Научная статья на тему 'Теоретическая и эмпирическая типологизация социальной адаптации молодежи'

Теоретическая и эмпирическая типологизация социальной адаптации молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1060
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНОЙАДАПТАЦИИ / ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ / YOUTH / SOCIAL ADAPTATION / STRATEGY OF SOCIAL ADAPTATION / EMPIRICAL INDICATORS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Щербакова Вера Петровна

Рассматривается проблема типологизации социальной адаптации молодежина теоретическом и эмпирическом уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND EMPIRICAL CLASSIFICATION OF SOCIAL ADAPTATION OF YOUTH

The article considers the problem of classification of social adaptation of youth ontheoretical and empirical levels.

Текст научной работы на тему «Теоретическая и эмпирическая типологизация социальной адаптации молодежи»

YOUTH VOLUNTEER MOVEMENT IN TULA REGION BY ESTIMATE OF EXPERT

COMMUNITY

А.V. Sycheva

This article is devoted to the development of volunteerism among young people. The author analyzed the expert opinion on the development of volunteerism in the region. The article presents the results of the sociological research of volunteer movement in Tula region.

^ey words: volunteer movement, volunteer, volunteer activities, youth volunteerism, expert

society.

Anastasia Vladimirovna Sycheva, post-graduate student, dobro71@,list.ru, Russia, Tula, Tula State University.

УДК 316.346.32-053.6

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ЭМПИРИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЕЖИ

В.П. Щербакова

Рассматривается проблема типологизации социальной адаптации молодежи на теоретическом и эмпирическом уровнях.

Ключевые слова: молодежь, социальная адаптация, стратегии социальной адаптации, эмпирические индикаторы.

Классификация стратегий социальной адаптации представляется принципиально важной, так как она, с одной стороны, отражает диапазон адаптивного потенциала личности и социальных групп, с другой - многообразие адаптивных ситуаций, стимуляторы и ограничители адаптации. В этой связи надо отметить, что стратегия адаптаций определяется комплексом тех адаптивных барьеров, которые затрудняют оптимальную жизнедеятельность конкретного человека или мешают ей. Вместе с тем, личность адаптируется лишь при условии, если объективно существующие барьеры воспринимаются ею в качестве таковых. Осуществляя типологию социальной адаптации на теоретическом и эмпирическом уровне, исследователь должен учитывать, как минимум, три очень важных, на наш взгляд, аспекта. Первый заключается в том, что надо увязать основания классификации с нормативной или интерпретативной парадигмой, а следовательно, - обосновать критерии адаптации в рамках одной и другой. Второй состоит в сложности соотнесения оснований и критериев в рамках обеих парадигм, если учитывать тот факт, что «с позиции интерпретативного подхода стратегии социальной адаптации коррелированы не столько характером

тривиальных адаптивных барьеров, сколько результатами интерпретации субъектом адаптации разнообразных адаптивных ситуаций», «...а нормы, институты и механизмы адаптирующего и/или социализирующего воздействия на личность как объект социальных влияний, есть не что иное, как те же рамочные барьеры, с помощью которых общество выстраивает необходимые приспособительные реакции и социально приемлемое поведение человека. Третий аспект предполагает, что главная проблема классификации стратегий социальной адаптации - это относительность и вариативность тех характеристик социальной адаптации личности и исследовательских методологий, которые могут быть положены в ее основание» [1, с. 154- 155 ].

Исследование и построение типологии социальной адаптации молодежи как одной из наименее защищенных, но обладающих значительным адаптационным потенциалом групп является важным в аспекте определения степени оптимальности и адекватности приспособления молодежи к новым социальным условиям, а типы адаптационного поведения, в свою очередь, свидетельствуют о совпадении ожиданий, интересов, потребностей, целей и результатов деятельности молодежи в различных сферах, проявляющихся в ее поведении.

Изучение особенностей социальной адаптации молодежи предполагает с одной стороны, выявление общих тенденций адаптационного процесса для молодежи в целом; с другой стороны, так как молодежь является неоднородной социально-демографической группой, необходимо выделить характерные черты адаптационного процесса для различных ее категорий (школьников, студентов вузов, предпринимателей, членов молодежных организаций и т.д.). Типичные модели адаптации могут быть присущи как молодежи в целом, так и отдельным категориям. В то же время различные социальные группы молодых людей могут отличаться и уникальными типами адаптивного поведения.

