Научная статья на тему 'Гражданское воспитание в наследии А. С. Макаренко'

Гражданское воспитание в наследии А. С. Макаренко Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
503
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКИЕ КАЧЕСТВА / ГРАЖДАНСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / QUALITIES OF A CITIZEN / MATURENESS OF A CITIZEN / CIVIL SOCIALIZATION / CIVIL EDUCATION / SOCIAL PROJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гревцева Гульсина Якуповна

Рассматривается система гражданского воспитания современного молодого поколения на Южном Урале, построенная на идеях и педагогическом наследии А.С. Макаренко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to consideration of contemporary South Ural younger generation's system of civil education built on the ideas and pedagogical heritage of A. S. Makarenko

Текст научной работы на тему «Гражданское воспитание в наследии А. С. Макаренко»

УДК 371.47.022 ББК 74.03(2)

Г. Я. Гревцева

ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В НАСЛЕДИИ А. С. МАКАРЕНКО

Рассматривается система гражданского воспитания современного молодого поколения на Южном Урале, построенная на идеях и педагогическом наследии А.С. Макаренко

Ключевые слова: гражданские качества, гражданская зрелость, гражданская социализация, гражданское воспитание, социальный проект

В наше время перед обществом и педагогической наукой стоит сложная проблема — воспитание достойных граждан в социуме, имеющем явные симптомы антигражданской направленности. Давно назрела необходимость решения следующих вопросов: каковы показатели гражданственности? Какими средствами и методами поддержать гражданственность в условиях падения авторите-

та взрослых, родителей, детского одиночества, неумения ребенка жить в коллективе, в условиях роста детской преступности? Как избежать насилия субкультуры? Как создать у школьников гражданский оптимизм? Каким образом сохранить лучшие традиции гражданского, правового и нравственного воспитания. Эти и другие вопросы требуют действенного практического решения.

о <

га ч

Мы ищем ответы на эти вопросы, обращаясь к опыту А.С. Макаренко, потому что в его теории и практике весь педагогический процесс подчинялся единой цели — воспитанию достойного гражданина. В основе концепции Антона Семеновича Макаренко лежали гуманистические традиции русской школы, которые основывались на воспитании таких духовных и нравственных ценностей, как честь, благородство, верность слову, долг, мужество и т. д. Гражданин нового общества, — считал Антон Семенович, — это, прежде всего, человек трудящийся. Макаренковская концепция гражданского воспитания человека-труженика рождалась в работе с несовершеннолетними правонарушителями и беспризорниками. Жизнь доказала, что результаты воспитания были в высшей степени положительными. Все воспитанники А.С. Макаренко стали достойными гражданами своего отечества.

Академик РАО Б.Т. Лихачев писал, что Антон Семенович Макаренко не просто с нами. Особенно в связи с совершающимся социальным кризисом, социальной заброшенностью современных детей, он не просто с нами, он впереди нас, подает нам руку помощи в трудный для Родины час, показывает педагогические пути спасения детства.

Мы согласны с мнением ученых, которые считают, что невозможно слепо копировать идеи и практические рекомендации А.С. Макаренко, но его опыт и взгляды современны, они согласуются с сегодняшними педагогическими условиями» [3, с. 86]. Гражданское воспитание имеет конкретно-исторический характер, несет в себе отличительные черты, запросы эпохи, отражает уровень развития общества, государства; может рассматриваться как структурный элемент механизма воспитательного взаимодействия и средство влияния на гражданское сознание и 9ц поведение. Гражданское воспитание, на <В наш взгляд, может быть фактором соци-^ ализации школьников, причиной, влияю-I— щей на содержание и результат процесса.

Основная цель гражданского воспитания как фактора социализации школьников состоит в формировании гражданских качеств. Осмысление понятия «гражданские качества» позволило установить, что становление гражданина определяется не только субъективными условиями — усилиями родителей, педагогов, общественных организаций, но и объективными условиями функционирования общества — особенностями государственного устройства, уровнем правовой, нравственной культуры общества.

