Научная статья на тему '«Что в имени твоем?» (периптер - значение слова)'

«Что в имени твоем?» (периптер - значение слова) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
315
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ПЕРИПТЕР / ХРАМ / TEMPLE / СКУЛЬПТУРА / SCULPTURE / КУЛЬТОВЫЙ ОБЪЕКТ / КЛАССИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА / CLASSICAL ARCHITECTURE / PERIPTERY / RITUAL SIGNIFI CANCE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чураков Сергей Константинович

Посвящена истории формирования периптера основного типа античного храма. Исследуется связь между особенностями формирования объемно-пространственной моделью храма, мифологическими образами древних религий ареала Средиземного моря и этимологией термина «периптер».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERIPTERY: THE MEANING OF THE WORD

The author analyzes the origin and the history of the periptery, examines into the etymology of this word, and traces its roots in Minoan and Mycenaean cultures. The history of classical architecture is full of myths. One of them is related to the origin of periptery, the main type of a classical antique temple. Traditionally, it dates back to the samples of the 7th-4th centuries B.C., although it is obvious that this type of temples has a longer history. The term "periptery" is said to originate from an ancient cult established prior to the construction of the Greek Pantheon. It is composed of the two Greek words: "peri" around, near, and "pteron" a side wing, a side colonnade or an outhouse. As a result, the initial defi nition is formed "winged from all sides", while all present-day sources (e.g. Encyclopedia Britannica) use a much simpler translation "rectangular building with a colonnade on all four sides". However, speaking about the drama of post and lintel elements in the Order System, it is not apparent why, for example, the Temple of Poseidon at Paestum or the Parthenon can be called "winged", particularly, the Temple of Poseidon, with its ponderous Doric Order. And strictly speaking, so sensual a tune is typical for the Hellenistic period. The "winged" theme has nothing to do with the forms of the Periptery or its proportions. Minoan and Mycenaean temples are a lot older than the Greek ones, therefore, the "winged" may mean natural encircling of the temple with The Sacred Bird images. These birds were the permanent "characters" of the Mysteries throughout the Mediterranean region and Ancient East. In the Sumerian-Acadian culture, the word "fortune" was depicted as a hieroglyph that looked like a bird, and fortune "management" was one of the functions of the supreme deity. One of the translations of the word "pteron" is not just a "wing", but also a "winged creature" (a bird, a griffi n, a sphinx). Polybius (201 122 B.C.) used "periptery" in the meaning of "surrounded by columns", but much later Plutarch (46 127 A.D.) named it "a side colonnade" and "a side building". Practically, the name of one of the temple elements was applied to the whole structure, which indicated a special role of this "side colonnade", as the main visual sign of the temple being attributed to the Supreme Deity. The classical form of the Periptery had two essential elements; they were the two sculptures of birds on top of the columns that surrounded it on three sides, and proto-ionic columns in front of the main Facade and in the cella (as in a temple in Neandria). Later, the main Facade evolved as a column portico with a pediment, and on each of its corner akroterion a sphinx or a griffin was placed, while the whole structure was crowned by an antefix formed as a palmette. This is our reconstruction of the evolution of this type of temple in the course of 600 years, from the 16th century B.C. through the 10th century B.C.

Текст научной работы на тему ««Что в имени твоем?» (периптер - значение слова)»

вестник 812012

УДК 72.03

С.К. Чураков

ФГБОУВПО «МАРХИ»

«ЧТО В ИМЕНИ ТВОЕМ?» (ПЕРИПТЕР — ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА)

Посвящена истории формирования периптера — основного типа античного храма. Исследуется связь между особенностями формирования объемно-пространственной моделью храма, мифологическими образами древних религий ареала Средиземного моря и этимологией термина «периптер».

Ключевые слова: периптер, храм, скульптура, культовый объект, классическая архитектура.

История классической архитектуры изобилует мифами. Один из них связан с происхождением периптера — основного типа классического античного храма. Традиционно он рассматривается исключительно на образцах не позднее VII—IV вв. до н.э. Хотя вполне очевидно, что этот тип храма имеет куда более древнюю историю.

