Научная статья на тему 'Cоциально-психологический механизм адаптации'

Cоциально-психологический механизм адаптации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5909
802
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИИ / АДАПТИВНАЯ СИТУАЦИЯ / СТИМУЛЯТОРЫ АДАПТАЦИИ / АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / АДАПТИВНЫЕ ТАКТИКИ / АДАПТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ / СРЕДСТВА АДАПТАЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Щербакова В. П.

Рассматривается конструирование социально-психологического механизма адаптации. Он состоит из поведенческого, когнитивного, психологического компонентов. Основные элементы этого механизма: адаптивная стратегия, адаптивная установка и различные факторы, детерминирующие адаптивную ситуацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Cоциально-психологический механизм адаптации»

Список литературы

1. Дроздов А.В. Современный экотуризм: концепции и практика //

Туризм в горных регионах: путь к устойчивому развитию?: материалы Международной научно-практической конференции. Майкоп: ООО

«Качество», 2003. С. 28-37.

2. Наше общее будущее: доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию. М., 1989.

3. Фонд развития экотуризма «Дерсу Узала» URL: http://www.ecotours.ru/publication ru (дата обращения 04.12.2009).

4. Экологически безопасный туризм URL:

http://www.discoverbaikal.ru/node/77 (дата обращения 21.11.2009).

5. Ceballos-Lascurain H. The Future of Ecotourism // Mexico journal. 1988. 17 January. P. 13-14.

6. Mose I. Sanfter Tourismus im Nationalpark Hohe Tauern // Vechtaer Arbeiten zur Geographie. Band 6, Vechta, 1988.

I.Y. Ponomareva, A.S. Malafiy

Sustainable development of tourism and its influence on the social process.

Factors of the negative influence of the contemporary tourist model on the social, cultural and ecological spheres of life are analyzed. The definition of a sustainable development of tourism is provided, and the conditions of the approach of contemporary tourism towards this model are viewed. The effect of the sustainable tourism on the social process, on social mobility in particular, is analyzed.

Key words: sustainable development concept, sustainable tourism, social process, social mobility

Получено 20.03.2010

УДК 316. 346. 32 - 053.6

В.П.Щербакова, канд. социолог, наук, доц., (4872) 33-24-18, forum@tsu.tul.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ АДАПТАЦИИ

Рассматривается конструирование социально-психологического механизма адаптации. Он состоит из поведенческого, когнитивного, психологического компонентов. Основные элементы этого механизма: адаптивная стратегия, адаптивная установка и различные факторы, детерминирующие адаптивную ситуацию.

Ключевые слова: социальная адаптация, социально- психологический механизм, социальная адаптации, адаптивная ситуация, стимуляторы адаптации, адаптационный потенциал, адаптивные тактики, адаптивные стратегии, средства адаптации,

Кардинальные трансформации современного российского общества вызвали изменение статуса молодежи. Интегрируясь в общество, молодежь вынуждена адаптироваться к переменам в России, переживает трудности в социальной адаптации к системным и институциональным изменениям.

В целом под адаптацией понимается состояние взаимоотношений личности и социальной среды, характеризующееся наличием объективных и субъективных обстоятельств, позволяющих личности без особых внешних и внутренних (психологических) конфликтов продуктивно осуществлять профессиональную деятельность, удовлетворять свои социогенные потребности [ 1 ] Социальная адаптация представляет собой не только состояние человека, но и про есс, в течение которого социальный организм приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды. Социальная адаптация приобретает исключительную актуальность как в переломные периоды жизнедеятельности человека, так и в периоды радикальных экономических и социальных реформ[ 2 ].

Процесс социальной адаптации личности представляет собой сложный социальный феномен, характеризующийся значительной степенью вариативности, диапазон которой зависит от многообразных комбинаций деятельностных, поведенческих, психологических стратегий адаптации, реализуемых на личностном и групповом уровне.

Социальная адаптация в этом ракурсе представляет собой комплекс различных действий, стратегий поведения в процессе взаимодействия со средой для достижения состояния достаточного равновесия со средой (с социумом). Надо отметить, что адаптационное равновесие никогда не может быть полным. Речь идет об оптимальном равновесии, которое позволяет не только выживать субъекту адаптации, но и воспроизводить свой адаптационный потенциал, максимально реализовываться.

