Научная статья на тему 'Cоциальные Интернет-сервисы в обучении подростков иностранному языку (зарубежный опыт)'

Cоциальные Интернет-сервисы в обучении подростков иностранному языку (зарубежный опыт) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ПОДРОСТКИ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / МОТИВАЦИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ИНОЯЗЫЧНАЯ МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ-СЕРВИСЫ / FOREIGN LANGUAGE / TEENAGERS / SENIOR PUPILS / MOTIVATION / CURIOSITY / INTERCUTURAL COMPETENCE / SOCIAL NETWORK SERVICES (SNS)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галинская Татьяна Николаевна, Бархатова Валерия Игоревна

Внедрение Интернет-технологий и тотальная вовлеченность молодого поколения в социальные сети создает предпосылки для интенсификации процесса обучения иностранному языку посредством использования аутентичной иноязычной информации и организации общения с носителями языка. Изучение зарубежного опыта использования социальных Интернет-сервисов в ходе обучения иностранным языкам свидетельствует об их высоком методическом потенциале в плане повышения познавательного интереса и мотивации старшеклассников к изучению языков, индивидуализации процесса обучения и улучшения качества усвоения материала, а также формирования иноязычной межкультурной компетенции обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL NETWORK SERVICES IN A FOREIGN LANGUAGE TEACHING OF TEENAGERS (INTERNATIONAL PRACTICES)

The implementation of Internet technologies and the total involvement of the younger generation in social network services (SNS) creates the background for intensifying the process of a foreign language teaching through the use of authentic information and the organization of communication with native speakers. Studying international practices of SNS using in foreign languages teaching indicates their high methodological potential to increase senior pupils motivation and curiosity to learn foreign languages, individuate the learning process, improve the quality of learning, and develop intercultural competence of learners.

Текст научной работы на тему «Cоциальные Интернет-сервисы в обучении подростков иностранному языку (зарубежный опыт)»

В рамках бакалавриата, реализуемого в Мордовском государственном педагогическом институте им. М. Е. Евсевьева за формирование перечисленных компонентов у бакалавров - будущих педагогов отвечает, прежде всего, дисциплина «Информационные технологии в образовании».

В ходе освоения дисциплины «Информационные технологии в образовании» у будущих педагогов формируется готовность решать профессиональные задачи с использованием современных информационных и коммуникационных технологий, участвовать в построении информационно-образовательной среды образовательной организации.

Выводы. Современный официальный сайт образовательной организации помимо задачи предоставления обязательной информации для заинтересованной аудитории становится инструментом средством быстрой онлайн коммуникации и взаимодействия между вузом, школой, учащимися и родителями. Появление новых интернет-технологий позволяет расширить функциональность сайта образовательных организаций и способствует реализации ее приоритетных направлений. Это и определяет выбор необходимых элементов структуры, оптимизацию содержания и функциональность с точки зрения различных целевых групп, место и роль школьных сайтов, сайтов вузов в развитии информационно-образовательной среды. Сайт образовательных организаций при этом может сам выступать одним из показателей качества работы организации. Важным направлением в развитии сетевого пространства образовательных организаций является формирование ИКТ-компетентности будущих педагогов.

Литература:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

2. Приказ Рособрнадзора №785 от 29 мая 2014 года «Требования к структуре официального сайта образовательной организации в сети Интернет и формату представления на нем информации». - Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/prikaz-rosobrnadzora-ot-29052014-n-785-ob/

3. Общероссийский рейтинг школьных сайтов. Критерии. Режим доступа: http://rating-web.ru/kriterii

4. Вознесенская Н. В. Смена парадигмы сайта современного вуза / Н. В. Вознесенская // Информатика и образование. - 2013. - № 9. - С. 83-85.

5. Козлов Н. И. Коммуникация. - https://www.psychologos.ru/articles/view/kommunikaciya

6. Косарецкий С. Г., Шимутина Е. Н. Интернет-сайт обеспечивает «прозрачность» школы / С. Г. Косарецкий, Е. Н. Шимутина // Народное образование. - 2011. - № 2. - С. 50-55.