Сам термин «периптер» говорит о принадлежности к древнейшему культу, сложившемуся еще до формирования пантеона древнегреческих богов, и выводят его из двух древнегреческих слов: «пери» — вокруг, около, и «птерон» — крыло, боковая колоннада или боковая пристройка. В итоге образуется определение «окрыленный со всех сторон». При этом все современные издания (например, Большая советская энциклопедия или энциклопедия Британика) ограничиваются гораздо более простым переводом: «прямоугольное в плане здание, с четырех сторон обрамленное колоннадой».

Однако если обратиться к практике строительства храмов и святилищ доантич-ной Греции, когда храм представлял собой объем, «обстроенный» вокруг священного дерева с включением в общую композицию святилища алтаря и других сакральных элементов, то такое его название по меньшей мере неудачно.

Если говорить о разыгрывании драматургии несущих и несомых элементов в ордерной системе, то также непонятно почему, например, храм Посейдона в Пестуме или Парфенон можно назвать окрыленными. Это сооружения, крепко стоящие на земле, особенно храм Посейдона с его тяжеловесным дорическим ордером. «Парфенон на Акрополе в Афинах (447—438 гг. до н.э.), храм Афины-девы гораздо компактнее, строже, подтянутее, массивность и объемность не забивает в нем пропорций и соразмерности и находится в гармонии с формой и числом» [1]. Но и его никак не нельзя назвать «окрыленным», легким, летящим и т.д. Да и, строго говоря, такая эмоциональная, чувственная тема не характерна для культуры классической Греции, это скорее тема эллинистического периода.

Тема «окрыленности» содержится не в формах периптера, его пропорциях или численных отношениях элементов. Если вспомнить минойские и микенские храмовые комплексы, то становится понятным использование этой темы, но не как «окры-ленности», а как буквальное окружение здания храма изображениями птиц.

Храмовые комплексы Древнего Востока: на возвышении святилище Бала (Ваала) и рядом ашера — знак богини Иштар, составленный из флористических элементов — прообраза будущей ионической колонны, всегда несли в себе изображение птиц. Трудно сказать, были ли эти птицы только вестниками богини или одним из ее воплощений, но то, что это постоянные «персонажи» сакральных действий и на Крите, и в Малой Азии, и на Ближнем Востоке, и вообще во всем Средиземноморском ареале, легко доказуемо: в шумеро-акадской культуре слово «судьба» изображалось иероглифом в виде птицы, а «управление» судьбой было одной из функций богини (рис. 1).

Сам традиционный перевод слова «периптер» как «окрыленный со всех сторон» может быть оспорен. Вторая часть слова означает не только «перо», «крыло» или «окрыленный», но и «крылатое существо» (птица, грифон, сфинкс). У Плутарха (46—127 гг.) это звучит уже как «боковая колоннада» или «боковая пристройка», а сам термин «периптер» в значении «окруженный колоннами» впервые встречается у Полибия (201—122 гг. до н.э.). При этом сам объект, к которому применяется определение, значительно старше, а этимология слова «периптер» неоднознач- Рис. 1. Одно из древнейших изображений на и требует отдельного исследования. женского божества в окружении птиц. Птицы

Практически название одного из символизировали воздушную стихию, которая элементов храма в дальнейшем пере- вместе с водной была проявлением женского наносится на все здание. Сам этот факт чала мирадданта

говорит не столько о чисто технической причине такого явления, сколько об особом месте «боковой колоннады» в семантическом ряду. Этот элемент становится основным визуальным признаком принадлежности храма верховному божеству. Если вспомнить, что первоначально священное древо, возвышавшееся над стенами храма, постепенно замещается флористическим конструктом, а в дальнейшем антропоморфным изображением внутри храма, в целе (рис. 2), то становится понятно возрастание роли элемента — боковой колоннады с размещенными на ней изображениями птиц — воплощениями богини. Именно эта колоннада визуализирует статус храма. В классической форме периптера объединяются два важнейших элемента ранних храмов: скульптурные изображения птиц на колоннах, окружавших его с трех сторон, и флористические конструкты — протоионические колонны перед главным фасадом (как в храме в Неандрии) (рис. 3). Главный фасад приобретает вид колонного портика с фронтоном, на углах которого размещаются акротерии, как правило, имевшие вид сфинкса или грифона, а на его вершине антефикс в виде пальметты (рис. 4, а, б).

