Научная статья на тему 'COMPLEX WAY CONSOLIDATION: WAY TO RECONCILIATION'

COMPLEX WAY CONSOLIDATION: WAY TO RECONCILIATION Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
11
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / НАЦИЯ / СУБЪЕКТ / СЕПАРАТИЗМ / ШОВИНИЗМ / ФЕДЕРАЛИЗМ / CONFLICT / NATION / SUBJECT / SEPARATISM / CHAUVINISM AND FEDERALISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ataeva F.A.

Analysis of interethnic relations in the North Caucasus showed that the course and decisions of ethnic conflicts caused a large imprint imposed diverse activities of social movements and political parties that emerged in the late 80's and early 90-ies. There is no need to prove what a significant role in society political, national-cultural organizations and political parties played. Unfortunately, in many republics of the North Caucasus separate parties, political movements, various forces of democracy, pluralism, megaparty-ness, national interests, the right of Nations to self-determination, national reconciliation, specific was not truly understood. This was one of the main reasons which caused difficult, painful, and contradictory ethnic, social and political processes in the region. Political, economic, federal and other reforms in the Russian Federation, in its individual actors can be a success when they provide qi-militancy the transition to a pluralistic system in which constantly present different views and opinions.. Of course, like any normal society, such a democratic, pluralistic system necessarily imply strict adherence to the Constitution, all laws, public and state discipline. Parties and socio-political movements must contribute their own ideas to the creation of a comprehensive theory of ethnic relations, federalism in the Russian state. It was the only perspective way of development of national relations in the North Caucasus, active involvement of political parties and movements in the formation of new national policy and real federalism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

СЛОЖНЫЙ ПУТЬ КОНСОЛИДАЦИИ: ПУТЬ К ПРИМИРЕНИЮ

Анализ межнациональных отношений на Северном Кавказе показал, что на ход и разрешение межнациональных конфликтов большой отпечаток наложила разносторонняя деятельность общественных движений и политических партий, возникших в конце 80-х начале 90-х годов. Нет необходимости доказывать значительную роль в жизни общества, которую сыграли общественно-политические, национально-культурные организации и политические партии. К сожалению, во многих республиках Северного Кавказа отдельные партии, общественно-политические движения и другие различные силы демократию, плюрализм, многопартийность, национальные интересы, право нации на самоопределение, национальное согласие поняли по-своему, специфически и не совсем верно. Это стало одной из главных причин происходящих сложных, болезненных, противоречивых межэтнических, общественно-политических процессов в регионе. Политические, экономические, федеративные и другие реформы в Российской Федерации, в отдельных её субъектах могли достигнуть своей цели тогда, когда они обеспечат цивилизованный переход к плюралистической системе, в которой постоянно присутствовали различные мнения, и мнения эти порой сталкивались. Конечно, как всякое нормальное управление, такая демократическая, плюралистическая система обязательно предполагала строгое соблюдение Конституции государства, всех законов, общественную и государственную дисциплину. Партии и общественно-политические движения должны были внести свою лепту в созда-ние комплексной теории национальных отношений, федерализма в Российском государстве, выработку конкретных рекомендаций по совершенствованию межнациональных процессов, налаживание добрососедства на основе комплексного подхода с учетом интересов всех больших и малочисленных народов. Это был единственный перспективный путь развития национальных отношений на Северном Кавказе, активного включения партий и движений в формирование качественно новой национальной политики и подлинного федерализма.

Текст научной работы на тему «COMPLEX WAY CONSOLIDATION: WAY TO RECONCILIATION»

УДК 930.85:39(470.631)

Атаева Ф. А. Ataeva F. A.

