КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ
Специальное образование. 2023. № 4 (72). Special Education. 2023. No 4 (72).
УДК 378.147:3 76.37
ББК Ч448.44+Ч448.024 ГРНТИ 14.29.29; 14.35.07 Код ВАК5.8.3
Наталья Юрьевна Киселева
CLOSE-TEST КАК ИНСТРУМЕНТ ИЗУЧЕНИЯ ОСМЫСЛЕННОГО ЧТЕНИЯ У СТУДЕНТОВ
Московский городской педагогический университет, Москва, Россия, neo35@bk.ru, SPIN-код: 6040-3179
Аннотация. Инновационные трансформации системы среднего профессионального и высшего образования актуализируют задачу повышения функциональной грамотности обучающихся. Овладение осмысленным чтением является базисом для совершенствования функциональной грамотности, обеспечивает успешность освоения универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций обучающихся СПО (среднего профессионального образования) и вузов. Цель настоящего исследования состоит в определении валидности методики close-test для изучения осмысленного чтения у студентов со специфическими сложностями чтения и выявления трудностей при работе с данным диагностическим инструментарием.
В статье представлены результаты исследования осмысленного чтения у 312 студентов Института специально© Киселева Н. Ю., 2023
Natal'ya Yu. Kiseleva
CLOSE TEST AS A TOOL FOR STUDYING READING COMPREHENSION OF STUDENTS
Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia, neo35@bk.ru, SPIN: 6040-3179
Abstract. Innovative transformations of the system of secondary vocational education and higher education actualize the task of improving the functional literacy of students. Mastering reading comprehension is the basis for improving functional literacy and ensures successful acquisition of the universal, general professional and special professional competences of students of secondary vocational education institutions and universities. The aim of this study is to determine the validity of the close test method for studying reading comprehension of students with specific reading difficulties and identifying problems with the application of this diagnostic tool.
The article presents the results of a survey of reading comprehension among 312 students of the Institute of Special Education and Psychology of Moscow City Pedagogical University using the close test editing technique. All re-
го образования и психологии Московского городского педагогического университета с помощью методики close-test-редактирования. Все респонденты были носителями русского языка с нормальным или скорректированным до нормального зрением и слухом. В работе показана методика исследования на обучающем и контрольном этапах и приведены тексты для диагностики. Результаты выполнения close-test подвергались количественно-качественному анализу. Выявлены и описаны характерные особенности работы с диагностическим инструментарием у трех групп респондентов: студенты с нормой чтения, с читательской неграмотностью, с дислексией. Проведенный статистический попарный анализ показал достоверные различия результатов выполнения close-test между группами респондентов (Р < 0,001). Группа студентов с дислексией оказалась наименее успешной.
Изучение осмысленного чтения у студентов со специфическими трудностями чтения позволяет пополнить информацию о профилях русскоязычных взрослых с дислексией. Обсуждение проблематики настоящего исследования в профессиональном сообществе указывает на перспективу внедрения полученных результатов в развитие работы по изучению и поддержке взрослых с читательской неграмотностью и/или дислексией. Материалы статьи будут полезны специалистам в области специальной педагогики и специальной психологии, преподавателям СПО и вузов.
Ключевые слова: функциональная грамотность, студенты, читательская грамотность, осмысленное чтение, читательская деятельность, понима-
spondents were native Russian speakers with typical or corrected to typical vision and hearing. The study describes the research methods used at the stages of training and control and provides diagnostic texts. The results of the close test were subjected to a quantitative-qualitative analysis. The author has identified and described the characteristic features of work with diagnostic tools in three groups of respondents: students with typical reading comprehension, with reading illiteracy, and with dyslexia. The statistical pairwise analysis showed significant differences in the results of the close test between the groups of respondents (P<0.001). The group of students with dyslexia was the least successful.
The study of reading comprehension in students with specific reading difficulties allows supplementing information about the profiles of Russian-speaking adults with dyslexia. Discussion of the problems of this study in the professional community can indicate prospects for implementing the results obtained in the development of work on the study and support for adults with reading illiteracy and / or dyslexia. The materials of the article may be useful to specialists in the field of special pedagogy and special psychology, and teachers of secondary vocational education institutions and universities.
