Научная статья на тему 'Чувство вины, как предиктор межличностной зависимости и благополучия в межличностных отношениях'

Чувство вины, как предиктор межличностной зависимости и благополучия в межличностных отношениях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1155
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДДИКЦИЯ / МЕЖЛИЧНОСТНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / БЛАГОПОЛУЧИЕ / ЗДОРОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / ДЕСТРУКТИВНАЯ СВЕРХЗАВИСИМОСТЬ / ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ / ЗАВИСИМОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЧУВСТВО ВИНЫ / НЕАДАПТИВНЫЕ ФОРМЫ ВИНЫ / ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ВИНЫ / ADDICTION TYPES / INTERPERSONAL DEPENDENCE / WELL-BEING / HEALTHY ADDICTION / DESTRUCTIVE OVERDEPENDENCE / DYSFUNCTIONAL SEPARATION / ADDICTIVE BEHAVIOUR / GUILT-RIDDENNESS / NON-ADAPTIVE FORMS OF GUILT / IRRATIONAL FORMS OF GUILT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Каменский Пётр Игоревич

Статья посвящена проблеме сопряженности чувства вины и межличностной зависимости Автор показывает актуализированную потребность рассмотрения аспекта зависимого поведения личности в связи с дефицитарными знаниями в этой области, с одной стороны, и появлением новых видов нехимической зависимости, с другой. Раскрывается специфика связей неадаптивных форм вины и межличностной зависимости. Автор рассматривает иррациональные формы вины, как предиктор деструктивных типов межличностной зависимости, а именно деструктивной сверхзависимости и дисфункционального отделения. В заключении автор приходит к выводу, что некоторые формы неадаптивной вины являются предикторами деструктивной сверхзависимости и дисфункционального отделения. И что межличностная зависимость и иррациональные формы вины сопряжены с психологическим благополучием. Автор подчеркивает, что исследование далеко от своего завершения и требует более детального изучения, как межличностной зависимости, так и неадаптивных форм вины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Guilt-riddenness as a predictor of interpersonal addiction and well-being in interpersonal relationships

The article is devoted to the problem of the conjugation of guilt feeling and interpersonal dependence. The author shows the actualised need to consider the aspect of personality dependent behaviour in connection with scarce knowledge in this area on the one hand and the emergence of new types of non-chemical dependence on the other. The specifics of the links of non-adaptive forms of guilt and interpersonal dependence are revealed. The author considers the irrational forms of guilt as a predictor of destructive types of interpersonal dependence, namely destructive overdependence and dysfunctional separation. In conclusion, the author states that some forms of non-adaptive guilt are predictors of destructive overdependence and dysfunctional separation. Also,.interpersonal dependence and irrational forms of guilt areassociated with psychological well-being. The author emphasises that the study is far from completion and requires a more detailed knowledge of both interpersonal dependence and non-adaptive forms of guilt.

Текст научной работы на тему «Чувство вины, как предиктор межличностной зависимости и благополучия в межличностных отношениях»

РО! 10.34216/2073-1426-2019-25-4-84-88 УДК 159.923

Каменский Петр Игоревич

Костромской государственный университет [email protected]

ЧУВСТВО ВИНЫ, КАК ПРЕДИКТОР МЕЖЛИЧНОСТНОЙ ЗАВИСИМОСТИ И БЛАГОПОЛУЧИЯ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Исследование проводится при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-013-01001

Статья посвящена проблеме сопряженности чувства вины и межличностной зависимости Автор показывает актуализированную потребность рассмотрения аспекта зависимого поведения личности в связи с дефицитарными знаниями в этой области, с одной стороны, и появлением новых видов нехимической зависимости, с другой. Раскрывается специфика связей неадаптивных форм вины и межличностной зависимости. Автор рассматривает иррациональные формы вины, как предиктор деструктивных типов межличностной зависимости, а именно деструктивной сверхзависимости и дисфункционального отделения. В заключении автор приходит к выводу, что некоторые формы неадаптивной вины являются предикторами деструктивной сверхзависимости и дисфункционального отделения. И что межличностная зависимость и иррациональные формы вины сопряжены с психологическим благополучием. Автор подчеркивает, что исследование далеко от своего завершения и требует более детального изучения, как межличностной зависимости, так и неадаптивных форм вины.

