Научная статья на тему 'CПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НА РЫНКЕ'

CПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НА РЫНКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

414
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рынок / экономика / конкурент / конкурентоспособность / факторы / предприятие / фирма / конкурентная стратегия. / market / economy / competitor / competitiveness / factors / enterprise / company / competitive strategy.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петриченко Наталья Дмитриевна, Шестов Андрей Владимирович

В данной статье раскрыты такие понятия как конкурентоспособность и её основные факторы и рассмотрены возможности и способы борьбы предприятия с предприятием-конкурентом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF INCREASING THE COMPETITIVENESS OF THE ORGANIZATION IN THE MARKET

In this article such terms as competitiveness and it’s main factors, also possibilities and ways of competition between enterprise and competitor’s one are explored.

Текст научной работы на тему «CПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НА РЫНКЕ»

потребуется перестройка финансовой и даже организационной структуры, разработка детального анализа и детального регулирования информационных потоков [2, с. 216].

Нами разработан план проекта по внедрению управленческого учета затрат. Наглядно внедрение управленческого учета изображено при помощи диаграммы Гранта на рисунке 1. По нашим расчетам нацеленное внедрение может занять около двух месяцев.

Первый этап включает в себя:

Создание информационной базы, необходимой для принятия управленческих решений; описание системы управленческого учета и отчетности; управленческая учетная политика; регламент работы центров учета.

Составление управленческого плана счетов. Чтобы оптимизировать процесс управления, необходимо сделать учет более детальным, прозрачным. Невозможно создать систему управленческого учета без кодировки операций.

Второй этап внедрения включает в себя выделение центров финансового учета внутри компании; классификацию учетных центров; подготовку исходной информации для построения системы управления бюджетом, а также возложение функций управленческого учета на исполнительные звенья организационной структуры компании.

Этап построения системы управления затратами предполагает разработку единой классификации статей затрат для целей управленческого учета; внедрение методики анализа и оперативного контроля видов затрат, разработку системы отчетности по затратам, разработку программы оптимизации затрат.

Рис. 1. Этапы внедрения системы управленческого учета в организацию сферы дополнительного образования населения

Построение системы управленческой отчетности включает следующие подэтапы:

Разработка структуры и форматов управленческих отчетов;

Разработка основных классификаторов системы управленческого учета;

Разработка пакета согласованных нормативных документов, которые устанавливают организационную и административную структуры компании и содержат описания внутренних стандартов деятельности, включая полномочия сотрудников и правила реализации бизнес-процессов;

Разработка графика документооборота в организации;

Организация хранения документов;

Настройка системы внутреннего контроля, а именно определение точек внутреннего контроля; разработка системы контроля качества предоставляемых услуг; создание эффективной системы мониторинга деятельности всех подразделений предприятия; создание системы мониторинга полноты, достоверности и своевременности представления отчетности

Пятый этап внедрения управленческого учета включает построение системы бюджетирования: разработку системы бюджетирования, отражающей основные бизнес-процессы; назначение ответственных за составление бюджетов; разработку бюджетных форм; разработку методики заполнения бюджетных форм; разработку взаимодействия центров финансовой ответственности (структурных подразделений) при формировании бюджетирования; разработку форм бюджетного мониторинга.

Заключительный этап предполагает разработку описания структур данных для комплексной автоматизации управленческого учета, а также обучение персонала посредством практических семинаров и тренингов.

В отличие от финансового и налогового учета, которые регламентированы стандартами и законодательством, управленческий учет ведется так, как комфортнее самому предпринимателю [3, с. 129].

Большинство руководителей предприятий не сомневаются в необходимости управленческого учета. Однако, решив автоматизировать управленческий учет, многие неизбежно сталкиваются с проблемой: как использовать 1Т-технологии наиболее эффективно.

Большинство решений на рынке автоматизации предназначены для средних и крупных компаний, масштабы которых предполагает наличие информационной базы. Но даже небольшим компаниям нужна автоматизация.