Среди качеств личности гражданина А.С. Макаренко выделял дисциплинированность, готовность к действию, принципиальность и др. «Все эти качества, по его мнению, синтезируются в качествах деятельного и ответственного человека» [4, с. 35]. Под гражданскими качествами будем понимать качества, которые обеспечивают накопление и развитие гражданских компетенций, образование побудительных мотивов в гражданской деятельности достигать наибольших результатов в интересах человека, общества и государства. Гражданские качества — гражданская ответственность, активность, долг, патриотизм, независимость убеждений, толерантность, уважение и принятие прав и обязанностей, уважение к законам государства, гражданское сознание, зрелость. Таким образом, гражданственность — это комплекс гражданских качеств, который позволяет определить гражданскую позицию школьников и их готовность к вхождению в социальное общество. К следующим поколениям, считал великий педагог, предъявят другие требования, «которые будут вноситься постепенно, по мере роста и совершенствования всей общественной жизни» [2, с. 169].

Уровень гражданской зрелости достигается в организованной воспитательной деятельности со стороны общественно-государственных институтов, поэтому разработка педагогической теории, проектирование педагогических систем и процессов могут быть успешными лишь

при достаточно ясных представлениях о том, к какому обществу мы стремимся, в каком государстве будут жить подрастающие поколения. Осознание этого является решающим условием для перехода на новую парадигму гражданского воспитания как фактора социализации школьников.

Процессы реформирования, происходящие в России, по-иному высвечивают проблему гражданской социализации, ее специфику, без анализа и понимания которой невозможно рациональное и эффективное педагогическое руководство данным процессом.

Меняются ценностные ориентации молодежи. Растет престижность образования, возрастает интерес к науке, искусству, правовым знаниям. Многообразие форм собственности, общественно-политических организаций и движений, форм общественной активности граждан, плюрализм мнений — все это актуализирует проблему гражданской социализации — форму включения в экономические, социально-культурные процессы общества, средство самореализации и самоактуализации. Мы считаем, что гражданская социализация — процесс усвоения человеком гражданских знаний, ценностей, идей, переживаний, социальных норм, навыков и овладение ими социальных ролей: добросовестного труженика, добропорядочного семьянина, компетентного избирателя, потребителя, налогоплательщика. Эти роли позволят ему осуществлять общественно-полезную, социально-значимую деятельность и функционировать в качестве полноправного члена общества.

Гражданская социализация предполагает включение в систему правовых отношений. Важным элементом вхождения детей и подростков в систему правовой культуры является самостоятельное моделирование ими правового пространства, в котором они приобретают опыт социального взаимодействия и ценностные ориентации. А.С. Макаренко писал: «Ничто так человека не учит, как

опыт» [4]. При этом общество определяет позитивную или негативную направленность гражданской социализации и гражданского воспитания. Гражданская социализация — процесс, который осуществляется не только в специально организованной среде, но и за ее пределами. Но педагоги должны организовать такую социальную деятельность молодежи, которая сохраняет сущностные характеристики политической, но ограждает ее до поры до времени от прямого участия во властных отношениях.

Ориентация школы на демократические идеалы требует значительной психологической перестройки учителей. Необходим коллектив единомышленников для создания демократической школьной жизни, условий для гражданской социализации школьников. Важным для становления и развития демократичных отношений является организационное устройство школы, ее философия и культура. Воспитание должно организовываться на основе интеграции этических знаний в систему знаний о человеке и обществе. В современных условиях возрастает цена нравственной направленности знаний.

Антон Семенович вспоминал, «когда мне дали в той же коммуне им. Дзержинского несколько сот человек, и в каждом из них я видел глубокие и опасные стремления характера, глубокие привычки, я должен был подумать: а каким должен быть их характер, к чему я должен стремиться, чтобы из этого мальчика, девочки воспитать гражданина? И когда я задумался, то увидел, что на этот вопрос нельзя ответить в двух словах» [там же, т. 4, с. 129]. Итак, поставленная цель — воспитать достойного гражданина — требовала поиска путей ее осуществления, требовала создания развернутой программы «человеческой личности». Он создал такую программу, разработал свою концепцию гражданского воспитания. Гражданин нового общества, — считал А.С. Макаренко, — это, прежде всего, человек трудящийся.

