С.В. ИЛЛАРИОНОВ
ВОПРОСЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВУЗА
Предпринимательская деятельность составляет особую сферу бытия, является главным атрибутом рыночной экономики. Хотя история предпринимательства под названием торговой (коммерческой) деятельности уходит в глубь веков, современное её понимание сложилось в России за относительно недолгий период времени. «Предпринимательская деятельность» употребляется в различных отраслях науки (экономической, юридической и т.д.) и законодательстве. Следует отметить, что в российской действительности за последние годы сформировалась отрасль законодательства, регулирующая отношения, связанные с предпринимательской деятельностью. В цивилистике указывается, что законодательное определение предпринимательской деятельности не учитывает положения Конституции Российской Федерации о предпринимательской деятельности как деятельности экономической. Это позволяет в отрыве от конституционной нормы трактовать предпринимательскую деятельность, наполнять ее неодинаковым содержанием и относить к числу ее видов те, которые таковыми по своей природе вовсе не являются. Не учитывают наличие иных видов экономической деятельности и положения Гражданского кодекса РФ об отношениях, составляющих предмет гражданско-правового регулирования. Право на занятие предпринимательской деятельностью является одним из правомочий, составляющих содержание конституционного права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ). Содержание указанного конституционного права составляют также право граждан создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами, а также право заниматься иной не запрещенной законом экономической деятельностью [1].
Если проанализировать гражданское законодательство, то мы видим, что в развитие норм ГК РФ о предпринимательской деятельности принят ряд законов, в том числе в сфере образования. Между тем отдельные субъекты гражданского права, к примеру, государственные высшие образовательные учреждения (далее по тексту - вуз) не в полной мере охвачены нормами предпринимательского законодательства и в отдельных случаях не учитывают специфику правового статуса вузов или вообще исключаются из числа субъектов предпринимательской деятельности. В связи с этим при применении норм гражданского законодательства при регулировании предпринимательской деятельности возникают определенные трудности.
Возможность вуза выступать в качестве участника предпринимательских отношений возникает в силу п. 1 ст. 50 ГК РФ, где прямо предусмотрено, что коммерческие и некоммерческие организации могут осуществлять деятельность, направленную на извлечение прибыли; но некоммерческим организациям запрещено распределять полученную прибыль между своими участниками, а для коммерческих такого запрета нет. Они осуществляют предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Указанное различие является главным, поскольку именно из него вытекают и другие различия между двумя этими группами организаций.
Отношение к образованию как к экономической деятельности ещё не стало значимой частью сознания управленческого персонала и самих вузов. Отсюда в обществе распространено представление о возможности ресурсного обеспечения вуза на базе только бюджетного финансирования, о высоком качестве российского образования, функционирующего при нищенском уровне финансирования. На сегодняшний день большинство образовательных учреждений осуществляет свою образовательную деятельность в основном на началах самофинансирования, т.е. на средства, заработанные самостоятельной деятельностью, а не за счет средств, передаваемых учредителем. В результате умелого менеджмента образовательному учреждению удается заработать достаточно денежных средств для приобретения зданий, сооружений, оборудования в целях использования в образовательном процессе. С учетом специальной правоспособности образовательных организаций встает вопрос о целях, формах, содержании, пределах осуществления ими предпринимательской деятельности. Острым является вопрос о праве вуза на доходы (плоды, продукцию) от использования имущества и осуществления хозяйственной, в том числе предпринимательской, деятельности, приносящей доход.
В нынешних условиях самостоятельную экономическую деятельность образовательных организаций, приносящую доход, необходимо рассматривать как предпринимательскую, и она допускается в целях поддержания экономической, финансовой устойчивости самой образовательной организации и, в особенности, государственных высших образовательных учреждений, в большом объеме недофинансирующихся. С другой стороны, как правило, образовательная деятельность прежде всего в высших учебных заведениях, сопровождается проведением научных исследований (прикладных), созданием опытных образцов, разработкой и созданием учебной, учебно-методической литературы, которая ведётся, в том числе с целью получения прибыли. При этом на сегодняшний день в правовом регулировании предпринимательской деятельности вузов возникает ряд вопросов:
Во-первых, какая предпринимательская деятельность не будет противоречить основной цели деятельности вуза? Во-вторых, считать ли систематическую платную образовательную деятельность вуза предпринимательской? В-третьих, вправе ли учредитель образовательной организации, распределять прибыль, полученную вузом в результате предпринимательской деятельности, по своему усмотрению. В-четвертых, правомерно ли вообще считать самостоятельную экономическую деятельность вузов предпринимательской; необходимо ли ограничивать самостоятельную экономическую деятельность образовательного учреждения, приносящую доход, от предпринимательской? В-пятых, права вуза на доходы (плоды, продукцию), полученные в результате использования имущества и иной деятельности, приносящей доход, и, наконец, ответственность вуза по гражданско-правовым обязательствам и проблемы субсидиарной ответственности собственника (учредителя) по долгам вуза.
