ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ СТАТЬЯ
Организационно-функциональные модели аппаратов правительств стран БРИКС
Виталий Юрьевич Бокийа DOI: 10.22394/2070-8378-2023-25-6-88-94
а Аппарат Правительства Российской Федерации
Аннотация: В современных условиях построения многополярного мира, в котором Российской Федерации и другим странам БРИКС отводятся ведущие роли, очень важно провести анализ организационно-функциональных моделей управленческих аппаратов, обеспечивающих функционирование высших органов исполнительной власти - не столько для понимания их специфики, сколько для улучшения взаимодействия и координации в решении общих задач. В статье рассматриваются функции, структурные элементы органов и организаций, обеспечивающих деятельность правительств Российской Федерации, Китайской Народной Республики, Республики Индия, Федеративной Республики Бразилия, Южно-Африканской Республики. Основное внимание уделяется выявлению сходных и особенных признаков построения и функционирования аппаратов правительств указанных стран, возможных вариантов рецепции положительного опыта для совершенствования их работы. Автором было проведено сравнительное исследование структурно-функциональных моделей аппаратов правительств стран БРИКС. Установлено, что эти модели находятся в имманентной связи с высшими органами исполнительной власти и отражают их специфику. Поэтому на формирование и функционирование органов и организаций, обеспечивающих деятельность правительства каждой из стран БРИКС, оказывают влияние исторические, политические, государственно-правовые и иные факторы. Прежде всего государства отличаются по форме и государственному устройству, что предопределило не только формирование правительств стран БРИКС, но и построение их рабочих аппаратов. Ключевые слова: БРИКС, аппарат правительства, высшие органы исполнительной власти, структурно-функциональная модель, внутриполитическая структура Дата поступления статьи в редакцию: 5 октября 2023 года.
Organizational and functional models of the BRICS government apparatuses
Vitaly Yu. Bo^ RESEARCH ARTICLE
а Apparatus of the Government of the Russian Federation
Abstract: The Russian Federation and the other BRICS countries are assigned Leading roles in the modern multipolar world. Therefore, we need to examine the organizational and functional models of the management apparatuses that support the supreme executive authorities' operations. Such analysis aims to enhance coordination and interaction among these authorities in addressing shared challenges, as well as to understand their specifics. The article considers the functions and structural elements of governmental bodies and organizations ensuring the activity of the governments of the Russian Federation, the People's Republic of China, the Republic of India, the Federative Republic of Brazil, and the Republic of South Africa. The author pays particular attention to revealing similar and distinctive features of the construction and functioning of the governmental apparatuses of the mentioned countries and possible options for sharing successful experiences in improving their operation. The article provides a comparative study of structural and functional models of government apparatuses in the BRICS countries. These models are found to be an integral part of the supreme executive authorities and reflect their specificity. Accordingly, historical, political, state-legal, and other factors influence the formation and functioning of the bodies and organizations that support the governments of each of the BRICS countries. The countries differ in their form and state structure, which has not only influenced the formation of the BRICS governments but also the construction of their functional apparatuses.
Keywords: BRICS, government apparatus, supreme executive bodies, structural-functional model, internal political structure Received: October 5, 2023.
Введение
Современная международная обстановка характеризуется различными геополитическими, геоэкономическими и геостратегическими процессами переформатирования модели мирового устройства, сложившейся во второй половине ХХ века. В настоящее время на международной арене все большее значение приобретает объединение БРИКС, включающее пять стран: Россию, Китай, Бразилию, Индию и Южную Африку.
Впервые название «БРИК» (Бразилия - Россия - Индия - Китай) было введено в оборот аналитиком американского банка «Goldman Sachs» Джимом О'Нейлом в 2001 году. 18 февраля 2011 года к БРИК присоединилась ЮАР, и союз получил название «БРИКС» [Денисова, 2022. С. 40-54]. Особую значимость деятельность этого союза приобрела после февраля 2022 года, когда она стала реальным фактором формирования нового многополярного мира. Этот факт доказывается тем, что все больше стран проявляют интерес к данному объединению. Так, с 1 января 2024 года к БРИКС присоединятся еще шесть стран: Аргентина, Египет, Эфиопия, Иран, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты.
