УДК 398.23+316.776
Б0110.25513/2413-6182.2017.3.96-105
ИНТЕРНЕТ-МЕМ В МЕЖЛИЧНОСТНОЙ ОФЛАЙН-КОММУНИКАЦИИ
А.А. Кулаженко1, М.Н. Бычкова2
Томский государственный университет (Томск, Россия)
Аннотация: Исследуется феномен интернет-мема, способы и частота его использования в межличностной офлайн-коммуникации. Рассматривается роль творчества в нашей жизни и формы его проявления в сетевом пространстве, а также сущность интернет-фольклора, к которому отнесен в том числе и ин-тернет-мем. Уточняется сущность интернет-мемов, их отличительные черты и способы использования в межличностной и массовой коммуникации. Определяется роль мемов в межличностной офлайн-коммуникации молодежных групп, как наиболее погруженных в сетевую культуру. Умение правильно интерпретировать мемы и знание новых интернет-трендов представлено как одно из условий успешной коммуникации собеседников в современной действительности. В связи с этим интернет-мем рассматривается еще и как часть всеобщей культуры. При помощи опроса среди молодежи Томской области оценивается масштаб практики переноса мема из Сети в офлайн-коммуникацию. Рассматриваются коммуникативные проблемы, возникающие в связи с использованием отсылок к интернет-мемам при коммуникации.
Ключевые слова: сетевое творчество, интернет-фольклор, сетевая культура, межличностная коммуникация, интернет-мем, коммуникативная компетентность, «цифровые аборигены».
Для цитирования:
Кулаженко А.А., Бычкова М.Н. Интернет-мем в межличностной офлайн-ком-муникации // Коммуникативные исследования. 2017. № 3 (13). С. 96-105. DOI: 10.25513/2413-6182.2017.3.96-105.
Сведения об авторах:
1 Кулаженко Анастасия Альбертовна, студентка кафедры социальных коммуникаций
2 Бычкова Марина Николаевна, старший преподаватель кафедры социальных коммуникаций
Контактная информация:
Почтовый адрес: 634050, Россия, Томск, пр. Ленина, 36
© А.А. Кулаженко, М.Н. Бычкова, 2017
1 E-mail: [email protected]
2 E-mail: [email protected] Дата поступления статьи: 26.05.2017
Появление глобальной сети Интернет перевернуло технологический и коммуникативный уклад мира, открыв перед человечеством множество дверей. Согласно концепции известного испанского социолога М. Кас-тельса, повсеместное распространение информационных процессов в современном мире ведет к радикальным сдвигам в социальной жизни общества [Кастельс 2000].
В особой мере это затронуло творческую деятельность людей, которая во все времена являлась движущей силой преобразований материальной и духовной сфер жизни: «Творческая деятельность не только создает определенные ценности, но и является условием и способом самовыражения и саморазвития личности, то есть творчество само по себе является ценностью» [Кравчук, Боев, Килимова 2010: 20]. Творческая деятельность людей не могла не проявиться в сетевом пространстве рано или поздно, ведь появление Интернета и его общедоступность открыли новые пути для самовыражения, демонстрации своих ценностей и творческих способностей на весь мир.
Рассматривая виды творческой деятельности в Интернете, А.В. Большаков говорит о том, что «распространение Интернета и рост числа его пользователей... дали существенный толчок к развитию сетевого творчества» [Большаков 2008].
Новое словосочетание «сетевое творчество», или «сетевой фольклор», породило много споров среди фольклористов и культурологов, далеко не сразу признавших сам факт существование фольклора в Интернете. Сейчас в этом уже не приходится сомневаться, и исследователи давно изучили не только сам феномен сетевого фольклора, но и его виды и формы.
