Научная статья на тему 'Структура Аппарата Правительства в зависимости от конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации'

Структура Аппарата Правительства в зависимости от конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
68
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Правительство / аппарат Правительства / субъект Российской Федерации / структура аппарата Правительства субъекта Российской Федерации. / Government / Government apparatus / subject of the Russian Federation / structure of the Government apparatus of the subject of the Russian Federation.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Морозова И.В.

В статье обозначена проблема формирования структуры Аппарата Правительства субъекта Российской Федерации в зависимости от его конституционно-правового статуса. Цель: изучить структуру Аппарата Правительства в зависимости от конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации. Методы: анализ, синтез, обобщение и систематизации научных источников по проблеме исследования. Результаты: отмечена абсолютная самостоятельность каждого субъекта Российской Федерации с учетом его организационных потребностей и финансово-экономических возможностей в определении структурной модели Аппарата Правительства как самостоятельного органа или в составе Аппарата высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Внесено предложение о дополнении главы 4 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» статьей 32.1, определяющей общие правовые основы Аппарата Правительства субъекта Российской Федерации как органа государственной власти специальной компетенции. Обосновано сохранение диспозитивных начал по вопросу формулирования субъектом Российской Федерации количественных и качественных требований к структуре Аппарата Правительства субъекта Российской Федерации. Выводы: обоснован вывод о недопустимости признания Аппарата Правительства субъекта Российской Федерации государственным органом исполнительной власти. Рекомендовано учесть тенденции отечественного законодателя к определению правового положения и структуры Аппарата федерального правительства как самостоятельного органа исполнительной власти. Отмечено, что связь аппарата Правительства и конституционного правового статуса субъекта Российской Федерации выражается в системе нормативно-правовых актов, регулирующих его правовое положение, обоснованности выделения аппарата Правительства в качестве обособленного органа государственной власти или объединенного с аппаратом высшего должностного лица субъекта, в полномочиях Аппарата Правительства и, следовательно, выделяемых в его структуре подразделениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальным наукам , автор научной работы — Морозова И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure of the Government Apparatus depending on the constitutional and legal status of the subject of the Russian Federation

The article outlines the problem of forming the structure of the Government Apparatus of a constituent entity of the Russian Federation depending on its constitutional and legal status. Object: to study the structure of the Government Apparatus depending on the constitutional and legal status of the subject of the Russian Federation. Methods: analysis, synthesis, generalization and systematization of scientific sources on the research problem. Findings. The absolute independence of each subject of the Russian Federation is noted, taking into account its organizational needs and financial and economic capabilities in determining the structural model of the Government Apparatus: as an independent body or as part of the Office of the highest official of a subject of the Russian Federation. A proposal has been made to supplement Chapter 4 of the Federal Law of December 21, 2021 No. 414-FZ “On the general principles of the organization of public power in the constituent entities of the Russian Federation” with Article 32.1, which defines the general legal basis of the Government Office of the constituent entity of the Russian Federation as a public authority with special competence. The preservation of dispositive principles on the issue of formulation by a subject of the Russian Federation of quantitative and qualitative requirements for the structure of the Government Apparatus of a subject of the Russian Federation is justified. Conclusions. The conclusion is substantiated that it is inadmissible to recognize the Government Office of a constituent entity of the Russian Federation as a state executive body. It is recommended to take into account the tendencies of the domestic legislator to determine the legal status and structure of the Federal Government Apparatus as an independent executive body. It is noted that the connection between the Government apparatus and the constitutional legal status of the subject of the Russian Federation is expressed in the system of normative legal acts regulating its legal status, the validity of separating the Government apparatus as a separate body of state power or combined with the apparatus of the highest official of the subject, in the powers of the Government Apparatus and , therefore, the divisions allocated in its structure.

Текст научной работы на тему «Структура Аппарата Правительства в зависимости от конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации»

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

Научная статья

https://doi.org/10.23672/SAE.2023.88.63.011 УДК 340

© ®

Attribution

сс by

СТРУКТУРА АППАРАТА ПРАВИТЕЛЬСТВА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Морозова И. В.