Российской Федерации сотрудничество со странами БРИКС помогает противостоять беспрецедентным политическим и экономическим санкциям, оказывать влияние на развивающиеся страны с целью дальнейшего противодействия политике изоляции, которую стремятся насаждать США и страны Европейского союза [Саква, 2023. С. 35-49]. Взаимодействие стран БРИКС с Россией строится на взаимовыгодном сотрудничестве. Для того чтобы Россия могла корректно выстраивать свою внешнюю политику по отношению к государствам-партнерам, необходимо углубленно изучать не только особенности государственного устройства этих стран в целом, но и структурные и организационные особенности их органов государственного управления, к которым, безусловно, следует относить не только высшие органы исполнительной власти, но и обеспечивающие их деятельность органы и структурные подразделения.
Структурные особенности органов государственного управления стран БРИКС
В каждом государстве БРИКС функции исполнительной власти реализуют различные по названию государственные органы. В России это Правительство Российской Федерации и его Аппарат; в Китае - Государственный совет КНР и его Канцелярия; в Бразилии - Федеральное правительство Бразилии во главе с президентом, деятельность которого в целом обеспечивается Администрацией президента Бразилии; в Индии - Правительство Индии (Объединенный совет министров Индии) и его Секретариат; в Юж-
но-Африканской Республике - Правительство ЮАР и его Президиум.
Как мы видим, понятие «аппарат правительства» свойственен только Российской Федерации, где он представляет обособленную государственную структуру со своими функциями и полномочиями [Занко,
2021. С. 107-125; Будаев, 2019. С. 45-65; Невинский,
2022. С. 41-48; Гонтарь, 2014. С. 7-12; Спиридонов,
2023. С. 64-75; Зубарев, 2020. С. 39-47; Плаксин, Казикаев, Алимпеев, 2021], в то время как в остальных странах БРИКС это понятие не используется, что, однако, не меняет функционального предназначения соответствующих органов, обеспечивающих деятельность высших органов исполнительной власти [Нооцтаацеге, 2021. Р. 29-55].
Основные функции Аппарата Правительства РФ
В России Аппарат Правительства Российской Федерации является государственным органом, образованным для обеспечения функционирования Правительства Российской Федерации, а также организации контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых ими решений. Аппарат Правительства взаимодействует с Администрацией Президента Российской Федерации, аппаратами Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и обеспечивает совместно с органами исполнительной власти и другими государственными органами реализацию полномочий Правительства Российской Федерации1.
Аппарат Правительства выполняет различные функции, которые обеспечивают решение возложенных на Правительство РФ задач. Среди всего многообразия можно выделить следующие основные функции:
- прогностическую (например, представление Председателю Правительства проекта основных направлений деятельности Правительства по реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации);
- распорядительную (подготовка поручений Председателя Правительства или его заместителей, проведение совещаний с участием руководителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также представителей иных органов и организаций);
- экспертную (подготовка экспертных заключений на поступившие в Правительство проекты актов
1 См.: Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 года № 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
и других документов, по которым требуется решение Правительства, представление предложений по этим документам);
- контрольную (организация контроля за выполнением органами исполнительной власти решений Правительства и поручений Председателя Правительства или его заместителей);
- организационную (организационное обеспечение заседаний Правительства и его Президиума, подготовка совещаний и других мероприятий, проводимых с участием Председателя Правительства или его заместителей, оформление принятых решений);
- информационно-аналитическую (подготовка аналитических и справочных материалов по вопросам, рассматриваемым в Правительстве, подготовка для Председателя Правительства материалов к его докладам и выступлениям);
- координационную (представление интересов Правительства в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации, организация представления интересов Правительства в судах федеральными органами исполнительной власти; организация взаимодействия Правительства с палатами Федерального Собрания при осуществлении законопроектной деятельности; рассмотрение обращений граждан и организаций).
