Научная статья на тему 'CLUBHOUSE: НОВЫЙ СПОСОБ ПРИВЛЕЧЕНИЯ АУДИТОРИИ К СПОРТУ'

CLUBHOUSE: НОВЫЙ СПОСОБ ПРИВЛЕЧЕНИЯ АУДИТОРИИ К СПОРТУ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
183
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CLUBHOUSE / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / СПОРТИВНЫЙ МАРКЕТИНГ / DIGITAL-МАРКЕТИНГ / БРЕНД / ИМИДЖ / СПОРТ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Артюхина Л.А.

Новые социальные сети и приложения являются интересными площадками для специалистов разных сфер деятельности, в том числе и спортивной. Такой новой платформой стал Clubhouse. Целью данной статьи является изучение феномена приложения Clubhouse, как способа развития и популяризации спорта. Актуальность статьи объясняется новизной социальной сети и интересом людей к ее освоению. При написании данной статьи автором были использованы такие методы, как наблюдение, анализ, сравнение, прогнозирование и интервьюирование. Результатом работы являются выводы, сделанные из анализа кейсов, представленных в Clubhouse, а также идеи по грамотному использованию социальной сети, выделенные автором статьи и экспертами из спортивной сферы. Данная статья поможет понять, как с маркетинговой точки зрения успешно использовать новую платформу в индустрии спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «CLUBHOUSE: НОВЫЙ СПОСОБ ПРИВЛЕЧЕНИЯ АУДИТОРИИ К СПОРТУ»

УДК-33

Артюхина Л.А.

Студент, бакалавр Студент 4 курса факультета журналистики РГГУ

ФГБОУ ВО «РГГУ» Москва, Россия Научный руководитель: Ярных В.И.

Кандидат экономических наук Доцент кафедры ТРИТ факультета журналистики РГГУ

ФГБОУ ВО «РГГУ» Москва, Россия

CLUBHOUSE: НОВЫЙ СПОСОБ ПРИВЛЕЧЕНИЯ АУДИТОРИИ К СПОРТУ

Аннотация

Новые социальные сети и приложения являются интересными площадками для специалистов разных сфер деятельности, в том числе и спортивной. Такой новой платформой стал Clubhouse. Целью данной статьи является изучение феномена приложения Clubhouse, как способа развития и популяризации спорта. Актуальность статьи объясняется новизной социальной сети и интересом людей к ее освоению. При написании данной статьи автором были использованы такие методы, как наблюдение, анализ, сравнение, прогнозирование и интервьюирование. Результатом работы являются выводы, сделанные из анализа кейсов, представленных в Clubhouse, а также идеи по грамотному использованию социальной сети, выделенные автором статьи и экспертами из спортивной сферы. Данная статья поможет понять, как с маркетинговой точки зрения успешно использовать новую платформу в индустрии спорта.

Ключевые слова

Clubhouse, социальная сеть, спортивный маркетинг, digital-маркетинг, бренд, имидж, спорт

Clubhouse - социальная сеть, разработанная выпускниками Стэнфордского университета Роэном Сетом и Полом Дэвисоном, которые работали крупнейших компаниях Google и Pinterest [1]. Изначально Clubhouse было закрытым приложением, где программисты общались между собой из-за того, что во время пандемии могли общаться только дистанционно. По данным портала Join-Clubhouse.ru, в мае 2020 года на эту разработку обратили внимание инвесторы и вложили в ее развитие двенадцать миллионов долларов, после чего она превратилась в социальную сеть [2]. Пользователи могут общаться друг с другом исключительно голосом, без использования видеозвонков и без возможности выкладывать фотографии или видео на свою страницу, за исключением основной фотографии профиля. Участники могут создавать как отдельные «комнаты» и приглашать в них спикеров для обсуждения различных тем, а также могут создать сообщества, под именем которой будут создаваться «комнаты» по темам. Из ролей в Clubhouse можно выделить модератора (организатора и ведущего комнаты), а также спикера (человек, который участвует в дискуссии (не важно, изначально он был приглашен при создании «комнаты» или же присоединился из списка слушателей)) и самого слушателя (человек, который подключился к «комнате», чтобы слушать, о чем говорят спикеры). Приложение стало доступным в апреле 2020 году [3] во время «локдауна», который был вызван пандемией COVID-19. Чтобы человечество не потеряло навык ведения беседы в столь сложный период, создатели сделали акцент непосредственно на разговорном формате коммуникации, без каких либо чатов и полей для написания сообщении. Причем по правилам Clubhouse разговоры запрещено записывать и сохранять, чтобы создать эффект живого и «неповторимого» общения. Пока Clubhouse доступен лишь для пользователей продукции Apple с операционной системой iOS, однако в дальнейшем планируется создание версии этого приложения и для Android. Приложение создавалось как «элитарное», так как туда можно попасть только с помощью «инвайта» (приглашения). К декабрю 2020 года приложение уже насчитывало около 600 тысяч пользователей. В России Clubhouse обрел популярность лишь к февралю 2021 года, когда