Слова, относящиеся к архаическим культурам, содержат в себе не просто единичный смысл, но сразу многие смыслы, объединяющие все сущности обозначаемо -го объекта, и это принципиально важно для понимания логики формирования храма. «...древние мифологические сюжеты фрагментируются, и их отдельные мотивы вставляются в общее художественное повествование с определенной эстетической или идейной целью, уже имеющей мало общего с первоначальным явлением, которое данный миф осмыслял.». Это рассуждение И.М. Дьяконова [2] можно в полной мере отнести и к сакральной архитектуре, фактически являющейся воплощением мифа.

Более того, говорить о полисемии (многозначности) древних слов можно только «относительно современных языковых систем; для древнего человека, например, латинское dominium с полисемическим значением власть, владение, господство, собственность, суверенитет моносемично, ибо, с его точки зрения, «власть, владение, господство, собственность, суверенитет» — просто одно и то же» (И.М. Дьяконов).

То же рассуждение, естественно, справедливо и для слова «птерон».

Если взять перевод второй части названия этого типа храма как «птица» или «птицы», тогда это уже не просто эстетическое свойство формы. Это ее содержание — храм окружен вестниками богини, ее воплощениями, но не просто колоннами. Колонны здесь скорее вторичный элемент.

Рис. 2. Дерево внутри стен храма или скорее обстроенное стенами священное древо — одна из древнейших тем в сакральной архитектуре. С этой темой связано множество ритуалов, один из них — это замещение дерева новым как символ возрождения жизни. В дальнейшем священное древо трансформировалось в антропоморфный образ, в символическую фигуру на библос-ской монете, или коринфскую колонну в храме Аполлона в Дидимах

Сравнение минойских и микенских храмов с более поздними, изображенными на критских монетах X в. до н.э., показывает если не их идентичность, то необычайную близость форм и характера композиции (рис. 5). Во всех этих композициях присутствуют изображения птиц, что важно для понимания происхождения слова «периптер». Кроме того, храмы представляют собой основной, более высокий объем с боковыми пристройками, на кровлях которых помещены скульптурные изображения птиц.

К этому можно добавить небольшую скульптуру, изображающую три «протодори-ческие» колонны с размещенными на них птицами. Вполне возможно, что это фрагмент модели храма, где колонны с птицами являются частью его боковых «крыльев» (рис. 6).

На более ранних минойских образцах такие изображения птиц размещены на вершинах столбов с четырьмя двусторонними секирами, а сами объемы храмов одно-нефные. Важно то, что эти столбы являются элементами храмового комплекса, включающего еще алтарь, и они фланкируют вход в храм, создавая осевую композицию. Подчеркивает осевую композицию храма и размещение в проеме культового объекта или перед ним — в случае изображений на кипрских монетах Х в. до н.э. — антропоморфной фигуры женского божества, а на минойских золотых кольцах — объекта, который можно трактовать как нечто аналогичное ашере — символу богини Иштар (рис. 7).