На особенности и типы социальной адаптации оказывают влияние три группы факторов: социетальные условия и проблемы, факторы ближайшего социального окружения (социокультурные условия и непосредственные социальные связи адаптанта) и личностные факторы (унаследованный и достигнутый социальный статус, адаптивные качества, мотивы, ценностные ориентации, потребности, являющиеся важнейшими составляющими адаптационного потенциала). Обоснование и разработка типологии адаптации молодёжи важны потому, что реально существующие типы адаптации будут отражать внутренние связи между различными сторонами адаптации, а также свидетельствовать об адаптивной норме, под которой понимается только та часть проявлений общей нормы реакций, в состав которой входят проверенные на эффективность, соответствие оптимальной выживаемости в конкретных условиях адаптации.

С начала 90-х годов проблеме построения типологии социальной адаптации уделяется большое внимание отечественными исследователями. Так, А. Шпак рассматривает социальную адаптацию как важнейший социокультурный процесс, как закономерность общественной жизни, уделяя большое внимание исследованию сущности социокультурной адаптации и социокультурной среды как условию адаптации. При прогрессивной направленности адаптации взаимодействующие стороны (индивид и общество) раскрывают активные творческие начала непосредственно в адаптационной деятельности в интересах личности, социальных отношений и всего общества. Соответственно при консервативно тормозящей адаптации творческий потенциал задействуется слабо, что не способствует реализации интересов личности, социальной общности, к которой принадлежат индивид, и общества в целом [ 2 ]

Ю. Левада, предлагая в качестве эмпирических референтов социальной адаптации такие, как «не могу приспособиться», «ничего не изменилось», «приходится вертеться» и «открылись новые возможности», выделяет четыре новых типа адаптации. Первый тип характерен для тех, кто свое положение оценивает как «не могу приспособиться» Этот тип Ю. Левада называет разрушительной адаптацией. Заметим в связи с этим, что фактически данный тип может квалифицироваться как дезадаптация. Второй тип - изолирующая адаптация - свойственен людям, считающим, что для них ничего особенного не изменилось, находящим для себя определенную нишу, из которой перемены кажутся малозначительными или вообще не видны. Третий тип - понижающая адаптация - свойственен людям, вынужденным «вертеться», использующим непривычные средства для поддержания наличного или сниженного статуса. Четвертый тип -повышающая адаптация - наблюдается у людей, которые обрели новые инструментальные средства для удовлетворения своих растущих запросов. Исследования типов адаптивного поведения, проведенные Ю. Левадой в 1994 - 99 гг., показывают, что доля молодежи до 24 лет, которой присущ разрушительный тип адаптации, увеличилась более чем в 2 раза (с 10 до 21 %) [3].

Лернер А. выделяет негативную адаптацию, смещая акцент внимания на снижение социального статуса, появление новых маргиналов. Это приводит к изменению социальной структуры, сужению прежних социальных отношений и контактов. Негативная адаптация выражается и в том, что происходит сужение социального пространства до зарабатывания денег и домашних забот. Наблюдается ситуация, в которой при сохранении экспектаций прежнего статуса практически отсутствует возможность их реализации [4].

Обратимся к систематизации В.А. Маркова, который построил классификационную систему, увязывающую воедино две стороны адаптации - процессуальную и результирующую. В этой классификации адап-

тивные формы рассматриваются с помощью системы взаимосвязанных критериев. Он предлагает ряд оснований для классификации адаптивных форм:

1) по области существовании: а) биологические, б) социальные, в) технические;

2) по способу адаптации: а) пассивное приспособление к среде, б) поиск «комфортной среды», в) преобразование среды;

3) по объекту адаптации: а) внешняя, б) внутренняя, в) внутрисистемная;

4) по структуре отношений: а) односторонняя, б) двусторонняя, в) многосторонняя;

5) по степени регуляции: а) случайная, б) регулярная;

6) по глубине процесса: а) структурная, б) функциональная;

7) по иерархическим уровням;

8) по знаковости: а) позитивная, б) негативная;

9) по временной связи: а) презентативная, б) прогностическая;

10) по достоверности: а) натуральная, б) игровая [5].

В этой классификации представлена попытка построения комплексной типологии адаптаций в биологической, социальной и технической областях их существования. Половина критериев классификации отражает структурно-функциональную направленность - «объект адаптации», «структура», «степень», «глубина», «иерархия», а «знаковость» и «достоверность» могут быть отнесены к интерпретативным аспектам адаптации.

