йО!: 10.34216/2073-1426-2019-25-2-41-45 УДК 159.9:316.6
Каменский Петр Игоревич
магистр психологии Костромской государственный университет [email protected]
СОПРЯЖЕННОСТЬ СПЕЦИФИКИ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ ЗАВИСИМОСТИ И СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ВО ВЗРОСЛОСТИ
Исследование проводится при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-013-01001
Статья посвящена проблеме сопряженности специфики межличностной зависимости и субъективного благополучия во взрослости. Автор показывает актуализированную потребность рассмотрения аспекта зависимого поведения личности в связи с дефицитарными знаниями в этой области, с одной стороны, и появлением новых видов нехимической зависимости, с другой. Раскрываются особенности связей межличностной зависимости и субъективного благополучия. Межличностная зависимость рассматривается как нормативная и ненормативная. Приведенный анализ данных эмпирического исследования показал, что нормативная зависимость связана с субъективным благополучием, с его высокими показателями. При этом, подчеркивается, что исследование требует дальнейшего многоаспектного изучения как ненормативной, так и нормативно межличностной зависимости.
Ключевые слова: аддикция, межличностная зависимость, субъективное благополучие, нормативная зависимость, ненормативная зависимость, зависимое поведение.
Характер происходящих изменений в современном мире фундаментален. Это во многом связано со скоростью развития технологической (четвертой промышленной) революции. Специалисты утверждают, мировая история еще не знала подобной эпохи - времени как великих возможностей, так и потенциальных опасностей [5]. Кардинальные трансформации происходят во всех отраслях бизнеса, производства, потребления, социальной сферы. Смена парадигм происходит в том, как человек работает, общается, самореализуется, получает и перерабатывает информацию. Внедрение новых технологий характеризуется огромной скоростью, и сопровождаться мощной конкуренцией. Кроме того, это связано и с неопределенностью, т.к. невозможно иметь четкие представления, как в дальнейшем будут развиваться преобразования, обусловленные этой промышленной революцией, как они изменят экономическую, социальную, культурную и гуманитарную среду жизнедеятельности человека.
Этот новый контекст жизни порождает ряд специфических проблем, которые современная психологическая наука рассматривает как вызовы. Среди них - проблема зависимого поведения, в том числе нехимические зависимости. Аддиктивное поведение традиционно рассматривается как важнейших фактор и показатель неблагополучия человека, нарушения социализирующих процессов, социальной дезадаптации человека. Данная проблема, как правило, находится в фокусе внимания клинической психологии, рассматривается в контексте патологи-зирующих личностных образований. Однако, источник нехимических зависимостей с высокой долей вероятностей находится в системе межличностных отношений человека. Несмотря на эту очевидность нехимические зависимости (интернет-зависимость, зависимость от социальных сетей, игровая аддикция, межличностная зависимость, любовная, тру-
довая, религиозная, спорт-зависимость, шопинг-ад-дикция и др.) в социальной психологии изучаются фрагментарно и недостаточно.
Из-за недостаточного феноменологического описания нехимических зависимостей до сих пор существует проблема разработки психокоррекци-онных и профилактических программ для людей с высоким риском данного типа аддикций.
В психологии, нехимические зависимости -компьютерная зависимость, игровая зависимость, межличностная зависимость, любовная зависимость, трудоголизм, пищевая зависимость (переедание, голодание) и т.д.
Межличностная зависимость тесно связана с качеством отношений человека и вызывает большой интерес среди ученых и практиков. Следует отметить, что в практической психологии, которая более чувствительная к реальному запросу, психотехнологии и программы коррекции уже разработаны. Но при этом феноменологическая сущность данного явления раскрыта еще недостаточно, и вопросов здесь больше, чем ответов. Недостаточность четкой теоретической базы, разрозненность методологических позиций, отсутствие четкой дифференциации межличностной зависимости от близлежащих понятий (например, деструктивная привязанность и любовная аддикция) и недостаток понимания границы между нормативными и ненормативными показателями крайне затрудняет эмпирическое исследование данного феномена.
Важно подчеркнуть, межличностная зависимость, как правило, рассматривается в контексте близких партнерских отношений, но ее можно встретить в детско-родительских, дружеских, производственных отношениях (руководитель-подчиненный), в диаде учитель - ученик, психолог -клиент и т.д. В каждом виде отношений феномен межличностной зависимости будет обладать уникальной спецификой [3, с. 51].
© Каменский П.И., 2019
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ ]4 2
41
Нас интересовал ряд проблемных вопросов, которые легли в основу данного исследования. Каковы категориальные признаки межличностной зависимости? Возможны ли межличностные отношения без зависимости? Если да, то, что является нормативной «здоровой» зависимостью, а что ненормативной, дезадаптирующей зависимостью? Какова связь между спецификой межличностной зависимости и качеством жизни человека, его удовлетворенностью различными сферами своей жизни?
