного исследования авторами была разработана сравнительная таблица, представленная ниже (Таблица 1. Сравнительный анализ министерств в России, США, Франции и Норвегии). В таблице рассмотрены основные министерства, ответственные за реализацию внутренней политики в указанных странах, а кроме того, обозначены имеющиеся сходства и различия в структуре органов исполнительной власти.

Таблица 1. Сравнительный анализ министерств в России, США, Франции и Норвегии [7],[8], [91, [101_

Министерства РФ Министерства США Министерства Франции Министерства Норвегии

Есть/нет

Мин. внутренних дел +- +- —

МЧС +- В ведомости мин. внутренней безопасности +- В ведомости Мин. внутренних дел

Минюст +- + +- Мин. юстиции, общественной безопасности и иммиграции

Минздрав +- Мин. здравоохранения и соц. служб + Мин. здравоохранения и соц. защиты + Мин. здравоохранения и соц. обеспечения

Минкульт + +- *включает в себя мин. спорта

Минобрнауки +- Мин. образования +- Мин. высшего образования и научных исследований +- Мин. образования и интеграции

Минприроды Агентство по охране окружающей среды США В ведомости Мин. экологии, устойчивого развития, транспорта и жилищного строительства + Мин. климата и окр. среды

Минпромторг +- Мин. торговли +- Мин. промышленности и Мин. ремесел, торговли и туризма + Мин. торговли и промышленности

Минпросвещения +- Мин. образования + Мин. национального образования +- Мин. образования и интеграции

Минсельхоз + + + Мин. сельского хозяйства и продовольствия

Минспорт +- Мин. по делам молодежи и спорта

Минстрой + Мин. жилищного строительства и городского развития В ведомости Мин. экологии, устойчивого развития,

Минтранс + транспорта и жилищного строительства + Мин. транспорта и связи

Минтруд и соц. защиты +- Мин. труда + Мин. здравоохранения и соц. защиты и Мин. труда, занятости, проф. подготовки и соц. диалога +- Мин. труда и соц. дел

Минфин + + Мин. экономики и финансов + Мин. финансов

Минцифры — — —

Минэкономразвития +- Мин. торговли +- Мин. экономики и финансов

Минэнерго + + Мин. нефти и энергетики

— Мин. ветеранов — —

Мин. реформирования гос-ва, децентрализации и общественных функций

— — Мин. по правам женщин —

Мин. по вопросам равенства территорий

Мин. рыболовства и береговой администрации

Мин. по делам детей, равноправия и соц. интеграции

Мин. самоуправления и регионального развития

Мин. госуправления, реформы и по делам церкви

*Названия министерств, полностью совпадающие с отечественными в таблице не учитывались, так же как и российские министерства, аналогов которых нет во всех представленных зарубежных странах

Госполитика в США. Многие из министерств США соотносятся с российскими, лишь в некоторых случаях отличаясь по функционалу. Например, Министерство юстиции в США скорее представляет собой аналог МВД в РФ, так как регулирует вопросы в области расследований, огнестрельного оружия, алкоголя, табака, борьбы с наркотиками и т.п. Также в США нет разделения между школьным и специальным образованием, поэтому действует единое Министерство образования, несмотря на то, что система образования в общем в стране сильно зависит от политики штатов и местных школьных советов. Среди приоритетных направлений министерства отмечается распределение финансовых средств на образование, сбор информации о школах и обеспечение равного доступа к образованию, что интересно, ведь в США учеба в колледжах с каждым годом становится все дороже. Единым в США является еще и министерство торговли, которое включает в себя функционал российских Минпромторга и Минэкономразвития.

Привлекает внимание отсутствие в России, в отличие от США, отдельного министерства, которое бы занималась делами ветеранов, учитывая историческую важность для страны Великой Отечественной войны и большую численность ветеранов (около 1 миллиона человек на 2020 год) [6]. Частично в защите прав ветеранов в Российской Федерации участвуют Минздрав и Минтруд. В США Министерство по делам ветеранов является одним из самых крупных по величине и регулирует

вопросы пенсий, пособий, льгот, страхования жизни и ипотечных кредитов для ветеранов и членов их семьи.