Переходя непосредственно к разговору об интернет-фольклоре, стоит сразу уточнить, что именно имеется в виду под этим словосочетанием в настоящей статье. М.Д. Алексеевский выделил четыре подхода к определению данного явления [Алексеевский 2010]. Далее речь пойдет не о традиционных видах народного творчества, перенесенных в сетевое пространство и повествующих о компьютерных технологиях (к примеру, анекдоты о сисадминах (http://anekdoty.ru/pro-sisadminov/], стихи-«пи-рожки» (http://poetory.ru/content/list?type=2&sort=rate] и т. д.], что соответствовало бы первому подходу, и не о фольклоре «компьютерщиков» (второй подход] или городском фольклоре в интернете (третий подход]. Автор данной статьи опирается на четвертый подход к изучению интернет-фольклора, согласно которому им признаются только те формы, ко-
торые существуют и распространяются преимущественно (а иногда и исключительно] в Сети [Радченко 2006; Фролова 2007; Лутовинова 2007]. К такому виду творчества можно отнести интернет-мемы - информацию, спонтанно приобретающую огромную популярность и распространение в Сети. Профессор Ричард Докинз, впервые употребивший термин «мем», подразумевает под ним единицу культурной информации, способную «размножаться». «Точно так же, как гены распространяются в генофонде, переходя из одного тела в другое с помощью сперматозоидов и яйцеклеток, мемы распространяются в том же смысле, переходя из одного мозга в другой...» [Докинз 1993: 189].
Однако не стоит путать мем и, к примеру, просто вирусное изображение. Хотя многие исследователи не разграничивают эти понятия, отличие можно найти в том, что мем предстает как идейный образ, на основе которого каждый пользователь Сети может создать собственное вирусное изображение. Именно поэтому автором данной статьи интернет-мемы рассматриваются как разновидность сетевого творчества. Мемом-первоисточником может стать человек или отдельная фраза, сказанная им, фильм или кадр из него, главное - это наличие определенного смысла и посыла, который дает простор для творческой деятельности пользователей Сети и создания новых мемов.
В феврале 2017 г. среди российских интернет-пользователей широкое распространение получил мем с темнокожим актером Кайоде Эву-ми, который прикладывает указательный палец к виску, словно призывает задуматься о чем-то. На этом примере мы можем легко проследить различие между мемом-первоисточником и вирусными изображениями, которые создают пользователи, опираясь на его образ и идею. Оригинал изображения, ставшего мемом, представлен на рис. 1, творчество интернет-пользователей - на рис. 2.
ш
1 т . ► 1 -
Рис. 1. Фотография Кайоде Эвуми, ставшая мемом
Рис. 2. Образцы интернет-творчества с использованием образа Кайоде Эвуми (http://numl.ru/2017/02/27/мемы-с-негром-kayode-ewumi/2/)
Одним из примеров личности, ставшей в Сети мемом, является Анатолий Вассерман, который в интернет-среде является эталоном сверхэрудированности и связанной с этим экстравагантности. Его образ лег в основу мемов, анекдотов и даже шуточного списка фактов из 160 пунктов о масштабах его разума (интернет-энциклопедия «Луркоморье»]. Пик популярности Вассермана среди интернет-пользователей пришелся на 20062008 гг., но и сейчас его образ тесно связан с определенным смысловым посылом и активно используется в Сети. Ниже приведен пример использования личности Вассермана как мема для создания вирусного изображения (рис. 3].
К0ГДМЫ НЕ МОЖЕШЬ ИЗВЛЕЧЬ
КОРЕНЬШДИСКРИМИНАНТА
Ш;
N1
Рис. 3. Образец интернет-творчества с использованием образа Анатолия Вассермана (https://pikabu.ru/story/vasserman_grustit_1848883)
Сам феномен интернет-мемов, их создание и распространение тесно связаны с интернет-технологиями, из-за чего некоторые исследователи полагают, что интернет-мем не может быть использован в офлайн-комму-
никации. Такое восприятие роднит интернет-мем с сетевым анекдотом, о специфике которого говорит О.Е. Фролова: «Интернет формирует собственно сетевой анекдот, который рассчитан не на аудиальное, а на визуальное восприятие, т. е. он должен быть не рассказан и услышан, а написан и прочитан. <...> Отличительными признаками визуального сетевого анекдота можно признать: невозможность их предъявления в традиционной устной форме. потерю комического эффекта при устном предъявлении» [Фролова 2007: 31].