В современной психологии существует ряд подходов к пониманию сущности межличностной зависимости.
В психоаналитической традиции зависимые отношения рассматриваются, как дефицитарные и патологические. Зависимость существует в нар-циссических и симбиотических отношениях, а также в отношениях характеризующихся сепарацион-ной тревогой. Формированию зависимости, как предполагается в психоаналитическом подходе, способствуют механизмы проекции, интроекции, идентификации, интернализации и экстерализа-ции (К. Хорни), а также проективной идентификации (М. Кляйн), которые усложняют или препятствуют развитию «Я» личности. Черты, качества и чувства, которые личность отказывается или не готова принимать в себе, проецирует на другого человека. В в свою очередь, интроекция включает во внутренний мир зависимого элементы поведения, черт, чувств другой личности, а идентификация уподобляет «Я» значимому другому. В процессе развития межличностной зависимости механизмы защиты делают другого человека «жизненно необходимым» для зависимой личности, приписывая ему черты и качества, которые в реальности могут отсутствовать или в значительной степени искажаться. Взаимодействие двух личностей становится осложненным, поскольку игнорируется собственное «Я», а «Я» партнера воспринимается в искаженном свете. Важной характеристикой феномена зависимости является растворение границ: между реальностью и фантазией (как в проекции и проективной идентификации), а также между границами двух личностей (как в идентификации и интроекции) по принципу: «Я не знаю, где я начинаюсь и где заканчиваюсь. Я не знаю, где начинается и заканчивается другой человек». Такое слитное существование и есть симбиоз, симбио-тические отношения, которые естественны только в младенческом состоянии в диаде «мать-дитя» на оральной и анальной стадиях развития личности [2; 4]. Таким образом, в психоанализе межличностная зависимость рассматривается исключительно как деструктивный феномен, искажающий и травмирующий личность.
Специфичность межличностной зависимости просматривается в гештальтпсихологии. Здесь в основе рассматривается слияние (конфлюэнция).
Различают конфлюэнцию двух видов: конфлюэнция первого вида - это слияние со своими переживаниями, конфлюэнция второго вида - невозможность обособить себя (свои желания, потребности, ценности, переживания) от партнера (от его желаний, потребностей, ценностей, переживаний). В феномене зависимости присутствует конфлю-энция второго вида, которая играет двоякую роль. С одной стороны, определенное слияние необходимо для эмпатии, для понимания внутреннего мира другого человека, для переживания близости. Но, с другой стороны, конфлюэнция грозит зависимостью от партнера, невозможностью развиваться, потерей свободы [1]. Таким образом, данный подход позволяет рассматривать межличностную зависимость как многогранный феномен, включающий как деструктивные, так и конструктивные аспекты.
В работах западных психологов существуют модели, описывающие межличностную зависимость, как полипараметрическое нарушение. Так, Гиршфильд предложил модель межличностной зависимости, которая включает в себя три признака: эмоциональная опора на других; неуверенность в себе; стремление к автономии. Межличностная зависимость определяется как сумма первых двух параметров (эмоциональная опора на других и неуверенность в себе) при отсутствии стремления человека к личностной автономии. Является очень важным тот факт, что в этой модели выделяется категориальный признак зависимости - нарушение личных границ, которые тесно сопряжены с идентичностью человека [7, с. 610].
В работах Р. Борнштейна и его коллег явление межличностной зависимости рассматривается, как сложное и многоплановое нарушение, в связи, с чем исследователи разграничивают зависимость как нормативное явление, чрезмерную зависимость и деструктивное отделение, вызывающие личностные нарушения [6, с. 269].
Структура межличностной зависимости состоит из 4 компонентов - когнитивный включает в себя отношение личности к себе, как убеждение в собственной беспомощности и слабости; эмоциональный компонент - страх одиночества, эмоциональную сверхблизость, и тревогу, связанную с «эмоциональной холодностью» партнера; моти-вационный компонент включает в себя выраженную потребность в поддержке и руководстве значимых лиц, поведенческий компонент заключается в поисках помощи, одобрения со стороны значимой личности в процессе межличностного взаимодействия, а так же в тенденции игнорировании потребностей собственного «Я» и предпочтение удовлетворения потребностей значимого другого. Из этого следует, что межличностная зависимость затрагивает важные характеристики личности, воздействуя на её внутреннею структуру и стиль
42
Вестник КГУ ^ 2019
выстраивания межличностных отношений. Но, стоит отметить, что позитивный потенциал межличностной зависимости или феномен здоровой зависимости, о котором в своей книге «Здоровая зависимость: опираться на других, не теряя себя» писал Р. Борнштейн, является весьма важным для понимания и описания сущности межличностной зависимости. Нормативная «здоровая» зависимость - это «гибкая середина» между деструктивным отделением и сверхзависимостью. Это способность человека уравновешивать близость и автономность, опираться на других, сохраняя при этом сильное чувство собственного достоинства, и чувствовать себя комфортно в случае обращения за помощью к другому человеку. Здоровая зависимость имеет ряд положительных эффектов, включая: высокое удовлетворение в любовных отношениях; большую вероятность академического и карьерного успеха, самореализации; улучшение семейных отношений и родительских навыков; хорошее физическое и психологическое здоровье.
