УДК 811
ЧТО ТАКОЕ ИНТЕРНЕТ-МЕМ?
WHAT IS AN INTERNET MEME?
С.В. Канашина S.V. Kanashina
Московский Государственный Институт Международный Отношений Министерства Иностранный Дел Российской Федерации, 119454, г. Москва, проспект Вернадского, д. 76
Moscow State Institute of International Relations of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, 76, Prospect Vernadskogo, Moscow, Russia, 119454
E-mail: [email protected]
Аннотация
Статья посвящена описанию популярной единицы интернет-коммуникации - интернет-мему. Актуальность статьи определяется распространенностью интернет-мемов в виртуальной среде, а также их неизученностью. Цель статьи - проанализировать и описать феномен интернет-мемов, предоставив его определение и сформулировав основные признаки. Исследование показало, что интернет-мем представляет собой целостную и завершенную единицу интернет-коммуникации, имеющую стандартизированную форму, а именно текст и картинку в квадратной рамке, обладающую полностью или выборочно такими признаками, как вирусность, реплицируемость, эмоциональность, серийность, мимикрия, минимализм формы, полимодальность, актуальность, юмористическую направленность, медийность и фантазийный характер.
Abstract
The article looks at a popular internet-communication phenomenon which is an internet-meme. High occurrence of internet memes on the internet as well as the lack of scientific research on internet memes make the study relevant. The aim of the article is to analyse and describe the internet meme, providing its definition and giving its main characteristics. The study shows that the internet meme is a complete and independent internet communication unit which has a standard form (square-shaped image with a caption) and such characteristics as virality, replication, emotionality, seriation, mimicry, minimalism, multimodality, relevancy, humour, media channel communication and imaginary contents.
Ключевые слова: интернет-мем, интернет-коммуникация, интернет, интернет-культура, демотиватор, полимодальность, юмор
Key words: internet meme, internet communication, internet, internet culture, demotivational poster, multimodality, humour
Интернет-мем представляет собой уникальный недавно возникший феномен компьютерной коммуникации. Несмотря на свою недолгую историю, интернет-мем стал массовым и высоко популярным явлением в интернет-коммуникации. На сегодняшний день в интернет-среде наблюдается «бум» интернет-мемов, возникла определенная мода на распространение, создание, тиражирование интернет-мемов среди интернет-пользователей.
Так как интернет-мем стал важной частью интернета, возникла необходимость научно осмыслить этот феномен и в последние годы появилось множество научных работ, в которых объектом исследования выступает интернет-мем. В основном эти работы принадлежат к области гуманитарных наук, а именно культурологии, социологии,
лингвистики, философии. Исчерпывающая характеристика интернет-мема до сих пор не представлена ввиду его неполной изученности и комплексности.
Цель данной статьи представить обзорный краткий анализ интернет-мема с указанием его основных особенностей, что может быть интересно широкому кругу читателей, интересующихся интернет-культурой, а также исследователям, чьи научные работы прямо или косвенно касаются интернет-мема.
Определение интернет-мема:
Большинство исследователей сходятся во мнении, что интернет-мем представляет собой единицу информации, циркулирующую в интернете [Вогее1, 2013], [Бапип§, Attaway, 2008]. В то же время интернет-мем зачастую определяется как средство коммуникации [Мигранова, Кромина, 2015], т.е. подчеркивается коммуникативный потенциал интернет-мема, его вовлеченность в процесс компьютерно-опосредованного общения. Н. Г. Марченко предлагает понимать интернет-мем как «хранилище культурных кодов сетевого сообщества» [Марченко, 2013, с. 113], тем самым акцентируя внимание на культурной специфике этих единиц. Исследователи, изучающие интернет-мем с позиций лингвистики, определяют его как речевой жанр [Горобцова, Киселева, 2014], указывая на ряд дискурсивных признаков, присущих интернет-мему.
В традиционном широком понимании интернет-мем - комплексный феномен интернет-коммуникации, представляющий собой целостную, завершенную единицу, с текстом и картинкой в квадратной рамке.
На рисунке 1 представлен интернет-мем, а на рисунке 2 можно увидеть разновидность интернет-мемов - демотиватор (интернет-мем, имеющий особое визуальное оформление (изображение и текст в черной рамке).