о <

га ч

Спецификой гражданского воспитания подрастающих поколений на современном этапе является то, что оно осуществляется в период изменения социально-экономических и демографических условий, обострившихся национальных конфликтов, шовинистических тенденций и активизации взаимоотношений образовательных учреждений с окружающим миром.

Все это затрудняет процесс гражданского воспитания и требует нового содержания, средств, форм и методов, адекватных новым социально-педагогическим реалиям, что в свою очередь требует совершенствования процесса подготовки учителя к деятельности по гражданскому воспитанию и обучению школьников, поиска новых педагогических технологий, обеспечивающих эффективное воспитание гражданина. Строить гражданское общество и правовое государство может только человек с гражданским мироощущением.

Гражданское воспитание имеет конкретно-исторический характер, несет в себе отличительные черты, запросы эпохи, отражает уровень развития общества, государства. Нами выделены закономерности и принципы гражданского воспитания как фактора социализации школьников.

Первая закономерность — цель гражданского воспитания школьников зависит от гражданского опыта. Гражданский опыт — это опыт, включающий знания о гражданских ценностях, умения жить в условиях гражданского общества, привычки гражданского поведения. Гражданское воспитание со всеми элементами, входящими в него, зависит от возможностей гражданского общества и от условий, в которых оно протекает. Данная закономерность определяет следующие принципы: целеполагания; субъектности опыта; ориентации на гражданские ценя ности и ценностные отношения. ® Вторая закономерность — эффектив-<В ность гражданского воспитания школьников зависит от сочетания объективных 1_ и субъективных потребностей школь-

ников в выборе разнообразных форм и методов гражданской деятельности. Формирование человека-труженика, гражданина, которому присущи гражданские качества, возможно в ходе включения его в различные виды социальных отношений в учебе, труде, общении, практической, общественно и социально-полезной, гражданской деятельности. В гражданской деятельности личность осознает себя субъектом гражданских действий, входит в различные отношения с обществом, государством. Когда говорят о структуре деятельности, ее соотносят с мотивом, действие — с целью, операцию — со способом. Названная закономерность определяет следующие принципы: аффилиации; вариативности в выборе средств взаимодействия субъектов образовательного процесса; диалогизации.

Третьей закономерностью гражданского воспитания является то, что степень гражданской активности школьников зависит от используемой учителем системы стимулирования и мотивации деятельности школьников. Мотивы деятельности, потребность в гражданско-ценных поступках и поведении представляют внутреннюю структуру процесса гражданского воспитания школьников. Удовлетворение потребностей осуществляется на основе установки, мотивов и ценностных ориентаций. В гражданской деятельности школьник учится ориентироваться в ценностях.

Начиная работу по стимулированию и мотивации деятельности школьников, педагог определяет принципы и методические правила, которым следует сам и приобщает к ним воспитанников. Цель учителя состоит в фасилитации процессов самоизменения, выборе содержания гражданского воспитания, отборе и создании методик и технологий воспитания и обучения, в учете психологических возрастных особенностей. Эта закономерность определяет следующие принципы: обратной связи; интерактивного воспитания и обучения; индивидуализации.

Закономерности и принципы играют важную роль в воспитании гражданина, в выборе воспитателями методов и форм организации педагогического процесса.

Как мы уже отмечали, существуют различные варианты гражданского воспитания. При этом особое значение придается региональным особенностям. В связи с этим мы максимально используем краеведческий материал. Идет активный поиск новых подходов к решению проблем гражданского воспитания как одного из факторов социализации личности. Одни предлагают усилить практико-ориентированную направленность воспитания. Другие исходят из необходимости индивидуализации воспитания, поворота всей системы обществоведческой подготовки к более полному использованию возможностей учеников, учету особенностей каждого из них. Третьи уверены, что наиболее эффективными средствами социализации школьников в процессе гражданского воспитания является внеклассная и внешкольная работа.

