Научная статья на тему 'Интернет-мем как современный медиадискурс'

Интернет-мем как современный медиадискурс Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2378
450
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-МЕМ / INTERNET MEME / МЕМ / MEME / МЕДИАДИСКУРС / MEDIA DISCOURSE / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / INTERNET COMMUNICATION / ПОЛИМОДАЛЬНОСТЬ / POLYMODALITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Канашина Светлана Валериевна

Анализируется интернет-мем, полимодальная единица интернет-коммуникации. Интернет-мем рассматривается как современный медиадискурс, функционирующий в интернет-коммуникации. Особое внимание уделено анализу основных дискурсивных характеристик интернет-мема. Главными дискурсивными особенностями интернет-мема являются эмоциональность, анонимность, клиповость, стилистически сниженный характер и медийность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the Internet meme, which is a multimodal unit of Internet communication. Internet meme is considered a modern media discourse functioning in Internet communication. Special attention is paid to the analysis of the main discursive characteristics of the Internet meme. The main discursive features of the Internet meme are emotionality, anonymity, clip art, stylistically reduced character and media character.

Текст научной работы на тему «Интернет-мем как современный медиадискурс»

nauch. red. I.V. Pekarskaja; otv. red. V.P. Antonov. Abakan: Hakas. gos. un-t im. N.F. Katanova, 2015. S. 142-145.

7. Solnceva N.V. Sopostavitel'nyj analiz zooni-mov russkogo, francuzskogo i nemeckogo jazykov v jetnosemanticheskom aspekte: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. Omsk, 2004.

8. Spornye teksty SMI: ucheb.-metod. posobie. Murmansk: MGGU, 2011.

Invective zoonymic vocabulary of the Russian language

The article deals with the zoonymic vocabulary of the Russian language, which can perform the characterizing and invective functions in speech. The invective function (function of insult) is presented as a way to induce to act, because insult aims to get a reaction from the recipient and to confirm or improve the status of the one who insults. It is shown that the criterion of invectives of the zoonymic vocabulary can be the position of a zoonym as addressing.

Key words: zoonyms, characterizing function, invective, addressing.

(Статья поступила в редакцию 09.07.2018)

с.в. канашина

(Москва)

интернет-мем как современный медиадискурс

Анализируется интернет-мем, полимодальная единица интернет-коммуникации. Интер-нет-мем рассматривается как современный медиадискурс, функционирующий в интернет-коммуникации. Особое внимание уделено анализу основных дискурсивных характеристик интернет-мема. Главными дискурсивными особенностями интернет-мема являются эмоциональность, анонимность, клиповость, стилистически сниженный характер и ме-дийность.

Ключевые слова: интернет-мем, мем, медиа-дискурс, интернет-коммуникация, полимодальность.

Современное медиапространство представляет собой яркую панораму разнообразных дискурсов и выступает не только хранилищем традиционных, конвенциональных тек-

О Канашина С.В., 2018

стов, но и платформой для развития новых, оригинальных дискурсивных жанров. Развитие интернета кардинально изменило медийный ландшафт, интернет занял свое место в ряду таких традиционных СМИ, как телевидение, радио, печатная пресса и в некоторой степени вытеснил их. Кроме того, интернет стал не только важным транслятором информации, но и коммуникативным пространством, в котором люди общаются между собой, а не только «потребляют» медийные продукты.

Трансформации средств массовой информации привели к тому, что возникла необходимость в научном осмыслении текстовых произведений, функционирующих в СМИ, в частности в интернете. В результате появилось новое лингвистическое направление - теория ме-диадискурса. Среди отечественных лингвистов, работающих в рамках данного направления, можно назвать Е.Г. Грибовод, Т.Г. Добро-склонскую, М.Р. Желтухину, Е.А. Кожемякина [3; 4; 6; 9]. Медиадискурс понимается как текстовое произведение, функционирующее в медиапространстве в совокупности с экстралингвистическими факторами.

В начале XXI в. на платформе интернета возникло новое культурное явление, получившее название интернет-мем. Интернет-мем можно определить как единицу передачи культурной информации в интернет-среде. Термин интернет-мем восходит к термину мем, предложенному британским зоологом Р. До-кинзом в 1976 г. в книге «Эгоистичный ген» [5]. Р. Докинз определял мем как единицу, передающую культурную информацию от человека к человеку, и в качестве примеров приводил моду, устойчивые слова, мелодии и др.