Рис. 1 Рис. 2
1 2
Данное определение акцентирует внимание на нескольких важных аспектах. Во-первых, подчеркивается функционирование интернет-мема в рамках интернет-коммуникации, это означает, что сферой употребления интернет-мема является интернет, который выступает и средой возникновения и платформой для тиражирования интернет-мемов. Функционирование интернет-мема в интернет-коммуникации также делает его информационным явлением, вовлеченным в ряд интернет-процессов, присущих интернету в целом (например, анонимность информации, нарушение речевого этикета и т.д.). Данные процессы неизбежно проецируются на интернет-мем, влияя на его природу.
Кроме того данное определение предполагает типизированность, шаблонность формы интернет-мема. Интернет-мем традиционно воспринимается как единица информации, сочетающая текстовый (надпись) и графический (картинка, фотография,
рисунок) компоненты в квадратной рамке. Именно такая форма позволяет классифицировать единицу как интернет-мем.
При более узком лингвистическом понимании интернет-мема он может рассматриваться как особый вид полимодального дискурса в интернет-коммуникации
[Канашина, 2016] (полимодальный дискурс - текстовое произведение, в котором используются несколько каналов передачи информации, например вербальный и визуальный (графический)).
Говоря о термине интернет-мем, необходимо отметить один важный аспект. Так как Ричард Докинз понимал под мемом любую единицу культурной информации, передающуюся от человека к человеку и в качестве примера приводил мелодии, идеи, модные словечки [Докинз, 2013], термин интернет-мем предполагает более широкое понимание, чем то, которое представлено в данной работе, т.е. опираясь на теорию Ричарда Докинза, к интернет-мемам можно отнести любую единицу культурной инфомации, передающуюся от человека к человеку в интернет-среде, например, шутки, видео и т.д..
Данный широкий подход к определению интернет-мема имеет право на существование и встречается в научной и научно-популярной литературе. Однако стереотипное, устоявшееся понимание интернет-мема широкой публикой предполагает именно единицы интернет-коммуникации, сочетающие текст и картинку в квадратной рамке.
Основные характеристики интернет-мема:
К основным характеристикам интернет-мема можно отнести вирусность, реплицируемость, эмоциональность, серийность, мимикрию, минимализм формы, полимодальность, актуальность, юмористическую направленность, медийность, фантазийный характер.
Для понимания природы интернет-мема необходимо рассмотреть каждую характеристику подробнее.
1) Вирусность
Вирусность интернет-мема понимается как его способность быстро распространятся в интернете и тиражироваться большим количеством копий среди интернет-пользователей. Механизм распространения интернет-мема напоминает принцип циркуляции в сети опасных компьютерных вирусов, поэтому в английском языке существует выражение go viral (букв. «стать вирусным»), означающее «распространяться с огромной скоростью, стать популярным», которое часто используется применительно к интернет-мемам. Кроме того существует английское слово virality, которое по значению выражает идею вирусности и также часто применяется к интернет-мемам, но которое в русском языке принято переводить как «виральность», а не как «вирусность». Термин вирусность представляется предпочтительным, поскольку создает прямую аналогию с «вирусной» природой интернет-мема, позволяющей ему мгновенно разлетаться в пространстве инернета.
2) Реплицируемость
Реплицируемость интернет-мема можно определить как его свойство репродуцироваться в интернете, т.е. воспроизводиться, размножаться. На это свойство указывал Ричард Докинз в своей книге «Эгоистичный ген», относя все мемы к классу репликаторов (англ. replicators) [Докинз, 2013], т.е. к самовоспроизводящимся единицам, которые подобно генам копирует себя и могут мутировать. Именно это свойство позволяет интернет-мемам образовывать бесконечную систему единиц, в которой ежедневно появляются новые компоненты в результате копирования. Часть единиц при копировании «мутирует», т.е. изменяется, таким образом, система обновляется.
3) Серийность
Серийность интернет-мема можно рассматривать как его способность образовывать серии, т.е. ряды «родственных», схожих единиц. Данные серии объединены общей тематикой, идеей и похожи по оформлению. Стоит отметить, что не все мемы образуют
серии, этот признак является факультативным, но, тем не менее, серийность выступает основополагающим признаком интернет-мема, поскольку отражает такие важные качества интернет-мема, как повторяемость и массовость.
