Научная статья на тему 'Чувство долга и типы кредитно-долгового поведения'

Чувство долга и типы кредитно-долгового поведения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1079
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕДИТНО-ДОЛГОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ВЫСШИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ / HIGH SOCIAL EMOTIONS / ПСИХОЛОГИЯ НРАВСТВЕННОСТИ / PSYCHOLOGY OF MORALITY / ЧУВСТВО ДОЛГА / SENSE OF DUTY / ЧУВСТВО ПАТРИОТИЗМА / ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ / PSYCHOLOGY OF PERSONALITY / КОЛЛЕКТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COLLECTOR'S ACTIVITY / МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ РЕГУЛЯЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ / MORAL-ETHIC REGULATION OF SOCIAL BEHAVIOR / CREDIT-DEBT BEHAVIOR / SENSE OF PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лебедев Александр Николаевич, Гордякова Ольга Владимировна

Предмет исследования, результаты которого описаны в статье взаимосвязь индивидуально-психологических (личностных) характеристик должников и типов кредитно-долгового поведения. Цель исследования состояла в том, чтобы выявить корреляционные связи между некоторыми личностными характеристиками респондентов и типами кредитно-долгового поведения. В статье на теоретическом уровне рассматривается проблема изучения высших социальных эмоций (чувств) и соответствующего им поведения. Как правило, каждая социальная эмоция (чувство) определяет несколько различающихся типов социального поведения. Это вызвано тем, что поведение подвержено влиянию социальных норм, соответствующих различным социальным условиям. В исследовании была выдвинута гипотеза о том, что высшие социальные эмоции (чувства) в социальных условиях могут проявляться по-разному, что позволяет выделять типы такого поведения. Были определены четыре типа кредитно-долгового поведения и соответствующие им четыре психологические характеристики. Это кредитная толерантность фрустрированность и долговая толерантность фрустрированность. Для изучения типов кредитно-долгового поведения были разработаны анкета и стандартизованный опросник. В исследовании применялись также психодиагностические тесты (BIG5,УСК и др.). В статье рассматриваются результаты эмпирических исследований в лабораторных условиях, а также исследования, выполненные на материалах коллекторской деятельности. На первом этапе через колцентр коллекторского агентства Contrast (г. Москва) опрашивались должники ряда российских банков. На втором этапе исследование проводилось на студентах нескольких московских вузов. Были выявлены значимые корреляционные связи между типами кредитно-долгового поведения и личностными особенностями респондентов. В исследовании установлены взаимосвязь между кредитной толерантностью и доброжелательностью по тесту BIG5 (0,21; p<0,05), положительная корреляционная связь кредитной толерантности и готовности к риску по тесту Шуберта (0,338; p<0,05), установлена отрицательная связь между избеганием неудач и показателями кредитной фрустрированности (-0,410; p<0,01). Кроме того, установлено, что кредитная фрустрированность положительно коррелирует с экстраверсией (0,242; p<0,02) и характеризуется высоким уровнем нейротизма (0,226; p<0,03). Индивидуально-психологические (личностные) характеристики существенно различаются у лиц с выраженной кредитной долговой толерантностью по отношению к лицам с высокой кредитной долговой фрустрированностью. Полученные результаты могут найти применение в консалтинговой деятельности для повышения эффективности работы коллекторских агентств. В процессе проведенного исследования были сделаны следующие выводы. Целесообразно различать чувство долга как высшую социальную эмоцию и долговое, или кредитно-долговое, поведение. Особое значение феномен приобретает в кризисных ситуациях, которые характеризуются явлением социальной поляризации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The subject of the study is correlation between individual psychological (personal) characteristics of debtors and types of credit-debt behavior. The objective was to reveal correlations between certain respondents' personal characteristics and types of credit-debt behavior. The problem of study of high social emotions (senses) and corresponding behavior is examined at theoretical level. Each social emotion, as a rule, defines several different types of social behavior. It is caused by the fact that behavior is exposed to influence of social norms relevant to different social conditions. The hypothesis that high social emotions (senses) in social conditions become apparent in different ways thus making it possible to reveal types of such behavior was suggested in the study. Four types of credit-debt behavior and corresponding four psychological characteristics have been marked out. These are tolerance/frustration and debt tolerance/ frustration. Inquiry form and standardized questionnaire have been developed to study types of credit-debt behavior. Psychological tests (Big5, LSC etc.) were used in the research. The results of empiric laboratory researches and researches based on materials of collectors' activity are considered in the article. At the first phase debtors of a number of Russian banks were questioned via call centre of collector agency Contrast (Moscow). The second phase of research was conducted on students of a number of Moscow universities. Significant correlations have been revealed between types of credit-debt behavior and person's personal peculiarities. Correlation between credit tolerance and “agreeableness” in Big5 (0,21; p<0,05), positive correlation of credit tolerance and readiness to take risk (0,338; p<0,05), negative correlation between avoidance of failure and indices of credit frustration (-0,410; p<0,01) have been revealed in the study. Besides, it is shown that credit frustration correlates positively with extraversion (0,242; p<0,02) and is characterized by the high level of neuroticism (0,226; p<0,03). Individual-psychological (personal) characteristics differ significantly in persons with apparent credit-debt tolerance with respect to people with high credit-debt frustration. The results may be used in consulting practice to raise efficiency of collector agencies' activity. The following conclusions were made in the result of the study. It is reasonable to distinguish a sense of duty as high social emotion and debt or credit-debt behavior. Special meaning the phenomenon gains in crisis situations that are characterized by the phenomenon of social polarization.

