А.К. Белов
СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ НОРМ О ПОСТАВКАХ ТОВАРОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ НУЖД
Статья посвящена исследованию норм Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, регулирующих отношения поставок товаров для обеспечения публичных нужд.
Ключевые слова: поставка товаров, контрактная система в сфере закупок, размещение заказов, законодательство о контрактной системе и о размещении заказов.
A.K. Belov
COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS OF THE REGULATIONS ON THE SUPPLY OF GOODS FOR PUBLIC NEEDS
The article is devoted to the study of the norms of the Civil code, the Federal law of 05.04.2013 № 44, regulating relations in the supply of goods to ensure public needs.
Keywords: delivery of the goods, the contract system in procurement, placement of orders, the law of contract system and on placing orders.
В условиях правового демократического государства многовариантность и свобода экономического поведения участников гражданского оборота предопределили в гражданском законодательстве РФ многообразие опосредующих
этот оборот правовых норм, в числе которых нормы, регулирующие отношения ш
по поставкам товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и
формально определенные §4 г. 30 ГК РФ1. а
На сегодняшний день поставки товаров для обеспечения государственных и о
муниципальных нужд являются одним из ключевых факторов, оказывающих к
влияние на экономический базис общества, его стабильность в целом и экономи- о
с
ческий рост промышленного производства, и направлены на достижение целей и а
реализацию мероприятий, предусмотренных государственными программами, в
е
муниципальными программами, исполнение международных обязательств, вы- о
полнение функций и полномочий государственных и муниципальных органов р
власти, органов управления государственными внебюджетными фондами, а |
также органов управления территориальными внебюджетными фондами. к
Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в а
сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и му- |
ниципальных нужд»2 (далее — ФЗ № 44) призван стать залогом повышения и
эффективности, результативности закупок товаров, работ, услуг, обеспечить №
3
гласность и прозрачность осуществления закупок, предотвратить коррупцию и 0
другие злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг. ~
На прошедшем 2 октября 2011 г. совещании «О совершенствовании законода- 5 тельства в сфере закупок» В.В. Путин заявил: «Федеральная контрактная система станет эффективным инструментом инвестиционной политики, проводимой Российской Федерацией... Новая контрактная система нормативно регламенти-
© Белов Александр Константинович, 2015
Аспирант кафедры гражданского и семейного права (Саратовская государственная юридическая академия); е-1гшП: [email protected].
рует все этапы прохождения закупок, объединит их в единый процесс, сделает прозрачнее и понятнее, а также доступнее для контроля со стороны общества»3.
Основаниями поставки товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд являются в соответствии с нормами, закрепленными ст.525 ГК РФ, государственный или муниципальный контракт на поставку товаров, а также заключаемый в соответствии с ним договор поставки товаров. Для уяснения сущности изложенной правовой нормы необходимо раскрыть составляющие ее содержание понятия, ключевыми из которых являются понятия государственных нужд и муниципальных нужд. Следует отметить, что при их текстуальном применении в ГК РФ, ФЗ № 44, а также с учетом положений п. 2 ст. 525 ГК РФ, ч. 3 ст. 1 ФЗ № 44-ФЗ, использовании в иных законах4, отдельных федеральных законах5 их содержание не раскрывается, в отличие от утратившего с 1 января 2014 г. силу Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполненных работ, оказанием услуг для государственных и муниципальных нужд.»6.
Изложенный правовой пробел, находящий отражение в отсутствие норм-дефиниций в законодательстве РФ и иных нормативных правовых актах о контрактной системе в сфере закупок, определяющих понятия «государственные нужды», «муниципальные нужды», является далеко не единственным.