Малые предприятия также нуждаются в эффективном ежедневное управлении. Чтобы управлять, нужна информация. А для ее получения необходима современная автоматизированная информационная система, объединяющая весь управленческий и регламентированный учет.

Большинство современных автоматизированных систем достаточно универсальные - они имеют широкие возможности для реализации большого количества процессов. Но при этом при внедрении системы используется только некоторые из этих возможностей. Остальные модули могут понадобиться в будущем по мере роста и развития компании.

Внедрение автоматизированных систем позволяет объединить различные бизнес-процессы в единую систему. Основные преимущества такого решения:

Доступность данных. Один раз внесенные данные становятся доступны в рамках целой системы.

Согласованность данных. Использование общей базы данных позволяет избежать этапов сверки и согласования данных.

Контроль за работой сотрудников. Единая база данных позволяет выявить любые расхождения между подразделениями компании и их причины, что позволяет избежать многих злоупотреблений.

Значительное сокращение числа ошибок, связанных с человеческим фактором. Данные между подразделениями компании передаются автоматически в рамках единой системы.

Отлаженные процессы взаимодействия различных блоков системы. Документы могут формироваться в различных подразделениях и влиять на показатели остальных блоков системы [4, с. 93].

Опираясь на все вышеперечисленное, можно сделать вывод, что, осуществив все описанные этапы внедрения управленческого учета, предприятие получит систему, готовую к эксплуатации. Однако, прежде чем эта система начнет эффективно работать, необходимо опробовать ее на практике и, если нужно, внести определенные корректировки. Одновременно следует обучать сотрудников, ответственных за ведение управленческого учета. И лишь после этого руководство компании сможет полноценно пользоваться плодами работы по внедрению системы управленческого учета.

Библиографический список:

1. Карминский А.М., Оленев Н.И., Примак А.Г., Фалько С.Н. Контроллинг в бизнесе: методологические и практические основы построения контроллинга в организациях. - М.: Финансы и статистика, 2018. - 256 с.

2. Кондраков Н.П. Бухгалтерский управленческий учет: учебное пособие. - М.: НИЦ ИНФРА-М, - 2018. - 352 с.

3. Врублевский Н.Д. Бухгалтерский управленческий учет: учебник. - М.: Бухгалтерский учет, - 2017. - 400 с.

4. Иванов В.В. Управленческий учет для эффективного менеджмента - М.: ИНФРА-М, - 2019. - 208 с.

УДК 339.138

Миненкова Алина Андреевна Minenkova Alina Andreevna

Студент Student

Научный руководитель: Маматова Наталья Анатольевна Mamatova Natalia Anatolyevna

Кандидат экономических наук, доцент Candidate of economic sciences, lecturer Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Belgorod State National Research University

ОСОБЕННОСТИ ПРОДВИЖЕНИЯ B2B-КОМПАНИЙ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

FEATURES OF PROMOTION OF B2B COMPANIES IN SOCIAL

NETWORKS

Аннотация: в настоящее время продвижение продукции и услуг компаний невозможно представить без использования Интернет-маркетинга, одним из направлений которого является SMM. Как показывают исследования, маркетинг в социальных сетях очень распространен в использовании среди компаний B2C, однако большинство компаний в сегменте B2B либо вовсе не ведут социальных сетей, либо делают это формально и неправильно, не учитывая особенности данного направления в своем сегменте. В связи с этим, в данной статье авторы рассматривают наиболее распространенные различия между маркетингом в социальных сетях B2B и B2C-компаний.

Abstract: currently, the promotion of products and services of companies is impossible to imagine without the use of Internet marketing, one of the directions of which is SMM. As research shows, social media marketing is very common in use among B2C companies, but most companies in the B2B segment either do not conduct social networks at all, or do it formally and incorrectly, without taking into account the features of this direction in their segment. In this regard, in this article, the authors consider the most common differences between marketing in social networks of B2B and B2C-companies.