К. Муздыбаев рассматривает классификацию стратегий совладания с жизненными трудностями, разработанную зарубежными авторами. Так, Р. Мосс и К. Шеффер предложили следующую классификацию стратегий адаптации личности:

1) совладание со стрессом, сфокусированное на оценке;

2) совладание с жизненными трудностями сфокусированное на проблеме;

3) совладание, сфокусированное на эмоциях.

Л. Перлин и К. Шулер классифицировали стратегии следующим образом:

1) стратегии изменения проблемы;

2) стратегии изменения способа видения проблемы;

3) стратегии управления эмоциональным дистрессом.

С. Фолкман и Р. Лазарус. разработали следующую типологию стратегий:

1) противостоящего совладания;

2) дистанцирования;

3) самоконтроля;

4) поиска социальной поддержки;

5) принятия ответственности;

6) избегания;

7) планового решения проблемы;

8) позитивной переоценки [6, с. 102 - 112].

Л. Гордон выделяет первичную адаптацию, которая в период революционных преобразований выражается в принятии общей направленности перемен и приспособлении к некоторому минимуму условий, при котором новая жизнь предпочтительнее новых порядков. Восприятие перемен в качестве терпимых - не терпимых может выступать показателем адаптированности - неадаптированности. Также Гордон различает и вторичную адаптацию в условиях перемен, которую, очевидно, надо понимать как приспособленность к условиям жизни, продуцируемым изменяющейся социальной средой в результате кардинальных преобразований как приспособленность к последствиям новых реформ [7].

Л. Корель, вслед за Л. Гордоном и другими исследователями, отмечает, что население переживает двойную адаптацию к рыночным ценностям и одновременно к новым технологиям и стандартам жизни. Провозглашаемая ныне модель развития общества с признаками бифуркации оказывается мало достижимой без знания законов адаптации социума к трансформирующейся среде [8].

М.А. Шабанова выделяет четыре основных вида социальной адап-тации._доброволъную, вынужденную, прогрессивную (созидателънную) и регрессивную _ (разрушительную) [ 9 ].

Используя отдельные основания классификации, разработанной Л. В. Корель, предложившей 30 таких оснований мы осознаем, что не все основания являются социологическими и получают применение, как отмечает и сам автор. Вариативность адаптационных стратегий молодежи очень обширна. Перспективной для изучения стратегий адаптации молодежи на теоретическом и практическом уровнях, как уже указывалось ранее, является типология адаптаций, разработанная Л. В. Корель. Она выделяет 9 классов, 17 осей и почти 40 понятийных индикаторов (шкал) для классификации. Для нашего исследования наиболее подходят такие оси дифференциации, как адекватность, делинквентностъ (делинквентные, противозаконные), прогрессивность (прогрессивные, регрессивные, константные), императивность (добровольные, принудительные), характер (инновационное, гиперинновационные, рутинные), способ (ассимиляция, аккомодация, принуждение, компромисс, терпимость, коадаптация, дезадаптация, реадаптация) и форма; по форме - конформность, инновация, ритуализм, ретритизм, мятеж), по характеристике субъекта - содержание (политические, экономические, социальные и др.) и уровень (ментальные, поведенческие) [ 8 ].

Остановимся более подробно на наиболее значимых для исследования нашей проблемы основаниях типологии социальной адаптации. Пер-

вое основание, выделенное Л. Корель, - вертивность (обращённость). Оно было предложено ещё Тардом Г. Корель Л. и указывает на то, что обычно в социологии исследователи адаптации понимают её только как внешнее приспособление индивида к окружающей среде. Но составными элементами любого процесса адаптации выступает как среда, так и субъект адаптации (адаптант). Таким образом, по основанию «вертивность», по мнению Л. Корель, можно различить внутренние и внешние адаптации, которые осуществляются в зависимости от того, какие факторы лежат в основе нарушения равновесия среды и адаптанта, вынуждающие его приспосабливаться к среде. Соответственно внутренние адаптации означают приспособление адаптанта к самому себе в результате изменений личности, внешние - приспособление к среде, происходящее из-за изменений в ней.

Автор применил ряд оснований, выделенных Л. Корель, для изучения социальной адаптации молодёжи Тульской области, осуществляемого в ходе всероссийского мониторинга "Молодёжь России", проводимого НИЦ Института Молодежи в 1997 г. В результате этого исследования выяснилось, что результаты всероссийского мониторинга "Молодежь России" могут служить эмпирической базой для выявления характера социальной адаптации молодежи по основанию "вертивность" (обращенность). По этому основанию различают адаптации внутренние (к самому себе, к условиям своей жизни) и внешние (к условиям внешней социальной среды).

