Научная статья на тему 'Психологическая модель подростковой дисфункциональности'

Психологическая модель подростковой дисфункциональности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
346
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВАЯ ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ФРУСТРИРОВАННОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ / СЕКСУАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ / ADOLESCENT DYSFUNCTIONALITY / SOCIAL FRUSTRATION / UNCERTAINTY TOLERANCE / SEXUAL BEHAVIOR SETTING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Слюсарев Николай Сергеевич, Цветков Андрей Владимирович

подростковую дисункциональность может спровоцировать ряд факторов, которые являются неотъемлемой частью современной жизни. В частности, в данной работе рассмотрены такие факторы, как неопределенность, фрустрированность, рассогласованность сексуальных установок. В ходе проведенного путевого анализа, основанного на использовании структурных уравнений, было доказано, что подростковая дисфункциональность складывается из непосредственного влияния взаимосвязи моральной рефлексии и морально-этической ответственности на уровень восприятия социальной фрустрированности, телесности и сексуальной рассогласованности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Слюсарев Николай Сергеевич, Цветков Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

teenage dysfunctionality could be caused by a number of factors, which are an integral part of modern life. Particularly, in this work we considered such factors as uncertainty, frustration, and a mismatch of sexual behavior setting. The path analysis based on using structural equations. The results proved that teenage dysfunctionality is a consequence of the direct effect of the interconnection between moral reflection and moral and ethical responsibility on the perception level of social frustration, corporeality and sexual mismatch.

Текст научной работы на тему «Психологическая модель подростковой дисфункциональности»

УДК 159.92

Н.С. Слюсарев, А.В. Цветков

Психологическая модель подростковой дисфункциональности

Аннотация

Подростковую дисункциональность может спровоцировать ряд факторов, которые являются неотъемлемой частью современной жизни. В частности, в данной работе рассмотрены такие факторы, как неопределенность, фрустрированность, рассогласованность сексуальных установок. В ходе проведенного путевого анализа, основанного на использовании структурных уравнений, было доказано, что подростковая дисфункциональность складывается из непосредственного влияния взаимосвязи моральной рефлексии и морально-этической ответственности на уровень восприятия социальной фрустрированности, телесности и сексуальной рассогласованности.

I Ключевые слова: подростковая дисфункциональность, социальная фрустрированность, толерантность к неопределенности, сексуальные установки.

N.S. Slyusarev, A.V. Tsvetkov

Psychological model of adolescent dysfunctionality

Abstract

Teenage dysfunctionality could be caused by a number of factors, which are an integral part of modern life. Particularly, in this work we considered such factors as uncertainty, frustration, and a mismatch of sexual behavior setting. The path analysis based on using structural equations. The results proved that teenage dysfunctionality is a consequence of the direct effect of the interconnection between moral reflection and moral and ethical responsibility on the perception level of social frustration, corporeality and sexual mismatch.

| Keywords: adolescent dysfunctionality, social frustration, uncertainty tolerance, sexual behavior setting.

В современном мире, наряду с возрастающей неопределенностью, наиболее часто встречается у подростков такое психическое состояние, как фрустрация, или кажущаяся недостижимость какой-либо цели. Подросток хочет, чтобы были удовлетворены определенные его потребности, просматривает свое будущее, видит, что это неосуществимо, и рисует его в мрачных тонах. На данном возрастном этапе все существо подростков направлено на самоутверждение, отстаивание себя как полноценной личности. Это касается не только социальной, интеллектуальной и биологической зрелости, но также и сексуальной. Несмотря на то, что, в целом, родители приветствуют стремление подростков к самостоятельности, как правило, сексуальных отношений это не касается.

Воспитание современного подростка, формирование его взглядов происходит в достаточно сложных условиях: это и материальные трудности, и девальвация нравственных идеалов [2]. Родители и учителя избе-

гают разговоров с подростками о «добром и вечном», в связи с этим индивидуальная система сексуальных ценностей подростка в большей степени подвержена влиянию доступной эротической литературы, невысокой массовой культуры [3]. Происходящее снижение нижней границы возраста вступления в сексуальные отношения, поэтому, не столько связано с ускорением физического развития современного подростка, сколько с несформированностью душевного строя личности [1].