Keywords: functional literacy, students, reading comprehension, reading, text comprehension, logopedics, reading difficulties, dyslexia, diagnostic tool.
ние прочитанного, логопедия, нарушения чтения, дислексия, диагностический инструментарий.
Информация об авторе: Киселева Наталья Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры логопедии, Институт специального образования и психологии, Московский городской педагогический университет; адрес: 119261, Россия, г. Москва, ул. Панфёрова д. 8, к. 2, email: neo35@bk.ru. Для цитирования: Киселева, Н. Ю. Close-test как инструмент изучения осмысленного чтения у студентов / Н. Ю. Киселева. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2023. — № 4 (72). — С. 58-69.
Введение
Методика close-test (клоуз-тест), предполагающая восстановление недостающих слов текста, впервые была представлена W. L. Taylor на съезде AEJ (США) в 1953 г. Термин «close» образован от слова «closure» (смыкание). В своих исследованиях автор показал связь успешности восстановления деформированного текста с уровнем его трудности для понимания, «some of it is directed at the problem of validating cloze scores as measures of comprehension — that is what the term "readability" seems to imply» [17, c. 432]. В настоящее время методика close-test (эквиваленты — «подстановочный тест», «тест дополнения», «тест восстановления», «тест с пропусками») используется в практике обуче-
Author's information: Kiseleva Natal'ya Yur'evna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Logopedics, Institute of Special Education and Psychology, Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia.
For citation: Kiseleva, N. Yu. (2023). Close Test as a Tool for Studying Reading Comprehension of Students. Special Education, 4(72), pp. 58-69. (In Russ.).
ния родному и иностранному языкам. Выделяют несколько видов клоуз-тестов: классический, С-тест, Б-тест, тест редактирования. Классический клоуз-тест предполагает восстановление текста с пропусками каждого 4-7-го слова текста. Этот тест построен в соответствии с особенностями объема запоминания и переработки единиц информации [9]. С-тест представляет собой текст, в котором в каждом втором слове отсутствует окончание / вторая половина слова. В Б-тесте необходимо провести восстановление слов с шагом пропуска 3-4, при этом в каждом пропущенном слове обозначена первая его буква. В тесте редактирования используют нефиксированный выбор отсутствующих слов (variable-ratio method), когда пропуск осуществляется в зави-
симости от смысловой нагрузки элементов текста. Результаты выполнения close-test дают информацию об овладении языком на лексико-грамматическом уровне, сформированности процессов понимания текста, развитии механизмов вероятностного прогнозирования [1; 14; 15; 21]. На наш взгляд, оптимальный потенциал для изучения особенностей осмысленного чтения у взрослых будет иметь работа с close-test редактирования, в которых пропущены слова, значение которых становится понятным исходя из контекста.
Осмысленное чтение взрослых является намеренной целенаправленной деятельностью, которая позволяет им свободно ориентироваться в информационном пространстве, извлекать необходимые сведения из текстов, открывает возможности для саморазвития, приобретения социального и культурного опыта. У взрослых со специфическим нарушением процесса чтения (дислексией) понимание прочитанного неполное, структурно-семантический анализ текста затруднен, как правило, наблюдаются стойкие ошибки при чтении, чтение про себя не автоматизировано [4; 5; 6; 10; 19; 20]. Цель настоящего исследования состоит в определении валидно-сти методики close-test для изучения осмысленного чтения у студентов с дислексией, а также
выявлении характерных трудностей при работе с данным диагностическим инструментарием.
Материалы и методы
Изучение работы с close-test редактирования у взрослых было проведено в период 2015-2021 гг. при обследовании читательской деятельности у 312 студентов (средний возраст 20,3 года) института специального образования и психологии МГПУ [5]. В рамках популяционного обследования читательской деятельности 301 студента-первокурсника были выявлены 5 респондентов с дислексией (1,6 %). Кроме того, дополнительно было проведено обследование еще 11 обучающихся 2-4 курсов с дислексией очного, очно-заочного и заочного отделений института специального образования и психологии МГПУ. Таким образом, группа студентов с нормой чтения (reading is normal, RN) составила 296 человек. Группа студентов с дислексией (reading disorder, RD) — 16 человек, при этом все респонденты сообщили о трудностях чтения, которые наблюдались у них с периода школьного обучения и / или диагнозе дислексии. Респонденты обеих групп были носителями русского языка с нормальным или скорректированным до нормального зрением и слухом.
