Научная статья на тему 'Понятие и правовая природа государственного контракта'

Понятие и правовая природа государственного контракта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1240
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРАКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / CONTRACTUAL RELATIONSHIP / ЗАКУПКИ / PROCUREMENT / ПРАВОВАЯ ПРИРОДА / LEGAL NATURE / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ / STATE CONTRACT / РАЗМЕЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА / PLACEMENT OF STATE ORDERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мухина Марина Владимировна

В настоящей статье рассматривается государственный контракт как сложное юридическое понятие. Полученные в результате проведенного исследования выводы, основанные на анализе нормативно-правовых актов и судебной практики, позволят выявить внутренние закономерности и проблематику контрактных отношений, складывающихся в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Concept and the Legal Nature of the State Contract

In this article examines the state contract as a complex legal concept. The resulting conclusions of the study will identify the internal laws and issues of contractual relations in Russia. The conclusions of the article are based on analysis of normative-law acts and judicial practice.

Текст научной работы на тему «Понятие и правовая природа государственного контракта»

участников — государств по отношению друг к другу, и наконец, разумный баланс интересов частных и публичных.

1 См.: Дигесты Юстиниана // Избранные фрагменты в переводе и с замечаниями И.С. Перетерского. М., 1956. С. 369-370.

2 Платон. Государство. Законы. Политик / пер. А.Н. Егунова. М., 1998. С. 508-509.

3 Там же. С. 101.

4 Аристотель. Соч.: в 4 т. Т. 4 / пер. с древнегр.; общ. ред. А.И. Доватура. М., 1984. С. 380.

5 Там же. С. 383.

6 См.: Аксенова О.В. Римско-правовая категория iustitia: историко-лингвистическое осмысление // История государства и права. 2010. № 21. С. 9-13.

7 Аристотель. Указ. соч. С. 380-381.

8 Мор Т. Утопия. Эпиграммы. История Ричарда Третьего. М., 1998. С. 72.

9 Там же. С. 62-101.

10 Гоббс У. Левиафан. URL:http://www.philosophi.ru (дата обращения: 10.04.2012).

11 См.: Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты. М., 1998.

12 См.: Монтескье Ш.-Л. О духе законов. М., 1999.

13 См.: Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Российская газета. 1998. 10 дек.

14 См.: Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин: принят в г. Нью-Йорке 6 октября 1999 г. Резолюцией 54/4 на 28-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Бюллетень международных договоров. 2005. № 4. С. 3-8.

15 См.: Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации: заключена 21 декабря 1965 г. // Ведомости ВС СССР. 1969. № 25, ст. 219.

16 См.: Конвенция о защите прав человека и основных свобод: заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 2, ст. 163.

17 См.: Хасселбалк О. Законотворческие традиции Дании в контексте европейского права // Международное публичное и частное право. 2010. № 6. С. 39-45.

18 См.: Официальный сайт ВОО «Молодая Гвардия Единой России». URL: www.mger2020.ru (дата обращения: 31.05.2012).

19 См.: Список решений Европейского суда по правам человека. URL: www.europeancourt.ru (дата обращения: 31.05.2012).

20 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 22, ст. 2331; 2012. № 26, ст. 3443; № 43, ст. 5933.

21 Подробный анализ решения Европейского суда по правам человека см.: Зайков Д.Е. Отпуск по уходу за ребенком для военнослужащих мужского пола: быть или не быть? // Право в Вооруженных Силах. 2011. № 5. С. 7-12.

22 Эбзеев Б.С. Конституция. Демократия. Права человека. М.; Черкесск, 1992. С. 127-128.

23 См.: Указ Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы» (вместе с «Положением о порядке прохождения военной службы») (в ред. от 13 ноября 2012 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 38, ст. 4534; 2012. № 47, ст. 6457.

24 См.: Модельный закон о государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин: принят в г. Санкт-Петербурге 18 ноября 2005 г. Постановлением 26-11 на 26-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. 2006. № 37. С. 328-341.

25 URL: proekt - zakona.ru (дата обращения: 30.05 2012).

26 Осипян Б.А. О неправомерности принципа социального равенства // Российский юридический журнал. 2011. № 2. С. 29-38.

М.В. Мухина

ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА

В настоящей статье рассматривается государственный контракт как сложное юридическое понятие. Полученные в результате проведенного исследования выводы, основанные на анализе нормативно-правовых актов и судебной практики, позволяют выявить внутренние закономерности и проблематику контрактных отношений, складывающихся в России.

Ключевые слова: контрактные отношения, закупки, правовая природа, государственный контракт, размещение государственного заказа.