У значительной части молодежи разрушены и утрачены такие традиционные нравственные черты, как романтизм, самоотверженность, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде и поиску идеала, к позитивной реализации не только личных, но и социально значимых интересов и целей [6; 11].

Социально-нравственное воспитание подростка состоит не только в усвоенных им знаниях, идеях, опыте

общественного поведения, но и в совокупности выработанных отношений к действительности. При организации процесса следует отдать предпочтение объективным отношениям, в которые включаются учащиеся в истинный объект педагогической деятельности [5].

Однако необходимо учитывать тот факт, что невозможно поддержать у ребенка нормальный уровень воспитания, если он в постепенном ходе развития не приобретает способности разрешить благоприятным способом проблемы, которые перед ним предстают: препятствия, ограничения, лишения. При этом нельзя путать нормальное сопротивление фрустрации с терпимостью. Частые негативные фрустрации в раннем детстве могут в дальнейшем иметь патогенное значение. К тому же, существует гипотеза о том, что ранняя фрустрация влияет на поведение в дальнейшей жизни как в том, что касается дальнейших реакций фрустрации, так и в том, что касается других аспектов поведения [8].

Фрустрация проявляется тогда, когда личностно значимый мотив остается неудовлетворенным или его удовлетворение тормозится, а возникшее при этом чувство неудовлетворенности достигает степени выраженности, превышающей «порог терпимости» (толерантности) конкретного человека и может приводить к формированию девиантного поведения. А социальная фрустрированность как вид психической напряженности обусловлена неудовлетворенностью личности на данный момент жизни собственными достижениями и положением в социальной иерархии.

Современный подросток должен уметь противостоять жизненным трудностям, успешно преодолевать различного рода препятствия и достигать поставленных целей. Оказывая дезорганизующее влияние на поведение и деятельность человека, фрустрация, в своих деструктивных проявлениях, негативно влияет на качество жизни и успешность деятельности, в том числе и учебной, и в ряде случаев может приводить к нарушениям социализации подростка и формированию у него девиантных форм поведения. Умение преодолевать препятствия, находить выход в трудной ситуации, используя конструктивные формы поведения, - это не только один из факторов успешной учебы, но и необходимое условие формирования нормативного поведения у подростков и успешной их социализации.

Таким образом, для того, чтобы создать экспериментальную модель, описывающую особенность возникновения подростковой дисфункциональности, были использованы следующие методики: шкала толерантности к неопределенности МакЛейна (адаптация Е.Н. Осина), опросник саморефлексии телесного

Критерии согласия

потенциала (Г.В. Ложкин, А.Ю. Рождественский), опросник для определения установок по отношению к сексуальности (Дж. Келли), диагностика уровня морально-этической ответственности личности (И.Г. Ти-мощук), диагностика уровня социальной фрустриро-ванности Л.И. Вассермана (модификация В.В. Бойко). Данное исследование было проведено на выборке в 100 человек в возрасте 15-20 лет. Из них 58 обследуемых женского пола и 42 обследуемых мужского пола.

Для создания модели, которая смогла бы объяснить причинно-следственные связи возникновения повышенной социальной фрустрированности при учете факторов рассогласованности сексуальных установок, моральных ценностей, толерантности к неопределенности и восприятия своей телесности, был использован анализ путей, основанный на структурном моделировании.

Анализ путей осуществлялся с помощью программы IBM Amos 22.0 Windows. Степень соответствия созданной модели экспериментальным данным оценивали по критериям:

- CMIN (df) - х2 для заданного числа степеней свободы;

- CFI (comparative fit index) - сравнительный критерий согласия;

- GFI (the goodness-of-fit-index) - критерий согласия;

- NNFI (the non-normed fit index) - критерий согласия с поправкой на ненормальность распределения;

- IFI (incremental fit index) - инкрементный критерий согласия;

- RMSEA (the root mean-square error of approximation) - квадратный корень среднеквадратиче-ской ошибки аппроксимации.

