Научная статья на тему 'Что мешает педагогам создавать образовательную среду в детском саду?'

Что мешает педагогам создавать образовательную среду в детском саду? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
524
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Найбауэр А.В.

В статье анализируются проблемы, ставшие препятствием в создании образовательной среды в условиях реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования. Автор раскрывает содержательную характеристику каждой сложившейся ситуации и представляет пути решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Найбауэр А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Что мешает педагогам создавать образовательную среду в детском саду?»

Что мешает педагогам создавать образовательную среду в детском саду?

Найбауэр А. В.,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры адаптивного образования ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления»,

Москва, Россия

Аннотация. В статье анализируются проблемы, ставшие препятствием в создании образовательной среды в условиях реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования. Автор раскрывает содержательную характеристику каждой сложившейся ситуации и представляет пути решения.

«Детство ради детства» - ключевой тезис, который лег в основу содержания Федерального государственного стандарта дошкольного образования. Разработчики документа настоятельно обращают внимание специалистов и общественности на изменение социокультурного статуса дошкольного образования и необходимость широкого распространения стандарта по всему пространству дошкольного периода. Смена ценностных ориентаций делает акцент на развитие способностей каждого ребенка-дошкольника. В связи с этим усиливается роль образовательной среды, выделяются конкретные требования к развивающей предметно-пространственной среде и переносится акцент на создание социальной ситуации развития во взаимодействии с детьми. Особо подчеркивается необходимость формирования в период дошкольного детства у каждого ребенка инициативности, активности и самостоятельности. Таким образом, на первый план выдвигается создание условий и возможностей для самореализации дошкольников, которые проявляются в образовательной, и прежде всего, в развивающей предметно-пространственной среде. Поэтому неслучайно разработчики Федерального государственного стандарта дошкольного образования называют документ «стандартом условий». Несмотря на то что накоплен богатый теоретический и практический опыт по данному направлению, мы можем констатировать: существует ряд препятствий, которые являются тормозом и затрудняют создание образовательной среды в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования.

Анализ практики показывает, что одно из главных препятствий - недоработка нормативно-правовой документации. По логике построения законодательных актов РФ основные идеи Федерального государственного стандарта дошкольного образования должны не противоречить и найти свое отражение в других документах. В настоящее время можно утверждать, что, большие сложности вызывают реализация п.1 (в) Указа Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» № 599 от 7 мая 2012 г., исполнение ст. 8 п. 3 ФЗ «Закон об образовании в РФ», «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организациях» (например, п. 1.9). Педагоги-практики в условиях оптимизации сети дошкольных образовательных организаций задаются вопросами:

— как организовать образовательную и развивающую предметно-пространственную среду в групповой комнате с отсутствием спален при фактическом посещении 27-30 детей, устаревшей мебели и оборудования?

— как максимально задействовать внутреннее пространство старого здания детского сада, чтобы создать возможности для развития способностей каждого ребенка-дошкольника?

— какие варианты можно использовать для изменения образовательной и развивающей предметно-пространственной среды на участке детского сада?

— как разнообразить и расширить образовательную среду без реализации сотрудничества детского сада с другими учреждениями в рамках социального партнерства (так как во многих муниципальных районах существует запрет о выходе дошкольников за пределы детского сада) и без использования современных информационных компьютерных технологий?

— как производить закупки нового необходимого игрового оборудования и игрушек на выделенные денежные средства в условиях лоббирования интересов конкретных фирм-производителей, которые имеют, как правило, небольшой перечень предложений, не отвечающий запросам специалистов?

