В иерархии ценностей и приоритетов медицины и помощи больному, вне зависимости от тяжести его состояния, главное должно отводиться тому, что составляет смысл жизни, основу человеческого бытия. И этому должно быть подчинено все при оказании помощи больному. Медицина не в состоянии подарить человеку неограниченную безболезненную жизнь, но она может больше - и в болезни вернуть человека к смыслу его существования и помочь ему стать (даже в малом) таковым. Не случайно в современной биоэтике на смену приоритетного направления по автономии пациента приходит этика общения и заботы, а легкая смерть - это не столько смерть по собственному выбору, сколько смерть в заботливом окружении. Биоэтика как этика жизни провозглашает, что право пациента на избавление от боли, на достойную смерть имеет такую же универсальную ценность для современного общества, как и все другие неотъемлемые права человека.
1 Шамов И.А. Биомедицинская этика. Махачкала, 2005. С. 148.
2 Там же. С. 151.
3 Шульга Н.А., Таранюк Г.П. Биоэтические аспекты хосписной и паллиативной помощи // Антология биоэтики /под ред. Ю.И Кундиева. Львов, 2003. С. 276.
4 Седова Н., Эртель Л. Право и этика в педиатрии: проблема информированного согласия. М., 2004. С. 88-89, 94.
5 Cancer pain relief of a palliative care: report of a WHD expert committee. Geneva, World Health Organization, 2002. P. 83.
6 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 48, ст. 6724; 2015. № 10, ст. 1425.
М.В. Шмелева
ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА
В статье рассматривается государственный контракт как сложное юридическое понятие. Формулируются выводы, позволяющие выявить внутренние закономерности и проблематику контрактных отношений, складывающихся в России.
Ключевые слова: контрактные отношения, закупки, правовая природа, государственный контракт, контрактная система.
M.V. Shmeleva
THE CONCEPT AND THE LEGAL NATURE OF THE STATE CONTRACT
The author in this article examines the state contract as a complex legal concept. The resulting conclusions of the study will identify the internal laws and issues of contractual relations in Russia.
Keywords: contractual relationship, procurement, the legal nature, the state contract, contract system.
Государственные (муниципальные) заказчики в пределах своих полномочий самостоятельно решают проблемы обеспечения Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований и собственных нужд необходимыми товарами, работами, услугами. Главным инструментом в этом процессе служит
© Шмелева Марина Владимировна, 2015
Кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры гражданского и международного частного права, научный сотрудник научно-образовательного центра фундаментальных исследований (Саратовская 248 государственная юридическая академия)
заключение государственного контракта (здесь и далее под государственным контрактом будет пониматься в т.ч. и муниципальный контракт). Именно государственный контракт и особый порядок его заключения в полной мере раскрывают сущность такого правового явления, как контрактные правоотношения.
Вследствие того, что государственные (муниципальные) закупки носят сложный многоэтапный характер, сосредоточенный на заключении и исполнении государственного контракта, это в свою очередь порождает на практике сложные правовые проблемы, связанные с определением правовой природы государственного контракта, его роли и места в системе гражданско-правовых договоров, правового статуса заказчика и участника государственных (муниципальных) закупок.
Для того чтобы понять сущность правовой природы государственного контракта, необходимо рассмотреть данное понятие как «систему знаний, т.е. как совокупность известных нам как основных, так и производных признаков, мыслимых в понятии предметов, а также знания о том, в каких конкретно формах существуют в действительности эти обобщаемые в понятии предметы»1. Таким образом, необходимо провести достаточно сложную, кропотливую аналитическую работу по изучению существующих доктринальных научных трудов и значительного массива правоприменительной практики.
Государственный контракт - это сложное юридическое понятие. В отечественной правовой литературе вопрос о его юридической природе носит дискуссионный характер. Концептуальные особенности государственного контракта, его правовая сущность рассматриваются учеными-правоведами с разных точек зрения. Можно констатировать, что проведенные в этой области исследования обнаруживают две принципиально разные позиции ученых. Первая позиция связана с рассмотрением государственного контракта как особого типа гражданско-правового договора, вторая — с анализом его как формы или этапа размещения государственного (муниципального) заказа.
Обратимся к первой позиции, согласно которой государственный контракт рассматривается как особый тип гражданско-правового договора.
«Юридическая природа государственного контракта далеко не очевидна. Учитывая же обширную сферу возможного применения государственных контрактов, находятся основания предположить, что государственный контракт как таковой является особым типом договора гражданского права»2.
Так, с точки зрения Л.И. Шевченко, государственный контракт - «это гражданско-правовой договор, включающий в себя отдельные административно-правовые (публичные) элементы»3. На административный характер государственного контракта также обращает внимание и В.В. Балакин, который считает, что «государственный контракт... обладает всеми признаками административного договора и одновременно имеет частноправовую окраску»4.