им стали активно пользоваться такие лидеры мнений как предприниматель и финансист Олег Тиньков, журналист, продюсер и телеведущая Тина Канделаки и бизнесмен, писатель, журналист Сергей Минаев.

Идея Clubhouse стала настолько востребованной, что другое популярное приложение Telegram расширил диапазон своих функций, чтобы сделать нечто подобное на своей платформе. Если в декабре 2020 у мессенджера появились голосовые чаты в принципе, то в марте они усовершенствовались до уровня Clubhouse [4]. Однако отличительной чертой Telegram является то, что здесь можно записывать разговоры, для этого разработчики даже добавили специальную функцию.

Clubhouse - социальная сеть, которая объединяет людей со всего мира. Именно это делает приложение полезным, так как оно помогает осуществлять глобальное взаимодействие. Пользователи ищут себе собеседников и сообщества не только для того, чтобы просто поговорить, но и чтобы узнать что-то о других странах, попрактиковаться в разговоре на иностранном языке с носителями, обсудить одну общую интересную тему с позиции людей из разных стран. Для того чтобы найти подходящее сообщество или человека, необходимо в поисковике веси ключевые слова, по ним будут предложены подходящие варианты. Кроме того, Clubhouse используют еще для интеллектуальных игр и пародий на шоу знакомств. Многие бренды договариваются с известными «клабхаусерами», с большой аудиторией и предлагают им провести «комнату» под эгидой этого бренда. Брендам удобно использовать эту социальную сеть, так как они сразу могут понять аудиторию приложения: люди, имеющие достаток (в теории, так как пользоваться пока могут владельцы продукции Apple, которая является дорогой), следящие за трендами, имеющими четкую жизненную позицию, коммуникабельные. От этого уже бренды будут отталкиваться, интересна им эта аудитория или нет. Если все же аудитория приложения и бренда совпадает, то далее бренд может использовать многие функции приложения. Сначала бренд может в «bio» написать о себе, чем он интересен, что он может предложить. Затем он может создать сообщество со своим же названием и логотипом для запоминания среди пользователей. Внутри сообщества можно создавать «комнаты», в которых можно проводить: интервью с приглашенным экспертом, сторителинг, конкурсы, прямой контакт с заинтересованной аудиторий, отвечать на вопросы о пользе бренда, проводить беседы с брендом-партнером, в виде коллабараций и так далее. Добавь здесь тоже про возможности развития бренда

Однако с помощью новой социальной сети запомниться могут не только глобальные бренды, но и просто физические лица, которые хотят показать себя и найти единомышленников. Но часто пользователи не хотят подписываться на других людей, не понимая, что они могут предложить интересного. Именно поэтому каждому участнику социальной сети стоит грамотно создать свою страницу. На ней изначально мало полей для заполнения: окно для «аватарки» (фотографии - визитной карточки) и поле «bio», где человек может рассказать о себе, своих интересах, работе, проектах, и анонсировать «комнаты», которые он ведет или в которых принимает участие. В дополнение к этому пользователь может оставить ссылку на свои аккаунты в других социальных сетях, как, например, Facebook, Instagram и Twitter. Если человек оставляет поле «bio» (биография) незаполненным, то к нему уже автоматически теряется доверие, в большинстве случаев, так как профиль кажется «подозрительным». Чтобы заинтересовать аудиторию, необходимо создать «цепляющий» профиль. В данном случае стоит поговорить об имидже, а точнее о его создании.

Как отмечает кандидат социологических наук Людмила Сальникова, имидж - это, прежде всего, средство коммуникации, инструмент общения его носителя с массовым сознанием [5, с.29].