Структура социальной адаптации с позиций системного подхода, как отмечает Янин Г. И., может быть представлена как взаимосвязь четырех элементов: субъекта, объекта, предмета (содержания) и результата. Субъектом выступает личность или социально-демографическая группа, объектом является среда в многообразии ее элементов и сторон. Предмет составляет совокупность действий субъекта в процессе ее приспособления к объекту. Результатом адаптации является адаптированность субъекта к объекту Достигнутый результат не может быть око нштельным, так как заданный процесс - непрерывный и динамический [ 3 ].

Состояние равновесия достигается за счет использования субъектом адаптационного потенциала. Последний реализуется при включении адаптивных механизмов. Под адаптивным механизмом понимают совокупность средств, с помощью которых приводится в действие адаптационный потенциал субъекта для восстановления нарушенного равновесия в системе «адаптант - адаптирующая среда».

Взаимодействие субъекта и объекта адаптации отличается многообразием и сложностью. Это объясняется тем, что процесс социальной адаптации, как и большинство процессов, многогранен, многослоен, поливекторный и мультирезультативен. На это указывает, в

частности, В.Н. Фомин, отмечая обстоятельства, которые способствуют такому многообразию. Обстоятельства, во-первых, проявляются в том, что среда представляет совокупность одноуровневых частных сред, осваиваемых личностью в процессе адаптации, а значит, является многослойной. В качестве таких сред выступают экономическая, политическая, образовательная, социально-трудовая, повседневно-бытовая и другие сферы. Во-вторых, адаптация происходит и к новым социальным ролям, которые должна осваивать и выполнять личность. Молодежь - та социальная группа, которая вынуждена выполнять большее в сравнении с другими социальными группами количество ролей. В этой связи взаимооадаптация ролей, осваиваемых в различных сферах деятельности, происходит сложнее. В-третьих, процесс адаптации расслаивается на частные параллельные процессы изменения особенностей отношений между личностью и ее социальным окружением. Эти изменения отражаются в морально-этическом, нормативно-правовом, социальнопсихологическом, профессионально-деловом и др. аспектах [ 4].

Как процесс социальная адаптация осуществляется для того, чтобы привести поведение индивида в соответствии с господствующей системой норм и ценностей. Состояние адаптации - это характеристика отношений индивида с внешней средой, которая служит выражением успешности адаптации как процесса [ 5]. Помимо того, что адаптация выступает как процесс и состояние, Л.В. Корель адаптацию связывает еще с определенной целью, к которой стремится субъект. Адаптация предполагает соответствие между целями и достигаемыми в процессе деятельности результатами, а также используется для обозначения отношения равновесия, которое устанавливается между субъектом и средой3. В русле системного подхода адаптация определяется как сообразная или сообразуемая с целями и другими особенностями телеологического объекта-системы и особенностями среды обитания система признаков надсистемы «объект - система - среда», созданная или создаваемая для реализации им его целей в этой среде и в ответ на действительные или возможные действия факторов надсистемы «объект -система - среда» [ 6 ]. Здесь прослеживается соединение в одном явлении как динамического, так и статистического аспекта.

Таким образом, под социальной адаптацией мы будем понимать сложный социально-психологический механизм, основными

составляющими которого является комплекс личностно-деловых качеств, ценностные ориентации, установки, функционирующие в условиях некоторого изменяющегося континуума социетальных (на уровне общества в целом), социальных (на уровне социальных общностей, где живет и действует индивид, на уровне его ближайшего социального окружения),

социально-психологических (на уровне личности индивида) стимуляторов и ограничителей адаптации.

Необходимо оценить не только внешние проявления адаптации (проследить степень адаптированности молодежи к переменам в обществе, но и внутреннюю структуру. Поэтому первоочередной задачей исследования является адекватное «конструирование» социальнопсихологического механизма адаптации.

Термином «механизм» определяется обычно внутреннее устройство объекта, приводящее его в движение. В соответствии с этим под адаптивным механизмом чаще всего понимается совокупность средств, с помощью которых приводится в действие и самореализуется адаптивный потенциал субъекта для восстановления нарушенного равновесия в системе «адаптант - адаптирующая среда». Субъектом социальной адаптации в нашем случае выступает молодежь, которая имеет свои собственные специфические элементы и блоки механизма адаптации.

