Научная статья на тему 'Стратегии адаптивного поведения лиц пожилого возраста в интернет-пространстве'

Стратегии адаптивного поведения лиц пожилого возраста в интернет-пространстве Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1927
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ЛЮДИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА / ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО / АДАПТАЦИЯ СУБЪЕКТОВ В ПРОСТРАНСТВЕ ИНТЕРНЕТА / АДАПТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нескоромных Н.И., Мамадалиев А.М.

В статье авторами раскрываются специфика, конструктивные и деструктивные стратегии адаптивного поведения людей пожилого возраста в интернет-пространстве. На основе анализа научной литературы определены детерминанты адаптивного поведения пожилых людей в интернет-пространстве и его сущностная характеристика, проанализирована структура адаптивного поведения, выявлены проблемные зоны интернет-социализации людей «третьего возраста». Представлены результаты моделирования адаптивного поведения пожилых людей в интернет-пространстве в системе координат по осям «Активность Пассивность» и «Интерес/Необходимость Отсутствие интереса/Отсутствие необходимости». Стратегии адаптивного поведения пожилых людей в интернет-пространстве («Активное изменение среды», «Активное изменение себя», «Активный уход из реального мира в виртуальный», «Продуктивное иждивенчество», «Зависимость от других», «Вынужденный пользователь сети Интернет», «Уклонение», «Уход из интернет-пространства и поиск новой среды для удовлетворения своих потребностей», «Игнорирование компьютерных технологий и Интернета») выделены на основе обобщения результатов исследований по проблемам социально-психологической адаптации людей старших возрастных групп, виртуализации традиционных процессов социального взаимодействия, содержательного наполнения компьютерных практик пожилых адаптантов, а также на основе анализа интернет-опыта пожилых людей. Эти стратегии рассмотрены через призму структурно-комплексной модели социальной адаптации личности «Реадаптивное кольцо» М.В. Ромма. Выявленные особенности стратегий адаптивного поведения пожилых пользователей сетью Интернет обладают высокой прогностической ценностью в обнаружении риска их дезадаптации. Полученные результаты могут быть использованы при разработке программ социально-педагогического и психолого-педагогического сопровождения адаптации пожилых людей в современном информационном пространстве; учитываться в процессе реализации программ, нацеленных на повышение уровня компьютерной и интернет-грамотности обучающихся пожилого возраста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегии адаптивного поведения лиц пожилого возраста в интернет-пространстве»

Медиакультура Media Culture

Стратегии адаптивного поведения лиц пожилого возраста в интернет-пространстве

Н.И. Нескоромных, кандидат педагогических наук, доцент, Сочинский государственный университет, Россия, 354000, г. Сочи, ул. Советская, 26-а

nesknatali@mail.ru

А.М. Мамадалиев, кандидат педагогических наук, доцент, Международный сетевой центр фундаментальных и прикладных исследований, Россия,

Сочи, ул. Горького 89а, оф. 4., 354000,

апуагт @таИ. ги

Аннотация. В статье авторами раскрываются специфика, конструктивные и деструктивные стратегии адаптивного поведения людей пожилого возраста в интернет-пространстве. На основе анализа научной литературы определены детерминанты адаптивного поведения пожилых людей в интернет-пространстве и его сущностная характеристика, проанализирована структура адаптивного поведения, выявлены проблемные зоны интернет-социализации людей «третьего возраста». Представлены результаты моделирования адаптивного поведения пожилых людей в интернет-пространстве в системе координат по осям «Активность - Пассивность» и «Интерес/Необходимость - Отсутствие интереса/Отсутствие необходимости». Стратегии адаптивного поведения пожилых людей в интернет-пространстве («Активное изменение среды», «Активное изменение себя», «Активный уход из реального мира в виртуальный», «Продуктивное иждивенчество», «Зависимость от других», «Вынужденный пользователь сети Интернет», «Уклонение», «Уход из интернет-пространства и поиск новой среды для удовлетворения своих потребностей», «Игнорирование компьютерных технологий и Интернета») выделены на основе обобщения результатов исследований по проблемам социально-психологической адаптации людей старших возрастных групп, виртуализации традиционных процессов социального взаимодействия, содержательного наполнения компьютерных практик пожилых адаптантов, а также на основе анализа интернет-опыта пожилых людей. Эти стратегии рассмотрены через призму структурно-комплексной модели социальной адаптации личности «Реадаптивное кольцо» М.В. Ромма. Выявленные особенности стратегий адаптивного поведения пожилых пользователей сетью Интернет обладают высокой прогностической ценностью в обнаружении риска их дезадаптации. Полученные результаты могут быть использованы при разработке программ социально -педагогического и психолого-педагогического сопровождения адаптации пожилых людей в современном информационном пространстве; учитываться в процессе реализации программ, нацеленных на повышение уровня компьютерной и интернет-грамотности обучающихся пожилого возраста.