Ключевые слова: аддикция, межличностная зависимость, благополучие, здоровая зависимость, деструктивная сверхзависимость, дисфункциональное отделение, зависимое поведение, чувство вины, неадаптивные формы вины, иррациональные формы вины.

Значение изменений контекстуальных условий жизни современного человека и общества является фундаментальным. Процесс технической революции затронул большинство стран и народов. Современные технологии стали иметь важное значение не только в контексте отношений человек - машина, но и в отношениях человек - человек. Многие социально-психологические феномены, такие как дружба, любовь, отношения в группе, процесс социализации и многое другое изменили привычные способы реализации. Любые изменения обладают амбивалентными свойствами и влияют на жизнедеятельность человека и в негативном, и в позитивном аспектах. Ввиду этого современные науки сталкиваются с новыми вызовами, что создает необходимость в глобальных эмпирических исследованиях и углублении научного знания.

Психологические науки занимают значимую позицию в этом неопределенном и сложном контексте, где появляется новое определение реальности - дополненная реальность. Так, например, за последние десятилетия в обществе проявились новые виды зависимого поведения, которые не связаны с приемом психоактивных веществ, и вошли в категорию нехимических зависимостей (зависимость от социальных сетей, интернет-зависимость, зависимость от мобильного телефона, зависимость от компьютерных игр, шоппинг-зависимость и др.). Но содержание самого феномена химической и нехимической аддик-ции остается недостаточно раскрытым, несмотря на многие эмпирические и теоретические исследования в зарубежной и отечественной психологии.

Зависимое поведение традиционно рассматривается, как фактор связанный с неблагополучием личности, с нарушением социальных связей и социальной дезадаптацией. Данная проблема, как правило находится в рамках клинической психоло-

гии и рассматривается с позиции патологии личности. Но источник нехимической зависимости, с высокой долей вероятности, находится в системе межличностных отношений человека. Несмотря на эту очевидность, изучение нехимических зависимостей в социальной психологии фрагментарно и неполно, что создает определенные трудности в разработке психокоррекционных программ и профилактики нехимических аддикций.

Межличностная зависимость, как нехимическая зависимость, формируется, развивается и проявляется в контексте отношений человека. Даже если учитывать современные тенденции к цифровизации и развитие электронных технологий, жизнь человека начинается с взаимодействия с матерью (или с заменяющей ее фигурой). Межличностные отношения начинаются на первых этапах развития личности и сопровождают человека всю жизнь. Так, попытка объяснить феноменологию межличностной зависимости обнаруживается в работах ученицы известного психоаналитика Дж. Боулби Мэри Эйнсворт.

При дифференциации понятий «привязанность» и «межличностная зависимость» Мэри Эйнсворт указывает, что изначально, концепция привязанности и концепция межличностной зависимости были ассимилированы. Это не вызывало сомнений, потому что обсуждения каждой концепции подчеркивали ранний контакт между опекуном и младенцем и потому что большинство одинаковых поведенческих актов (плач, цепляние, поиск близости) лежат в основе обеих конструкций. Термины «межличностная зависимость» и «привязанность» используются для обозначения класса поведения, который поддерживает контакт между ребенком и одним или несколькими другими людьми и вызывает взаимное внимательное и заботли-

84

Вестник КГУ 2019

© Каменский П.И., 2019

вое поведение у этих людей. Межличностная зависимость включает в себя те же классы поведения, которые Боулби назвал бы привязанностью.