Ключевые слова: маркетинг, продвижение, SMM, социальные сети, B2B-компании.

Key words: marketing, promotion, SMM, social networks, B2B companies.

Социальные сети являются универсальным каналом продвижения для любого маркетолога, учитывая их творческую гибкость. Поэтому уже на протяжении длительного времени подавляющее большинство B2C-предприятий используют маркетинг в социальных сетях, чего нельзя сказать о компаниях B2B, которые еще не осознали его истинную ценность и пользу, которую он может принести. Однако опыт использования такими компаниями SMM есть, но не всегда он успешен. Тем не менее, это не значит, что эффективное использование маркетинга в социальных сетях невозможно.

В целом, продвижение B2B-компании в социальных сетях - процесс непростой как для заказчика, так и для SMM-менеджера. Большинство SMM-агентств привыкли работать с сегментом B2C, то есть с брендами, которые продвигают свои товары и услуги конкретным потребителям и частным лицам.

А продвижение B2B-компаний, продающих свою продукцию другим компаниям и юридическим лицам, традиционно сложно для SMM-специалистов. Зачастую, многие используют те же методы и инструменты, что и при продвижении компаний сегмента B2C, однако это не совсем правильно [3, c. 267].

Несмотря на некоторые сходства в использовании, между маркетингом в социальных сетях B2B и B2C все еще существуют различия. Давайте рассмотрим три наиболее распространенных различия между ними:

1) Цели. Как B2B, так и B2C-компаниистремятся стимулировать взаимодействие и повышать осведомленность с помощью маркетинга в социальных сетях. Помимо этих общих целей, есть некоторые различия в том, чего каждая из них стремится достичь. Для маркетологов B2C прямые продажи, вероятно, занимают одно из первых мест в списке целей. При более сложном цикле продаж и вовлечении в процесс большего числа лиц, принимающих решения, прямые продажи часто не являются достижимой целью для брендов B2B. Вместо этого, помимо узнаваемости бренда и вовлеченности, в центре внимания маркетологов B2B находится улучшение обслуживания своей аудитории, позиционирование себя как лидеров мнений в своих отраслях и лидогенерация [4, c. 561].

2) Платформы. По мере развития социальных сетей они также росли. В то время как все больше нишевых сетей продолжают появляться и менять социальный ландшафт, все еще есть несколько крупных игроков, которые доминируют для маркетологов. Что касается B2B, основное внимание уделяется LinkedIn, ВКонтакте, Twitter и Facebook. LinkedIn, в частности, предлагает ряд возможностей маркетинга в социальных сетях для B2B-брендов, от традиционных публикаций до рекламы в группах LinkedIn и за их пределами. Однако данная платформа используется за рубежом, в России она заблокирована с 1 сентября 2015 года. Facebook, Twitter и Instagram особенно подходят для сектора B2C для управления сообществом и обращения к целевой группе с помощью визуального и интерактивного контента. Но эти социальные сети также подходят для компаний B2B, прежде всего, для стимулирования обсуждения, взаимодействия и увеличения лояльности клиентов. Таким образом, данные каналы реже используются для продажи услуг напрямую, а больше - для информирования людей о компании в целом. В последние годы YouTube также набирает обороты по популярности среди маркетологов B2B-компаний.

3) Время и частота публикаций. Помимо того, что пользователи используют разные платформы для разных целей, они также используют их в разное время. Это означает, что есть более предпочтительные периоды времени в течение недели или дня, когда контент может привлечь больше внимания. В зависимости от аудитории, таргетинг на пользователей, когда они находятся на работе, на обеденном перерыве, дома или в определенные часы вечера или на выходных, может привести к резкому изменению уровня рентабельности инвестиций.

4) Контент. Когда большинство людей думают о термине «контент», они думают просто о тексте на веб-сайте, тогда как в действительности контент

может значить гораздо больше. Это утверждение верно для многих маркетинговых каналов, включая маркетинг в социальных сетях.