Ключевые слова: люди пожилого возраста, интернет-пространство, адаптация субъектов в пространстве Интернета, адаптивное поведение.

The Strategies for adaptive behavior of elderly people in the Internet space

Dr. Nataliya Neskoromnykh Sochi State University, Russia

nesknatali@mail.ru

Dr. Anvar Mamadaliev International Network Center for Fundamental and Applied Research, Russia Sochi, Gorkogo Str. 89 a, of. 4, 354000,

anvarm@mail.ru

Abstract. The article reveals the specifics, constructive and destructive strategy of adaptive behavior of the elderly in the Internet space. The paper based on the analysis of scientific literature assesses the determinants of adaptive behavior of elderly people in the Internet space and its essential characteristics, analyses the structure of adaptive behavior, identifies the problem of Internet-socialization of people of the "third age". The article presents the results of the simulation of adaptive in conducting the elderly in the Internet space in the axes coordinate system "Activity - passivity" and "Interest/Necessity - Lack of interest/No need". The strategy of adaptive behavior of older people in the Internet space ("The active modifying of environment", "the active self-change", "the active disengagement from the real world into virtual", "the productive dependency," "the dependence on others", "the forced Internet user", "the evasion", "the care of the Internet and search for a new environment to meet your needs, "the ignorance of computer technology and the Internet") are allocated on the basis of generalization of research results on problems of socio-psychological adaptation of people in older age groups, virtualization the traditional processes of social interaction, the substantive content of the computer practices of older adaptaton, and based on the analysis of the Internet experience of older people. These strategies are examined through a structurally integrated model of social adaptation of personality " Readaptive ring" by M. V. Romm. The identified features strategies of adaptive behavior of older Internet users have a high predictive value in identifying the risk of exclusion. The obtained results can be used in the development programs of socio-pedagogical and psycho-pedagogical support of adaptation of the driving of elderly people in the modern information space; there can be taken into account in the implementation of programs aimed at increasing the level of computer and Internet literacy of learners of advanced age.

Keywords: elderly people, Internet-space, the adaptation of actors in the Internet space, adaptive behavior.

Введение

Существенный признак новой социальной реальности начала третьего тысячелетия - глобализация информационных процессов, информатизация социального пространства, компьютеризация различных сфер человеческой деятельности. Одно из главных проявлений этих процессов - возникновение сети Интернет, «искусственно созданной техно-социо-культурной среды, функционирующей для решения коммуникационных, образовательных, научных, культурных, развивающих, развлекательных задач и задачи сохранения и передачи информации» [Южанинова, 2015, с. 53]. Распространение Интернета сопряжено с появлением новых видов социальных практик, освоение которых становится необходимым условием успешной социальной адаптации, «повышает эффективность деятельности в различных сферах производственной и повседневной жизни и создаёт социальные преимущества для овладевших ими людей» [Радкевич, 2009, с. 3], расширяет пределы возможностей социальной самоидентификации.

Интерактивное пространство пользователей Интернета продолжает расширяться, становясь всё более дифференцированным. Вслед за современной молодёжью в мировой информационный поток включается всё

больше лиц пожилого возраста. Успешная адаптация пожилых людей в киберпространстве имеет большое значение для организации их нормальной жизнедеятельности, развития и самореализации, позволяет им не только не выпадать из жизни общества, но и, используя виртуальные информационные ресурсы, оставаться её активными субъектами, включаться в информационно-социализирующий процесс.