4) Эмоциональность
Эмоциональность интернет-мема - это его свойство передавать определенные эмоции и апеллировать, т.е. призывать, к ним. Как правило, интернет-мемы «позитивно заряжены» и выражают такие эмоции, как радость, восторг, удивление. В то же время встречаются грустные мемы, апеллирующие к грусти, разочарованию и т.д. Эмоциональность является одним из основных признаков интернет-мема, а передача интернет-мема от одного интернет-пользователя другому обычно осуществляется с целью поделиться определенной эмоцией. Необходимо также отметить, что зачастую интернет-мемы несут минимальный содержательный компонент, кажутся бессмысленными, примитивными знаками, их содержательная скудость компенсируется ярко выраженным эмоциональным потенциалом.
5) Минимализм формы
Интернет-мем представляет собой минималистичный по форме, но в то же время самодостаточный знак, передающий, не всегда глубокое, но все же содержание. Минимализм формы интернет-мема является важным признаком интернет-мема, поскольку, во-первых, сжатая форма облегчает процесс тиражирования мема в интернете, а во-вторых, облегчает понимание, декодирование смысла мема интернет-пользователем, т.е. соответствует концепции понятного, доступного интернет-продукта, ориентированного на среднестатистического интернет-пользователя.
6) Полимодальность
Полимодальность интернет-мема заключается в его свойстве передавать информацию с помощью нескольких каналов, а именно текстового (вербального) и графического (визуального). Передача информации текстовыми и графическими средствами обогащает образный потенциал мема, делает его более выразительным, красочным, следовательно, повышает шансы найти эмоциональный отклик у интернет-пользователя и вызвать желание поделиться данным мемов, что в свою очередь приводит к его тиражированию. Полимодальность интернет-мема обусловлена полимодальностью интернет-коммуникации в целом, а обилие полимодальной информации, «потребляемой» современным человеком приводит к тому, что человек привыкает к ней и сталкивается с трудностями при восприятии информации без визуальной опоры.
7) Актуальность
Одной из типичных характеристик интернет-мема является его актуальность, т.е. привязанность к конкретному социальному и культурному контексту. Многие интернет-мемы появляются как реакция на определенные события, например президентские выборы в США в 2016 году (рис. 5), присоединение Крыма к России (рис. 6), Олимпийские игры в Лондоне 2012 годы и др. Злободневность интернет-мемов объясняется тем, что они выступают как платформа для свободного, анонимного выражения мнения, таким образом, интернет-пользователь может показать свое отношение (как положительное, так и отрицательное) к тем или иным явлениям жизни через интернет-мем, в том числе в грубой, нецензурной форме. Потеря интереса публики к определенному событию, т.е. утрата актуальности, означает отсутствие стимула для создания интернет-мемов, посвященных этому событию. Например, в течение двух президентских сроков Б. Обамы появилось множество интернет-мемов, высмеивающих, критикующих его, когда же он перестал быть президентом США, посвященные ему новые интернет-мемы перестали появлятся, актуальными стали мемы про Д. Трампа.
8) Юмор
Юмористическая направленность является одним из ключевых аспектов интернет-мема и объясняется функциональной принадлежностью интернет-мема к жанру понятного и доступного сетевого юмора. Нетрудно заметить схожесть интернет-мема с анекдотом,
учитывая фольклорный, народный характер юмора в мемах. Для юмористического эффекта в мемах используются разнообразные средства. Среди стилистических средств используются тропы (метафоры, сравнения, эпитеты и т.д.). Зачастую юмор основан на эффекте обманутого ожидания, т.е. на непредсказуемости, неожиданности. Также активно применяются графические средства (смешная картинка, кадры из знаменитых фильмов, программа PhotoShop и т.д.). При этом необходимо отметить, что встречаются интернет-мемы без юмористического компонента, апеллирующие к таким эмоциям, как грусть, тоска, ностальгия и т.д. Данная особенность интернет-мема отражает сложность, комплексность и неоднозначность его природы.
9) Фантазийный характер
Многие интернет-мемы основаны на вымысле, который позволяет «играть с реальностью», превратить мемы в игровое, увлекательное пространство. Вымысел прослеживается либо в графическом компоненте (например, использование в меме изображения, измененного в программе Photoshop), либо в вербальном компоненте (например, использование сопроводительной надписи с алогизмом, абсурдом, намеренным аграмматизмом и т.д.). Также часто встречаются интернет-мемы с моделированием несуществующей, невозможной ситуации (например, интернет-мем про говорящих животных). Зачастую наблюдаются гротеск в интернет-мемах, т.е. намеренное использование фантастических, причудливых мотивов. Как отмечает Н. А. Зиновьева, интернет-мемы относятся к особому типу знаков - симулякрам, т.е. знакам, симулирующим реальность [Зиновьева, 2013]. Фантазийный характер интернет-мемов в целом отражает их богатый образный и игровой потенциал.