Текст научной работы на тему «Чувство долга и типы кредитно-долгового поведения»

УДК 159.923

чувство долга и типы кРЕДитиа-далгавого поведения*

Реферат: предмет исследования, результаты которого описаны в статье -взаимосвязь индивидуально-психологических (личностных) характеристик должников и типов кредитно-долгового поведения. Цель исследования состояла в том, чтобы выявить корреляционные связи между некоторыми личностными характеристиками респондентов и типами кредитно-долгового поведения.

В статье на теоретическом уровне рассматривается проблема изучения высших социальных эмоций (чувств) и соответствующего им поведения. Как правило, каждая социальная эмоция (чувство) определяет несколько различающихся типов социального поведения. Это вызвано тем, что поведение подвержено влиянию социальных норм, соответствующих различным социальным условиям. В исследовании была выдвинута гипотеза о том, что высшие социальные эмоции (чувства) в социальных условиях могут проявляться по-разному, что позволяет выделять типы такого поведения. Были определены четыре типа кредитно-долгового пове-

© Лебедев А. Н., Гордякова О. В., 2016

* Теоретическая часть статьи подготовлена А. Н. Лебедевым по материалам исследований, проведенных в рамках проекта РГНФ № 15-06-10710а «Влияние ценностно-смысловых ориентаций личности на чувство долга и типы долгового поведения в условиях экономической сделки». Эмпирическая часть статьи подготовлена О. В. Гордяковой по материалам исследований в рамках проекта РГНФ № 15-06-10406а «Влияние массовой культуры и рекламы на чувство патриотизма молодых граждан России».

А. Н. Лебедев, О. В. Гордякова

дения и соответствующие им четыре психологические характеристики. Это кредитная толерантность - фрустриро-ванность и долговая толерантность -фрустрированность.

Для изучения типов кредитно-долго-вого поведения были разработаны анкета и стандартизованный опросник. В исследовании применялись также психодиагностические тесты [ВЮ5,УСК и др.). В статье рассматриваются результаты эмпирических исследований в лабораторных условиях, а также исследования, выполненные на материалах коллектор-ской деятельности.

На первом этапе через колцентр коллекторского агентства Contrast [г. Москва) опрашивались должники ряда российских банков. На втором этапе исследование проводилось на студентах нескольких московских вузов. Были выявлены значимые корреляционные связи между типами кредитно-долгового поведения и личностными особенностями респондентов.