В целом получается широкомасштабный список функций, с которым, впрочем, можно найти значительные пересечения и в деятельности аппаратов высших органов исполнительной власти других стран БРИКС.
Аппарат Правительства работает под руководством Председателя Правительства и возглавляется заместителем Председателя Правительства - руководителем Аппарата Правительства (федеральным министром). Аппарат Правительства состоит из структурных подразделений (департаментов, управлений, секретариатов Председателя Правительства и его заместителей). Департаменты и управления Правительства обеспечивают деятельность Правительства, его Президиума, а также Аппарата Правительства по вопросам, входящим в сферу их ведения, и взаимодействуют с соответствующими федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами, с другими государственными органами и организациями. Департаменты и управления, в свою очередь, включают отделы по основным вопросам, входящим в компетенцию департамента или управления.
Особенности государственного устройства Бразилии и Индии
Наиболее близкими к Российской Федерации по своему государственному устройству являются Федеративная Республика Бразилия и Республика Индия.
Федеральное правительство Бразилии является национальным правительством Федеративной Республики. Вместе с тем государство является президентской республикой и исполнительную власть поэтому возглавляет непосредственно президент. Президент является как главой государства, так и главой правительства2. В этой связи функции аппарата правительства выполняет Администрация президента (Аппарат президента) Бразилии (англ. The Federal Administration, порт. Casa Civil)3. Аппарат президента Бразилии неразрывно связан с самим президентом и отчитывается только и исключительно перед ним. Отдельно оформленного государственного органа нет.
Администрация оказывает всестороннюю помощь Президенту Республики Бразилия и реализует контроль за всеми административными процедурами, а также организует взаимодействие с органами других ветвей власти и руководителями штатов. Именно благодаря этому глава президентской администрации традиционно считается вторым человеком в Бразилии по уровню влияния. Важно отметить, что в рамках Администрации есть структурное подразделение, схожее по названию с Аппаратом Правительства Российской Федерации (Секретариат Правительства Бразилии), но отличающееся по своему функционалу. Секретариат Правительства Бразилии координирует процесс разработки законопроектов в стране, инициируемых исполнительной властью, и не принимает участия в непосредственной разработке стратегий внешней и внутренней политики государства.
В отличие от Бразилии, Индия является парламентской республикой и высшим органом исполнительной власти выступает Объединенный совет министров Индии. Он формируется большинством Парламента и в соответствии со ст. 75 Конституции Индии несет ответственность перед нижней палатой Парламента. Объединенный совет министров Индии возглавляет премьер-министр и состоит из глав министерств. В настоящее время он состоит из 29 членов, включая самого премьер-министра4. Функцио-
2 OECD (2020). Auditing Decentralised Policies in Brazil: Collaborative and Evidence-Based Approaches for Better Outcomes, OECD Public Governance Reviews, OECD Publishing, Paris, https://dx.doi.org/10.1787/30023307-en
3 OECD (2022). «Políticas e institutes de governanfa regulatória no Brasil», in: Reforma Regulatória no Brasil, OECD Publishing, Paris, https://doi.org/10.1787/0265665a-pt
4 OECD (2021). «India», in Economic Policy Reforms 2021: Going for Growth: Shaping a Vibrant Recovery, OECD Publishing, Paris, https://doi.org/10.1787/53946da7-en; OECD (2021). «India: Vulnerabilities and areas for reform», in: Economic Policy Reforms 2021: Going for Growth: Shaping a Vibrant Recovery, OECD Publishing, Paris, https://doi.org/10.1787/c1d8cd4a-en
нирование правительства документально обусловлено сводом правил, которые принимает президент Индии, опираясь на ст. 77 Конституции Индии. Он учреждает министерства и утверждает министров, основываясь на рекомендациях премьер-министра. Таким образом, правительство Индии, несмотря на политическую подотчетность Парламенту, в организационном плане зависимо от президента.
