М.Ю.Дронов
(Институт славяноведения РАН, Москва)
цоранич Я.
Из истории Греко-католической Церкви в Словакии
Abstract:
Dronov M.Yu. Coranic J. On the history of the Greek-Catholic Church in Slovakia
The review presents a view of the Russian historian on the latest work on the history of the Greek-Catholic Church (Uniate) on the territory of the modern Slovak Republic.
Ключевые слова: Греко-католическая церковь, русины, Словакия, Ярослав Цоранич.
Имя Ярослава Цоранича (PhDr. Jaroslav Coranic, PhD.) не нуждается в представлениях для исследователей церковной истории Карпатского региона. Этот историк, а по совместительству священник и педагог, прекрасно известен в первую очередь благодаря своим многочисленным публикациям, посвященным прошлому Греко-гатолической церкви в Словакии и соседних странах.
Очередная книга Я. Цоранича охватывает более тысячи лет истории восточного христианства на территории нынешней Словацкой Республики. Работа, написанная на словацком языке, вышла за рубежом - в городе Чешске-Будейовице. Издателем выступило Объединение имени св. Яна Непомуцкого при местном рим-ско-гато^ческом епископстве. Поэтому настоящая монография также является частью серии «Среднеевропейская история» теологического факультета Южночешского университета.
Как мы узнаем из предисловия, автор поставил своей целью «хотя бы кратко представить те наиболее важные моменты и тех наиболее важных представителей, которые повлияли на ее (Греко-католической церкви. - МД) историческое развитие» (s. 7). На наш взгляд, это однозначно удалось.
Основу книги составляют введение, десять разновеликих глав и заключение. Первая глава (s. 13-28), как это принято в словацкой церковной историографии всех конфессий, дает представление о христианизации Великой Моравии. Вторая глава (s. 29-78) посвящена ранней истории Мукачевской епархии, материнской по отношению к нынешним греко-катоотческим епархиям в Словакии. Здесь же рассматривается заключение Ужгородской унии (1646 г.). В третьей (s. 79-143), четвертой (s. 145-196) и пятой
Цоранич Я. Из истории Греко-католической Церкви в Словакии
511
197-249) главах монографии поэтапно рассматривается ситуация в Прешовском епископстве в 1818-1945 гг. Основным критерием для выделения внутренних параграфов в этих главах явились годы правления епископов и апостольских администраторов, стоявших во главе епархии. Шестая глава 251-292) посвящена Греко-католической церкви в особенно противоречивый период первой Словацкой Республики (1939-1945 гг.). В следующей главе 293-326) анализируется ситуация в послевоенные годы, предшествовавшие ликвидации унии и насильственной православиза-ции чехословацких греко-католиков в 1950 г. Восьмая глава 327-358) знакомит с положением Греко-гатожческой церкви в 1950-1968 гг., когда де-юре она перестала существовать, а ее сторонники подвергались преследованиям и репрессиям. В девятой 359-399) и десятой 401-473) главах монографии подробно разбирается новейшая история словацкого греко-католицизма -начиная от легализации Греко-катоотческой церкви в Чехословакии в 1968 г. и заканчивая совсем близким к нам 2014 годом. Ценным является привлечение автором большого количества всевозможных статистических материалов и публикация административ-но-террториальных карт разных периодов.
При знакомстве с работой Я. Цоранича не покидает чувство, что слова «из истории» в названии книги скорее свидетельствуют о скромности автора. Ведь по сути — перед нами фундаментальная история Греко-гато^ческой церкви на территории современной Словакии. Однако, по мнению совестливого историка, «отражение множества важных событий, произошедших в истории этой (Греко-гатолической. - МД.) церкви за весь период ее существования, могло бы стать предметом самостоятельных монографий для каждой главы этой работы» 7).
В книге имеются список сокращений 489-490) и именной указатель 519-526), что заметно облегчает работу с томом. Особенно большое впечатление производит 28-с^ашганый перечень использованных источников и литературы 491-518). Правда, несмотря на это библиографическое обилие, вне внимания автора остались работы закарпатских и российских коллег (М. Бо-лдижара, В. Фенича, Ю. Данильца, М. Дронова и др.).
Как и полагается, в книге помещено резюме на английском, немецком и итальянском языках (соответственно s. 479-481, 482484, 485-487). Жаль, что автор отказался от резюме на одном из восточнославянских языков - например, на русском, как на языке международного общения, или на украинском, которым пользуются миллионы единоверцев Я. Цоранича на Украине и в диаспо-
512
М.Ю. Дронов
ре. А возможно, учитывая тематику книги, было бы уместно и резюме на прешовском стандарте русинского языка. Ведь именно русины еще до середины XX в. занимали господствующее положение в Греко-гатолической церкви на территории Словакии. В любом случае на фоне других аннотаций отсутствие кириллицы бросается в глаза.
Впрочем, все высказанные мелкие замечания не носят принципиального характера. Поэтому нельзя не признать, что монография Я. Цоранича «Из истории Греко-катоотческой Церкви в Словакии» является архиценным вкладом в изучение судеб восточного христианства в Карпатском регионе.