1.2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ПРИРОДА АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЕДИНИЦ С ОСОБЫМ СТАТУСОМ В СОСТАВЕ ВНОВЬ ОБРАЗОВАННЫХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ромашов Павел Андреевич, к.ю.н. Должность: преподаватель кафедры конституционного и финансового права. Место работы: Пермский государственный университет. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье исследуется правовая природа института административно-территориальных единиц с особым статусом (АТЕОС), образованных на территориях бывших автономных округов, в результате их объединения с «материнскими» субъектами Российской Федерации (Пермской, Камчатской, Иркутской, Читинской областями и Красноярским краем), в состав которых они входили; рассматриваются юридические проблемы определения «правосубъектности» законотворчества федеральных и региональных органов законодательной власти по регулированию статуса АТЕОС.
Ключевые слова: федеративное устройство, образование нового субъекта Российской Федерации, административная автономия, статус, административно-территориальная единица с особым статусом (АТЕОС).
CONSTITUTIONAL AND LEGAL NATURE ADMINISTRATIVE TERRITORIAL UNITS WITH SPECIAL STATUS WITHIN NEWLY FORMED SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION
Romashov Pavel Andreevich, PhD at law. Position: lecturer at constitutional and financial law chair. Place of employment: Perm State University. E-mail: [email protected]
Annotation: This article explores the legal nature of the institution of administrative-territorial units with special status of the former autonomous regions, as a result of their association with the "parent" entities of the Russian Federation (Perm, Kamchatka, Irkutsk, Chita region and Krasnoyarsk region) In which they belong, are considered legal problems of defining "personality" of law-federal and regional authorities of legal authority to regulate the status of such units.
Keywords: federative order, formation of a new entity of the Russian Federation, administrative autonomy, status and administrative and territorial unit with special status.
За последние 5 лет в составе Российской Федерации произошли значительные количественно-качественные изменения, вызванные объединением ряда субъектов РФ (Пермской, Камчатской, Иркутской, Читинской областей и Красноярского края) с входившими в их состав автономными округами, в результате чего в границах бывших автономий появились административно-территориальные единицы с особым статусом (Коми-Пермяцкий округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский районы, Корякский округ, Усть-Ордынский Бурятский округ, Агинский Бурятский округ) - далее АТЕОС.
В этой связи, в научной литературе указывается, что на территории России возник новый вид автономии -автономный округ, не являющийся субъектом Федерации1, новый вид национально-территориальных образований, создаваемых в субъектах РФ, или разновидность национально-территориальной административной автономии2.
Вместе с этим многими учеными справедливо обращается внимание на многоаспектность и сложность возникающих проблем, связанных с урегулированием особого статуса нового вида указанных административно-территориальных единиц3. Отдельный интерес представляют точки зрения конституционалистов относительно проблематичности не только «материально-правового» вопроса о содержании особого статуса АТЕОС, но и «процессуального» вопроса о том, какому именно законодателю (федеральному или новообразованных субъектов Федерации) надо определять этот статус. В связи с этим некоторыми авторами высказываются даже сомнения в конституционной легальности «объединительных» законов, с позиции вторжения их предписаний в вопросы административно-территориального устройства и, как замечено, в вопросы местного самоуправления, организации органов государственной власти нового субъекта Федерации и некоторые иные4. Другие авторы предлагают считать нормы федеральных конституционных законов об образовании объединенных субъектов Федерации, касающиеся статуса исследуемых административно-территориальных единиц, как временные, действующие до тех пор, пока соответствующие отношения не урегулированы законодательством субъектов Федерации . Помимо этого, высказываются мнения о том, что указанные федеральные конституционные законы - это исключение, предусмотренное самой федеральной Конституцией, предполагающее принятие федерального конституционного закона по предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов. Кроме того, некоторыми авторами предлагается внести соответствующие изменения в федеральные конституционные законы по инициативе субъектов РФ и затем привести в соответствие с федеральным законодательством их нормативные акты, в связи с чем также аргументируется нецелесообразность установления особого статуса АТЕОс и необходимость регулирования специальным федеральным законом правового статуса коренных народов, проживающих на территориях бывших автономных округов6.