Для того чтобы человеком или организацией заинтересовались, необходимо как раз создать положительный имидж. Медийный имидж имеет следующие свойства:

Имидж упрощен по сравнению с объектом, публичным портретом которого он является. Он подчеркивает специфичность и уникальность; Имидж подвижен и изменчив. Он корректируется в зависимости от ситуации; Имидж идеализирует рекламный объект. Происходит либо преувеличение выгодных черт, либо же объект наделяется дополнительными идеологическими, психологическими и социальными качествами в соответствии с ожиданиями тех, на кого нацелена имиджевая реклама; Имидж занимает место между реальным и желаемым, искусственно расширяя восприятие данного объекта [6].

Если обобщить свойства имиджа и сразу представить, как спортивная организация или человек,

работающий в сфере спорта, должны оформить свой профиль, то это можно будет взять за теоретическую основу правильного «bio». Так как Clubhouse является площадкой, где общаются не только уже знакомые между собой люди, зачастую происходит так, что именно там мы заводим новые знакомства. Поэтому первое впечатление можно произвести лишь с помощью грамотно оформленного профиля и активного уместного участия в различных беседах.

Руководитель спецпроектов Федерации регби России и специалист в области построения личного бренда Юлия Лилеева считает, что в Clubhouse «bio» - главное, на что смотрят. Также еще важна фотография профиля. Это первое, что видят люди. Фотография нужно выбрать правильно. Это должен быть ваш портрет крупным планом, где вы смотрите вперед, желательно с улыбкой, чтобы люди хотели зайти на ваш профиль. Следует обойтись без лишних аксессуаров. В любой беседе, как говорит Юлия, может быть 15-20 человек, и люди первым делом «кликнут» на того, у кого хорошая фотография. После этого люди уже смотрят на «bio». Сразу надо написать, в чем ты специалист, в чем ты хорошо разбираешься, чтобы люди сразу могли понять, что ты им интересен. Далее можно написать свои достижения. Затем хорошо было бы обозначить готовность общаться, показать, что ты открыт для новых знакомств. Затем можно привести свой опыт работы в сфере и образование, если оно хорошее, и вы им гордитесь. Также можно прописать кейсы успешных проектов, в которых удалось принять участие. Единственное, в Clubhouse никак нельзя связаться с человеком в виде сообщения. Поэтому важно внизу прикрепить ссылку на другую социальную сеть, где с тобой смогут связаться. Очень важно о себе заявить, но в то же время, если люди хотят с тобой связаться, они не смогут тебя потом найти без этой ссылки. Сейчас очень много профилей во всех социальных сетях, но если кто-то уже сфокусировал на тебе внимание, очень важно уже довести дело до «момента продажи» или коммуникации, чтобы вы могли пообщаться. Главное, считает Юлия, не перегнуть палку и писать в умеренном масштабе, а также писать о себе не как о музейном экспонате, а так, чтобы заинтересовать аудиторию на дальнейшую коммуникацию.

У организаций есть свой ряд требований к имиджу [7]:

производить определенное впечатление с помощью фирменного знака; имидж должен быть правдоподобным, достоверным. Он должен идентифицироваться с конкретной корпорацией и лицом. Лучший способ к правдоподобности - сдержанные высказывания, некоторые преуменьшения и замалчивание; имидж лучше воспринимается, если апеллирует к чувствам, ярко высвечивает один или несколько характерных признаков организации; чтобы избежать нежелательных эффектов, имидж должен быть проще, чем сам объект. Лучше, чтобы он был простым и быстро запоминающимся; имидж должен соответствовать желаниям и ожиданиям разных людей.

Спортивные клубы вместо фотографии должны ставить свой логотип. Это нужно как для идентификации, так и для запоминания бренда. В профиле должны быть указаны основные сведения об организации кратко и емко. Также он должен быть понятным как людям разбирающимся в спорте, так и не разбирающимся, так как эта социальная сеть - отличный инструмент для привлечения новой аудитории в том числе. Люди именно благодаря Clubhouse могут познакомиться со спортом и заинтересоваться им.