Процесс адаптации субъектов в пространстве Интернета имеет определённую направленность и реализуется с помощью стратегий адаптивного поведения, которые могут быть конструктивными или деструктивными.

Актуальность изучения механизмов и стратегий адаптивного поведения людей пожилого возраста в интернет-пространстве определяется дефицитом научных обобщений данного феномена, а также причинами социально-педагогического характера - в соответствии с выбранной стратегией поведения пожилого пользователя Интернета можно выбирать адекватную стратегию сопровождения его адаптации в современном информационном пространстве.

Цель нашего исследования: охарактеризовать, классифицировать и описать стратегии адаптивного поведения в интернет-пространстве, выбираемые и реализуемые людьми пожилого возраста. Гипотеза: стратегии адаптивного поведения людей пожилого возраста в интернет-пространстве представляют собой многомерные образования, что выражается в разнообразии показателей направленности и психологических характеристик поведения.

Материалы и методы

Для достижения поставленных целей исследования использовались методы анализа и синтеза, обобщения, изучение отечественного и зарубежного опыта, моделирование адаптивного поведения пожилых людей в информационном пространстве, семантический дифференциал, анкетирование, интервьюирование, включённое наблюдение. В соответствии с разработанной теоретической моделью адаптации в интернет-пространстве была выделена совокупность эмпирических переменных, в качестве которых выступили ответы на вопросы авторской анкеты. Ответы на вопросы анкеты характеризовали оценку пожилыми людьми конкретных факторов, влияющих на выбор стратегии адаптивного поведения, и проблемно-адаптивные ситуации, в которых оказывается адаптант.

Дискуссия

В научной литературе проблема социальной адаптации и адаптивного поведения субъектов широко освещена с философских и социологических, психологических и педагогических позиций, с позиций системного подхода. Раскрыты различные аспекты проблемы адаптации личности и феномен

165

адаптивного поведения. Выделены единицы анализа стратегий адаптации, накоплен значительный объём теоретических знаний о психологической сущности стратегий адаптивного поведения различных групп населения, о направленности и факторной обусловленности той или иной стратегии, взаимосвязи успешности адаптации и адаптационной стратегии [Лукашенко, 2014; Максимова, 2011; Никонова, 2008; Старчикова, 2011; Страдзе, 2013 и др.]. Описаны типы социально-психологической адаптации: адаптация через приспособление к обстоятельствам путём врастания в среду и изменения себя через преобразование среды, самоустранения или ухода из среды [Дерманова, 1996, с. 59-68]; классификация стратегий адаптивного поведения по трём основаниям: контактность (контактная или избегающая стратегия), активность (активная или пассивная стратегия), направленность изменений (на среду или на себя) [Мельникова, 2002]. Выявлены социокультурные стратегии пенсионеров и стратегии их адаптации (Е.С. Кузнецов, С.Г. Максимова, Э.И. Никонова, М.В. Старчикова, Ж.В. Хозина и др.), способы адаптации пожилых людей к новым экономическим и политическим условиям (Н.С. Гончарова, Л.И. Савинов, Н.В. Герасимова, Н.Н. Цветаева и др.), обнаружены закономерности, относящиеся к формированию стратегий адаптивного поведения старших возрастных групп. Раскрыты методологические подходы к изучению социального механизма формирования адаптивных стратегий лиц старших возрастных групп в рамках становления новой геронтологической реальности [Максимова, 2011]. Особенностям пользователей Интернета посвящены научные работы отечественных исследователей: О.Н. Арестовой, Л.А. Бабаниной, А.Е. Войскунского, Е.И. Горошко, И.Г. Сидоровой, Ю.Ю. Перфильева, А.Н. Райкова, М.А. Щенникова и др.

В то же время в научной литературе при значительном внимании к проблеме адаптивного поведения людей разных возрастных групп остаётся малоисследованной проблема стратегий адаптивного поведения лиц пожилого возраста в интернет-пространстве. Анализ научной литературы по теме исследования позволил выделить наиболее актуальные аспекты темы для дальнейшей разработки: недостаточно проанализированы проблемы составляющих поведенческих стратегий, вариативности в содержательных характеристиках адаптивного поведения пожилых людей и в их интернет-практиках; слабо изучены факторы, обусловливающие выбор стратегии адаптивного поведения пожилых пользователей Интернета.