10) Медийность
Медийность интернет-мема рассматривается как его вовлеченность в систему средств массовой коммуникации, а именно интернета. Интернет выступает как среда, в которой интернет-мемы возникают, и как канал, через который они тиражируются. Интернет-мемы являются типичным интернет-продуктом и отражают такие особенности интернет-контента, как визуализированность, анонимность, стирание границ между интернет-пользователями, детабуизация (поляризация тем-табу). Данные особенности обеспечивают доступность интернет-мемов и делают их «потребление» интернет-пользователями легким и быстрым. В то же время интегрированность интернет-мемов в интернет-среду означает их недоступность для аудитории, которая не пользуется интернетом и далека от мейнстримовой культуры (например, пенсионеры).
11) Мимикрия
Термин мимикрия применительно к интернет-мемам означает подражание или имитацию интернет-мемами различных жанров, например, стилизация интернет-мемов как карикатуры, плаката, комикса, открытки, кулинарного рецепта и т.д. Природа интернет-мема такова, что он вобрал в себя черты разных жанров (к примеру, мем обладает броскостью и выразительностью таких визуализированных жанров, как плакат или постер; актуальность интернет-мема роднит его с карикатурой, которой свойственна злободневность и т.д.) и возник на базе нескольких жанров, что и объясняет способность интернет-мема «маскироваться» под различные жанры. Ярко выраженная мимикрия интернет-мемов отражает их богатый выразительный потенциал.
В заключение, можно сделать вывод о том, что интернет-мем представляет собой целостную и завершенную единицу интернет-коммуникации, имеющую стандартизированную форму, а именно текст и картинку в квадратной рамке, обладающую полностью или выборочно такими признаками, как вирусность, реплицируемость, эмоциональность, серийность, мимикрия, минимализм формы, полимодальность, актуальность, юмористическая направленность, медийность, фантазийный характер.
Список литературы References
1. Аршинская Н. А. Проблема восприятия и интерпретации интернет-мемов // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. Т. 9. № 4. С. 10-16.
Arshinskaja N. A. Problema vosprijatija i interpretacii internet-memov // Sovremennye tendencii razvitija nauki i tehnologij. 2015. T. 9. № 4. S. 10-16.
2. Афанасова Н. В. «Наскальный» текст Интернета и его значение в формировании орфографической грамотности школьников // Казанский педагогический журнал. 2016. №2-1 (115). С.137-140.
Afanasova N. V. «Naskal'nyj» tekst Interneta i ego znachenie v formirovanii orfograficheskoj gramotnosti shkol'nikov // Kazanskij pedagogicheskij zhumal. 2016. №2-1 (115). S.137-140.
3. Вишнякова Н. М., Датская М. В. Характеристика фонетических средств, организующих текстовое пространство юмористических медиатекстов // В сборнике: Фундаментальные и прикладные вопросы науки и образования. сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. 2016. С. 71-72.
Vishnjakova N. M., Datskaja M. V. Harakteristika foneticheskih sredstv, organizujushhih tekstovoe prostranstvo jumoristicheskih mediatekstov // V sbornike: Fundamental'nye i prikladnye voprosy nauki i obrazovanija. sbornik nauchnyh trudov po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 2-h chastjah. 2016. S. 71-72.
4. Голованова Е. И., Часовский Н. В. Интернет-мем как элемент визуализации в СМИ // Вестник ЧелГУ. 2015. №5 (360). С.135-141.
Golovanova E. I., Chasovskij N. V. Internet-mem kak jelement vizualizacii v SMI // Vestnik ChelGU. 2015. №5 (360). S.135-141.
5. Горобцова И. В., Киселёва Н. Ю. Речевой жанр интернет-мема в современном англоязычном сетевом пространстве // Современные тренды развития социогуманитарного знания: сборник. 2014. С. 140 - 151.
Gorobcova I. V., Kiseljova N. Ju. Rechevoj zhanr internet-mema v sovremennom anglojazychnom setevom prostranstve // Sovremennye trendy razvitija sociogumanitarnogo znanija: sbornik. 2014. S. 140 -151.
