Научная статья на тему 'Программы курсов повышения квалификации: особенности реализации методологических подходов'

Программы курсов повышения квалификации: особенности реализации методологических подходов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
360
287
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методологический подход / программы повышения квалификации / педагоги дошкольного образования / methodological approach / programs of professional development / preschool teachers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Найбауэр Альбина Валентиновна

В статье представлен краткий анализ методологических подходов при построении содержания программ курсов повышения квалификации для педагогов дошкольного образования. Автор акцентирует внимание на сильных сторонах и возможностях каждого из представленных вариантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Найбауэр Альбина Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRAMS OF ADVANCED TRAINING COURSES — A REVIEW ON REALIZATION OF METHODOLOGICAL APPROACHES

The article presents a short analysis of methodological approaches to the construction of programs’ contents of advanced training courses for preschool teachers. The author focuses on strengths and opportunities of every variant.

Текст научной работы на тему «Программы курсов повышения квалификации: особенности реализации методологических подходов»

АФ 7universum.com

UNIVERSUM:

ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

ПРОГРАММЫ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ: ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ

Найбауэр Альбина Валентиновна

доцент, канд. пед. наук,

доцент кафедры адаптивного образования Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московской области «Академия социального управления»,

Россия, г. Москва E-mail: albina-naibauer@mail.ru

PROGRAMS OF ADVANCED TRAINING COURSES — A REVIEW ON REALIZATION OF METHODOLOGICAL APPROACHES

Albina Naibauer

candidate of Pedagogical Sciences, Associate professor, associate professor of the Adaptive Education Department, Academy of social management,

Russia, Moscow

АННОТАЦИЯ

В статье представлен краткий анализ методологических подходов при построении содержания программ курсов повышения квалификации для педагогов дошкольного образования. Автор акцентирует внимание на сильных сторонах и возможностях каждого из представленных вариантов.

ABSTRACT

The article presents a short analysis of methodological approaches to the construction of programs’ contents of advanced training courses for preschool teachers. The author focuses on strengths and opportunities of every variant.

Найбауэр А.В. Программы курсов повышения квалификации: особенности реализации методологических подходов // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2015. № 6 (16) . URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/2192

Ключевые слова: методологический подход, программы повышения квалификации, педагоги дошкольного образования.

Keywords: methodological approach, programs of professional development, preschool teachers.

В настоящее время важнейшей из стратегических задач российского образования в целом является проблема профессионального развития педагогов. Педагогические работники дошкольного образования — объект особого внимания. В связи с этим к программам курсов повышения квалификации предъявляются высокие требования. Анализ программ позволил обобщить используемые методологические подходы в построении содержания такого рода документов. Несмотря на то, что содержание программ повышения квалификации для педагогов дошкольного образования включает в себя реализацию комплекса методологических подходов, авторы стараются отдавать предпочтения одному из вариантов. Чаще всего разработчики опираются на системный (И.Г. Блауберг, В.Н. Сагатовский, В.Н. Садовский, А.И. Уемов, Э.Г Юдин и др.), компетентностный (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской др.), андрагогический (А.В. Глазырина, А.И. Кукуев и др.), деятельностный (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, C.JI. Рубинштейн, Г.П. Щедровицкий, Д.Б. Эльконин и др.), личностно-ориентированный

(В.А. Сластенин, И.С. Якиманская и др.), аксиологический (Г.А. Андреева, Л.С. Выготский, В.И. Гинецинский, Н.А. Гущина, Н.Б. Крылова, Е.Н. Шиянов и др.) подходы.

Системный поход акцентирует внимание на способе организации решения заявленной проблемы как системы — целостному образованию, единству тесно взаимосвязанных между собой элементов. Анализируемые программы — минисистемы, состоящие из определенного количества целей, задач, форм и методов, которые представлены на разных этапах работы по реализации курса повышения квалификации педагогов дошкольного образования. Каждый автор рассматривает и представляет основные части (например, согласование

разделов и тем, взаимосвязь и взаимозависимость материала лекций, практических занятий и заданий для самостоятельной работы и т. д.), в которых формулируются закономерности, степень сопоставления или подчинения одного элемента над (под) другим, возможности расположения частей системы с определенной последовательностью действий. Результат реализации программ курсов повышения квалификации — положительная динамика, которая выявляется посредством проведения заключительного анкетирования слушателей в бумажном или электронном виде. Отчасти можно утверждать, что это свидетельствует об эффективности и дееспособности комплекса элементов, представляющих программу курсов повышения квалификации педагогов дошкольного образования.

