УДК 34:504
ЧТО ТАКОЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА?
Т. Б. Невзоров
Правоведы, признавая невозможность решения проблемы вывода из экологического кризиса всех подряд посредством радикальных мер, стремятся к гармонизации отношений по поводу использования ресурсного потенциала планеты, экологической безопасности жизнедеятельности населения и сохранения разнообразия природы. Однако это не единственная эколого-правовая, экономическая, политическая и этическая позиция. Сторонники противоположной позиции зачастую стремятся избежать соблюдения эколого-правовых норм, игнорируют этические нормы взаимодействия с природой.
Современное российское общество близко к состоянию некоторой стабильности. Стремление к концентрации федеральной государственной власти и расширению самостоятельности субъектов Российской Федерации определяют новые тенденции в развитии права, законодательства, в том числе в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Сложившаяся экономическая и политическая ситуация в России неоднозначно сказывается на процессах развития экологического права как отрасли и реализации его норм в современных условиях. Следующие друг за другом структурные изменения в отрасли, переподчинение органов охраны окружающей среды, перераспределение функций органов исполнительной власти свидетельствуют о том, что именно в данных условиях необходимо сосредоточить внимание на изучении и дальнейшем развитии системы механизмов экологического права, в частности, не вполне знакомого научной общественности идеологического механизма экологического права.
Задачей представляемых размышлений является предправовое определение структурных элементов идеологического механизма экологического права как факторов, реально влияющих на экологически значимую деятельность, на формирование и реализацию нормативного правового массива экологического права, на эколого-политические и управленческие решения в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. В работе умышленно не приводится сугубо правовая оценка правоотношений, возникающих в указанной области, поскольку законодательство о каждом из представленных ниже элементов настолько обширно, что требует специального исследования. Данный материал лишь предпосылка такого исследования.
Исторически современная эколого-культурная ситуация может быть объяснена. Экономические приоритеты в жизни общества, сложившиеся на рубежах XIX - XX - XXI веков, предопределили направление дальнейшего интенсивного развития, в первую очередь, европейского общества посредством индустриальной экспансии в отношении природной среды, в результате чего негативные итоги этого развития в конце XX - начале XXI веков за-
ставили нас говорить о неотвратимости экологического кризиса.
Было бы неверным повторять ошибки вековой давности и совсем недавние псевдореволюционные демарши против реально существующих и определяющих жизнь общества явлений. Любой коллектив, любое общественное или государственное образование, государство в целом могут достичь позитивных результатов в своем развитии только при условии существования идеологической основы. Носителем определенной идеологии может быть любой более или менее устойчивый коллектив. Попытка подменить прижившееся понятие «идеология» иным не увенчалась успехом. Не всеми понимаются или принимаются понятия «ментальность» и «менталитет». На наш взгляд, это триединое свойство - ум, дух, стремление действовать, т. е. в принципе понятие идентичное идеологии. Однако идеология, как форма общественного осмысления явлений, событий, общих тенденций развития и проч., на самом деле не является чем-то непреложным, обязательным для всех. Идеология - понятие множественное.
Идеологический механизм экологического права (ИМЭП) в первом приближении можно определить как непрерывно обновляемую, динамичную, открытую систему средств, методов формирования или создания условий для формирования права и законодательства путем непосредственного воздействия на правовые институты или косвенно через иные социальные институты, путем создания нравственно-этических оснований действия права.
Идеологический механизм экологического права, как и иные средства обеспечения реализации права, имеет специфические основания. Для определения их круга следует ответить на ряд достаточно серьезных вопросов. Каким образом ИМЭП и его элементы влияют на действие и развитие нормы права? Какова обратная указанной зависимость, т. е. каким образом осуществляется или должно осуществляться правовое регулирование действия идеологического механизма и его элементов? Какова продуктивность реализации нормы экологического права через ИМЭП?
Аксиоматично, что базовым средством формирования и индивидуального, и общественного сознания является симбиоз образования и воспитания на всех этапах становления личности и социума.
Пропедевтическая цель современного воспитания и образования заключается в воспитании у молодежи чувства ответственности перед «будущими поколениями» за состояние нашего общего дома -планеты Земля, предоставление необходимого объема экологических знаний и умение не причинять с помощью этих знаний вреда. Необходимо, чтобы молодые люди глубоко сознавали и предвидели последствия своей деятельности и при принятии ре-
|| Вестник КемГУ
шений, и при их практической реализации, стремились и умели предупредить наступление негативных последствий воздействия на окружающую среду.
Для экологически значимой деятельности, безусловно, актуальной остается сугубо техническая и технологическая проблема необходимости поиска способов предотвращения ущерба, наносимого природе непродуманной хозяйственной деятельностью и несовершенными технологическими процессами промышленных предприятий. Совсем недавно именно эта задача определялась как единственно возможный подход к решению экологических проблем.
Следует заметить, что современное понимание экологического подхода охватывает не только естественные и технические науки, их технологическое применение в практике промышленного производства, правовое регулирование применения тех или иных технологий. Экологический кризис не может быть преодолен с помощью теперь уже традиционных способов: безотходное производство, переработка мусора, очистка сточных вод и проч., поскольку уже принципиально нарушен глобальный экологический баланс. Решение проблемы лежит за рамками технологического и узкодисциплинарного, узкоотраслевого подхода. Любые усилия окажутся напрасными, если не произойдет изменений в сознании современного человека. Естественно, что это процесс длительный и определенной результативности его трудно ожидать скоро. Но именно как начальная фаза переворота в сознании социума может стать позиция, предполагающая приоритет экологического подхода как необходимого элемента современного мышления.
