обеспеченности научных исследований, занятия которыми являются основой профессионального роста научнопедагогических кадров, и, конечно, в низком социальном статусе преподавателя высшей школы.
Решение этих и смежных с ними проблем, связанных прежде всего с необходимостью усиления государственной поддержки профессионального образования, в том числе в рамках
соответствующего национального проекта, поможет привлечь к преподавательской деятельности молодые профессионально подготовленные кадры, что имеет существенное значение для сохранения и развития в вузах научных и научно-педагогических школ и, соответственно, приумножения богатого опыта подготовки высококвалифицированных специалистов в нашей стране.
Что такое
«предпринимательская деятельность» вуза?
Е. СТЕПКИНА, аспирант Санкт-Петербургский государственный инженерноэкономический университет
Термин «предпринимательство» до сих пор не имеет однозначного определения в экономической литературе. Тем более неясна ситуация с понятием «академическое предпринимательство», или «предпринимательская деятельность высших учебных заведений». Многочисленные дискуссии на страницах академических журналов («Высшее образование сегодня», «Высшее образование в России», «Университетское управление и менеджмент» и др.) демонстрируют, что зачастую под предпринимательством понимают совершенно различные виды деятельности. Целью настоящей статьи является формулирование определения предпринимательской деятельности высших учебных заведений на основе анализа экономического и правового подходов, а также с учетом современной практики функционирования вузов.
1. Экономический подход
А. Предпринимательство — один из факторов производства. Некоторые экономисты вслед за А. Маршаллом в дополнение к общеизвестной триаде (труд, земля, капитал) к факторам производства относят и предпри-
нимательскую способность, которой обладает субъект, организующий производство товаров и услуг, принимающий решения о том, что и как производить, внедряющий инновации и берущий на себя риски. По сути, в рамках этого подхода предпринимательская деятельность приравнивается к деятельности по текущему управлению, менеджменту. Зачастую именно такое представление о предпринимательстве отражено в современной экономической литературе. Так, например, учебник по экономической теории Санкт-Петербургского университета экономики и финансов дает следующее определение: «Предпринимательская деятельность - специфический фактор производства... деятельность по координации и комбинированию всех других факторов производства в целях создания благ и услуг» [1, с. 42]. Очевидно, что подобное определение совершенно неприменимо по отношению к деятельности некоммерческих организаций в целом и высших учебных заведений в частности. В противном случае всю работу по предоставлению образовательных услуг следовало бы отнести к предпринимательству, что, одна-
ко, противоречит здравому смыслу и социально-ориентированным целям создания вуза.
Б. Предпринимательство — особый вид экономической активности. Определение, предложенное учеными Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета: «Предпринимательская деятельность - самостоятельная инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли за счет эффективного использования факторов производства» [2, с. 240], - является более точным, указывая на то, что не всякая деятельность по управлению и комбинированию ресурсов может считаться предпринимательской. Такой подход схож с традицией, в рамках которой предпринимательскую деятельность связывают с инновационностью, новаторством и определяют как особую форму экономической активности. Основоположником этого направления является Й. Шумпетер. По его мнению, предприниматель - это тот, кто делает не то, что делают другие, и не так, как это делают другие. Создание всевозможных новых способов комбинации экономических ресурсов, по Шумпетеру, является главной задачей предпринимателя и отличает его от обычного хозяйственника [3, с. 169-170]. Как отмечает С.Н. Ивашков-ский, «объектом предпринимательства является осуществление наиболее эффективной комбинации факторов производства с целью максимизации дохода» [4, с. 382]. Таким образом, предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента.
Выделяется несколько условий осуществления предпринимательской деятельности. Во-первых, хозяйствующие субъекты должны обладать самостоятельностью и независимостью, определенными правами и свободами.
Они должны самостоятельно выбирать вид предпринимательской деятельности и источники финансирования, разрабатывать производственную программу, осуществлять доступ к ресурсам, сбыт продукции, устанавливать цены на нее и т. д. Во-вторых, хозяйствующий субъект должен нести ответственность за принимаемые решения, их последствия и связанные с этим риски. В-третьих, он должен быть ориентирован на достижение коммерческого успеха, увеличение прибыли [4, с. 383].
В свете вышесказанного предпринимательская деятельность высшего учебного заведения - это особый вид самостоятельной экономической деятельности вуза (т. е. целенаправленной деятельности ради получения прибыли), характеризующийся следующими признаками: самостоятельность и систематичность ее осуществления, рисковый характер, инновационный подход.