Проблема нашего исследования определена как влияние условий жизнедеятельности людей пожилого возраста на их стратегии поведения и особенности стратегий поведения в Интернет-пространстве.

Результаты исследования

На основе анализа научной литературы определены детерминанты адаптивного поведения пожилых людей в интернет-пространстве и его

166

сущностная характеристика, проанализирована структура адаптивного поведения, выявлены проблемные зоны интернет-социализации людей «третьего возраста». Стратегии адаптивного поведения пожилых людей в интернет-пространстве были рассмотрены через призму структурно-комплексной модели социальной адаптации личности «Реадаптивное кольцо» [Ромм, 2003], согласно которой процесс социальной адаптации личности инициируется:

1) иерархией реальных или мнимых потребностей человека и социума;

2) проблемно-адаптивными ситуациями, в которых оказывается и вынужден действовать адаптирующийся субъект;

3) актуальными или потенциальными адаптивными барьерами, затрудняющими либо исключающими приспособление человека к разнообразным социальным ситуациям;

4) адаптивными установками.

Обобщив основные теоретические положения, изложенные в трудах отечественных и зарубежных исследователей, с учётом специфики предметной области исследования было осуществлено моделирование адаптивного поведения людей пожилого возраста в интернет-пространстве в следующей системе координат: две основные пересекающиеся оси «Активность - Пассивность» и «Интерес/Необходимость - Отсутствие интереса/Отсутствие необходимости». На пересечении этих осей просматриваются четыре поля, для каждого из которых характерны определённые стратегии адаптивного поведения субъектов пожилого возраста в интернет-пространстве.

При выборе адаптационной стратегии личностью оцениваются:

1) требования социальной среды (сила, степень враждебности, степень ограничения потребностей личности, дестабилизирующие влияния);

2) потенциал личности в плане изменения, приспособление среды к себе;

3) цена усилий при выборе стратегии изменения среды или себя (физические, психологические затраты) [Реан, 2006].

1. Поле «Активность - Интерес/Необходимость» (нормативная ситуация) - пожилой человек входит/вошёл в интернет-пространство (первоначально конфликтную для него среду); осознал и активно использует индивидуальные ресурсы для освоения/использования компьютерных технологий и интеграции в пространство Интернета, чтобы обрести новые виды занятости, реализовать свой интерес (к получению новой информации, к восстановлению утраченной информации или старого опыта, к восстановлению прежних социальных связей и др.) или по необходимости (профессиональная необходимость, необходимость в сохранении социальной активности и человеческого достоинства, в оперативном общении, в оказании помощи кому-либо и др.).

Поведение адаптирующегося субъекта пожилого возраста во всемирной компьютерной сети обусловлено «ретрансляцией жизненной стратегии

167

молодости в настоящее время» (отказом от ограничения интересов и круга общения рамками только своей семьи), склонностью к оптимистической оценке перспективы. Пожилые пользователи Интернета этой группы признают его роль как мультиресурса со своими достоинствами и недостатками, необходимого для успешной адаптации в современной ситуации и социальной интеграции, для улучшения качества собственной жизни; стремятся с помощью информационно-коммуникационных технологий и онлайн-активности решить свои жизненные проблемы (поддержать или восстановить круг общения, адаптироваться к меняющимся жизненным условиям, улучшить своё психологическое, эмоциональное состояние, приобрести уважение и др.).

В процессе адаптации в интернет-пространстве стареющий человек может использовать различные формы электронной коммуникации: 1) асинхронную «один на один» (электронные письма); 2) асинхронную «многих со многими» (социальные сети); 3) синхронную «один на один», «один и несколько», «один с несколькими», которые строятся вокруг какой -либо конкретной темы (ролевые игры, чаты); 4) асинхронную «многие и один», «один и многие» для поиска сайта и получения определённой информации (формы выделены в публикации [Christine, 1996: 42]).