Включение адаптивного механизма наступает при возникновении адаптивной ситуации. Последняя возникает под влиянием двух обстоятельств. Во-первых, таких изменений в среде (или переходом субъекта адаптации их одной среды в другую), которые делают невозможными для него в новых условиях достижение старых жизненных целей и ориентиров старыми (прежними) средствами. Во-вторых, таких изменений в субъекте адаптации, которые делают невозможными для него достижение новых целей в старых условиях среды. Внутренняя напряженность, присущая субъекту в момент обнаружения этих несоответствий (рассогласований), вынуждает его начать поиск выхода из дискомфортной ситуации.

Поэтому для анализа социальной адаптации и адаптивной деятельности требуется представление о реальной ситуации. Именно вычленение из реальной ситуации внешних и внутренних факторов адаптивного влияния свидетельствует о начале формирования адаптивной ситуации, котор а включает в себя ограниченный комплекс социальных, политических и других факторов, определяющих стратегию поведения личности в изменившейся социальной среде.

Практически любой переход социальной системы из одного относительно стабильного состояния в другое через периоды социальных кризисов, потрясений вызывает к жизни потребность в адаптационных и реадаптационных процессах. Таким образом, адаптивная ситуация рождает адаптивную потребность, то есть потребность в адаптации. Адаптивная потребность - это настройка адаптанта на преодоление адаптивной ситуации. Она представляет собой стремление субъекта в одном случае привести в соответствие с изменившимися условиями социальной среды свои шаблоны поведения для достижения старых цепей, в другом -изменить (или сменить) среду, что сделало бы возможных достижение

новых цепей.

Индивидуальное восприятие, отражение реальности конкретизируется в различных установках, являющихся реакцией на любое ситуативное взаимодействие субъекта адаптации адаптивной ситуацией. Всякое изменение адаптивной ситуации, отражаясь на субъективном уровне, вызывает к жизни новую установку.

Адаптивная ситуация влияет и на адаптивные стратегии индивида. В случае успешного разрешения адаптивной ситуации она превращается в реальную, что служит свидетельством эффективности выбранных адаптационных стратегий. Содержанием процесса перерастания адаптивной ситуации в реальную являются удовлетворение потребностей и формирование индивидуальных установок.

Индивидуальная оценка личностью адаптивной ситуации неотделима от реконструкции старых и формирования новых установок.

Теория установки постулирует, что любое изменение в жизни человека отражается в новой установке. Следовательно, любое изменение реальной ситуации, связанное с ее превращением в ситуацию адаптивную, порождает новую установку, определяющую направленность и особенности активности в изменившейся ситуации, поэтому можно предположить, что установка является атрибутивным свойством социальной адаптации. Кроме того, формирование целенаправленной установки личности на адаптацию должно стать фактором, стимулирующим или тормозящим адаптацию.

Если позитивная адаптивная установка способствует процессу адаптации, то негативная приводит к противоположному - дезадаптивному эффекту.

Итак, проблема адаптивных установок тесно связана с качественным характером адаптивной ситуации, в контексте которой они формируются. Произвольно или целенаправленно изменяя характер деятельности и социальной среды, можно добиться изменения старых и формирования новых адаптивных установок.

Важным блоком адаптивного механизма выступают средства адаптации, с помощью которых адаптант, стремясь выйти из адаптивной ситуации, приспосабливается к изменившейся среде. Средство - это приём, способ действия или же совокупность приспособлений, для осуществления какой-либо деятельности.

В научно й литер туре выделяют тр и гр ппы средств, обеспечивающих адаптивное взаимодействие: институциализированные, нормативно-регулятивные и личностные.

К перечисленным средствам адаптации следовало бы добавить еще одно - статусные характеристики адаптанта. Социальное положение, которое занимает адаптант в том или ином социальном пространстве, вооружает его специфическим набором средств адаптации. Это может быть

доступ к социально важной информации, определенный уровень доходов, должностной статус, уровень образования, налаженные социальные сети, территориальная принадлежность, обеспечивающая быстрое переобучение или включение в новые структуры и т.д.

Возможно и иное деление средств адаптации, в зависимости от их внутренней природы. В соответствии с этим могут быть выделены экономические, демографические, политико-правовые, социально-

психологические, экологические, технологические и другие средства.

Описывая внутреннее устройство механизма адаптации, нельзя обходить, на наш взгляд, «узел блокад», то есть набор средств "антиадаптации" или же «антисредств» адаптации, которые тормозят или затрудняют адаптивный процесс. Как и в предыдущем случае, справедливо будет говорить о четырех группах средств - институционализированных, нормативно-регулятивных, статусных и личностных, однако направленность их действия будет иметь уже противоположный (отрицательный) знак.