В исследовании установлены взаимосвязь между кредитной толерантностью и доброжелательностью по тесту BIG5 [0,21; p<0,05), положительная корреляционная связь кредитной толерантности и готовности к риску по тесту Шуберта [0,338; p<0,05), установлена отрицательная связь между избеганием неудач и показателями кредитной фру-стрированности [-0,410; p<0,01). Кроме того, установлено, что кредитная фру-стрированность положительно коррелирует с экстраверсией [0,242; p<0,02)

и характеризуется высоким уровнем нейротизма (0,226; р<0,03).

Индивидуально-психологические (личностные) характеристики существенно различаются у лиц с выраженной кредитной долговой толерантностью по отношению к лицам с высокой кредитной долговой фрустрированностью.

Полученные результаты могут найти применение в консалтинговой деятельности для повышения эффективности работы коллекторских агентств. В процессе проведенного исследования были сделаны следующие выводы. Целесообразно различать чувство долга как высшую социальную эмоцию и долговое, или кредитно-долговое, поведение. Особое значение феномен приобретает в кризисных ситуациях, которые характеризуются явлением социальной поляризации.

Ключевые слова: кредитно-дол-говое поведение, высшие социальные эмоции, психология нравственности, чувство долга, чувство патриотизма, психология личности, коллекторская деятельность, морально-нравственная регуляция социального поведения.

Высшие социальные эмоции (чувства) всегда волновали мыслителей, пытающихся понять природу человеческой нравственности. На эту тему неоднократно рассуждали Платон, Аристотель, Кант, Спиноза и другие выдающиеся философы. К высшим эмоциям следует отнести чувство долга. В наибольшей степени это отражено в знаменитом высказывании И. Канта о том, что долг - это уважение к праву другого [5].

В отечественной психологии в советский период масштабно и на эмпирическом уровне чувство долга прак-

тически не изучалось, так как ни общественность, ни ученые обычно не видели проблем, связанных с данным понятием. Считалось, что исполнение долга по отношению к героическому прошлому, старшим по должности, родителям, детям и супругам, стране и пр. в условиях коммунистической идеологии и морали - вполне очевидное явление, не требующее специального психологического исследования.

В настоящее время интерес к этическим категориям резко вырос, и многие авторы говорят даже о новой отрасли науки - психологии нравственности, где высшие социальные эмоции, или чувства, выступают предметом многочисленных исследований [2, 15]. В частности, увеличивается количество публикаций с результатами исследований чувства патриотизма [6, 10, 16], национальной гордости [8]. Интенсивно изучаются чувства доверия (недоверия) [7], субъективного благополучия [14], справедливости [4], ответственности [11] и др.

Высказывания философов, литераторов и ученых по вопросам оценки долга в межличностных отношениях существенно отличаются от оценок, например, чувства патриотизма. По поводу патриотизма мы повсеместно встречаем полярные мнения наиболее известных мыслителей [8]. Однако оценки чувства долга, как правило, более однородны и позитивны. Утверждается, что это чувство характеризует высоко нравственную личность. Различия иногда проявляются в отношении того, что считать предметом долга. Например, оценки долга перед родителями и детьми и долг перед кредиторами многими оцениваются по-разному. В частности, по мнению В. Гюго, денежный долг - это начало рабства и даже хуже, потому что кредитор неумолимее рабовладельца.

Кредитор, по высказыванию писателя, владеет не только вашим телом, но и вашим достоинством и может при случае нанести ему тяжкие оскорбления.

Философ Н. Бердяев называл мещанской моралью понимание долга как чего-то внешнего по отношению к человеку, навязанного со стороны и враждебного ему. Сознание долга или нравственного закона, полагал философ, есть сознание человеком своего истинного Я, своего высокого человеческого предназначения [1].