7. Круподерова Е. П., Круподерова К. Р., Махалова Е. Ю. Построение индивидуальных маршрутов формирования профессиональной икт-компетентности учителя // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. № 59-4. С. 27-31.

Педагогика

УДК:372.881.1

кандидат педагогических наук, доцент Галинская Татьяна Николаевна

Оренбургский государственный педагогический университет (г. Оренбург); магистрант Бархатова Валерия Игоревна

Оренбургский государственный педагогический университет (г. Оренбург)

ШЦИАЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ-СЕРВИСЫ В ОБУЧЕНИИ ПОДРОСТКОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

(ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ)

Аннотация. Внедрение Интернет-технологий и тотальная вовлеченность молодого поколения в социальные сети создает предпосылки для интенсификации процесса обучения иностранному языку посредством использования аутентичной иноязычной информации и организации общения с носителями языка. Изучение зарубежного опыта использования социальных Интернет-сервисов в ходе обучения иностранным языкам свидетельствует об их высоком методическом потенциале в плане повышения познавательного интереса и мотивации старшеклассников к изучению языков, индивидуализации процесса обучения и улучшения качества усвоения материала, а также формирования иноязычной межкультурной компетенции обучающихся.

Ключевые слова: иностранный язык, подростки, старшеклассники, мотивация, познавательный интерес, иноязычная межкультурная компетенция, социальные Интернет-сервисы.

Annotation. The implementation of Internet technologies and the total involvement of the younger generation in social network services (SNS) creates the background for intensifying the process of a foreign language teaching through the use of authentic information and the organization of communication with native speakers. Studying international practices of SNS using in foreign languages teaching indicates their high methodological potential to increase senior pupils motivation and curiosity to learn foreign languages, individuate the learning process, improve the quality of learning, and develop intercultural competence of learners.

Keywords: foreign language, teenagers, senior pupils, motivation, curiosity, intercutural competence, social network services (SNS).

Введение. Информатизация образования - часть информатизации общества, процесса, который с середины XX века принял характер информационного взрыва или революции. Мультимедийные технологии проникли во все сферы современной жизни и стали важнейшей частью общеобразовательной среды. Социальные медиа («social networking service» - социальные Интернет-сервисы) создают новую парадигму в области связи, общения и сотрудничества в повседневной жизни [1]. Социальная сеть представляет собой Интернет-платформу, приложение, онлайн-сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений [14].

«Сетевая жизнь» сегодня актуальна для всего населения в целом, но в большей степени для молодого поколения. Известный во всем мире специалист по социальным медиа Danah Boyd уже почти два десятилетия изучает жизнь подростков в США и их вовлеченность в социальные медиа [7]. Она отмечает, что старшие школьники массово присутствуют на форумах любителей и поклонников спорта и бесконечно сочиняют истории на тему, которую задают модераторы: про патриотизм, любовь к животным, борьбу добра со злом,

про любовь и смерть. Они любят компьютерные игры и следят за рецензиями на них, правда, не читают об играх, а смотрят обзоры на YouTube. Тем не менее подростки много читают, но не то же, что взрослые - в сферу их интересов входят писатели-фантасты, блогеры, спортсмены, герои любимых фильмов и сериалов. Подростки постоянно что-то пишут, хотя это уже не привычные взрослому населению сочинения и эссе, а чаще всего комментарии и «посты» в социальных сетях [7, с. 23]. Самой главной отличительной чертой современных подростков является тот факт, что, если собрать вместе тинейджеров из разных городов, они мгновенно найдут общий язык - «Интернет сравнял всех» [4, с. 20]. С одной стороны, общность интересов современной молодежи - это несомненный плюс ввиду того, что и подходы к их обучению будут однородными. Но, с другой стороны, общие идеалы и кумиры старших подростков могут сыграть злую шутку с их самоопределением и самосознанием. В этой связи особенно важно контролировать «сетевую жизнь», уже взрослых, но ещё таких маленьких детей и направлять в продуктивное русло их тотальную увлечённость социальными медиа [4].