СЛОЖНЫЙ ПУТЬ КОНСОЛИДАЦИИ: ПУТЬ К ПРИМИРЕНИЮ COMPLEX WAY CONSOLIDATION: WAY TO RECONCILIATION

Анализ межнациональных отношений на Северном Кавказе показал, что на ход и разрешение межнациональных конфликтов большой отпечаток наложила разносторонняя деятельность общественных движений и политических партий, возникших в конце 80-х начале 90-х годов. Нет необходимости доказывать значительную роль в жизни общества, которую сыграли общественно-политические, национально-культурные организации и политические партии.

К сожалению, во многих республиках Северного Кавказа отдельные партии, общественно-политические движения и другие различные силы демократию, плюрализм, многопартийность, национальные интересы, право нации на самоопределение, национальное согласие поняли по-своему, специфически и не совсем верно. Это стало одной из главных причин происходящих сложных, болезненных, противоречивых межэтнических, общественно-политических процессов в регионе.

Политические, экономические, федеративные и другие реформы в Российской Федерации, в отдельных её субъектах могли достигнуть своей цели тогда, когда они обеспечат цивилизованный переход к плюралистической системе, в которой постоянно присутствовали различные мнения, и мнения эти порой сталкивались. Конечно, как всякое нормальное управление, такая демократическая, плюралистическая система обязательно предполагала строгое соблюдение Конституции государства, всех законов, общественную и государственную дисциплину.

Партии и общественно-политические движения должны были внести свою лепту в создание комплексной теории национальных отношений, федерализма в Российском государстве, выработку конкретных рекомендаций по совершенствованию межнациональных процессов, налаживание добрососедства на основе комплексного подхода с учетом интересов всех больших и малочисленных народов. Это был единственный перспективный путь развития национальных отношений на Северном Кавказе, активного включения партий и движений в формирование качественно новой национальной политики и подлинного федерализма.

Analysis of interethnic relations in the North Caucasus showed that the course and decisions of ethnic conflicts caused a large imprint imposed diverse activities of social movements and political parties that emerged in the late 80's and early 90-ies. There is no need to prove what a significant role in society political, national-cultural organizations and political parties played.

Unfortunately, in many republics of the North Caucasus separate parties, political movements, various forces of democracy, pluralism, megaparty-ness, national interests, the right of Nations to self-determination, national reconciliation, specific was not truly understood . This was one of the main reasons which caused difficult, painful, and contradictory ethnic, social and political processes in the region.

Political, economic, federal and other reforms in the Russian Federation, in its individual actors can be a success when they provide qi-militancy the transition to a pluralistic system in which constantly present different views and opinions.. Of course, like any normal society, such a democratic, pluralistic system necessarily imply strict adherence to the Constitution, all laws, public and state discipline.

Parties and socio-political movements must contribute their own ideas to the creation of a comprehensive theory of ethnic relations, federalism in the Russian state. It was the only perspective way of development of national relations in the North Caucasus, active involvement of political parties and movements in the formation of new national policy and real federalism.

Ключевые слова: конфликт, нация, субъект, сепаратизм, шовинизм, федерализм.

Атаева Фируза Амурхановна -

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик Тел.: 8 928 083 35 69

Key words: conflict, nation, subject, separatism, chauvinism and federalism.

Ataeva Firuza Amurkhanovna -

Candidate of History, Associate Professor of Department of History and Philosophy, FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik Tel.: 8 928 083 35 69