Обратимся к ст. 527 ГК РФ, устанавливающей основания заключения государственного или муниципального контракта. Буквальное толкование нормы, закрепленной п. 1 ст. 527 ГК РФ, в соответствии с которой государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров, а размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении ? заказов, отсылает нас к законодательству о размещении заказов на поставки 3 товаров, выполнение работ, оказание услуг, состоящему в соответствии со ст. 2 ! «Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты I Российской Федерации о размещении заказов» утратившего силу ФЗ № 94 из
1 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ и иных федеральных законов,
го
| регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. | Также в рамках анализируемого п. 1 ст. 527 ГК РФ следует помнить, что
| основанием заключения государственного или муниципального контракта слу-
2 жит размещенный заказ на поставку товаров. При этом нормы, раскрывающие ° содержание правовой категории - «размещение заказов на поставки товаров», ж являющееся основанием заключения государственного или муниципального | контракта в соответствии с п. 1 ст. 527 ГК РФ, не установленные законодатель-е ством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в 1 сфере закупок, порождают правовую коллизию, обусловленную нормами ч. 1 § ст. 1, п. 2 ст. 3 ФЗ № 44.
го
В силу ч. 1 ст. 1 ФЗ № 44 регулирует следующие сферы общественных от-1 ношений:
| 1) планирование закупок;
2) определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) заключение гражданско-правового договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (включая приобретение недвижимого имущества, аренду имущества), от имени соответствующего публично-правового образования, а также иными юридическими лицами (в т.ч. бюджетным учреждением) в
124 соответствии с ч. 1, 4 и 5 ст. 15 ФЗ № 44;
4) особенности исполнения контрактов;
5) мониторинг закупок;
6) аудит в сфере закупок;
7) контроль за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
В комплексе указанные сферы общественных отношений направлены на обеспечение публичных нужд в целях повышения эффективности, результативности, прозрачности и гласности осуществления закупок, предотвращения злоупотреблений и коррупции.
Согласно п. 2 ст. 3 ФЗ № 44 определение поставщика — совокупность осуществляемых заказчиками в порядке, установленном ФЗ № 44 действий, начинающихся с размещения извещения об осуществлении закупки или в установленных ФЗ №44 случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика и завершающихся заключением контракта.
В то же время ст. 5 утратившего силу ФЗ № 94 дана следующая легальная дефиниция понятия «размещение заказов»: это действия заказчиков, уполномоченных органов по определению контрагентов (поставщиков, подрядчиков, исполнителей), осуществляемых в порядке, предусмотренном ФЗ № 94, в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров (для заказчиков — бюджетных учреждений), а в случае, предусмотренном п. 14 ч. 2 ст. 55 ФЗ № 94, в целях заключения с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
го
Таким образом, на современном этапе правового регулирования можно выде- т лить следующие основания заключения государственного или муниципального С контракта на поставку товаров для обеспечения публичных нужд: |
результаты определения поставщика конкурентными способами в соответ- к ствии с ч. 1 ст. 24 ФЗ № 44; Г
о
решение заказчика о закупке товаров для обеспечения государственных или Д
а
муниципальных нужд у единственного поставщика в случаях, установленных в ст. 93 ФЗ № 44-ФЗ. о
Особый интерес представляют также текстуально упоминаемые п. 4 ст. 527 гл. 30 ГК РФ способы размещения заказа - «торги». Аналогичное упоминание д
и
категории «торги» можно также найти в п. 4 ст. 528 ГК РФ. о
к
При этом действующий ФЗ № 44 все способы определения поставщиков при а осуществлении закупок подразделяет на две группы - это конкурентные способы | определения поставщиков и закупка у единственного поставщика. Необходимо | еще раз подчеркнуть, что торги по своей сущности не являются тождественными № конкурентным способам определения поставщиков. 1
о
Наиболее наглядно система способов определения поставщиков при осущест- ~ влении закупок раскрыта в «Методических разъяснениях по осуществлению 5 закупок», подготовленных Министерством экономического развития РФ (Разъяснения Минэкономразвития России от 22 октября 2013 г.) во исполнение поручения Правительства РФ от 17 сентября 2013 г. № ИШ-П13-91пр (п. 4)7.
Изложенные правовые пробелы, нормативные противоречия, юридические коллизии, выявленные в рамках сравнительно-правового анализа норм действующей редакции ГК РФ, регулирующих отношения по поставкам товаров для 125
обеспечения публичных нужд и требований, установленных ФЗ № 44, являются далеко не единственными, но одними из наиболее фундаментальных.