В границах сетевой культуры широко распространен прием отсылок к очевидным для участников коммуникации фактам, персонам, а также к продуктам массовой культуры и известным мемам. Очень часто отдельные фразы или, к примеру, кадры из популярных кинофильмов становятся самостоятельными мемами, и для их понимания уже не обязательно смотреть весь фильм, необходимо лишь понимать общий посыл, вложенный пользователями Сети в конкретный мем. К примеру, такая фраза, как «нельзя просто так взять и.»1, у активных интернет-пользователей обязательно вызовет ассоциацию с конкретными визуальными образами, жестами, эмоциональной окраской и, вероятнее всего, улыбку, в то время как не погруженного в сетевой контент человека приведет в замешательство (рис. 4].
И ВВЕСШПАРОЛЬ ПРАВИЛЬНО С ^▼ПЕРВОГО РАЗА
Рис. 4. Образец интернет-творчества с использованием образа Шона Бина в роли Боромира (http://boobooka.com/memy/mem-boromir-ili-nelzya-prosto-tak-vzyat-i/)
1 Выражение взято из кинофильма «Властелин колец: Братство кольца», в котором один из персонажей, Боромир, с характерным жестом руки говорит: «Нельзя просто так взять и войти в Мордор» (англ. One does not simply walk into Mordor). Распространяется в виде кадра из фильма с этим моментом и надписью: «Нельзя просто так взять и...», - которая может иметь любое окончание. Часто используется как отсылка на то, что человек ленится сделать что-либо или неудачно выполняет довольно простое действие.
Такое понимание смысла, заложенного пользователями Сети в интернет-контент, возникает только при постоянном присутствии индивида в сетевом пространстве, потому что смена трендов и появление новых мемов происходят часто. Сложность их переноса в межличностную оф-лайн-коммуникацию состоит лишь в попытке объяснить собеседнику, не разбирающемуся в интернет-контенте, сам мем. Если же объяснять ничего не требуется, мем не теряет своего эффекта несмотря на то, что в оригинале имел распространение в интернет-среде и мог быть рассчитан именно на визуальное восприятие.
Использование интернет-мемов в офлайн-коммуникации подобно отсылкам к любому другому виду творчества, которыми всегда богата наша речь благодаря такому выразительному средству, как аллюзия. Таким образом, интернет-мем становится в один ряд с другим культурным контекстом, культурным багажом, который должен иметь каждый человек.
Р.В. Гумерова и И.П. Кужелева-Саган указывают: «...эффективная межличностная коммуникация предстает как система конкретных действий, умений и навыков, которые не являются врожденными, им следует учиться» [Гумерова, Кужелева-Саган 2009: 63]. У собеседников, которые на одинаковом уровне владеют навыком интерпретации и знаниями интернет-контента, в том числе и мемов, не возникает барьеров при общении как в Сети, так и в офлайн-пространстве, но стороннего слушателя, не обладающего подобным опытом, их речь может ставить в тупик.
Найти подтверждение данным выводам можно и на практике. В декабре 2016 г. одним из авторов данной публикации был проведен анонимный интернет-опрос среди молодежи - социальной группы, наиболее погруженной в интернет-культуру. Данные, полученные в результате опроса ста студентов и школьников Томской области в возрасте от 14 до 23 лет, представлены на рис. 5 и 6.
Рис. 5. Распределение ответов на вопрос о том, важно ли знать популярные мемы, чтобы комфортно общаться, %
Нет, не использую совсем
Другое 1
17
Да, иногда ,__использую
31
Да, частой' 16
Да, использую очень редко 35
Рис. 6. Распределение ответов на вопрос об использовании мемов в общении вне Интернета, %
У 94 % опрошенных людей знакомые так или иначе используют ме-мы в своей речи вне Сети. В зависимости от личности собеседника (друзья-сверстники или же родители и преподаватели], частота использования отсылок к каким-либо популярным мемам может меняться, но всего лишь 17 % опрошенных ответили, что совсем не используют популярные ме-мы при офлайн-коммуникации. Вполне вероятно, что со временем данная цифра будет только уменьшаться, а интернет-культура - все больше распространяться на нашу жизнь вне Сети.