Следующие препятствие - отсутствие преемственности детского сада и школы. К сожалению, необходимо констатировать, что учителя начальных классов не имеют представление об изменениях, которые произошли в системе дошкольного образования. Например, согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования п. 1.2.1 определяет период дошкольного детства не как период подготовки к следующему этапу, в соответствии с п. 2.3 вся деятельность педагогического коллектива направлена на реализацию психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности дошкольников. Все это наполняет иным содержанием образовательную среду, большое внимание в которой отводится взаимодействию со сверстниками и взрослыми в организации различных видов деятельности. Учителя начальных классов ориентированы только на реализацию Федерального государственного стандарта начальной школы и не придают особого значения Федеральному государственному стандарту дошкольного образования. В связи с этим думается, что в скором времени мы сможем наблюдать повторение недавнего прошлого. Так, в 90-е гг. ХХ в. педагоги детских садов стали проводить занятия в нетрадиционной форме, используя в своем распоряжении все групповое пространство, а не только учебную зону. В качестве ориентира для изменений выступила Концепция дошкольного образования (1989г.). Результаты личностно-ориентированного взаимодействия учителя не смогли оценить положительно, многих привели в ужас. Они утверждали, что у детей сформирована элементарная система знаний, они свободно оперируют понятиями, умеют выявлять причинно-следственные связи, объяснять и подводить итоги увиденному или сказанному. Однако дисциплина, к которой привыкли учителя, в классе учеников отсутствовала. Это затрудняло процесс организации учебной деятельности на уроках. Возвращаясь к теме нашего обсуждения, можно предсказать возможность повторения данной ситуации, но уже в XXI в. Необходимо предотвратить цикличность. Она может нанести большой вред. Если первое препятствие направляет в зону риска педагогический коллектив, то второй барьер создает проблемы для дошкольников, которые придут в 1 класс. Можно только догадываться: как нелегко будет пройти адаптационный период многим первоклассникам.

Недооценивание проблемы взаимодействия детского сада и семьи также оказывается препятствием, которое необходимо преодолевать педагогическому коллективу в условиях создания образовательной среды. Согласно ст. 18 Закона «Об образовании» (1992г.) и, пришедшей ей на смену, ст. 44 Закона «Об образовании в РФ» (2013 г.) семья имеет преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами и родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Однако во многих семьях преобладает иждивенческая позиция по отношению к получению дошкольного образования. Родители полагают, что приведя ребенка в детский сад, вся ответственность за воспитание и развитие дошкольника целиком и полностью ложится на педагогический коллектив, а они, как потребители образовательных услуг, должны только контролировать весь процесс. Поэтому возникают ситуации недопонимания между

педагогами и родителями, так как ожидания одной и другой стороны от сотрудничества находятся в двух диаметрально противоположных плоскостях.

Современный педагогический процесс в детском саду строится на взаимодействии со сверстниками и взрослыми, как неотъемлемой части социализации дошкольников. Согласно п. 1.2 федерального государственного стандарта дошкольного образования взрослый - «родитель (законный представитель), педагогический и иной работник Организации)». Для того, чтобы нейтрализовать выше обозначенное препятствие следует пересмотреть подходы к построению сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи. Результат данной работы непременно положительно отразится на создании образовательной среды.

Последнее, на наш взгляд, препятствие - неготовность педагогического коллектива к созданию образовательной среды в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования. Анализ практики показывает, что многие практические работники находятся в режиме ожидания конкретных предложений и наставлений от представителей вышестоящих организаций. Они демонстрируют инертность и консерватизм к изменяющимся ценностным ориентациям в дошкольном образовании, работая с убеждением в фундаментальности своих профессиональных знаний и умений (Найбауэр А.В., 2014, с. 260-264).

В рамках самообразования внутри детского сада, обучения на курсах повышения квалификации, переподготовке и в ВУЗе необходимо реализовывать интерактивный режим обучения, акцентируя внимание на активности в межсубъектном взаимодействии, инициативности в диалоговом общении, самостоятельности в совершенствовании (для студентов - подготовке) профессиональной деятельности. Кроме этого, назрела проблема исследования вопросов научной организации труда (НОТ) педагогов дошкольного образования в современных условиях. Ее решение позволит упорядочить деятельность каждого специалиста и эффективно сформировать готовность педагогического коллектива к созданию образовательной среды в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования.

Таким образом, несовершенство нормативно-правовой документации, отсутствие преемственных связей между детским садом и школой, недооценивание сотрудничества педагогов и родителей, неготовность педагогических работников - группы проблем, являющиеся препятствием для организации образовательной среды в условиях реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования, и они требуют незамедлительного решения.

Литература

Найбауэр А.В. 2014. Педагоги ДОО о развивающей предметно-пространственной среде // «Дошкольное образование в России: диалог наук о детстве XXI века». Материалы Всероссийского симпозиума (3-4 октября 2014 г.). Елец, ЕГУ им. И.А.Бунина. С. 260-264.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.