Хотя каждая платформа социальных сетей отличается, большинство дает возможность публиковать контент уникальными способами. Независимо от того, что это - видео, аудио, картинки или анимация, контент должен быть не только актуальным, но и интересным. Поэтому, контент в социальных сетях - это гораздо больше, чем просто слова о преимуществах компании, отраслевых новостях или услугах.

Вообще контент иллюстрирует некоторые большие различия между коммерческими и потребительскими компаниями. Для маркетологов B2B хорошо подходит образовательный контент, поскольку они стремятся продвигать покупателей через цикл продаж. Официальные документы, электронные книги, вебинары, тематические исследования и другой более подробный контент - все это хорошие варианты для публикации в социальных сетях. Тем не менее, маркетологи B2B не должны упускать из виду силу и популярность видео и другого визуального контента, который традиционно использовался для бизнеса B2C. Инфографика и поясняющие видеоролики, например, оказались популярным и интересным контентом среди B2B-аудитории [2, с. 670].

Таким образом, для брендов B2B важно использовать стратегии, которые ставят информацию на первое место, стремясь к достижению интеллектуального лидерства. Однако более человеческие аспекты общения также имеют значение для стратегии B2B-компании в социальных сетях.

По данным агентства маркетинга в социальных сетях B2B Altitude, следующие передовые практики помогут B2B-компании добиться успеха в социальных сетях:

использование соответствующих социальных сетей;

сохранение единообразие бренда и цветового сочетания на всех платформах;

настройка рабочих процессов для приветствия новых подписчиков, управление запросами на поддержку и взаимодействие с влиятельными лицами;

экспериментирование с различными типами контента в разных социальных сетях, записывая тот, который привлекает внимание и вовлеченность [1, с. 60].

Таким образом, самое важное - ставить потребности клиентов выше саморекламы и предлагать контент, который помогает им улучшить свою работу и информирует их о своей отрасли.

Библиографический список:

1. Комаров А.С. Особенности и методы B2B маркетинга // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. - 2018. - № 26. - с. 60-63

2. Маматова Н.А., Терновая Д.А., Прядко С.Н. Инновационные технологии продвижения образовательных услуг в условиях конкурентной среды // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. -2019. - № 4 (46). - с. 669-678

3. Маматова Н.А., Медков В.Н. БММ продвижение стартапа // Минтака иктисодиётининг устувор соха ва тармокларини инновацион ривожлантириш концепциялари. республика микёсидаги илмий-амалий анжуман туплами / Ш.Н. Хайитовнинг умумий тахрири остида. - Бухоро: Дурдона нашриёти. - 2019. - с. 266-268

4. Фатеева, Т.А. Современные проблемы интернет-маркетинга на рынке В2В / Т.А. Фатеева // Современные научные исследования и разработки. - 2019. - № 8 (16). - с. 561-562

© А.А. Миненкова, Н.А. Маматова, 2021

УДК 311.312

Орлов Владислав Валерьевич Коровкина Анастасия Дмитриевна Orlov Vladislav Valerievich Korovkina Anastasia Dmitrievna

Студент Student

Долгих Екатерина Алексеевна Dolgikh Ekaterina Alekseevna

Научный руководитель, к.э.н., доцент Scientific adviser, associate professor Государственный университет управления State University of Management

ВЛИЯНИЕ КОРОНАВИРУСА НА МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС

INFLUENCE OF CORONAVIRUS ON SMALL AND MEDIUM-SIZED

BUSINESSES

Аннотация: В данной статье авторы рассматривают актуальную проблему, связанную с функционированием бизнеса в условиях пандемии covid-19. Производится исследование влияния коронавируса на малый и средний бизнес в реалиях российской экономики, а также анализ последствий, вызванных им. После чего определяется прогноз дальнейшей жизнедеятельности малых и крупных предприятий в России.