В рамках обследования читательской деятельности респон-
денты выполняли четыре блока текстовых заданий, одним из которых был close-test. Работа с кло-уз-тестом включала два этапа: обучающий и контрольный. На обучающем этапе работа проводилась фронтально на материале текста Ю. Коваля «Подснежники» [8] и была построена по следующей схеме:
1. Информирование студентов о методике close-test.
2. Индивидуальное письменное выполнение задания в таблице (время 3 мин.).
Ровно покрыл снег землю, изредка только поднимают его какие-то ... . Пеньки или кочки. Я ковырнул бугорок сапогом — вот тебе на! Гриб! Моховик летний. Побурела зелёная шляпка, лёгкий стал гриб и . . Я хотел отломить кусочек шляпки — она хрустнула. Замёрз моховик под снегом, как . стал, и червяки в нём ... . (Ю. Коваль)
1 Столбец «авторский ключ» предъявлялся студентам после обсуждения их вариантов слов.
3. Обсуждение вариантов заполнения лакун в клоуз-тесте с одно-группниками.
На контрольном этапе работа проводилась на материале текста
«Наибольшее влияние оказывают на природу...» [2] и выполнялась письменно на индивидуальных бланках (время 8 мин.). Формы проведения: фронтальная (группы наполняемостью 3-10 человек) или индивидуальная.
Наибольшее ... оказывают на природу ... промышленности. обеспечивающие весь комплекс ... человека. Среди них по величине наносимого ... нужно ... энергетику, целлюлозно-бумажную ... , черную и цветную . , химическую и нефтехимическую ... и некоторые другие . . За рубежом неоднократно . мнение, будто бы есть простой . исключающий . цивилизации на . природную ... . Он заключается в том, что . якобы должен потреблять только те ... которые дает естественная дикая . , то есть предлагает . к первобытному ... жизни. В связи с этим ... сможет ли . человек довольствоваться таким . жизни, и . ли природа обеспечить хотя бы минимальные потребности для . нормального существования всего земного шара?
Результаты исследования
При оценивании close-test в качестве правильных засчитыва-ются либо точно восстановленные слова, либо синонимичные, удовлетворяющие контексту — 2 балла; неверное слово, отсутст-
Мой Варианты одно- Авторский
вариант группников ключ1
бугорки
хрупкий
стеклянный
замерзли
вие ответа — 1 балл. Таким образом, максимальная сумма баллов равнялась 48. Представим на рисунке 1 результаты заполнения лакун в тесте «Наибольшее влияние оказывают на природу...» респондентами групп RN и RD.
Количественный анализ ответов респондентов групп RN и RD показал, что очередность пропущенного слова в тексте не оказывает влияние на качество выполнения close-test. Успешность выполнения была связана с наличием прямого контекста у пропущенного слова, широты и глубины лексикона респондентов. Процент успешности выполнения задания респондентов группы RN составил 88,6 %. Качественный анализ восстановленных ими слов показал, что у студентов имелись лишь незначительные сложности при подборе требуемой лексики. Процент успешности респондентов группы RD — 24,2 %. Эти студенты показали значительные трудности в подборе лексики, также встречался неверный выбор слова и нарушение грамматических норм. Примеры неверно подобранной лексики: отрасли — вредные вещества промышленности, действия промышленности, химические промышленности; комплекс жизнедеятельности человека — комплекс болезни человека; черная и цветная металлургия — черная и цветная камедь; влияние цивили-
зации — болезни цивилизации, приспособление цивилизации. Варианты выполнения задания с нарушением грамматических норм (прочерком обозначено невосстановленное респондентом слово): среди них по величине наносимого ущерба нужно восстановление энергетику, целлюлозно-бумажную _, черную и цветную _,
химическую и нефтехимическую уменьшить и некоторые другие продукты; среди них по величине наносимого ущерба нужно выделить энергетику, целлюлозно-
бумажную_, черную и цветную
производить, химическую и нефтехимическую _ и некоторые
другие_.