Обеспечение деятельности правительства Индии возлагается на Секретариат Кабинета министров (англ. The Cabinet Secretariat, санскр. Mantrimandala Sacivalaya). Именно он организует повседневную управленческую деятельность правительства и контроль за реализацией его решений. Секретариат занимается осуществлением секретарской поддержки, ведением записей процедур и решений правительства. Он отслеживает корректность исполнения решений правительства, но, в отличие от Аппарата Правительства Российской Федерации, не принимает непосредственного участия в разработке решений по внешней и внутренней политике государства. Исключением является полномочие урегулирования основных кризисных ситуаций в стране.
Помимо основных своих функций, Секретариат отслеживает применение Свода правил Индии. Он несет ответственность за взаимодействие министерств между собой, выполняет и некоторую психологическую функцию, развивая сотруднический дух и поощряя политические инициативы. Секретариат формально отчитывается перед президентом, предоставляет ежемесячный отчет, в котором информирует, в том числе вице-президента и министров, об итогах основной деятельности министерств.
Секретариат состоит из трех департаментов: гражданских дел, безопасности и военных дел, которые, в свою очередь, делятся на многочисленные отделы. Каждый из департаментов возглавляет руководитель (секретарь), подчиняющийся секретарю Кабинета министров, который, в свою очередь, подчиняется премьер-министру. Секретарь Кабинета министров является по должности главой Совета по гражданским службам, Секретариата Кабинета министров, индийской административной службы (IAS) и главой всех гражданских служб в соответствии с правилами работы правительства.
Мы можем видеть некую интегративную систему полномочий секретарей. Например, секретарь, возглавляющий отдел по делам Совета министров Союза Индии, также замещает должность председателя Национального управления Конвенции по химическому оружию, а секретарь, руководящий отделом специальной защиты, одновременно является генеральным директором Службы безопасности Индии. Кроме того, в Секретариат входит управление по анализу поступающих жалоб. C июня 2013 года в
структуру Секретариата было введено новое подразделение: группа по мониторингу проектов, в функцию которого входит мониторинг государственных и частных инвестиционных проектов.
Внутриполитическая структура ЮАР
ЮАР, как и Индия, является парламентской республикой. Национальное правительство Южной Африки отличается от правительств других стран, так как состоит из органов взаимосвязанных ветвей власти: законодательный орган (двухпалатный парламент включает Национальный совет провинций (верхняя палата) и Национальная ассамблея (нижняя палата); органы исполнительной власти (президент, который является одновременно и главой государства, и главой Кабинета министров); органы судебной системы (Конституционный суд, Высший апелляционный суд, Верховный суд), обладающие компетенцией в своих сферах, но при этом определены в Конституции ЮАР как «отличительные, взаимозависимые и взаимосвязанные». Согласно ст. 85 Конституции ЮАР, высшая исполнительная власть в Южной Африке принадлежит президенту и осуществляется Кабинетом министров. Непосредственно Кабинет министров формируется в нижней палате, и лидер партии, которая получает в ней большинство, становится президентом. Сейчас в ЮАР правящей партией является Африканский национальный конгресс, занимающий лидерские позиции с 1994 года [Rangone, 2021. P. 483-501]. Этот факт позволяет сделать вывод о стабильности и неизменности структуры государственного управления страны в целом.