в

г

Рис. 3. Протоионическая капитель храма в Неандрии датируется VIII—VII вв. до н.э. Ряд колонн с подобными капителями ставились по оси храма, разделяя его на два нефа. Наиболее «декоративная» колонна стояла перед фасадом храма. Первоначально эти колонны изготавливались из дерева — акт, связанный с «древесными» корнями богини, постепенно они замещались колоннами из камня. То, что они были неконструктивными элементами, подтверждается их пропорциями: каменные стойки с такой капителью физически не приспособлены эффективно нести нагрузку от балок перекрытия, особенно в зоне сейсмической активности

Рис. 4. Место размещения акротерия и антефиксов в структуре античного храма не менее символично, чем их образ. Например, многочисленные минойские и микенские изображения крылатых мифологических существ — грифонов соответствуют антефиксам, помещавшимся по краям фронтона. Как правило, это парные изображения, сгруппированные вокруг протодори-ческой колонны, алтаря или женского божества, не только фиксирующие границы сакрального пространства, но и охраняющие его

в г

Рис. 5. Видно как постепенно исключительно ландшафтный объект — минойское святилище — трансформируется в локальный объем, содержащий ландшафтную составляющую в свернутом виде. Все сакральные объекты, которые до этого существовали как самостоятельные элементы композиции, становятся взаимодополняющими элементами единого целого

Рис. 6. Наиболее интересно в этом фрагменте не то, что он демонстрирует фрагмент колоннады архитектурного объекта с завершением в виде птиц, а то, что это скорее всего фрагмент ранней переходной формы «периптера», у которого еще отсутствуют крытые боковые пристройки, несшие в себе зачатки колонного портика античных храмов. Изначальные ландшафтные характеристики присутствуют еще в явном виде — объем храма окружали свободно стоящие колонны, конструктивно с ним не связанные

Рис. 7. Геометрические размеры изображения невелики, поэтому точно реконструировать артефакт, стоящий в проеме храма (или перед ним), трудно. Однако достаточно точно его можно соотнести с подобными изображениями ашеры — символа богини Иштар в шумеро-акадской культуре

Тема столба с размещенными на его вершине птицами встречается не только в изображениях храмовых комплексов, но и в мелкой пластике, что говорит о важности подобных композиций. Например, изображение так называемой «женщины на качелях» (статуэтка минойского периода из Агиа Триады, Крит), скульптуры женских божеств с коронами, увенчанными птицами, ритуальные сосуды и т.д., несущие изображения птиц (рис. 8, 9).

Рис. 8. Многочисленность и разнообразие ритуальных предметов, связанных с птицами, воздушной стихией говорит о том, что эта тема не могла не быть отражена в структуре храма как важнейшая. «Окрыленность» периптера — храма женского божества — не иносказательна, а буквальна

Таким образом, можно сказать, что мы имеем дело с развитием одного типа храмового комплекса на протяжении как минимум 600 лет, от 1500 до 900—800 гг. до н.э. Этот тип храма не просто сохранился, но продолжал активно использоваться параллельно с периптером и всеми остальными типами классических античных храмов, сохраняя актуальность применения традиционной пространственной модели вплоть до III в. н.э. Об этом свидетельствует изображение храма Афродиты на перстне 150—250 гг. н.э., найденном на о. Родос (рис. 9).

Рис. 9. Удивительно, но храм Афродиты на о. Родос (это изображение датируется специалистами Британского музея I—II вв. нашей эры) — один из крупнейших в античном мире, своими формами аналогичен древнейшим образцам. Его разделяют с храмами, изображенными на кипрских монетах, 1200 лет, а с микенскими еще больше. Устойчивость сакральной традиции и соответствующей ей формы необычайна, что в частности позволяет говорить о непрерывности развития культуры в античном мире. Термин «темные столетия» очевидно, может быть применен только к материковой части Греции, но не к культуре архипелага и побережья Малой Азии

Библиографический список

1. ЛосевА.Ф. История античной эстетики. Т. 5. М. : Искусство, 1979. С. 727.

2. Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада. М. : Едиториал УРСС, 2004. С. 248.

3. Кифишин А.Г. Введение в храм. Опыт реконструкции шумеро-вавилонского мифоритуа-ла / под ред. Л.И. Акимовой. М., 1998. С. 27—49.

Поступила в редакцию в июне 2012 г.

Об авторе: Чураков Сергей Константинович — доцент кафедры советской и современной зарубежной архитектуры, ФГБОУ ВПО «Московский архитектурный институт» (государственная академия) (ФГБОУ ВПО «МАРХИ»), 107031, г. Москва, ул. Рождественка, д. 11, (8495) 621-40-85, [email protected].