Интернет-мемы представляют собой вирусные интернет-знаки, распространяющиеся от одного интернет-пользователя к другому. Подобно генам, передающим генетическую информацию от человека к человеку, мемы передают культурную информацию. Само слово мем было образовано по аналогии со словом ген (англ. gene (ген) и meme (мем)). Интернет-мемы могут иметь различную форму - от вирусных видео в интернете, расхожих выражений, популярных картинок до особого рода единиц, сочетающих в себе текстовую и визуальную информацию в квадратной рамке (рис. 1).

Единицы интернет-коммуникации, содержащие текстовую (сопроводительная надпись) и визуальную (картинка, фотография, рисунок и т. д.) информацию в квадратной рамке, мож-

известия вгпу. филологические науки

УТРОМ -15°, ДНЁМ +30° ВОЗМОЖНЫ: УРАГАН, СНЕГОПАД ЯСНОЕ НЕБО И НЕВЫНОСИМАЯ ЖАРА

Рис. 1. Пример интернет-мема

но считать полимодальными единицами, поскольку они транслируют информацию несколькими каналами передачи. Именно полимодальные интернет-мемы, имеющие стандартизированную форму (текст и картинка в квадратной рамке), считаются каноническими, «образцовыми» интернет-мемами.

Важно отметить, что интернет-мемы являются важными культурными феноменами, знаками, передающими культурную информацию, или, как определяет их Н.Г. Марченко, «хранилищем культурных кодов сетевого сообщества» [11], потому что они наполнены смыслами, значимыми для носителей определенной культуры. Интернет-мемы также представляют собой сложные дискурсивные образования, поскольку формально они могут быть определены как текстовые произведения, содержащие вербальный компонент (сопроводительную надпись). В то же время они включены в коммуникативные процессы в рамках интернет-пространства. Таким образом, интернет-мем можно считать современным медиадискурсом, т. е. текстовым произведением, функционирующим в медиасреде и вовлеченным в коммуникативные процессы.

Интернет-мемы занимают важное место в ряду других жанров медиадискурса, потому что, во-первых, являются высоко популярными интернет-единицами, частью современной популярной интернет-культуры, во-вторых, активно развиваются не только как развлекательный жанр, но и как современная форма сетевого фольклора, народное творчество. Среди родственных интернет-мему медиадискур-сивных жанров можно отметить интернет-рекламу, поскольку она также имеет полимодальную форму (сочетание текстовой и визуальной информации), интернет-карикатуру, активно используемую в интернет-прессе, а также такой жанр, как анекдот, который процветает в интернете и похож на интернет-мем

юмористической направленностью, несмотря на то что анекдот не имеет визуального компонента и является вербальным жанром.

При этом интернет-мем - самобытный и оригинальный жанр, выделяющийся на фоне других медиадискурсов. Особенность ин-тернет-мема заключается в том, что он создается не профессионально обученными людьми (журналистами, художниками-карикатуристами и т. д.), а обычными интернет-пользователями как реакция на события из жизни, выражение своего мнения, желание поделиться своими эмоциями и т. д. таким образом, интернет-мемы выступают народным, фольклорным жанром, выражением культуры участия (партиципаторной культуры) [14].

Будучи нетривиальным медиадискурсом, выделяющимся на фоне интернет-коммуникации, интернет-мем имеет ряд дискурсивных характеристик, которые заслуживают рассмотрения.

1. Эмоциональность. Одной из важнейших особенностей интернет-мема является эмоциональная нагруженность, которая выражается в апеллировании автора к эмоциям реципиента. Т.В. Аникина отмечает: «...чем эмоциональней мем, тем легче мы его воспринимаем и тем менее критичны к нему, что, в свою очередь, приводит к выраженным эффектам внушения» [1, с. 56]. Цель коммуникации с помощью интернет-мемов заключается не в обмене информацией, а в стремлении вызвать определенные эмоции, поделиться своими чувствами, поэтому интернет-мемы зачастую информационно не насыщены, вербальный компонент ми-нималистичен, сжат. Информативная функция уступает аффективной функции, стремлению «достучаться» до реципиента.

При этом интернет-мемы обладают целым арсеналом средств, которые позволяют передать эмоциональность. Во-первых, интернет-мемы содержат невербальный (графический) компонент, который выражен фотографией, картинкой, рисунком и т. д. невербальный компонент делает сообщение ярким, красочным, убедительным, создавая наглядные образы. Во-вторых, вербальный компонент мема также эмоционально нагружен, хотя эмоциональность достигается не высокой художественной ценностью высказывания с помощью изобразительно-выразительных средств, а с помощью лингвокреативности, выраженной в использовании нестандартных языковых форм, игры слов [13]. Необходимо отметить: поскольку интернет-мемы не подвергаются рецензированию и правке, они могут также содержать сни-

женную и обсценную лексику, которая высоко эмоционально маркирована.