Нижегородский институт управления - филиал «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Аннотация. В статье обозначена проблема формирования структуры Аппарата Правительства субъекта Российской Федерации в зависимости от его конституционно-правового статуса.

Цель: изучить структуру Аппарата Правительства в зависимости от конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.

Методы: анализ, синтез, обобщение и систематизации научных источников по проблеме исследования.

Результаты: отмечена абсолютная самостоятельность каждого субъекта Российской Федерации с учетом его организационных потребностей и финансово-экономических возможностей в определении структурной модели Аппарата Правительства как самостоятельного органа или в составе Аппарата высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Внесено предложение о дополнении главы 4 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» статьей 32.1, определяющей общие правовые основы Аппарата Правительства субъекта Российской Федерации как органа государственной власти специальной компетенции. Обосновано сохранение диспозитивных начал по вопросу формулирования субъектом Российской Федерации количественных и качественных требований к структуре Аппарата Правительства субъекта Российской Федерации.

Выводы: обоснован вывод о недопустимости признания Аппарата Правительства субъекта Российской Федерации государственным органом исполнительной власти. Рекомендовано учесть тенденции отечественного законодателя к определению правового положения и структуры Аппарата федерального правительства как самостоятельного органа исполнительной власти. Отмечено, что связь аппарата Правительства и конституционного правового статуса субъекта Российской Федерации выражается в системе нормативно-правовых актов, регулирующих его правовое положение, обоснованности выделения аппарата Правительства в качестве обособленного органа государственной власти или объединенного с аппаратом высшего должностного лица субъекта, в полномочиях Аппарата Правительства и, следовательно, выделяемых в его структуре подразделениях.

Ключевые слова: Правительство, аппарат Правительства, субъект Российской Федерации, структура аппарата Правительства субъекта Российской Федерации.

STRUCTURE OF THE GOVERNMENT APPARATUS DEPENDING ON THE CONSTITUTIONAL AND LEGAL STATUS OF THE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Irina V. Morozova

Nizhny Novgorod Institute of Management - branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

Abstract. The article outlines the problem of forming the structure of the Government Apparatus of a constituent entity of the Russian Federation depending on its constitutional and legal status.

Object: to study the structure of the Government Apparatus depending on the constitutional and legal status of the subject of the Russian Federation.

Methods: analysis, synthesis, generalization and systematization of scientific sources on the research problem.

— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —

Findings. The absolute independence of each subject of the Russian Federation is noted, taking into account its organizational needs and financial and economic capabilities in determining the structural model of the Government Apparatus: as an independent body or as part of the Office of the highest official of a subject of the Russian Federation. A proposal has been made to supplement Chapter 4 of the Federal Law of December 21, 2021 № 414-FZ «On the general principles of the organization of public power in the constituent entities of the Russian Federation» with Article 32.1, which defines the general legal basis of the Government Office of the constituent entity of the Russian Federation as a public authority with special competence. The preservation of dispositive principles on the issue of formulation by a subject of the Russian Federation of quantitative and qualitative requirements for the structure of the Government Apparatus of a subject of the Russian Federation is justified.

Conclusions. The conclusion is substantiated that it is inadmissible to recognize the Government Office of a constituent entity of the Russian Federation as a state executive body. It is recommended to take into account the tendencies of the domestic legislator to determine the legal status and structure of the Federal Government Apparatus as an independent executive body. It is noted that the connection between the Government apparatus and the constitutional legal status of the subject of the Russian Federation is expressed in the system of normative legal acts regulating its legal status, the validity of separating the Government apparatus as a separate body of state power or combined with the apparatus of the highest official of the subject, in the powers of the Government Apparatus and, therefore, the divisions allocated in its structure.

Keywords: Government, Government apparatus, subject of the Russian Federation, structure of the Government apparatus of the subject of the Russian Federation.

Введение.