В ЮАР нет единой государственной структуры, обеспечивающей деятельность высшего органа исполнительной власти, она представлена совокупностью органов и организаций, находящихся под контролем Президиума Правительства (англ. The Presidency), который, согласно ст. 5 Конституции ЮАР, создан для обеспечения эффективной деятельности президента и вице-президента в выполнении ими конституционных обязанностей. В состав Президиума входят: президент, вице-президент, министр эффективности, оценки, мониторинга и администрации, министр по делам женщин, заместитель министра по вопросам эффективности, оценки, контроля и планирования. В соответствии с главной парадигмой внутриполитической структуры ЮАР одной из главных целей Президиума является содействие комплексному подходу к управлению, который заложен в Конституции ЮАР. Президиум организует разработку ключевых направлений во внешней и внутренней политике и деятельность по их реализации, а также контроль за исполнением решений правительства. Кроме того, функция Президиума состоит в координировании деятельности прави-
тельства по решению административных задач обеспечительного характера.
Президиум возглавляет президент, которому подчиняется и которым назначается генеральный директор - секретарь Президиума. Секретарю Президиума подчиняется исполнительный директор, под руководством которого находятся отделы: отдел корпоративного менеджмента, офис Кабинета министров, личный офис президента, офис вице-президента.
Можно выделить две структуры, функционирующие под руководством Президиума, которые обеспечивают организацию внутреннего управления в правительстве страны. Это офис Кабинета министров, который оказывает административную поддержку правительству, и юридическая служба исполнения. Офис Кабинета министров отвечает за отчетность, мониторинг эффективности принимаемых правительственных проектов и инициатив, под его контролем находится местное самоуправление страны. Можно утверждать, что офис Кабинета министров (для самого Кабинета министров) буквально тождественен Аппарату Правительства Российской Федерации (для Правительства Российской Федерации). В сфере его деятельности - внедрение инновационных систем и административных процедур в работу министерств. Он также обеспечивает документационную работу, организацию протоколов и подготовку материалов докладов и выступлений на заседаниях, в первую очередь для Кабинета министров, во вторую - для руководства исполнительной власти в целом.
Юридическая служба задействована в нор-мотворческих вопросах, организации контроля за правильностью оформления того или иного документа, где требуется учитывать законодательные положения, также она участвует в большинстве судебных разбирательств и процессов, затрагивающих деятельность правительства, предоставляет юридические консультации Президиуму и правительству при необходимости. В ведении юридической службы также находится контроль за реализацией ряда законодательных актов, в частности Закона о независимой комиссии по вознаграждению государственных служащих и Закона об этике членов исполнительной власти.
Административная система КНР
Принципиально иную ситуацию представляет собой КНР [Во, 2021; Ly, Boateng, 2021]. Высший орган исполнительной власти в стране - Государственный совет Китайской Народной Республики, или Центральное народное правительство. Глава государства и глава правительства в КНР - разные государственные должности, и их полномочия различны по своим свойствам. Государственный совет Китайской Народной Республики возглавляется премьер-министром
и включает в себя руководителей каждого министерства. В настоящее время Совет насчитывает в общей сложности 35 членов, включая премьер-министра [Hooijmaaijers, 2021. P. 29-54].
Деятельность высшего органа исполнительной власти обеспечивает Канцелярия Государственного совета (англ. Secretariat (Office) of the State Council of the People's Republic of China, кит. Ф^АМ^ПШШ ^ШШ'^). Канцелярия, в отличие от рассмотренных ранее стран, не является отдельным от Государственного совета органом. Это одно из главных подразделений самого Государственного совета, и ее механизмами регулируется деятельность всех департаментов, комитетов, банков, министерств и других подчиненных структур [Ванг, 2022. С. 50-85; Feng, Wu, Zhang, 2022. P. 2; Лысенко, 2022. С. 5-20; Мозиас, 2022. С. 122-155; Мозиас, 2023. С. 98-125]. В состав Канцелярии входят следующие подразделения: три управления секретарей, бюро кадров, управление по работе с обращениями и административное бюро.