2. Правовой подход
А. Подход, закрепленный в Гражданском кодексе РФ и Законе о некоммерческих организациях. Согласно абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ, «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». Там же (абз. 2 п. 3 ст. 50) зафиксировано право некоммерческих организаций, каковыми являются высшие учебные заведения, на занятие предпринимательской деятельностью: «Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответству-
ющую этим целям». Таким образом, можно обобщить, что предпринимательской деятельностью высших учеб-ны-х заведений является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, которая служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям. Как видим, в целом данное определение весьма напоминает то, что было выше сформулировано в рамках экономического подхода.
Однако есть и принципиальное отличие: законодатель обходит стороной критерий инновационности (действительно, представляется довольно затруднительным правовое толкование такого критерия), зато вводит принципиальное ограничение предпринимательской деятельности вузов в виде ее направленности на удовлетворение изначальных целей этих образовательных учреждений. Следует отметить то, что определение целей, зафиксированное в законе, носит несколько расплывчатый характер.
В общих словах, уставными целями некоммерческой организации (в том числе и вуза) могут выступать «социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные и управленческие цели, охрана здоровья граждан, развитие физической культуры и спорта, удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защита прав, законных интересов граждан и организаций, разрешение споров и конфликтов, оказание юридической помощи, а также иные цели, направленные на достижение общественных благ» (п. 2 Закона о некоммерческих организациях).
Типовое положение об образовательном учреждении высшего профес-
сионального образования вместо целей утверждает основные задачи вуза:
а) удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и послевузовского профессионального образования;
б) удовлетворение потребности общества и государства в квалифицированных специалистах с высшим образованием и научно-педагогических кадрах высшей квалификации;
в) организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований и иных научно-технических, опытно-конструкторских работ, в том числе по проблемам образования;
г) подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и руководящих работников;
д) накопление, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;
е) распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня (п. 11).
Видимо, именно на этот перечень должен ориентироваться вуз в своей предпринимательской деятельности, дабы она считалась законной.
Б. Подход, закрепленный в Законе об образовании.
В отличие от ГК РФ и Закона о некоммерческих организациях последняя редакция Закона об образовании выделяет целых три вида самостоятельной экономической деятельности вуза: оказание платных образовательных услуг, предпринимательская деятельность, а также «иная приносящая доход деятельность».
В статье 47 Закона говорится о том, что предпринимательская деятельность может включать в себя:
- торговлю покупными товарами, оборудованием;
- оказание посреднических услуг;
- долевое участие в деятельности
других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;
- приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;
- ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.
Хотя приведенный перечень и не является закрытым (о чем свидетельствует формулировка «может включать в себя»), вслед за С.В. Куровым и
В.В. Кваниной хочется удивиться той логике законодателя, согласно которой при перечислении разрешенных видов предпринимательской деятельности он обходит вниманием научно-исследовательскую, издательскую и другие виды деятельности, напрямую связанные с систематическим извлечением прибыли от производства и реализации товаров, работ, услуг, определяемых характером, профилем, направленностью образовательной деятельности [5]. При этом из Закона неясно, следует ли их относить к предпринимательству или к «иной приносящей доход деятельности» (категории, к которой отнесен фандрайзинг -деятельность по привлечению дополнительных источников финансирования: пожертвований, грантов и иных безвозмездных поступлений).
Не углубляясь в историю вопроса, отметим лишь, что различение платной образовательной и предпринимательской деятельности (изначально в Законе отсутствовала формулировка «иная приносящая доход деятельность») было связано с особенностями налогообложения. В частности, деятельность по оказанию платных услуг не рассматривалась в качестве предпринимательской при условии того, что полученные от нее доходы реинвестировались в
данное образовательное учреждение (п. 2 ст. 45, п. 3 ст. 47 Закона в редакции 1996 г.), а следовательно, не подлежали налогообложению. Однако с появлением редакции Закона от 2005 г., а также нового Налогового кодекса и, в частности, глав 21 (налог на прибыль) и 25 (налог на прибыль организаций) подобное разделение фактически утратило всякий смысл, поскольку отныне налоговые льготы в отношении доходов от платной образовательной деятельности, оказываемой учебными заведениями, в том числе высшими, отменены. Как отмечают М.Л. Левицкий и Т.Н. Шевченко, «теперь фактически все виды уставной деятельности по зарабатыванию внебюджетных средств можно смело называть предпринимательской» [6, с. 39].