Специфика национально-государственного устройства, федеративный характер конституционно-правового статуса России отражается и на системе органов государственной власти посредством выделения в ней двух уровней: федерального и регионального. Будучи составляющим звеном структуры публичных органов, региональные органы государственной власти реализуют возложенные на них задачи и полномочия, опираясь на федеральную законодательную базу и нормативно-правовые акты, принятые и действующие в конкретном субъекте Российской Федерации.

Федеральный центр устанавливает общие принципы создания и функционирования данных региональных органов публичной власти, предоставляя субъектам Российской Федерации значительную свободу в определении системы органов государственной власти. Положения части 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации [1] гарантируют субъектам федерации демократические и диспозитивные правовые основы построения и функционирования публичных органов власти регионального уровня.

Результаты.

Организационная структура «вспомогательных» органов, оказывающих содействие другим органам государственной власти субъектов Российской Федерации в реализации полномочий, возложенных на них, признается одним из важнейших и актуальных вопросов наравне с организацией базовых (основных) органов государственной власти, в целом. Данные вопросы включены в перечень задач, требующих разрешение на каждом законодательном уровне. В общих положениях, ранее действовавшего Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих прин-

ципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» [11], было указано на то, что правовой основой процесса создания, функционирования и прекращения деятельности органов региональной власти являются конституционные положения, федеральные конституционные и федеральные законы, а также региональные нормативно-правовые акты.

Аналогичная норма закреплена и в действующем Федеральном законе от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (ч. 4 ст. 1) [3]. Российский законодатель еще раз подтвердил самостоятельность субъектов Российской Федерации в установлении системы основных и вспомогательных публичных органов региональной власти (ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ).

Принцип разделения государственной власти обязывает субъекты Российской Федерации в обязательном порядке формировать исполнительные органы власти. Фундаментальность и незыблемость данной установки подтвердил еще в начале XXI века Конституционный Суд Российской Федерации [7].

Важно отметить, что отсутствуют общеобязательные федеральные стандарты, как к организации указанных публичных органов власти, так и их аппаратов. Данная тема не исследована и на научном уровне. Если Аппарату Правительства Российской Федерации посвящена только одна работа (написанная еще в конце 90-х годов XX века) [8], то в отношении субъекта Российской Федерации такие комплексные исследования отсутствуют.

Официально на федеральном уровне не закреплены отличительные черты Аппарата Прави-

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

тельства в зависимости от конституционно-правового субъекта Российской Федерации, не определен его правовой режим и организационно-правовая форма деятельности.

Например, актуальными для обсуждения являются вопросы:

- о признании аппарата Правительств органом исполнительной власти;

- определения его сущности и назначения;

- требований, предъявляемых к качественному и количественному составу в зависимости от вида субъекта Российской Федерации, к механизму формирования;

- реализации возложенных на них полномочий.

Разрешение указанных проблем затруднено в связи с отсутствием официальной позиции федерального центра по данной теме и с наличием правового пробела в регулировании конституционно-правового статуса Аппарата Правительства субъекта Российской Федерации. На общегосударственном уровне закреплены только фундаментальные основы образования и функционирования Аппарата Правительства Российской Федерации [2]. В подзаконных актах Правительства РФ (регламенте и Положении [4]) определены «функции, структура, порядок организации деятельности, а также полномочия Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации».

В тоже время, в действующем Федеральном законе от 21.12.2021 № 414-ФЗ, отсутствуют какие-либо правовые основы, определяющие правовой статус Аппарата Правительства в субъектах Российской Федерации. Термин «аппарат» используется федеральным законодателем только по отношению к мировым судам и к деятельности законодательного представительного органа. Данным федеральным законом заложены демократические основы в формировании системы вспомогательных государственных органов, в том числе и структуры Аппарата Правительства, предоставив полномочии высшего должностному лицу субъекта (часть 3 статьи 31).

Структуру и состав Аппарата Правительства субъекта РФ следует отличать от состава и структуры Правительства субъекта РФ как высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации.

В первой модели анализу подвергаются руководящий состав Аппарата, департаменты и отделы, деятельность которых направлена на содействие Правительству субъекта Российской Федерации в реализации его полномочий.