Abstract: In this article, the authors consider an urgent problem related to the functioning of a business in the context of the covid-19 pandemic. An analysis of the impact of the coronavirus on small and medium-sized businesses in the realities of the Russian economy is carried out, as well as an analysis of the consequences caused by it. After that, the forecast of the further life of small and large enterprises in Russia is determined.

Ключевые слова: коронавирус, малый бизнес, экономика, безработица.

Keywords: coronavirus, small business, economy, unemployment.

Эпидемия коронавируса затронула не только различные сферы жизни людей, но и деятельность организаций и органов государственной власти.

Пандемия Соу1ё-19 нанесла огромный ущерб экономикам всех стран, так как происходит одновременное нарушение спроса и предложения в мировой экономике. Идет активное сокращение предложения рабочей силы, связанное с высокой положительной динамикой смертности и заболеваемости среди трудоспособного населения. Соблюдение мер безопасности против вируса также нарушает рабочий процесс многих компаний. Например, работа кинотеатров сильно ограничена в условиях социального дистанцирования. Наблюдается и снижение спроса, которое характеризуется утратой доходов среди населения в результате потери места работы. Также ухудшение экономических перспектив сокращает потребление домашних хозяйств и замедляет инвестиционную активность компаний.

Наибольший удар был нанесен сектору малого и среднего бизнеса. Больше всего пострадал гостиничный бизнес, предприятия общественного питания, компании в областях культуры, спорта, организаций досуга и развлечений. Также от пандемии в значительной степени пострадали домашние хозяйства.

За период с января по сентябрь 2020 года деятельность гостиниц и предприятий общественного питания в ВВП снизилась на 28,1% по сравнению с предыдущим годом. Что касается компаний, занятых в области здравоохранения и культуры, их деятельность сократилась на 2,2% и 12,4% соответственно. Деятельность домашних хозяйств в ВВП упало на 25,8% по сравнению с 2019 годом. (Таблица 1) [1]

Таблица 1. Индекс физического объема ВВП и валовой добавленной

Показатель 202! ) год

I квартал II квартал III квартал январь-сентябрь

ВВП 101,6 92,0 96,6 96,6

в том числе:

Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания 102,0 43,1 74,1 71,9

Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг 101,1 91,5 100,8 97,8

Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений 101,7 72,0 89,1 87,6

Деятельность домашних хозяйств как работодателей; недифференцированная деятельность частных домашних хозяйств по производству товаров и оказанию услуг для собственного потребления 98,0 54,0 70,6 74,2

Причинами таких изменений являются сокращение спроса за счёт принятых мер со стороны государства по борьбе с коронавирусом (закрытие границ, карантинные меры, социальное дистанцирование и др.) в случае гостиничного и туристического бизнеса, а также в области культуры. Индекс физического объёма ВВП по деятельности в области здравоохранения также снизился, но уже в связи с ростом затрат по данному направлению.

Влияние коронавируса на общую экономическую ситуацию в РФ можно также проследить, судя по изменению уровня безработицы.

Таблица 2. Уровень безработицы (%) и численность безработных _в возрасте 15 лет и старше (тыс. чел.)_

Месяц Численность безработных, тыс. чел. Уровень безработицы, % Изменение в % к предыдущему месяцу

Численность безработных Уровень безработицы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Январь 3482 4,7 0,3 0,1

Февраль 3425 4,6 -1,6 -0,1

Март 3485 4,7 1,8 0,1

Апрель 4286 5,8 23,0 1,1

Май 4513 6,1 5,3 0,3

Июнь 4606 6,2 2,1 0,1

Июль 4731 6,3 2,7 0,1

Август 4808 6,4 1,6 0,1

Сентябрь 4777 6,3 -0,6 -0,1

Октябрь 4694 6,3 -1,7 0,0

При анализе данной таблицы (Таблица 2) можно заметить, что с марта начинается активный рост численности безработных в стране. За весь исследуемый период уровень вырос с 4,7% до 6,3%. Причиной данного роста являются введённые властями меры самоизоляции, что повлекло к снижению доходности предприятий и массовым сокращением работников. В наибольшей степени пострадал малый бизнес, который является самым беззащитным экономическим субъектом в РФ.