К аналогичному выводу приходят и правоведы - составители Комментария к Закону об образовании (2005). Они предлагают к предпринимательской деятельности относить и платные образовательные услуги (на основании определения предпринимательской деятельности некоммерческих организаций, зафиксированного в ст. 50 ГК РФ), и фандрайзинг (на основании п. 2 ст. 298 ГК РФ). Однако соответствующая поправка в Законе об образовании на настоящий момент отсутствует.
3. Практический подход
Анализируя определение предпринимательской деятельности вузов, сформулированное на основе ГК РФ и Закона о некоммерческих организациях, можно сделать вывод о том, что в этом случае фактически приравниваются понятия предпринимательства и самостоятельной экономической деятельности, приносящей прибыль. Такое положение дел, по всей видимости, следует признать справедливым, поскольку в период социальной трансформации риск, ответственность и т.п. каче-
ства свойственны любому товаропроизводителю и посреднику. В современном мире вузы повсеместно оказались в затруднительном положении в результате уменьшения государственной поддержки и одновременного увеличения конкуренции (как на национальном, так и на международном уровне). Российские вузы не только не являются исключением, но и находятся в еще более сложной ситуации, вызванной длительным периодом социальной, политической и экономической трансформации. Так, по словам М. Шатто-ка, «в то время как на Западе университеты испытывают на себе лишь колебания в целом стабильной системы, в России произошел полный крах. Поскольку до того вся вузовская жизнь находилась под управлением государства, а в области НИР доминировала Академия наук, вузам было сложно найти свой путь при ослаблении контроля. Предпринимательство в российских университетах - скорее, способ выживания.» [7, с. 8-9].
Отвечает ли самостоятельная экономическая деятельность вузов признакам предпринимательства? Очевидно, да.
Самостоятельность: закон и учредитель разрешают учреждению при определенных условиях осуществлять предпринимательскую деятельность; согласовывать с учредителем вопрос о совершении соответствующих конкретных действий при этом не требуется. Так, например, согласно п. 2 ст. 29 Закона о высшем и послевузовском профессиональном образовании вуз самостоятельно решает вопросы по заключению договоров, определению обязательств и иных условий, не противоречащих законодательству РФ и уставу данного вуза.
Ответственность по рискам: по своим обязательствам учреждение несет самостоятельную имущественную
ответственность за находящиеся в его распоряжении денежные средства (п. 2 с. 120 ГК РФ). Судебная практика показывает, что по любым обязательствам учреждения взыскание в первую очередь обращается на денежные средства, полученные им от разрешенной предпринимательской деятельности. Во вторую очередь взыскание обращается на имущество, приобретенное за счет вышеуказанных средств; в третью очередь - на денежные средства, полученные от учредителя. И только после этого к ответственности привлекается учредитель.
Направленность на систематическое извлечение прибыли: высшее учебное заведение в своей предпринимательской деятельности ставит цели, принципиально отличные от целей коммерческой организации. В условиях трудностей с финансированием перед ним стоит прежде всего задача самосохранения, на втором месте - повышения собственной конкурентоспособности. По закону средства, полученные от предпринимательской деятельности, могут направляться только на развитие самого учреждения. Таким образом, можно сделать вывод о том, что самостоятельная экономическая деятельность вузов, приносящая прибыль, вполне удовлетворяет признакам предпринимательской деятельности в смысле определения ГК РФ.
Однако остался еще один критерий предпринимательской деятельности, обойденный в ГК, но на котором настаивают представители экономического подхода: инновационный характер предпринимательской деятельности. Поясним понятие инновационности, обозначив функции предпринимательства по Й. Шумпетеру:
- создание нового, еще не знакомого потребителю материального блага или прежнего блага, но с новыми качествами;
- введение нового, еще не применявшегося в данной отрасли промышленности способа производства;
- завоевание нового рынка сбыта или более широкое использование прежнего;
- использование нового вида сырья или полуфабрикатов;
- введение новой организации дела, например монополии, или, наоборот, преодоление ее [3, с. 169-170].