Разъединение понятий привязанности и зависимости, особенно в том виде, в котором они изначально задумывались, было важно по нескольким причинам. Во-первых, привязанность, в отличие от приобретенной потребности в зависимости, возносилась, когда рухнула теория влечения. Исследования привязанности указали путь к новой, более жизнеспособной позиции индивидуальных различий. Отдельные люди могут не демонстрировать постоянную частоту определенного поведения во времени или в разных ситуациях, но организация их поведения во времени и ситуациях является последовательной. Эта организационная перспектива может быть применена к самой концепции межличностной зависимости. Например, дети могут проявлять одну и ту же степень зависимости совершенно разными способами - одни из-за отчаянного контакта с людьми в стесненных обстоятельствах, другие из-за хронического поиска внимания на низком уровне и так далее. Если существуют значимые индивидуальные различия в «чрезмерной зависимости» или в стилях проявления зависимости, с большой вероятностью, чтобы они имели раннее происхождение. Тот факт, что понятия привязанности и зависимости не являются синонимами, не означает, что они не связаны между собой. Индивидуальные различия в привязанности к уходу за ребенком могут иметь очевидные последствия для более позднего развития межличностной зависимости, хотя развитие отношений могут быть более сложными, чем считалось ранее [5].

Важно подчеркнуть, межличностная зависимость, как правило, рассматривается в контексте близких партнерских отношений, но ее можно встретить в детско-родительских, дружеских, производственных отношениях (руководитель-подчиненный), в диаде учитель-ученик, психолог-клиент и т.д.

В каждом виде отношений феномен межличностной зависимости будет обладать уникальной спецификой [4, с. 51].

Еще одна концепция межличностной зависимости описана в работах Роберта Борнштейна. Межличностная зависимость является сложным феноменом и охватывает как деструктивную сверхзависимость (характеризующуюся ригидным, ма-нипулятивным, невзаимным стремлении к получению помощи и поддержки на фоне постоянного ощущения себя бессильной и несамостоятельной личностью независимо от конкретной ситуации), дисфункциональное отделение (характеризующееся неспособностью или нежеланием развивать социальные связи и участвовать в адаптивных поведенческих отношениях, а так же использовать подходящее для ситуации аффилиативное поведение), так и понятие здоровой зависимости (ха-

рактеризующейся эмоциональным, когнитивным, поведенческим поиском поддержки; это зрелая, активная форма). Здоровые зависимые люди демонстрируют гибкость в поведении, в зависимости от ситуации и способны откладывать краткосрочное удовлетворение потребности во внимании для поддержания долгосрочных поддерживающих отношений. Здоровая зависимость является результатом конструктивного воспитания детей, воспитания чувства уверенности и направленности на себя и последовательной обратной связи с другими людьми о том, что можно обращаться за поддержкой в случае необходимости [7, с. 143].

Взяв во внимание, что формирование зависимого поведения тесно связано с качеством межличностных отношений на начальном этапе развития личности, возникает вопрос: какие психологические и социально-психологические феномены, формирующиеся на ранних этапах онтогенеза, могут быть предикторами межличностной зависимости? Среди возможных предикторов особое место может занимать чувство вины и тревоги как особые защитные механизмы, с помощью которых человек пытается загладить, или нейтрализовать ущерб, нанесенный собственными ошибочными действиями. Г. Мандлер, утверждает, что вина и тревога - это разные названия одного и того же явления. Вина, по этому автору, - это тревога относительно реального или воображаемого промаха [10, с. 52].

М. Маккенан показал, что для эффективного научения вине более подходят не методы физического наказания, а психологические, ориентированные на «любовь» (при использовании их родителями, находящимися в психологическом контакте с ребенком). Именно боязнь потерять любовь родителей чаще всего приводит к раскаянию, угрызению совести, тревоге, то есть к переживанию вины. Так же, автор выделяет, ситуации, при которых возникает чувство вины:

- когда человек не может выполнить то, что должен;

- когда человек сделал или не сделал что-то в прошлом и теперь сожалеет об этом;

- когда он делает то, что «должен», но в глубине души сожалеет о своем поступке;

- когда он собирается сделать что-то, чего делать «не должен», и потому переживает тревогу, стресс и угрызения совести [8].