Нет особого смысла специально останавливаться на том, что народная мудрость также оказывается на стороне тех, кто полагает возвращение долгов делом чести. Это выражается в многочисленных пословицах и поговорках: долг платежом красен, заплатить долг скорее, так будет веселее и др. Однако чувство долга, несмотря на позитивное отношение многих мыслителей к данному явлению, оказывается психологически неоднозначным и требует более глубокого анализа*. Как, например, следует оценивать это чувство в условиях защиты корпоративных интересов компании, нарушающей российское законодательство? С точки зрения психологии, мы имеем дело с неким эмоциональным переживанием, называемым чувством долга, проявления которого в реальной деятельности оказываются не такими уж однозначными и не во всем соответствуют общечеловеческим представлениям о морали и нравственном поведении личности.

Сегодня исследователи морально-нравственной регуляции социального поведения не только рассматри-

* Например, как оценить долг офицера Вермахта перед руководителями III Рейха в 1945 г в фашистской Германии или офицера НКВД перед своим руководством в 1937 г в СССР?

вают высшие социальные эмоции на обобщенном теоретическом уровне, но, предлагая методы и методики для их эмпирического изучения, активно публикуют результаты конкретных исследований. Эти результаты часто показывают, что чувства как осознанные переживания могут существенно отличаться от поведения, которое обычно рассматривается с ними в тесной связи. Действительно, если следовать принципу деятельности, то поведение всегда определяется системой целей, которые субъект выстраивает в условиях решения какой-либо важной для него задачи. В этом случае признание поведения «бесчувственным» создает противоречие, которое требует анализа и объяснения [10]. Однако противоречие не возникает, если допустить, что одно и то же чувство реализуется в разных типах социального поведения.

Следует отметить, что на практике проблема этичного или неэтичного поведения при выполнении или невыполнении долговых обязательств оказывается неоднозначной в связи с изменениями, которые происходят в российском обществе, например с некоторыми психологическими явлениями в экономике, возникающими в условиях информационной неопределенности [8]. Подобные явления можно обнаружить в процессе изучения динамики фондового рынка, крупного банковского кредитования и так называемого миникредитова-ния. Последнее в связи с увеличением активности и даже агрессивности кол-лекторских агентств часто приводит к явлениям, которые государство пока еще неспособно эффективно контролировать.

Хорошо известно, что коллектор-ские агентства работают как агенты кредитора и обычно собирают долги за агентское вознаграждение, определяемое процентами от общей суммы взы-

сканной задолженности. Кроме того, коллекторские агентства часто сами перепродают невозвращенные долги другим агентствам, то есть долг становится товаром.

По материалам Ассоциации российских банков, первое коллекторское агентство появилось в России в 2004 г. К настоящему времени в нашей стране через коллекторские агентства некоторые банки возвращают около 45 % просроченной задолженности граждан. Банки полностью уступают коллектор-ским агентствам задолженность по необеспеченным потребительским кредитам, когда величина долга оказывается ниже, чем затраты по его возвращению. В связи с частыми недостойными приемами психологического давления коллекторов на неплательщиков и ростом социального недовольства руководством страны было принято решение утвердить специальные законодательные акты, ограничивающие деятельность коллекторских агентств, в частности Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 230-Ф3 «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности», который определяет правила использования отдельных способов взаимодействия с должником*.

* В соответствии с этим Законом коллекторы имеют право звонить должнику не чаще двух раз в неделю и строго в период с 8 до 22 часов. Личная встреча возможна не чаще одного раза в неделю в тот же период. Ночные телефонные звонки и визиты запрещены и т. д. В соответствии с Законом также запрещены угрозы и оскорбления должнику. Сотрудники коллекторского агентства обязаны представляться должнику и в течение трех лет хранить бумажные документы и аудиозаписи, подтверждающие общение с должником. При этом пользоваться устройствами, которые скрывают телефонный номер или адрес электронной почты, коллекторам категорически запрещается и т. д.