Госполитика во Франции. Полномочия многих министерств Франции частично или полностью совпадают с одноименными в российской системе. Так, например, в ведомость Министерства внутренних дел Франции также входят вопросы аналогичные решаемым МВД РФ. Российское министерство науки и высшего образования во Франции имеет эквивалент в виде министерства высшего образования и научных исследований, специфика которого определяется уже в названии «...и научных исследований» (в полномочия самого министерства входят надзор за университетским уровнем образования и научными исследованиями). Деятельность таких министерств, как министерство природных ресурсов и экологии РФ, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и министерство транспорта РФ во Франции замещается всего одним - министерством экологии, устойчивого развития, транспорта и жилищного строительства, объединяющим функционал всех российских. Российское министерство промышленности и торговли во Франции представлено двумя отдельными министерствами -промышленности (1) и ремесел, торговли и туризма (2). Кроме того, интересной особенностью во Франции обладает и министерство спорта, в деятельность которого включается также решение вопросов по делам молодежи. Функции министерства труда и социальной защиты РФ во Франции также выполняются двумя министерствами - министерством здравоохранения и социальной защиты и министерством труда, занятости и профессиональной подготовки и социального диалога.

Помимо уже перечисленных министерств во Франции существуют также уникальные, не характерные для России: Министерство реформирования государства, децентрализации и общественных функций; Министерство по правам женщин и Министерство по вопросам равенства территорий.

Госполитика в Норвегии. В Норвегии нет министерства, которое было бы похоже по функционалу с МВД или МЧС, а в России, в отличие от Норвегии, нет тех министерств, которые отвечают за рыболовство и береговую администрацию, что удивительно, учитывая длинную береговую линию России и количество омывающих ее морей. В РФ также нет министерства, которое отвечало бы за условия жизни детей и молодежи, за равноправие и семью или за местное самоуправление и региональное развитие, но такие министерства есть в Норвегии.

Министерство культуры в Норвегии включает в себя функционал таких министерств в России, как министерство культуры, спорта и цифрового развития, а министерство Юстиции, помимо правосудия отвечает за безопасность общества и отдельных граждан [5].

В Норвегии, как и в США за школьное и высшее образование отвечает одно министерство, в полномочия этого министерства входят также контроль детских садов и научные исследования [4].

В результате анализа министерств в России, США, Франции и Норвегии можно выделить следующие сходства и различия в их функционале и структуре. Сходство заключается в том, что многие министерства в этих странах выполняют аналогичные функции. Например, Министерство юстиции в США и МВД в России занимаются вопросами правопорядка, а во Франции и России существуют министерства внутренних дел с похожими полномочиями. Также в области образования можно отметить наличие аналогичных министерств, хотя в США оно объединяет школьное и специальное образование, а в Норвегии отвечает за все уровни образования, включая контроль детских садов и научные исследования, что отличает его от российской системы.

Не стоит также забывать и о различиях, которые в некоторых случаях носят довольно значимый характер. В частности, в США существует отдельное Министерство по делам ветеранов, которое не имеет аналога в России. Во Франции наблюдается тенденция к объединению функций нескольких российских министерств в одно, что упрощает управление и координацию, хотя в России подобные разделения могут быть необходимы в силу большой территориальной протяженности страны и ее федеративного устройства. Например, министерство экологии устойчивого развития, транспорта и жилищного строительства во Франции охватывает функции сразу нескольких российских ведомств.

Норвегия выделяется тем, что у нее нет аналогов российских МВД и МЧС, а также существуют министерства, не характерные для России, например, отвечающие за рыболовство и береговую администрацию.

Таким образом, можно заключить, что хотя и существуют общие функции министерств в разных странах, их организационные структуры и распределение полномочий значительно варьируются, что отражает уникальные социальные потребности и исторические контексты каждой из стран.