Можно, видимо, утверждать, что тем респондентам, которые считают, что их жизненные перспективы останутся на том же уровне, как и раньше, присущи внутренние адаптации, возможно, что они во многом полагаются на свои возможности, нежели ожидают, что социальные условия будут изменяться либо в лучшую, либо в худшую сторону. Иными словами, они испытывают не столь сильную зависимость от внешней социальной среды, в меньшей степени опасаются ее влияния, что не исключает сложности их жизненной ситуации (37,8 %) Две другие группы, предполагающие улучшения или ухудшения в своей жизненной ситуации, в большей степени подвержены давлению внешней среды (доля респондентов, предполагающих улучшения, составляет 26,2 %, ожидающих ухудшения - 18 %, остальные затруднились ответить) Здесь также, наверное, сказывается уверенность - неуверенность в себе, оптимистическое или пессимистическое восприятие жизни. При всем различии этих двух групп молодежи, по-видимому, обе можно отнести к группе внешнихадаптаций.

Целесообразно осуществить типологию адаптантов и по основанию «устойчивость». Здесь выделяют устойчивые и неустойчивые адаптации. Устойчивые адаптации - это постоянные адаптации. По основанию "адекватность" различают адаптации адекватные условиям среды и неадекватные им. Проведенное в 1998 г. исследование, что подавляющее большинство семей Тульского региона (87 %) не ощущает поддержку со сто-

роны местных властей, а четверть опрошенных женщин в октябре не имели никакого дохода. Адаптация этой доли семей может рассматриваться как неадекватная.

Важным для исследования проблемы, изучаемой нами, является основание "вид". По этому основанию Л. Корель различает 2 деления: 1) ответ на инновацию; 2) ответ на трасформацию. Ответ на инновацию связан с появлением каких либо новых признаков - социальных процессов, социальных явлений, социальных действий и т.д. Ответ на транформацию предполагает модификацию уже существующих признаков, их усложнение или упрощение.

В нашем исследовании инновационным является создание молодёжных движений и молодёжных организаций [10]. Анализ основных направлений деятельности молодежных организаций г. Тулы показал, что превалируют воспитательные, спортивные и политические организации, и при всем спектре существующих профилей последние мало соответствуют реальным потребностям молодежи. Это означает, что организации формировались во многом на основе интуитивных соображений энтузиастов молодежной политики как каналы развития и удовлетворения интересов их лидеров.

Исследования (1998 г.), проведенные нами, показали, что инновационный тип адаптивного поведения в большей степени присущ предпринимателям в сравнении со студентами и школьниками. По всей видимости, можно выдвинуть положение о том, что все формы адаптации, выделенные Р. Мертоном, кроме конформистской, в нестабильном обществе проявляются в гипертрофированном виде из-за «непредсказуемости» развития социальной системы, характеризующейся частыми бифуркациями.

В связи с этим такое основание типологии адаптации, выделяемое Л. Корель, как "характер" (инновационность) непосредственно связанное с предыдущим, на наш взгляд, позволяет установить эмпирически зависимость с инновационной формой адаптации. По данному основанию выделяются три формы адаптации: инновационные, гиперинновационные, и традиционные.

Исследование 1997 г. показало, что численность членов организаций постоянно возрастает, причем около половины опрошенных вступили в организацию для того, чтобы сделать свою жизнь более активной. Молодежные организации постоянно становятся нишей самоидентификации, каналом социализации, хотя и не массовым. Несмотря на то, что они способствуют повышению субъектности молодежи, часто они создаются как средство удовлетворения социальных интересов их лидеров и не всегда соответствуют реальным потребностям молодежи.

Компенсаторные модели адаптивного поведения означают переключение взаимодополняемых режимов функционирования социальной

системы. Молодежь в своем большинстве отличается активностью в формировании компенсаторных моделей, смело идет на риск для улучшения своей жизненной ситуации. Исследование, проведенное в 1997 г., показало, что свыше половины молодежи (60 %) обнаруживает способность к активным действиям, что, несомненно, указывает на активный тип адаптации по основанию "реактивность" (реагирование на изменение во внешней среде. - В.Щ.) Отмеченная часть респондентов за год - два, предшествующие исследованию, для улучшения своей жизненной ситуации предприняла такие действия, как получение высшего образования, "подрабатывание", освоение новых специальностей (по убывающей). В то же время свыше трети опрошенных (36 %) ничего не стали предпринимать. Помимо названных активных действий 5,5 % молодых людей занялись коммерцией и 2 % открыли свое дело. Катастрофические адаптации выражаются в эскапизме, алкоголизме, наркомании и иногда в самоубийствах. Опрос (1998 г.), показал, что 11,4 % пробовали употреблять наркотики, а 16 % употребляют их постоянно.

