Научная статья на тему 'ЧТЕНИЯ ЯНВАРЯ – ИЮНЯ ИЗ МИНЕЙНОГО ТОРЖЕСТВЕННИКА БАН 21.4.4. (Нов. 928)'

ЧТЕНИЯ ЯНВАРЯ – ИЮНЯ ИЗ МИНЕЙНОГО ТОРЖЕСТВЕННИКА БАН 21.4.4. (Нов. 928) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
37
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рукописная книга / минейный Торжественник / церковнославянский язык / manuscript book / Festal Menaion / Church Slavonic.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Коньшина О. Г.

Настоящая статья продолжает цикл статей, посвященных составу минейного Торжественника БАН 21.4.4. (Нов.928), хранящегося в библиотеке РАН в г. Санкт-Петербурге, и ставит своей целью описать 26 произведений, посвященных минейным праздникам с января по июнь. В сборнике отсутствуют чтения апреля. Ни в одном из 42 сборников, состав которых был изучен, не встречается значительная часть (10 из 26) чтений этого периода. Среди них № 57 «Житие св. Петра, братанича царя Берки», бывшего весьма популярным в составе Миней начиная со времени его создания в XIV в. «Житие св. Леонтия» в шестой редакции (№ 44) встретилось только в оном сборнике. Чтения № 35 и 49 относятся к поучениям Федора Студита, № 52 входит в Spuria Иоанна Златоуста. Авторскими являются чтения № 50 Афанасия Великого и № 53 Епифания Кипрского, которые также не обнаружены в 42 сборниках XIV–XXVI вв. Часто встречающимися в этих сборниках являются Слова на Богоявление № 36, 37, Слово на Сретение № 38, Похвала трем иерархам № 40, Слово на Благовещение № 42, авторство которого так и не определено, в БАН 21.4.4. (Нов.928) оно приписывается Иоанну Златоусту, а также Похвала святым Апостолам Петру и Павлу № 55 и Похвала святому Апостолу Павлу № 56. Чтения июля и августа будут описаны в следующей статье цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READINGS OF JANUARY JUNE FROM FESTAL MENAION OF THE ACADEMY OF SCIENCES LIBRARY 21.4.4.

This paper continues the cycle of papers devoted to the composition of the Festal Menaion of the Academy of Sciences Library 21.4.4., stored in the library of the Russian Academy of Sciences in St. Petersburg. The aim of paper is to describe 26 readings dedicated to the Menaion holidays from January to June. There are no April readings in the collection. None of the 42 collections, the composition of which has been studied, contains a significant part (10 of 26) of this period readings. Among them, No. 57 “Hagiographie of St. Peter, the brother of King Berka, that was very popular in the composition of the Menaus since the time of its creation in the XIV century. "Hagiographie of St. Leonty” in the sixth edition (No. 44) was found only in this collection. Readings No. 35 and 49 refer to the teachings of Theodore the Studite, No. 52 is included in the Spuria of John Chrysostom. The author's readings are No. 50 Athanasius the Great and No. 53 of Epiphanius of Cyprus, which are also not found in 42 collections of the XIV – XXVI centuries. The readings of praise most frequently encountered in manuscript books of the 14th – 16th centuries are Words to the Epiphany No. 36, 37, Word to the Meeting No. 38, Praise to the Three Hierarchs No. 40, Word to the Annunciation No. 42, whose authorship has not yet been determined, in BAN 21.4.4. (New 928) it is attributed to John Chrysostom, Praise to the Holy Apostles Peter and Paul No. 55 and Praise to the Holy Apostle Paul No. 56. The following article will be devoted to the description of last part of this Festal Menaion readings

Текст научной работы на тему «ЧТЕНИЯ ЯНВАРЯ – ИЮНЯ ИЗ МИНЕЙНОГО ТОРЖЕСТВЕННИКА БАН 21.4.4. (Нов. 928)»

на русский язык - это капитуляция перед учеником и предметом. Сделать общение более реальным (если не реалистичным), а также создать ситуацию успеха помогут междометия. Учитель должен выражать свои эмоции так, как это принято в иноязычной культуре: никаких ах, ох, черт и проч. Вместо них наполненные эмоциями: wow (кла-а-асс!), oops (ой! Не получилось!), yuppie (ура!), yuk (фу!), ouch (ой! Больно!), blimey (черт!) и т.д.

Возможно даже научить этим междометиям детей, хотя, скорее всего, они выучат их сами, если будут их слышать в речи учителя. Главное, чтобы эти междометия, как и другие фразы, были органичными выразителями тех субъектных отношений, на которых строится реальное общение.

Приемы проблемного обучения эффективны лишь в том случае, если они предусмотрены учителем своевременно. Как слишком легкие, так и

слишком трудные задачи не способны стимулировать продуктивное мышление и, следовательно, сделать обучение развивающим.

Литература

1. Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика. М., «Мысль», 1970.

