Научная статья на тему 'Чукбол — перспективная спортивная игра для студентов неспециализированных высших учебных заведений'

Чукбол — перспективная спортивная игра для студентов неспециализированных высших учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
400
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
студенты неспециализированных вузов / спортивные игры / гандбол / чукбол

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сомкин Алексей Альбертович, Константинов Сергей Александрович, Демиденко Олеся Валериевна

Данная статья посвящена актуальному вопросу привлечения студенческой молодёжи в неспециализированных (не физкультурных) вузах к занятиям командными спортивными играми. Рассмотрен практически неизвестный в России вариант игры, основанной на правилах гандбола чукбол, который может быть достаточно перспективным для развития в нашей стране, в частности, в высших учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сомкин Алексей Альбертович, Константинов Сергей Александрович, Демиденко Олеся Валериевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Чукбол — перспективная спортивная игра для студентов неспециализированных высших учебных заведений»

 о

Н SCIENCE TIME 1

ЧУКБОЛ - ПЕРСПЕКТИВНАЯ СПОРТИВНАЯ ИГРА ДЛЯ СТУДЕНТОВ НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Сомкин Алексей Альбертович, Константинов Сергей Александрович, Демиденко Олеся Валериевна, Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, г. Санкт-Петербург

E-mail: somkin.van @yandex.ru

о

Аннотация. Данная статья посвящена актуальному вопросу привлечения студенческой молодёжи в неспециализированных (не физкультурных) вузах к занятиям командными спортивными играми. Рассмотрен практически неизвестный в России вариант игры, основанной на правилах гандбола - чукбол, который может быть достаточно перспективным для развития в нашей стране, в частности, в высших учебных заведениях.

Ключевые слова: студенты неспециализированных вузов, спортивные игры, гандбол, чукбол.

о

В сфере физического воспитания в неспециализированных (не физкультурных) высших учебных заведениях в настоящее время должны формироваться новые задачи, связанные с появлением и всесторонним развитием инновационных видов физической активности, вызванных современными социокультурными запросами студенческой молодёжи. Вместе с тем студенты должны чётко понимать, что учебно-тренировочный и соревновательный процессы, характеризующиеся достаточно трудоёмкой физической и психологической нагрузкой, тяжело совмещать с серьёзным овладением избранной специальностью. В связи с этим молодым людям нужно реально представлять и объективно оценивать, с одной стороны, свои потенциальные способности к тому или иному виду двигательной деятельности, а с другой стороны, достоинства и недостатки избранного вида спорта и ожидаемые притязания на успех в нём.

406

а

о

Поэтому исключительно велика роль правильной спортивной ориентации студентов путём их предварительного ознакомления с возможностями различных видов спорта. Только после этого молодые люди смогут достаточно обосновано сделать свой выбор. При этом сначала должны присутствовать просто интерес и удовольствие от тренировочного процесса, затем устойчивая привычка систематических занятий и, наконец, реальная потребность в спортивной деятельности в течение достаточно длительного периода жизни, даже по окончании обучения в высшем учебном заведении [1].

Самыми массовыми и наиболее популярными в настоящее время среди студентов неспециализированных высших учебных заведений в нашей стране являются командные спортивные игры с мячом, в которых, по преимуществу, нет какого-либо промежуточного звена между мячом и непосредственно игроком - в виде различных ракеток, клюшек или бит. Прежде всего - это олимпийские виды спорта - футбол, баскетбол, волейбол и гандбол. Они развивают у занимающихся ими молодых людей:

- находчивость в достаточно сложной и быстро изменяющейся игровой обстановке;

- так называемое «чувство» поля и умение выбрать на нём правильную позицию в определённые моменты времени;

- способность использовать из своего арсенала технических и тактических умений и навыков и физических способностей наиболее рациональные и продуктивные именно в данный момент игры [8].