Для цитирования: Чураков С.К. «Что в имени твоем?» (периптер — значение слова) // Вестник МГСУ. 2012. № 8. С. 46—53.

S.K. Churakov

PERIPTERY: THE MEANING OF THE WORD

The author analyzes the origin and the history of the periptery, examines into the etymology of this word, and traces its roots in Minoan and Mycenaean cultures.

The history of classical architecture is full of myths. One of them is related to the origin of periptery, the main type of a classical antique temple. Traditionally, it dates back to the samples of the 7th—4th centuries B.C., although it is obvious that this type of temples has a longer history.

The term "periptery" is said to originate from an ancient cult established prior to the construction of the Greek Pantheon. It is composed of the two Greek words: "peri" — around, near, and "pteron" — a side wing, a side colonnade or an outhouse. As a result, the initial definition is

formed — "winged from all sides", while all present-day sources (e.g. Encyclopedia Britannica) use a much simpler translation — "rectangular building with a colonnade on all four sides".

However, speaking about the drama of post and lintel elements in the Order System, it is not apparent why, for example, the Temple of Poseidon at Paestum or the Parthenon can be called "winged", particularly, the Temple of Poseidon, with its ponderous Doric Order. And strictly speaking, so sensual a tune is typical for the Hellenistic period.

The "winged" theme has nothing to do with the forms of the Periptery or its proportions. Mi-noan and Mycenaean temples are a lot older than the Greek ones, therefore, the "winged" may mean natural encircling of the temple with The Sacred Bird images. These birds were the permanent "characters" of the Mysteries throughout the Mediterranean region and Ancient East. In the Sumerian-Acadian culture, the word "fortune" was depicted as a hieroglyph that looked like a bird, and fortune "management" was one of the functions of the supreme deity.

One of the translations of the word "pteron" is not just a "wing", but also a "winged creature" (a bird, a griffin, a sphinx). Polybius (201 — 122 B.C.) used "periptery" in the meaning of "surrounded by columns", but much later Plutarch (46 — 127 A.D.) named it "a side colonnade" and "a side building". Practically, the name of one of the temple elements was applied to the whole structure, which indicated a special role of this "side colonnade", as the main visual sign of the temple being attributed to the Supreme Deity. The classical form of the Periptery had two essential elements; they were the two sculptures of birds on top of the columns that surrounded it on three sides, and proto-ionic columns in front of the main Facade and in the cella (as in a temple in Neandria). Later, the main Facade evolved as a column portico with a pediment, and on each of its corner akroterion — a sphinx or a griffin — was placed, while the whole structure was crowned by an antefix formed as a palmette.

This is our reconstruction of the evolution of this type of temple in the course of 600 years, from the 16th century B.C. through the 10th century B.C.

Key words: periptery, temple, sculpture, ritual significance, classical architecture.

References

1. Losev A.F. Istoriya antichnoy estetiki [History of Ancient Aesthetics]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1979, 727 p.

2. D'yakonov I.M. Arkhaicheskie mify Vostoka i Zapada [Archaic Myths of East and West]. Moscow, Editorial URSS Publ., 2004, 248 p.

3. Kifishin A.G., Akimova L.I., editor. Vvedenie v khram. Opyt rekonstruktsii shumero-vavilonskogo mifo-rituala [Introduction into the Temple. Practical Reconstruction of Mythological Rituals of Shumerians and Babylonians]. Moscow, 1998, pp. 27—49.

About the author: Churakov Sergey Konstantinovich — Associated Professor, Department of Soviet and Modern Foreign Architecture, Moscow Architectural Institute (State Academy (MARHI), 1

Rozhdestvenka St., Moscow, 107031, Russian Federation, [email protected]; +7 (495) 621-40-85.

For citation: Churakov S.K. «Chto v imeni tvoem?» (peripter — znachenie slova) [Periptery: the Meaning of the Word]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2012, no. 8, pp. 46—53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.