На хорошее соответствие модели указывают значения RMSEA в пределах 0,08-0,05, CMIN/(df) < 2 [4; 10], а также GFI, NNFI, IFI и CFI в пределах от 0 до 1, причем, чем ближе к 1, тем лучше соответствие модели [7; 9].

В ходе анализа путей были реализованы 3 модели. Первая модель включала в себя переменные, которые были выделены в ходе кластерного анализа: отношение к новизне, толерантность к неопределенности, телесность (общий показатель телесного потенциала), степень рассогласованности (показатель рассогласованности сексуальных установок между обследуемыми и их родителями), морально-этическая ответственность (общий показатель) и социальная фрустрированность.

Таблица 1

для первой модели

Модель CMIN df Р CMIN/DF GFI NNFI IFI CFI

Модель 1 18,71 8 0,01 2,34 0,8 0,7 0,64 0,8

Полученные результаты показали недостаточно хорошее соответствие модели. Критерий CMIN/DF больше 2, критерий RMSEA (0,12) больше допустимых зна-

чений. Графическое решение путевого анализа Модели 1 представлено на рисунке 1.

Рис. 1. Анализ путей созданной Модели 1 с регрессионными нагрузками

Суть модели сводилась к тому, что морально-этическая ответственность будет оказывать влияние на сексуальную рассогласованность и восприятие телесности, которое в свою очередь также оказывает влияние на рассогласованность в сексуальных установках. Далее рассогласованность оказывает влияние на толерантность к неопределенности отношению к новизне, которое совместно с воспринимаемым уровнем социальной фрустрированности оказывает влияние и таким образом формируют толерантность к неопределенности.

Однако в связи с тем, что данная модель имеет недостаточно хорошее эмпирическое подтверждение, была создана другая модель, в которой отношение к новизне было заменено на показатель рефлексивности, имеющий предположительно взаимосвязь с морально-этической ответственностью, при этом влияющий опосредованно через эту взаимосвязь, но не имеющий непосредственного влияния на остальные переменные.

Таблица 2

Критерии согласия для второй модели

Модель CMIN df Р CMIN/DF GFI NNFI IFI CFI

Модель 2 16,6 10 0,08 1,7 0,95 0,78 0,9 0,89

Полученные результаты путевого анализа для Модели 2 показали хорошее соответствие модели, однако некоторые показатели находятся на уровне критических значений, как например, критерий RMSEA

(0,082). Как видно из таблицы 2, критерий CMIN/DF < 2, коэффициент GFI близок к 1, а коэффициенты Ш и CFI достаточно высоки. Графическое решение путевого анализа Модели 2 представлено на рисунке 2.

Рис. 2. Анализ путей созданной Модели 2 с регрессионными нагрузками

Как видно из рисунка 2, была пересмотрена не только структура модели, но и конечный исход. Таким образом, модель описывает опосредованное влияние морально-этической ответственности на испытываемый уровень социальной фрустрированности через телесный потенциал и рассогласованности сексуальных установок, оказывающих влияние на толерантность к неопределенности, которое, в свою очередь, влияет на испытываемый уровень социальной фрустрированно-сти.

Однако в связи с тем, что некоторые показатели, такие, как N№1 и ЯМБЕА имеют недостаточно значимые коэффициенты, была предпринята попытка рассмотреть модель 3, изменив только влияние на социальную фрустрированность не от общего показателя морально-этической ответственности, а от показателя рефлексии.

Таблица 3

Критерии согласия для третьей модели

Модель СМ1№ р СМШОТ вР1 N№1 Ш СБ1

Модель 3 12,1 10 0,28 1,2 0,96 0,9 0,97 0,97

Полученные результаты путевого анализа для Модели 3 показали очень хорошее соответствие модели. Как видно из таблицы 3 критерий СМШЮР < 2, коэффициенты GFI, N№1, Ш и СБ1 близки к 1. А наиболее робастный критерий RMSEA (0,04) имеет очень низ-

кий показатель, что указывает на высоко достоверное соответствие модели. Графическое решение путевого анализа Модели 3 представлено на рисунке 3.

