Научная статья на тему 'CIVIL EDUCATION AT MODERN SCHOOL'

CIVIL EDUCATION AT MODERN SCHOOL Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Modern European Researches
Ключевые слова
CIVIC CONSCIOUSNESS / PATRIOTISM / SELF-GOVERNMENT / CONTRADICTIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Emtseva Yulia Ivanovna

Relevance of the studied problem is caused by paradox of civil education: to bring up the citizen, it is necessary to update and revitalize society, and vice versa: to change society, it is necessary to bring up the citizen. Article is directed on disclosure of model of civil education at modern school. The leading approach to research of this problem is the analysis of contradictions of civil education. In conditions, so far as concerns creation of civil society and about creation of the constitutional state, the problem of education humane, social and active, in the legal and common cultural plan of the competent and law-abiding citizen of the state which connects in the consciousness interests of the state with own becomes a pedagogics priority as vanguard of public progress. Materials of article can be useful to teachers, class teachers when forming educational work in a class.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «CIVIL EDUCATION AT MODERN SCHOOL»

ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Аннотация

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена парадоксом гражданского воспитания: чтобы воспитать гражданина, нужно обновить и оздоровить общество, и наоборот: чтобы изменить общество, нужно воспитать гражданина. Статья направлена на раскрытие модели гражданского воспитания в современной школе. Ведущим подходом к исследованию данной проблемы является анализ противоречий гражданского воспитания. В условиях, когда речь идет о создании гражданского общества и о построении правового государства, первоочередной задачей педагогики как авангарда общественного прогресса становится задача воспитания гуманного, социально-активного, в правовом и общекультурном плане грамотного и законопослушного гражданина государства, который соединяет в своем сознании интересы государства со своими собственными. Материалы статьи могут быть полезными для педагогов, классных руководителей при выстраивании воспитательной работы в классе.

Ключевые слова

гражданственность, патриотизм, самоуправление, противоречия

АВТОР

Юлия Ивановна Емцева

Воспитатель, Краснодарское президентское кадетское училище, Краснодар, Россия. E-mail: emtseva_ui@mail.ru

Содержание гражданского воспитания в школе и семье составляет работа учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия. В гражданском становлении личности важное место занимает участие детей, подростков и юношества в деятельности детских общественных объединений и организаций.

Патриотическое воспитание. Формирование культуры межнационального общения. В толковом словаре В. И.Даля слово "патриот" означает "любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник"1 . Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей родине. Проявлением высокого уровня культуры межнационального общения выступает чувство интернационализма, предполагающее равенство и сотрудничество всех народов. Оно противопоставлено национализму и шовинизму. В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам; в интернационализме - уважение и солидарность с другими народами и странами.

Воспитание граждан - одна из вечных проблем педагогики. И вовсе не потому, что на протяжении столетий учителя и воспитатели, исследователи и практики так и не смогли отыскать достойного решения. Ответов на волнующие вопросы было дано предостаточно - и в виде пространных рассуждений, и в форме методических рекомендаций, и как предъявляемых педагогическому сообществу практик воспитания. Но миновало какое-то время, и все эти построения либо уходили в никуда, либо, что гораздо хуже, становились декларациями и догмами, воспринимаемыми педагогами и детьми как непреложные нормы («так положено»), истинные цели и мотивы которых уже давно забыты. Бурный воспитательный процесс, к удовольствию многочисленных контролирующих инстанций, продолжался, но результаты его уже мало кого интересовали. Есть вечные вопросы, но нет

1 Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 1955. - Т. 3. - С. 24.

вечных ответов, потому что ответы устаревают многократно быстрее, чем вопросы. То, что вчера казалось самым правильным, уже сегодня становится реликтом и анахронизмом. Наша школа, великолепно справлявшаяся со своей миссией в эпоху строительства Советского индустриального государства, по оценкам сегодняшних реформаторов, оказалась на обочине мировой системы образования. Почему? Учителя поглупели? Дети обленились? Конечно же, нет. Изменилась эпоха, и сегодня представления о Человеке Воспитанном и Человеке Образованном выглядят во многом иначе, чем вчера. В особой степени это относится к нашей стране, поскольку кризисные перемены на рубеже эпох Модернизма и Постмодернизма протекали в ней значительно острее и революционнее, чем в других развитых странах.

Что значит - быть гражданином? Цитируем классика: «А что такое гражданин - Отечества достойный сын!». Но ведь и представления о человеческом и гражданском достоинстве тоже не исторические окаменелости. Достойный - это послушный власти? Или - болеющий душой за свой народ? А как быть с Каракозовым, Савенковым и прочей компанией «болеющих» граждан? Так и до душевнобольных недалеко.