Во многом обсуждаемые нами проблемы связаны с неисполнением обязательств по договорам и невозвращением полученных кредитов, то есть с тем, что в экономической психологии называют долговым, или кредитно-дол-говым, поведением [3, 9]. Применение термина «кредитно-долговое поведение» расширяет область исследования собственно долгового поведения в связи с тем, что в рамках нового понятия рассматривается не только то, как человек берет деньги в долг и возвращает их, но и то, как именно он их одалживает нуждающимся, а также как реагирует, когда должники не желают или не могут вернуть одолженную сумму. Таким образом, область психологических феноменов здесь оказывается достаточно широкой, а сама проблема весьма актуальной как для науки, так и для практики. Так, на основе данных Федеральной службы судебных приставов (ФССП России), на 1 июня 2016 г. насчитывалось около 2 млн человек, которым было отказано в выезде из страны из-за неуплаты различных долгов.

Следует подчеркнуть, что чувство долга имеет много общего с другими высшими социальными эмоциями, но обладает своей психологической спецификой. Здесь обнаруживается проблема, которая состоит в том, что очень часто на эмпирическом уровне сложно обнаружить грань между похожими чувствами. В этом случае возникает вопрос, имеем ли мы дело с проявлениями одного и того же чувства, или это принципиально разные высшие социальные эмоции. Так, чувство долга тесно связано с чувством совести, вины, ответственности, доверия (недоверия), стыда и патриотизма, но отличается, например, от чувства справедливости, субъективного благополучия или гордости. При этом исследования высших социальных эмоций

(чувств) выявляют существенные структурно-функциональные различия переживаний и поведения, соответствующего этим эмоциональным переживаниям.

Поскольку высшие социальные эмоции (чувства) в различных социальных условиях могут проявляться в разных формах поведения, это позволяет выявлять типы такого поведения, которое в кризисных ситуациях приводит к явлению социальной поляризации [17].

Так, при изучении чувства патриотизма нами был сделан вывод о необходимости выделить, как минимум, три различных типа патриотического поведения, которые на эмоциональном уровне традиционно оцениваются лишь по степени выраженности данного чувства, то есть однонаправленно. В исследовании были описаны идеологический, проблемный и конформный типы патриотического поведения. Следует подчеркнуть, что в отличие от идеологического и конформного типов патриотического поведения проблемный тип наиболее тесно коррелирует с чувством долга [10]. Точно так же, как и патриотизм, долг может рассматриваться и как чувство, и как поведение*. Это происходит оттого, что переживаемое человеком реализуется в поведении не непосредственно, а через систему социально-психологических установок, норм и социальных ценностей. В этом случае возникает явление, суть которого состоит в том, что, испытывая сходные эмоциональные переживания, люди абсолютно по-разному реализуют их в поступках. То же мы встречаем и при исследовании, например, чувства вины (виню себя или других), сострада-

* По нашему убеждению, нет объективных оснований выделять типы какого-либо чувства, но целесообразно говорить о разных типах социального поведения, возникающего под влиянием этого чувства.

ния (помогаю или не помогаю другому, чтобы вызывающий сочувствие человек «взялся за ум»), чувства доверия, а также чувства гордости. Например, один человек гордится своими достижениями и публично высказывается о них, а другой скромно умалчивает.

Теоретически можно описать четыре ситуации, которые характеризуют кредитно-долговое поведение. Однако эмпирическое наполнение данной модели - задача, решение которой требует исследований, например, чтобы определить специфику кредитно-долгового поведения каждого отдельно взятого человека.

На основе пилотажного исследования нами были выделены четыре типа кредитно-долгового поведения в соответствии с понятиями: кредитная фрустрированность - толерантность, долговая фрустрированность -толерантность. Для проверки гипотезы о различных типах кредитно-долгового поведения нами был разработан опросник, вопросы которого в конечном варианте (после статистического анализа, проверки валидности и надежности) позволили использовать его для изучения связей данной типологии поведения с личностными качествами респондентов и их оценками различных жизненных ситуаций [9].

Исследование выполнялось в лабораторных и полевых условиях с участием реальных должников российских банков и студентов ряда московских вузов. Респондентам предлагалась анкета с вопросами об отношении к долгам и планам их возвращения, тест мотивации достижения успеха и избегания неудач Элерса, тест Шуберта (готовность к риску), психодиагностический опросник ВЮ5 и методика УСК, а также опросник на оценку кредитной и долговой толерантности - фрустрированости.