Количественный и качественный анализ выполнения задания по методике close-test показал неоднородность группы RN. Сравнение баллов, полученных за close-test, и уровня понимания прочитанного [5] позволили определить 27 человек в отдельную группу лиц с читательской неграмотностью — reading illiteracy (RI). Читательская деятельностью у студентов группы RI не сформирована, при этом в анамнезе нет дислексии. Для этих респондентов характерным является I или II уровень понимания прочитанного. Балльные результаты выполнения задания по методике close-test студентов трех групп представим ниже в таблице 1.
Таблица 1
Результаты выполнения задания по методике close-test респондентов
групп RN, RD, RI
Параметры Группы Группы Группы
респондентов респондентов респондентов
RN RD RN RI RI RD
Количество 269 16 269 27 27 16
респондентов
Средняя сумма баллов 45,7 29,8 45,7 40,8 40,8 29,8
t-критерий Стьюдента Р <0,001 Р <0,001 Р <0,001
Статистический попарный анализ показал значимые различия результатов выполнения close-test между группами респондентов с нормой чтения, с дислексией, с читательской неграмотностью. При этом группа студентов RD оказалась наименее успешной.
Отметим, что осмысленное чтение носит стратегиальный характер [3]. Самоанализ студентов и наблюдение экспериментатора на контрольном этапе за выполнением задания в группах малой наполняемости или индивидуально дали возможность описать свойственные каждой группе стратегии работы с close-test:
а) чтение текста и параллельное его восстановление. Типично для студентов группы RN;
б) первичное чтение всего текста целиком, заполнение лакун при повторном чтении. Преимущественно у студентов групп RN и RI;
в) многократное чтение текста с возвратом к предыдущему материалу и перечитыванием
предложений, внесением правок в восстановленные слова. Характерно для студентов группы RD.
Обсуждение
Настоящее исследования показало обоснованность использования методики close-test для изучения осмысленного чтения у студентов с дислексией и / или читательской неграмотностью. По нашему мнению, при применении данного диагностического инструментария необходимо фиксировать время для выполнения задания и отмечать стратегию работы с close-test. При подборе текстов для работы по данной методике следует учитывать языковую специфику группы, которая обусловлена не только родным языком, но и воздействием социальных и профессиональных факторов жизни. Данное положение согласуется с характеристикой языковой биографии личности, представленной в работе С. А. Лямзиной [7].
Методика close-test имеет прикладной характер для изучения глубины лексического запаса, т. е. точности понимания значений слов. Объем и глубина словарного запаса крайне важны для процессов осмысленного чтения, что подтверждается исследованием факторной структуры лексического ресурса у взрослых с низким уровнем грамотности [18].
Данные нашего исследования дополняют изучение лингвистического прогнозирования у взрослых [11; 13; 16 и др.], в том числе лиц с дислексией [12], в которых были использованы серии предложений для дополнения их контекстов. Однако понимание прочитанного / услышанного в такого рода тестах ограничивается рамками одного высказывания. По нашему мнению, наибольшие возможности для изучения осмысленного чтения у взрослых с дислексией и / или читательской неграмотностью открывает работа с текстами.
В настоящем исследовании проанализированы данные только 312 взрослых, из которых самой многочисленной оказалась группа лиц с нормально сформированным чтением (269 респондентов). Для более полного описания характеристик осмысленного чтения у взрослых с помощью методики close-test необходимы дальнейшие исследования с увеличением количества лиц в выборках «студенты
с дислексией» и «студенты с читательской неграмотностью».
Выводы
Осмысленное чтение трактуется как форма сознательной деятельность человека, как перевод авторского кода в свой личностный смысловой код. Close-test представляет собой один из надежных инструментов диагностики осмысленного чтения. На наш взгляд, наилучшую возможность для изучения особенностей осмысленного чтения у взрослых обеспечит работа с close-test редактирования, в которых выбор пропущенных слов зависит от контекста.
