Научная статья на тему 'Что такое самодеятельный, или спортивный, туризм?'

Что такое самодеятельный, или спортивный, туризм? Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
10908
540
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / СПОРТИВНЫЙ (САМОДЕЯТЕЛЬНЫЙ) ТУРИЗМ / SPORTS (AMATEUR) TOURISM / МАССОВОСТЬ / ПОЛЕЗНОСТЬ / TOURISM / USEFULNESS / MASS CHARACTER

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Алексеев Алексей Александрович

Показаны отличительные особенности спортивного (самодеятельного) туризма, преимущества его организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

What is the amateur or sports tourism?

The distinctive features of sports (amateur) tourism, advantage of its organization are shown.

Текст научной работы на тему «Что такое самодеятельный, или спортивный, туризм?»

СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ

УДК 796.51:379.85

А. А. Алексеев

ЧТО ТАКОЕ САМОДЕЯТЕЛЬНЫЙ, ИЛИ СПОРТИВНЫЙ, ТУРИЗМ?

Показаны отличительные особенности спортивного (самодеятельного) туризма, преимущества его организации.

The distinctive features of sports (amateur) tourism, advantage of its organization are shown.

Ключевые слова: туризм, спортивный (самодеятельный) туризм, массовость, полезность.

Keywords: tourism, sports (amateur) tourism, mass character, usefulness.

Самодеятельный, или спортивный, туризм - это вид туризма, активного отдыха и спорта, где участники самостоятельно выбирают и разрабатывают маршрут путешествия (похода), комплектуют группу, закупают продукты, билеты и снаряжение и без помощи наемных проводников или инструкторов проходят намеченный путь.

Наш туризм - спорт любительский. Им занимаются за свой счет в свободное от работы и учебы время. Туризм - наиболее полезный для здоровья вид физкультуры и спорта, при этом включающий духовное и познавательное начала. Для его развития не нужно строить залы, стадионы, бассейны, не нужен и обширный штат профессиональных работников. За весь период существования годовые затраты государства на спортивный туризм были сравнимы с бюджетом футбольной команды среднего уровня. Однако массовость туризма, а значит, и его полезность для страны и народа значительно превосходит многие виды спорта, в том числе и футбол.

Самодеятельный туризм в России - уникальное явление, порожденное русским духом, или, как принято говорить в наше время, менталитетом. В России духовный поиск, творчество, подвиж-

ность всегда ценились выше материального благосостояния, механического исполнительства, закостенелости. Видимо, поэтому в самодеятельном туризме Россия является бесспорным мировым лидером.

Ни в одной стране мира некоммерческие туристские походы, организованные самими туристами, не носили массового характера. Ни в одной стране мира не было системы обучения туристов, не было системы обеспечения безопасности походов, действующей на энтузиазме самих туристов. На энтузиазме же, то есть безвозмездно или за символическую плату, силами самих туристов создаются нормативные документы, работают маршрутно-квалификационные комиссии, идет обучение, проводятся слеты, соревнования, чемпионаты.

Туризм, кроме того, - одно из самых массовых общественных движений, основой которого стало духовное общение людей, самоутверждение, естественная тяга к прекрасному миру природы. Самодеятельный туризм - это не просто вид человеческой деятельности, для многих это образ жизни.

Опытные туристы проходят сложнейшие и длительные маршруты в экстремальных условиях, получая от этого огромное удовольствие. К примеру, в зимних походах в высоких широтах нередки температуры до минус 40-50 градусов, значительные участки горных маршрутов могут проходить на высотах 5-7 тысяч метров. В связи с этим подчеркнем, что туристы не занимаются выживанием в экстремальных условиях, а живут в этих условиях без всякого пафоса и надрыва, нормальной человеческой жизнью, отдыхая от повседневности!

Все вышесказанное в полной мере относится и к туризму детскому или школьному, за исключением того, что руководят школьным туризмом на уровне школ и центров дополнительного образования взрослые туристы-спортсмены.

В повседневной жизни творческие натуры ограничены жесткими рамками. Свободное творчество - достояние лучших научных и конструкторских умов, истинно талантливых писателей, композиторов, артистов. Радость творчества - высшая интеллектуальная радость - доступна далеко не всем студентам, специалистам, ученым, не говоря уже об «офисном планктоне». И в этом самодеятельный туризм дает им практически неограниченную свободу выбора. Подтверждением тому служит туристский актив, со-

став федераций и комиссий, где в подавляющем большинстве представлена интеллектуальная элита страны. Об этой особенности туризма говорилось более 100 лет назад в отчете Российского горного общества за 1904-1906 годы: «Туристское путешествие в горах ... дает такое нравственное удовольствие, какого не может дать ни один вид спорта и какое человек получает лишь при исследованиях в области высоких наук».

Здесь же в туристских клубах группируются спортивные натуры, не желающие проводить всю сознательную жизнь в залах и на стадионах под неусыпным оком тренера, безжалостно отсеивающего «неперспективных». «Стадион» туристов - вся страна, весь земной шар, и где он, тот тренер, которому платят за их спортивные результаты? В клубе туристов дела и маршруты найдутся для всех и по силам и по интересам. Можно быть спортсменом мирового уровня, сочетая достижения в спорте с успехами в науке и на производстве, а можно всю жизнь ходить в несложные походы, что называется «в свое удовольствие». А еще туризм практически не знает ограничений по возрасту, тут можно встретить действующих спортсменов от 7 до 80 лет!

Вот поэтому самодеятельный туризм не только отдых, не только спорт, не только познание себя и окружающего мира. Туризм - это образ жизни. Во всяком случае для тех, кто выбрал самодеятельный, а тем более спортивный туризм, - это именно так.

УДК 371.388.6:303.823

А. А. Хохлов

ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ШКОЛЬНИКОВ

В статье автор описывает опыт педагогического сопровождения учебно-исследовательской деятельности школьниками. Показаны основные этапы работы, критерии выбора темы исследования, раскрыты особенности выбора и формирования целей и задач учебно-исследовательской работы. Описаны правила работы с литературой, составления библиографических списков и картотек. Представлены примеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.