Научная статья на тему 'Cоставляющие и специфика потенциала перерабатывающих предприятий регионального АПК'

Cоставляющие и специфика потенциала перерабатывающих предприятий регионального АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПОТЕНЦИАЛ / КОНКУРЕНЦИЯ / СИСТЕМА / ПРЕДПРИЯТИЕ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мисаков В. С., Шахмурзов З. М., Ивазов А. Х.

В статье рассмотрены проблемы, связанные с использованием инновационного потенциала предприятия, выделены три основные черты инновационного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Cоставляющие и специфика потенциала перерабатывающих предприятий регионального АПК»

СОСТАВЛЯЮЩИЕ И СПЕЦИФИКА ПОТЕНЦИАЛА ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИИ РЕГИОНАЛЬНОГО АПК

В.С. МИСАКОВ,

доктор экономических наук, профессор,

Институт информатики и проблем регионального управления, Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук, 360000, КБР, г.Нальчик, ул. И. Арманд, 37а;

З.М. ШАХМУРЗОВ,

аспирант,

ФГОУ ВПО «Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия»,

360000, КБР, г. Нальчик, ул. Л.Толстого, 185;

А.Х. ИВАЗОВ,

кандидат эконмических наук, доцент,

Институт информатики и проблем регионального управления, Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук, 360000, КБР, г. Нальчик, ул. И.Арманд, 37а

В статье рассмотрены проблемы, связанные с использованием инновационного потенциала предприятия, выделены три основные черты инновационного потенциала.

Ключевые слова: потенциал; конкуренция; система; предприятие; управление.

Коды классификатора JEL: Q12, Q16.

В современной теории и практике управления многие проблемы, связанные с использованием инновационного потенциала предприятий недостаточно проработаны. По нашему мнению потенциал предприятия состоит из ряда самостоятельных системных категорий, которые взаимодействуя, образуют синергетический эффект деятельности предприятия. К таким системным категориям необходимо отнести: инновационный потенциал, включающий в себя научно-технический, производственный, инвестиционный, кадровый и организационный потенциал. Наиболее исследованными в экономической науке считаются кадровый и производственный потенциал. Организационный и научно-технический потенциал анализировались в экономической теории, однако практических рекомендаций по их оценке и использованию еще недостаточно. Инновационный потенциал, как экономико-управленческая категория в настоящее время исследован мало, хотя на наш взгляд, в системе совокупного потенциала предприятия он является основным. Разработка теоретических положений, методов оценки и рекомендаций по использованию инновационного потенциала может помочь руководству предприятия правильно сориентироваться в сложившейся ситуации и разработать комплекс мер по стабильному развитию предприятия.

Учитывая изложенное, остановимся на выявлении понятия и сущности потенциала предприятия.

Мы определяем потенциал как совокупность средств и возможностей, использование которых может быть направлено на решение задач в сфере деятельности предприятия и каждого сотрудника.

Таким образом, понятие «потенциал» введено в практику исследования как прием разрешения неопределенности, связанной с отсутствием информации об условиях функционирования в будущем. Другими словами, это попытка определить верхнюю границу возможностей при благоприятных условиях функционирования. Само понятие «максимальные возможности» отнюдь не тривиально [5]. Любое предприятие обладает их бесчисленным количеством. Понятие «потенциал» имеет смысл и определенность, когда четко указано, какие возможности имеются в виду. Они проявляются и могут быть оценены только в конкретных условиях функционирования предприятия и, следовательно, потенциал — это относительная характеристика. Определение потенциала предприятия связано с его целенаправленной деятельностью, т. е. для того, чтобы организация достигла максимальных возможностей, необходимо, чтобы она целенаправленно управляла ими. При выявлении потенциала предприятия необходимо учитывать, что любая деятельность ограничена пределами, определяемыми возможностями функционирования.

Чтобы сформулировать понятие инновационного потенциала, целесообразно определить, что подразумевается под термином «инновация». Исследователи в области инноватики зачастую придают различный смысл трактовке данного термина.

© В.С. Мисаков, З.М. Шахмурзов, А.Х. Ивазов, 2009

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 4 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 3)

284

В.С. МИСАКОВ, З.М. ШАХМУРЗОВ, А.Х. ИВАЗОВ

В переводе с английского инновация означает нововведение, ввод новшества. Следовательно, нецелесообразно разделять между собой понятия «инновация» и «нововведение», что подтверждается практически всеми специалистами в области инноватики. Очевидно, что четкая формулировка термина явно отсутствует, в связи с тем, что каждый автор вкладывает различный смысл в определения. Другая проблема — это объединение некоторыми исследователями смыслового значения «новшества» и «инновации», например, С.В. Валдайцевым [1]. В то же время Д. В. Соколов, Ю.П. Морозов, З.П. Румянцева, Н. А. Соломатин, Р.А. Фатхутдинов придерживаются другого мнения, что инновация — это результат внедрения новшества [2, 3, 4].

Мы определяем, что нововведение (инновация) — это изменения, характеризующиеся внедрением и использованием новшеств в виде новых технических, технологических, организационноуправленческих, информационных, социальных решений производственного, финансового или иного характера. Новшества могут быть представлены в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс; организационной, производственной или другой структуры; ноу-хау; понятий; научных подходов или принципов; документа; результатов маркетинговых исследований и т.д. В качестве новшества могут выступать: новый порядок, новый метод, изобретение в любой сфере деятельности промышленного предприятия. Тот факт, что изменения являются следствием внедрения новшеств и последующего их использования, нашел свое отражение в трудах известного австрийского ученого И. Шумпетера, который ещё в 1911 г. выделил пять типичных изменений, задающих форму и содержание экономического развития промышленности [б].