Анализ результатов настоящего исследования и уровня понимания прочитанного у респондентов позволил выделить группу студентов с функциональной читательской неграмотностью — reading illiteracy, которые не имели в анамнезе дислексии. Для этих респондентов характерным является I или II уровень понимания прочитанного. Группа студентов с читательской неграмотностью составила 27 человек (9 % при популяционном обследовании 301 респондента).
Материалы представленного исследования являются перспективными для изучения и развития осмысленного чтения у взрослых с дислексией и / или читательской неграмотностью.
Литература
1. Грибова, О. Е. Стратегии заполнения лакун в клоуз-тесте учащимися с тяжелыми нарушениями речи / О. Е. Грибова, А. А. Алмазова. — Текст : непосредственный // Интеграция образования. — 2021. — № 25 (2(103)). — С. 340-358. — DOI 10. 15507/1991-9468.103.025.202102.340-358.
2. Гойхман, О. Я. Речевая коммуникация / О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина. — Москва : ИНФРА-М, 2006. — 286 с. — Текст : непосредственный.
3. Дейк, Т. А. ван. Стратегии понимания связного текста / Т. А. ван Дейк, В. Кинч. — Текст : электронный // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 23. Когнитивные аспекты языка. — 1988. — С. 153-211. — URL: http://philologos.narod.ru/ling/dijk.htm (дата обращения: 20.11.2020).
4. Киселева, Н. Ю. Дислексия: история и современность / Н. Ю. Киселева. — Москва : Московский городской педагогический университет, 2019. — 68 с. — ISBN 978-5243-00609-5. — Текст : непосредственный.
5. Киселева, Н. Ю. Анализ понимания прочитанного и ошибок чтения у студентов с дислексией / Н. Ю. Киселева. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2023. — № 1 (69). — С.116-124.
6. Корнев, А. Н. Современные представления о дислексии / А. Н. Корнев. — Текст : непосредственный // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы. — 2017. — С. 358-364.
7. Лямзина, С. А. Метод моделирования ментального лексикона пациентов с афазией: экспериментальное исследование : 10.02.19 : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Лямзина Светлана Алексеевна. — Красноярск, 2022. — 23 с. — Текст : непосредственный.
8. Максимова, Н. В. Развитие контекстного мышления и способность понимать текст / Н. В. Максимова. — Новосибирск : НГТИ, 2018. — 147 с. — Текст : непосредственный.
9. Миллер, Дж. А. Магическое число семь плюс или минус два. О некоторых пределах нашей способности перерабаты-
вать информацию / Дж. А. Миллер. — Текст : непосредственный // Инженерная психология / под ред. Д. Ю. Панова и В. П. Зинченко. — 1964. — С. 564-580.
10. Русецкая, М. Н. Стратегия преодоления дислексии учащихся с нарушениями речи в системе общего образования : 13.00.03 : дис. ... д-ра пед. наук / Русецкая М. Н. — [Б. м.], 2009. — 288 с. — Текст : непосредственный.
11. Arcuri, S. M. Regional variation of cloze probabilities for sentence contexts / S. M. Arcuri, S. Rabe-Hesketh, R. G. Morris, P. K. Mc-Guire. — Text : unmediated // Behavior Research Methods, Instruments, & Computers. — 2001. — Iss. 33. — P. 80-90.
12. Engelhardt, P. E. Are linguistic prediction deficits characteristic of adults with dyslexia? / Р. Е. Engelhardt, М. К. Yuen, Е. А. Kenning, L. Filipovic. — Text : unme-diated // Brain sciences. — 2021. — Vol. 11. — Iss. 1. — P. 59.
13. Connolly, J. F. Event-related potential components reflect phonological and semantic processing of the terminal word of spoken sentences / J. F. Connolly, N. F. Phillips. — Text : unmediated // J. Cogn. Neurosci. — 1994. — Iss. 6. — P. 256-266. — DOI: 10.1162/jocn.1994.6.3.256.
14. González, L. S. Validation of a reading comprehension efficiency test for Spanish university students / L. S. González, L. Alta-mura, M. C. Blanco, S. Montagud, C. Vargas. — Text : unmediated // Psicológica: Revista de metodología y psicología experimental. — 2022. — Vol. 43. — Iss. 2. — P. 4.