В силу различных объективных и субъективных обстоятельств, но главным образом, по вине руководства КПСС и СССР на Северном Кавказе были созданы чрезвычайно сложные проблемы в сфере межнациональных отношений. Они связаны, в первую очередь, с насильственным выселением чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев, других народов, упразднением их национальной государственности, а затем восстановлением попранных прав «народов-предателей». Уже в конце 80-х начале 90-х годов заметно обострились межнациональные отношения на Кавказе, где многие народы предъявляли друг другу серьезные претензии, в том числе и территориальные. Всесторонний анализ этой проблемы позволял сделать вывод о том, что в регионе есть определенные силы, исповедующие силовые методы в решении спорных вопросов. Они же, как правило, прямо или косвенно пытались обвинить соседние народы, навешивая им всевозможные ярлыки. Отдельные журналисты, публицисты, ученые, политики, руководители и активисты партий и общественно-политичес-ких движений накаляли порой межнациональные страсти, требуя перекройки сложившихся между республиками границ, возвращения городов и населенных пунктов из одного субъекта Российской Федерации в другой. Это создавало на Северном Кавказе взрывоопасную обстановку, которая чревата вполне предсказуемыми последствиями. Народы этого уникального региона с начала 90-х годов испытывали немало трудностей, в основном, по вине недальновидных политиков и государственных деятелей. В Чеченской Республике - Ичкерия продолжалась необъявленная война федеративного центра против сепаратистов, которая унесла десятки тысяч человеческих жизней.

Еще одна была трудноразрешимая межнациональная проблема на Северном Кавказе, которую создавал федеральный центр - осетино-ингушское противостояние. Эту недельную вооруженную схватку между двумя субъектами Российской Федерации можно было бы квалифицировать как межнациональную войну. Погибшие в ней исчислялись десятками и сотнями.

Анализ очагов межнациональной напряженности на Северном Кавказе привел к следующим выводам: деятельность государственных органов, политических партий и общественных движений по предотвращению и разрешению межнациональных конфликтов, противостояния народов была более результативной там, где власти имели научно обоснованные представления о первопричинах, сущности конфликтов и напряженности. Без знания этих проблем нормализовать обстановку становилось крайне сложно и проблематично. В республиках Северного Кавказа имелись реальные возможности прогнозирования межнациональных конфликтов с целью их предотвращения. Однако они полностью не использовались.

Политические, экономические, федеративные и другие реформы в российской Федерации, в отдельных ее субъектах достигли своей цели тогда, когда они обеспечивали цивилизованный переход к плюралистической системе, в которой постоянно присутствовали различные мнения, и мнения эти порой сталкивались. Конечно, как всякое нормальное управление, такая демократическая, плюралистическая система обязательно предполагала строгое соблюдение Конституции государства, всех законов, общественную и государственную дисциплину.

Проведенные научные исследования дают нам право высказать свои соображения по вопросу разрешения межнациональных кон-

фликтов на Северном Кавказе. Среди них наиболее важными были:

- своевременные объективные и точные оценки конфликтного потенциала и концентрация имеющихся сил на предотвращение межнационального столкновения;

- принятие действенных мер по решению наболевших вопросов, более активное включение в разъяснительную работу всех прогрессивных партий, общественно-политических движений, национально-культурных обществ, религиозных и иных авторитетов;

- целенаправленная, взвешенная разъяснительная работа среди конфликтующих народов;

- убедительное разоблачение всеми имеющимися методами (средствами массовой информации, выступлениями на митингах и т.д.) национализма, шовинизма, национал-экстремизма и сепаратизма.

Все республики Северного Кавказа многонациональны. Представители нетитульных наций должны быть более полно представлены в органах власти. Учет национального фактора в работе с кадрами непременно поможет избежать новых конфликтов.

Специфика и особенности национального состава северокавказского региона требовали, чтобы органы власти республик и Российской Федерации уделяли особое внимание взаимоотношениям с теми государствами, в которых проживают влиятельные диаспоры из Кавказа (Турция, Сирия, Иордания и т.д.).

Следовало обратить внимание на необходимость лучшей подготовки историков, журналистов, юристов, политологов, социологов и конфликтологов в Российской Федерации и, в частности, в северокавказском регионе.

Всесторонний и многолетний анализ межнациональных отношений убеждает, что на возникновение и ход конфликтов, а также ликвидацию их последствий оказывали влияние партии, общественно-политические движения, национально-культурные общества. У них имелись хорошие возможности для созидательной деятельности, поддержания мира и спокойствия в регионе. На них лежала большая политическая и моральная ответственность за состояние межнациональных отношений, формирование культуры межнационального общения и гражданского согласия.