Несмотря на то, что вопросы определения инновационного потенциала недостаточно глубоко изучены как в России, так и за рубежом, определенные подходы к решению данной проблемы существуют. В наиболее распространенном определении предусматривается, что инновационным потенциалом предприятия является совокупность его финансовых, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов, обслуживаемых соответствующей инфраструктурой, связанной с осуществлением нововведений. Коллектив авторов под руководством П.Н. Завлина под «инновационным потенциалом» понимают готовность и способность того или иного предприятия (организации) осуществить впервые и воспроизвести (воспринять) нововведение [3].

По нашему мнению можно считать, что инновационный потенциал определяется готовностью и способностью промышленного предприятия к использованию инновационных возможностей. Инновационные возможности — это возможности предприятия, реализация которых позволяет обеспечить планомерное и поступательное развитие предприятия посредством целенаправленного преобразования новшеств в нововведения. Именно инновационные возможности составляют основное содержание инновационного потенциала.

Мы считаем, что источники инновационных возможностей заключаются, прежде всего, в различного рода изменениях.

Можно выделить два вида изменений: изменения как результат внедрения новшества и изменения как источник инновационных возможностей. Здесь целесообразно отметить и тот факт, что изменения как источники инновационных возможностей определяются совокупностью всех изменений во внутренней и внешней среде предприятия.

По нашему мнению, очевидно, что источники инновационных возможностей заключаются, прежде всего, в различного рода изменениях, что их можно найти в рамках самого предприятия. Большую роль может сыграть неожиданный успех какого-либо товара или услуги. Другая инновационная возможность — неожиданная неудача. В отличие от успеха, неудачи всегда привлекают внимание работников фирмы, но их еще рассматривают как источники инновационных возможностей. Если основные причины неудач (просчеты в планировании, грубые ошибки, некомпетентность) отсутствуют, следует обратить внимание на изменения на рынке, а каждое существенное изменение является возможностью для инноваций.

Немаловажный источник инновационных возможностей — неожиданное внешнее событие за пределами отрасли или фирмы, реальный потенциал использования которого у разных фирм различен. Различные несоответствия экономического характера также могут стать источником инновационных возможностей. Еще один источник инновационных возможностей — несоответствие между ценностями потребителя и представлениями о них, что наиболее широко используется (в частности, молодыми фирмами). Применение его базируется на изучении потребителя, его склонностей и ценностей. Успешные нововведения, учитывающие потребности процесса производства, основаны на некоторых основных критериях: закономерность процесса; наличие одного слабого или недостающего звена; четкое определение цели; выявление специфики; наличие изменений в отраслевых и рыночных структурах.

Другой вид источников инновационных возможностей — изменения за пределами отрасли, а именно, в социальной, политической и интеллектуальной среде. Это, прежде всего, демографические изменения, то есть изменения численности, состава и возрастной структуры населения, уровня занятости, образования и доходов. По данному поводу П. Дракер отмечает, что сознательный отказ от бесперспективной работы является предпосылкой к успешному поиску новой и многообещающей области приложения усилий [б]. Отказ, это, прежде всего — ключ к инновациям, так как в результате высвобождаются необходимые ресурсы, и стимулируются поиски нового. В качестве примера того, что инновационные возможности охватывают практически весь спектр деятельности предприятия.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ И СПЕЦИФИКА ПОТЕНЦИАЛА ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ,

285

Следовательно, инновационные возможности предприятия многообразны и именно они определяют масштабы инновационного потенциала. Данное утверждение позволило нам выделить три основные черты инновационного потенциала.

1. Инновационный потенциал предприятия определяется его реальными инновационными возможностями.

2. Инновационные возможности предприятия во многом зависят от имеющихся у него ресурсов, поэтому инновационный потенциал предприятия характеризуется также и определенным объемом ресурсов, вовлеченных или не вовлеченных в производство, но подготовленных к использованию в нем.

3. Инновационный потенциал предприятия определяется не только имеющимися у него инновационными возможностями, но и готовностью и способностью к их использованию с целью воплощения новшеств в нововведения.

К сказанному нужно добавить, что ресурсы, которые можно выделить на предприятии бывают: технические (производственное оборудование, сырье, материалы); технологические (способы изготовления продукции); кадровые (численность и квалификация кадров и др.); информационные (сведения о системе и внешней среде, объемы перерабатываемой информации, ее достоверность, своевременность и т.д.); финансовые (величина и использование денежных средств, финансовое состояние и др.); организационные (применяемые способы принятия решений, организация системы планирования, контроля и т.д.); временные (время является невосполнимым ресурсом).

Улучшая внутреннее строение, т. е. работая над совершенствованием пропорций и поддержанием сбалансированности видов используемых ресурсов, предприятие увеличивает свои инновационные возможности, организованность. Следовательно, готовность и способность использовать инновационные возможности выявляется в ходе анализа и оценки — составляющих инновационного потенциала.

ЛИТЕРАТУРА

1. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и инноваций. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997.

2. Менеджмент организации / ред. Румянцева 3. П., Соломатин Н. А. М.: ИНФРА-М, 1997.

3. СоколовД.В., ТитовА.Б.,ШабановаМ.М. Предпосылки анализа и формирования инновационной политики.

СПб.: ГУЭФ, 1997.

4. Фатхудинов Р.А. Инновационный менеджмент. М.: ЗАО «Бизнес-Школа» (ИНТЕЛ-СИНТЕЗ), 1997.

5. Цыгичко В.Н. Руководителю о принятии решений. 2-е изд. испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 1996.

6. Шумпетер И. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. С. 164.

ТЕ1^А ECONOMICUS ^ Экономический вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 4 (часть 3)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.