В поле «Активность - Интерес/Необходимость» просматриваются три стратегии адаптивного поведения пожилых людей, которые надеются повлиять на проблемно-адаптивные ситуации, изменяя своё поведение, социальное окружение, паттерны поведения:

1) «Активное изменение среды» (активный поиск и изменение новой информационной среды: от продуктивного поведения, создания, поддержания, продолжения, расширения социальных контактов в Интернете до девиантного поведения без осмысления вариантов и последствий принимаемых решений);

2) «Активное изменение себя» (активный поиск в условиях недостаточной информированности, накопление ресурсов через переобучение и обучение);

3) «Активный уход из реального мира в виртуальный» (сверхценное отношение к Интернету, уход от непосредственных контактов и погружение в виртуальный мир, неумеренное, а затем и патологическое использование Интернета в «режиме постоянного пребывания в нём», в ущерб другим видам активности). Первые две стратегии - конструктивные, третья -деструктивная.

Пожилые люди, выбравшие конструктивные стратегии адаптивного поведения, обладают средствами, необходимыми и достаточными для интеграции в современное информационное пространство и адаптации в нём. Мобильность, лёгкость вхождения в киберпространство, высокие индекс удовлетворённости жизнью и энергетический потенциал способствуют относительно безболезненному преодолению адаптивных барьеров

168

(например, разрушенные микросоциальные связи из-за потери близких, смены условий жизни компенсируются новыми связями, реализуемыми в интернет-пространстве и приводящими к увеличению разнообразия социальных ролей и видов социальной активности; утраченные социальные связи с референтным трудовым и социально-профессиональным окружением восстанавливаются за счёт возможности передать жизненный опыт более молодому поколению через онлайн-консультирование по профессиональным вопросам; ослабленные или разрушенные межпоколенческие взаимодействия восстанавливаются за счёт освоение новых практик их поддержания -например, через общение по скайпу) и высокому уровню адаптации в современном информационном пространстве. Они отличаются высокой социальной активностью, готовностью и способностью к освоению нового, поддержанием и формированием новых социальных связей (хотя бы с проводником в мир Интернета и информационных технологий), высокой мотивацией на использование информационных технологий.

Имеет место значительная вариативность в содержательных характеристиках адаптивного поведения пожилых людей и в их интернет-практиках, которые обусловлены разными факторами, определяющими их социальную дифференциацию: возрастом, мотивами овладения навыками интернет-пользователя и др. «Интернет-практики, представляя собой альтернативные способы осуществления многих реальных повседневных практик, чаще всего не замещают, а дополняют их» [Радкевич, 2009, с. 10].

Как показало исследование (п = 35; опрошены жители города Сочи от 60 до 70 лет), основными целями обращения к Интернету пожилыми людьми, выбравшими стратегии адаптивного поведения этой группы, являются информационные, коммуникативные, рекреационные (рис. 1).

Полученные нами данные в целом соотносятся с данными исследования Н.Н. Шестаковой и Е.И. Красавцевой, приводящих данные по целям обращения к Интернету пожилыми людьми разных возрастных подгрупп:

• получение новостной информации (55-59 лет - 45,5%, 60-69 лет -42,0%, 70 лет и старше - 20,4%);

• общение в социальных сетях для поддержания личных контактов и обмена информацией, переписка с родными и близкими (55-59 лет - 41,4%, 60-69 лет - 37,7%, 70 лет и старше - 11,0%); для женщин 55-59 лет эта цель более важна, нежели получение новостей;

• скачивание фильмов, музыки и игры (55-59 лет - 16,9%, 60-69 лет -12,5% , 70 лет и старше - 4,4 %);

• поиск информации о товарах и услугах для повседневной жизни, заказ товаров (бронирование мест), подача собственных объявлений» (55-59 лет -15,3%, 60-69 лет - 12,3%, 70 лет и старше - 3,1%) [Шестакова, 2014, с. 183].

Исследователи отмечают, что в группе мужчин две последние позиции расположены в обратном порядке [Шестакова, 2014, с. 183].

