УДК 338+378
О ПРОБЛЕМЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ
Б.Ф. Лесовский, Дальрыбвтуз; О.В. Лесовская,
ТГЭУ, Владивосток
Излагается подход авторов к решению проблемы сохранения кадрового потенциала и развития материально-технической базы образовательного учреждения в условиях влияния глобального финансового кризиса, являющегося одной из причин уменьшения бюджета и увеличения недофинансирования практически по всем статьям расходов ФГОУ ВПО «Дальрыбвтуз», за счет увеличения уровня внебюджетных доходов.
Сегодня финансовое обеспечение деятельности высшего учебного заведения, в том числе научных исследований и образовательного процесса в части реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального, высшего
профессионального и послевузовского профессионального образования в соответствии с Типовым положением об
образовательном учреждении высшего профессионального
образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 71 от 14 февраля 2008 г., осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы с учетом установленных заданий по приему (контрольных цифр) на основе государственных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося и предусмотренных для соответствующих типов и видов образовательных учреждений (п. 2 ст. 41 Закона РФ «Об
образовании»). Данное финансирование ФГОУ ВПО «Дальрыбвтуз» осуществляется за счет средств федерального бюджета Федеральным агентством по рыболовству, в ведении которого находится учреждение (п.1
ст. 28 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»). Высшее учебное заведение относится действующим российским законодательством к образовательным учреждениям, которые в соответствии со своим главным предназначением, основной уставной целью являются некоммерческими организациями в противоположность другой разновидности юридического лица -коммерческим организациям.
В настоящее время влияние глобального финансового кризиса, являющееся одной из причин уменьшения бюджета ФГОУ ВПО «Дальрыбвтуз», привело к увеличению недофинансирования практически по всем статьям расходов. В связи с этим перед вузом
стоит дилемма: зарабатывать дополнительные средства собственными силами, развивать кадровый потенциал и материально-техническую базу или функционировать, в основном, за счет бюджетных средств и влачить жалкое существование.
До утверждения нового Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) и исключения из устава ФГОУ ВПО «Дальрыбвтуз» значительного количества видов деятельности, являющихся непрофильными, по мнению федеральных органов исполнительной власти, вуз использовал первый путь. Средства, получаемые от осуществления предпринимательской деятельности, были весьма существенны. В частности, расходы на заработную плату персонала обеспечивались за счет средств от внебюджетной деятельности на уровне 40-60 %. За счет привлеченных дополнительных финансовых ресурсов у вуза была возможность адекватно выполнять свою образовательную и научную миссию в обществе, укреплять материально-техническую базу, сохранять профессиональные кадры и обеспечивать качество образовательных услуг.
В последнее время отношение федеральных органов исполнительной власти к внебюджетной деятельности ФГОУ ВПО «Дальрыбвтуз» существенно изменилось. По-видимому, негативное отношение органов власти к предпринимательству в вузах обосновывается тем, что осуществление образовательной деятельности несовместимо с коммерцией, и их соединение может привести к губительным процессам.
При этом складывается парадоксальная ситуация: в условиях недофинансировании вуз вынужден изыскивать дополнительные источники доходов, чтобы иметь возможность осуществлять образовательную деятельность, а учредитель - «государство» -ограничивает его в этом. В этой связи целью настоящей статьи является исследование причин существенного ограничения учредителем количества видов приносящей доход деятельности в уставе ФГОУ ВПО «Дальрыбвтуз».
Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «О некоммерческих организациях» и Закон РФ «Об образовании» допускают возможность осуществления некоммерческими организациями предпринимательской деятельности, но только лишь в тех случаях, когда она служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям. В соответствии с п. 110 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования, вуз вправе вести предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, предусмотренную его Уставом, в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом в действующем уставе ФГОУ ВПО «Дальрыбвтуз» отсутствует слово «предпринимательская», вузу предоставлено право осуществления иной, приносящей доход деятельности, предусмотренной
законодательством Российской Федерации. Следует отметить, что отечественная практика не признает деятельность некоммерческих организаций, созданных в форме учреждений, в качестве предпринимательской. В этой связи уставом, ФГОУ ВПО «Дальрыбвтуз» предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, которую нельзя назвать предпринимательской в смысле определения ст. 2 ГК РФ.