2. Махмудов М.И. Проблемное обучение. М., Педагогика, 1975.

3. Рубинштейн С.Л. О Мышлении и путях его исследования. М. Изд-во АН СССР, 1958.

4. Оконь В. Основы проблемного обучения. -М., 1968. - 198 с.

5. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. - М.: Ермак, ACT, 2005.

ЧТЕНИЯ ЯНВАРЯ - ИЮНЯ ИЗ МИНЕЙНОГО ТОРЖЕСТВЕННИКА БАН 21.4.4. (Нов. 928)

Коньшина О.Г.

Новосибирский государственный технический университет, старший преподаватель

Новосибирск

READINGS OF JANUARY - JUNE FROM FESTAL MENAION OF THE ACADEMY OF SCIENCES

LIBRARY 21.4.4.

Konshina O.

Novosibirsk state technical university, Senior Lecturer

Novosibirsk

АННОТАЦИЯ

Настоящая статья продолжает цикл статей, посвященных составу минейного Торжественника БАН 21.4.4. (Нов.928), хранящегося в библиотеке РАН в г. Санкт-Петербурге, и ставит своей целью описать 26 произведений, посвященных минейным праздникам с января по июнь. В сборнике отсутствуют чтения апреля. Ни в одном из 42 сборников, состав которых был изучен, не встречается значительная часть (10 из 26) чтений этого периода. Среди них № 57 «Житие св. Петра, братанича царя Берки», бывшего весьма популярным в составе Миней начиная со времени его создания в XIV в. «Житие св. Леонтия» в шестой редакции (№ 44) встретилось только в оном сборнике. Чтения № 35 и 49 относятся к поучениям Федора Студита, № 52 входит в Spuria Иоанна Златоуста. Авторскими являются чтения № 50 Афанасия Великого и № 53 Епифания Кипрского, которые также не обнаружены в 42 сборниках XIV-XXVI вв. Часто встречающимися в этих сборниках являются Слова на Богоявление № 36, 37, Слово на Сретение № 38, Похвала трем иерархам № 40, Слово на Благовещение № 42, авторство которого так и не определено, в БАН 21.4.4. (Нов.928) оно приписывается Иоанну Златоусту, а также Похвала святым Апостолам Петру и Павлу № 55 и Похвала святому Апостолу Павлу № 56. Чтения июля и августа будут описаны в следующей статье цикла.

ABSTRACT

This paper continues the cycle of papers devoted to the composition of the Festal Menaion of the Academy of Sciences Library 21.4.4., stored in the library of the Russian Academy of Sciences in St. Petersburg. The aim of paper is to describe 26 readings dedicated to the Menaion holidays from January to June. There are no April readings in the collection. None of the 42 collections, the composition of which has been studied, contains a significant part (10 of 26) of this period readings. Among them, No. 57 "Hagiographie of St. Peter, the broth er of King Berka, that was very popular in the composition of the Menaus since the time of its creation in the XIV century. "Hagiographie of St. Leonty" in the sixth edition (No. 44) was found only in this collection. Readings No. 35 and 49 refer to the teachings of Theodore the Studite, No. 52 is included in the Spuria of John Chrysostom. The author's readings are No. 50 Athanasius the Great and No. 53 of Epiphanius of Cyprus, which are also not found in 42 collections of the XIV - XXVI centuries. The readings of praise most frequently encountered in manuscript books of the 14th - 16th centuries are Words to the Epiphany No. 36, 37, Word to the Meeting No. 38, Praise to the Three Hierarchs No. 40, Word to the Annunciation No. 42, whose authorship has not yet been determined, in BAN 21.4.4. (New 928) it is attributed to John Chrysostom, Praise to the Holy Apostles Peter and Paul No. 55 and

Praise to the Holy Apostle Paul No. 56. The following article will be devoted to the description of last part of this Festal Menaion readings.

Ключевые слова: рукописная книга, минейный Торжественник, церковнославянский язык. Keywords: manuscript book, Festal Menaion, Church Slavonic.

Древнерусский минейный Торжественник являет собой тип четьих сборников с переводной частью, восходящей к византийским панегирикам, и произведениями, созданными на русской почве, приуроченными к церковным праздникам солнечного цикла. Неизменность жанрово-тематического состава статей позволяет относить его к сборникам устойчивого состава. Будучи книгой уставных чтений, тем не менее минейный Торжественник изменялся, дополнялся по воле монастыря или церковного прихода, заказывавшего такой сборник. Заказывались как полные, круглогодичные, так и помесячные Торжественники. Минейные чтения соседствуют с триодными в Торжественниках смешанного типа. Подобно прочим четьим сборникам минейный Торжественник сохранял и развивал византийскую традицию письменного творчества. [2, с. 125] Отражая творчество переводчиков, писцов и вкусы заказчиков, минейный Торжественник становится типом четьих книг четырех редакций. [7, с. 11-13]