На первом этапе исследования проводилось анкетирование должников колцентром коллекторского агентства CONTRUST (г. Москва). Всего было опрошено 159 человек с реальными задолженностями от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч рублей (мужчины - 53 %, женщины - 47 %) в возрасте от 20 до 60 лет. Образование: 34 % среднее специальное, 26 - среднее, 40 % - высшее. Из них 14 % - жители крупных городов и мегаполисов, 47 - средних городов по численности населения, 24 - сел и поселков городского типа, 10 % - проживают в деревнях.

Респондентам задавались вопросы: «Вы своевременно не погасили задолженность не потому, что виноваты лично, а потому, что так сложились обстоятельства?», «Как вы думаете, могут ли возникнуть новые обстоятельства, которые помешают вам вернуть долг в обозримом будущем?», «Как вы считаете, вы человек ответственный и вам можно доверять?», «Вам приходится делать над собой усилие, когда вы в очередной раз принимаете решение взять деньги в долг?», «Это ваш первый кредит или вы уже когда-то брали в кредит?», «Часто ли вы берете деньги в долг?» и др.

В результате проведенного исследования было установлено, что с типами долгового поведения значимо коррелируют ответы респондентов, полученные в процессе телефонного опроса, и личностные характеристики, определяемые с помощью психодиагностических тестов. Должники, которые допускают, что у них опять могут возникнуть обстоятельства, мешающие вернуть им долг, утверждают, что это не потребует существенных усилий для принятия решения об очередном займе (-0,657 при р < 0,01). Это свидетельствует о кре-

дитной толерантности данной группы опрошенных. Например, должники, которые утверждают, что они люди «ответственные», которым «можно доверять», говорят, что им почти всегда приходится делать над собой усилие, чтобы опять взять деньги в долг (-0,747 при р < 0,01). При этом должники, которые полагают, что могут возникнуть объективные обстоятельства, мешающие вернуть им долг, высказывают сомнение в том, что они люди «ответственные» и им «можно доверять» (-0,658 при р<0,01). Это свидетельствует о явлении кредитной фрустрированности.

На втором этапе исследования респонденты, в качестве которых выступили студенты ряда московских вузов ^ = 92), отвечали на вопросы тестов ВЮ5 и УСК, а также заполняли тест на оценку кредитно-долгового поведения. Было обнаружено, что у респондентов, утверждающих, что «занимать деньги у надежных людей вполне безопасно» (кредитная толерантность), демонстрируют высокие показатели по шкале «доброжелательность» теста ВЮ5 (0,21; р < 0,05). Эти люди доверчивы и готовы к бескорыстной помощи, они доброжелательны и легко располагают к себе окружающих.

Было также обнаружено, что, чем выше у человека показатель кредитной толерантности, тем выше готовность к риску по тесту Шуберта (г = 0,338 при р < 0,05). Установлена связь между вопросами опросника и тестом мотивации достижения успеха и избегания неудач по Элерсу. Так, испытуемые, склонные к избеганию неудач, испытывают большую кредитную фрустрирован-ность (г = -0,410 при р < 0,01).

Следует отметить существенную разницу между психологическими характеристиками лиц с высокой кредитной толерантностью и кредитной фру-стрированностью. Было обнаружено,

что респонденты, которые «стараются воздерживаться от того, чтобы брать кредиты в банках»(кредитная фрустри-рованность), отличаются более высоким уровнем экстраверсии (0,242; р < 0,02). Они общительны, оптимистичны, активны, любят весело проводить время, продуктивнее работают в группе, чем в одиночестве. Эти люди также характеризуются высоким уровнем ней-ротизма (0,226; р < 0,03), то есть повышенной эмоциональностью реакций. Они часто проявляют бурную реакцию на любые жизненные события, эмоциональность, и низкую устойчивость к стрессу. Это люди более чуткие, отзывчивые и динамичные.