Формулировка цели статьи и задач. Новые формы общения, которые обеспечивают социальные медиа, очень привлекательны в контексте овладения иностранным языком, однако вопрос об их использовании в обучении языку открыт, так как требует направленного, контролируемого и целевого использования социальных Интернет-сервисов. В практике преподавания иностранного языка зарубежные исследователи большое внимание уделяют сети Интернет с полным спектром ее возможностей в виде доступа к социальным сетям (Facebook, Twitter, Instagram) и программам (Skype, Hellolingo (преемник SharedTalk после его закрытия 01.09.2015 года)), онлайн-словарям и учебникам, аудио-книгам и симуляторам разговорной речи.

На наш взгляд, изучение прогрессивного опыта зарубежных коллег по использованию социальных Интернет-сервисов при обучении иностранному языку, отраженного в статьях, опубликованных за последние пятнадцать лет в ведущих зарубежных журналах, индексируемых Scopus и Web of Science, позволяет найти новые пути оптимизации учебного процесса, а также решить проблему стимулирования познавательного интереса современных подростков.

Изложение основного материала статьи. Исследователи из разных стран едины во мнении, что в настоящее время Интернет, Интернет-технологии и средства массовой информации, сопряженные с использованием иностранного языка в виртуальных социальных сетях, предоставляют обучающимся большой спектр возможностей для использования языка, в отличие от традиционных форм и методов обучения иностранному языку. Методисты отмечают, что диапазон использования информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе очень велик: от тестирования школьников [2], учета их личностных особенностей [16] до тренинга определённых речевых умений и навыков [19], [10].

Критических анализ зарубежного опыта использования социальных Интернет-сервисов в обучении иностранным языкам позволил нам выявить три перспективных направления.

Во-первых, методисты высоко оценивают роль технологических разработок в виде электронных словарей, социальных сетей, звуковых анализаторов и программ по распознаванию речи, способствующих улучшению иноязычного произношения не только на уроке, но и вне стен класса [15]. Так, исследование афганского ученого I. Xodabande показало, что внедрение интерактивных технологий улучшает произношение на иностранном языке, вне зависимости от привычек использования Интернета, уровня владения языком, базовых знаний, пола и возраста [20]. В ходе проведенного эксперимента, в котором принимали участие старшеклассники, изучающие иностранный язык, была доказана большая эффективность использования социальных Интернет-сервисов (Telegram) для улучшения произношения по сравнению с использованием раздаточного материала. Аналогичный опыт был апробирован в учебных заведениях Турции, Японии и Польши [11].

Ряд зарубежных исследований посвящён роли социальной сети Twitter в изучении иностранных языков [3], [5], [17]. Так, R. Blake описывает основные преимущества использования Twitter на иностранном языке: взаимодействие вне стен класса; возможность отправки небольшой, «быстрой» информации; сотрудничество и наличие мгновенной обратной связи; поощрение краткого письма [3]. Ученый провел исследование с участием школьников Испании, которые ежедневно получали - ряд «твитов» («твит» - запись в социальной сети Twitter), содержащих слово, считающееся сложным, с точки зрения транскрипции, значения или сочетаемости. Сравнительный анализ результатов предварительного и итогового тестирования показал, что подобный опыт оказывает положительное влияние на формирование лексических навыков обучающихся [3, с. 168].

Американские исследователи G. Blattner и M. Fiori также отмечают, что использование социальной сети Facebook на уроках иностранного языка позволяет создать условия для применения языковых навыков на практике, в ходе взаимодействия с носителями языка онлайн [4, c. 23]. Главным достоинством использования социальных Интернет-сервисов в учебном процессе авторы считают незапланированность применения языковых знаний и отсутствие давления со стороны преподавателей [4, c. 25].

Следующим преимуществом социальных Интернет-сервисов зарубежные педагоги (N. S. Baron, M. H. Baturay, R. Blake, G. Blattner) называют мощное стимулирование познавательного интереса к изучению иностранных языков.

Американская группа исследователей в составе T. Kashdan, P. Rose, F. Fishman пришла к выводу о том, что именно познавательный интерес побуждает к активному, преднамеренному поведению в ответ на внешние стимулы, будучи неразрывно связанной с такими категориями, как новизна, сложность, неопределенность. В этой связи авторами предлагается введение двух категорий: «диверсивное (разностороннее) любопытство», как активный поиск разнообразных источников новизны извне, и «особое любопытство» - активный поиск смысла в собственных знаниях и опыте с опорой на конкретный стимул. Подразумевается, что эти два компонента будут работать в тандеме, чтобы «разностороннее любопытство» способствовало контакту с новыми стимулами и возможностями, а «особое любопытство» активировало эти стимулы, которые могут быть использованы при получении новой дополнительной информации [12].