Рис. 1. Цели обращения к Интернету пожилых людей, выбравших стратегии адаптивного поведения «Активное изменение среды» и «Активное изменение себя» (%):

где:

1 - получение информации (новостной, о товарах и услугах, об оформлении документов и пр.);

2 - коммуникация личного и делового характера;

3 - возможности для организации собственной досуговой деятельности (скачивание фильмов, музыки; интернет-игры; приобщение к виртуальным музеям, выставкам, театрам, инновационным культурным практикам и пр.), появление новых хобби;

4 - улучшение эмоционального состояния;

5 - возможности для образования и самообразования;

6 - усиление жизненной позиции (возрастает ощущение управления собственной жизнью и преобразования внешней среды);

7 - поиск способов решения своих повседневных проблем;

8 - возможность потребления услуг;

9 - самореализация (самопрезентация, публичное обсуждение собственных достижений, результатов своего творчества, позиций);

10 - другое.

Наше исследование показало, что активными и постоянными пользователями сети Интернет являются лишь 17% опрошенных пожилых людей (п = 75; опрошенные от 60 до 70 лет). В ближайшие 5-10 лет доля пожилых людей, реализующих стратегии этой группы, будет возрастать, чему будет способствовать два параллельных процесса: с одной стороны, всё больше представителей старших поколений начинают осваивать и использовать Интернет, с другой - «пионеры» Интернета вследствие естественного процесса взросления переходят в старшие возрастные группы» [Радкевич, 2009, с. 19]. Всё это приведёт к расширению интернет-практик пожилых россиян (досуговых, трудовых, образовательных

коммуникативных, информационных, политических, потребительских и пр.).

2. Поле «Интерес - пассивность»: пожилой человек с интересом наблюдает за другими пользователями Интернета (детьми, внуками, младшими коллегами по работе, «продвинутыми» сверстниками и др.), при этом, осознавая трудности, связанные с освоением компьютерных технологий, сам не стремится или не может приобрести соответствующие умения и навыки пользователя персонального компьютера и Интернета. Для этих пожилых людей свойственны определённая инертность, ориентированность на функциональные возможности информационных технологий, средний или низкий уровень мотивации на использование информационных технологий. Информационно-коммуникационные технологии рассматриваются людьми «третьего возраста» этой группы как средство адаптации в современном обществе и информационном пространстве, однако кажутся слишком сложными и как предмет изучения раздражающими.

Характерными для этого поля являются стратегии адаптивного поведения «Продуктивное иждивенчество» (человек использует ресурсы ближних для удовлетворения своих потребностей - обращается к ним за помощью, например, в поиске информации в Интернете, в поддержании электронной переписки и др.; при этом не интегрируется в интернет-пространство; эта стратегия может реализовываться через различные виды манипуляций) и «Зависимость от других» (пожилой человек признаёт значимость Интернета и информационных технологий для вхождения в современное информационное пространство, однако в силу ряда объективных и субъективных причин действий в отношении повышения своей компьютерной грамотности не предпринимает). Этим стратегиям следуют «менее мотивированные», более пассивные пожилые люди.

Пожилые люди (п = 24; опрошенные от 60 до 70 лет), выбравшие стратегии адаптивного поведения «Продуктивное иждивенчество» и «Зависимость от других», следующим образом обозначили барьеры, препятствующие их интеграции в интернет-пространство - см. рис. 2.

Рис. 2. Самооценка пожилых людей барьеров, препятствующих их интеграции в интернет-пространство:

где:

1 - наличие компетентных помощников (интернет-пользователей) в решении проблем;

2 - сниженные возможности в обучении информационно-коммуникационным технологиям;

3 - проблемы со здоровьем;

4 - материальные трудности;

5 - чувство неуверенности в своих силах;

6 - негативный прошлый опыт обучения компьютерным технологиям;

7 - языковой барьер (трудности в запоминании и использовании компьютерной лексики);

8 - другое.

3. Поле «Отсутствие интереса - активность» - конфликтная зона: сам пожилой человек не стремится овладеть современными информационно -коммуникационными технологиями, но за счёт действия внешних факторов, он пассивно подчиняется условиям среды и вынужден осваивать и использовать навыки пользователя персональным компьютером и Интернетом.