6. Докинз Р. Эгоистичный ген. Litres, 2016. 610 с.
Dokinz R. Jegoistichnyj gen. Litres, 2016. 610 s.
7. Зиновьева Н. А. Анализ процесса конструирования смысла Интернет-мема //Дискуссия. 2013. №. 9. С. 133-137.
Zinov'eva N. A. Analiz processa konstruirovanija smysla Internet-mema //Diskussija. 2013. №. 9. S. 133-137.
8. Зиновьева Н. А. Воздействие мемов на Интернет-пользователей: типология Интернет-мемов // Вестник экономики, права и социологии. 2015. №1. С.195-201.
Zinov'eva N. A. Vozdejstvie memov na Internet-pol'zovatelej: tipologija Internet-memov // Vestnik jekonomiki, prava i sociologii. 2015. №1. S.195-201.
9. Канашина С. В. Интернет-мем как новый вид полимодального дискурса в интернет-коммуникации (на материале английского языка): дис. ... канд. филол. наук: М., 2016. 265 с.
Kanashina S. V. Internet-mem kak novyj vid polimodal'nogo diskursa v internet-kommunikacii (na materiale anglijskogo jazyka): dis. ... kand. filol. nauk: M., 2016. 265 s.
10. Коршунова И. Г. Лингвистическая толерантность как отражение современной политической реальности // Символ науки. 2016. №6-2. С.74-75.
Korshunova I. G. Lingvisticheskaja tolerantnost' kak otrazhenie sovremennoj politicheskoj real'nosti // Simvol nauki. 2016. №6-2. S.74-75.
11. Марченко Н. Г. Интернет-мем как хранилище культурных кодов сетевого сообщества //Казанская наука. - 2013. №. 1. С. 113-115.
Marchenko N. G. Internet-mem kak hranilishhe kul'turnyh kodov setevogo soobshhestva //Kazanskaja nauka. - 2013. №. 1. S. 113-115.
12. Мигранова Л. Ш., Кромина Е. И. Интернет-мем как особое средство коммуникации // Вопросы современной филологии и проблемы методики обучения языкам. Материалы третьей международной научно-практической конференции. Под редакцией В.С. Артемовой. 2015. С. 239-243.
Migranova L. Sh., Kromina E. I. Internet-mem kak osoboe sredstvo kommunikacii // Voprosy sovremennoj filologii i problemy metodiki obuchenija jazykam. Materialy tret'ej mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod redakciej V.S. Artemovoj. 2015. S. 239-243.
13. Огневая Е. И. К проблеме классификации интернет-мемов //Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. 2013. (13). С. 132-136.
Ognevaja E. I. K probleme klassifikacii internet-memov //Professional'nyj proekt: idei, tehnologii, rezul'taty. 2013. (13). S. 132-136.
14. Рабкина Н. В. Принцип монтажа в креолизации медиасобытий // Universum: филология и искусствоведение. 2014. №2 (4). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/printsip-montazha-v-kreolizatsii-mediasobytiy (дата обращения: 09.03.2017).
Rabkina N. V. Princip montazha v kreolizacii mediasobytij // Universum: filologija i iskusstvovedenie. 2014. №2 (4). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/printsip-montazha-v-.. (data obrashhenija: 09.03.2017).
15. Радченко Д. А. Кросскультурная адаптация персонажей сетевого фольклора: от Гипножабы до Зойча // Антропологический форум. 2013. №18-online С.28-43.
Radchenko D. A. Krosskul'turnaja adaptacija personazhej setevogo fol'klora: ot Gipnozhaby do Zojcha // Antropologicheskij forum. 2013. №18-online S.28-43.
16. Шалимов А. Б. Мем-театр: влияние культуры новых медиа на познание мира человеком // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2011. №43. С.94-97.
Shalimov A. B. Mem-teatr: vlijanie kul'tury novyh media na poznanie mira chelovekom // Sborniki konferencij NIC Sociosfera. 2011. №43. S.94-97.
17. Borzsei L. K. Makes a meme instead: A concise history of internet memes //New Media Studies Magazine. 2013. №. 7. 28 р.
18. Danung J., Attaway L. H. All your media are belong to us: An analysis of the cultural connotations of the internet meme //URL: http://bth. danung. com/danung_rsch. doc [Accessed 10 March 2017]. 2008.