Из опрошенных 35 % согласились с тем, что знание мемов все-таки необходимо для комфортного общения, и столько же ответили, что испытывают раздражение, если собеседник не понимает отсылок к популярным в данный момент мемам.
Притом можно заметить, что таким образом отвечали в основном респонденты в возрасте 15-19 лет, а те, кто старше, придерживались не таких категоричных ответов. Вряд ли можно говорить о таком недопонимании как о полноценном культурном коммуникативном барьере, однако уже сейчас растет поколение «цифровых аборигенов»1, и есть вероятность, что для них знание трендов в интернет-культуре будет одним из важнейших показателей коммуникативной компетентности. О возникновении подобного недопонимания еще в 2001 г. говорил Марк Пренски: «.наши преподаватели являются цифровыми иммигрантами, они говорят на архаичном языке, языке доцифровой эпохи, изо всех сил пытаясь учить поколение, которое говорит на совершенно новом языке» [Пренски 2001: 2].
Уместное использование мемов в рекламе, а также в речи людей старшего поколения вызывает у молодежи положительную реакцию, свя-
1 Термин, впервые использованный американцем Марком Пренски для обозначения людей, которые родились во время цифровой революции и с самого своего рождения находятся под воздействием цифровых технологий.
занную с тем, что кто-то неожиданно оказался «на одной волне» интернет-культуры. Это уже взяли на вооружение компании и активно стараются разнообразить свою рекламу мемами, в том числе и в офлайн-среде1.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что сетевая культура активно распространяется на нашу офлайн-жизнь. Интернет-мем, который совсем недавно считался явлением только сетевым, часто обнаруживается в межличностных коммуникациях вне интернет-среды, не встречая при этом сильных ограничений. Особенно активно практика такого переноса поддерживается молодежными группами, становясь для некоторых одним из условий успешной коммуникации.
На наш взгляд, есть предпосылки к тому, что такая тенденция будет развиваться и дальше, однако для подобных выводов потребуется более глубокое исследование.
Список литературы
Алексеевский М.Д. Интернет в фольклоре или фольклор в Интернете? (Современная фольклористика и виртуальная реальность) // От Конгресса к Конгрессу: Навстречу Второму Всероссийскому конгрессу фольклористов: сб. материалов / сост. В.Е. Добровольская, А.С. Каргин. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2010. С. 151-166. Большаков А.В. Виды сетевого творчества // Аналитика культурологии. 2008.
Вып. 1 (10). С. 189-192. Гумерова Р.В., Кужелева-Саган И.П. Основы теории коммуникации. Томск: ТМЛ-
Пресс, 2009. 102 с. ДокинзР. Эгоистичный ген. М.: Мир, 1993. 318 с.
Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура: пер. с англ.
/ под науч. ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ-ВШЭ, 2000. 608 с. Кравчук П.Ф., Боев Е.И., Килимова Л.В. Творчество как ценность личности в условиях становления коммуникативной среды общества // Вестник Российского университета дружбы народов. Философия. 2010. № 3. С. 20-30. Лутовинова О.В. Анекдот в смеховом мире Интернета // Аналитика культурологии. 2007. № 7. С. 60-71. Радченко Д.А. Современный кинематографический анекдот в условиях сетевой коммуникации // Первый Всероссийский конгресс фольклористов: сб. докл.: в 3 т. М., 2006. Т. 3. С. 307-317. Фролова О.Е. Визуальная специфика сетевого анекдота // Традиционная культура. 2007. № 3. С. 30-36.
Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants. Part 1 // On the Horizon. 2001. Vol. 9, Iss. 5. P. 1-6.
1 К примеру, в 2010 г. «Альфа-банк» при рекламе своей новой «мужской карты» использовал отсылку к популярному мему «эльф 80-го уровня», который обычно используется по отношению к молодому человеку, проводящему слишком много времени в онлайн-играх. На билбордах «Альфа-банка» были размещены изображения орка в деловом костюме, новой карты и слоган: «Стать орком 80 уровня - это тоже карьерный рост».