Во втором случае характеризуется качественный и численный состав высшего органа исполнительной власти (правовой статус председателя, его заместителей, министров), непосредственно© Морозова И.В.

го реализующего государственные задачи и функции.

Основное назначение Аппарата заключается в содействии Правительству субъекта Российской Федерации в осуществлении им основной деятельности. По сути, по аналогии с задачами, поставленными перед Аппаратом федерального Правительства, функционирование аппаратов региональных правительств направлено на реализацию обеспечительных и контрольных функций по отношению к основным органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Следовательно, аппараты правительства обоих уровней по отношению к основным исполнительным органам власти следует рассматривать как вспомогательные (обслуживающие) органы государственной власти, наделенные специальной компетенцией [9, с. 75]. В то же время, отдельные субъекты Российской Федерации признают Аппараты Правительств органом исполнительной власти, например, в Нижегородской [14], Оренбургской [5] областях.

Полагаем, что аппарат Правительства субъекта Российской Федерации является органом государственной власти без отнесения их по правовому статусу к исполнительной ветви власти. Задачи и полномочия Аппарата Правительства не охватывают реализацию основных функций российского государства.

Отдельные представители юридической науки не согласны с концепцией абсолютной свободы субъектов Российской Федерации в формировании системы государственных органов исполнительной власти и органов, обеспечивающих их деятельность. Обосновывается необходимость разработки и принятия на федеральном законодательном уровне отдельного нормативно-правового акта, определяющего конституционно-правовой статус органов исполнительной власти, их видовое разнообразие как на федеральном, так и на региональном уровне [10, с. 16].

Специфика Аппарата Правительства субъекта Российской Федерации обуславливается видом субъекта. В конституционной реальности выделяют два направления формирования Аппарата Правительства: как отдельного органа исполнительной власти, так и в виде единого органа, направленного на обслуживание не только высшего исполнительного органа власти, но и высшего должностного лица субъекта (например, губернатора). Для примера, первый вариант формирования и функционирования аппарата правительства характерен для таких субъектов как Республик Башкортостан [6], Татарстан [17] и Нижегородская область [14]. Создание совместного аппарата обозначено нормативно-правовыми актами Республики Удмуртия, Кировской, Пензенской, Самарской, Саратовской, Ульяновской областей, Пермского края.

Следовательно, в Российской Федерации аппарат Правительства субъекта может реализо-

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

ваться как отдельная структура или как составная часть другой структуры (чаще всего, аппарата губернатора). Первое направление соответствует федеральной тенденции о закреплении правового статуса Аппарата Правительства Российской Федерации как самостоятельного органа государственной власти.

Количественные и качественные показатели структуры Аппарата правительства субъектов Российской Федерации зависит от возложенных на них функций и полномочий. При определении конкретной структуры прослеживается абсолютная самостоятельность субъекта Российской Федерации в решении данного вопроса. Например, структура Кабинета Министров Республики Татарстан включает руководителя Аппарата, двух заместителей (управляющего делам и начальника управления по координации взаимодействия органов исполнительной власти), шесть секретариатов, двенадцать управлений, пять отделов [13].

Структурными подразделениями Аппарата Правительства Республики Башкортостан являются департаменты, отделы, секторы.

Аппарат в Правительстве Нижегородской области возглавляет руководитель Аппарата, имеющий в своем подчинении первого заместителя руководителя Аппарата и заместителя руководителя Аппарата. Структура включает: два управления; 10 секретариатов, восемь из которых оказывают содействие заместителям губернатора, два - заместителям Председателя Правительства. Особо следует обратить внимание на специфичные для Аппарата Правительства Нижегородской области: наличие одной группы советников и одной группы, обеспечивающей взаимодействие с региональным парламентом [15]. Если последнее структурное подразделение встречается в Аппаратах Правительств других субъектов, то группа советников, по сути - «уникальный» элемент, характерный для Нижегородской области.