В момент переживания вины преобладают мысли, направленные на прошлое, на будущее («в следующий раз буду умней, буду делать правильно») и на разрешение ситуации, связанной с виной («надо извиниться»). У ряда респондентов появляется недоумение («как я мог / могла так поступить?!»), иногда - растерянность («что же делать?»).

Так же возникают неадаптивные и необъективные мысли («я плохой, мне нет прощения»). Переживание вины может сочетаться с другими

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

85

негативными эмоциями: тоской, огорчением, униженностью, оскорбленностью, разочарованностью. Кроме моральных мучений, оно приносит с собой физическое напряжение во всем теле, затрудненность дыхания и, как это ни странно, страх и желание спрятаться от самого себя.

Слишком выраженная склонность к переживанию вины может быть базой для возникновения депрессии, а также для развития сверхответственности за происходящее [9].

Чрезмерное чувство вины приводит к мучительным переживаниям, подрывающим у человека наиболее фундаментальное чувство - чувство собственного достоинства. Одно лишь желание избавиться от этого может подтолкнуть к признанию вне зависимости от последующего наказания. Порой даже наказание может быть именно тем, что человеку кажется необходимым для освобождения от мучительного чувства вины [1, с. 57].

Очевидно, что переживание вины связано с формированием у человека нравственных норм поведения (совести), с развитием его как личности. Д. Осьюбел выдвинул три предпосылки развития эмоции вины:

1) принятие общих моральных ценностей;

2) интернализация моральных ценностей;

3) способность к самокритике, развитая настолько, чтобы воспринимать противоречия между интернализированными ценностями и реальным поведением.

Осьюбел предполагает существование общекультурных механизмов усвоения вины, что связано с одинаковыми отношениями между родителями и ребенком, необходимостью лишь минимума навыков социализации ребенка, имеющихся в каждой культуре, и определенной последовательностью этапов когнитивного и социального развития. Предпосылкой воспитания совести и чувства вины является желание родителей и всего общества воспитать у подрастающего поколения чувство ответственности [6].

М. Кляйн, являющаяся одним из ведущих специалистов по раннему детству, доказывала, что чувство вины возникает в первые месяцы жизни из-за тех смешанных чувств, которые ребенок испытывает к матери: он может любить и не любить ее одновременно [2].

Исходя из подходов к определению феноменологии чувства вины, по нашему мнению, межличностная зависимость может быть связана с виной, основанной на страхе личности причинить вред другим, преследуя собственные цели, которую, американские психологи разделяют на несколько отдельных, но связанных друг с другом типов. Среди них адаптивная вина, которая связана с хорошим социальным приспособлением и здоровым личностным развитием и четыре типа дезадаптивной вины: вина выжившего (уцелевшего), вина отделения (предательства), вина гиперответственности и вина ненависти к себе.

Содержание каждого вида иррациональной формы вины имеет следующую характеристику: вина выжившего характеризуется патогенным верованием, что преследование нормальных целей и достижение успеха заставит любимых людей страдать и чувствовать себя неадекватными; вина отделения также возникает из страха навредить другим, преследуя свои цели. Она характеризуется патогенным верованием, что кто-то не имеет права на отдельное существование, что отделение или отличие от близких и любимых людей - предательство, оно губительно для них, причинит им вред и боль; вина гиперответственности возникает из альтруизма. Она предполагает преувеличенное чувство ответственности за заботу о счастье других. Этот тип вины неизменно сопровождает вину выжившего и вину отделения, но может и встречаться отдельно от них; вина ненависти к себе - это крайняя и малоадаптивная форма вины, которая может возникать как следствие жестокого и невнимательного отношения родителей, близких и любимых людей. Это крайне негативная оценка себя, общее чувство негодности [11].