© Мухина Марина Владимировна, 2012

Аспирант кафедры гражданского и международного частного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]

M.V. Mukhina

THE CONCEPT AND THE LEGAL NATURE OF THE STATE CONTRACT

In this article examines the state contract as a complex legal concept. The resulting conclusions of the study will identify the internal laws and issues of contractual relations in Russia. The conclusions of the article are based on analysis of normative-law acts and judicial practice.

Keywords: contractual relationship, procurement, the legal nature, the state contract, placement of state orders.

Государственные (муниципальные) заказчики в пределах своих полномочий самостоятельно решают проблемы обеспечения Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований и собственных нужд необходимыми товарами, работами, услугами. Ключевым инструментом в этом процессе выступает заключение государственного контракта (здесь и далее под государственным контрактом будет пониматься в т. ч. и муниципальный контракт). Именно государственный контракт и особый порядок его заключения в полной мере раскрывают сущность такого правового явления, как контрактные правоотношения.

Вследствие того, что государственные (муниципальные) закупки носят сложный многоэтапный характер, сосредоточенный на заключении и исполнении государственного контракта, на практике возникают сложные правовые проблемы, связанные с определением правовой природы государственного контракта, его роли и места в системе гражданско-правовых договоров, правового статуса з заказчика и участника государственных (муниципальных) закупок. ? Для того чтобы понять сущность правовой природы государственного кон-

« тракта, необходимо рассмотреть данное понятие как «систему знаний, т. е. как % совокупность известных нам как основных, так и производных признаков, мыс-I лимых в понятии предметов, а также знания о том, в каких конкретно формах

1 существуют в действительности эти обобщаемые в понятии предметы»1. Таким | образом, следует провести достаточно сложную, кропотливую аналитическую § работу по изучению существующих доктринальных научных трудов и значи-| тельного массива правоприменительной практики.

2 Государственный контракт — это сложное юридическое понятие. В отечествен° ной правовой литературе вопрос о его юридической природе носит дискуссионный « характер. Концептуальные особенности государственного контракта, его право-

0

| вая сущность рассматриваются учеными — правоведами с разных точек зрения.

1 Можно констатировать, что проведенные в этой области исследования обна-

1 руживают две принципиально разные позиции. Первая позиция связана с расо

° смотрением государственного контракта как особого типа гражданско-правового

го

¿5 договора, вторая — с рассмотрением государственного контракта как формы или I этапа размещения государственного (муниципального) заказа. I Обратимся к первой позиции. «Юридическая природа государственного

контракта далеко не очевидна. Учитывая же обширную сферу возможного применения государственных контрактов, находятся основания предположить, что государственный контракт как таковой является особым типом договора гражданского права»2.

Так, с точки зрения Л.И. Шевченко, государственный контракт — «это 106 гражданско-правовой договор, включающий в себя отдельные административно-

правовые (публичные) элементы»3. На административный характер государственного контракта также обращает внимание и В.В. Балакин, который считает, что «государственный контракт... обладает всеми признаками административного договора и одновременно имеет частноправовую окраску»4.

Л.В. Андреева описывает государственный контракт как особый тип договора предпринимательского права5.

Интересной представляется точка зрения Н.Н. Заботиной, которая определяет государственный контракт как «специальную правовую конструкцию, правовое средство, призванное обеспечить баланс интересов субъектов договорного обязательства, стороной которого выступает публично-правовое образование»6. При этом весьма спорной является ее позиция о «неэффективности использования в гражданских правоотношениях такого понятия, как государственный контракт, которое не несет особой смысловой, функциональной нагрузки, вызывает споры о публично-правовой природе указанного договора»7.

При рассмотрении данной позиции нельзя не согласиться с точкой зрения И.В. Елисеева, который отмечает, что «государственный контракт стоит в одном ряду с предварительными и публичными договорами, и предлагает регулировать его в части первой Гражданского кодекса РФ в качестве контракта на обеспечение государственных нужд»8. Развивая это положение, В.Е. Лукьяненко подчеркивает «наличие схожих признаков между публичными договорами, государственными и бюджетными контрактами»9. При этом нельзя согласиться с аргументацией В.Е. Лукьяненко в части схожести государственного контракта с публичным и предварительным договорами. Поскольку, согласно ст. 429 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) предварительный договор предполагает ш заключение основного договора в будущем, а государственный контракт сам, по н сути, является основным договором, то ничего общего государственный контракт С

а

с предварительным договором не имеет. Это же касается и публичного договора, т

о

к существенным условиям которого относится обязательное заключение договора к

о

на одних и тех же условиях с любым лицом, обратившимся к нему. о'