По-видимому, встает ряд вопросов относительно правового содержания понятий «предпринимательская деятельность» и «иная приносящая доход деятельность», определения объема гражданской (имущественной) правоспособности государственного вуза, правовых условий - признаков, критериев самостоятельного осуществления вузом иной экономической деятельности, приносящей доход. Необходимо также выделить те виды предпринимательской деятельности, которые в наибольшей степени отвечают основной цели вуза и не противоречат ей.
В экономическом смысле предпринимательская деятельность представляет собой экономическую категорию, содержание которой опосредует производственные отношения, а в ее основе лежит производство в самом широком смысле этого слова. Ученые-экономисты выделяют три основные функции предпринимательства: ресурсную, организаторскую и творческую, связанную с новаторством. В экономической теории предпринимательство связывают, прежде всего, с инновационностью, новаторством и определяют как особую форму экономической активности.
Право на ведение предпринимательской деятельности некоммерческими организациями, к которым относятся высшие учебные учреждения, легализовано и предусмотрено как общими нормами гражданского законодательства - абз. 2 п. 3 ст. 50, ст. 298 ГК РФ, ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях», так и нормами образовательного законодательства - ст. 46-47 Закона РФ «Об образовании», п. 103 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении).
При этом законодатель ограничил право некоммерческих организаций на осуществление предпринимательской деятельности двумя условиями согласно п. 2 ст. 50 ГК РФ:
- служить целям, ради которых она создана;
- соответствовать этим целям.
В ст. 2 ФЗ «О некоммерческих организациях» перечислены следующие цели деятельности некоммерческих организаций: достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных, управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций,
разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
По-видимому, первый признак, предъявляемый к предпринимательской деятельности некоммерческих организаций, не вызывает вопросов и заключается том, что эта деятельность должна способствовать основной цели деятельности, и применительно к образовательной деятельности образовательных учреждений это может проявляться в направлении полученных средств в основные и оборотные фонды учреждения, на выплату заработной платы, служебные творческие командировки и другие затраты на основную деятельность.
Подтверждением может быть и следующее объяснение: в
условиях казначейской системы средства государственных образовательных учреждений от осуществления любой возмездной деятельности (основной и дополнительной) не могут быть не реинвестированы в образовательное учреждение, т.е. они не могут выйти за пределы системы, так как предусмотрены его уставом и указаны в разрешении на открытие лицевого счета по учету средств от приносящей доход деятельности в территориальных органах федерального казначейства.
Таким образом, проблемы могут возникать из второго требования, предъявляемого Законом к предпринимательской деятельности некоммерческой организации - соответствие ее целям, ради которых она создана. Мы полагаем, что если исходить из буквального толкования слова «соответствие», то анализируемый признак должен означать, что предпринимательская деятельность некоммерческой организации должна быть едина с целями ее основной деятельности.
Следовательно, в отношении предпринимательской деятельности вуза следует вывод, что эта деятельность должна быть подобной основной цели его деятельности, которой, согласно ст. 12 Закона РФ «Об образовании», является осуществление образовательного процесса в виде реализации образовательных программ. На наш взгляд, соответствовать данной деятельности, находиться в равенстве с ней может не только образовательная деятельность, осуществляемая сверх бюджетного финансирования, т.е. на возмездной основе, но и другие, связанные с профилем вуза и указанные в разрешении учредителя услуги.
Следует отметить, что действующее федеральное законодательство отличается крайним разнообразием в подходе к вопросу о понятии предпринимательской деятельности некоммерческих организаций.
В отличие от ГК РФ, ст. 24 ФЗ «О некоммерческих организациях» предъявляет только одно требование к предпринимательской деятельности некоммерческих организаций - она должна служить достижению целей, ради которых создана некоммерческая организация. Второй критерий - «соответствие этим целям» здесь
отсутствует. В данном законе перечисляются виды деятельности, которые могут, на взгляд законодателя, служить достижению цели организации, ради которых она создана:
1) приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации;
2) приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав;
3) участие в хозяйственных обществах;
4) участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
Мы видим, что приведенные в перечне виды предпринимательской деятельности могут соответствовать основной цели деятельности высшего учебного заведения, если в них участвуют студенты и они направлены на достижение основной цели - повышение качества образовательных услуг.
В ГК РФ под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 ГК РФ).