Пытаясь приложить критерий инновационности к различным видам самостоятельной экономической деятельности высших учебных заведений, направленной на извлечение прибыли, мы сталкиваемся с серьезными проблемами. Так, например, при рассмотрении платных образовательных программ того или иного учреждения, видимо, к числу инновационных следует относить только те, которых нет больше нигде. Но это принципиально неверно. Как и в случае с настоящими индивидуальными предпринимателями, истинно новаторских вузов очень и очень мало. Оказавшись в крайне затруднительном положении, современный российский вуз может выбрать один из трех сценариев развития: либо стать истинно предпринимательским, проявляя инициативу и новаторство (вузы-лидеры), либо последовательно перенимать и внедрять лучшие предпринимательские практики (вузы-последователи), либо погибнуть, сохраняя традиционный статус-кво (вузы-традиционалисты).
Мы считаем, что в принципиально новой ситуации, когда вузы лишаются значительной доли государственной поддержки и когда они вынуждены искать новые пути самосохранения и саморазвития, все виды законной самостоятельной экономической деятельности, направленной на систематическое получение прибыли ради достижения уставных целей, следует относить к предпринимательской деятельности,
что вполне согласуется с определением ГК РФ. Таким образом, можно составить примерный список следующих видов предпринимательской деятельности высших учебных заведений.
1. Деятельность по оказанию платных образовательных услуг:
• обучение на подготовительных курсах;
• тестирование школьников и абитуриентов;
• обучение российских и иностранных студентов на платной основе;
• консультирование по учебным дисциплинам;
• углубленное изучение отдельных дисциплин (сверх учебной программы);
• дополнительное образование (включая кружки, секции, клубы, коллективы и т.д.);
• обучение по индивидуальным планам;
• переподготовка и повышение квалификации;
• обучение по второй и последующим специальностям;
• подготовка аспирантов и докторантов;
• прочие образовательные услуги.
2. Деятельность по оказанию услуг, связанных с профилем основной деятельности:
■ научно-исследовательская деятельность на договорной основе;
■ опытно-конструкторские разработки;
■ создание новых технологий;
■ издательская деятельность;
■ медицинские услуги в вузовских клиниках и т.п.;
■ производство продукции в подразделениях вуза;
■ консалтинговые услуги;
■ предоставление иных услуг, связанных с профилем основной деятельности.
3. Деятельность, не связанная с профилем основной деятельности:
• сдача имущества в аренду;
• осуществление вкладов и получение прибыли по ним;
• привлечение добровольных пожертвований;
• долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;
• торговля покупными товарами, оборудованием;
• деятельность по предоставлению дополнительных услуг (столовая, книжный магазин и т.п.).
Данный уже достаточно внушительный список видов возможной предпринимательской деятельности вузов, тем не менее, не является исчерпывающим. Ведь в постоянно меняющихся условиях высшие учебные заведения вынуждены искать все новые пути получения прибыли и перенимать лучшие образцы ведения самостоятельной экономической деятельности ради своего процветания.
Если несколько лет назад лишь единичные российские вузы могли заявить, что занимаются предпринимательской деятельностью, то с каждым годом подобных учреждений будет становиться все больше и больше. И только тогда, видимо, будет положен конец бесконечным аксиологическим спорам
относительно допустимости предпринимательства в сфере высшего образования, поскольку будет осознана возможность разумного сочетания и сосуществования академического и предпринимательского начал.
Литература
1. Курс общей экономической теории: Учеб. пособие. - СПб., 1996.
2. Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Основы рыночной экономики: Курс лекций для абитуриентов. - СПб., 1996.
3. Шумпетер Й. Теория экономического развития. - М., 1982.
4. Ивашковский С.Н. Микроэкономика. - М., 2001.
5. Кванина В.В. Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере высшего профессионального образования. - http://www.lexed.ru
6. Левицкий М.Л., Шевченко Т.Н. Организация финансово-экономической деятельности в образовательных учреждениях. - М., 2003.
7. Шатток М. Предпринимательство и преобразования в российских вузах // Предпринимательство и преобразование российских университетов / Под ред. М. Шаттока, Е. Князева, Н. Пелихова, А. Сандгрен, Н. Тойво-нен. - Ростов н/Д, 2003.
Н. ЧИГИРИНСКАЯ, доцент Волгоградский государственный технический университет
Стратегия инженерного образования: междисциплинарный подход
В последние годы в российском об ществе ведется широкая дискуссия о роли инженерной профессии и о требованиях к инженерному образованию. С одной стороны, справедливо отмечаются нехватка квалифицированных инженеров и постоянное повышение тре-
бований к их деятельности, с другой -технические университеты вынуждены делать подготовку короче, привлекательнее, приспосабливая ее к новым условиям многоукладной экономики. Постоянно приходится отслеживать оптимальное соотношение между ши-