Структура Аппарата Губернатора и Правительства Пензенской области включает один архивный департамент; одно представительство Правительства Пензенской области при Правительстве Российской Федерации; правовое управление Правительства Пензенской области; семь управлений; три тематических отдела (по общим вопросам; по работе с документацией; по взаимодействию с федеральным центром) один секретариат, обслуживающий как Правительство, так и Губернатора Пензенской области [16].

Структура Аппарата Губернатора и Правительства Оренбургской области состоит из семи управлений, четырех отделов по обеспечению деятельности губернатора и вице-губернаторов, двенадцать управлений и отделов, содействующих функционированию Правительства по различных направлениям, два аппарата антитеррористической и антинаркотической комиссий, одну спецчасть [12].

Как правило, руководитель Аппарата Правительства субъекта Российской Федерации по своей должности, в рамках основного органа исполнительной власти, занимает должности заместителя высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Функциональное предназначение секретариатов направлено на оказание содействия председателю и заместителям Председателя Правительства субъекта Российской Федерации в выполнении возложенных на них полномочий.

Сфера деятельности управлений и отделов как структурных подразделений Аппарата Правительства субъекта ориентирована на обеспечение функционирования отдельных профильных министерств (комитетов, отделов), организацию документооборота и делопроизводства, взаимодействия Правительства с другими органами исполнительной власти, ведения бухгалтерского отчетности и осуществление Правительством субъекта Российской Федерации деятельности в правовом поле.

В тоже время, следует обратить внимание на особенности формирования структуры объединенного аппарата Губернатора и Правительства. Основным структурным подразделением является секретариат, деятельность которого направлена, прежде всего, на обеспечение полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Взаимосвязь структуры Аппарата Правительства и вида, статуса субъекта Российской Федерации, выражается, во-первых, в системе нормативно-правовых актов, регулирующих его правовое положение. Так, на уровне республик правовые основы о данном государственном органе закрепляются в конституциях, законах и других нормативно-правовых актах, в иных субъектах -в уставе и также - в перечисленных актах.

Полагаем, что независимо от вида субъекта правовой статус Аппарата Правительства, его структура должны быть определены в соответствующем тематическом регламенте и положении (по аналогии с моделью федерального правотворчества в данном направлении).

Во-вторых, влияние конституционного правового статуса субъекта отражается на структуре Аппарата Правительства субъекта в вопросе выделения подразделений в зависимости от закрепленной за Аппаратом компетенции и системы органов исполнительной власти в данном субъекте, уровня взаимодействия с Аппаратом Губернатора, федеральным центром, иными органами государственной власти указанного региона.

Заключение.

Подводя итог рассуждениям, резюмируем:

Форма государственного устройства России предопределила структуру системы органов гос© Морозова И.В.

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

ударственной власти. Наличие федеративного построения взаимоотношения государства и ее территориальных подразделений является основой для выделения двух уровней органов государственной власти: федеральных и региональных.

Актуальным является вопрос о необходимости унификации в этой области нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации.

На Аппарат Правительства субъекта Российской Федерации возложены значимые управленческие полномочия, реализация которых влияет на качество работы, в целом, высшего исполнительного органа исполнительной власти.

Следует признать, что конституционно-правовой статус Аппарата Правительства субъекта Российской Федерации практически не исследован и не изучен.

Полагаем, что по своему правовому положению, Аппарат Правительства субъекта не является органом исполнительной власти. Его предназначение заключается в обеспечении эффективной организации работы непосредственно правительства субъекта как высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации. Именно Правительство субъекта реализует от имени государства определённые стратегические функции и задачи в пределах территории конкретного региона, а Аппарат Правительства содействует данной деятельности.

Думается, что на федеральном уровне следует сосредоточиться над унификацией правовых основ организации и деятельности аппарата Правительства субъекта Российской Федерации, выделив в Федеральном законе от 21.12.2021 № 414-ФЗ статью 32.1, закрепляющую феде-

ральные обязательные стандарты организации Аппарата региональных Правительств для всех субъектов Российской Федерации. На федеральном уровне следует признать, что аппараты правительств субъектов являются органами государственной власти, деятельность которых направлена на обеспечение функционирования высшего органа исполнительной власти субъекта.