Из приведенного определения вытекают следующие основные конституирующие признаки предпринимательской деятельности:
- самостоятельный характер данной деятельности;
- основная цель данной деятельности - получение прибыли;
- систематичность получения прибыли;
- регистрация лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, в качестве предпринимателя в установленном законом порядке.
Самостоятельный характер предпринимательской деятельности подразумевает, что субъект предпринимательской деятельности обладает правосубъектностью, т.е. имеет право самостоятельно, независимо от иных лиц, принять решение об осуществлении предпринимательской деятельности, об организационно-правовой форме предпринимательства. Самостоятельность, автономность поведения в имущественном обороте любого юридического лица ограничивается волей его учредителей. За учредителем университета остается последнее слово в предоставлении ему даже ограниченной, определенной самостоятельности для достижения основной цели деятельности. Сказанное позволяет сделать вывод, что признак самостоятельности для ФГОУ ВПО «Дальрыбвтуз» характерен, но объем его самостоятельности значительно отличается от объема ограничений коммерческих организаций.
В нашем случае, самостоятельность вуза также значительно ограничиваются гражданским, антимонопольным, иным законодательством и локальными актами учредителя. Таким образом, в правовом смысле самостоятельная экономическая деятельность
образовательного учреждения, исходя из соответствующего определения ГК РФ, не может рассматриваться как предпринимательская в смысле абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ. Во-первых, определены границы предпринимательской деятельности. Некоммерческая организация может осуществлять
предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Во-вторых, предпринимательская деятельность отдельных видов некоммерческих организаций может быть ограничена на основании законодательства Российской Федерации (п. 2 ст. 24 ФЗ «О некоммерческих
организациях»). В-третьих объем его самостоятельности значительно ограничен учредителем.
Основная цель предпринимательской деятельности - извлечение прибыли. По своей правовой природе некоммерческие организации не преследуют в качестве основного интереса систематическое извлечение прибыли.
В Законе об образовании применительно к нашему вопросу речь идет о доходах (см. п. 2 ст. 45, п. 2 ст. 46, п. 1 ст. 47). Прибыль, доход -специфические термины налогового законодательства, так как именно здесь заложена первооснова и предназначенность данных категорий -уплата налога. В соответствии со ст. 247 НК РФ под прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.
Содержательная часть исследуемого признака имеет весьма существенное значение для уголовного законодательства, так как наличие дохода является одним из условий привлечения к уголовной ответственности за незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ). Однако в науке уголовного права отсутствует единое мнение по данному признаку. Судебная же практика, как видно из постановлений Пленума Верховного Суда РФ, отмечает, что для привлечения лица к ответственности за уклонение от уплаты налогов необходимо установить налогооблагаемую сумму (прибыль), которая вычисляется как разница между полученным доходом и расходами за период осуществления незаконной предпринимательской деятельности. Следовательно, ведение внебюджетной экономической деятельности образовательным учреждением не подпадает под юрисдикцию уголовного законодательства, если она служит достижению целей, ради которых создана.
Следующий признак предпринимательской деятельности -направленность на систематическое получение прибыли. Он проявляется в волевых действиях, а также в наличии цели -систематическом получении прибыли, т.е. прибыли постоянной.
По-видимому, здесь требуется ответить на вопрос, какую цель преследует вуз, осуществляя предпринимательскую деятельность:
- во-первых, некоммерческая организация не может преследовать извлечение прибыли в качестве основной цели;
- во-вторых, предпринимательство этой организации ограничено целями ее деятельности.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что предпринимательская деятельность образовательного учреждения находится в своеобразном соподчинении с основной целью ее деятельности: она должна соответствовать ей и прекращается в случае достижения основной цели некоммерческой организации. Таким образом, признак направленности на систематическое получение прибыли противоречит природе некоммерческих организаций, которыми являются образовательные учреждения.
Важный признак - систематичность ведения предпринимательской деятельности. Критерий «системность» на законодательном уровне не имеет четко выраженных свойств. Этот признак предпринимательской деятельности - систематичность извлечения прибыли - закрепляет ее сущностную правовую характеристику, так как цель, направленность действий на систематическое, постоянное получение, извлечение прибыли - положительной разности между доходами и издержками, отличает предпринимательскую деятельность от иных видов экономической деятельности, в том числе образовательной.
И последний признак - регистрация в качестве предпринимателя в установленном законом порядке. Буквальное толкование абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ позволяет сделать вывод, что лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке. Поскольку образовательные учреждения - некоммерческие организации как предприниматели - не регистрируются, можно утверждать, что данный признак у них отсутствует.