Вместе с тем все, перечисленные выше, спортивные игры формируют у студентов такие необходимые физические способности как выносливость, силу, быстроту, ловкость, точность реакций, совершенствуют их глазомер, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают координацию движений. Борьба за мяч, благодаря различным, постоянно изменяющимся на спортивной площадке ситуациям, воспитывает в игроках мужество, решительность и стойкость, готовность прийти на помощь партнёру по команде, а также самообладание и уважение к сопернику. В то же время, любой командный вид спорта развивает в человеке социальное мышление, дисциплинированность, дружескую

солидарность, умение работать в группе и строить отношения с окружающими, а в определённых ситуациях и брать ответственность на себя. Это в дальнейшем поможет молодому человеку по окончании им высшего учебного заведения легче включиться в трудовую деятельность и адаптироваться в системе общественных отношений [4, 5].

о

407

а

Рассмотрим одну из названных выше спортивных игр, а именно гандбол. Современный гандбол - это очень скоростная игра, в которой спортсмены должны быстро пасовать и ловить мяч, сильно, точно и разнообразно бросать его по чужим воротам (часто в высоком прыжке, заканчивающимся иногда достаточно болезненным падением на жёсткий пол). Игроки по ходу встречи неоднократно вступают в «жёсткий контакт» при блокировке защитниками нападающих команды соперников [3]. Во время игры спортсмены выполняют чётко предписанные функции (в нападении и в обороне), соответствующие их амплуа, - линейные (центровые), полусредние, крайние [2]. В связи с этим гандбол в его спортивном («олимпийском») формате не может быть рекомендован для включения в учебные занятия для студентов неспециализированных высших учебных заведений. Здесь могут использоваться лишь различные (более доступные для освоения, безопасные и упрощённые) его варианты, например, такие, как мини-гандбол [7] или «уличный гандбол» (Street Handball), который рекомендует развивать Европейская Федерация гандбола как ф общеевропейский проект [9]. Ещё один достаточно перспективный вариант игры, основанный на правилах гандбола и практически пока неизвестный в Российской Федерации, - это чукбол.

Чукбол (Tchoukball) - это спортивная игра, которая была разработана ещё в начале 1970-х годов швейцарским биологом Еерманом Брандтом (Hermann Brandt). Его целью было придумать такую командную игру, в которой отсутствует агрессивность и, как следствие, тяжёлые травмы, часто возникающие при «жёстких контактах» игроков соперничающих между собой команд в «классическом» гандболе. Чукбол достаточно быстро вышел на международную арену. Сейчас эта спортивная игра активно развивается в Европе не только в стране, где она зародилась - в Швейцарии - но также в Еермании, Италии, Испании, Франции, Польше, Великобритании и других странах континента. Чукбол приобрёл определённую популярность на североамериканском континенте (в США и Канаде) и в латиноамериканских странах - Бразилии, Аргентине, Колумбии, Уругвае. Данный вид спорта активно «продвигается» во многих азиатских странах (Китае, Индии, Японии, Малайзии, Сингапуре, Южной Корее, Вьетнаме и других) и даже в Африке (например, в Сенегале, Кане, Кении, Марокко, Камеруне, Уганде).

Вскоре после возникновения чукбола (в 1971 году) была образована Международная Федерация чукбола (FITB - Federation Internationale de Tchoukball). Под её руководством с 1984 года стали регулярно проводиться

о

408

а

чемпионаты мира (среди мужчин, женщин, а также и юниоров - до 18 лет), а с 2003 года - чемпионаты Европы и Азии. В 2009 году чукбол был включён в показательную программу (Invitational sport) Восьмых Всемирных игр (World Games) по неолимпийским видам спорта, проходивших в г. Гаосюне (на Тайване). В настоящее время в Международную Федерацию чукбола входит 36 национальных федераций и ещё 16 стран претендуют на официальное вступление в эту Федерацию. Помимо чемпионатов мира и Европы регулярно проводятся также: чемпионаты Азии, Африки, Южной Америки, ПанАмериканские и Азиатско-Тихоокеанские турниры. Однако Российская Федерация до сих пор не является членом Международной Федерации чукбола, а в самой стране нет ни одной команды по этому виду спорта [6]. Кроме того, отсутствует организационная, материально-техническая и научно-методическая база для его развития. Соревнования по чукболу абсолютно не освещаются в средствах массовой информации и на телевидении. Не случайно, что выборочный опрос, проведённый среди студентов первого, второго и третьего ф курсов Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, посещающих занятия по физическому воспитанию, показал - все 100% опрошенных (выборка n = 57 человек) никогда ничего не слышали и не знают о существовании такого вида спорта, как чукбол.