В настоящее время в России создается единая система непрерывного экологического образования, правовой основой для которой послужил Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды», введенный в действие 19 декабря 1991 года. Однако уже в конце 70-х годов в России высшие учебные заведения стали вводить природоохранные дисциплины специализации. Например, в Кемеровском университете кафедра зоологии ввела специализацию «Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы». Непрерывное экологическое образование имеет задачей охватить как можно больше членов общества. Система непрерывного экологического образования состоит из ряда последовательных этапов, включая дошкольное и послевузовское образование. В ряде вузов России сделана попытка последовательного включения в учебные планы гуманитарных факультетов экологических и экологоориентированных дисциплин. Так, студенты первого курса, в том числе и юридического факультета Кемеровского госунивер-ситета, изучают предмет «Концепции современного естествознания», базовым материалом которого являются философские, методологические и естественнонаучные основы экологии.
Актуальность проблемы экологического правового образования и воспитания подтверждается высокой степенью заинтересованности ведущих эко-
лого-правовых школ России. Правоведам-экологам хорошо известны публикации и доклады В. В. Петрова, О. С. Колбасова, А. К. Голиченкова, М. М. Бринчука, С. А. Боголюбова, А. С. Шестерю-ка по проблемам развития эколого-правового образования.
Отсутствие или предвзятая трактовка, неверное представление научной, технической, социальной, экономической, правовой информации, необходимой для принятия управленческих решений, нередко провоцируют развитие экологических проблем, усиление социальной напряженности, связанной с экономической деятельностью, воздействием производственной деятельности на окружающую природную и культурную среду. Особенное значение корректность и достоверность экологической информации приобрело в период становления новых социально-экономических отношений в Российском обществе. Представляется чрезвычайно важной задача правового регулирования деятельности, обеспечивающей получение, анализ, распространение экологически значимой информации о состоянии природной среды, о мероприятиях экологического контроля, об экологическом мониторинге, об источниках загрязнения и их воздействии, о проектах промышленного развития, об изменениях состояния окружающей среды, их тенденциях. Это необходимо как для принятия адекватных ситуациям управленческих решений, так и для долгосрочного планирования.
В этом смысле необходимо говорить о правовой гарантии достоверности информации. Может показаться странным мнение о том, что итоговый документ, ежегодно представляемый специально уполномоченным органом в сфере охраны окружающей среды «Состояние окружающей среды Кемеровской области», перед публикацией должен проходить процедуру экологической экспертизы. Действительно, ведь он представляется органом, в полномочия которого входит проведение государственной экологической экспертизы. Однако анализ изданий 1998, 1999 гг. свидетельствует о том, что в них зачастую содержатся «незначительные довольно серьезные неточности». А ведь это не только отчетный документ за некоторый прошедший период, но и документ, предопределяющий дальнейшее направление природоохранной деятельности развитого и экологически опасного региона.
Невероятно актуальной остается проблема правового регулирования в сфере экологического образования. Недаром в прессе, в других источниках массовой информации, в профессиональной периодике, во время работы научных, научно-методических и научно-практических конференций, в том числе и по экологическому праву, не прекращается обсуждение проблемы необходимости разработки и принятия закона, регулирующего отношения в сфере экологического образования. В данной статье не представляется возможным провести достаточно серьезный анализ законопроектов об экологическом воспитании, образовании, культуре, представ-
|| Вестник КемГУ
ляемых на обсуждение, в том числе и в средствах массовой информации.
Важнейшим способом идеологического воздействия всегда были и останутся информационные способы формирования общественного сознания, в том числе и правового. Влияние информационных средств на правотворческую и правоприменительную деятельность в экологическом праве особенно сильно. Это относится как к информационным системам обеспечения исследования окружающей среды и мониторинга, имеющих решающее значение для принятия управленческих решений, так и к информационным средствам собственно идеологического воздействия.
Таким образом, проблему источника формирования экологически значимой информации необходимо рассматривать как одну из основополагающих в ИМЭП. Под источником формирования здесь понимается субъект указанной деятельности. Условно их можно разделить на «государственные» и «общественные». Органы государственной власти формируют нормативный массив (здесь мы вправе упомянуть об источниках экологического права) и массив ненормативных документов (относящиеся к источникам права - методические указания, типовые положения, инструкции и т. д.; не относящиеся к источникам права - государственные доклады, государственные программы, аналитические отчеты министерств, ведомств и проч.). К общественным источникам экологической информации следует от-
относить доктрины и доктринальные толкования, научные и научно-практические комментарии, прессу, Интернет-ресурсы, издания и публикации общественных организаций и образований, результаты социологических опросов, отчеты о НИР и проч.
В настоящее время все большее влияние на развитие ИМЭП оказывает деятельность различных научно-исследовательских организаций, которые посредством формирования федеральных и региональных программ чрезвычайно активно внедряются в процесс формирования социально-экологического фона экологического права. Для Кемеровской области (например) такая активность приносит, безусловно, позитивные результаты. Чем больше и активнее научная общественность участвует в процессах формирования интеллектуальной обоснованности того или иного экологически значимого проекта, тем весомее интегрированный вклад в формирование экологической культуры населения. Чем настойчивее предлагается авторитетное мнение научной общественности, тем результативнее усилия по привлечению внимания государственных органов власти к насущным проблемам охраны окружающей среды. К сожалению, зачастую стремление ученых к сотрудничеству игнорируется аппаратом государственной власти. Одним из факторов, определяющих возникновение подобных ситуаций, является дефицит правового регулирования научной деятельности как элемента ИМЭП.