1 Кутафин О. Е. Российская автономия. М., 2006. С. 450-451.
2 Брежнев О. В. Административно-территориальные единицы с особым правовым статусом в объединенных субъектах Российской Федерации: опыт, проблемы, перспективы развития / О. В. Брежнев // Проблемы государственного строительства. 2010. № 7. С. 30-36.
3 Глигич-Золотарева М. В. Субъектный состав Российской Федерации: эпоха перемен уже наступила / М. В. Глигич-Золотарева / Государство и право. 2006. № 10. С. 17; Лексин И. В. Проблемы правовой регламентации оснований и порядка изменения состава субъектов Российской Федерации / И. В. Лексин // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 8. С. 13-17.
4 Княгинин К. Н. Административно-территориальные единицы с особым статусом / К. Н. Княгинин // Государственное строительство. 2010. № 5. С. 33-38.
5 Брежнев О. В. Указ. соч. С. 32.
6 Кульчевский В. В. Особый статус административно-территориальных единиц в укрупненных субъектах Российской Федерации / В. В. Кульчевский // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 2. С. 42-44; Кульчевский, В. В. Образование новых субъектов в составе Российской Федерации : проблемы законодательного регулирования / В. В. Кульчевский // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 10. С. 17-24; Кульчевский В. В. Совершенствование субъектного состава Российской
С последним утверждением вряд ли можно согласиться в полной мере, тем более, что эта позиция уже встречала критические отклики в литературе7.
Вместе с тем федеральными конституционными законами закреплено понятие «особый статус», но оно не раскрывается. Нет единого мнения, как показано выше, и в российской науке конституционного права по обозначенной проблеме, поэтому на нее следует обратить особое внимание.
Представляется, что существенной чертой конституционно-правовой природы административно-территориальной единицы с особым статусом следует признать ее генетическое родство с автономными округами, прекратившими свое существование в качестве субъектов РФ. Упразднение автономных округов как таковых де-факто выражается в «реинкарнации» соответствующей общности в качестве административно-территориальной единицы с особым статусом. Поэтому юридическое бытие последних во многом предопределено их кровнородственной связью с автономными округами. В силу этого особый статус административно-территориальной единицы связан прежде всего с этой генетической наследственностью.
Впервые понятие «особый статус» появляется в проекте Конвенции о защите этнических групп Европы8. Это конвенционное понятие используется для характеристики территориальной автономии этнических групп, составляющих большинство населения в местах их поселений. В проекте признается право этнических групп, отвечающих требованиям компактного проживания и иным из указанных в проекте конвенции условий (географических, исторических и др.), на особый статус в рамках обозначенной государственной властью территории.
Отсюда следует, что особым статусом наделяются определенные территории государства9. Особенности статуса этих территорий могут выражаться в местной (территориальной) автономии. Местная (территориальная) автономия в зарубежных странах наделяется большими правами, чем обычные административно-территориальные единицы. Больший круг прав и формирует особый статус территории (или автономии), который устанавливается исходя из географических, исторических и этнических особенностей соответствующей общности людей.
Наряду с этим возможна и иная интерпретация понятия «особый статус», включенного в федеральные конституционные законы об образовании новых субъектов РФ в составе Российской Федерации. Оно (понятие) может быть охарактеризовано через известное российской науке конституционно-правовое понятие «специальный статус». Последнее рассматривается как видовое по соотношению к категории «статус».
Категория «статус» в юридической науке раскрывается в понятиях «конституционный», «конституционно-правовой» и «правовой» статусы. При этом конституционалистами выявляется и нормативное содержание каждого из этих понятий.
Федерации: конституционно-правовое исследование: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / В. В. Кульчевский. Екатеринбург, 2010. 26 с.
7 Увачан А. Структурная единица - или все-таки Республика? [Электронный ресурс] / А. Увачан // Режим доступа: http://gazeta.babr.ru/?IDE=81595.