Изменения рынка труда, направленность на повышение

конкурентоспособности специалистов, обновление требований к квалификационной характеристике педагогических профессий обращают внимание авторов на реализацию компетентностного подхода в построении содержания программ курсов повышения квалификации педагогов дошкольного образования. Такое решение привело к выходу за рамки знаниево-ориентированного образования. Акцент переносится на развитие уровней компетентности и возможность педагогов активно использовать их на практике. В основе определения целей, задач, отбора содержания, организации образовательного процесса и оценки результатов лежит направленность на создание специальных условий для слушателей курсов повышения квалификации, которые заключаются в:

1. ориентации на постоянное обновление информации как неотъемлемой составляющей педагогической профессии;

2. реализации способности самостоятельно действовать в различных ситуациях на основе полученного и получаемого опыта;

3. готовности к постоянному профессиональному росту, активному включению в инновационную деятельность детского сада, умению применять на практике современные образовательные технологии.

В процессе реализации программ курсов повышения квалификации педагогов дошкольного образования авторы обращаются к андрагогическому подходу, который центрируется на создании условий для специалистов с разными возрастными возможностями, стажем работы и уровнем подготовки. Это влечет за собой определенные сложности и трудности при разработке содержания.

Так, необходимо констатировать, что анализ педагогической практики указывает на существенную часть слушателей, которых интересует в большей степени получение документа установленного образца (удостоверения). Они занимают пассивную позицию на занятиях, получаемый материал не становится стимулом к решению профессиональных задач в новых условиях. Это подтверждают результаты анализа размышлений педагогов дошкольного образования на тему «Изменение среды ДОО — миф или реальность?», которые были оформлены в форме эссе. Наш научный интерес состоял в изучении данных, основанных на субъективных оценках педагогов. Цель исследования — выяснить представления педагогов о предпочтениях, возможностях и готовности воспитателей работать в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в рамках создания развивающей предметно-пространственной среды. Подводя итоги проделанной работе, мы отметили, что мнения специалистов разделились на две группы. В первой группе педагоги дошкольного образования:

• демонстрируют, что находятся в ситуации режима ожидания;

• не готовы проявлять инициативу и самостоятельность, брать на себя ответственность по изменению условий;

• ориентированы на вышестоящее руководство, перекладывают на него бремя ответственности;

• проявляют негативизм и консерватизм по отношению к любым изменениям, происходящим в системе дошкольного образования.

Вторая группа практических работников:

• открыта для активного участия по внедрению новых целевых ориентиров дошкольного образования;

• вдумчиво рассматривает новаторские идеи с последующей реализацией в собственной воспитательно-образовательной работе;

• обсуждает, высказывает свое мнение об увиденном, делится опытом, предлагает различные варианты усовершенствования того или иного момента в педагогической деятельности [1, с. 263—264].

Таким образом, эффективность курсов повышения квалификации зависит от наличия личной заинтересованности воспитателей в этом процессе. Поэтому особое место в разрабатываемых программах при реализации андрагогического подхода будет занимать отбор методов и форм работы. Исследователи уделяют этому вопросу большое внимание, акцентируясь на активности слушателей в совместной деятельности и возможности индивидуализации обучения.

В процессе реализации андрагогического подхода на курсах повышения квалификации практический опыт каждого слушателя становится важной и необходимой частью совместной деятельности преподавателя и группы. Наличие профессиональных умений и навыков активизирует и направляет процесс обучения на создание и развитие мотивации у педагогов.

Разрабатывая содержание программ курсов повышения квалификации педагогов дошкольного образования, авторы используют деятельностный подход. Это проявляется в использовании активных методов в режиме интерактивного обучения и раскрывается как процесс деятельности каждого специалиста, направленный на совершенствование профессионального сознания и поведения, развитие его личности в целом. Поэтому авторы акцентируют внимание на разработку индивидуального образовательного маршрута (траектории) для слушателей с учетом национальных и региональных особенностей, непосредственное включение их в практическую инновационную деятельность на базе детского сада. Программы курсов повышения квалификации разрабатываются с учетом использования самостоятельных работ, различных вариантов лекционных и практических занятий, в которых отдается предпочтение диалоговым методам обучения.