Или другой вариант - из Великой французской революции. Гражданин - обладающий равными правами. Просто и понятно. Но тогда мы и так все - граждане, ибо Конституция и ее гарант нам эти равные права обеспечивают.

В недавнем советском прошлом тоже все далеко не однозначно. Трудно представить себе современного россиянина в виде «гражданина», твердо убежденного в преимуществах социализма перед капитализмом (между прочим, цитата из пособия по педагогике тех лет) и готового «одобрять» любое решение Партии и правительства, даже не понимая его сути.

Таким образом, однозначного ответа нет, а значит, его придется искать в инновационном поле, отыскивая новые основания, более адекватно отражающие современную действительность.

Одно из главных мест во всем многообразии моделей гражданского воспитания совершенно справедливо принадлежит организации школьного самоуправления. За его пределами обычно находятся вполне традиционные беседы, мероприятия и увещевания: гражданином быть обязан! Было бы неверно утверждать, что школьному самоуправлению принадлежит все влияние на процесс становления юных граждан России, но очевидно, что оно составляет ядро гражданского воспитания во всех его дееспособных моделях. Важно другое: что оно собой представляет и в какой связи школьное самоуправление пребывает в отношении других составляющих учебно-воспитательного процесса школы? И главное: является ли для учеников опыт участия в органах школьного самоуправления условием обретения гражданской компетентности, включая осмысленные представления об устройстве гражданского общества и роли самих граждан в его жизни, знания, умения и способности, необходимые для совершения гражданских действий, и собственный опыт продуктивного участия в деятельности гражданских институтов. Кроме того, необходимо выяснить, действительно ли осуществляемая детьми в органах школьного самоуправления деятельность является управленческой? Здесь можно обратиться к опыту Г.П. Щедровицкого, который характеризовал руководство, организацию и управление как очень разные виды деятельности. Так, руководство в данной концепции характеризуется заданием норм (эталонов), обязательных для выполнения каждым руководимым лицом, и контролем соблюдения этих норм. Организация - это «расстановка по местам» людей, осуществляющих свои функции в выполнении общей работы, обеспечение их слаженного взаимодействия и достижения таким путем требуемого результата. Собственно управление же выступает процессом, направленным на достижение новых целей, выходящих за рамки ранее действующих моделей. Это - управление процессами, обеспечение их протекания «в нужном» направлении. Другими словами: управляя, мы изменяем ситуацию к лучшему, руководя, получаем результаты «как всегда».

Вовлечение ребят в процесс организации их жизни и учебы способно сыграть решающую роль в становлении их гражданского сознания, именно в школьном возрасте в основном происходит становление личности, вырабатывается отношение к себе и окружающей действительности.

Участие детей и подростков в школьном самоуправлении имеет важное значение в деле гражданского воспитания подрастающего поколения, следовательно, и в становлении полноценного гражданского общества. А значит, эта работа должна проводиться

систематизировано, она должна обеспечиваться методическими пособиями, и организовывать ее должны специально подготовленные школьные работники. Как показали многочисленные опросы, большинство старшеклассников даже не читали основной закон страны. Они имеют весьма приблизительное представление о своих гражданских правах и обязанностях. Смутно представляют структуру органов государственной власти. А о знаниях устава родного города, района вообще говорить не приходится. Грамотная организация работы органов школьного самоуправления имеет важное значение не только потому, что она делает подростков активными участниками школьной жизни, но еще и потому, что, реально участвуя в выработке и принятии решений, подростки приобретают практические навыки, необходимые в их будущей «взрослой» жизни, у них вырабатывается активная жизненная и гражданская позиция. А значит, в своей будущей жизни, новые граждане повой России будут иметь иммунитет от различного рода, так называемых «избирательных технологий». Они сумеют без подсказки СМИ отличить политического деятеля от политического проходимца. Они будут способны принять самостоятельное решение в интересах своей семьи и в интересах России. А разве не это есть главная цель гражданского воспитания?

Без организации конкретного участия школьника в общественной жизни школы, города, страны всякие разговоры о гражданском воспитании превращаются в пустую, бесполезную, а потому - вредную формальность. Только реальная с самого раннего возраста осознанная деятельность на благо общества и государства позволит воспитать из ребенка Гражданина и Патриота. Мы начали создавать много структурированную систему детских организаций, политически не ангажированных, и способных к вовлечению детей и подростков в позитивную общественно полезную деятельность.

Формирование у учащихся активной гражданской позиции на основе знания своих гражданских прав, в том числе избирательных - одна из важнейших задач нашей школы.