J. Litman, представитель американской психолого-педагогической школы, выдвигает мысль о том, что неизвестные знания, вызывающие наибольший познавательный интерес, пропорционально усиливают степень человеческого любопытства и, как следствие, лучше запоминаются [13]. На наш взгляд, в этом контексте совсем не случаен тот факт, что французские исследователи M. Boiron и S. Deschamps основывают

свои методики обучения иностранным языкам на использовании iPad [9] и планшетов (планшетных компьютеров) с доступом в Интернет (к ограниченному количеству ресурсов) на уроках иностранного языка [6]. По мнению M. Boiron, такое нововведение способно стать мотивационным толчком к изучению иностранного языка, так как оно сочетает в себе такие факторы, как: наглядность, универсальность, удобство использования, интерактивность, дифференцированный подход [6, с. 4-5]. Индивидуальные и групповые проекты, направленные на поиск информации в для решения поставленной реальной задачи (например, организовать трехдневную поездку для французской семьи из четырех человек в Шотландию и рассчитать бюджет, необходимый на проезд, проживание, питание и развлечения), требуют обращения обучающихся к соответствующим туристическим сайтам, а также сбора информации в социальных сетях (отзывы бывалых путешественников и т.д.) [6, с. 74-75].

Необходимо отметить, что сегодня кроме социальных Интернет-сервисов, предназначенных для широкого круга пользователей, стремящихся удовлетворить свои потребности в получении и распространении новостей, общении, выражении своего мнения и т.д., появляются специальные сервисы для тех, кто интересуется иностранными языками и стремится самостоятельно изучать их (Bosuu, LiguoLeo, Hellolingo). Подобные ресурсы представляют собой специально созданное виртуальное сообщество для изучения иностранных языков, как правило, с интуитивным интерфейсом и качественно разработанными иллюстрированными заданиями, а также с возможностью онлайн-общения с носителями языка - такими же пользователями, изучающими иностранный язык [18]. Единственным недостаткомэтих сервисов, по отзывам пользователей, является их условная бесплатность, значительно ограничивающая их функционал (бесплатно можно использовать только некоторые опции, систематическое же изучение языкового материала требует обращения к базовым темам, доступ к которым ограничен и возможен только за плату). Кроме этого, уровень изучения иностранного языка ограничивается только начальным и средним, от А1 до В2. Тем не менее, преподаватели и сами пользователи отмечают значительный мотивирующий аспект таких сервисов для начинающих изучать иностранный язык самостоятельно [18, с. 863-864].

Наконец, немаловажную роль социальных Интернет-сервисов зарубежные коллеги отмечают в задаче формирования иноязычной межкультурной компетенции, обеспечивающей возможность эффективно общаться или просто сосуществовать в одном пространстве с представителями других культур, адекватно реагировать на их слова и поступки.

Китайский исследователь Hsin-I Chen описывает опыт пребывания в США студентки из Шанхая во время учебы в университете [8]. Анализ её интервью и переписки в социальной сети Facebook с друзьями из разных стран в этот период показал, что социальный Интернет-сервис обеспечивает удобную платформу не только для практики языковых умений и навыков, но и возможность для знакомства с ментальностью жителей других стран, проявляющейся как в мелких бытовых деталях (неожиданное затруднение при выборе средства для мытья посуды - в США есть мыло для мытья посуды, а также жидкость и гель, однако маркировка не дает ответа, какое средство необходимо для посудомоечной машины и т.д. [8, с. 171]), так и в вопросах, которые, с точки зрения китайца, совершенно нейтральные (расизм, дескриминация женщин или мужчин, феминизм, сексизм и т.п.), для американца зачастую оказываются совершенно неприемлемыми и даже оскорбительными [8, с. 177]. По признанию информанта, подобные сведения не прочитаешь в учебнике, такое познается только из собственного опыта общения с носителями языка или (что более реально) от других иностранцев, уже гостящих в этой новой стране какое-то время и готовых прокомментировать некоторые реалии, опираясь на свой, иногда горький, опыт в социальных сетях [8, с. 186].