Причины возникновения описанных правовых пробелов, коллизий детерминированы динамикой развития общественных отношений в сфере закупок товаров для обеспечения соответствующих нужд, несвоевременностью внесения изменений в отдельные источники правового регулирования, исключением потребностей нового юридического оформления источников правового регулирования, носящих общий по отношению к ФЗ № 44 характер.
Указанные объективные причины правовых пробелов, юридических коллизий, безусловно, дополняются субъективными причинами, в числе которых и ошибки в юридической технике, неточность формулирования правовых предписаний и особенности правотворческого процесса, а также использование многозначных терминов и конструкций.
Выявленные недостатки действующей редакции ГК РФ в части регулирования отношений по поставкам товаров для обеспечения публичных нужд и требований, установленных ФЗ № 44, мешают нормальной, слаженной работе правовой системы, сказываются на состоянии законности и правопорядка, эффективности правового регулирования. Они затрудняют пользование законодательством, создают неудобства в правоприменительной практике, культивируют правовой нигилизм.
Очевидно, изложенное требует комплексного правового подхода по изменению сложившейся юридической практики в исследуемой области общественных отношений.
1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 5, ст. 410.
2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 14, ст. 1652.
3 URL: www.pravo.ru (дата обращения: 19.05.2014).
4 В соответствии с п. 2 ст. 525 ГК РФ см.: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» // Российская газета. 2012. 30 дек.; Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» (в ред. от 28 декабря 2013 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 1, ст. 2; Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 33, ст. 3539; Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 31, ст. 3302.
5 В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ см.: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»; Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»; Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд».
6 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 30, ч. 1, ст. 3105; Российская газета. 2005. 28 июля.
7 См.: Разъяснения Минэкономразвития России от 22 октября 2013 г. «Методические разъяснения по осуществлению закупок с применением различных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. URL: www.zakupki.gov. ru (дата обращения 19.05.2014).
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
С.А. Белоусов
СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ДИСБАЛАНС» И «ДЕФЕКТ» В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В статье рассматривается вопрос о необходимости четкого разграничения понятий «законодательный дисбаланс», «дефект законодательства», «дефект системы права», «дефект нормативного правового акта». Анализируется опыт использования категории «дисбаланс» в ряде гуманитарных наук; обосновывается перспективность разработки проблемы разба-лансированности российского законодательства в общей теории права. Определяется ряд параметров, позволяющих не только отграничивать понятия «дефект» и «дисбаланс» в отношении системы законодательства, но и устанавливать основные моменты диалектической связи отражаемых в данных теоретических конструкциях явлений.
Ключевые слова: система законодательства, законодательный дисбаланс, дефект системы права, дефект нормативного правового акта.
S.A. Belousov
THE RELATIONSHIP BETWEEN THE CONCEPTS OF «IMBALANCE» AND «DEFECT» IN THE STUDY OF THE SYSTEM OF RUSSIAN LEGISLATION
The article is devoted to consideration of the need for a clear distinction was drawn between "legislative imbalance, defect law," "the defect law", "the defect of a normative legal act". Given the analysis of the experience of using the category of "imbalance" in the number of humanitarian Sciences, substantiates the potential of the design problems of imbalance of the Russian legislation in the General theory of law. Identifies a number of options that allow you not only to delimit the concept of "defect" and "imbalance" in the system of legislation, but also revealing the main points reflected in dialectical relation of these theoretical constructions of the phenomena.
Keywords: system of legislation, legislative imbalance, defect is a defect of a normative legal act.
В общей теории права для дальнейшего более углубленного изучения состояний и процессов устойчивого и неустойчивого, симметричного и асимметричного, пропорционального и непропорционального, дефектного и нормального, равного и неравного в нормативно-правовой материи наиболее оптимальным представляется внедрение в познавательный процесс категорий «законодательный дисбаланс» и «законодательный баланс». Синтезирующий аспект в формировании понятия «законодательный дисбаланс» особо выделяет И.Н. Сенякин1. В настоящий момент для развития учения о законодательстве данная категориальная
© Белоусов Сергей Александрович, 2015
Кандидат юридических наук, доцент, проректор по научной работе (Саратовская государственная юридическая академия); [email protected]