Следует сохранить за субъектами самостоятельность в определении модели образования аппарата правительства (как отдельного органа или, объединив его с аппаратом высшего должностного лица); диспозитивные начала в установлении количественных и качественных критериев к структуре аппарата с учетом организационных потребностей конкретного субъекта Российской Федерации и его финансово-экономических возможностей. При императивности (обязательности) требования к созданию Аппарата Правительства с сохранением демократических начал к его формированию позволит высшему исполнительному органу своевременно реагировать на современные запросы по организационной структуре аппарата правительства, вносить коррективы и изменения. Полагаем, что в каждом субъекте Российской Федерации структура аппарата Правительства должна быть закреплена в положении о данном региональном государственном органе, с установлением количественных и качественных требований к отдельным подразделениям.

Реализация таких задач, как организационно-техническое, документальное и аналитическое обеспечение деятельности Правительства субъекта Российской Федерации, а в отдельных случаях - и Губернатора, определяет структуру Правительства конкретного субъекта Российской Федерации.

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. 2022.06.10. иЯ1- : http://pravo.gov.ru

2. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2020.09.11. № 45. Ст. 7061.

3. Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2021.27.12. № 52 (Часть I). Ст. 8973; Собрание законодательства РФ. 2023.07.08. № 32 (Часть II). Ст. 6217.

4. Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 № 260 (ред. от 13.10.2023) «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004.07.06. № 23. Ст. 2313; Собрание законодательства РФ. 2023. 23.10. № 43. Ст. 7699.

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

5. Положение об Аппарате Губернатора и Правительства Оренбургской области, утв. Указом Губернатора Оренбургской области от 30 апреля 2009 г. № 81-ук. URL : https://gov-office.orb.ru/about (дата обращения 18.11.2023).

6. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 13 мая 2003г. № 116 «Об утверждении положения об аппарате правительства Республики Башкортостан». URL : https://pravitelstvorb.ru/ activity/725 (дата обращения 18.11.2023).

7. По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 № 10-П] // Вестник Конституционного Суда РФ. 2000. № 5.

8. Закупень Т.В. Информационное обеспечение деятельности аппарата Правительства Российской Федерации: Организационно-правовой аспект : автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.02 / Т.В. Закупень; Рос. академия гос. службы при Президенте Рос. Фед. М., 1996. 22 с.

9. Кравцова Е.И. Система органов исполнительной власти субъектов РФ и обеспечение их деятельности вспомогательными органами / Е.И. Кравцова // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2014. № 1. С. 73-79.

10. Ордина О.Н. О принятии Федерального закона «Об органах исполнительной власти и иных административных органах в Российской Федерации» / О.Н. Ордина // Административное право и процесс. 2013. № 8. С. 15-18.

11. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 42. Ст. 5005. 18.10; Собрание законодательства РФ. 2021.27.12. № 52 (часть I). Ст. 8973 (утратил силу).

12. Аппарат Губернатора и Правительства Оренбургской области. uRl : https://gov-office.orb.ru/about/ structure (дата обращения 18.11.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Аппарат Кабинета министров республики Татарстан. URL : https://prav.tatarstan.ru/about/apparat/structure (дата обращения 21.11.2023).

14. Аппарат Правительства Нижегородской области. URL : https://ap.nobl.ru/about (дата обращения 20.11.2023).

15. Аппарат Правительства Нижегородской области. URL : https://ap.nobl.ru/about/structure (дата обращения 20.11.2023).

16. Губернатор / Правительство Пензенской область. URL : https://pnzreg.ru/ (дата обращения 19.11.2023).

17. Правительство Республики Татарстан. URL : https://prav.tatarstan.ru/about/apparat/structure (дата обращения 19.11.2023).

References:

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993, with amendments approved during the all-Russian vote on July 01, 2020) // Official Internet portal of legal information 2022.06.10. URL : http://pravo.gov.ru

2. Federal constitutional law of November 06, 2020 № 4-FKZ «On the Government of the Russian Federation» // Collection of legislation of the Russian Federation. 2020.09.11. № 45. Art. 7061.