Известные клубы уже всем знакомы, писать большие тексты с описанием, я думаю, здесь уже не стоит. Лучше сделать акцент на продвижении прямых эфиров и включений, чтобы люди смогли спланировать свои дела и посвятить время вашей комнате. Единственное, что можно еще добавить, это основные самые важные новости, но описать их кратко. Также будет хорошо делать анонсы матчей и других мероприятий, а также информацию, где их можно посмотреть, чтобы трафик переносить на какие-то другие свои каналы. Нужна динамика и постоянные обновления, подытоживает Юлия Лилеева.

Многие клубы федерации уже активно осваивают новую социальную сеть. Это необходимо для продвижения своего бренда. Это можно объяснить термином «mediajacking», или «медийный перехват», -это современная стратегия продвижения в системе интернет-коммуникаций, прежде всего в социальных сетях. «Mediajacking» - процесс создания паблисити для актуальной повестки за счет использования своей, чужой или нейтральной популярной площадки в Сети, либо злободневной темы момента [8, с.98].

Спортивные организации создают посвященные спорту сообщества, куда вступают люди для возможности в дальнейшем участвовать в беседах. Успешным примером может стать группа «Спартак».

Вообще изначально хоккейный клуб «Спартак» появился в Clubhouse в виде «профиля», но позже появилось и сообщество «SPARTAK», где обсуждают уже не только хоккей, но и футбол. Кстати, именно «Спартак» первый среди российских хоккейных клубов зарегистрировался в Clubhouse. Руководитель digital отдела ХК «Спартак» Дмитрий Терещенко в разговоре с автором данной работы рассказал, зачем клуб решил вступить в эту социальную сеть. ПО его словам, это было сделано для прямого эфира Сергея Широкова в Clubhouse. От имени клуба выступал руководитель пресс-службы. В появлении любой новой социальной сети важно занять там место, и только потом смотреть за её развитием. «Спартак» занял. В дальнейшем клуб планирует использовать Clubhouse, чтобы при необходимости доносить какую-либо информацию до аудитории и позволять игрокам быть ближе к болельщикам. Модерировать такие беседы будут вести скорее всего сотрудники пресс-службы клуба. Также сообщество есть «RUSSIANPREMIERLEAGUE», где обсуждаются последние новости отечественного футбола в целом и команд Российской Премьер Лиги в частности. Также есть сообщество «ТЕННИС», которое появилось благодаря инициативе бывшей теннисистки Анастасии Пивоваровой совместно с Федерацией Тенниса России. Цель - популяризация тенниса. Количество подписчиков этих сообществ пока варьируется от 50 до 160.

В американских спортивных сообществах Clubhouse люди ведут себя до сих пор активно, часто подключаются к различным комнатам и привыкли к такому формату общения. Несмотря на то, что у них приложение вышло гораздо раньше, оно до сих пор не потеряло там популярности. Например, клуб «CLUB HOCKEY CULTURE» модераторами являются Пол Маробелла и бывший хоккеист и ведущий программыHockey Culture на NBC Sports Ансон Картер. Здесь создаются комнаты для обсуждения хоккейных проблем, актуальных новостей, событий и инклюзивности и открытости хоккея. Чисто членов комнаты уже превысило тысячу. Также из интересных спортивных зарубежных клубов можно представить «PLAYRSONLY (ATHLETES&BUSINESS)». Это клуб, куда пускают исключительно людей из сферы спорта. Среди правил вступления в клуб есть требование к описанию «bio», о котором автор писал ранее. А именно организаторы просят прописать в профиле принадлежность к спорту и должность, чтобы было сразу понятно, что человек может стать членом клуба. Здесь акцент идет не на обсуждение спортивных результатов, а на обсуждение маркетинговых кейсов, обмену опытом, дискуссиям. Клуб интересен людям, работающим в «околоспортивной» сфере, а не прямым участникам спортивных соревнований. В данном клубе членов еще больше, чем в предыдущем представленном, их более 1600.

Исходя из представленных кейсов, можно сделать вывод, что пока на данном этапе американцы более успешно и продуктивно используют возможности нового приложения. России нужно время, чтобы адоптироваться и понять, как следует правильно выстраивать сообщества, чтобы они были действительно интересны аудитории.