В целом же барьеры социальной адаптации делятся на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). Мера сопротивления среды - это экзогенные барьеры, их высота, прочность и сопротивляемость. Мера внутреннего сопротивления - эндогенные барьеры, их высота, прочность и сопр отивляем о сть.

Специфика адаптивных процессов состоит в том, что они выступают средством, условием реализации цели и только в этом качестве могут существовать. Связь социальной адаптации с деятельностью заключается в способности первой выступать условием второй. Эта связь выступает в процессе самой деятельности.

При выборе конкретной модели адаптивного поведения субъекты руководствуются различными критериями: затратный, временной, наличие ориентации на достижение максимально-желаемого «социального (жизненного) успеха».

Проведя реализацию выбранной модели поведения на практике, адаптант осуществляет социальное сравнение ее результатов с результатами, полученными другими адаптантами, а также референтной социальной группой. Это может быть группа, к которой он принадлежит сейчас, принадлежал в прошлом или хотел бы принадлежать в будущем. Негативный результат ведет к дальнейшему поиску, а также заимствованию иных, более успешных моделей адаптивного поведения: позитивный же - к закреплению и трансляции своей модели адаптивного поведения, её распространению и стереотипизации.

Итак, наиболее удачные модели адаптивного поведения закрепляются и транслируются в обществе. Механизмами сохранения и закрепления положительно отобранных вариантов являются: социальная память, социализация, обучение и подр акание. С их помощью на смену

старым стереотипам взаимодействия со средой приходят новые. Возникает равновесие адаптирующей среды и адаптанта.

Для разработки социально-психологияческого механизма интерес представляет структурная модель социально-психологической адаптации человека, разработанная Т.О. Паршиной Она выделяет пять уровней социально-психологической адаптации диспозиционной системы. Первый (выделено мною - В. Щ) - адаптационный потенциал личности, включающий в себя четыре компонента: биопластический,

биографический, психический, система личностной регуляции.. Последняя дает возможность не только управлять своим поведением в соответствии с нормативными требованиями общества, достигать необходимого уровня успешности в профессиональной деятельности, но и развиваться, совершенствоваться (это выражается в более активном участии личности в общественных процессах). Личностная регуляция позволяет противостоять сложным жизненным ситуациям, включать защитные и компенсаторные механизмы для сохранения собственной целостности и самоценности, работоспособности и коммуникабельности... Личностная регуляция имеет индивидуальные пределы, зависящие от сформированности тех или иных компонентов и выражающейся в том или ином виде выбираемой индивидуальной стратегией адаптации. Ситуации, в которых может действовать индивид, охватывают несколько уровней: предметные

ситуации, ситуации группового общения, условия жизнедеятельности в рамках определенного типа общества; более устойчивые условия жизнедеятельности в экономической, политической и других структурах. Второй уровень диспозиционной системы - простые базовые ситуации. Третий - социально-фиксированные установки - аттитюды. Они в свою очередь имеют трехкомпонентную структуру: когнитивные, аффективные и поведенческие показатели. Четвертый уровень в модели представлен базовыми социальными установками, формирующимися в сферах деятельности, где личность удовлетворяет потребность в активности. Они также обладают трехкомпонентной структурой (содержат когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты) и показатели адаптированности соответствуют им. Показатели когнитивного компонента - наличие в сознании личности представлений о социальной сфере, куда она может направить свою активность. Показатели аффективного компонента - самооценка направленности интересов личности в какую-то сферу и удовлетворенность своими достижениями. Показатели поведенческого компонента - социально одобряемая активность в выбранной сфере деятельности. Личность можно считать адаптированной, если она: а) удовлетворена своим положением, ролью, статусом; б) видит возможные способы их достижения. Пятый уровень - ценностные ориентации, регулирующие поведение и деятельность в наиболее значимых ситуациях социальной активности[8].

Нами разработан социально-психологический механизм адаптации личности. Он включает в себя реальную ситуацию, формируемую в данном обществе на конкретном этапе ее развития. Реальная ситуация вызывает специфическую для каждой личности адаптивную ситуацию.