С учетом проводимых исследований автор пришел к следующим выводам:
1. Предпринимательская деятельность является одной из составных частей хозяйственной деятельности, рассчитана на длительный срок и направлена на систематическое получение прибыли, ведется от своего имени и за свой счёт, за исключением адвокатской, нотариальной и другой деятельности, которые федеральным законом не рассматриваются как предпринимательская.
Государственное высшее образовательное учреждение является специальным субъектом предпринимательского права, которое характеризуется следующими отличительными чертами:
- занятие предпринимательской деятельностью в пределах уставной правоспособности;
- направление доходов от предпринимательской деятельности на образовательные цели;
- ограниченная ответственность по предпринимательским обязательствам и субсидиарная ответственность учредителя (собственника);
- имущество, приобретенное за счет доходов от предпринимательской деятельности, не поступает в собственность вуза, в последующем оно может быть закреплено за вузом на праве оперативного управления.
2. В гражданском обороте государственный вуз выступает в 3 качествах:
- как субъект предпринимательской деятельности;
- как юридическое лицо - коммерческая организация;
- как юридическое лицо - учреждение, созданное собственником для выполнения определённых образовательных, научных, просветительских функций и задач.
3. В целях совершенствования законодательства в регулировании предпринимательской деятельности государственных вузов предлагается:
- дополнить абзацем 1 п.2 ст.2 ФЗ «О некоммерческих организациях» фразу следующего характера: «Государственное образовательное учреждение вправе осуществлять только те виды предпринимательской деятельности, которые установлены собственником учреждений».
4. Предпринимательские отношения представляют собой совокупность общественных отношений, урегулированных нормами гражданского и публичного права, возникающих в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг) и организации внутрихозяйственной деятельности.
5. Платные дополнительные и основные образовательные услуги, осуществляемые вузом, следует отнести к особой разновидности предпринимательской деятельности, поскольку имеет место совокупность признаков предпринимательской деятельности, а также иных видов деятельности, приносящих доход, за исключением тех, доходы которых реинвестированы в образовательный процесс и в отличие от других субъектов предпринимательства в определенных случаях по обязательствам за предпринимательскую деятельность отвечает субсидиарный должник в лице его учредителя (собственника).
6. Имущество вуза, в том числе доходы (плоды, продукция) от использования имущества и предпринимательской деятельности, не могут ему принадлежать на праве собственности, а находятся на праве оперативного управления. Передача этого имущества в оперативное управление вуза возможно только после закрепления его на праве собственности за учредителем (собственником) вуза. Виды предпринимательской деятельности, осуществляемые вузом, не должны противоречить целям образовательной деятельности в отношении как её содержания, так и профиля, направленности. Скажем, вряд ли медицинский вуз вправе заниматься изготовлением товаров ширпотреба или продажей покупных товаров, ценных бумаг, как это следует из закрепленного на сегодняшний день общего правила п. 2 ст.47 Закона «Об образовании». Виды предпринимательской деятельности, которые вправе осуществлять вуз, должны устанавливаться учредителем. Распределение доходов, полученных от предпринимательской деятельности и от использования имущества, должно осуществляться коллегиальным органом. Учредитель должен наделяться правом вмешаться в предпринимательскую деятельность образовательной организации и приостановить ее в случае возникновения у него обоснованных сомнений, что такая деятельность противоречит основной образовательной деятельности.
7. Платная дополнительная основная образовательная услуга и деятельность по использованию имущества, закрепленного за вузом в целях извлечения доходов, являются видами предпринимательской деятельности, поскольку они содержат совокупность признаков предпринимательской деятельности.
Литература
1. Громова М.Н. Субъекты и содержание права на занятие предпринимательской деятельностью: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2005. С.8-9.
ИЛЛАРИОНОВ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ родился в 1982 г. Окончил Чувашский государственный университет. Аспирант кафедры гражданско-правовых дисциплин Чувашского университета. Область научных интересов - предпринимательское право, обязательственное право. Имеет 5 научных публикаций.