Международная аудиторско-консалтинговая сеть Б1пЕхрег1:17а провела собственное исследование о влиянии ограничительных мер на деятельность малого и среднего бизнеса, по результатам которого выяснилось, что в России общее количество предприятий малого и среднего бизнеса сократилось более чем на 240 тыс., или на 4,2%, до 5,6 млн. компаний данного сектора. [2]

Для бизнеса 2020 год стал одним из самых трудных. Аналитики ИТ-компании «Эвотор» провели опрос среди владельцев малого и среднего бизнеса и выяснили причины закрытия или простоя деятельности компаний. По результатам опроса около 20% организаций не смогли продолжить работу из-за финансовых проблем, падения спроса и разногласий с арендодателями. Несмотря на активную финансовую поддержку со стороны государства, многие

эксперты оценивают данные меры полезными, но недостаточно эффективными, чтобы улучшить ситуацию в секторе малого и среднего бизнеса. [3]

По мнению авторов, кризис, связанный с коронавирусом, оставит большой след в истории не только экономики РФ, но и других стран. Затрудняет прогнозирование факт того, что никто не может точно сказать, когда закончится пандемия. Авторы данной статьи считают, что в рассматриваемой ситуации государство должно помогать бизнесу справляться с последствиями коронавируса. К мерам господдержки относятся отсрочка или снижение налогов, субсидии, арендные каникулы и снижение коммунальных платежей. Данные действия со стороны властей облегчат жизнь многим компаниям, которые смогут акцентировать свое внимание на сохранении рабочих мест и нормализации своего рабочего процесса. Что касается самого малого бизнеса, то для поддержания работоспособности организациям необходимо оперативно и быстро реагировать на внешние факторы. Появление вакцины от коронавируса также может способствовать нормализации работы многих компаний.

Библиографический список:

1. Федеральная служба государственной статистики. Электронный ресурс: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 17.12.2020г.)

2. Аналитическая служба компании «ФинЭкспертиза». Электронный ресурс: https://finexpertiza.ru (дата обращения: 19.12.2020г.)

3. Интернет-газета. Электронный ресурс: https://www.gazeta.ru (дата обращения: 20.12.2020г.)

© В.В.Орлов, А.Д. Коровкина, Е.А. Долгих, 2020

УДК 338.45

Петриченко Наталья Дмитриевна Petrichenko Natalya Dmitrievna

Студент Student

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет

(МАДИ)

Moscow automobile and road construction state technical university (MADI)

Шестов Андрей Владимирович Shestov Andrey Vladimirovich

Доцент кафедры экономики дорожного хозяйства Associate professor at the department of road economy

МАДИ MADI

СТОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НА РЫНКЕ

WAYS OF INCREASING THE COMPETITIVENESS OF THE ORGANIZATION IN THE MARKET

Аннотация. В данной статье раскрыты такие понятия как конкурентоспособность и её основные факторы и рассмотрены возможности и способы борьбы предприятия с предприятием-конкурентом.

Abstract. In this article such terms as competitiveness and it's main factors, also possibilities and ways of competition between enterprise and competitor's one are explored.

Ключевые слова. рынок, экономика, конкурент, конкурентоспособность, факторы, предприятие, фирма, конкурентная стратегия.

Keywords. market, economy, competitor, competitiveness, factors, enterprise, company, competitive strategy.

В современном мире множество предприятий работают и развиваются в одной сфере. Огромное число факторов влияют на успехи этого предприятия, ведь рынок не безграничен и не каждая фирма сможет добиться высоких показателей и остаться на своем месте. Там, как и в живом мире, существует «естественный отбор». Фирмам, претендующим на успех, необходимо анализировать рыночную экономику, изучать новые технологии, приспосабливаться к ним, знать, что влияет на конкурентоспособность их предприятия и разрабатывать планы по улучшения своего места на рынке. На данный момент при нестабильной экономике, когда цены на ту или иную продукцию поднимаются, каждая организация ведет борьбу за внимание покупателя, который в свою очередь отдает свое предпочтение той продукции, которая окажется более качественной и более доступной по стоимости. Предприятия стремятся занять лидирующие позиции, что в дальнейшем поможет им получать госзаказы. Возможность компании конкурировать на товарном рынке зависит от конкурентоспособности товара и основных методов деятельности предприятия.