Важные социальные навыки взаимодействия, которые развивается в условиях здоровой зависимости - эмпатия, чувствительность к настроению и поведению партнера по общению, стремление делать другим приятное. Помощь других позволяет человеку со здоровой зависимостью решать конкретные задачи, обеспечивает ему чувства стабильности и защищенности; формируются и развиваются стабильные конструктивные отношения. Здесь очень важным является понятие симметричной зависимости или здоровой созависимости. Отношения, в которых может возникать «здоровая зависимость» принимают реципрокный характер, существует, так называемый, «баланс обмена». Здоровая зависимость является позитивной адаптивной ценностью человека. Так, здоровая зависимость может быть частью стратегии «успешного взаимодействия», совладания с неизбежными ограничениями ресурсов и способностей в особых обстоятельствах. В этом случае зависимость является оптимизирующей стратегией по инициированию и сохранению социальных контактов, компенсаторной функцией, позволяющей личности эффективно выстраивать межличностные отношения [6, с. 269].
С целью определения теоретического конструкта межличностной зависимости с позиции социальной психологии, есть необходимость в рассмотрении социально-психологических факторов и категориальных признаков нормативной и ненормативной зависимости в межличностных отношениях, изучении сопряженности специфики межличностной зависимости с качеством жизни человека, его удовлетворенностью различными аспектами жизни.
Цель настоящего исследования - изучить сопряженность удовлетворенности различными сферами жизни с показателями зависимости в межличностных отношениях взрослых людей в континууме «нормативная зависимость - ненормативная сверхзависимость».
Дизайн исследования. Выборку исследования составили мужчины и женщины, 120 человек, в возрасте от 20 до 34 лет (x=23, о=4,42). Все респонденты на момент исследования состояли в партнерских отношениях.
Выборка была разделена на 2 эмпирические группы: мужчины и женщины с нормативной зависимостью (39,5%, n=44 чел.), мужчины и женщины с ненормативной сверхзависимостью (60,5%, n=76 чел). Выборки формировались посредством дисперсионного анализа.
Методы исследования. Исследование проведено в рамках номотетического подхода. Методический комплекс: «Тест профиля отношений» Р. Борн-штейна в адаптации О.П. Макушиной (2005), тест «Шкала субъективного благополучия» в адаптации М.В. Соколовой (1996). Математическая обработка полученных данных проводилась с помощью программы SPSS версии 22.0 дисперсионного анализа, корреляционного анализа Пирсона и непараметрического критерия U-Манна Уитни для двух независимых выборок.
На первом этапе исследования мы выявили показатели субъективного благополучия у группы респондентов с нормативной зависимостью (табл. 1).
Стоит отметить, что показатели шкал имеют обратное значение, т.е. чем выше балл по шкале, тем ниже уровень субъективного благополучия.
Таким образом, респонденты с нормативной зависимостью характеризуются стабильным по-
Шкала Среднее значение
Напряженность и чувствительность 11,75
Признаки, сопровождающие основную психоэмоциональную симптоматику 12,37
Изменения настроения 4,37
Значимость социального окружения 8,2
Самооценка здоровья 6,37
Степень удовлетворенности повседневной деятельностью 9,25
Общее субъективное благополучие 3,125
Таблица 1
Показатели субъективного благополучия у группы с нормативной зависимостью
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 2
43
Таблица 2
Показатели субъективного благополучия у группы с ненормативной сверхзависимостью
Шкала Среднее значение
Напряженность и чувствительность 14,71
Признаки, сопровождающие основную психоэмоциональную симптоматику 14,14
Изменения настроения 8,57
Значимость социального окружения 10,14
Самооценка здоровья 7,71
Степень удовлетворенности повседневной деятельностью 12,57
Общее субъективное благополучие 6,85
зитивным эмоциональным фоном и оптимистическим взглядом в будущее (шкала Изменения настроения), удовлетворены своим физическим и психологическим здоровьем и качеством отношений с близкими людьми. Показатели субъективного благополучия у группы респондентов с ненормативной сверхзависимостью указаны несколько иные (табл. 2).