Если говорить о профилях, то здесь уже можно говорить как о спортивных организациях, так и о людях из мира спорта. Продолжая тему спортивных клубов, лиг и федераций можно привести в пример профиль Федерации регби России «RugbyRussia». Аккаунт является дополнительным каналом коммуникации Федерации с аудиторией. Руководитель спецпроектов Федерации регби России Юлия Лилеева рассказала нам, с какой целью создавался профиль в Clubhouse: «Мы в регби проводили Кубок 6 наций. Мы смотрели игры и приглашали экспертов, игроков сборной, сотрудников Федерации. Они во время совместного просмотра обсуждали ход игры, плюс какие-то другие насущные вопросы. Одно дело ты можешь смотреть дома матч, и все равно переписываться в группах чатах с друзьями, обсуждая матч, а тут у тебя происходит живее общение. Плюс ты можешь ты можешь намного больше обсудить, например, проблемы своего спорта, новые проекты. На многих спортсменов мы подписаны в других социальных сетях. Но там упор делается на визуальной составляющей. Они могут выложить фото, видео или пост написать. А здесь получается их вывести на живое общение. Это на самом деле тяжело дать фанатам спорта. В других социальных сетях ты не получишь возможность вживую пообщаться с кумиром и задать вопрос пря напрямую лично. Здесь пробился барьер между звездами спорта и обычными людьми, фанатами и болельщиками».

Среди клубных аккаунтов следует выделить несколько из системы армейских клубов. Регбийный,

футбольный и баскетбольный клубы ЦСКА и хоккейный СКА также следуют современным тенденциям и присоединяются к перспективной площадке. Если говорить о зарубежных страницах, то успехом пользуется по большей части именно люди из мира спорта. Клубы и лиги там начали закрепляться изначально в сообщества. Из известных личностей, кто пользуется большой популярностью можно выделить ведущего NBC Sports и модератора комнат сообщества «CLUB HOCKEY CULTURE» Энсона Кртера, аудитория которого насчитывает более 1100 человек (данные на 03.04.2021) . Картера можно считать как человека из медийной составляющей спорта, так и как бывшего профессионального спортсмена.

Такие переходы после завершения карьеры в сферу коммуникаций уже не являются чем-то неординарным. Так, например, в российском спорте есть пример профессиональной теннисистки Анастасии Пивоваровой, которая заняла свою нишу в Clubhouse, посвященную теннису. Кроме нее так активно и часто о российском теннисе на этой платформе не говорит.

Если собрать специфику приведенных выше профилей и сообществ, то можно понять, чем Clubhouse полезен и интересен сфере спорта, над чем уже активно работают представители спортивной индустрии, а также чего ждут.

Clubhouse удобен для спортсменов, которые завершили карьеру, и хотят себя посвятить освещению спорта и его популяризации. Создавая свои комнаты или принимая участие в чужих, спортсмен должен понимать, насколько он глубоко погружен в тему и насколько его компетенции хватает, чтобы на экспертом уровне поддержать разговор. Если знаний ему хватает, следует обратить внимание на речь. Его должно быть приятно слушать. Если же у человека есть недостатки в этих двух пунктах, ему стоит поработать над ними, считают эксперты, перед тем, как приступать к активной деятельности в Clubhouse в роли эксперта и ведущего. Спортсмены прикладывают усилия, активничая в новой социальной сети, чтобы найти интересных людей, партнеров, и даже, возможно, работодателей, которые могут пригласить его потом вести те или иные спортивные проекты. Для действующих спортсменов эта платформа также удобна для продвижения себя как бренда. Анастасия Пивоварова считает, что очень важно заниматься продвижением себя как бренда для расширения своей аудитории. Если для продвижения социальных сетей человеку нужно достаточно много времени, то здесь он может несколько раз в месяц выйти в эфир, и это уже будет большим плюсом для тебя и его аудитории. Тем самым, он повысит ее лояльность. Спортсменов в дальнейшем могут больше узнавать, что повлечет за собой рекламные контракты, приглашения на мероприятия. Однако эксперты говорят, что спортсмены боятся лишних вопросов, поэтому вся ответственность ложится на качество контента. То, о чем хочет говорить спортсмен, должен поддерживать модератор. Многие спортсмены еще просто боятся приходить в Clubhouse. Чем больше людей будет подключаться, чем больше спортсменов будет в этом участвовать, тем быстрее этот страх уйдет. В отношении хоккеистов высказались комментатор и руководитель КХЛ ТВ Дмитрий Федоров и руководитель digital отдела ХК «Спартак» Дмитрий Терещенко. Они считают, что спортсмены не готовы идти на разговор с незнакомой для них аудиторией. Если еще к журналисту они могут проявить доверие, потому что их деятельность контролируется пресс-службой клуба и лиги, то в открытом пространстве напрямую с фанатами и болельщиками пока не многие рискнут придти. Однако чтобы Clubhouse смог принести пользу спортсмену, ему сначала нужно будет адаптироваться в мире нового приложения. Для этого нужно постепенно привыкать к социальной сети, понимать ее специфику и наладить общение с модератором, который будет выстраивать беседу удобным для спортсмена образом.