Канцелярия несет ответственность за подготовку заседаний Государственного совета и воплощение их решений, разработку новых проектов и анализ информационных материалов и документов, которые поступают на утверждение из министерств и ведомств. В Канцелярии формируют мнение по тем или иным вопросам, чтобы впоследствии представить их на рассмотрение руководства. В функции Канцелярии также входят проверка документации министерств, анализ поступающих в адрес Государственного совета обращений и организация внутренних расследований по особо значимым случаям.
Заключение
В представленной статье было проведено сравнительное исследование структурно-функциональных моделей аппаратов правительств стран БРИКС. Установлено, что эти модели находятся в имманентной связи с высшими органами исполнительной власти и отражают их специфику. Поэтому на формирование и функционирование органов и организаций, обеспечивающих деятельность правительства каждой из стран БРИКС, оказывают влияние исторические, политические, государственно-правовые и иные факторы. Прежде всего, государства отличаются по форме и устройству, что предопределило не только формирование правительств стран БРИКС, но и построение их рабочих аппаратов. Так, Бразилия представляет собой президентскую республику, где исполнительную власть возглавляет президент, а его деятельность обеспечивает Администрация президента (Аппарат президента) Бразилии.
В парламентских республиках Индии и ЮАР исполнительная власть подотчетна парламентам, но если в Индии (как в классической парламентской респу-
блике) правительство возглавляется премьер-министром, а обеспечение деятельности возлагается на Секретариат Кабинета министров, то в Южной Африке президент является одновременно и главой государства, и главой правительства. В ЮАР нет единой государственной структуры, обеспечивающей деятельность высшего органа исполнительной власти; она представлена совокупностью органов и организаций, находящихся под контролем Президиума правительства. Можно выделить две структуры, которые обеспечивают организацию внутреннего управления в правительстве страны. Это офис Кабинета министров, который оказывает административную поддержку правительству, и юридическая служба исполнения.
В КНР деятельность высшего органа исполнительной власти обеспечивает Канцелярия Государственного совета. Здесь Канцелярия, в отличие от других рассмотренных выше случаев, не является отдельным от Государственного совета органом. Это одно из главных подразделений самого Государственного совета.
В России деятельность высшего органа исполнительной власти обеспечивает отдельный государственный орган - Аппарат Правительства Россий-
Литература
Будаев А.М. Президент и Председатель Правительства Российской Федерации в системе органов государственной власти России. Актуальные проблемы российского права. 2019. № 1 (98). С. 45-65. Ванг А.С. Модель лидерства Китая в БРИКС. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2022. № 2. С. 50-85. Гонтарь С.М. Деятельность аппарата Правительства Российской Федерации по формированию руководящих органов ОДКБ и правовые основы их деятельности. Вестник ВолГУ. Серия 4: «История. Регионоведение. Международные отношения». 2014. № 1. С. 6-12. Денисова Д.Э. БРИКС: вчера, сегодня, завтра. Гуманитарные и
политико-правовые исследования. 2022. № 2 (17). С. 40-54. Занко Т.А. Преобразование внутренней организации федеральных органов исполнительной власти. Вопросы государственного и муниципального управления. 2021. № 2. С. 107125.
Зубарев С.М. О некоторых проблемах правового обеспечения реформы контрольной и надзорной деятельности в России. Законодательство. 2020. № 8. С. 38-47. Лысенко К.В. Конъюнктура фискальной системы и сферы заемного финансирования местных народных правительств КНР. Экономика строительства. 2022. № 10. С. 4-20. Мозиас П.В. Межпровинциальное неравенство и региональная политика в Китае. Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 9: «Востоковедение и африканистика»: Реферативный журнал. 2023. № 1. С. 98-126. DOI: 10.31249/RVA/2023.01.07 Мозиас П.М. Урбанизация в Китае: прошлое и настоящее. Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 9: «Востоковедение и африканисти-
ской Федерации. Его статус закреплен нормативно, что позволяет четко определить возложенные на него функции и структурное построение. Аппарат Правительства выполняет различные функции, которые обеспечивают решение возложенных на Правительство Российской Федерации задач. Среди всего многообразия можно выделить следующие основные функции: прогностическую, распорядительную, экспертную, контрольную, организационную, информационно-аналитическую и координационную. Анализ функций аппаратов правительств других стран БРИКС показывает их схожесть. Однако такого объема функционала нет ни в одной стране. В большинстве своем преобладают организационная, распорядительная, контрольная и информационно-аналитическая функции.