Американский лингвист Naomi Baron отмечает, что общение с друзьями-носителями языка в социальных сетях обеспечивает положительный результат в процессе развития межкультурной компетенции за счет накопления знаний о культуре страны изучаемого языка, социо- и культурно обусловленных сценариях, национально-специфических моделях поведения, принятыми в данной культуре, что обеспечивает межкультурное понимание, социальную адаптацию и психологическую готовность к общению с представителем иноязычной культуры [1, с. 98-110].

Выводы. Процесс обучения иностранному языку требует много времени и усилий, что обусловливает в учебном процессе применение цифровых технологий. В последние годы захватывающие медиа-пространство социальные Интернет-сервисы активно используются в практике обучения иностранному языку за рубежом. Использование популярных социальных сетей Facebook, Twitter, Telegram открывают широкий спектр возможностей как для стимулирования познавательного интереса к изучению иностранного языка, так и для формирования коммуникативной и мультимедийной языковой компетенции, то есть возможности свободного использования различных способов и средств представления, восприятия и передачи информации с помощью современных мультимедиа технологий для решения любых коммуникативных задач на иностранном языке. Таким образом, технологические инновации, если они используются должным образом, способствуют стимулированию познавательного интереса и мотивации обучающихся, облегчают им доступ к «живому» языку, предоставляют больше возможностей для взаимодействия с носителями языка и обратной связи, что формирует иноязычную межкультурную компетенцию, индивидуализирует обучение и повышает познавательный интерес к изучаемому языку.

Литература:

1. Baron N. S. Always on: Language in an online and mobile world / N. S. Baron. - New York: Oxford University Press, 2010. - 304 p.

2. Baturay M. H. Language practice with multimedia supported we-based grammar revision material / М. Н. Baturay // ReCALL. - 2010. - № 22(3). - Р. 313-331.

3. Blake R. Brave new digital classrooms: technology and foreign language learning / R. Blake. -Washington: Georgetown University Press, 2013. - 215 р.

4. Blattner G. Facebook in the language classroom: Promises and possibilities / G. Blattner, M. Fiori // Instructional Technology and Distance Learning. - 2009. - № 6. - Р. 17-28.

5. Bogaards P. Les Langues Étrangères: apprenant, enseignant, situation / P. Bogaards // European Journal of Teacher Education. - 2011. - № 5. - P. 141-149.

6. Boiron M. Guide des applications pour tablettes en cours français / M. Boiron, B. Thapliyal. - Presses universitaires de Grenoble, 2014. - 66 p.

7. Boyd D. M. It's Complicated: The Social Lives of Networked Teens / Danah Michele Boyd, Alice Marwick // New Haven. - Yale University Press, 2017. - 39 р.

8. Chen, Hsin-I Intercultural communication in online social networking discourse, Language and Intercultural Communication, 2017. - Vol. 17 (2). - P. 166-189.

9. Deschamps S. Le iPad en classe s'ouvrir aux changements de pratique / S. Deschamps, R. Laval // Comission scolaire de Laval, 2013. - 26 p.

10. Dizon, G. A comparative study of Facebook vs. paper-and-pencil writing to improve L2 writing skills / G. Dizon // Computer Assisted Language Learning. - 2016. - № 29(8). - P. 1249-1258.

11. Golonka E. M. Technologies for foreign language learning: A review of technology types and their effectiveness / E. M. Golonka, A. R. Bowles // Computer Assisted Language Learning. - 2014. - № 27. - P. 70-105.

12. Kashdan T. B. Curiosity and exploration: facilitating positive subjective experiences and personal growth opportunities / B. Todd, T. B. Kashdan, P. Rose, F. Finsham // Journal of Personality Assessment. - 2010. - № 8. -P. 67-78.

13. Litman J. Curiosity and the pleasures of learning: Wanting and liking new information / J. Litman // Cognition & Emotion. - 2012. - № 7. - P. 793-814.