Исследование показало, что индивидуально-психологические (личностные) характеристики существенно отличаются у лиц с выраженной кредитной и долговой толерантностью по отношению к лицам с высокой кредитной и долговой фрустрированностью. В частности, респонденты с высоким уровнем сознательности (по методике В1Э5), то есть усердные, пунктуальные, целеустремленные, надежные, честолюбивые и настойчивые, иногда проявляющие неоправданное упрямство, желание всех и все контролировать, а также переживающие вину из-за своих реальных или мнимых ошибок, считают, что «когда человек живет на постоянные банковские кредиты - это делает его жизнь невыносимой» (0,214; р < 0,05). Они испытывают «трудности, когда нужно взять у кого-нибудь деньги в долг» (0,229; р < 0,03), согласны с тем, что «если дать или взять взаймы у друга, то можно потерять его» (0,236; р < 0,02) и «брать в долг даже у надежных людей бывает слишком опасно» (0,214; р < 0,05).

Исследования по методике В1Э5, выявляющие лиц с выраженной долго-

вой фрустрированностью, показывают, что эти люди характеризуются таким личностным качеством, как закрытость к новому опыту (-0,259; р < 0,01). Они настороженно относятся ко всему новому, предпочитают стабильность, тяжело меняют свои принципы и убеждения, тяжело ориентируются в неожиданных ситуациях, любят стабильность и стремятся обеспечить ее в своей жизни.

Анализ долговой толерантности показывает также, что респонденты, которые в ситуации, когда они не могут отдать долг вовремя по объективным причинам, стараются «потянуть время и не отвечать на звонки, пока не достанут денег», отличаются высоким уровнем интроверсии (-0,236; р < 0,03), сдержанностью, ориентированностью не на общение, а на дело. Им сложнее в коллективе, так как они индивидуалисты и легче находят себя в деятельности, не требующей интенсивного общения.

В процессе обработки результатов исследований с применением теста УСК было установлено следующее. Респонденты, которые утверждают, что «если бы возникла такая необходимость, то они брали бы кредиты в банках довольно часто» (кредитная толерантность), обнаруживают высокие показатели по шкале интернальности в области неудач (Ин) (-0,225; р < 0,03), то есть они склонны приписывать ответственность за неудачи другим людям или объяснять неудачи невезением.

Респонденты с выраженной кредитной толерантностью также дают ответы, положительно связанные со шкалой интернальности в семейных отношениях (Ис) (-0,262; р < 0,01). Они считают не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в семье. Обнаруживается также связь у этих респондентов с интернальностью в отношении здоровья и болезни (Из)

(-0,237; р < 0,02). Они объясняют болезни и здоровье результатом случая и надеются на то, что выздоровление придет в результате действий других лю-дей, прежде всего врачей.

В процессе исследования нами не было выявлено связей долговой фру-стрированности с оценками теста УСК. Однако были получены значимые оценки характеристик долговой толерантности с этим тестом. В частности, оценки респондентов с низкими показателями по шкале интернальности в семейных отношениях (Ис) и ответов на вопрос: «Обычно я не переживаю, если кому-то должен, так как уверен, что когда-нибудь обязательно отдам долг», коррелируют отрицательно (-0,218; р < 0,03).

Было установлено, что лица с высокими показателями долговой толерантности имеют высокие показатели теста УСК по шкале интернальности в области межличностных отношений (Им), то есть те, кто считает именно себя ответственным за построение межличностных отношений с окружающими, «уверены, что не потеряют присутствие духа, если попадут в зависимость от кредиторов» (0,214; р < 0,04). Их также «обычно не беспокоит мысль о том, что они кому-то должны, даже если они не уверены, что отдадут вовремя» (0,206; р < 0,04).