Еще одна концепция формирования чувства вины прослеживается в работах психоаналитика Хайнца Кохута. Он связывает чувство вины и нар-циссическое расширение личности, сформированное под влиянием родительского имаго. У ребенка, на основе неприятия его ядерной самости родителями, формируется сильное чувство вины, что ведет к переживанию себя, как неспособного и ненужного, делая родительское имаго всемогущим и главенствующим над «Я» личности. Итогом становится три ведущих феномена поведения. Во-первых, родительские потребности и модели поведения интроецируются и становятся ведущими в выборе социальных реакций ребенка, что может наблюдаться на протяжении всей жизни личности. Во-вторых, может появляться сильная потребность в поиске и присоединению к более сильной фигуре, напоминающей одного из родителей. В-третьих, личность может прибегнуть к изоляционному стилю поведения, дистанцируясь от взаимодействия с другими людьми. Какую из трех моделей личность будет использовать зависит от внешних и внутренних контекстуальных особенностей [3].

Если рассмотреть позиции исследователей межличностной зависимости и чувства вины, то можно выявить общее в этих двух психологических феноменах. Неадаптивные формы вины и ненормативные формы зависимости (деструктивная сверхзависимость, дисфункциональное отделение) могут формироваться на ранних этапах развития личности. Так же эти феномены способствуют возникновению отрицательных эмоций и переживаний, препятствуют адаптивному социальному поведению. С позиции М. Кляйн чувство вины формируется еще в младенчестве, а с точки зрения Р. Борнштей-на тип межличностной зависимости формируется

86

Вестник КГУ ^ 2019

в более позднем возрасте и может возникать не только к родительским фигурам, но и быть стилем взаимодействия и с другими людьми.

Таким образом, рассмотрение существующих теоретических позиций, дает основание выдвинуть гипотезу о том, что специфика чувства вины может быть предиктором межличностной зависимости и, в целом, психологического благополучия личности.

Цель нашего эмпирического исследования - изучить неадаптивные и адаптивные формы чувства вины, как предиктора межличностной зависимости и психологического благополучия личности.

Дизайн исследования. Выборку исследования составили мужчины и женщины, 96 человек, в возрасте от 20 до 26 лет (X = 22, с = 3,54). Выборка была разделена на 3 эмпирические группы: мужчины и женщины со здоровой зависимостью (36,46%, n = 36 чел.); мужчины и женщины с деструктивной сверхзависимостью (29,17%, n = 28 чел.); мужчины и женщины с дисфункциональным отделением (33,33%, n = 32 чел.). Выборки формировались по средствам дисперсионного анализа.

Исследование проведено в рамках номотети-ческого подхода. Методический комплекс: «Тест профиля отношений» Р. Борнштейна в адаптации О.П. Макушиной (2005); «Шкала психологического благополучия» К. Рифф, в адаптации Т.Д. Шевелен-ковой, Т.П. Фесенко (2005); «Опросник межличностной вины» L.E. O'Connor, J.W. Berry, J. Weiss, M. Bush, H. Sampso (1987), в адаптации Е.В. Белинской. Математическая обработка полученных данных проводилась с помощью программы SPSS версии 15.0 дисперсионного анализа, корреляционного анализа Пирсона, линейного регрессионного анализа.

На первом этапе исследования, мы выявили взаимосвязь типов межличностной зависимости и неадаптивных форм вины.

Из результатов корреляционного анализа следует, что группа с деструктивной сверхзависимостью имеет прямую связь с такими неадаптивными формами вины, как вина выжившего (при р = 0,01), вина гиперответственности (при р = 0,01), вина ненависти к себе (при р = 0,01). Взаимосвязь группы с дисфункциональным отделением и группой испытуемых со здоровой зависимостью с неадаптивными формами вины не выявлена.

Вина выжившего, вина гиперответственности, вина ненависти к себе - формируются при взаимодействии с родителями или значимыми другими и характеризуются негативными переживаниями, связанными с качеством взаимодействия в отношениях с близкими людьми. Деструктивная сверхзависимость характеризуется стремлением личности к постоянному получению помощи, а также перекладыванию ответственности за поступки на других и ощущением себя, как беспомощного и не способного человека. Взаимосвязь неадаптивных

форм вины и деструктивной сверхзависимости можно объяснить феноменологией этих явлений. В основе каждого из этих феноменов лежит социальное взаимодействие и качество этого взаимодействия со значимыми другими.