Л.В. Андреева характеризует государственный контракт как особый тип договора предпринимательского права5.
Интересной представляется точка зрения Н.Н. Заботиной, которая определяет государственный контракт как «специальную правовую конструкцию, правовое средство, призванное обеспечить баланс интересов субъектов договорного обязательства, стороной которого выступает публично-правовое образование»6. При этом спорной видится ее позиция о «неэффективности использования в гражданских правоотношениях такого понятия, как государственный контракт,
которое не несет особой смысловой, функциональной нагрузки, вызывает споры о публично-правовой природе указанного договора».
Анализируя эту позицию, нельзя не согласиться с точкой зрения И.В. Елисеева, который отмечает, что «государственный контракт стоит в одном ряду с предварительными и публичными договорами, и предлагает регулировать его в части первой Гражданского кодекса РФ в качестве контракта на обеспечение государственных нужд»7. Развивая эту точку зрения, В.Е. Лукьяненко подчеркивает «наличие схожих признаков между публичными договорами, государственными и бюджетными контрактами»8. При этом нельзя согласиться с его аргументацией в части схожести государственного контракта с публичным и предварительным договорами. Поскольку, согласно ст. 429 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) предварительный договор предполагает заключение основного договора в будущем, а государственный контракт сам по сути является основным договором, то ничего общего государственный контракт с предварительным договором не имеет. Это же касается и публичного договора, к существенным условиям которого относится обязательное заключение договора на одних и тех же условиях с любым лицом, обратившимся к нему.
В правовой науке о государственном контракте как о гражданско-правовом договоре рассуждают и другие авторы9.
В целом сторонники первой позиции, несмотря на имеющиеся в ней противоречия и неясности, определяют и концептуальные особенности рассматриваемого правового феномена. Представители второго направления рассматривают государственный контракт как часть юридической процедуры закупки товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд (размещения государственного заказа).
К примеру, с точки зрения К.В. Кичик, государственный контракт - «это институт, имеющий отношение к обеим стадиям реализации заказа, а значит, можно говорить о том, что контракт (договор) — одна из правовых форм реализации заказа»10 (выделено нами. - М.Ш).
В.Е. Белов также акцентирует внимание на том, что «государственный контракт (договор), с одной стороны, выступает как правовая форма размещения государственного заказа11, с другой как правовая форма реализации государственного заказа»12 (выделено нами. - М.Ш).
Прав был и Е.П. Губин, отмечая, что «совокупность заключенных государственных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг представляет собой, с одной стороны, правовую форму опосредования отношений, вытекающих из государственного заказа, а с другой — частноправовое средство, используемое государством при регулировании экономики»13.
О том, что «государственный контракт (договор) — одна из правовых форм реализации государственного заказа», пишут и другие авторы14, например, А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий и Ю.М. Козлов.
На наш взгляд, можно не согласиться с таким расширительным пониманием государственного контракта как формы реализации государственного заказа, поскольку основной формой его реализации является проведение юридических конкурентных процедур, именно благодаря которым и осуществляется эффективное размещение государственного заказа. Государственный контракт лишь опосредует заключительный этап размещения, когда по сути размещение уже
состоялось и необходимо только юридически закрепить порядок исполнения государственного заказа.
С учетом сказанного очевидно, что понимание государственного контракта как формы реализации государственного (муниципального) заказа не позволяет уяснить правовую суть рассматриваемого правового явления, а также выявить его основные характеристики, поэтому, на наш взгляд, более оправданным представляется рассмотрение государственного контракта в качестве особого типа гражданско-правового договора.
Российское законодательство дает легальное определение понятия государственного контракта. Пожалуй, первым нормативно-правовым актом, содержащим понятие государственного контракта, был ныне утративший силу Закон РФ от 28 мая 1992 г. № 2859-1 «О поставках продукции и товаров для государственных нужд»15. Правовое же определение понятие «государственный контракт» впервые получило спустя 6 лет в Бюджетном кодексе РФ (далее - БК РФ)16. Пунктом 1 ст. 72 БК РФ определено, что государственный или муниципальный контракт представляет собой договор, заключаемый государственным или муниципальным заказчиком от имени Российской Федерации или муниципального образования в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке и оплачиваемый в пределах лимитов бюджетных обязательств.
В настоящее время легальное понятие государственного контракта сформулировано в Федеральном законе от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»17 (далее - Закон № 44-ФЗ). Под государственным или муниципальным контрактом согласно ст. 3 Закона № 44-ФЗ понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта РФ (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
ГК РФ определяет значение только государственного контракта на поставку товаров. Так, согласно его ст. 548 ГК РФ под государственным или муниципальным контрактом на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд понимается контракт, по которому поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик гарантирует оплату поставленных товаров.