15. Jensen, K. L. Clozing in on reading comprehension: a deep cloze test of global inference making / K. L. Jensen, C. Elbro. — Text : unmediated // Reading and Writing. — 2022. — Vol. 35. — Iss. 5. — P. 1221-1237.
16. Kutas, M. Brain potentials during reading reflect word expectancy and semantic association / M. Kutas, S. A. Hillyard. — Text : unmediated // Nature. — 1984. —Vol. 307. — No. 3947. — P. 161-163. — DOI: 10.1038/307161a0.
17. Taylor, W. L. "Cloze procedure": a new tool for measuring readability / W. L. Taylor. — Text : unmediated // Journalism Quarterly. —
1953. — Iss. 30. — P. 415-433. — DOI: 10.1177/107769905303000401.
18. Tran, A. H. The factor structure of vocabulary: An investigation of breadth and depth of adults with low literacy skills /
A. H. Tran, K. A. Tremblay, K. S. Binder. — Text : unmediated // Journal of psycholin-guistic research. — 2020. — Iss. 49. — P. 335-350. — DOI: 10.1007/s10936-020-09694-8.
19. Moojen, S. M. P. Adults with dyslexia: how can they achieve academic success despite impairments in basic reading and writing abilities? The role of text structure sensitivity as a compensatory skill / S. M. P. Moojen, H. A. Gonjalves, A. Bassoa, A. L. Navas, G. de Jou, E. S. Miguel. — Text : unmediated // Annals of Dyslexia. — 2020. — Vol. 70. — No 1. — P. 115-140.
20. Reis, A. Reading and reading-related skills in adults with dyslexia from different orthographic systems: a review and meta-analysis / A. Reis, S. Araüjo, I. S. Morais, L. Faisca. — Text : unmediated //Annals of dyslexia. — 2020. — Vol. 70. — № 3. — P. 339-368.
21. Steen-Baker, A. A. The Effects of Context on Processing Words During Sentence Reading Among Adults Varying in Age and Literacy Skill / A. A. Steen-Baker, S. Ng,
B. R. Payne, C. J. Anderson, K. D. Federmeier, E. A. L. Stine-Morrow. — Text : unmediated // Psychology and Aging. — 2017. — Vol. 32. — Iss. 5. — P. 460-472. — DOI 10.1037/pag0000184.
References
1. Gribova, O.E., & Almazova, A.A. (2021). Strategii zapolneniya lakun v klouz-teste uchashchimisya s tyazhelymi narusheniyami rechi [Strategies for filling gaps in a close test by students with severe speech impairments]. Integraciya obrazovaniya, 25(2(103)), 340-358. DOI 10.15507/1991-9468.103.025. 202102.340-358. (In Russ.)
2. Gojhman, O.Ya., & Nadeina, T.M. (2006). Rechevaya kommunikaciya [Speech communication]. Moscow: INFRA-M, 286 p. (In Russ.)
3. Dijk, T. A. van, & Kinch, V. (1988). Strategii ponimaniya svyaznogo teksta [Stra-
tegies for understanding a connected text]. In New in foreign linguistics (Iss. 23. Cognitive aspects of language, pp. 153-211). Retrieved Nov. 20, 2020, from http://philolo gos.narod.ru/ling/dijk.htm (In Russ.)
4. Kiseleva, N.Yu. (2019). Disleksiya: isto-riya i sovremennost' [Dyslexia: history and modernity]. Moscow: Moskovskij gorodskoj pedagogicheskij universitet, 68 p. ISBN 9785-243-00609-5. (In Russ.)
5. Kiseleva, N.Yu. (2023). Analiz ponimaniya prochitannogo i oshibok chteniya u studentov s disleksiej [Analysis of Reading Comprehension and Errors in University Students with Dyslexia]. Special Education, 7(69), 116-124. (In Russ.)
6. Kornev, A.N. (2017). Sovremennye predstavleniya o disleksii [Modern ideas about dyslexia]. In Vysshaya shkola: opyt, problemy, perspektivy (pp. 358-364). (In Russ.)