В этом поле просматривается стратегия адаптивного поведения «Вынужденный пользователь сети Интернет». Эта стратегия проявляется во внешнем конформном поведении, уступчивости, иногда - в форме подражания. Её носитель, например, работающий пожилой человек, вынужден овладевать навыками интернет-пользователя, чтобы сохранить рабочее место, предполагающее использование Интернета как средства для поддержания профессиональных контактов.

4. Поле «Пассивность - отсутствие интереса». Для пожилых людей характерны низкая степень активности, консерватизм и пассивность, страх неопределённости и неудачи в освоении информационно-коммуникационных

технологий, боязнь вывести из строя персональный компьютер, нарушить подключение к Интернету; признание и доступность ресурсов решения своих проблем без интеграции в интернет-пространство, обесценивание Интернета (не признают его мультиресурсом, необходимым для успешной адаптации в современной ситуации и социальной интеграции, для улучшения качества собственной жизни), а также защитное, избегающее поведение (они избегают предложений и ситуаций, требующих от них освоения компьютерных технологий и интеграции в интернет-пространство) или игнорирование Интернета.

Характерными для этого поля являются три стратегии адаптивного поведения: «Уклонение» (пожилой человек, избегая травмирующей его среды, откладывает освоение навыков интернет-пользователя на более поздний срок, не стремится интегрироваться в интернет-пространство, оставаясь пассивным до появления удовлетворяющих его внешних или внутренних условий, ощущения внутренней готовности), «Уход из интернет-пространства и поиск новой среды для удовлетворения своих потребностей» и «Игнорирование компьютерных технологий и Интернета», носители которых ищут среду (информационную, коммуникативную и др.), которая бы гармонировала с их особенностями; не признают персональный компьютер в качестве необходимого средства вхождения в современное информационное пространство, что позволяет им становиться или оставаться непользователями персонального компьютера и сети Интернет.

Результаты опроса пожилых людей (п = 35; опрошенные от 60 до 70 лет), выбравших эту стратегию адаптивного поведения, позволили упорядочить факторы, обусловливающие их отказ от попыток обучения компьютерной и интернет-грамотности (рис. 3).

Рис. 3. Факторы, обусловливающие отказ пожилых людей обучаться компьютерной и интернет-грамотности:

20 20 17Л4

1111II.

"-1-1-1-1-1-1-1-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 2 3 4 5 6 7 8

где:

1 - наличие и доступность ресурсов решения собственных проблем без обращения к Интернету;

2- нежелание использовать ресурсы Интернет;

3- предубеждение против обучения в пожилом возрасте;

4 - ограниченность финансовых ресурсов (нет компьютера и выхода в Интернет);

5 - отсутствие проводников в мир пользователей компьютера и Интернета;

6 - неудачный опыт овладения навыками пользователя персональным компьютером и Интернет;

7 - признание риска возникновения интернет-зависимости, неконтролируемой траты времени в Интернете;

8 - другое.

Отметим, что разнообразие стратегий адаптивного поведения пожилых пользователей Интернета требует определения проблемных зон интернет-социализации и интернет-адаптации, а также разработки вариативных форм комплексного (социально-педагогического и психолого-педагогического) сопровождения их адаптации в пространстве Интернета.

Выводы

Стратегии адаптивного поведения пожилых людей в интернет-пространстве были выделены на основе обобщения результатов исследований по проблемам социально-психологической адаптации людей старшего возраста, виртуализации традиционных процессов социального взаимодействия, содержательного наполнения компьютерных практик пожилых адаптантов, а также на основе анализа интернет-опыта пожилых людей.

Проведённое исследование показало, что выявленные особенности стратегий адаптивного поведения пожилых пользователей сетью Интернет обладают высокой прогностической ценностью в выявлении риска дезадаптации. Полученные результаты могут быть использованы при разработке программ социально-педагогического и психолого-педагогического сопровождения адаптации пожилых людей в современном информационном пространстве; учитываться в процессе реализации программ, нацеленных на повышение уровня компьютерной и интернет-грамотности обучающихся пожилого возраста. Выявленные стратегии поведения людей пожилого возраста в Интернет-пространстве могут служить основанием для дальнейших исследований и прикладных разработок.

Литература

Дерманова И.Б. Типы социально-психологической адаптации и комплекс неполноценности // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. Сер. 6. Вып. 1. 1996. № 6. С. 59-68.