14. Ota F. A study of social networking sites for learners of Japanese / F. Ota // New Voices. - 2011. - № 4. -P. 144-167.

15. Saran M. Mobile assisted language learning: English pronunciation at learners' fingertips / G. Seferoglu, K. Cagiltay // Egitim Arastirmalari-Eurasian Journal of Educational Research. - 2009. - № 34. - P. 97-114.

16. Stockwell G. Technology and motivation in English-language teaching and learning / G. Stockwell // International Perspectives on Motivation. - 2013. - № 9. - P. 156-175.

17. Thornton P. Using mobile phones in English education in Japan / P. Thornton, C. Houser // Journal of Computer Assisted Learning. - 2005. - № 21 - P. 217-228.

18. Valencia, José A.A. Language views on social networking sites for language learning: the case of Busuu / J. A. A. Valencia // Computer Assisted Language Learning. - 2016. - № 29(5). - P. 853-867.

19. Warschauer, M. Motivational aspects of using computers for writing and communication / M. Warschauer // Telecollaboration in Foreign Language Learning : University of Hawai'i Second Language Teaching and Curriculum Center. - 2006. - № 8. - P. 29-46.

20. Xodabande I. The effectiveness of social media network Telegram in teaching English language pronunciation to Iranian EFL learners / I. Xodabande // Cogent Education. - 2017. - Vol. 4 (1). - P. 28-35.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Голубчикова Марина Геннадьевна

Иркутский государственный университет (г. Иркутск)

ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ФОРМИРОВАНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Аннотация. В статье рассмотрены современные аспекты подготовки педагогов к формированию самостоятельности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. На основе анализа нормативных документов раскрывается проблема организации соответствующей подготовки педагогов дошкольного образования. Предлагается авторский взгляд на решение проблемы через разработку и реализацию технологии подготовки педагогов дошкольного образования к формированию самостоятельности детей.

Ключевые слова: самостоятельность; формирование самостоятельности детей; педагоги дошкольного образования; подготовка педагогов дошкольного образования; компетенции педагогов дошкольного образования; технология подготовки педагогов к формированию самостоятельности детей.

Annotation. The article deals with the modern aspects of preparing teachers for the formation of self-dependence of preschool children in various activities. Based on the analysis of regulatory documents, the problem of organizing the appropriate preparation teachers of pre-school education is revealed. An author's view is offered on solving a problem through the development and implementation of a technology for preparing teachers of pre-school education to form children's self-dependence.

Keywords: self-dependence; the formation of children's self-dependence; preschool education teachers; training preschool teachers; competences of preschool education teachers; technology training teachers to the formation of children's self-dependence.

Введение. Самостоятельность, как характеристика человека, в современном мире становится основой для развития компетенций и качеств личности, необходимых в любом виде деятельности. В ситуации быстро меняющегося информационного общества, которое становится уже цифровым, обществом баз данных, невозможно рассматривать личностные характеристики человека с прежних позиций. Самостоятельность -приобретаемое качество личности, оно формируется по мере взросления личности при наличии целого ряда условий, наиболее значительным из которых является расширение круга тех видов деятельности и тех сфер общения, где человек может обходиться без посторонней помощи, надеясь исключительно на имеющийся личный опыт. Но само по себе данное качество не возникнет, сколько бы самостоятельной работы не поручалось человеку. Для формирования самостоятельности личности необходим комплекс организационных, психолого-педагогических и методических условий нового качества. В такой ситуации колоссально возрастает роль образовательных систем всех уровней, и особенно на дошкольном этапе. На наш взгляд, чем раньше ребенка погружать в ситуации самостоятельной деятельности, ограждая от излишней опеки, тем прочнее сформируется способность и к учебной самостоятельности. Дошкольный возраст ребенка в решении этой проблемы должен занять ведущее место, не смотря на то, что ведущим видом деятельности на этом этапе является игровая. В связи с чем, возникает много вопросов к подготовке педагогов дошкольного образования.

Изложение основного материала статьи. Самостоятельность дошкольника, понимаемая как стремление и способность ребенка настойчиво решать задачи своей деятельности, относительно независимые от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя поисковые действия, является значимым

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.