7. Lyamzina, S.A. (2022). Metod modeli-rovaniya mental'nogo leksikona pacientov s afa-ziej : eksperimental'noe issledovanie [Method for modeling the mental lexicon of patients with aphasia: experimental study] [Abstract of Dis. of Cand. of Philology]. Krasnoyarsk, 23 p. (In Russ.)
8. Maksimova, N.V. (2018). Razvitie kon-tekstnogo myshleniya i sposobnost' ponimat' tekst [Development of contextual thinking and the ability to understand text]. Novosibirsk: NGTI, 147 p. (In Russ.)
9. Miller, Dzh. A. (1964). Magicheskoe chislo sem' plyus ili minus dva. O nekotoryh predelah nashej sposobnosti pererabatyvat' informaciyu [The Magic Number Seven Plus or Minus Two. On some limits of our ability to process information]. In D.Yu. Panov, V.P. Zinchenko (Eds.), Inzhenernaya psi-hologiya (pp. 564-580). (In Russ.)
10. Ruseckaya, M.N. (2009). Strategiya preodoleniya disleksii uchashchihsya s naru-sheniyami rechi v sisteme obshchego obrazo-vaniya [Strategy for overcoming dyslexia of students with speech impairments in the general education system] [Doctoral Thesis of Dr of Pedagogy]. 288 p. (In Russ.)
11. Arcuri, S.M., Rabe-Hesketh, S., Morris, R.G., & McGuire, P.K. (2001). Regional variation
of cloze probabilities for sentence contexts. Behavior Research Methods, Instruments, & Computers, 33, 80-90.
12. Engelhardt, P.E., Yuen, M.K., Kenning, E.A., & Filipovic, L. (2021). Are linguistic prediction deficits characteristic of adults with dyslexia? Brain sciences, 11(1), 59.
13. Connolly, J.F., & Phillips, N.F. (1994). Event-related potential components reflect phonological and semantic processing of the terminal word of spoken sentences. J. Cogn. Neurosci, 6, 256-266. DOI: 10.1162/jocn. 1994.6.3.256
14. González, L.S., Altamura, L., Blanco, M.C., Montagud, S., & Vargas, C. (2022). Validation of a reading comprehension efficiency test for Spanish university students. Psicológica: Revista de metodología y psicología experimental, 43(2), 4.
15. Jensen, K.L., & Elbro, C. (2022). Clo-zing in on reading comprehension: a deep cloze test of global inference making. Reading and Writing, 35(5), 1221-1237.
16. Kutas, M., & Hillyard, S.A. (1984). Brain potentials during reading reflect word expectancy and semantic association. Nature, 307(3947), 161-163. DOI: 10.1038/307161a0.
17. Taylor, W.L. (1953). "Cloze procedure": a new tool for measuring readability. Jour-
nalism Quarterly, 30, 415-433. DOI: 10. 1177/107769905303000401.
18. Tran, A.H., Tremblay, K.A., & Binder, K.S. (2020). The factor structure of vocabulary: An investigation of breadth and depth of adults with low literacy skills. Journal of psycholinguistic research, 49, 335-350. DOI: 10.1007/s10936-020-09694-8
19. Moojen, S.M.P., Goni;alves, H.A., Bas-soa, A., Navas, A.L., Jou, G. de, & Miguel, E.S. (2020). Adults with dyslexia: how can they achieve academic success despite impairments in basic reading and writing abilities? The role of text structure sensitivity as a compensatory skill. Annals of Dyslexia, 70(1), 115-140.
20. Reis, A., Araujo, S., Morais, I.S., & Faisca, L. (2020). Reading and reading-related skills in adults with dyslexia from different orthographic systems: a review and meta-analysis. Annals of dyslexia, 70(3), 339-368.
21. Steen-Baker, A.A., Ng S., Payne, B.R., Anderson, C.J., Federmeier, K.D., & Stine-Morrow, E.A.L. (2017). The Effects of Context on Processing Words During Sentence Reading Among Adults Varying in Age and Literacy Skill. Psychology and Aging, 32(5), 460-472. DOI 10.1037/pag0000184