Научная статья на тему 'Чудесные" городища Глазовского уезда Вятской губернии'

Чудесные" городища Глазовского уезда Вятской губернии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
434
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Чудесные" городища Глазовского уезда Вятской губернии»

Алексей Владимирович Коробейников лидер-инструктор группы «Ижевские дайверы»

г. Ижевск

"ЧУДЕСНЫЕ" ГОРОДИЩА ГЛАЗОВСКОГО УЕЗДА ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ (Публикация рукописи Н.Г.Первухина)

В 80-х годах XIX в. в уездном городе Глазове на севере современной Удмуртии работал инспектором народных училищ замечательный краевед Николай Григорьевич Первухин (1850-1889). Собранные им фольклорные произведения и описания археологических памятников составили многие сотни страниц. Творческое наследие учёного было переиздано нами [1]. Кроме того, нам удалось найти и неизданную рукопись Н.Г. Первухина [2]. Частично она была расшифрована В.С.Чураковым и опубликована в журнале "Иднакар". В той статье наш коллега подробно реконструирует процесс, в результате которого появился цикл легенд о древних богатырях [3].

Здесь же считаем необходимым привести две ранее не публиковавшихся

1

легенды из упомянутой рукописи .

Городище Карйыл

(стр. 34)

"Вторым городищем по течению Чепцы является "Кар-ильский", подле деревни того же названия, в Балезинском приходе и волости, лежащей на Пермском почтовом тракте, в 7-ми верстах от [от Балезинской станции по "дороге от станции"2] Банинской; не далее полуверсты от дороги, в дере-

1 Подготовка фрагмента рукописи к данному изданию и снабжение его примечаниями произведены В.С. Чураковым, за что выражаем ему искреннюю признательность.

2 Прим. изд.: "дороге от станции" - предполагаемое чтение.

венском поле, к западу от деревни. Вотское слово: <Кар-ил> значит по-русски: "обделанная" или "искусственная" вершина. Действитель- || (стр. 35)

но, городище это, значительно раскопанное в июле месяце настоящего года под присмотром священника села Балезинского о. Василия Флорова, - носит на себе все признаки искусственного сооружения. Будучи раскопан с вершины на 3 аршина4 вглубь, холм оказался состоящим из смешения глины, земли и песку, поэтому едва ли "кар"5 этот оказывается не единственным "кар'ом" такого рода во всем Глазовском уезде. Основание этого городища овальное с длинным диаметром, идущим, с С. на Ю. Внизу он имеет в окружности около 70 аршин, а длинный диаметр вершины равняется 20 аршинам, при вышине не более 7-ми аршин. До настоящего года раскопок в этом месте производимо не было; но к З. и В. "кар" этот значительно осыпался и весь порос деревьями, из которых особенно одна ветла весьма почетной толщины (аршин около 3-х в окружности) и уже раздуплилась и полузасохла от старости, в седьмой четверти аршина от поверхности найден был черепок, мною представляемый, и на половине третьего аршина найден слой золы и угля, - образцы состава которого также при сем представляются. Так как ниже угля и золы опять пошел слой песку, смешанный с || (стр. 36)

суглинком, а при значительной раскопке, кроме черепка, никаких интересных вещей найдено не было, то исследование этого места далее и не пошло. При первых же распашках подле этой возвышенности, на восточной стороне ее, года два или три тому назад, из земли, по рассказам местных жителей, - выпахивалось много костей, между которыми встречались несомненно человеческие зубы и которые все вообще всеми жителями сочтены были за человеческие. Но самому мне костей этих видеть уже не удалось, и местные жители не могли или не хотели даже сказать мне, что с этими костями сделалось. К югу от этого холма в лощине, спуск в которую начинается от самого холма, ближе к реке Чепце, саженях в 200-х от холма, лежит не больше, - сажень6 60-ти в диаметре, почти правильно круглое

Вотяки - историческое название удмуртов. В настоящее время признано устаревшим и вышло из употребления в литературе.

4 1 аршин ~ 71 см.

5 Кар (удм.) - гнездо, городище, город. Древние поселения севера Удмуртии относят к чепецкой археологической культуре и датируют 1Х-Х11 вв. н.э.

6 1 сажень = 3 аршина ~ 2,13 м.

озерко, в котором, по преданию, сохранившемуся у местных жителей, -отпущена кем-то на дно дубовая бочка с золотом. Деды от дедов слышали, рассказывали мне крестьяне, что в былые годы по некоторым дням бочка эта выплывала на поверхность, но всегда тонула, когда подходили к озеру с целью завладеть ею. И тогда показывалась она не всем, а только особенно счастливым людям; но потом почему-то и совсем перестала показываться. Впрочем, до настоящего времени иногда ночью можно видеть в этом озерке выставляющимся на ||

(стр. 37)

поверхность нечто вроде вершины сосны, которая то выплывает, то опять скроется в воду. Озеро это по рассказам крестьян, - весьма глубоко посредине, но между ними не мало находилось охотников сыскать эту бочку, и охотники эти особенными длинными баграми и сетями обшаривали не раз все озеро; однако не только не нашли бочки, но даже ни за что и не зацепляли сетями. Так непонятное исчезновение даже являющейся в озере сосны объявляется тем, что клад спущен в озеро с каким-то неизвестным зароком. Сколько мне известно, холм этот описывается [мною] также первым; в каталоге древностей г-на Спицына во всяком случае он не упоминается" [2, с.34-37].