2. Анонимность. «Интернет дарит иллюзию анонимности и вседозволенности» [7, с. 218], поэтому является плодотворной почвой для развития анонимного дискурса. Ин-тернет-мемы являются анонимным жанром интернет-коммуникации. Создатели интернет-мемов не указывают авторство по нескольким причинам. Во-первых, анонимность гарантирует свободу выражения своего мнения, отсутствие языковых, политкорректных рамок, возможность не соблюдать общественные конвенции. Таким образом, интернет-мем становится трибуной для открытого, неограниченного выражения своего мнения. Но анонимность интернет-мемов приводит не только к демократизации интернет-дискурса, но и к радикализации, нарушению принципов политкор-ректности, выражению нетолерантного отношения и дискриминации, потому что анонимность означает отсутствие ответственности автора. В качестве примера можно привести многочисленные интернет-мемы, критикующие власть в стране, выражающие расовые предрассудки, проявляющие нетолерантное отношение к религии и т. д.

Анонимность интернет-мемов роднит этот жанр с анекдотом, генетическая связь интернет-мема с анекдотом очевидна, учитывая юмористическую направленность и коллоквиали-зацию обоих жанров. В.А. Бережной указывает на то, что интернет-мем является визуализированной формой анекдота, отмечая, что «в интернете наблюдается тенденция к визуализации анекдота (одного из наиболее популярных жанров городского фольклора) в интернет-меме (не менее популярном жанре сетевого фольклора)» [2, с. 136]. Интернет-мем выступает как анонимное народное творчество интернет-пользователей, сетевой фольклор.

3. Клиповость. По мнению С.И. Симаковой, «клиповое мышление неизбежно ведет к изменению визуального контента в медиа и одной из задач современных СМИ становится развитие визуального языка взаимодействия с аудиторией» [12, с. 358], поэтому понятна растущая популярность такого визуализированного жанра, как интернет-мем. Клипо-вость интернет-мемов реализуется в их мини-малистичности, фрагментарности и, как следствие, в их «мелькании», быстром «потреблении» реципиентом. Поскольку интернет-ме-мы представляют собой стандартизированные, шаблонные, сжатые единицы, они ориентированы на поверхностное, быстрое восприятие, а упрощенный формат обеспечивает по-

стоянное обновление и генерацию новых ме-мов в интернет-коммуникации. таким образом, мемы выступают важным феноменом современной клиповой культуры, предполагающей ежедневное восприятие большого информационного потока без анализа информации. Клиповость интернет-мемов также обусловлена их серийностью, поскольку многие мемы образуют серии однотипных единиц, схожих по форме, отличающихся только вербальным компонентом, который можно изменять по принципу подстановки.

4. Стилистически сниженный характер. Стилистически сниженный характер интернет-мемов реализуется, прежде всего, в особенностях вербального компонента, для которого характерны такие черты, как коллоквиализация и детабуизация. Коллокви-ализация воплощается в обильном использовании разговорной, сленгизированной, жаргонизированной лексики в интернет-мемах. При этом синтаксические конструкции в ме-мах также строятся наподобие устной речи и отражают процесс, который получил название «устно-письменная речь в интернете» (рис. 2) [10]. Для синтаксиса в интернет-мемах характерны эллипсис и компрессия, нарушение привычного порядка слов.

Что касается процесса детабуизации, это явление заключается в снятии запрета на использование табуированной лексики и затрагивание тем-табу. Детабуизация широко представлена в интернет-мемах, для которых характерно использование табуированной лексики из-за отсутствия цензуры. Среди тем-табу, которые можно встретить в интернет-мемах, можно отметить тему религии, политических взглядов, расовых предрассудков и др.

Рис. 2. Пример «устно-письменной речи» в интернет-меме

известия вгпу. филологические науки

Стилистическая сниженность - одна из ключевых жанровых характеристик интернет-мема, для которого характерно нарушение языковых и культурных конвенций. При этом стилистическая сниженность в мемах является символом свободы выражения и отсутствия формальных рамок, интернет-мемы воплощают собой свободу слова и vox populi (голос народа).