Если давать оценку в целом законам, содержащим определения предпринимательской деятельности некоммерческих организаций, то можно констатировать: наличие многообразных подходов
свидетельствует о том, что законодатель так и не определил четко и окончательно свое отношение к рассматриваемой деятельности. Сказанное позволяет сделать вывод, что гражданское законодательство не содержит единых критериев предпринимательской деятельности некоммерческих организаций, а также что предпринимательство противоречит природе некоммерческой организации.
Проведенное исследование признаков предпринимательской деятельности вузов выявило следующее:
- только наличие всех признаков в совокупности позволяет говорить о деятельности юридического лица как предпринимательской;
- любая деятельность образовательного учреждения, направленная на получение дохода, не в полной мере отвечает признакам предпринимательства;
- вузы характеризуются отсутствием у них специальной направленности на систематическое получение прибыли и необходимости регистрации их в качестве предпринимателей.
По-видимому, можно утверждать о непредпринимательской природе любой деятельности вуза как некоммерческой организации. Государственные образовательные учреждения полностью или частично финансируются собственником (ст. 120 ГК РФ) и необходимость ведения предпринимательской деятельности у них возникает по различным причинам в связи с недостаточностью основных источников.
А это означает, что вся деятельность вуза из-за недостаточности бюджетных средств может быть прекращена, а при поступлении достаточных средств от основных источников ФГОУ ВПО «Дальрыбвтуз» в принципе не нуждается в предпринимательстве. В условиях недофинансирования перед ним стоят задачи по сохранению вуза и высококвалифицированных научно-педагогических кадров, осуществлению научно-исследовательских работ, обновлению и расширению материально-технической базы и т.д. Средства, полученные от осуществления предпринимательской деятельности, в первую очередь направляются на решение указанных задач. В связи с этим осуществление вузом предпринимательской деятельности - это вынужденная, но необходимая для него мера. В то же время осуществление вузом предпринимательской деятельности отвлекает его от основной цели - оказания образовательных услуг, и предпринимательская деятельность вуза должна быть ограничена только возмездной образовательной, инновационной и сопутствующей им деятельностью.
Систематизируя рассматриваемую проблему, представляется целесообразным экономическую деятельность высшего учебного заведения классифицировать на определенные виды:
- образовательная деятельность, в том числе на платной основе (образовательные услуги);
- научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, прикладные научные исследования, создание новых технологий и т.д.;
- осуществление работ и услуг по профилю (направлению)
основной деятельности (подготовки специалистов) вуза. Для ФГОУ ВПО «Дальрыбвтуз» это: оказание услуг в области рыболовства и
рыбоводства, производство продукции из водных биологических ресурсов в соответствующих подразделениях вуза, оказание транспортных (культурно-массовых) услуг учебным парусным судном «Паллада» и т.п.;
- виды деятельности, непосредственно не связанные с образованием, но входящие в современную вузовскую инфраструктуру: бизнес-инкубаторы, технопарки, венчурные фирмы, реализующие
инновационные проекты вуза, консалтинговые центры, некоммерческие партнерства, создаваемые вузом и, как правило, при нем;
- виды деятельности как законное использование имущества, закрепленного за вузом его учредителем - сдача в аренду помещений, оборудования; производство непрофильной продукции; организация производства и продажи продуктов питания; оказание услуг общественного питания собственными силами; выращивание сельскохозяйственной продукции; оказание услуг по обслуживанию автотранспорта и парковки; организация культурно-массовых и спортивных мероприятий для населения и др.;
- иная деятельность, не запрещенная законодательством РФ, другие услуги, указанные в разрешении учредителя.
Таким образом, следует выделять основную экономическую деятельность вуза (собственно образовательный процесс); деятельность, непосредственно связанную с ней (научные исследования, производство учебной, научной, исторической литературы); деятельность, входящую в инфраструктуру вуза и обеспечивающую основную и связанную с ней деятельность; иные виды, не обусловливаемые целью и предназначением вуза. Именно последние виды деятельности Закон об образовании (п. 2 ст. 47) фактически относит к предпринимательской: реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения; торговля покупными товарами, оборудованием; оказание посреднических услуг, долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций; приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним, ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным, предусмотренным уставом производством продукции, работ, оказанием услуг и с их реализацией. При этом Закон (п. 3 ст. 47) не относит деятельность образовательного учреждения, в частности вуза, по реализации производимой им продукции, работ, услуг к предпринимательской, если получаемый от этого доход реинвестируется непосредственно в образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса в данном образовательном учреждении.