8 The FUEN DRAFT Convention on the Protection of Ethnic Groups in Europe // Autonomy Rights and Ethnic Groups in Europe Discussion Document for special Convention. 12 May 1994. P. 53.
9 Malinverni G. Local self-government territorial integrity and protec-
tion of minorities // Local self-govemment...Op. at. 1996. P. 320-322.
Конституционный статус есть базовое понятие, содержание которого определяется нормативными положениями конституции государства. В свою очередь, конституционно-правовой статус включает наряду с конституционным нормативное содержание правовых актов, являющихся источниками конституционного права. В то же время правовой статус охватывает
нормативные положения источников других отраслей
10
права .
В связи с изложенным подходом важно подчеркнуть, что Конституция РФ внесла в указанную теоретическую конструкцию определенную новизну: во-первых, в Конституции РФ понятие «статус» употребляется как категория, характеризующая положение субъектов РФ или их отдельных групп в федеративном государстве (ст. 66); во-вторых, в Конституции РФ закрепляется понятие «конституционно-правовой статус», сопряженное с федеральным конституционным законом (ч. 1 ст. 137).
В то же время в Конституции РФ не употребляются ни понятие «конституционный статус», ни понятие «правовой статус». Данная особенность уже отмечалась в литературе1 . При этом не исключается возможность интерпретации конституционно установленных понятий в аспекте общепринятой в науке конституционного права терминологии, поскольку в понятие «статус» Конституция РФ включает двухуровневое нормативное содержание: федеральный конституционный статус и конституционный (уставный) статус субъектов РФ.
Понятие «специальный статус» используется в научном обороте. Имеется в виду, что специальным статусом наделяется узкий круг субъектов конституционного права. Субъекты со специальным статусом выполняют «эксклюзивные» (исключительные) функции в системе публичной власти в целях достижения конституционно определенных целей и задач. В числе таких субъектов Президент РФ, главы исполнительной власти субъектов РФ и др.
Как таковое понятие «специальный статус» соотносится с понятием «статус». В этом ряду могут быть использованы философские категории «общее», «особое» и «единичное». С точки зрения общефилософской понятие «статус» может быть интерпретировано как общий статус, которым обладает наиболее широкий круг лиц.
В свою очередь, особый статус, в отличие от общего, принадлежит отдельной группе (виду) лиц (высшим должностным лицам субъектов РФ, судьям). В сравнении с особым специальный статус надлежит рассматривать как положение занимаемое каким-то одним лицом (индивидом).
Исходя из изложенного, следует признать, что статус Президента РФ является индивидуальным (специальным), а статус судей как группы лиц является - особым. В то же время статус глав исполнительной власти субъектов РФ может быть как особым, так и специальным. Особым статусом эти должностные лица наделяются федеральным законодательством как группа должностных лиц, а специальным (индивидуальным) статусом они обладают в соответствии с за-
10 Подробнее см. об этом, напр.: Лебедев А.Н. Статус субъекта Российской Федерации. М., 1999. С. 35; Конституционное право субъектов РФ / отв. ред. В.А. Кряжков. М., 2002. С. 116; Кочев В.А. Основы конституционного (уставного) права субъектов Российской Федерации. Пермь, 2007. С. 86; и др.
11 Кочев В.А. Конституционное (уставное) право субъектов Российской Федерации. Пермь, 2005. С. 25.
конодательством конкретного субъекта РФ (например, как главы исполнительной власти именно этого субъекта РФ).
Общим статусом все из указанных лиц обладают в качестве субъектов, занимающих государственные должности.
Итак, статус субъектов конституционного права может быть общим, особым или специальным. Через призму этой парадигмы может быть рассмотрен статус государственно-территориальных и административно-территориальных образований.
Например, статус субъекта РФ является общим. Элементы их общего статуса определяются Конституцией РФ, а также конституциями и уставами субъектов РФ в соответствии с Конституцией РФ. В основе Конституция РФ определяет общие параметры статуса субъектов РФ. В этом смысле один субъект РФ «совершенно и во всем похож на все другие» субъекты РФ12. Наряду с этим Конституция РФ устанавливает и определенные особенности в статусе субъектов РФ.