Рис. 3. Анализ путей созданной Модели 3 с регрессионными нагрузками

Как видно из рисунка 3, в связи с пересмотром направления влияния на уровень социальной фрустри-рованности (с общего показателя морально-этической ответственности на частный показатель рефлексии) были получены наиболее достоверные результаты. Таким образом, модель описывает непосредственное влияние морально-этической сферы личности на испытываемый уровень социальной фрустрированности, рассогласованность сексуальных установок и на телесный потенциал, на который также оказывает влияние и толерантность к неопределенности.

Исходя из результатов путевого анализа, была создана и доказана модель, описывающая причинно-следственные связи возникновения дисфункцио-нальности у подростков приводящей к отсутствию испытываемого уровня социальной фрустрированности при учете факторов повышенной рассогласованности сексуальных установок, повышения толерантности к неопределенности, а также снижения до просоциаль-ного типа восприятия своей телесности при снижении моральных ценностей.

Таким образом, исходя из доказанной нами модели, подростковая дисфункциональность складывается из непосредственного влияния взаимосвязи моральной рефлексии и морально-этической ответственности на уровень восприятия социальной фрустрированно-сти, телесности и сексуальной рассогласованности. Причем, как было доказано, снижение взаимосвязи моральная рефлексия - морально-этическая ответственность повлечет за собой рассогласованность в сексуальных установках и снижение испытываемого уровня социальной фрустрированности, а также снижение телесного потенциала до просоциального типа, на который, в свою очередь, будут оказывать влияние уровень толерантности к неопределенности, также понижая его, т.е. снижение морально-этической сферы жизни личности будет приводить к почти полной удовлетворенности своей жизнью и своим социальным положением, при растущем уровне интолерантности к неопределенности, что может привести к отсутствию стремления у подростка к личностному росту.

Литература

1. Голод С.И. XX век и тенденции сексуальных отношений в России. - СПб.: Петрополис, 1996. - 190 с.

2. Гредюшко О.П. Психологические трудности подростков // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2014. - №3 (17). - С. 118-119.

3. Михалева А.Б. Влияние семьи на развитие подростков / А.Б. Михалева, С.Е. Тимофеева // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2014. - №45. - С. 131-136.

4. Наследов А.Д. IBM SPSS Statistics 20 и AMOS: профессиональный статистический анализ данных. - СПб.: Питер, 2013. - С. 350-351.

5. Овчарова Р.В. Развитие нравственной сферы личности подростка: Монография / Р.В. Овчарова, Э.Р. Гизатуллина. - Курган, 2011. - 135 с.

6. Романова Э.Н. Развитие ценностных ориентаций подростков в образовательном пространстве школы: Автореферат дис. ... канд. психол. наук. - Н. Новгород, 2012. - 25 с.

7. Bentler P.M. Significance tests and goodness-of-fit in the analysis of covariance structures / P.M. Bentler, D.G. Bonnett // Psychological Bulletin. - 1980. - Vol. 88. - P. 588-606.

8. Douglas S. Cognitions, emotions, and evaluations: an elaboration likelihood model for workplace aggression / S. Douglas [etc.] // Academy of Management Review. - 2008. - Vol. 33. - Issue 2. - Р. 425.

9. Hoyle R.H. Writing about structural equation models / R.H. Hoyle, A.T. Panter // Structural Equation Modeling: Concepts, Issues, and Applications, Sage, Thousand Oaks / Edited by R.H. Hoyle. - CA., 1995. - P. 158-76.

10. Kline R.B. Principles and practice of structural equation modeling. - New York: The Guilford Press, 2011. - 432 p.

11. Krebs D.L. The development of altruism: towards the integrative model / D.L. Krebs, F. Van Hesteren // Developmental Review. - 1994. - Vol. 14. - P. 103-158.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.