Наш комментарий

8 августа 2009 г. озеро обследовал дайвер из пос. Игра Георгий Коре-

панов7.

Он рассказал следующее: "От д. Карйил дороги к озеру через лес нет. В д. Бурино в последнем двухквартирном доме живет Калинин Георгий, который единственный из местных жителей постоянно рыбачит на озере. От его дома полевая дорога уходит в сторону Чепцы. Спустившись с полей почти к реке (примерно 1 км), мы пошли верхней дорогой (см. на карте рис. 1) по склону холма метров 300-400. Здесь нет даже тропинок, сплошной бурелом. С площадки над озером был сделан снимок (рис. 2). Позади нас на высоком холме находилось городище, но мы туда не поднимались.

7

Дайвингом называют погружения в воду с аквалангом. Пользуясь случаем, выражаем Г.Корепанову глубокую благодарность за предоставленные материалы.

Рис. 2. Вид на озеро с площадки над ним

К берегу в этом месте не подойти: болото. Нижней дорогой (от Чепцы) проехать на машинах тоже невозможно, так как бобры подтопили территорию соорудив плотину. Однако с той стороны подход к озеру более удобный, хотя тоже подболочено. Озеро это - и не озеро в чистом виде, а старое русло Чепцы вдоль холма. Полоса русла заболочена, а открытое зеркало имеет эллипсообразную форму. Глубина в озере, по словам рыбаков метров 10-12, но её никто не проверял. На дне много коряг, из рыбы ловится щука и карась. Реально заехать сюда для исследований путём погружений можно только в сухую погоду, в любом случае погружаться следует с фонарями и не грех подумать о страховке. Из местных жителей никто уже и не помнит легенд об озере и городище, года три назад в деревне Бурино умерла женщина в возрасте лет под 80-90, она много знала".

Рис. 3. Вид городища Иднакар со старой фотографии.

Городище Иднакар

о

(стр. 56) "Городище, называемое "Игна-каром" в общих своих чертах

£

Наиболее вероятным представляется объяснение происхождения этого названия от личного имени Игнат.

имеет весьма много сходства с балезинским Чертовым городищем, но оно давно распахивается не только по своей вершине, а даже и по наружной площадке (гласису), а потому валы здесь значительно осыпались и ров стал мйлок сравнительно со своею шириною (которая достигает сажен 7 при глубине не свыше 3 аршин). Точно также, как и в Балезине, встречаем мы здесь следы круглой бастионообразной обделки холма, - но наружная площадка здесь не дальше сажени от вершины и при том обходит не всю дугу обделанной части, а только перед ...ма небольшую часть боковых сторон. Речка Пызеп протекает подле самого откоса ||

Рис. 4. Современный вид откоса. За кустарником на переднем плане скрыта старица Чепцы; на гребне холма - памятники

расположенного там современного кладбища.

(стр. 57)

этого городища с севера, огибает дугою западную сторону и уходит на юг, где и впадает в Чепцу. На южной-же и отчасти на юго-восточной стороне городища лежит длинный залив Чепцы, бывшее русло ее (старица), так что едва ли, ранее постройки под самою горою мельницы, - Пызеп не впадал в Чепцу подле самой горы. Бока городища поросли деревьями, особенно частыми на северной стороне, а особенно старыми на южной, где есть такие сосны, которые едва-ли в состоянии обхватить два человека. Об этих соснах солдырские старики (1) говорили, что в них до сих пор сохраняются следы прострела на вылет и глубоко ушедшие в дерево наконечники стрел; но указать нам точно, где именно видели они эти стрелы уже не могли, а

наши, довольно долгие, личные изыскания не открыли ничего. Как в Ба-лезине, - здесь рассказывают, что в Игна-каре находятся глубокие, крепко устроенные подземелья, где и поныне сохраняются драгоценности древних богатырей, а на крутых склонах к реке Пызепу, где те были стариками видны, ныне уже ||

Прим. авт.: 1) Вышеуказанные предания о ссорах жителей Игна-кара находят себе подтверждение и в названии соседней деревни (под которым глазовцам более известен не только холм Игна-кар, но даже весь небольшой горный хребет, которого Игна-кар составляет только часть.) || (стр. 57) Солдырь вернее, Сордыр из двух вотских слов: сор = шум, ссора, брань и «дыр» время, период времени. Сордырь = время ссор, период брани9.