1-v о с

В правовой науке о государственном контракте как о гражданско-правовом |

1 п р

договоре пишут и другие авторы10. в

Bs

целом первая позиция, несмотря на имеющиеся в ней противоречия и не- н

о

ясности, определяет наиболее важные концептуальные особенности рассматри- Ю

ваемого правового феномена. |

Вторая позиция рассматривает государственный контракт как часть юри- с

к

дической процедуры закупки товаров, работ и услуг для государственных и а муниципальных нужд (размещения государственного заказа). |

К примеру, с точки зрения К.В. Кичик, государственный контракт — «это и институт, имеющий отношение к обеим стадиям реализации заказа, а значит, • можно говорить о том, что контракт (договор) — одна из правовых форм реа- 8 лизации заказа»11 (выделено нами. — М.М.). ^

В.Е. Белов также акцентирует внимание на том, что государственный кон- 2 тракт (договор), с одной стороны выступает как правовая форма размещения государственного заказа12, с другой как правовая форма реализации государственного заказа13.

Прав и Е.П. Губин, отмечавший, что «совокупность заключенных государственных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг представляет собой, с одной стороны, правовую форму опосредования отношений, 107

вытекающих из государственного заказа, а с другой — частноправовое средство, используемое государством при регулировании экономики»14.

О том, что «государственный контракт (договор) — одна из правовых форм реализации государственного заказа», пишут и другие авторы, например, А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий и Ю.М. Козлов15.

На наш взгляд, можно не согласиться с таким расширительным пониманием государственного контракта, как формы реализации государственного заказа, поскольку основной формой реализации государственного заказа является проведение юридических конкурентных процедур, именно благодаря которым становится возможным эффективное размещение государственного заказа. Государственный контракт же лишь опосредует заключительный этап размещения, когда, по сути, размещение уже состоялось и нужно только юридически закрепить порядок исполнения государственного заказа.

С учетом сказанного очевидно, что понимание государственного контракта как формы реализации государственного (муниципального) заказа не позволяет уяснить правовую суть рассматриваемого правового явления, а также выявить его существенные характеристики, поэтому, на наш взгляд, более оправданным, считается рассмотрение государственного контракта в качестве особого типа гражданско-правового договора.

Российское законодательство дает легальное определение понятия «государственный контракт». Пожалуй, первым нормативно-правовым актом, содержащим данное понятие, был ныне утративший силу Закон РФ от 28 мая 1992 г. № 2859-1 «О поставках продукции и товаров для государственных нужд»16. Пра-2 вовое же определение понятие «государственный контракт» впервые получило ? спустя 6 лет в Бюджетном кодексе РФ17, п. 1 ст. 72 которого предусмотрено, что 8 государственный или муниципальный контракт — это договор, заключенный | органом государственной власти или органом местного самоуправления, бюд-

1 жетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени | Российской Федерации или муниципального образования с физическими или

го

| юридическими лицами в целях обеспечения государственных или муниципаль-

| ных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета. | В настоящее время легальное понятие государственного контракта сформули-

2 ровано в Федеральном законе от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов ° на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных ж и муниципальных нужд»18 (далее — Закон № 94-ФЗ). Под государственным или | муниципальным контрактом согласно ч. 1 ст. 9 указанного Закона понимается I договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта ° РФ или муниципального образования в целях обеспечения государственных

0

° или муниципальных нужд.

(Го

¿5 ГК РФ определяет значение только государственного контракта на поставку

1 товаров. Так, согласно ст. 548 под государственным или муниципальным кон-| трактом на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд

понимается контракт, по которому поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо, по его указанию, иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

На наш взгляд, вышеприведенные определения, как легальные, так и доктри-108 нальные, не совсем точно определяют правовую суть государственного контракта,

поэтому необходимо путем систематизации и анализа основных положений в освещении сущности и конституирующих признаков государственного контракта, вывести собственное, наиболее полное и точное определение понятия «государственнфй контракт».

Поскольку ГК РФ признает договором «соглашение двух или несколько лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей», то государственный контракт есть не что иное, как соглашение двух или несколько лиц, обладающих особым правовым статусом, об установлении гражданских прав и исполнении обязанностей по контракту. При этом государственный контракт не может быть прямо отнесен ни к одному виду договора, прямо поименованному нормами ГК РФ.

Таким образом, государственный контракт в силу своей специфики занимает особое место в системе договоров и является в целом самостоятельным видом гражданско-правового договора, обладающего только ему присущими признаками, а именно:

1) присутствием специальных субъектов права — участников, выигравших закупочную процедуру и заказчиков, являющихся главными распорядителями и получателями бюджетных средств;

2) наличием особой природы складывающихся в процессе заключения и исполнения государственного контракта правоотношений.