Личностно-ориентированный подход центрируется на развитии и совершенствовании уникальности личности педагогов, участвующих в процессе повышения квалификации. Неповторимая индивидуальность каждого специалиста налагает определенный отпечаток на построение педагогического процесса во взаимодействии с группой и индивидуально. Особое внимание авторы программ курсов повышения квалификации для педагогов дошкольного образования уделяют реализации субъектносубъектных отношений, в основе которых лежит возможность наиболее полно раскрыть слушателю себя как личность, как профессионала,

как преобразователя окружающей действительности. Осуществление деятельности каждым педагогом предполагает свободу выбора

и ответственность за принятое решение. Это предоставляет большие ресурсы специалистам для выстраивания взаимодействия в группе сокурсников в специально созданных педагогических ситуациях на занятиях. Результат взаимодействия — подготовка и защита итоговой практико-значимой работы. Это позволяет каждому слушателю активно проявить свою индивидуальность и интересно представить собственный практический опыт.

Успешность реализации личностно-ориентированного подхода зависит от деятельности преподавателя, организующего образовательный процесс. Она рассматривается в рамках превентивной помощи, носит направляющий и корректирующий характер межсубъектного взаимодействия. Этому способствуют изменение должностных полномочий преподавателя,

акцентирование внимания на него как на консультанта, эксперта, референта. В связи с этим в программах отдается предпочтение диалогичности, деятельностному характеру обучения, ориентиру на индивидуализацию в повышении квалификации педагогов дошкольного образования.

Участие в совместной деятельности, общение профессионалов по изучаемой проблеме на курсах повышения квалификации предполагает воспроизведение, получение, переработку, усвоение и передачу информации. Она может носить философский, культурологический, психолого-

педагогический характер и впоследствии преображаться в знания и умения, необходимые для работы в новом, инновационном режиме. Поэтому ряд авторов, разрабатывая содержание программ курсов повышения квалификации для педагогов дошкольного образования, отдают предпочтение использованию аксиологического методологического подхода. Ценностное отношение претворяется в приобретенных знаниях и умениях, которые становятся значимыми для слушателя как для его личностного развития, так и для изменений в собственной практической деятельности. Это влияет на развитие положительной мотивации, создает благоприятные условия для формирования потребности у педагогов дошкольного образования к повышению квалификации.

Необходимо отметить еще один факт, подчеркивающий важность реализации аксиологического подхода в содержании программ повышения квалификации — принцип сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства, который положен в основу Федерального государственного стандарта дошкольного образования [3, с. 12]. «Детство ради детства» — базис профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. Разработчики документа настоятельно обращают внимание специалистов и общественности на изменение социокультурного статуса дошкольного образования и необходимость широкого распространения стандарта по всему пространству дошкольного периода. Смена ценностных ориентаций делает акцент на развитие способностей каждого ребенка-дошкольника. В связи с этим усиливается роль образовательной среды, выделяются конкретные требования к развивающей предметнопространственной среде и переносится акцент на создание социальной ситуации развития во взаимодействии с детьми. Особо подчеркивается необходимость формирования в период дошкольного детства у каждого ребенка инициативности, активности и самостоятельности. Таким образом, на первый план выдвигается создание условий и возможностей для самореализации

дошкольников, которые проявляются в образовательной, и прежде всего, в развивающей предметно-пространственной среде [2].

Таким образом, при построении программ курсов повышения квалификации для педагогов дошкольного образования необходимо учитывать возможности и ограничения каждого из методологических подходов и акцентировать внимание на создании условий для максимального профессионального развития педагогов дошкольного образования.

Список литературы:

1. Найбауэр А.В. Педагоги ДОО о развивающей предметнопространственной среде // Дошкольное образование в России XXI века: диалог наук о детстве: сб. матер. Всерос. симпозиума от 3—4 октября 2014 года. — Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2014. — С. 260—264.

2. Найбауэр А.В. Что мешает педагогам создавать образовательную среду в детском саду? // Сб. матер. Четвертой междунар. научно-практ. конф. «Воспитание и обучение детей младшего возраста» / [Электронный ресурс]. — М.: МГУ им. М.В. Ломоносова 23—25 апреля 2015. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

3. Педагогика достоинства: идеология дошкольного и дополнительного образования / под общ. ред. А.Г Асмолова; введение А.Г Асмолова. — М.: Федеральный институт развития образования, 2014. — 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.