По мнению Калашниковой Л.М «Конкурентоспособность предприятия -комплексное понятие, которое обусловлено системой и качеством управления, качеством продукции, широтой и глубиной ассортимента, востребованного обществом или отдельными его членами, стабильным финансовым состоянием, способностью к инновациям, эффективным использованием ресурсов, целенаправленной работой с персоналом, уровнем системы товародвижения и сервиса, имиджем фирмы»[1, с. 206], т.е. простыми словами это способность создавать такое превосходство над конкурентами, которое позволяет достичь целей, поставленных перед предприятием.

В зависимости от количества продавцов существует два вида конкуренции: совершенная и несовершенная. Совершенная конкуренция -рынок, на котором очень много мелких фирм выпускают одинаковую (стандартную, однородную) продукцию и не имеют возможности контролировать цены на неё. На рынке совершенной конкуренции продавец вынужден принимать рыночную цену, которая устанавливается в результате взаимодействия спроса и предложения. К данному виду относят сельскохозяйственные рынки, фондовый рынок. Несовершенная конкуренция -экономическое явление, модель рынка, при которой фирмы-производители имеют возможность оказывать реальное влияние на цену товара. К несовершенной конкуренции относят монополию, олигополию и монополистическую конкуренцию. Пример - рынок мобильной связи [2].

Факторы конкурентоспособности делятся на внутренние и внешние, где внутренние полностью определяются руководством предприятия, а внешние в малой степени зависит от предприятия, а зависят от ситуации в стране и действий высших органов власти [3, с. 74]. К внутренним факторам относятся: -производственная и организационная структура предприятия; -технологии;

-размеры сформировавшейся базы клиентов; -репутация, эффективная конкурентная стратегия; -учет и регулирование производственных процессов. А к внешним относят:

-государственная политика экспорта и импорта; -уровень экономики страны; -уровень развития инфраструктуры в стране; -развитие научно-технологического потенциала; -основные характеристики рынка.

При создании стратегии, повышающей конкурентоспособность организации, необходимо проанализировать свои лучшие и худшие стороны, а также посмотреть, чем продукция конкурентов лучше. Основными направлениями можно назвать:

-обеспечение технических показателей, которые помогут стать лидером; -использование высококачественного сырья; -производство продукции, которая отвечает мировым стандартам; -повышение материального интереса работников в исполнении более качественной работы;

Международная научно-практическая конференция -регистрация своего товара и товарного знака;

-постоянное обучение своих сотрудников, чтобы они были в курсе существующей ситуации на рынке и новых технологий;

-поиск видов модификаций на основе качественных показателей, таких как изменение дизайна, долговечность и надежность;

-выявление лучшего времени для изменения ценовых факторов; -проведения активной рекламной деятельности для привлечения покупателей;

-осуществление модификации выпускаемых товаров с учетом измененных вкусов и предпочтений;

-приспособление продукции к работе в различной местности. [4] На протяжении большого количества времени на рынке автомобилей происходит «война» между двумя популярными компаниями Германии -Мерседес и БМВ. С 2005 году, когда БМВ была известна во всем мире, данная компания решила провести рекламную кампанию, которая была основана на высмеивании своих конкурентов. Но их противостояние началось гораздо раньше. Хоть Мерседес появилась раньше на рынке, БМВ с самого начала стала навязывать конкуренцию и борьбу. Они попробовали уже всевозможные способы отнять друг у друга рынок, но ни одна компания не собирается отступать, и данное соперничество длится уже более 100 лет. [5]