Особые черты статуса принадлежат отдельным категориальным группам («семьям») субъектов РФ. В частности, особыми чертами статуса обладают республики в составе РФ. Характерными элементами их статуса является национально-территориальный принцип государственной конституционализации, а также право принимать конституцию непосредственно народом республики, право на государственный язык и др. По этим параметрам статуса любая республика отличается от всех других субъектов РФ. В силу этого статус республики является особым.
Специальным (индивидуальным) статусом могут обладать те субъекты РФ, которые заключили двухсторонний договор с Российской Федерацией о разграничении предметов ведения и полномочий. Такой договор заключен в настоящее время между Республикой Татарстан и Россией, которым определяются индивидуальные (специальные) элементы статуса Республики Татарстан.
Согласно данному договору Республика Татарстан приобрела такие преференции, которые позволяют выделить ее из данного категориального круга субъектов РФ. В этом смысле статус Республики Татарстан существенно отличается от статуса любой другой республики13.
Общим, особым и специальным статусами могут наделяться и административно-территориальные образования. Общие элементы статуса присущи всем административно-территориальным единицам, инсти-туированным как образования, а особые элементы -только отдельной их группе. В качестве таковой по федеральному законодательству выступают, например, административно-территориальные единицы с особым статусом. При этом набор элементов особого статуса, закрепленных в федеральном конституционном законе об образовании конкретного субъекта РФ, различен.
Так, в федеральных конституционных законах об образовании Красноярского, Камчатского, Забайкальского краев и Иркутской области, в отличие от федерального конституционного закона об образовании Пермского края, не предусматривается образование в административно-территориальной единице с особым
12 Кутафин О.Е. Российская автономия: монография. М., 2006. С. 37.
13 Кутафин О.Е. Российская автономия: монография. М., 2006. С. 37.
статусом постоянного судебного присутствия арбитражного суда края (области).
Наряду с этим согласно федеральному законодательству во вновь образованных субъектах РФ могут быть определены индивидуальные статусные элементы. В этом случае возможно формирование специального статуса административно-территориальной еди-
14
ницы .
В целях актуализации рассматриваемого подхода следует рассмотреть наиболее важные научные положения в области статусного права.
Прежде всего подчеркнем, что статус есть общая конституционно-правовая категория. Она охватывает нормативное правовое содержание, а также различные правоотношения, складывающиеся в связи и по поводу конкретного предмета регулирования15. Наряду с этим в литературе предпринята попытка конкретизации этих общенаучных положений.
В частности, в структуре статуса субъекта РФ выделяется его 1) статистическая составляющая - положение субъекта РФ в качестве субъекта публичного права: официальное наименование, символика, «домицилий», (столица, административный центр. - П.Р.), официальный язык, территория, гражданство; 2) функциональная составляющая (предметы ведения и полномочия субъекта РФ, а также совокупность принимаемых органами государственной власти субъекта РФ правовых актов); 3) юрисдикционная составляющая статуса, определяющая подконтрольность деятельности субъекта РФ и его ответственность16.
Категория «статус» всегда сопряжена с его носителем - субъектом тех или иных отношений. В качестве таковых выступают как субъекты РФ, так и административно-территориальные образования, в том числе административно-территориальные единицы с особым статусом, и другие.
Принимая во внимание формально-юридический аспект административно-территориальной единицы с особым статусом, необходимо различать его конституционное, конституционно-правовое и правовое содержание.
Конституционное содержание особого статуса административно-территориальной единицы не определено. Поэтому для идентификации статусных положений следует обратиться к наиболее общим положениям конституционного права.
Административно-территориальная единица есть результат административно-территориального деления. Последние, как известно, не относятся ни к вопросам ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ), ни к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ).
Исходя из этого, статус административно-территориальной единицы должен определяться субъектом РФ на основе его конституции (устава) в соответствии с Конституцией РФ. Такой статус является региональным конституционным (уставным).