3. Federal Law of December 21, 2021 № 414-FZ (as amended on August 04, 2023) «On the general principles of the organization of public power in the constituent entities of the Russian Federation // Collection of legislation of the Russian Federation. 2021. 27.12. № 52 (Part I). Art. 8973; Collection of legislation of the Russian Federation. 2023.07.08. № 32 (Part II). Art. 6217.

4. Decree of the Government of the Russian Federation of June 1, 2004 N 260 (as amended on October 13, 2023) «On the Regulations of the Government of the Russian Federation and the Regulations on the Staff of the Government of the Russian Federation» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2004. 07.06. - No. 23. - Art. 2313; Collection of legislation of the Russian Federation. 2023.23.10. № 43. Art. 7699.

5. Regulations on the Office of the Governor and Government of the Orenburg Region, approved. By Decree of the Governor of the Orenburg Region of April 30, 2009 № 81-uk. URL : https://gov-office.orb.ru/about (date of the application 11/18/2023).

6. Decree of the Government of the Republic of Bashkortostan dated May 13, 2003. № 116 «On approval of the regulations on the apparatus of the government of the Republic of Bashkortostan». URL : https://pravitelst vorb.ru/activity/725 (date of the application 11/18/2023).

7. In the case of checking the constitutionality of certain provisions of the Constitution of the Altai Republic and the Federal Law «On the General Principles of the Organization of Legislative (Representative) and Executive Bodies of State Power of the Subjects of the Russian Federation» [Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation dated 06/07/2000 № 10-P] // Vestnik Constitutional Court of the Russian Federation. 2000. № 5.

8. Zakupen T.V. Information support for the activities of the apparatus of the Government of the Russian Federation: Organizational and legal aspect : abstract of dis. ... candidate of legal sciences: 12.00.02 / Ross. state academy services under the President of Russia. Fed. M., 1996. 22 p.

9. Kravtsova E.I. The system of executive authorities of the constituent entities of the Russian Federation and the support of their activities by auxiliary bodies / E.I. Kravtsova // Bulletin of the Belgorod Legal Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2014. № 1. P. 73-79.

— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —

10. Ordina O.N. On the adoption of the Federal Law «On Executive Bodies and Other Administrative Bodies in the Russian Federation» // Administrative Law and Process. 2013. № 8. P. 15-18.

11. Federal Law of October 06, 1999 № 184-FZ (as amended on December 21, 2021) «On the general principles of organization of legislative (representative) and executive bodies of state power of the constituent entities of the Russian Federation» // Collection of legislation of the Russian Federation. 1999.18.10. № 42. Art. 5005; Collection of legislation of the Russian Federation. 2021.27.12. № 52 (Part I). Art. 8973 (repealed).

12. Office of the Governor and Government of the Orenburg Region. URL : https://gov-office.orb.ru/about/struc ture (date of the application 11/18/2023).

13. Office of the Cabinet of Ministers of the Republic of Tatarstan. URL : https://prav.tatarstan.ru/about/apparat/ structure (date of the application 11/21/2023).

14. Office of the Government of the Nizhny Novgorod Region. URL : https://ap.nobl.ru/about (date of the application November 20, 2023).

15. Office of the Government of the Nizhny Novgorod Region. URL : https://ap.nobl.ru/about/structure (date of the application November 20, 2023).

16. Governor/Government of the Penza region. URL : https://pnzreg.ru (date of the application 11/19/2023).

17. Government of the Republic of Tatarstan. URL : https://prav.tatarstan.ru/about/apparat/structure (date of the application 11/19/2023).

Информация об авторе

Ирина Владимировна Морозова

аспирантка, преподаватель,

Нижегородский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Мого.тпа2015@yandex.ru

Irina V. Morozova

Postgraduate Student, Teacher,

Nizhny Novgorod Institute of Management - branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration Moro.irina2015@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.