Для чего организация хочет стать лидеров на рынке? Позиция лидера характеризуется стабильностью и прочным положением с максимальной долей рынка, и известностью среди покупателей. Компания-лидер является примером для конкурентов и является ориентиром в вопросах осуществления деятельности, цены и ввода новой продукции. Еще одним преимуществом лидера является получение Госзаказов, а они в свою очередь помогают в решении всех проблем с финансированием и снабжением материалов и комплектующими. Если фирма занимает лидирующее положение долгое время, то у нее есть возможность просить предоплату за постановку на очередь при покупки определенной модели. Задача лидера - оставаться на своем месте как можно дольше. Существуют три стратегии поведения лидера на рынке:

-постоянное наступление, что подразумевает использование нововведений и создание улучшенных товарных и ценовых политик;

-оборонительно-укрепительная, это проведение новых социальных акций, стимулирование продаж, а также развитие собственных конкурентных преимуществ;

-конкурентное давление на последователей, к этому относится постоянный мониторинг деятельности последователей и осуществления мер, чтобы они не могли приблизится к лидирующим позициям.

По мнению специалистов существуют несколько правил, которые помогают сохранить лидерство. К ним относят работу над доверием к товарам, отслеживание и использование тенденций, а также знать, как они будут развиваться на рынке, постоянное удивление покупателей новой продукцией и хорошая, эффективная и правильная реклама. [6]

В качестве вывода можно сказать, что проблемы повышения конкурентоспособности продукции являются одними из наиболее сложных и актуальных. На коротком отрезке времени необходимо предпринять усилия как со стороны исполнительной власти, так и бизнеса, чтобы предприятие могло обновить устаревшие технологии, использовать достижения научно-технического прогресса и перенимать опыт других стран. Необходимо совершенствовать рыночную инфраструктуру на товарном и потребительском рынках, устранять негативное воздействие на конкуренцию со стороны монополистов и различного рода посредников. Устойчивое повышение конкурентоспособности предприятия может быть обеспечено только при условии долгосрочного, непрерывного и поступательного совершенствования всех факторов конкурентоспособности. Таким образом, конкурентоспособность достигается ориентированием предприятия на потребителя, улучшением качества продукции, внедрением инноваций, качественным использованием ресурсов, а том в числе и человеческих, улучшением работы, ведь при высокой заработной плате и при нормальных условиях труда, люди захотят качественно исполнять свою работу, что приведет к улучшению продукции и повышением места на рынке. Своевременное регулирование и использование стратегий по улучшению конкурентоспособности предприятия является залогом для успешного функционирования и финансовой устойчивости в будущем.

Библиографический список:

1. Плотицина Т.М. Определение конкурентоспособности предприятия/ Вестник ТГТУ. 2010. Том 16. №1. С. 205-211.

2. Повышение конкурентоспособности предприятия [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://spravochnick.ru/ekonomika_predpriyatiya/konkurentos posobnost_predpriyatiya/povyshenie_konkurentosposobnosti_predpriyatiya/ (дата обращения 01.01.2021)

3. Белоусова, Д.С. Понятие и сущность конкурентоспособности. Факторы, влияющие на конкурентоспособность / Д.С. Белоусова// Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. - 2016. № 15-2.- С. 72-76.

4. Иванова, И. В. Основные направления повышения конкурентоспособности предприятия. Актуальные вопросы экономики и управления : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). — Т. 2. — Москва : РИОР, 2011. С. 97-100.

5. Mercedes-Benz и BMW: Соперничество длиною 100 лет [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://1gai.ru/publ/517604-mercedes-benz-i-bmw-sopernichestvo-dlinoyu-100-let.html (дата обращение 02.01.2021)

6. Как стать лидером рынка и удржать свои позиции и удержать свои позиции [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://vvs-info.ru/helpful_ information/poleznaya-informatsiya/kak-stat-liderom-rynka/ (дата обращения 04.01.2021)

© Н.Д. Петриченко 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.