Соответственно, можно констатировать, что отечественная модель организации и функционирования аппарата высшего органа исполнительной власти на сегодняшний день является наиболее понятной и поэтому оптимальной, что не уменьшает потенциал для различного взаимодействия между аппаратами правительств стран БРИКС в интересах развития сотрудничества и взаимопомощи.
ка»: Реферативный журнал. 2022. № 1. С. 121-155. DOI: 10.31249/RVA/2022.01.08 Невинский В.В. Конституционно-правовое регулирование полномочий Президента Российской Федерации в сфере формирования Правительства Российской Федерации. Российское право: образование, практика, наука. 2022. № 3 (105). С. 41-48.
Плаксин С.М., Казикаев В.Д., Алимпеев Д.Р. и др. Регуляторная политика и контрольно-надзорная деятельность в России. М.: РСПП, 2021.
Саква Р. Неуставные международные отношения. Россия в глобальной политике. 2023. № 1. С. 34-49. DOI: 10.31278/18106439-2023-21-1-34-50 Спиридонов А.А. Особенности модели контрольно-надзорной деятельности в рамках развития механизмов государственного управления в России: конституционно-правовой взгляд. Lex Russica. 2023. № 76(1).С. 63-75.D0I:10.17803/1729-5920.2023.194.1.063-075 Южаков В.Н., Добролюбова Е.И., Покида А.Н., Зыбуновская Н.В. Реформа госконтроля и «регуляторная гильотина»: что получилось с позиции бизнеса? ЭКО: Всероссийский экономический журнал. 2021. № 7. С. 6-9. Южаков В.Н., Добролюбова Е.И., Тихомиров Ю.А., Старостина А.Н. Качество российского государственного управления: проблемы и приоритеты. М.: «Дело», РАНХиГС, 2022. Bo P. China and Global Governance: A New Leader? Cham: Palgrave
Macmillan, 2021. In English Feng Y., Wu F., Zhang F. The development of local government financial vehicles in China: A case study of Jiaxing Chengtou. Land Use Policy. 2022. No. 112. DOI: 10.1016/j.landusepol.2020.104793. In English
Hooijmaaijers B. China, the BRICS, and the limitations of reshaping
global economic governance. The Pacific Review. 2021. Vol. 34. Issue 1. P. 29-55. In English Ly B., Boateng J.K China Quest for Global Governance Overhaul. Cogent Social Sciences. 2021. Vol. 7. Issue 1. DOI:
References
Budaev A.M. The president of the Russian Federation and the chairman of the Government of the Russian Federation in the system of public authorities. Aktual'nyye problemy rossiyskogo prava. 2019. No. 1 (98). P. 45-65. In Russian Denisova D.E. BRICS: yesterday, today, tomorrow. Gumanitarnyye i politiko-pravovyye issledovaniya. 2022. No. 2 (17). P. 40-54. In Russian
Gontar S.M. Activity of the government apparatus of the Russian Federation in forming the CSTO management bodies and the legal framework for their activities. Vestnik VolGU. Seriya 4: «Istoriya. Regionovedeniye. Mezhdunarodnyye otnosheniya». 2014. No. 1. P. 6-12. In Russian Lysenko K.V. The conjuncture of the fiscal system and the sphere of debt financing of local people's governments of China. Ekonomi-ka stroitel'stva. 2022. No. 10. P. 4-20. In Russian Mozias P.V. Interprovincial inequality and regional policy in China. Sotsial'nyye i gumanitarnyye nauki. Otechestvennaya i zarubezhnaya literatura. Seriya 9: «Vostokovedeniye i afrikanisti-ka»: Referativnyy zhurnal. 2023. No. 1. P. 98-126. DOI: 10.31249/ RVA/2023.01.07. In Russian Mozias P.M. Urbanization in China: past and present. Sotsial'nyye i gumanitarnyye nauki. Otechestvennaya i zarubezhnaya literatura. Seriya 9: «Vostokovedeniye i afrikanistika»: Referativnyy zhurnal. 2022. No. 1. P. 121-155. DOI: 10.31249/RVA/2022.01.08. In Russian