Педагоги муниципального общеобразовательного учреждения «Таяндинская средняя общеобразовательная школа» Еткульского муниципального района (директор Е.В. Зязева) нашли новые формы организации воспитательной работы: альтернативные лагеря, автопробеги, воскресные казачьи школы и др. Тема, над которой работает педагогический коллектив данной школы — «Гражданско-патриотическое воспитание детей и мо лодежи в условиях Центра Патриотического Воспитания (ЦПВ) «Росток» (на межмуниципальном уровне). Опора на общечеловеческие ценности, на традиции, нравственные устои жителей Юж-ноуралья помогла выстроить им принципы воспитательной деятельности.

За 17 лет районный Центр патриотического воспитания «Росток», созданный на базе Таяндинской школы, накопил уникальный опыт практической работы по воспитанию молодых граждан. Выпускники Центра успешно адаптировались в жизни, осознанно выби-

рали профессию, имели сформированные социально значимые качества личности. Многие стали сотрудниками, соратниками, сподвижниками, привнося в работу Центра свой опыт, знания, идеи. Появилась возможность расширить поле деятельности «Ростка».

Модель гражданско-правового воспитания школьников в МОУ СОШ № 11 г. Миасса (директор Н.З. Свинухова) ориентирована на развитие человека как целостной личности в ее нравственном, гражданском, физическом, трудовом, правовом и других аспектах. Особенность гуманно-функционирующей модели в том, что она осуществляется в парадигме, основанной на идеях гуманизма.

Центром гражданско-патриотического воспитания является в этой школе историко-краеведческий музей под руководством педагога В.С. Усольцевой. Результаты работы учащихся и педагогов были представлены на городских научно-практических, региональном конкурсе по правам человека, Всероссийском историческом конкурсе старшеклассников, городском семинаре «Опыт прошлого — уроки настоящего». Школьный историко-краеведческий музей поддерживает тесную связь с общественными и политическими организациями.

Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Главными среди них являются: умение делать осознанный выбор в ситуации неопределенности и нести ответственность за свои действия, независимость убеждений, активная жизненная позиция, владение ценностями гражданского общества и т. д. Разработанная в данной школе Программа способствует усвоению школьниками гражданских ценностей и мировоззренческих идей, формирует гражданское сознание, которое является ядром гражданской позиции. Гражданское сознание, сочетаясь с нравственными чувствами, выражается в осознанных гражданских действиях, направленных на утверждение передовых взглядов, идеалов.

о <

га ч

В процессе деятельности у школьников формируются гражданское самосознание, социальные компетенции, развиваются умения критически мыслить, выражать, обосновывать и отстаивать свое мнение, анализировать и оценивать опыт, идеи, сотрудничать, принимать самостоятельные, ответственные решения в ситуации выбора, использовать исследовательские, социально-коммуникативные, рефлексивные навыки.

Во многих школах Южного Урала гражданская деятельность на осознанном уровне связана с предметно-практической деятельностью. Осознанная гражданская деятельность — результат наличия сложного структурного образования — совокупности гражданских качеств, проявляющиеся в школьном правовом пространстве, основными чертами которого являются: общественные органы управления различными сферами школьной жизни, законотворческая деятельность всех членов школьного сообщества, правовая защита всех субъектов учебно-воспитательного процесса, возможности выбора детьми вариантов деятельности; диагностика процесса гражданского воспитания.

В школе воспитанник получает первый гражданский опыт, навык гражданской жизни. Учитель создает условия гражданской практики для детей. Одной из форм организации познавательной и гражданской деятельности является участие в разработке и реализации различных социальных проектов, связанных с тематикой гражданского воспитания школьников, цель которых — оказать реальную помощь окружающим людям.

