Научная статья на тему 'Чувство юмора креативной личности'

Чувство юмора креативной личности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
829
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / КРЕАТИВНОСТЬ / ОСТРОУМИЕ / ЧУВСТВО ЮМОРА / УЧЕНЫЙ / ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / ПРОДУКТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / НЕСТАНДАРТНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ли Екатерина Владимировна

В данной статье рассматривается творческая личность и свойства, присущие ей, а именно: остроумие, чувство юмора. Автор убежден, что остроумие больше соответствует творческой личности, а чувство юмора креативной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Чувство юмора креативной личности»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ЧУВСТВО ЮМОРА КРЕАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ

Ли Е.В.

Ли Екатерина Владимировна - кандидат философских наук, кафедра общественно-экономических наук, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматривается творческая личность и свойства, присущие ей, а именно: остроумие, чувство юмора. Автор убежден, что остроумие больше соответствует творческой личности, а чувство юмора - креативной. Ключевые слова: творчество, креативность, остроумие, чувство юмора, ученый, творческая личность, продуктивное мышление, нестандартное мышление.

Творчество как сложный, многогранный и противоречивый процесс, включает в себя объект и субъект, и протекает в конкретно-исторических условиях. Субъектом творческой деятельности может выступать как отдельный индивид, так и коллектив. Творчество, как процесс создания нового, предполагает преодоление стереотипов, устоявшегося мнения и здесь особенно важны такие качества, как увлеченность, настойчивость. Особенно важно быть увлеченным, любознательным, восприимчивым ко всему новому и необычному, уметь видеть не так как все. Г. Селье же к этому списку добавляет следующие качества: энтузиазм, настойчивость, оригинальность, воображение, интуиция, интеллект и др., А. Пуанкаре убежден, что чувство красоты помогает в творческой деятельности не только художнику, но и ученому. Творческой личности свойственны: эстетическое чувство, образное мышление, визуальные картинки и образы, воображение, чувство юмора, остроумие, нестандартное мышление, любознательность, умение увидеть проблему и четко формулировать вопросы, отказ от стереотипов и др. Конечно же, всеми этими качествами обладает не каждый, но считается, что именно они способствуют реализации заложенного внутреннего творческого потенциала. Неотъемлемым свойством креативной личности, по мнению некоторых ученых, является остроумие. Т. Иванова понимает под остроумием, умение создавать остроты и утверждает, что: «остроумие - это одно из проявлений креативности» [1, 78]. Остроумие состоит из двух слов «острый» и «ум» и это не только способность делать что-то смешным, но оно имеет много сходства с научным мышлением, как способа нахождения остроумного решения проблемы. Креативные личности -остроумны, а остроумные - креативны. Остроумие является компонентом продуктивного мышления, как и креативность. Остроумным может быть решение проблемы, технической трудности, научной проблемы. Понятие «креативность» шире понятия «остроумие», но остроумие является ее частью.

«Креативный» - обязательно «остроумный», т.е. оригинальный, но не обязательно смешной; а «смешной» или «удачный», как правило, всегда является креативным» [1, 78]. Остроумие без креативности выражается в виде неуместных шуток или «бесполезного, глупо-оригинального решения». Креативность без смеха - это то, что А. Лук назвал «некомическое остроумие» и представляет вид научного мышления, несмешной шутки. Таково главное отличие между понятиями креативность и остроумие. Точками соприкосновения являются: воображение и способность отказаться от шаблонов; способность переформулирования проблемы и применения старых знаний в новом ключе, «скачок мысли»; инсайт, который порождает как остроту, так и открытие. Рассматривая связь между остроумием и креативностью, Е.М. Иванова отмечает, что создание шутки или ее пересказ не являются признаком креативности в равной мере. «Необходимо отметить, что остроумным человек воспринимается как в случаях, когда он самостоятельно продуцирует юмор, так и когда он всего лишь обладает хорошей памятью и воспроизводит

готовые шутки» [2, 146]. Возможно, автор права, но ведь шутка смешна, когда она уместна, когда она «пересказана» в соответствующих условиях и аудитории. Несмотря на то, что наука считается серьезной областью деятельности человека, тем не менее, творческая деятельность ученого проникнута юмором. Это способность соединять несовместимые подходы, ироничность по поводу ошибок, совершенных самим ученым или его коллегой, научные труды, написанные с использованием тонкого юмора. А. Маслоу считал одной из черт самоактуализированного человека - обладание чувством юмора. Также Н. Казинс отмечает чувство юмора, как неотъемлемое свойство творческих личностей на примере двух великих музыкантов П. Казальса и А. Швейцера, наряду с такими качествами как высокая цель, воля к жизни, креативность [3, с. 36-42]. И поэтому, мы предлагаем считать и чувство юмора одной из важных характерных черт творческой личности.

Список литературы

1. Иванова Т.В. Остроумие и креативность // Вопросы психологии. М., 2002. № 1.

2. Иванова Е.М. Чувство юмора как маркер одаренности // Психология. М., 2011. Т. 8. № 4.

3. КазинсН. Творчество и долголетие // Наука и жизнь. М., 2007. № 7. С. 36-42.

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО АЛИ САФИ Мавлянов У.Н.

Мавлянов Умид Насриддинович - преподаватель, кафедра философии,

Гулистанский государственный университет, г. Гулистан, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена жизни и творчеству очень известного философа всех времен. Автор дает подробную информацию об Али ас-Сафи, иллюстрируя очень специфические данные, как годы его благополучной деятельности в периодическом порядке, и утверждает, что он был основателем понятия, так называемого суфизма. По мнению автора, он жил в тот период, когда жили и творили деятели, такие как Джамий, Навайи и Хаджа Ахрор, которые действительно были его духовным путеводителями и поддерживали его во всем.

Ключевые слова: теологией, философия, темуриды, мударрис, ваиз.

УДК 101

Фахруддин Али ас-Сафи Ваиз аль-Кашифи аль-Бейхаки, живший и творивший во второй половине XV - первой половине XVI веков, был известным литературом, ученым, религиозным и государственным деятелем своего времени. Он занимался этикой, теологией, историей, философией, религией и другими науками. Он читал лекции, государственные предписания, давал уроки по хадисам, правилам поведения в мечети и медресе Герата. По сведениям А.Д. Миклухо-Маклая, Али Сафи родился 12 февраля 1463 года в Герате, в семье Хусейна Ваиза Кашифи. Однако М. Хасани и Б. Умарзак утверждают, что «Али Сафи родился 1 февраля в Сабзаваре, затем переехал с отцом и матерью в Герат». Из этого можно заключить, что Али Сафи родился в Хорасанском Сабзаваре - Бейхаке, затем переехал вместе с семьёй в Герат. Начальное образование он получил дома, у своего отца Ваиза Кашифи, затем учился в махаллинской школе [1].

Активная общественно-религиозная деятельность и расцвет научного творчества, самый продуктивный период его творческой биографии приходится на 30-е годы XVI века. Влияние этого периода на научное творчество, деятельность, личную судьбу Али Сафи состоит в том, что в это время жили и творили такие деятели как Ходжа Ахрар (ум. в 1489-90), Джами (ум. в 1492), Навои (ум. в 1501), которые были его духовными путеводителями, наставниками, оказывая ему всяческую поддержку. Кроме того, условия для его деятельности создавали

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.