Вместе с тем статус административно-территориального образования в своей основе сопряжен с устройством государства, поскольку территориальное образование входит в состав государства непосредст-
14 Ромашов П. А. Основные конституционно-правовые элементы особого статуса административно-территориальной единицы / П.А. Ромашов. Пермь, 2008. 66 с.
15 Богданова Н. А. Система науки конституционного права. М., 2001. С. 57.
16 Бродский М. Н. Законодательная база экономического развития. СПб., 2002. С. 366.
венно (в зарубежных странах, например, это провинция, область) или опосредованно (район, таун). Нормативное содержание статуса первого определяется конкретной формой государственного устройства, а статус второго может быть обособлен исходя из особенностей национального состава, быта, языка, культуры определенной территории в границах территориального образования в составе государства.
Поэтому та или иная административно-территориальная единица может получить особый (специальный) статус и в том случае, если она не входит непосредственно в состав государства, а включатся в него опосредовано. Этот статус определяет специфику государственного устройства, а следовательно, должен устанавливаться конституцией и законами национального государства. Такой статус является федеральным конституционно-правовым.
Федеральным конституционно-правовым является и особый статус административно-территориальных единиц в составе субъектов РФ. Поскольку учреждение данных образований производится вследствие образования новых субъектов РФ, постольку возникновение этих единиц порождено изменением состава федеративного государства и, соответственно, связано с федеративным устройством. Федеративное устройство находится в ведении Российской Федерации.
Поэтому образование нового субъекта РФ, осуществляемое в соответствии с федеральным конституционным законом на основе ч. 2 ст. 65 и ч. 1 ст. 137 Конституции РФ, будучи непосредственно связанным с федеративным устройством, является по природе конституционно-правовым.
Все федеральные конституционные законы об образовании конкретных субъектов - Пермского края, Красноярского края, Камчатского края, Иркутской области, Забайкальского края - предусматривают образование административно-территориальной единицы с особым статусом. Отсюда следует, что особый статус административно-территориальная единица приобретает в соответствии с федеральными конституционными законами. Следовательно, особый статус данной административно-территориальной единицы по существу является федеральным конституционно-правовым.
Итак, административно-территориальная единица с особым статусом - это конституционно-правовой институт. Его нормативно-правовое содержание должно определяться главным образом федеральными законами. Вместе с тем в федеральных конституционных законах особый статус округов как административно-территориальных единиц урегулирован только в общих чертах. В частности, основы организации публичной власти в административно-территориальных единицах с особым статусом закрепляются или фрагментарно, или не определяются вообще.
Наряду с федеральным конституционно-правовым содержанием надлежит урегулировать особенности правового статуса административно-территориальных единиц на региональном уровне. Особый правовой статус, в отличие от конституционно-правовых основ, всегда конкретен, разносторонен, детален, динамичен17. Однако в настоящее время особый правовой статус административно-территориальных единиц в законодательстве детально не определен. Задача это непростая, т.к. юридической науке еще предстоит выявить социально-культурное, финансово-экономическое, при-
17 Богданова Н.А. Указ. соч. С. 56.
родо-ресурсное содержание правового положения административно-территориальных единиц с особым статусом.
При этом в формировании особого статуса должны принимать участие и народы, проживающие на территориях с особым статусом. Следует учитывать и то обстоятельство, что в настоящее время в субъектах РФ наметилась тенденция к тому, чтобы лишить административно-территориальные единицы с особым статусом всякой самостоятельности в решении данных вопросов. В этой связи первенство в решении задач конкретизации особого статуса административно-территориальных единиц должно принадлежать прежде всего федеральному законодателю. В подтверждение изложенного подхода, следует привести позицию Комитета Совета Федерации РФ по делам Севера и малочисленных народов от 21.01.2010 г. № 3.24-33 -43, согласно которой в федеральном законодательстве должны быть установлены базовые положения для АТЕОС, а в уставах и законах субъектов РФ эти положения должны быть конкретизированы для каждой административно-территориальной единицы с особым 18
статусом .