Nevinsky V.V. Constitutional and legal regulation of the powers of the president of the Russian Federation in formation of the government of the Russian Federation. Rossiyskoye pravo: obrazo-
10.1080/23311886.2021.1932031. In English Rangone N. Making Law Effective: Behavioural Insights into Compliance. European Journal of Risk Regulation. 2021. Vol. 9. P. 483501. http://dx.doi.org/10.1017/err.2018.51. In English
vaniye, praktika, nauka. 2022. No. 3 (105). P. 41-48. In Russian Plaksin S.M., Kazikaev V.D., Alimpeev D.R. et al. Regulatory policy and control and supervisory activities in Russia. Moscow: RSPP, 2021. In Russian
Sakva R. Non-statutory international relations. Rossiya v global'noy politike. 2023. No. 1. P. 34-49. DOI: 10.31278/1810-6439-202321-1-34-50. In Russian Spiridonov A.A. Features of the model of control and supervisory activities in the framework of developing public administration mechanisms in Russia: constitutional law context. Lex Russia. 2023. No. 76 (1). P. 63-75. DOI: 10.17803/17295920.2023.194.1.063-075. In Russian Wang A.S. China's leadership in BRICS governance. Vestnik mezh-dunarodnykh organizatsiy: obrazovaniye, nauka, novaya ekono-mika. 2022. No. 2. P. 50-85. In Russian Yuzhakov V.N., Dobrolyubova E.I., Pokida A.N., Zybunovskaya N.V. The law enforcement reform and regulatory guillotine: what's the outcome from the business perspective. EKO: Vserossiyskiy eko-nomicheskiy zhurnal. 2021. No. 7. P. 6-9. In Russian Yuzhakov V.N., Dobrolyubova E.I., Tikhomirov Yu.A., Starostina A.N. The quality of Russian public administration: problems and priorities. Moscow: «Delo», RANKhiGS, 2022. In Russian Zanko T.A. Transforming the internal organization of the federal executive bodies. Voprosy gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya. 2021. No. 2. P. 107-125. In Russian Zubarev S.M. Developing legal framework for reform of monitoring and oversight activity in Russia. Zakonodatel'stvo. 2020. No. 8. P. 38-47. In Russian
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРE:
Виталий Юрьевич Бокий, государственный советник Российской Федерации 3 класса, слушатель программ Master of Public Administration и Doctor of Public Administration, советник Сводно-аналитического управления Аппарат Правительства Российской Федерации (Российская Федерация, 103274, Москва, Краснопресненская набережная, 2). E-mail: [email protected]
Для цитирования: Бокий В.Ю. Организационно-функциональные модели аппаратов правительств стран БРИКС. Государственная служба. 2023. № 6. С. 88-94.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:
Vitaly Yu. Bokiy, State Counselor of the Russian Federation of the 3rd class, participant in the Master of Public Administration and Doctor of Public Administration programs, Advisor of the Consolidated Analytical Center
Apparatus of the Government of the Russian Federation (2, Krasnopresnenskaya Naberezhnaya, Moscow, 103274, Russsian Federation). E-mail: [email protected]
For citation: Bokiy V.Yu. Organizational and functional models of the BRICS government apparatuses. Gosudarstvennaya sluzhba. 2023. No. 6. P. 88-94.