5. Медийность. Как отмечает М.Ю. Казак, медийность представляет собой «опосре-дованность текста техническими возможностями передающего канала» [8, с. 322]. Применительно к феномену интернет-мемов медийность заключается в их функционировании в интернете как средстве массовой коммуникации. Медийность во многом определяет дискурсивную природу интернет-мемов. Во-первых, интернет-мем является публичным дискурсом, адресованным неограниченному количеству людей. Интернет позволяет ме-мам массово тиражироваться в интернет-пространстве в течение короткого промежутка времени. Во-вторых, медийность обеспечивает интерактивный характер интернет-мемов, благодаря возможностям современного интернета пользователи могут предоставлять обратную связь в ответ на интернет-мем в виде лай-ков, дислайков, комментариев, что позволяет отнести интернет-мемы к партисипаторно-му дискурсу. Наконец, функционирование на платформе интернета обеспечивает выживаемость и процветание самого жанра интернета, поскольку ресурсы интернета позволяют легко и быстро создавать красочные, наглядные и выразительные интернет-мемы и обмениваться ими.

В заключение следует сказать, что интер-нет-мем является оригинальным образцом ме-диадискурса. Во-первых, интернет-мем выделяется манерой подачи материала, при которой автор стремится привлечь внимание нестандартными художественными приемами, намеренным нарушением языковых норм, использованием алогизмов, абсурда. Во-вторых, для интернет-мемов характерно отсутствие авторства, что является нетипичным признаком для медиадискурса, относящим интернет-мем к области современного сетевого фольклора. наконец, интернет-мем имеет особенную структурную организацию: его структура, с одной стороны, минималистична, сжата и шаблонна, с другой - полимодальна и позволяет презентовать информацию красочно и ярко.

Интернет-мем представляет собой новый, но самостоятельный, оформившийся жанр, выделяющийся своей дискурсивной природой на фоне остальных медиадискурсивных жанров.

список литературы

1. Аникина Т.В. Интернет-мем в условиях современной коммуникации // Новая наука: опыт, традиции, инновации. 2016. № 8-2. С. 54-58.

2. Бережной В.А. Интернет-мем и анекдот: к постановке проблемы // Вюник Запорiзького национального утверситету. Фшолопчт науки. 2014. №. 1. С. 135-144.

3. Грибовод Е.Г. Медиадискурс [Электронный ресурс] // Дискурс-Пи. 2013. №3. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/mediadiskurs (дата обращения: 30.05.2018).

4. Добросклонская т.г. Массмедийный дискурс как объект научного описания [Электронный ресурс] // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2014. №13 (184). URL: https://cyber leninka.ru/article/n/massmediynyy-diskurs-kak-obekt-nauchnogo-opisaniya (дата обращения: 28.05.2018).

5. Докинз Р. Эгоистичный ген / пер. с англ. Н. Фоминой. М.: ACT:CORPUS, 2013.

6. Желтухина М.Р. Медиадискурс [Электронный ресурс] // Дискурс-Пи. 2016. № 3-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediadiskurs-1 (дата обращения: 25.05.2018).

7. Зиновьева Н.А. Роль интернет-мемов в воспроизводстве интернет-культуры // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования. Екатеринбург, 2015. С. 217-223.

8. Казак М.Ю. Специфика современного ме-диатекста // Лингвистика речи. Медиастилистика: кол. моногр. М., 2012. С. 320-334.

9. Кожемякин Е.А. Массовая коммуникация и медиадискурс: к методологии исследования // Научные ведомости БелГУ. Сер.: Гуманитарные науки. 2010. № 12(83). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/massovaya-kommunikatsiya-i-mediadis kurs-k-metodologii-issledovaniya (дата обращения: 30.05.2018).

10. Лутовинова О.В. Интернет как новая «устно-письменная» система коммуникации // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2008. №. 71. C. 58-65.

11. Марченко Н.Г. Интернет-мем как хранилище культурных кодов сетевого сообщества // Казанская наука. 2013. №. 1. С. 113-115.

12. Симакова С.И. Клиповое мышление как фактор, обусловливающий интенсификацию процесса визуализации информации в современных СМИ // Визуальная коммуникация в социокультурной динамике: сб. ст. II Междунар. науч. конф., 2016. С. 357-362.

13. тихомирова М.С. Переключение кодов в интернет-мемах как проявление лингвокреатив-ности // Вестн. Черепов. гос. ун-та. 2017. № 5(80). C. 148-153.

14. Milner R.M. The world made meme: Discourse and identity in participatory media. University of Kansas, 2012.

языкознание

* * *

1. Anikina T.V. Internet-mem v uslovijah sovre-mennoj kommunikacii // Novaja nauka: opyt, tradicii, innovacii. 2016. № 8-2. S. 54-58.