Актуальность вопроса вытекает из парадокса гражданского воспитания: чтобы воспитать гражданина, нужно обновить и оздоровить общество, и наоборот: чтобы изменить общество, нужно воспитать гражданина. В этой ситуации возникает вопрос о том, насколько новая концепция среднего образования отвечает требованиям обновления общества и в каком направлении движется школа. По мнению Б. Лихачева, реорганизация среднего образования осуществляется под лозунгами гуманизации, гуманитаризации, демократизации. Однако остается очевидной невостребованность знаний, одобряется социальное расслоение школы, провозглашается развитие дарований на основе глубокой дифференциации и профильной подготовки.

На процесс гражданского воспитания влияют социальное расслоение общества и противоречия, вызванные этим процессом. С одной стороны, декларируются идеалы свободы, равенства, справедливости, которые вступают в противоречия с морально и материально тяжелыми условиями жизни, отсутствием социальной перспективы, невозможностью проявить себя в обществе. «Отсюда социальная пассивность, инфантильность, равнодушие детей и молодежи... специфическое расслоение на социальные группы, группки, тусовки и неформальные объединения».

Демократизация общественно-политической жизни также влияет на характер гражданского воспитания детей. Очевидно противоречие между устаревшей, но привычной командно-административной системой, а также соответствующими системе отношениями и новой, непривычной, демократичной и, следовательно, демократическими отношениями. У взрослых и у детей отсутствует опыт жизни в условиях демократии. Этому нужно учиться и тому, и другому поколению. Учиться соединять в себе, в восприятии жизни противоречивые понятия: свобода и ответственность, открытая принципиальность и толерантность, умение убеждать и умение уступать. Причем следует помнить, что демократии нельзя научиться один раз и навсегда. Для овладения стилем демократических отношений нужна постоянная практика демократии. Этот процесс достаточно сложный с точки зрения управления, ибо он многогранен, многоаспектен и неоднозначен.

Еще одну группу противоречий гражданского воспитания относят к духовно-идеологической области общественной жизни. В их числе главные противоречия возникают между гуманистическими идеями обновляющегося российского общества и идеологиями консерватизма, мелкобуржуазной псевдореволюционности, национализма и даже фашизма.

В условиях, когда речь идет о создании гражданского общества и о построении правового государства, первоочередной задачей педагогики как авангарда общественного прогресса становится задача воспитания гуманного, социально-активного, в правовом и общекультурном плане грамотного и законопослушного гражданина государства, который соединяет в своем сознании интересы государства со своими собственными.

Гражданское воспитание в современных условиях - целенаправленный, нравственно обусловленный процесс освоения детьми и молодежью навыков демократического самоуправления, укрепления ответственности индивида за политический, нравственный и правовой выбор, за поддержание законопорядка, обороноспособности страны, за максимальное развитие личностью собственных творческих способностей, их реализацию в интересах прогрессивного устойчивого развития общества и достижения собственного жизненного успеха.

ОБРАЗ РОДИТЕЛЕЙ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

Одна из проблем современной семьи и главный источник различных социальных проблем -это нехватка времени на общение с детьми. В решении этой проблемы важную роль играют не только родители. В одиночку они не способны полностью правильно организовать деятельность ребенка. Совместные действия образовательного учреждения и родителей -главная нить процесса воспитания.

Ключевые слова

дошкольное воспитание, семья, отношение ребёнка и родителя

АВТОР

Елена Павловна Киреева

учитель, МКОУ «ШИСОО», с. Самбург Пуровского района ЯНАО, Россия.

E-mail: kap7373@mail.ru

В советское время в России все функции развития и обеспечения детей были распределены между традиционными учреждениями образования, культуры, социального обеспечения и подобных им. Попытки этих учреждений подменить семью, взяв на себя ее функции, привели к отрицательным последствиям отстранения семьи от этих процессов.

Теперь стало очевидным, что сами процессы развития и воспитания ребенка без активного и даже решающего участия семьи, невозможны, так же как бесполезны и старания семьи без помощи квалифицированного специалиста, способного направить весь нелегкий процесс в «верное русло».

Но в силу различных обстоятельств, современная государственная система, занимающаяся воспитательными и культурно - развивающими процессами, имеет множество недостатков, к которым относится и непросвещенность родителей в вопросах правильной, полезной организации досуга ребенка в период развития и становления его личности. Все, что недодадут ребенку в этом возрасте, будет упущено, возможно, навсегда. Поэтому необходимо способствовать его всестороннему развитию.

«Болезнь» современной семьи и главный источник различных социальных проблем -нехватка времени на общение с детьми. В ходе проведенного нами анкетирования среди родителей дошкольников, мы выяснили, что многие родители представления не имеют о том,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.