В заключение необходимо отметить, что формирование и развитие рыночных механизмов в экономике непосредственно отразилось и на сфере высшего образования. Экономический и финансовый кризис в условиях реформирования экономических отношений в современной России оказал существенное влияние на деятельность высших учебных заведений - сокращение бюджетного финансирования государственных вузов повлекло за собой необходимость значительного увеличения доли внебюджетных поступлений за счет самостоятельной экономической деятельности, приносящей доход.
Большинство современных российских вузов представляются сегодня как достаточно активные участники экономической жизни. Многие ректоры относят себя к категории менеджеров, а вуз, как по содержанию, так и по форме, начинают рассматривать как определенную экономическую категорию - «предприятие», которым необходимо системно управлять, и главное для ректора - это менеджмент. Более того, один из Владивостокских университетов позиционирует себя как предпринимательский вуз и именно в этом видит основу своей успешной деятельности на рынке образовательных услуг Дальневосточного региона.
Правовое обоснование данный тезис находит в Законе РФ «Об образовании» (п. 4. ст. 47), который приравнивает образовательное учреждение в его предпринимательской деятельности к предприятию и называет конкретные виды деятельности, относимые к предпринимательской.
В этой связи говоря о вузе как о предприятии, в юридическом смысле неверно представлять самостоятельную экономическую деятельность образовательного учреждения как предпринимательскую
- это имеет принципиальное значение для решения вопроса о том, какими видами экономической деятельности вправе заниматься образовательные учреждения.
Мы считаем, что не требует дополнительного обоснования концепция совершенствования экономической деятельности в образовательном учреждении, в центре которой стоят задачи выявления готовности сотрудников изменить стереотипное мышление, базирующееся на прошлой системе советского бюджетного финансирования высшей школы, поиска более эффективных форм, методов и средств экономической внебюджетной деятельности. Каждый сотрудник, все коллективы структурных подразделений университета должны принимать участие в доходах от внебюджетной экономической деятельности, которые будут использоваться на развитие материально-технической базы и рост заработной платы персонала.
В целях обеспечения своей образовательной и иной, не запрещенной законом деятельности, решения задач, определенных Федеральным агентством по рыболовству, на основании п. 11.3. устава Дальрыбвтуза, необходимо внести в п. 8.15 устава соответствующие дополнения об оказании услуг в области рыболовства и рыбоводства, по переработке водных биологических ресурсов, оказании услуг по сохранению водных биоресурсов и аквакультуры, организации культурно-массовых и спортивных мероприятий для населения, оказанию консалтинговых и проектных услуг в установленных уставом сферах деятельности, других услуг, указанных в разрешении учредителя, на открытие лицевого счета по учету средств от приносящей доход деятельности.
Такая деятельность носит вспомогательный характер, имеет целью способствовать достижению уставных задач Дальрыбвтуза и не отвечает всем признакам предпринимательства, а также не противоречит Федеральному закону № 125-ФЗ «О высшем и
послевузовском профессиональном образовании», Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)» и направлено на качественное обеспечение образовательной деятельности.
Очевидно, в качестве критерия объема права образовательного учреждения на осуществление предпринимательской деятельности можно было бы рассматривать сумму недофинансирования вузу со стороны учредителя.
Библиографический список
1. Беляков С.А. Лекции по экономике образования. М., 2004.
2. Насонкин В.В. Гражданско-правовое регулирование экономической деятельности высших учебных заведений. М., 2004.
3. Суровцова М.Н. Понятие и виды вузов // Актуальные вопросы формирования правовой системы России: Сб. материалов регион. науч.-практ. конф. Томск, 2003.
4. Суровцова М.Н. История развития вузов как юридических лиц // Актуальные вопросы формирования правовой системы России: Сб. материалов регион. науч.-практ. конф. Томск, 2003.
5. Семеусов В. Предпринимательская деятельность в вузе // Российская юстиция. М., 2004.
6. Токмовцева М.В. Вуз как хозяйствующий субъект. Особенности и проблемы // Закон. 2002. № 4.