Чукбол - это игра, проводящаяся, как правило, в закрытых помещениях на площадке с размерами 27x16 м, разделённой посередине центральной линией. Вместо привычных для гандбола ворот здесь установлены две металлические рамы (“rebound frames”) с батутными сетками на них (“trampoline”). Рама представляет собой квадрат площадью 1 м2 (1x1 м), установленный под углом к полу примерно на 600 (рис.1). Вокруг этих рам на поле обозначена трёхметровая запрещённая зона - “D” (“forbidden zone”), в которую нельзя заходить игрокам ни одной из команд. Мяч для игры в чукбол подобен гандбольному: для мужчин - окружность 58.. .60 см, вес - 425.. .475 г; для женщин - окружность 54.. .56 см, вес - 325.400 г. Каждая команда состоит в общей сложности из двенадцати человек, а одновременно на площадке могут находиться только семь из них. В чукболе так же, как и в гандболе играют руками, но задача здесь - это произвести точный бросок (обязательно из-за трёхметровой зоны) в батутную часть любой из двух рам. При этом мяч должен отскочить от рамы обратно и приземлиться в игровое поле (вне зоны “D”) до того, как его смогут поймать игроки противоположной команды. За это атакующая команда получает одно очко.

о

409

а

Рис. 1 Металлическая рама (“rebound frame”) с батутной сеткой

В атаке существуют следующие основные ограничения: с мячом в руках можно сделать только три шага; владеть мячом игроку можно не более трёх ^ секунд; перед броском в раму может быть выполнено не более трёх передач. о После получения очка мяч переходит к противоположной команде, которая начинает игру из-за рамы, в результате отскока от которой было заработано это очко. За каждое нарушение правил команда наказывается фолом - то есть переходом владения мячом другой команде. Очко может быть получено и защищающейся командой: если после броска мяч не попал в раму; если после отскока от рамы мяч упал внутри зоны “D” или вообще вне пределов игровой площадки; если мяч попал в игрока, бросившего его. Если же ничего этого не произошло и игрок защищающейся команды смог поймать отскочивший от рамы мяч до его удара о площадку, то игра продолжается. Чтобы игра проходила достаточно равномерно по всей площадке, правилами разрешено только три последовательных броска в одну раму от обеих противоборствующих команд. Основной «идейный» смысл чукбола заключается в том, что любой физический контакт между соперниками здесь запрещён и «защитники» не могут пытаться прервать передачи атакующей команды и мешать её игрокам бросать мяч в цель. Они непосредственно вступают в игру только после отскока мяча от сетки. При этом «бывшие нападающие», в свою очередь, ни в коем случае не имеют права мешать «защитникам» ловить летящий после отскока от сетки мяч. Таким образом, в чукболе отсутствует жёсткая контактная конфронтация у спортсменов, играющих между собой команд, так как фактически нет их «физического пересечения». Поэтому каждая команда может концентрировать всё внимание только на своей собственной игре либо в нападении, либо в защите (рис.2).

410

Рис. 2 Фрагмент игры в чукбол

В чукбольной команде выделяются три категории игроков:

- shooters (2 right shooters and 2 left shooters) - их цель зарабатывать своими бросками очки;

- inners (2 defenders) - их основная роль ловить мяч при отскоке от сетки;

- center (1 centre pivot) - он располагается, в основном, в центре поля и ведёт игру от одной половины площадки к другой (своего рода «разыгрывающий»).

Продолжительность матча - это три периода по 15 минут каждый, с пятиминутными перерывами (для мужчин); три периода по 12 минут (для женщин и юниоров); три периода по 10 минут (для детских команд). Матчи могут проходить и на меньших по размеру площадках, например, 26x15 м. Тогда на игровом поле от каждой из команд присутствует не по семь, а только по шесть игроков.