Социальный проект — это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Гражданственность у школьников формируется я в опыте гражданского поведения, соци-8 ального действия, позволяющего прак-<В тически реализовать важнейшие человеческие ценности, выбирать линию пове-|_ дения, выражать отношение к обществу

и самому себе. Участие в подготовке и реализации социально значимых проектов, несомненно, способствует формированию лидерских качеств, развитию таких гражданских качеств. Данная форма коллективной и индивидуальной работы школьников позволяет организовать должным образом деятельность по развитию коммуникативной культуры, культуры выстраивания отношений в коллективе и отношений с сотрудниками учреждений; культуры кооперации, способов коллективной деятельности для решения общих интересов; культуры проектирования как основы эффективной созидательной деятельности. «Социальное проектирование включает в себя три основных звена: социальную пробу (вид взаимодействия, в ходе которого подросток получает и усваивает информацию о социальных объектах и явлениях); социальную практику (процесс освоения социальных навыков и познания сущностной стороны социальной действительности); социальный проект (создание нового общественно значимого продукта)» [1, с. 96]. Социальное проектирование может способствовать личностному самоопределению наших воспитанников и помочь им в будущем ощутить себя дееспособными гражданами страны.

Таким образом, школьники формируют свои убеждения, накапливая личный опыт решения общественных проблем, осознавая, как организована их собственная общественная жизнь, осваивая пути и способы организации общественной жизни «в мире взрослых». Появление целей, планирование гражданской деятельности, видение ее результатов составляет содержание третьего уровня целенаправленной гражданской деятельности, которая обогащает личность оправданными гражданскими действиями, содействует общественной оценке их деятельности, формирует самосознание и гражданское «Я», усиливает гражданскую компетенцию, которое проявляется в умениях

сформулировать проблемы современного общества и предложить пути их решения.

Практическая деятельность школьников (участие в благотворительных акциях, молодежных организациях и объединениях) содействует воспитанию важных личностных качеств человека — уважения других людей, милосердия, доброты, ненасилия. Не случайно на первый план выдвигаются активные формы работы: вовлечение ученика в личностно-значимый процесс и связанную с этим общественно важную деятельность, которая поможет воспитать детей нравственными и благородными.

Способами гражданского участия являются школьное самоуправление, акции милосердия, участие в трудовых десантах, гражданских форумах и т. п. Основу гражданского сознания составляют система знаний, умений и гражданской деятельности, гражданского участия, гражданского соучастия. Гражданское участие - это действие, бездействие («гражданское неповиновение»), содействие, соучастие (единичный акт), деятельность. Участие в подготовке и реализации социально значимых проектов содействует формированию трудолюбия, лидерских качеств, гражданской честности, патриотической обеспокоенности, ответственности, самостоятельности.

На наших глазах меняется социальный уклад общества, но неизменной остается цель — воспитать гражданина России. Изменения в жизни общества только по-

вышают роль гражданского сознания, гражданской деятельности. Именно мировоззрение определяет направленность общественной деятельности и поведение человека, его отношение к обществу, окружающим и самому себе.

Таким образом, мировую научную общественность волнует проблема воспитания современного молодого поколения. В педагогическом наследии А.С. Макаренко ученые видят положительный пример гражданского воспитания.

Библиографический список

1. Гражданское образование и социальное проектирование: пособие для преподавателей школ, учреждений дополнительного образования, организаторов воспитательной работы / Под ред. Н.М. Воскресенской. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». - М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. - 160 с.

2. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8 т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1988. С. 169.

3. Эдвардс Р. Основы применения идей и практических рекомендаций А.С. Макаренко // Международные ма-каренковские исследования. Макаренко на Востоке и Западе / Под ред. З. Вайт-ца / Марбург, Германия / И.А. Фролова / Н. Новгород, Россия / Т.З. Новгород, 1994. С. 86.

4. Филонов Г.Н. О достоверности педагогических исследований // Педагогика. 2004. № 4. С. 35.

о <

га ч

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.