Лидеры и активисты отдельных партий и движений Северного Кавказа выдвигали на

первое место требование о приоритете коренных народов во всех вопросах государственной, политической, хозяйственной, культурной жизни республик. Особенно преуспевали в этом отношении партии и движения исламского фундаментализма, пользующиеся зарубежной помощью. Они представляли противовес официальным органам власти, а также другим партиям и движениям, которые стояли на позициях интернационализма и гражданского согласия.

Одной из главных задач в деле нормализации межнациональных отношений являлась выработка прогрессивными партиями, общественно-политическими движениями общих, приемлемых подходов для компромиссов, соглашений, совместных действий в интересах не одной партии, а всех наций, проживающих в республике и регионе. Партии и движения, озабоченные межнациональным благополучием, могли бы предложить другим политическим силам следующую основу для объединенных конструктивных действий:

- уважение Конституции Российской Федерации;

- уважение Конституций республик Северного Кавказа, если они не противоречат Конституции федеративного государства;

- уважение прав, свобод и достоинств человека, независимо от национальности, вероисповедания и социальной принадлежности;

- уважение культурных и национальных традиций всех народов;

- невмешательство во внутренние дела республик, мирного урегулирования споров, не применение силы и мести как перспективной задачи и средства достижения цели;

- взаимодействие в целях сохранения единства и территориальной целостности республик и Российской Федерации, укрепления гражданского мира и согласия в северокавказском регионе;

- соблюдение общепринятой культуры во взаимоотношениях и полемике по спорным вопросам в средствах массовой информации.

Следовало обратить внимание на необходимость убедительных и аргументированных разоблачений в средствах массовой информации несостоятельности, опасности и пагубности для всех народов республик и региона конкретных «взглядов», «идей», «программ» партий и движений, фактически являющихся причиной межнациональных конфликтов, но-

сителями антиконституционных сил. Следовало бы рядовых членов этих партий и движений постепенно привлекать на позиции интернационализма и прогрессивных сил, как это делали успешно в 1917-1920 годы в России, в том числе и на Северном Кавказе.

Нужен был продуманный до мелочей диалог политических партий и движений для достижения общественно-политической, межна-

циональной стабильности, успешной борьбы против шовинизма и национал-экстремизма.

Назрела необходимость создания профессиональных, эффективных социологических служб при правительстве республик, научно обоснованной системы изучения общественного мнения, прогнозирования межнациональных конфликтов, причин напряженности в обществе.

Литература

1. Бугай Н. Ф. К вопросу о депортации народов СССР в 30-х-40-х гг. М., 1989.

2. Дзидзоев В.Д. Национальная политика: уроки опыта. Владикавказ, 1994. С. 160.

3. Дзуцев Х.В., Локосов В.В. Социологический подход к изучению состояния межнациональных отношений в условиях перестройки. М., 1989.

4. Кадилаев А.М. В поисках национального согласия. Махачкала, 1992.

5. Коркмазов А.Ю. Этнополитические процессы на Северном Кавказе. Ставрополь, 1994.

References

1. Bugay N.F. K voprosu o deportatsii naro-dov SSSR v 30-kh-40-kh gg. M., 1989.

2. Dzidzoev V.D. Natsionalnajа politika: uro-ki opyta. Vladikavkaz, 1994. S.160.

3. Dzutsev Kh.V., Lokosov V.V. Sotsiologi-cheskiy podkhod k izucheniyu sostoyаniyа mezhnatsionalnykh otnosheniy v usloviy8kh pe-restroyki. M., 1989.

5. Kadilaev A.M. V poiskakh natsionalnogo soglasiyа. Mahachkala, 1992.

6. Korkmazov A.Yu. Etnopoliticheskie prot-sessy na Severnom Kavkaze. Stavropol, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.