На втором этапе исследования, при помощи корреляционного анализа с использованием критерия Пирсона, мы выявили взаимосвязь типов межличностной зависимости и шкал психологического благополучия. Так, группа с деструктивной сверхзависимостью имеет обратную связь со шкалой «автономия» (при р = 0,01). Группа испытуемых с дисфункциональным отделением имеет обратную связь со шкалой «самопринятие» (при р = 0,05). Связь группы со здоровой зависимостью со шкалами психологического благополучия не выявлена.

Из результатов следует, что деструктивная сверхзависимость и дисфункциональное отделение связаны с благополучием личности, с его более низкими показателями, в контексте своих феноменологических особенностей - деструктивная сверхзависимость связана с автономией личности, с её низкими показателями, а дисфункциональное отделение связано с низкими показателями со шкалой самопринятие. Отсутствие связей здоровой зависимости и шкал психологического благополучия может означать, что здоровая зависимость способствует реализации межличностных отношений на уровне нормы и таким образом у личности становятся ведущими другие структуры, которые влияют на психологическое благополучие, но это утверждение спорно и требует дополнительных исследований.

На третьем этапе исследования, при помощи корреляционного анализа с использованием критерия Пирсона, мы выявили взаимосвязь неадаптивных форм вины и шкал психологического благополучия.

Из результатов следует, что неадаптивные формы вины, такие как вина выжившего имеет обратную корреляционную связь со шкалой субъективного благополучия самопринятия (при р = 0,05), а вина ненависти к себе имеет обратную корреляционную связь со шкалой субъективного благополучия цель в жизни (при р = 0,05). Неадаптивные формы вины отрицательно влияют на благополучие личности. Вина выжившего характеризуется ограничением самореализации и достижения успеха с целью сохранения благоприятных отношений с близкими людьми. Ограничение самореализации может способствовать отвержению собственного «Я», что приведет личность к непринятию себя и своих актуальных потребностей. Вина ненависти к себе характеризуется негативной оценкой себя, аутоагрессией и общим чувством негодности. Мы можем предположить, что личность с высокими показателями вины ненависти к себе сфокусирована на своём субъективном состоянии и не способна ориентироваться на построение жизненных стратегий, чем и объясняться качество такой связи.

Педагогика. Психология. Социокинетика № 4

87

На четвертом этапе исследования, при помощи линейного регрессионного анализа, мы выявили предикторы межличностной зависимости.

Неадаптивные формы вины, такие как вина выжившего, вина гиперответственности и вина отделения являются предикторами деструктивной сверхзависимости. Вина отделения так же является предиктором дисфункционального отделения. Если опираться на концепцию М. Кляйн, о раннем формировании чувства вины, то такие результаты объяснимы. Позиция М. Эйнсворт о различии привязанности и межличностной зависимости, так же объясняет полученный результат. Мы можем предположить, что деструктивные формы межличностной зависимости дисфункциональное отделение и деструктивная сверхзависимость определяются качеством отношений ребенка и его родителей, в которых формируются иррациональные формы вины. Если предположить, что дисфункциональное отделение и деструктивная сверхзависимость - это виды социального поведения, которое реализуется не только с близкими людьми, но и может возникать в контексте отношений учитель - ученик, начальник - сотрудник и др., а иррациональные формы вины являются частью базового конфликта личности, то такой результат соотносится со многими психологическими концепциями, которые поддерживают идею, что в основе поведения личности лежат конфликты, психологические травмы, опыт отношений с родителями и попечителями, которые в дальнейшем находят своё отражение во взаимодействии с другими людьми.

Таким образом, полученные данные дополняют знания о феномене межличностной зависимости, её связи с психологическим благополучием личности и иррациональными формами вины. Эмпирические результаты, не оставляют сомнений в сложности феномена межличностной зависимости. Наше исследование еще далеко от завершения, и остается много нераскрытых вопросов, например,что является предиктором здоровой зависимости? Ответ на этот вопрос требует дополнительных многоаспектных исследований межличностной зависимости.