Взаимодействие личности с социумом в реальной ситуации не всегда предполагается в ходе адаптационного процесса. Если вызов социума является значимым и неизбежным с точки зрения реагирования на него, то социальная ситуация проявляется и выступает в качестве совокупности осознанных или неосознанных реакций на изменение среды.

Исследуя адаптивную ситуацию, мы также как неотъемлемую составляющую выделили комплекс факторов, формирующих условия для протекания адаптации. Это - экономические, политические,

социокультурные, демографические, психологические и другие факторы. Так как мы исследуем социальную адаптацию на мезоуровне (на уровне социальной группы), то следует учитывать, что адаптация происходит, прежде всего, в ближайшем социальном окружении и в процессе идентификации со сверстниками

При этом воздействие системных (макроуровневых) и

институциональных факторов в процессе социальной адаптации пр является одинаково как набор для всех со щальных гр уш в ходе общественных перемен в современной России (в контексте векторов преобразований и актуализации проблем). Но уже на этих уровнях данные факторы отличаются разной интенсивностью воздействия, что предопределяется различным положением группы в системе социальной стратификации российского общества.

Социальные факторы как неотъемлемые компоненты социальнопсихологического механизма социальной адаптации отличаются различной «наполняемостью» с учетом специфики субъекта адаптации. Социальная группа как субъект адаптации в процессе приспособления стремится к самосохранению, развитию. В результате кардинальных социальных изменений группа может сохранять свои позиции либо демонстрировать социальное восхождение (нисхождение). Для российской молодежи социальные факторы «преломляются» в неравные стартовые условия для трудовой, политической деятельности, недостаточный социальный опыт (или его отсутствие), ускоренную социализацию, высокий уровень отчуждения от политики и управления, в усиление маргинализации и - как одно из следствий - повышение степени гетерогенности. В целом молодежь в России конца XX - начала XXI вв. отличается низким статусом в сравнении с людьми среднего возраста. Однако, все вышеприведенные характеристики относятся к большинству молодежи, так как любая социальная группа может подразделяться на подгруппы, реализующие принципиально разные или взаимоисключающие адаптационные стратегии. В этом контексте гетерогенность и маргинализация молодежи

выступают как движущие силы поиска и формирования широкого спектра адаптационных стратегий подгрупп молодежи в современной России, выделяемых прежде всего по таким параметрам, как возраст, образование, сфера деятельности и социально-психологические качества. Психологические факторы, определяющие особенности социальной адаптации молодежи, проявляются не только в мотивах, потребностях, установках, диспозициях, интересах, ценностях (что обязательно и характерно для всех социальных групп), но и в специфических качествах, уровень развития которых выгодно отличает молодежь от других возрастных групп: максимализм, повышенная чувствительность,

инновационность, мобильность, рационализм, энергичность, предприимчивость, склонность к риску, выносливость и адаптивность.

Адаптивная ситуация вызывает активизацию адаптационного потенциала личности. Он состоит из стимуляторов адаптации( которые могут выступать и как барьеры), когнитивных схем, реализующихся в эталонах, стереотипах и представлениях о социальных нормах, адаптивных тактик и адаптивных стратегий. К стимуляторам адаптации относится, прежде всего, физиологический потенциал, выражающийся в выносливости, высоком уровне работоспособности, готовности работать в любых, даже экстремальных условиях. Эти характеристики предопределяются возрастом, значительным запасом физических сил. В адаптационном потенциале молодежи в качестве стимуляторов адаптации выступает и комплекс адаптивных качеств, к которым помимо отмеченных относятся прагматизм, рационализм, амбициозность, способность быстро усваивать новые знания, искать не адаптационном потенциале молодежи обходимую информацию, склонность к переобучению, освоение различных профессий, смелость, уверенность в себе.

Важнейшими ментальными характеристиками молодежи, как правило, являются неприятие навязываемых социальных эталонов, критичное отношение к стереотипам (или их разрушение), более частое нарушение социальных норм.

В данном механизме различные его компоненты и, прежде всего, установки, ценности, диспозиции, личностные и деловые качества, стимуляторы и дефициты адаптации, а также адаптационная норма, составляющие адаптационный потенциал, значительно отличаются у молодежи в сравнении с другими возрастными группами. В процессе социальной адаптации формируется адаптационная норма, зависящая, с одной стороны, от особенностей среды, с другой - от адаптивных ресурсов субъекта адаптации.

