вложений банковской системы России приходится на организации всех форм собственности, но необходимы дальнейшие исследования по конкретным отраслям и сферам, где создается добавленная стоимость и конкурентоспособные товары и услуги [2].
Список литературы
1. Официальный сайт ассоциации российских банков. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // www.arb.ru/ (дата обращения: 27.11.2017).
2. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cbr.ru/ (дата обращения: 28.11.2017).
ЧТО ТАКОЕ АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ? Крутоус А.И.
Крутоус Алена Игоревна — студент, кафедра маркетинга и муниципального управления,
Институт менеджмента и бизнеса Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень
Аудит эффективности берет свое начало с 1977 года, когда на Конгрессе Международной организации высших органов финансового контроля была принята Лимская декларация. В данной декларации были определены основные принципы внешнего и внутреннего финансового контроля, где под внутренним аудитом подразумевался аудит эффективности.
Согласно Лимской декларации руководящих принципов аудита представляет собой «неотъемлемую часть системы регулирования, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов» [2].
Приоритетное развитие аудита эффективности в системе государственного контроля является сегодня стратегической задачей контрольных органов России по следующим причинам:
• Необходимость повышения результативности действенности и эффективности государственного контроля;
• Необходимость существенного улучшения деятельности исполнительных органов власти и иных организаций, использующих государственные ресурсы;
• Потребность усиления прозрачности деятельности организаций, использующих средства бюджета;
• Перспективы перехода на бюджетирование по результатам деятельности.
Основной целью аудита эффективности можно считать качественное улучшение самого процесса управления государственными ресурсами за счет предоставления полной, достоверной и объективной информации об эффективности функционирования органов власти и организаций, вовлеченных в бюджетный процесс.
К функциям аудита эффективности относят:
• контрольная - проверка деятельности контролируемых объектов;
• поданалитической понимают поиск и определение причинно-следственных связей работы органов исполнительной власти и ее результатов;
• синтетическая- это формирование, определение рекомендаций для улучшения эффективности деятельности объекта контроля).
Достоинства аудита эффективности - это:
• расширение границ финансового контроля за пределы формальных оценок распределения ресурсов до улучшения экономических объектов их осваивающих;
• комплексный анализ причин неэффективного использования бюджетных средств в разрезе их получателей;
• создание условий для борьбы с коррупцией в органах власти путем предоставления информации об использовании бюджетных средств;
• предоставление законодательным органам власти возможности оценить результативность принятия решений по регулированию бюджетного процесса;
• обеспечение органов исполнительной и законодательной власти информацией и рекомендациями по повышению эффективности использования ресурсов;
• воздействие на разработку стратегических решений в области финансовой политики.
В отличие от финансовой ревизии, где требования и ожидаемые результаты носят достаточно специфический характер, ревизия эффективности использования средств носит более широкий и открытый для суждения и толкования характер; при этом имеет место более избирательный подход, который может включать в себя цикл в несколько лет, а не один финансовый период; обычно он не относится к конкретному финансовому или другим отчетам. Как следствие, аудиторские отчеты по эффективности использования средств варьируются и содержат большой объем дискуссионного материала и обоснованной аргументации [1]. Аудит эффективности позволяет
1. Выявить и устранить недостатки программы (если руководители программы своевременно заметят низкий уровень использования программных ресурсов).
2. Мотивировать персонал (данные о работе и потребностях персонала, которые дает аудит эффективности, позволяют поставить перед персоналом реалистичные цели и распределить ответственность за полученные результаты).
3. Определить наиболее эффективные варианты использования ресурсов (простейшие показатели эффективности можно получить, сопоставив затраченные ресурсы (денежные средства, кадры, оборудование и т.д.) с полученными продуктами или результатами (число обслуженных клиентов, длина отремонтированных дорог).
4. Укрепить доверие к программе (по результатам аудита эффективности заинтересованные лица могут судить о том, насколько успешно программа достигает заявленных целей и как расходуются выделенные ресурсы).
Как показывает опыт многих зарубежных стран (Великобритании, Канады, США, Швеции и др.), аудит эффективности обычно проводится в течение от 12 до 16 месяцев. Рекомендации аудита эффективности должны быть:
• четкими - направлены на устранение основных причин существования выявленного недостатка или проблемы;
• ясными, сжатыми и простыми по форме, а также достаточно подробными по содержанию для их понимания в случае, если они рассматриваются отдельно;
• ориентированными на принятие конкретных мер и обращены в адрес организаций;
• позитивными с точки зрения их тональности и содержания;
• практическими, то есть выполнимыми в разумный срок и учитывающими правовые и иные ограничения;
• экономически эффективными, то есть расходы, связанные с их выполнением, не должны превышать получаемую выгоду;
• ориентированными на результаты, которые можно оценить или измерить;
• сформулированы таким образом, чтобы можно было проверить их исполнение [1].
Но аудит эффективности не должен завершаться традиционной для контрольного мероприятия подготовкой отчета о его результатах. Основной задачей аудита эффективности является оказание содействия проверяемым органам исполнительной власти, государственным и иным организациям в повышении эффективности использования ими государственных средств на основе внедрения в их деятельность рекомендаций, разработанных по результатам проведенных проверок. В связи с этим период времени, необходимый для реализации этих рекомендаций, следует также рассматривать в качестве особого этапа аудита эффективности - этап внедрения его результатов. Однако на этом этапе аудит эффективности еще не может рассматриваться как завершившееся контрольное мероприятие. Необходимо получить информацию о результативности проведенного аудита эффективности, в частности, в отношении использования рекомендаций проверяющих. Этот этап можно назвать этапом определения социально-экономического эффекта, полученного от использования результатов аудита эффективности [3].
Список литературы
1. Аудит эффективности использования государственных средств [Текст]: стандарты, методики, практика проведения. Сборник докладов по материалам научно-практической конференции 17 июня 2005 года. г. Ижевск, 2010. С. 63-66.
2. Лимская декларация руководящих принципов контроля [Текст]: // Концепция государственного финансового контроля в Российской Федерации: материалы научно-практической конференции «Единая концепция государственного финансового контроля в Российской Федерации». М.: Финансовый контроль, 2002. С. 56-62.
3. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь [Текст]. М.: Инфра-М, 2001. 45 с.