В исследовании, проведённом в 1998 г., мы для выяснения типов адаптивного поведения изучали адаптацию по такой переменной, как «спектр различных действий», которые допускают для себя предприниматели. Эти действия выступали в качестве индикаторов конформистского, инновационного, девиантного, ретритистского и бунтарского типов социальной адаптации.

В качестве эмпирических индикаторов конформистского типа поведения мы выбрали три индикатора: "занимать деньги в долг", "искать высокооплачиваемую работу и "повышать уровень образования". По выборке в целом "занимать деньги в долг" могли бы только чуть более пятой части респондентов (22,7 %). Не стали бы занимать деньги большинство (77,3 %). Неприемлемость жизни "в долг" объясняется особенностями российского менталитета, которые проявляются в стереотипах, согласно которым лучше "просуществовать", "жить плохо", но рассчитывать на свои скромные доходы, чем взять деньги в долг и обеспечить себе достойный уровень жизни уже в настоящее время, не откладывая это на дальнюю перспективу. По-видимому, это происходит из-за того, что люди в условиях нестабильности общества не уверены в том, что смогут выплатить долги, так как несвоевременно платят зарплату и достаточно сильна угроза безработицы.

В качестве индикатора инновационного типа адаптации мы выбрали "способность идти на риск, заниматься бизнесом". По выборке в целом такую возможность допускают для себя 37,9 % . Остальные 62,1 % не приемлют ее. Заметим, что при этом они уже занимаются предпринимательством и идут на риск. Соответственно эти установки во многом определяют недостаточно высокую степень внедрения инноваций. Склонность идти на риск не зависит от возраста. По переменной "пол" существенных различий также не зафиксировано.

В качестве эмпирического индикатора ретритизма, ухода от действительности мы выбрали "выезд за рубеж". Показательно, что в распределении типов адаптивного поведения почти половина предпринимателей по выборке в целом (48,5 %) допускают для себя возможность выезда за рубеж. Чуть больше половины респондентов дали отрицательный ответ. Для респондентов с ретритистским типом поведения характерны существенные гендерные различия. Так, доля тех, кто мог бы уехать за границу, существенно смещена в сторону мужской части респондентов (их 57,1 % против 38,5 % женщин).

Индикаторами девиантного типа адаптивного поведения были определены возможность "принимать наркотики" и "употреблять алкоголь". Что касается приема наркотиков, то все без исключения дают отрицательный ответ. Подавляющее большинство респондентов, по массиву в целом, не допускают для себя и употребление алкоголя в большом количестве (92,4 %) , допускают такую возможность только 7,6%. Наконец, бунт как тип адаптивного поведения также практически не присущ предпринимателям. Индикаторами бунтарского типа поведения мы обозначили участие в митингах, забастовках, акциях протеста. Не допускают участия в таких акциях подавляющее большинство (97 %).

Девиантный тип поведения для членов молодежных организаций не присущ. По индикатору «повышать свой уровень образования» также выделилась достаточно большая группа людей с конформистским типом поведения (31, 5 %). На второе место вышел ретритистский тип поведения, индикатором которого является «выехать за рубеж». Этот тип поведения присущ 14,8 % опрошенных. Для инновационного типа поведения в качестве эмпирического индикатора мы определили «идти на риск, заниматься бизнесом». Этот тип поведения характерен для 12, 4 %.

Ритуалистский тип поведения (индикатор «занимать деньги в долг") и девиантный тип поведения, индикатором которого является "принимать наркотики и алкоголь в большом количестве") выражены у студентов в минимальной степени. Эти типы присущи 2,9 и 2,4 % респондентов соответственно, бунтарский тип поведения преобладает только 4, 8 % по выборке в целом.