Испытуемые с нормативной зависимостью в сравнении с ненормативной сверхзависимостью имеют лучшие показатели по шкалам субъективного благополучия. Это может быть связано со спецификой нормативной зависимости, которая способствует улучшению взаимодействия в отношениях с людьми, может способствовать улучшению физического и психологического здоровья.
Сравнительный анализ с использованием и-критерия Манны Уитни позволил выявить значимые различия по шкале изменение настроения (при р=0,01). Это может означать, что ненормативная сверхзависимость в отличие от нормативной зависимости связана с эмоциональным состоянием личности, и сопряжена с субъективным благополучием личности.
Далее был проведен корреляционный анализ с использованием критерия Пирсона. Были выявлены статистически значимые связи между нормативной зависимостью и шкалами субъективного благополучия. Выявлена обратная статистически значимая связь между нормативной зависимостью и шкалами самооценка здоровья, степень удовлетворенности повседневной деятельностью, общее субъективное благополучие (при р=0,01). Выявлена прямая статистически значимая связь между ненормативной сверхзависимостью и шкалами изменение настроения, степень удовлетворенности повседневной деятельностью и общее субъективное благополучие (при р=0,05).
Из результатов следует, что нормативная зависимость и ненормативная сверхзависимость имеют статистически значимые связи со шкалами субъективного благополучия. Но, стоит отметить, что качество этих связей различно. Испытуемые с ненормативной сверхзависимостью, имеют более низкий показатель качества субъективного благополучия. Это может быть связано с тем, что феноменология нормативной зависимости и не-
нормативной сверхзависимости противоположна. Нормативная зависимость может способствовать улучшению качества отношений между людьми, ориентировать личность на позитивное взаимодействие в профессиональных и близких отношениях, способствовать уравновешиванию близости и автономности. Ненормативная сверхзависимость может способствовать эмоциональному дисбалансу, фокусировке на объекте зависимости с игнорированием собственных потребностей, интересов и целей, что может негативно влиять на субъективное благополучие личности.
Таким образом, полученные результаты дополняют научное знание о межличностной зависимости. Во многих эмпирических исследованиях, химические и нехимические зависимости рассматриваются с позиции негативного влияния на личность. Наши данные демонстрируют, что нормативная зависимость связана с субъективным благополучием, с его высокими показателями. Однако данное исследование далеко от своего завершения и требует многоаспектного изучения как ненормативной, так и нормативно межличностной зависимости.
Так же, стоит отметить, практическую значимость полученных результатов. При составлении психокоррекционных программ для работы с межличностной зависимостью особое внимание необходимо уделять методам и технологиям, направленным на регулирование негативных эмоций, стабилизации эмоционального состояния и эмоциональной разгрузки.
Библиографический список
1. Гингер С., Гингер А. Гештальт-терапия контакта. - СПб.: Специальная литература, 1999. -287 с.
2. Кляйн М. Зависть и благодарность: Исследование бессознательных источников. - СПб., 1997. -96 с.
3. Скворцова С.Н., Шумский В.Б. Структурная модель феномена зависимости в близких межличностных отношениях // Консультативная психология и психотерапия. - 2013. - № 4. - С. 51-69.
4. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. - М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2012. - 278 с.
44
Вестник КГУ 2019
5. Шваб К. Четвертая промышленная революция. АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка» 2016. - 192 с.
6. Robert F. Bornstein Healthy Dependency: Leaning on Others Without Losing Yourself. - Harper Collins Publishers, 2003. - 269 p.
7. Hirschfeld R., Klerman G. A measure of interpersonal dependency // Journal of personality assessment. - 1977. - V. 41. - P. 610-618.
References
1. Ginger S., Ginger A. Geshtal't-terapiya kontakta. - SPb.: Special'naya literatura, 1999. - 287 s.
2. Klyajn M. Zavist' i blagodarnost': Issledovanie bessoznatel'nyh istochnikov. - SPb., 1997. - 96 s.
3. Skvorcova S.N., SHumskij VB. Strukturnaya model' fenomena zavisimosti v blizkih mezhlichnostnyh otnosheniyah // Konsul'tativnaya psihologiya i psihoterapiya. - 2013. - № 4. - S. 51-69.
4. Horni K. Nevroticheskaya lichnost' nashego vremeni. - M.: Kanon+ROOI «Reabilitaciya», 2012. -278 s.
5. SHvab K. CHetvertaya promyshlennaya revolyuciya. ANO DPO «Korporativnyj universitet Sberbanka» 2016. - 192 s.
6. Robert F. Bornstein Healthy Dependency: Leaning on Others Without Losing Yourself. - Harper Collins Publishers, 2003. - 269 p.
7. Hirschfeld R., Klerman G. A measure of interpersonal dependency // Journal of personality assessment. - 1977. - V 41. - P. 610-618.
Педагогика. Психология. Социокинетика J №2
45