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. - 1993. - 25 дек. (№ 237).
2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. - 1994. - № 13. - Ст. 1447.
3. Асимметричность Федерации: сб. / Центр консти-туц. исслед. Моск. обществ. науч. фонда; под ред. А. А. Захарова. - М., 1997. - 139 с.
4. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для юрид. вузов и фак. / М. В. Баглай. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998. - 741 с.
5. Барсегов, Ю. Г. Самоопределение и территориальная целостность / Ю. Г. Барсегов. - М.: Междунар. гуманит. фонд арменоведения: Полигр. фирма Арм-бук-Маштоу, 1993. - 41 с.
6. Богданова, Н. А. Система науки конституционного права / Н. А. Богданова. - М.: Юристъ, 2001. - 254 с.
7. Бродский, М. Н. Законодательная база экономического развития / М. Н. Бродский. - СПб.: Европ. дом, 2002. - 590 с.
8. Вишняк, М. В. Автономия и федерация / М. В. Вишняк. - Пг.: Революционная мысль, 1917. - 32 с.
9. Динзе, В. Ф. Что такое автономия? / В. Ф. Динзе. -Пг.: Н. Н. Карбасников, 1917. - 15 с.
10. Железнов, Б. Л. Автономия подлинная и мнимая / Б. Л. Железнов. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1981. -127 с.
11. Иванов, В. В. Автономные округа в составе края, областей - феномен «сложносоставных субъектов Российской Федерации» / В. В. Иванов. - М.: Изд-во МГУ, 2002. - 250 с.
12. Калинин, С. П. Административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации / С. П. Калинин. - Омск: Омскбланкиздат, 2002. - 187 с.
13. Кислицын, И. М. Вопросы теории и практики федеративного строительства Союза ССР: учеб. пособие / И. М. Кислицын. - Пермь, 1969. - 221 с.
18 Информационный центр «Лач». Ассоциация КМНС «Корякия» получила ответы на свои письма об особом статусе округа. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.raipon.info/index.php/ akmnss-i-dv-rf/766—1Г---------.
14. Кокошкин, Ф. Ф. Областная автономия и единство России / Ф. Ф. Кокошкин. - М.: Народное право, 1906. -15 с.
15. Конституционное право субъектов Российской Федерации / Е. Б. Абросимова [и др.]; отв. ред. В. А. Кряжков. - М.: Городец, 2002. - 864 с.
16. Конституция Российской Федерации: пробл. ком-мент. / А. С. Автомонов [и др.]; отв. ред. В. А. Четвер-нин. - М.: Центр конституц. исслед. Моск. обществ. науч. фонда, 1997. - 702 с.
17. Конюхова, И. А. Современный российский федерализм и мировой опыт: итоги становления и перспективы развития / И. А. Конюхова; Фонд прав. пробл. федерализма и мест. самоупр. - М.: Городец: Формула права, 2004. - 587 с.
18. Лаптева, Л. Е. Региональное и местное управление в России (вторая пол. XIX в.) / Л. Е. Лаптева; Акад. правовой ун-т при Ин-те гос. и права РАН. - М.: ИГПАН, 1998. - 151 с.
19. Лебедев, А. Н. Статус субъекта Российской Федерации / А. Н. Лебедев. - М.: Ин-т гос. и права, 1999.
- 197 с.
20. Нарутто, С. В. Федерализм и единство государственно-правовой системы: монография / С. В. Нарутто.
- Хабаровск: Хабар. гос. акад. экономики и права, 2001. - 339 с.
21. Першин, А. А. Теория государственных границ / А. А. Першин, А. Д. Шерстнев, В. В. Ярлыченко. - М.: Граница, 2001. - 222 с.
22. Разделит ли Россия участь СССР?: (кризис меж-нац. отношений и федерал. нац. политика) / [Э. А. Багримов и др.; Междунар. фонд рос. - эллин. духов. единства и др.]. - М.: Бук, 1993. - 270 с.