2. Berezhnoj V.A. Internet-mem i anekdot: k post-anovke problemy // Visnik Zaporiz'kogo nacional'nogo universitetu. Filologichni nauki. 2014. №. 1. S. 135144.

3. Gribovod E.G. Mediadiskurs [Jelektronnyj resurs] // Diskurs-Pi. 2013. №3. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/mediadiskurs (data obrashhenija: 30.05.2018).

4. Dobrosklonskaja T.G. Massmedijnyj diskurs kak ob#ekt nauchnogo opisanija [Jelektronnyj resurs] // Nauchnye vedomosti BelGU. Serija: Gumanitarnye nauki. 2014. №13 (184). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/massmediynyy-diskurs-kak-obekt-nauchno go-opisaniya (data obrashhenija: 28.05.2018).

5. Dokinz R. Jegoistichnyj gen / per. s angl. N. Fominoj. M.: AST:CORPUS, 2013.

6. Zheltuhina M.R. Mediadiskurs [Jelektronnyj resurs] // Diskurs-Pi. 2016. № 3-4. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/mediadiskurs-1 (data obrashhenija: 25.05.2018).

7. Zinov'eva N.A. Rol' internet-memov v vos-proizvodstve internet-kul'tury // Kul'tura, lichnost', obshhestvo v sovremennom mire: metodologija, opyt jempiricheskogo issledovanija. Ekaterinburg, 2015. S. 217-223.

8. Kazak M.Ju. Specifika sovremennogo media-teksta // Lingvistika rechi. Mediastilistika: kol. mo-nogr. M., 2012. S. 320-334.

9. Kozhemjakin E.A. Massovaja kommunikacija i mediadiskurs: k metodologii issledovanija // Na-uchnye vedomosti BelGU. Ser.: Gumanitarnye nauki. 2010. № 12(83). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/massovaya-kommunikatsiya-i-mediadiskurs-k-metodologii-issledovaniya (data obrashhenija: 30.05.2018).

10. Lutovinova O.V. Internet kak novaja «ustno-pis'mennaja» sistema kommunikacii // Izv. Ros. gos. ped. un-ta im. A.I. Gercena. 2008. №. 71. C. 58-65.

11. Marchenko N.G. Internet-mem kak hranilishhe kul'turnyh kodov setevogo soobshhestva // Kazanskaja nauka. 2013. №. 1. S. 113-115.

12. Simakova S.I. Klipovoe myshlenie kak faktor, obuslovlivajushhij intensifikaciju processa vizualizacii informacii v sovremennyh SMI // Vizual'naja kom-munikacija v sociokul'turnoj dinamike: sb. st. II Mezh-dunar. nauch. konf., 2016. S. 357-362.

13. Tihomirova M.S. Perekljuchenie kodov v internet-memah kak projavlenie lingvokreativnosti // Vestn. Cherepov. gos. un-ta. 2017. № 5(80). C. 148153.

14. Milner R.M. The world made meme: Discourse and identity in participatory media. University of Kansas, 2012.

Internet meme as a modern media discourse

The article deals with the Internet meme, which is a multimodal unit of Internet communication. Internet meme is considered a modern media discourse functioning in Internet communication. Special attention is paid to the analysis of the main discursive characteristics of the Internet meme. The main discursive features of the Internet meme are emotionality, anonymity, clip art, stylistically reduced character and media character.

Key words: Internet meme, meme, media discourse, Internet communication, polymodality.

(Статья поступила в редакцию 31.05.2018)

т.А. МАрцЕВА (томск)

особенности дистрибуции единиц паралимпийской лексики

Приводятся данные дистрибутивного анализа полеобразующих единиц паралимпийской лексики в составе современного английского языка: определяется их лексическая и грамматическая сочетаемость и функциональные особенности, позволяющие уточнить информацию о семантическом наполнении каждой лексической единицы.

Ключевые слова: единицы паралимпийской лексики, современный английский язык, дистрибуция, функция, лексическая и грамматическая сочетаемость.

Современный английский язык (САЯ) занимает доминирующее положение во многих сферах межнационального общения, в том числе и в спорте. Паралимпийское движение, набирающее популярность с начала XXI в., также определило своим единственным официальным языком САЯ. Лексические единицы, возникающие в САЯ для номинации новых видов спортивных дисциплин, соревнований и спортсменов, участвующих в них, формируют лексико-семантическое поле паралим-пики. несмотря на то, что лишь три единицы поля включены в лексикографические справочники САЯ, их особенности дистрибуции

О Марцева Т.А., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.