Лукашенко Д.В. Адаптивная стратегия как основа взаимодействия личности с социальной средой // Человеческий капитал. 2014. № 7 (67). С. 23-31.

Максимова С.Г. Теоретический анализ социальных механизмов формирования адаптивных стратегий лиц старших возрастных групп в рамках новой геронтологической реальности // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. 2011. № 3. С. 145-153.

Мельникова Н.Н. Социально-психологическая адаптация личности: метод. указания. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2002. 34 с.

Никонова Э.И. Старшее поколение в современном российском обществе: стратегии адаптации: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Казань, 2008. 21 с.

Радкевич А.Л. Социальные интернет-практики россиян в условиях формирования информационного общества: автореф. дис. . канд. социол. наук. М., 2009. 24 с.

Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. 479 с.

Ромм М.В. Социальная адаптация личности как объект философского анализа: автореф. дис. ... д-ра философ. наук. Томск, 2003. 47 с.

Старчикова М.В. Адаптивные стратегии лиц пожилого и старческого возраста в условиях современного экономического кризиса // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. 2011. № 3. С. 226-231.

Страдзе А.Э. Адаптивные стратегии российского населения и социальная активность // Alma mater (Вестник высшей школы). 2013. № 7. С. 24-28.

Шестакова Н.Н., Красавцева Е.И. Непрерывное образование людей третьего возраста и всемирная сеть Интернет // Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы 12-й междунар. конф.: в 2 ч. / сост. Н.А. Лобанов; под науч. ред. Н.А. Лобанова, В.Н. Скворцова; Вып. 12. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2014. Ч. II. С. 182-183.

Южанинова Е.Р. Ценностное самоопределение студента университета в аксиосфере интернета: дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2015. 391 с.

Christine, M.M. The Internet as a Mass Medium / Merrill Morris and Christine Ogan // Journal of Communication. 1996. № 46(1), p. 39-50.

References

Christine, M.M. (1996). The Internet as a Mass Medium / Merrill Morris and Christine Ogan. Journal of Communication. 1996. № 46 (1), pp. 39-50.

Dermanova, I.B. (1996). The types of socio-psychological adaptation and the inferiority complex. Vestnik S-Peterburg University. Ser. 6. V. 1. 1996. № 6, pp.59-68.

Lukashenko, D.V. (2014). The adaptive strategy as the basis for the interaction of the individual with the social environment. Chelovecheskii kapital. 2014. № 7 (67), pp. 23-31.

Maximova, S.G. (2011). Theoretical analysis of the social mechanisms of formation of adaptive strategies among individuals in older age groups in the new gerontology reality. Sociologia v sovremennom mire: nauka, obrazovanie, tvorchestvo. 2011. № 3, pp. 145-153.

Mel'nikova N.N. (2002). The socio-psychological adaptation of personality: the method. instructions. Chelyabinsk. Nikonova, E.I. (2008). The older generation in modern Russian community: adaptation strategies. Ph.D. Dis. Kazan'.

Radkevich, A.L. (2009). The social practices of Russians in terms of information society formation. PhD. Dis. Moscow.

Rean, A.A., Kudashev, A.R. Baranov, A.A. (2006). The psychology of personality adaptation. St-Petersburg: Praim-Evroznak, 479 p.

Romm, M.V. (2003). The social adaptation of the personality as the object of philosophical analysis. PhD. Dis. Tomsk.

Shestakova N.N., Krasavtseva, E.I. (2014). The lifelong education of third age people and the global Internet. Education in all life. Vol. 12. Part 2. St-Petersburg, pp. 182-183.

Starchikova, M.V. (2011). The adaptive strategy of persons of elderly and senile age in the modern economic crisis.

Sociologia v sovremennom mire: nauka, obrazovanie, tvorchestvo. 2011. № 3, pp. 226-231.

Stradze, A.E. (2013). The adaptive strategies of the Russian population and social activity // Alma mater (Vestnik

vysshei shkoly). 2013. № 7, pp. 24-28.

Yuzhaninova, E.R. (2015). The valuable self-determination of university student in the Internet axiosphere. Ph.D. Dis. Orenburg.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.