Любой договор в системе гражданско-правовых договоров ГК РФ может обладать статусом государственного контракта. В этой особенности заключаемых договоров и проявляется специфика государственного контракта;

3) наличием особой цели заключения — удовлетворения государственных и муниципальных нужд;

4) наличием специальных условий заключения государственного контракта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так согласно Закону № 94-ФЗ государственный контракт заключается только по

результатам проведения торгов или иных способов закупки товаров, работ, услуг, а если контракт заключает по результатам проведения торгов, то стороны не вправе будут отказаться от его заключения. Более того, ст. 9 Закона № 94-ФЗ предусматривает необходимость включения в него определенных обязательных условий;

5) наличием специальных условий исполнения государственного контракта.

Согласно п. 5 ст. 9 Закона № 94-ФЗ при исполнении контракта изменение условий контракта по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается.

Таким же правовым статусом, как и государственные контракты, обладают гражданско-правовые договоры, заключенные для нужд бюджетных учреждений, а также гражданско-правовые договоры, заключенные в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»19.

Подводя итоги и учитывая все вышесказанное, можно предложить следующее определение государственного контракта: государственный контракт — это самостоятельный вид гражданско-правового договора, заключаемый органом государственной власти или органом местного самоуправления, учреждением, уполномоченным органом или организацией по результатам проведения юридической процедуры с лицом, выигравшим такую процедуру.

1 Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика как часть теории познания и научной методологии (фундаментальный курс). М., 1994. Кн. 2. С. 57-58.

2 Гражданское право: учебник. Ч. 2 / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 1997. С. 71.

3 Шевченко Л.И. Проблемы формирования договорных отношений поставки в условиях становления в Российской Федерации рыночной экономики: дис. ... д-ра юрид. наук. Кемерово, 2001. С. 268.

4 Балакин В.В. Торги как институт гражданского права в условиях современной рыночной экономики: дис.. канд. юрид. наук. М., 2004. С. 152.

5 См.: Андреева Л.В. Закупки товаров для федеральных государственных нужд: правовое регулирование. М., 2009. С. 210.

6 Заботина Н.Н. Правовая природа правоотношений, возникающих в связи с заключением контрактов на поставку товаров для государственных нужд: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2006. С. 9.

7 Там же.

8 Гражданское право: учебник. Ч. 2 / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. С. 71.

9 Лукьяненко В.Е. Проблемы договоров в сельском хозяйстве России (теория и практика). Ульяновск, 2000. С. 163.

10 См.: Белов В.Е. Участие Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отношениях, связанных с государственными заказами: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 23; БогдадьевА.С. Проблемы расторжения государственного контракта // Право и экономика. 2009. № 11; Горбунова Л.В. Правовые проблемы оценки государственного контракта в качестве разновидности административного договора // Договор в российском гражданском праве: значение, содержание, классификация и толкование. Самара, 2002. С. 48; Гришаев С.П. Государство как участник гражданско-правовых отношений. Материал подготовлен для справ.-правовой системы «КонсультантПлюс», 2009 и др.

11 Кичик К.В. Государственный (муниципальный) заказ России. Правовые проблемы формирования, размещения и исполнения. М., 2012. С. 1.

12 См.: Белов В.Е. Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд: правовое регулирование. М., 2011. С. 204.

13 См.: Там же. С. 210.

14 Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. М., 2005. С. 204-205.

15 Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: учебник. М., 2001. С. 390.

16 См.: Российская газета. 1992. 30 июня.

17 См.: Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 28 июля 2012 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31, ст. 3823; 2012. № 31, ст. 4317.

18 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 30, ч. 1, ст. 3105.

19 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 30, ч. 1, ст. 4571.

В.Г. Филиппов

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ РЕОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК ВИДА ПРЕКРАЩЕНИЯ

В статье рассматриваются различные позиции относительно вопроса о сущности реорганизации коммерческих организаций. На основе выделенных признаков автор приходит к выводу о том, что реорганизацию следует рассматривать как специфический вид прекращения коммерческих организаций.

Ключевые слова: коммерческая организация, реорганизация, признаки реорганизации, правопреемство, прекращение.

V.G. Philippov

CONCEPT AND SIGNS OF THE REORGANIZATION OF THE COMMERCIAL ORGANIZATIONS AS A FORM OF THE TERMINATION

The article discusses the various positions on the issue of the nature of reorganization of the commercial organizations. Based on the selected signs, the author concludes that the reorganization should be viewed as a specific kind of the termination commercial organizations.

Keywords: commercial organization, reorganization, signs of reorganization, legal succession, termination.

© Филиппов Вячеслав Геннадьевич, 2012

Соискатель кафедры гражданского права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.