Научная статья на тему 'Что такое аудит эффективности?'

Что такое аудит эффективности? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4036
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Что такое аудит эффективности?»

вложений банковской системы России приходится на организации всех форм собственности, но необходимы дальнейшие исследования по конкретным отраслям и сферам, где создается добавленная стоимость и конкурентоспособные товары и услуги [2].

Список литературы

1. Официальный сайт ассоциации российских банков. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // www.arb.ru/ (дата обращения: 27.11.2017).

2. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cbr.ru/ (дата обращения: 28.11.2017).

ЧТО ТАКОЕ АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ? Крутоус А.И.

Крутоус Алена Игоревна — студент, кафедра маркетинга и муниципального управления,

Институт менеджмента и бизнеса Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень

Аудит эффективности берет свое начало с 1977 года, когда на Конгрессе Международной организации высших органов финансового контроля была принята Лимская декларация. В данной декларации были определены основные принципы внешнего и внутреннего финансового контроля, где под внутренним аудитом подразумевался аудит эффективности.

Согласно Лимской декларации руководящих принципов аудита представляет собой «неотъемлемую часть системы регулирования, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов» [2].

Приоритетное развитие аудита эффективности в системе государственного контроля является сегодня стратегической задачей контрольных органов России по следующим причинам:

• Необходимость повышения результативности действенности и эффективности государственного контроля;

• Необходимость существенного улучшения деятельности исполнительных органов власти и иных организаций, использующих государственные ресурсы;

• Потребность усиления прозрачности деятельности организаций, использующих средства бюджета;

• Перспективы перехода на бюджетирование по результатам деятельности.

Основной целью аудита эффективности можно считать качественное улучшение самого процесса управления государственными ресурсами за счет предоставления полной, достоверной и объективной информации об эффективности функционирования органов власти и организаций, вовлеченных в бюджетный процесс.

К функциям аудита эффективности относят:

• контрольная - проверка деятельности контролируемых объектов;

• поданалитической понимают поиск и определение причинно-следственных связей работы органов исполнительной власти и ее результатов;

• синтетическая- это формирование, определение рекомендаций для улучшения эффективности деятельности объекта контроля).

Достоинства аудита эффективности - это:

• расширение границ финансового контроля за пределы формальных оценок распределения ресурсов до улучшения экономических объектов их осваивающих;

• комплексный анализ причин неэффективного использования бюджетных средств в разрезе их получателей;

• создание условий для борьбы с коррупцией в органах власти путем предоставления информации об использовании бюджетных средств;

• предоставление законодательным органам власти возможности оценить результативность принятия решений по регулированию бюджетного процесса;

• обеспечение органов исполнительной и законодательной власти информацией и рекомендациями по повышению эффективности использования ресурсов;

• воздействие на разработку стратегических решений в области финансовой политики.

В отличие от финансовой ревизии, где требования и ожидаемые результаты носят достаточно специфический характер, ревизия эффективности использования средств носит более широкий и открытый для суждения и толкования характер; при этом имеет место более избирательный подход, который может включать в себя цикл в несколько лет, а не один финансовый период; обычно он не относится к конкретному финансовому или другим отчетам. Как следствие, аудиторские отчеты по эффективности использования средств варьируются и содержат большой объем дискуссионного материала и обоснованной аргументации [1]. Аудит эффективности позволяет

1. Выявить и устранить недостатки программы (если руководители программы своевременно заметят низкий уровень использования программных ресурсов).

2. Мотивировать персонал (данные о работе и потребностях персонала, которые дает аудит эффективности, позволяют поставить перед персоналом реалистичные цели и распределить ответственность за полученные результаты).

3. Определить наиболее эффективные варианты использования ресурсов (простейшие показатели эффективности можно получить, сопоставив затраченные ресурсы (денежные средства, кадры, оборудование и т.д.) с полученными продуктами или результатами (число обслуженных клиентов, длина отремонтированных дорог).

4. Укрепить доверие к программе (по результатам аудита эффективности заинтересованные лица могут судить о том, насколько успешно программа достигает заявленных целей и как расходуются выделенные ресурсы).

Как показывает опыт многих зарубежных стран (Великобритании, Канады, США, Швеции и др.), аудит эффективности обычно проводится в течение от 12 до 16 месяцев. Рекомендации аудита эффективности должны быть:

• четкими - направлены на устранение основных причин существования выявленного недостатка или проблемы;

• ясными, сжатыми и простыми по форме, а также достаточно подробными по содержанию для их понимания в случае, если они рассматриваются отдельно;

• ориентированными на принятие конкретных мер и обращены в адрес организаций;

• позитивными с точки зрения их тональности и содержания;

• практическими, то есть выполнимыми в разумный срок и учитывающими правовые и иные ограничения;

• экономически эффективными, то есть расходы, связанные с их выполнением, не должны превышать получаемую выгоду;

• ориентированными на результаты, которые можно оценить или измерить;

• сформулированы таким образом, чтобы можно было проверить их исполнение [1].

Но аудит эффективности не должен завершаться традиционной для контрольного мероприятия подготовкой отчета о его результатах. Основной задачей аудита эффективности является оказание содействия проверяемым органам исполнительной власти, государственным и иным организациям в повышении эффективности использования ими государственных средств на основе внедрения в их деятельность рекомендаций, разработанных по результатам проведенных проверок. В связи с этим период времени, необходимый для реализации этих рекомендаций, следует также рассматривать в качестве особого этапа аудита эффективности - этап внедрения его результатов. Однако на этом этапе аудит эффективности еще не может рассматриваться как завершившееся контрольное мероприятие. Необходимо получить информацию о результативности проведенного аудита эффективности, в частности, в отношении использования рекомендаций проверяющих. Этот этап можно назвать этапом определения социально-экономического эффекта, полученного от использования результатов аудита эффективности [3].

Список литературы

1. Аудит эффективности использования государственных средств [Текст]: стандарты, методики, практика проведения. Сборник докладов по материалам научно-практической конференции 17 июня 2005 года. г. Ижевск, 2010. С. 63-66.

2. Лимская декларация руководящих принципов контроля [Текст]: // Концепция государственного финансового контроля в Российской Федерации: материалы научно-практической конференции «Единая концепция государственного финансового контроля в Российской Федерации». М.: Финансовый контроль, 2002. С. 56-62.

3. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь [Текст]. М.: Инфра-М, 2001. 45 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.