References
Alekseevskii, M.D. (2010), Internet v folklore ili folklor v Internete? (Sovremennaya folkloristika i virtualnaya realnost) [Internet in folklore or folklore on the Internet? (Modern folklore and virtual reality)]. Dobrovol'skaya, V.E., Kargin, A.S. (Comp.) Ot Kongressa k Kongressu [From Congress to Congress], Towards the Second All-Russian Congress of Folklorists, Collection of materials, Moscow, Gosudarstvennyi respublikanskii tsentr russkogo fol'klora Publ., pp. 151-166. (in Russian)
Bolshakov, A.V. (2008), Vidy setevogo tvorchestva [Types of networking creativity].
Analitika kulturologii [Analysis of Cultural Studies], Iss. 1 (10), pp. 189-192. (in Russian)
Castells, M. (2000), The Rise of the Network Society, The Information Age: Economy,
Society and Culture, Moscow, HSE Publ., 608 p. (in Russian) Dawkins, R. (1993), The Selfish Gene, Moscow, Mir Publ., 318 p. (in Russian) Frolova, O.E. (2007), Vizual'naya spetsifika setevogo anekdota [Visual specifics of network joke]. Traditsionnaya kultura [Traditional Culture], No. 3, pp. 30-36. (in Russian)
Gumerova, R.V., Kuzheleva-Sagan I.P. (2009), Osnovy teorii kommunikatsii [Basics of
communication theory], Tomsk, TML-Press publ., 102 p. (in Russian) Kravchuk, P.F., Boev, E.I., Kilimova, L.V. (2010), Creativity as a Person's Value in the Formation of Communication Space of Society. RUDN Journal of Philosophy, No. 3, pp. 20-30. (in Russian) Lutovinova, O.V. (2007), Anekdot v smekhovom mire Interneta [Anecdote in the comic world of the Internet]. Analitika kulturologii [Analysis of Cultural Studies], No. 7, pp. 60-71. (in Russian) Prensky, M. (2001), Digital Natives, Digital Immigrants. Part 1. On the Horizon, Vol. 9, Iss. 5, pp. 1-6.
Radchenko, D.A. (2006), Sovremennyi kinematograficheskii anekdot v usloviyakh setevoi kommunikatsii [Modern cinematic anecdote in communication network].
First All-Russian Congress of folklorists, Collection of reports, in 3 volumes, Moscow, Vol. 3, pp. 307-317. (in Russian)
INTERNET MEME IN INTERPERSONAL OFFLINE COMMUNICATION
A.A. Kulazhenko1, M.N. Bychkova2
Tomsk State University (Tomsk, Russia)
Abstract: This article is devoted to the study of the phenomenon of the Internet meme, the ways and frequency of its use in interpersonal offline communication. The article examines the role of creativity in our life and its emergence in the network, the forms in which creativity exists on the Internet, and also the essence of Internet folklore, to which the Internet meme is included. The authors specifies the essence of Internet memes, their distinctive features and ways of using them in interpersonal and mass communication. The role of memes in the interpersonal offline communication of youth groups is defined as the most immersed in
the network culture. The ability to correctly interpret memes and the knowledge of new Internet trends is presented by the authors of the article as one of the conditions for successful communication of interlocutors in modern reality. In this regard, the Internet-meme is also seen as a part of universal culture. The scale of the practice of moving the meme from the network to offline communication is estimated using a survey among the youth of the Tomsk Oblast. Communicative problems, occurring while using references to Internet memes in communication are considered.
Key words: network creativity, Internet folklore, network culture, interpersonal communication, Internet meme, communicative competence, digital natives.
For citation:
Kulazhenko, A.A., Bychkova, M.N. (2017), Internet meme in interpersonal offline communication. Communication Studies, No. 3 (13), pp. 96-105. DOI: 10.25513/2413-6182.2017.3.96-105. (in Russian)
About the authors:
1 Kulazhenko Anastasia Albertovna, student of the Department of Social Communications
2 Bychkova Marina Nikolaevna, senior lecturer of the Department of Social Communication
Corresponding authors:
Postal address: 36, Lenina pr., Tomsk, 634050, Russia
1 E-mail: [email protected]
2 E-mail: [email protected]
Received: May 26, 2017