23. Ромашов, П. А. Административно-территориальная единица с особым статусом: основы конституционно-правового статуса / П. А. Ромашов. -Пермь, 2008. - 66 с.
24. Российская Федерация и ее субъекты: проблемы укрепления государственности / Н. В. Варламова [и др.]; отв. ред. С. В. Поленина; Рос. акад. наук, Ин-т гос. и права. - Саранск: Мордов. ун-т, 2003. - 144 с. -(Конфликт закона и общества).
25. Россия федеративная. Проблемы и перспективы / В. Н. Иванов [и др.]; Рос. акад. наук. Ин-т соц.-полит. исслед. - М.: РИЦ ИСПИРАН, 2002. - 445 с.
26. Сравнительное конституционное право / [В. Е. Чиркин и др.; Рос. акад. наук, Ин-т гос. и права]. - М.: Изд. фирма «Манускрипт», 1996. - 728 с.
27. Федерализм: теория, институты, отношения: (сравн.-правовое исслед.): монография / А. С. Автомонов [и др.]; отв. ред. Б. Н. Топорнин. - М.: Юристъ, 2001. - 374 с.
28. Хабриева, Т. Я. Национально-культурная автономия в Российской Федерации / Т. Я. Хабриева; Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве РФ. - М.: Юстицинформ, 2003. - 256 с.
29. Царахов, К. Б. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации / К. Б. Царахов. -Владикавказ: Изд-во Гор. гос. ун-та, 2001. - 132 с.
30. Черепанов, В. А. Теория российского федерализма: [учеб. пособие] / В. А. Черепанов; Сев.-Кавказ. акад. гос. службы, Ставроп. фил. - М.: МЗ-Пресс, 2005.
- 319 с.
31. Чиркин, В. Е. Конституционное право зарубежных стран / В. Е. Чиркин. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1997. - 606 с.
32. Чистяков, О. И. Национально-государственное строительство в РСФСР в годы Гражданской войны
(1918-1920) / О. И. Чистяков. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1964. - 92 с.
Отзыв
на статью Ромашова Павла Андреевича на тему «Конституционно-правовая природа административно-территориальных единиц с особым статусом в составе вновь образованных субъектов Российской Федерации»
Объединение субъектов Российской Федерации, в результате которого образуются новые субъекты Федерации и возникают административно-территориальные единицы с особым статусом - новое малоизученное явление в государственном строительстве России, которое нуждается в конституционно-правовом осмыслении. Именно поэтому проведенное автором исследование нужно признать как весьма актуальное.
В этой связи, как верно, отмечено автором статьи в научной литературе высказываются различные подходы к урегулированию особого статуса исследуемых административно-территориальных единиц. Их вариативность во многом предопределена отсутствием нормативно-правовой базы для решения данной задачи, причем как на федеральном уровне, так и на уровне новых субъектов Федерации.
В статье изложен авторский подход к выявлению конституционно-правовой природы административно-территориальных единиц с особым статусом, появившихся на политической карте Российской Федерации, в результате изменения её состава, образования новых субъектов РФ и принятия соответствующих федеральных конституционных законов. Данные вопросы, бесспорно, находятся в ведении Федерации, что позволило автору прийти к правильному и обоснованному выводу о том, что особый статус рассматриваемых административно-территориальных единиц по существу является федеральным конституционно-правовым. Вместе с этим, автор, умело используя ряд научных методов, показывает, что данный вывод не является единственно верным, поскольку наряду с федеральным конституционно-правовым содержанием надлежит урегулировать особенности правового статуса административно-территориальных единиц на региональном уровне. При этом автор справедливо подчеркивает, что в формировании особого статуса должны также принимать участие и народы, проживающие на территориях с особым статусом.
В заключении статьи автор делает вывод, что первенство в решении задач конкретизации особого статуса указанных административно-территориальных единиц должно принадлежать прежде всего федеральному законодателю.
Таким образом, представленная статья полностью отвечает всем требованиям, предъявляемым к подобного рода научным трудам.
Научный консультант, доктор юридических наук, профессор Кочев Владимир Александрович