Кстати говоря, Clubhouse может иметь как положительные стороны, так и отрицательные. Особенно «плюсы» приложения могут негативно сказаться на работе традиционных СМИ. Например, при общении спортсмена в одной из комнат Clubhouse, аудитория может узнать у кумира многие вещи, которые бы могли прочесть в интервью. Не означает ли это угрозу «традиционного интервью», где между аудиторией и спортсменом есть посредник - журналист. Эксперты считают, что угрозы нет, и формат интервью не исчезнет, так как это лишь дополнительный канал коммуникации, помогающий повысить лояльность аудитории к бренду спортсмена или же клуба, к примеру. Болельщики, побывав в одной комнате со своим кумиром, будут чувствовать свою сопричастность, и ощущать себя будто бы знакомыми этого спортсмена. Еще одной угрозой Clubhouse может стать для комментаторов. В приложении сейчас активно

реализовывается формат «второго экрана», когда болельщики вместо комментатора по телевидению обсуждают тот или иной матч внутри комнаты в Clubhouse. Эксперты оценивают это явление с позитивной точки зрения, обозначая Clubhouse как дополнение к трансляции. Люди одновременно могут смотреть матч с комментариями, и ту же что-то сказать в «комнате». Все чувствуют себя диванными критиками, всем есть, что сказать. Лия Лилеева считает интересным, что у людей, имеющих свое мнение, ест возможность попасть в эфир и высказать какую-то свою точку зрения. Дмитрий Терещенко тоже положительно оценивает свойство «второго экрана».

В целом, подводя итог роли Clubhouse в спортивной индустрии, стоит отметить, что на российском рынке он пока только набирает обороты. Активно он себя показал в первые два месяца 2021 года в России, затем интерес аудитории к нему резко упал. По данным проекта «#БилайнАналитика», если сравнивать 19 марта 2020г. с 18 февраля 2020г., то падение выглядит очень резким - на 303,1% [9]. Эксперты считают, что интерес вернется, когда Clubhouse станет официально доступен на устройствах Android. В Америке же социальная сеть продолжает функционировать как это было и в начале ее работы. Clubhouse - социальная сеть, которая вряд ли станет основной для клубов/лиг/федераций. Это приложение выполняет роль рупора, донося до аудитории информацию, которую можно сразу же и обсудить. Также Clubhouse будет социальной сетью-помощницей, отсылающей аудиторию на другие страницы организации, где информация донесена в визуальном виде, так как это сейчас воспринимается лучше. Спортсмены же будут активными участниками Clubhouse в тех случаях, когда их беседы с болельщиками будут модерировать либо сотрудники пресс-служб клубов, либо же доверенные лица. Сами они остерегаются прямого контакта с аудиторией, что тоже интересно рассмотреть как отдельный феномен. Однако для них Clubhouse уже может являться хорошей площадкой для поиска спонсоров, для возможности быстро продвинуться в медийном плане и стать более популярным, повысив прямым общением лояльность аудитории. Новая социальная сеть отличается тем, что выводит каждого человека на искренность. В режиме «здесь и сейчас» тебя сразу вычислят, если ты врешь. А если ты высказываешь свою позицию и умеешь ее отстоять, то получишь уважение среди единомышленников. Clubhouse - удобное приложение для формирования спортивного комьюнити среди людей из разных областей спорта, которые готовы собраться все вместе и двигаться к единой цели -популяризации спорта.

Список использованной литературы:

1. Социальная сеть Clubhouse: что это такое и как она была создана// Сайт join-clubhouse.ru/^Электронный ресурс]//Режим доступа: https://join-clubhouse.ru/ (дата обращения 29.03.2021).