На наш взгляд, приведенные определения, как легальные, так и доктриналь-ные, не совсем точно определяют правовую суть государственного контракта, поэтому необходимо путем систематизации и анализа основных положений в освещении сущности и конституирующих признаков государственного контракта вывести собственное, наиболее полное и точное определение понятия «государственный контракт».
Поскольку ГК РФ признает договором «соглашение двух или несколько лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей», то государственный контракт есть не что иное, как соглашение двух
или несколько лиц, обладающих особым правовым статусом об установлении гражданских прав и исполнении обязанностей по контракту. При этом государственный контракт не может быть прямо отнесен ни к одному виду договора, прямо поименованному нормами ГК РФ.
Таким образом, государственному контракту в силу его специфики принадлежит особое место в системе договоров и в целом он является самостоятельным видом гражданско-правового договора, обладающего следующими, только ему присущими признаками:
1) присутствием специальных субъектов права — участников, выигравших закупочную процедуру и заказчиков, являющихся главными распорядителями и получателями бюджетных средств;
2) наличием особой природы складывающихся в процессе заключения и исполнения государственного контракта правоотношений. Любой договор в системе гражданско-правовых договоров ГК РФ может иметь статус государственного контракта. В этой особенности заключаемых договоров и состоит специфика государственного контракта;
3) наличием особой цели заключения - удовлетворения государственных и муниципальных нужд;
4) наличием специальных условий заключения государственного контракта. Так согласно Закону № 44-ФЗ государственный контракт заключается только по результатам проведения торгов или иных способов закупки товаров, работ, услуг, а если контракт составлялся по результатам проведения торгов, то стороны не вправе будут отказаться от его заключения. Более того, Закон № 44-ФЗ предусматривает необходимость включения в него определенных обязательных условий;
5) наличием специальных условий исполнения государственного контракта. Согласно п. 1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Законом.
Подводя итоги и учитывая все вышесказанное, можно предложить следующее определение государственного контракта: это самостоятельный вид гражданско-правового договора, заключаемого органом государственной власти или органом местного самоуправления, учреждением, уполномоченным органом или организацией по результатам проведения юридической процедуры с лицом, выигравшим такую процедуру. Данная категория в представленном понимании, на наш взгляд, позволит прийти к универсальности использования как самой категории, так и ее признаков, а также даст возможность точно определить правовую природу контрактных правоотношений, складывающихся в процессе заключения и исполнения государственного контракта, в отраслевом законодательстве, в теории права и в судебной практике.
1 Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика как часть теории познания и научной методологии (Фундаментальный курс). М., 1994. Кн. 2. С. 57-58.
2 Гражданское право: учебник: в 2 т. Т. 2 / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 1997. С. 71.
3 Шевченко Л.И. Проблемы формирования договорных отношений поставки в условиях становления в Российской Федерации рыночной экономики: дис. ... д-ра юрид. наук. Кемерово, 2001. С. 268.
4 Балакин В.В. Торги как институт гражданского права в условиях современной рыночной экономики: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 152.
5 См.: Андреева Л.В. Закупки товаров для федеральных государственных нужд: правовое регулирование. М., 2009. С. 210.
6 Заботина Н.Н. Правовая природа правоотношений, возникающих в связи с заключением контрактов на поставку товаров для государственных нужд: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2006. С. 9.
7 Гражданское право: учебник. Ч. 2 / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. С. 71.
8 Лукьяненко В.Е. Проблемы договоров в сельском хозяйстве России (теория и практика). Ульяновск, 2000. С. 163.
9 См.: Белов В.Е. Участие Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отношениях, связанных с государственными заказами: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 23; Богдадьев А.С. Проблемы расторжения государственного контракта // Право и экономика. 2009. № 11; Горбунова Л.В. Правовые проблемы оценки государственного контракта в качестве разновидности административного договора // Договор в российском гражданском праве: значение, содержание, классификация и толкование. Самара, 2002. С. 48 и др.
10 Кичик К.В. Государственный (муниципальный) заказ России. Правовые проблемы формирования, размещения и исполнения. М., 2012. С 1.
11 Белов В.Е. Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд: правовое регулирование. М., 2011. С. 204.
12 Там же. С. 210.
13 Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. М., 2005. С. 204-205.
14 См., например: Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: учебник. М., 2001. С. 390.
15 Закон РФ от 28 мая 1992 г. № 2859-1 «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» // Российская газета. 1992. № 148.
16 Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 26 декабря 2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31, ст. 3823; 2014. № 48, ст. 6664.
17 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 14, ст. 1652; 2015. № 1, ст. 11.
го
TS О) т О ГО
О *
О Sc
О
п
Д
ÜJ
тз
0 т
го П>
1 I О Sc
5
тз
S Ja S
X ф
о
X
о
Sc а ж ш Ja
Ф §
ю М
N) О 5