Выводы. На основе проведенного анализа авторами были сделаны некоторые выводы, согласно которым возможно предложить следующие рекомендации по совершенствованию российской системы государственного управления особенно в области социальной политики:

1. Для успешной реализации поставленных в рамках государственной программы целей в России следовало бы создать такие министерства:

- Министерство по делам ветеранов: Российская история отличается памятными и значимыми событиями, соответственно для россиян важно чтить и поддерживать участников таких событий для того, чтобы это

происходило более эффективно, есть необходимость в органе, который будет регулировать подобные вопросы;

- Министерство по вопросам семьи, детей и социальной интеграции: 2024 года в России объявлен годом семьи, а также реализуется множество мер, связанных с семейной политики, в связи с чем подобный элемент в структуре исполнительной ветви власти мог бы позволить сделать государству качественнее и быстрее осуществлять необходимые государственно-исполнительные действия в данном направлении;

- Министерство, отвечающее за политику в отношении женщин и гендерного равенства: для вступления в брак и для создания семьи, что особенно важно в условиях традиционных ценностей России, в связи с чем возникает потребность в том, чтобы все участники процесса чувствовали себя в безопасности, поэтому министерство, защищающее права женщин было бы как никогда актуальным [2];

- Министерство в области рыболовства и береговой охраны: Россия обладает большим количеством морских портов и развитой морской промышленностью, развитие которой могло бы проходить более эффективно, если бы вопросы области были делегированы отдельному министерству.

2. Необходимо проводить регулярный мониторинг качества услуг, которые предоставляет государство населению, и усилить надзор за исполнением политических решений.

3. Требуется вкладывать больше усилий в политику, касающуюся вопросов молодежи и ее развития, с помощью создания отдельного органа с таким функционалом или способствовать развитию и увеличению программ, улучшающих и упрощающих доступ молодежи к образовательным и развивающим потенциал данной социальной группы государственным программам [1].

Заключение. Выделенные сходства и различия в реализации государственной политики трех стран (США, Франция, Норвегия) в сравнении с Россией обусловлены их различным культурным и историческим развитием. Это позволило выявить плюсы и минусы реализации той или иной политики в них.

Анализ структуры исполнительных органов власти в стране позволяет оценить реализацию государственной политики и выделить наиболее приоритетные для нее направления, что отражает специфику страны и важные для нее области жизни. Каждая страна, которая была представлена к анализу в этой статье, обладает уникальным и бесценным опытом в государственном управлении и характеризуется отличительными способами и методами осуществления тех или иных политических решений. Благодаря этому, авторами статьи были выявлены аспекты,

2024, №4, часть 2

ISSN 2078-9661

которые можно применить в Российской Федерации для реформирования и совершенствования государственного управления.

1. Балашова Е. М. Государственно-правовое содержание молодежной политики в России // Экономика и социум. 2023. №2 (105). 5 с.

2. Гаврилова Э. Д. Правовая политика России в сфере развития традиционных семейных ценностей // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2024. №5-6 (92).

3. Имамов М. М. Социальные инновации и эффективность реализации государственной политики России // Дискуссия. 2023. №2 (117). 10 с.

4. Стенькин Д. С., Челмакина А. А. Некоторые особенности норвежского конституционализма // Российское право: образование, практика, наука. 2017. №3 (99). 4 с.

5. Штрёмме В. Королевство Норвегия // СКО. 2014. №6 (103). 3 с.

6. Информация о социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны // Минтруд России [Электронный доступ] URL: https://mintrud.gov.ru/social/vetaran-defence/79 (дата обращения: 11.11.2024)

7. Министерства и ведомства / Правительство России [Электронный доступ] URL: http://govemment.ru/ministries/ (дата обращения: 11.11.2024)

8. Правительство Норвегии [Электронный доступ] URL: https://www.regjeringen.no/no/id4/ (дата обращения: 11.11.2024)

9. Правительство Соединенных Штатов Америки [Электронный доступ] URL: https://www.performance.gov/agencies/ (дата обращения: 11.11.2024)

10. Правительство Франции [Электронный доступ] URL: https://www.info.gouv.fr/ (дата обращения: 11.11.2024)

Информация об авторах:

Ардеева Дарья Владимировна - студент, кафедра теоретической и специальной социологии им. М.А. Будановой, Московский педагогический государственный университет, г. Москва, Россия

Невежина Софья Дмитриевна - студент, кафедра теоретической и специальной социологии им. М.А. Будановой, Московский педагогический государственный университет, г. Москва, Россия

Тихомирова Дарья Алексеевна - студент, кафедра теоретической и специальной социологии им. М.А. Будановой, Московский педагогический государственный университет, г. Москва, Россия

Научный руководитель: Яковлева Мария Александровна, доцент, кафедра теоретической и специальной социологии им. М.А. Будановой, Московский педагогический государственный университет, г. Москва, Россия

Библиографический список

3 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.