Библиографический список

1. Ильин Е.П. Психология совести: вина, стыд, раскаяние. - СПб.: Питер, 2017. - 288 с.

2. Кляйн М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников. - СПб., 1997. - 96 с.

3. Кохут X Анализ самости: Систематический подход к лечению нарциссических нарушений личности. - М.: Когито-Центр, 2003. - 308 с.

4. Скворцова С.Н., Шумский В.Б. Структурная модель феномена зависимости в близких межличностных отношениях // Консультативная психология и психотерапия. - 2013. - № 4. - С. 51

5. Эйнсворт М. Объектные отношения, зависимость и привязанность: теоретический обзор

отношений ребенка и матери // Психология привязанности: тексты / сост. и пер. с англ. М.Л. Мельниковой; под ред. С.Ф. Сироткина. - Ижевск: Изд. дом «ERGO», 2005. - С. 37-128.

6. Ausubel D.P. Relationships between shame and guilt in the socialization process. Psychologicalreview. - 1955. - Vol. 62. - P. 378-390.

7. Bornstein R.F. Healthy Dependency: Leaning on Others Without Losing Yourself. - NY., 2003 - 269 p.

8. Mac Kennan D. Violation of prohibitions. H.A. Murray (ed.). Explorations in personality. - NY.: Oxford University Press, 1938.

9. Malatesta C.Z., Wilson A. Emotion / cognition interaction in personality development: A discrete emotions functionalist analysis // British Journal ofResearch in Child Development. - 1988. - Vol. 27. - P. 91-112.

10. Mandler G. Mind and emotions. - NY.: John Wiley, 1975. - 280 p.

11. Connor L.E., Berry J.W., Weiss J., Bush M., Sampson H. Interpersonal Guilt: The Development of a New Measure // Journal of Clinical Psychology. -1997. - № 1. - P. 72-83.

References

1. Il'in E.P. Psikhologiia sovesti: vina, styd, raskaianie. - SPb.: Piter, 2017. - 288 s.

2. Kliain M. Zavist' i blagodarnost'. Issledovanie bessoznatel'nykh istochnikov. - SPb., 1997. - 96 s.

3. Kokhut Kh. Analiz samosti: Sistematicheskii podkhod k lecheniiu nartsissicheskikh narushenii lichnosti. - M.: Kogito-Tsentr, 2003. - 308 s.

4. Skvortsova S.N., Shumskii VB. Strukturnaia model' fenomena zavisimosti v blizkikh mezhlichnostnykh otnosheniiakh // Konsul'tativnaia psikhologiia i psikhoterapiia. - 2013. - № 4. - S. 51

5. Einsvort M. Ob"ektnye otnosheniia, zavisimost' i priviazannost': teoreticheskii obzor otnoshenii rebenka i materi // Psikhologiia priviazannosti: teksty / sost. i per. s angl. M.L. Mel'nikovoi; pod red. S.F. Sirotkina. -Izhevsk: Izd. dom «ERGO», 2005. - S. 37-128.

6. Ausubel D.P. Relationships between shame and guilt in the socialization process. Psychologicalreview. - 1955. - Vol. 62. - P. 378-390.

7. Bornstein R.F. Healthy Dependency: Leaning on Others Without Losing Yourself. - NY., 2003 - 269 p.

8. Mac Kennan D. Violation of prohibitions. H.A. Murray (ed.). Explorations in personality. - NY.: Oxford University Press, 1938.

9. Malatesta C.Z., Wilson A. Emotion / cognition interaction in personality development: A discrete emotions functionalist analysis // British Journal ofResearch in Child Development. - 1988. - Vol. 27. - P. 91-112.

10. Mandler G. Mind and emotions. - NY: John Wiley, 1975. - 280 p.

11. Connor L.E., Berry J.W., Weiss J., Bush M., Sampson H. Interpersonal Guilt: The Development of a New Measure // Journal of Clinical Psychology. -1997. - № 1. - P. 72-83.

88

Вестник КГУ 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.