Помимо стандартного, существует ещё и пляжный вариант чукбола -Beach Tchoukball. В 2005 году FITB организовала и провела в Швейцарии Первый чемпионат мира по «пляжному чукболу» среди мужчин, женщин и юниоров. Матчи в этом варианте чукбола проходят на уменьшенных (по сравнению со стандартными) площадках (21x12 м). Команда в «пляжном чукболе» состоит из девяти игроков, а на поле во время матча находятся пятеро из них.

В Российской Федерации ни стандартный чукбол, ни, тем более, его пляжный вариант в настоящее время не имеет никакого развития, хотя он доступен в той или иной степени, практически, для всех возрастных категорий людей (в том числе студентов неспециализированных высших учебных

о

411

а

заведений). В частности, он может быть чрезвычайно перспективным в качестве продолжения спортивной карьеры, в основном, для бывших гандболистов и гандболисток, а также представителей и других игровых видов спорта, при их поступлении в неспециализированные вузы.

Международная Федерация чукбола позиционирует этот вид спорта как молодёжный и направленный, главным образом, на школьную и студенческую аудиторию. Чукбол очень эмоционален и азартен, не обременён большим количеством правил, нет необходимости приобретать дорогостоящую экипировку для игроков. Здесь требуется достаточно простое спортивное оборудование и инвентарь. В чукболе практически отсутствуют серьёзные травмы у игроков, зато формируются навыки командной игры, слаженность в действиях партнёров, выполняющих на поле различные функции (shooters, inners, center), воспитывается уважительное отношение к соперникам.

В упрощённом варианте эту спортивную игру можно включать не только в секционные, но и в учебные занятия для студентов неспециализированных высших учебных заведений в Российской Федерации. С точки зрения перспективности развития чукбола как вида спорта, то возможен вариант 1 создания студенческих лиг в рамках городских или региональных федераций q гандбола, а затем и самостоятельной национальной федерации, которая в дальнейшем сможет вступить в Международную Федерацию чукбола.

Литература:

1. Бляхов, В.В. Организация спортивно-массовой работы в вузе: учебное пособие / В.В. Бляхов, И.Е. Устинов, О.А. Фирсова; СПбГУСЭ. СПб., 2006. - 108 с.

2. Дорохов, С.И. Вклад гандболистов различных игровых функций в нападении в общекомандный результат / С.И. Дорохов // Современные проблемы развития игровых видов спорта: сборник научных работ / Комитет по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга. СПб., 2003. - С. 71-78.

3. Игнатов, В.Г. Основные тенденции развития современного гандбола / В.Г. Игнатов, В.А. Живодёров // Теория и практика управления образованием и учебным процессом: педагогические, социальные и психологические проблемы: сборник научных трудов / Балтийская педагогическая академия. СПб., 2011. - С. 94-100.

4. Лутченко, Н.Г. Спортивные игры в практике физического воспитания студентов гуманитарного вуза / Н.Г. Лутченко, И.В. Соколова, Г.А. Вайник // Спортивные игры: настоящее и будущее: материалы II Международной научнопрактической конференции, посвящённой 75-летию кафедры спортивных игр НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. Вып. 2 / НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. СПб., 2009. - С. 118-122.

5. Портных, Ю.И. Дидактические основы использования игр в физическом воспитании, образовании и спорте: дис. ... д-ра пед. наук в виде научного доклада / Ю.И. Портных; ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта. СПб., 1994. - 62 с.

6. Сомкин, А.А. Спортивные игры как физкультурно-кондиционный спорт для студентов высших учебных заведений: монография / А.А. Сомкин, С.И. Дорохов; СПбТЭИ. СПб., 2012. - 84 с.

7. Тхорев, В.И. Основы мини-гандбола: учебно-методическое пособие / В.И. Тхорев, А.А. Чепуркина; Кубанская ГАФК. Краснодар, 1996. - 30 с.

8. Черемисин, В.П. Теоретико-методологические основы спортивных и подвижных игр: сборник лекций / В.П. Черемисин; МГАФК. М., 2000. - 168 с.

9. Boesen, L. Street Handball / L. Boesen; European Handball Federation, 2010. - 10 P.

о

O

413

a

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.