В заключение следует отметить, что психологические исследования высших социальных эмоций (чувств) представляют сегодня актуальную научную проблему для общей, социальной и экономической психологии. Особенно проблема оказывается важной для отечественной психологии, такт как долгое время в нашей стране эти психологические феномены изучались в незначительном объеме. Проведенные нами исследования, ряд материалов, представленных в данной статье, позволяют сделать вывод о том, что одни и те же высшие со-

циальные эмоции (чувства) в поведении могут реализовываться по-разному, что позволяет выделять различные типы социального поведения. В частности, может быть выделено несколько типов патриотического и долгового поведения. Изучение чувства долга и кредит-но-долгового поведения приобретает все большую актуальность в связи с кризисными явлениями в экономике и дифференцированным отношением к долгу как социальной норме в обществе. В дальнейшем в рамках разрабатываемого нами проекта планируется провести исследования долгового поведения у различных групп населения, а также рассмотреть связь чувства долга и типов долгового поведения с другими индивидуально-психологическими и личностными характеристиками людей.

В рамках психологического исследования целесообразно различать чувство долга (высшую социальную эмоцию) и долговое (или кредитно-долго-вое) поведение. При этом могут быть выделены несколько типов существенно различающегося долгового поведения.

В результате исследования изучались некоторые характеристики четырех типов кредитно-долгового поведения и соответствующие им (измеряемые в условиях лабораторного исследования) четыре характеристики: кредитная толерантность - фрустриро-ванность и долговая толерантность -фрустрированность.

В исследовании была выдвинута гипотеза о том, что высшие социальные эмоции (чувства) в различных социальных условиях могут проявляться в различных формах поведения, что позволяет выявлять различные типы такого поведения. Особо отчетливо данное явление наблюдается в кризисных ситуациях, которые характеризуются явлением социальной поляризации.

Список литературы

1. Бердяев Н. Русская идея. СПб., 2008.

2. Воловикова М. И. Нравственное становление человека: субъектный подход. Проблема субъекта в психологической науке / отв. ред. А. В. Брушлинский, М. И. Воловикова, В. Н. Дружинин. М., 2000. 320 с.

3. Гагарина М. А. Личностные факторы принятия решений в условиях задолженности // Актуальные проблемы социальной и экономической психологии: методология, теория, практика : сб. науч. ст. Вып. 3. М., 2015, С. 11-19.

4. Гулевич О. А. Социальная психология справедливости. М., 2011. 284 с.

5. Кант И. Основы метафизики нравственности. М., 2001.

6. Кольцова В. А., Соснин В. А. Социально-психологические проблемы патриотизма и особенности его воспитания в современном российском обществе // Психологический журнал. 2005. № 4. С. 89-98.

7. Купрейченко А. Б. Психология доверия и недоверия. М., 2008. 576 с.

8. Лебедев А. Н. Чувство национальной гордости и патриотизма как проблема исследовательской и практической психологии // Взаимоотношения исследовательской и практической психологии. М., 2015. С. 556-571.

9. Лебедев А. Н., Булыгина О. А. Проблема и методы изучения долга и долгового поведения

в отечественной психологии // Актуальные проблемы социальной и экономической психологии: методология, теория, практика : сб. науч. ст. Вып. 3. М., 2015. С. 36-39.

10. Лебедев А. Н., Гордякова О. В. Теоретические и методологические вопросы изучения патриотизма как социального чувства и социально ориентированного поведения. URL : http://www. soc-econom-psychology.ru. 2016. Т. 1. № 1.

11. Мужичкова Ю. Е. Зависимость факторов личной социальной ответственности от личностных характеристик. Гуманитарные науки // Вестник финансового университета. 2015. № 1. С. 62-69.

12. Пряжников Н. С. S не равно $, или личность в эпоху продажности. М., 2000. 224 с.

13. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб., 2003. 512 с.

14. Хащенко В. А. Психология экономического благополучия. М., 2012. 426 с.

15. Юревич А. В.Нравственность как психологическая проблема // Вопросы психологии. 2009. № 4. С. 3.

16. Юревич А. В. Психологические аспекты патриотизма // Прикладная юридическая психология. № 1 (34). 2016. С. 5-20.

17. Moscovici S., Zavalloni M. The group as a polarizer of attitudes // Journal ofPersonality and Social Psychology. V. 12 (2). June 1969, рр. 125-135.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.