2. Социальная сеть Clubhouse: что это такое и как она была создана// Сайт join-clubhouse.ru/^Электронный ресурс]//Режим доступа: https://join-clubhouse.ru/ (дата обращения 29.03.2021).

3. Соцсеть, о которой все говорят: что такое Clubhouse и как ею пользоваться//Сайт netology.ru// [Электронный ресурс]// Режим доступа: https://netology.ru/blog/02-2021-what-is-clubhouse //(дата обращения 07.04.2021).

4. Голосовые чаты 2.0: каналы, миллионы слушателей, запись эфиров, инструменты для организаторов//Сайт telegram.org// [Электронный ресурс]// Режим доступа: https://telegram.org/blog/voice-chats-on-steroids/ru // (дата обращения 07.04.2021).

5. Репутационный менеджмент. Современные подходы и технологии: учебник для академического бакалавриата / Л. С. Сальникова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 305 с. -(Серия : Бакалавр. Академический курс).

6. Эраст Галумов. Основы PR. М.: «Летопись XXI», 2004 //Сайт docplayer.ru/// [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://docplayer.ru/38023462-Erast-galumov-osnovy-pr-m-letopis-xxi-2004.html //(дата обращения 02.04.2021).

7. Эраст Галумов. Основы PR. М.: «Летопись XXI», 2004 //Сайт docplayer.ru/// [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://docplayer.ru/38023462-Erast-galumov-osnovy-pr-m-letopis-xxi-2004.html //(дата обращения 02.04.2021).

8. Имидж - репутация - бренд: традиционные подходы и новые технологии: сборник статей / А. Н. Чумиков - М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 106 с.

9. Популярность соцсети Clubhouse в России резко упала//Сайт ferra.ru //[Электронный ресурс]//Режим доступа: https://www.ferra.ru/news/apps/populyarnost-socseti-clubhouse-v-rossii-rezko-upala-19-03-2021.htm //(дата обращения 07.04.2021).

© Артюхина Л. А., 2021

УДК 330.341

Бакшеева Ирина

студентка ХГУ им. Н.Ф. Катанова

АНАЛИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСТИТУТОВ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Аннотация

Одной из задач институтов развития Республики Хакасия является создание единой консультационно-информационной базы, которая способна определить важные векторы развития субъектов малого и среднего бизнеса и определить их направленность во взаимодействии заинтересованных лиц, что ведет к повышению уровня информированности юридических и физических лиц Республики Хакасии в сфере среднего и малого бизнеса. Так, Фонд развития Республики Хакасия наделен полномочиями единого органа управления субъектами среднего и малого бизнеса, которые образуют единую инфраструктуру их муниципальной и государственной поддержки.

Ключевые слова:

бизнес-идеи, бизнес-сообщества, Фонд развития, малый бизнес, социально-экономическое развитие, инвестиционная деятельность, индивидуальные предприниматели.

На современном этапе Фонд развития Республики Хакасия призван являться одним из участников российского национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». По итогам 2019 г. Центром достигнуты следующие показатели деятельности институтов развития Республики Хакасия по направлениям:

1. Информационная и консультационная работа:[1]

- центром поддержки МСП на территории Республики Хакасия оказывалась комплексная информационно-консультационная поддержка субъектов предпринимательства, кроме того, неоднократно проводились информационно-обучающие мероприятия: семинары, круглые столы, конференции, форумы, тренинги по программам АО «Корпорация «МСП», обучающие программы АО «Деловая среда», а также оказывались индивидуальные консультационные услуги субъектам МСП по вопросам ведения предпринимательской деятельности;

-оказано содействие с целью участия субъектов бизнеса в межрегиональных бизнес-миссиях и выставочно-ярмарочных мероприятиях. Кроме этого, было оказано содействие по разработке франшиз предпринимателей, которые связаны с аудиторскими работами в области диагностики регионального и федерального рынка предпринимательства, разработкой состава франшизы, разработкой пакетов франшизы в части определения ее стоимостных показателей, а также созданием модели франшизы, ее организационной и юридической составляющих, презентацией и рекомендаций в области реализации продаж услуг и товаров;

2. Информационно-обучающие мероприятия:

- центром поддержки было организовано и проведено 115 информационно-обучающих мероприятий в части ведения предпринимательства юридических и физических лиц, заинтересованных в начале осуществления предпринимательской деятельности. Количество участников составило 2431 единицы, в том

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.