(стр. 57)

ушедшие в землю, - громадные железные двери. Клады, скрытые в этих подземельях, иногда являются счастливцам и ныне, но обыкновенно их не умеют взять. Лет 20 тому назад, - по рассказам местных жителей, - когда уже стояла на Пызепе мельница глазовского купца Сергеева, два вотяка из деревни Солдырь спускались мимо кургана на мельницу и вдруг увидели под деревьями большую новую бочку, которую они и сочли каким-нибудь образом попавшую сюда с мельницы, почему, - не подходя к бочке близко,

- они прошли прямо на мельницу и заявили об этом хозяину, который случайно сам здесь находился. Сергеев послал посмотреть, что это за бочка на горе и сами нашедшие пошли, чтобы показать, - где она, но никакой бочки уже не нашли (2). Это был клад и находчикам, по рассказам жителей,

- не следовало идти говорить о бочке, а нужно было подойти и самим взять

дававшееся им в руки сокровище. Раскопок в этом городище нам не из-

10

вестно , но случайных находок здесь сделано весьма много, хотя находимые вещи и не отличаются может быть - особенною древностью.

Прим. авт.: 2) Это обстоятельство || (стр. 58) подтверждено было мне лично самим Г.Б. Сергеевым, который сам недоумевает как его объяснить" [2, с. 56-58].

9 Такая этимология топонима Сордырь (в современном произношении Солдырь) представляется нам сомнительной.

10 ту

К настоящему времени значительная часть городища изучена археологами.

Наш комментарий

Подробная реконструкция исторических реалий, связанный с доисторическим периодом существования городища Иднакар в окрестностях г. Глазова содержится в книге, которая доступна в Интернете. В книге есть и глава, посвященная реконструкции системы водопользования населением данной фортификации. Поэтому, к этой книге мы и отсылаем любознательного читателя [5]. Здесь же считаем необходимым привести несколько старинных фотографий местности у подошвы холма, на которой расположено городище11. Изображенная здесь постройка водяной мельницей быть не может: она стоит слишком далеко от уреза воды. Возможно, это баня или производственное помещение. На последовательно сделанных фотографиях (рис. 5 и 6) видно, насколько уменьшился уровень воды в реке. Большой интерес представляет фрагмент более поздней фотографии,

__С Г-! М

приводимый нами на рис. 7. Вертикальной стрелкой здесь нами отмечено сооружение, внешне похожее на вход в шахту. Можно предполагать, что здесь был оборудован ледник. Кроме того, посещая Иднакар в наши дни можно обнаружить вполне явные следы колодцев (рис. 8).

Рис. 5. Постройка на берегу р. Пызеп (фото начала XX в.)

11Три старинные фотографии Иднакара, публикуемые здесь, предоставил нам глазов-ский археолог А.Н. Кириллов, за что выражаем ему искреннюю признательность.

Рис. 6. Та же постройка некоторое время спустя. Уровень воды в реке заметно понизился

Рис. 7. "Двери в землю" на откосе Иднакара (показано стрелкой)

Рис. 8. Автор и следы колодца на площадке городища Иднакар

Таким образом, некоторые земляные и гидротехнические сооружения, назначение которых могло быть не совсем ясно тем, кто их видел, либо строители которых не были известны потомкам, могли порождать рассказы о "дверях в землю" и т.п.

Литература и источники

1. Коробейников А.В., Волкова Л.А. Историк удмуртской земли Н.Г.Первухин. Информационная структура [Электронный ресурс]. -Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2007. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM 420 Mb). - Загл. с экрана + Рекламно-техническое описание и содержание информационной структуры. - 16 с. ISBN 978-5-7029-0374-3.

Режим доступа:

http://books.google.ru/books?printsec=frontcover&id=Sol16pq7YRYC.

2. Первухин Н.Г. 1886. Краткий очерк кладовищ, встречающихся в Глазовском уезде Вятской губернии и находок, сделавшихся здесь известными // Государственный архив Кировской области. Ф. 574. Оп. 8. Д. 72. Рукопись.

3. Чураков В.С. Работа Н.Г.Первухина над циклом "Легенды о богатырях Дондинского округа". // Иднакар: методы историко-культурной реконструкции: Научно-практический журнал. - № 1 (5). - 2009. - С. 29-56. Режим доступа: www.idnakar.ru.

4. Общегеографический региональный атлас "Удмуртская республика". - М., 2003. - 56 с.

5. Коробейников А.В. Новый Иднакар: очерк историико-культурной реконструкции. - Ижевск: НИЦ "Регулярная и хаотическая динамика", 2006. - 246 с. ISBN 5-93972-579-1. Режим доступа: http://books.google.ru/ books?printsec = frontcover&id = Zna5Z6zl8m0C.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.