Результаты всех исследований, проводимых в 1997-2000 гг. и направленных на изучение типов адаптации по основанию "прогрессивность", отражают повышение "удельного веса" регрессивного типа адаптации, характеризующегося снижением социального статуса в результате превалирования потерь над приобретениями. Выделяются также прогрессивный тип адаптации, отражающий социальное восхождение, и константный, когда сохраняется существующее положение индивида и относительно неизменной остается его жизненная ситуация. Последний тип преобладал согласно результатам мониторинга «Молодежь России» (1997 г.). В ходе мониторинга типология по данному основанию осуществлялась

на основе самооценки молодежью Тульской области изменения социального статуса. Так, 37,5 % молодежи отмечали, что их социальное положение не изменилось.

Диагностика наркотизма в студенческой среде ТулГУ в 2002-2014 гг. по основанию «способ адаптации» осуществлялась нами как проявление дезадаптации. Ежегодно реализуемая выборка - 300 чел. Выборка репрезентативна по факультетам. Ошибка выборки - 5 %.

Процент студентов, отрицательно относящихся к употреблению наркотиков стабильно высокий. По сравнению с 2013 годом, процент негативно относящихся к наркомании людей снизился (с 74,1 до 69,9). Показатель молодых людей, безразлично относящихся к употреблению наркотиков немного увеличился (с 24,2 в 2013 г. до 25,2 в 2014 г.). Однако заметно увеличилось количество студентов, положительно относящихся к этой проблеме (с 1,7 в 2013 г. до 4,9 в 2014 г.).

Осуществление типологии социальной адаптации молодежи на протяжении указанного периода показывает, что адаптация молодежи протекает достаточно сложно, что определяется как дифференциацией внутри самой молодежи, так и ее склонностью к выбору нестандартных типов поведения, в том числе и инновационных.

Основные выводы

1. Характер социальной адаптации и построение ее различных типов позволили установить тенденцию достаточно высокой степени социальной незащищенности молодежи, в том числе из-за недостаточной эффективности государственной молодежной политики и из-за слабой координации всех органов по работе с молодежью.

2. Исследование основных стратегий социальной адаптации молодежи показало, что в связи с ее гетерогенностью существует значительная дифференциация типов адаптации, которая обусловлена трансформацией социальных институтов, сопровождающейся инновациями. Институциональные изменения выступают как адаптационная среда, продуцируют вариативность стратегий социальной адаптации как результат воздействия комплекса факторов данного уровня, присущих конкретному институту.

3. Это, в свою очередь, предполагает различие эмпирических референтов адаптационных стратегий. В то же время наличие таких важнейших и универсальных элементов социальных институтов, как ценности, нормы, функции, позволяет использовать одинаковые эмпирические индикаторы для измерения стратегий, а значит, говорить об устойчивости как важнейшем критерии надежности измерительных шкал.

Список литературы

1. Ромм М.В. Адаптация личности в социуме: теоретико-методологический аспект / Новосиб. гос. техн. у -т. Новосибирск: Наука, 2002. 274 с.

2. Шпак. А.Л. Социокультурная адаптация в советском обществе. Философско- социальные проблемы. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1991.

3. Левада Ю.Человек приспособленный.// Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1999. № 5. С.7- 17.

4. Лернер А. Негативная адаптация (по материалам качественного исследования // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2000. № 3. С. 39-40.

5. Марков В. А. Классификация адаптивных форм/кибернетика и философия. Рига: Зинатне, 1977.

6. Гордон Л. А. Социальная адаптация в современных условиях //Социс. 1994. № 8-9. С. 3-10.

7. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями // Журнал социологии и социальной антропологии. СПб, 1998. Т. 1. № 2.8.

8. Корель Л. В. Социология адаптаций: вопросы теории, методологии и методики Новосибирск: Наука, 2005. 424 с.

9. Шабанова М. А. Социальная адаптация в контексте свободы // Социс. 1995. № 9.

10. Батанина И.А., Лаврикова А.А. Проблемы формирования гражданской компетентности в высших учебных заведениях// Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2011. Вып. 3. Ч. 2. С. 35-40.

Щербакова Вера Петровна канд. социол. наук, доц., vera19.57@ mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.

THEORETICAL AND EMPIRICAL CLASSIFICATION OF SOCIAL ADAPTATION

OF YOUTH

V.P. Shcherbakova

The article considers the problem of classification of social adaptation of youth on theoretical and empirical levels.

Key words: youth, social adaptation, strategy of social adaptation, empirical indicators.

Shcherbakova Vera Petrovna, PhD (Sociology), Associate Professor, vera19.57@ mail.ru, Russia, Tula, Tula State University.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.