Различия в адаптационном потенциале молодежи по полу зависят в целом от гендерного дисбаланса в современном российском обществе. Дискриминация женщин в политической, экономической, трудовой,

семейно-бытовой сферах в настоящее время во многом объясняется статусно-ролевыми стереотипами, согласно которым женщине чаще всего отводятся второстепенные места.

В то же время молодежный возраст не только выступает в качестве стимулятора социальной адаптации, но и является ее дефицитом из-за того, что нет высшего и среднего профессионального образования (у младшей группы), профессионального опыта, стажа работы - у средней. Наиболее острые проблемы этой возрастной подгруппы связаны со сложностями трудоустройства по специальности, во многом зависящими не только от отсутствия планового распределения, но и от достаточно высокого уровня притязаний молодежи, желающей сразу много зарабатывать после окончания средних специальных учебных заведений и вузов. В связи с недостаточными условиями предоставления работы по специальности значительная часть молодых людей сразу по завершении получения среднего специального и высшего учебного заведения вынуждена получать дополнительное образование. В результате профессиональные навыки и умения, которые имеют смысл, если их применяют, остаются нереализованными и наступает депрофессионализация. В качестве дефицита социальной адаптации выступает и низкий для большинства молодых людей статус. Это характерно не только для младшей и срецней возрастных групп, но и для старшей.

Потребность в самореализации как основной компонент механизма социальной адаптации у молодежи высока. Это предопределяется теми стадиями социализации, которые проходит молодежь (гражданское становление, включенность в социальные отношения, профессиональная и трудовая адаптация, создание семьи и формирование личности в целом).

Потребности в самореализации включают в себя мотивы, установки, диспозиции, интересы, ценности, мотивы, а, точнее, «мотивационное ядро» личности, оказывают огромное влияние на многообразные виды деятельности молодежи, а степень этого влияния зависит от того, насколько соответствует «мотивационное ядро» личности содержанию, цепям и условиям социальной реальности. Мотивы опосредуют воздействие внешней среды, формируют адаптивные установки, уровень диспозиций, активизируют экономические, политические,

профессиональные и социальные интересы. Иерархия ценностных ориентаций формируется под влиянием комплекса различных факторов, с одной стороны, и оказывает воздействие на восприятие и оценку социальных норм - с другой.

Основные выводы

1.Социально-психологический механизм адаптации сложен и содержит как минимум три «блока» - поведенческий, когнитивный, психологический и детерминируется системными, институциональными и

психологическими факторами.

2. Полагаем, что данный механизм можно применять для анализа особенностей процессов социальной адаптации к различным возрастным группам. Специфика «развертывания» его у молодежи во многом предопределяется значительным адаптационным потенциалом, инновационными качествами и гетерогенностью данной демографической группы.

Список литературы

1.Сметанин Е.Н. Адаптация населения к современной экономической ситуации // Социс. 1995. № 4. С. 82.

2 Морозова З. С. Социальная адаптация как общественное явление и как социологическая категория // Социально- гуманитарные знания . 2009. № 1. С. 362 - 368

3. Янин Г. И. Диагностика процесса организационной адаптации и технологии его оптимизации: автореф. дис.... канд. социол. наук . Орел. 1998. 25 с.

4.Фомин В. Н. Конфигурационный подход в адаптационных технологиях: многосторонность и синергетизм социальной адаптации // Диагностика и прогнозирование социальных процессов: сб. научн. труд. Каф. социологии. БегТасм. Вып. 1 - Белгород, 1999.

5. Беляева Л.А. Стратегии выживания, адаптации, преуспевания // Социс. 2001. №7. С. 45.

6.Урманцев Ю.А. Природа адаптации (системная экспликация) // Вопросы философии. 1998. №12. С. 23.

7. Корель Л.В. Социология адаптаций: этюды апологии / отв. р ед Ф.М. Бородкин. Новосибирск: ИЭ и ОПП, 1997. С. 116.

8.Паршина Т. О. Структурная модель социально-психологической адаптации человека// Социс. 2008. №8. С.100-106.

V.P. Thserbakova.

The construction of mechanism of social adaptation is viewed.

It consists of behavioral, cognitive, psychological components. The main elements of this mechanism are adaptive strategy, adaptive attitude and different factors, determined adaptive situation.

Key words: social adaptation, mechanism of social adaptation, adaptive situation, stimulus of adaptation, adaptive potential, adaptive tactics, adaptive strategies, means of adaptation.

Получено 20.03.2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.