Настоящая статья продолжает цикл статей, посвященных составу минейного Торжественника БАН 21.4.4. (Нов.928)21, хранящегося в библиотеке РАН в г. Санкт-Петербурге, и ставит своей целью описать 26 произведений, посвященных минейным праздникам с января по июнь. Результаты могут быть использованы для исследования языка и истории чтений, входящих как в БАН 21.4.4. (Нов.928), так и в другие четьи сборники. Также исследование четьих книг обусловлено тем, что «состав средневековых сборников, до бесконечности разнообразный, позволяет понять круг чтения книжника в древности, особенности его мышления, его представление о добре и зле, о красоте и безобразии, о нравственном и безнравственном, позволяет выявить новые, еще неизвестные в науке памятники, имена доселе безвестных авторов» [8, с.34].

В описаниях произведения пронумерованы в соответствии с их следованием в сборнике, то есть с № 33 по № 58. В БАН 21.4.4. находятся 6 чтений января (№ 33 -37, 40), 2 чтения февраля (№ 38, 39), 3 чтения марта (№ 41 - 43), 3 чтения мая (№ 44 -46), 12 чтений июня (№ 47 - 58). В сборнике отсутствуют чтения апреля. Праздники, к которым приурочены чтения, датированы по старому стилю, как в рукописи. Хронология в этой части Торжественника нарушается лишь единожды: чтение № 40 30

января. Похвала трем иерархом Великому Василию, Григорию Богослову, Иоанну Златоусту. Пакы нами 1шання , иже лзыкомя златя , и паки намя явле(н) праздники . третьи оуео мця сии , шнелЭже великомУ свЭтлЭ тряжествовахомя . должно стоять перед чтениями № 38 и № 39, приуроченными ко 2 февраля и посвященными Сретению Господню. Перестановка вызвана невнимательностью составителя или переплетчика, хотя данные произведения при переписывании были помечены буквенными номерами под титлом ОГ, ОД, ОВ.

Название чтения в статье представляет собой название праздника с указанием жанра произведения, как он указан в рукописи: «Слово на Крещение Господа нашего Иисуса Христа», «Похвала трем иерархом...», «О чудесах святого Леонтия», «Мучение святого мученика Иоанна Новаго» и пр. После дается начало произведения в орфографии источника: обозначены титла, некоторые выносные буквы с титлом и без, часть выносных букв и слогов даны в круглых скобках, прочие надстрочные знаки и ударения не передаются.

Встречаемость (популярность) данных произведений мы проверяли по 42 рукописным сборникам XIV-XVП вв.22

33. 6 января. Слово на Крещение Господа нашего Иисуса Христа. Дне возлюЕленш пршмемя проповыдника истины . рекУ же павла апУла вопиюща к вамя . явися клгть Ежия спсенал всЭ(м)

г*

члкомя .

Л.209 - Л.213об.

РГБ ф.3041/1622 (Л.56об. - Л.60об.), Со-лов.Анз.83/1148 (Л.95об. - Л.101об.)

34. 6 января. Слово на Крещение Господа нашего Иисуса Христа. МУжи хртолюЕцы и Ерато-люецы . ннЭ ^¿нмЭте мои гля. и оуши ваша яко врата швряши , вн(т)л мое слово вмЭстите. и ^¿имете шмене спсеное проповЭда^е .

Л.214 - Л.219об.

РГБ ф.304.I/1622 (Л.67 - Л.74об.)

35. 6 января. Слово о празднике святого Богоявления. шцы мои и Ерат¿а и чада. пакы и п®е

21 Коньшина О.Г. О составе сентябрьских чтений миней-ного Торжественника БАН 21.4.4. (Нов. 928) // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2016. Т. 15. № 9. С. 176-183. Коньшина О.Г. Описание чтений октября - декабря из

минейного Торжественника 21.4.4. (Нов. 928) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2019, №1, с. 220-223.

22 Список рукописей дан: Коньшина О.Г. О составе сентябрьских чтений минейного Торжественника БАН 21.4.4. (Нов. 928) // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2016. Т. 15. № 9. С. 176-183.

Коньшина О.Г. Описание чтений октября - декабря из минейного Торжественника 21.4.4. (Нов. 928) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2019, №1, с. 220-223.

ПрДДНЕСТБА WГЛДШеН¿е, ТОрЖТвЭ дбэ, НД ЕГОЯБ-

» и ~ А ( \

леннын днь дошеше невязможемя , ненмдмя(ж1

ЧТО ДО1ТОИНО

Л.220 - Л.222

Данное чтение не встречается ни в одном из 42 сборников. Текст соответствует огласительному поучению «О рождестве Спасителя нашего Иисуса Христа и о том, чтобы мужественно переносить труды в нашем подвижническом житии» Федора Студита.

36. 6 января. Слово на святое Богоявление Господа нашего Иисуса Христа. Дд шверздютсА

с-

БСАКД ОуСТД КЕГОУСЛОБНГС . И ДД БОСПОСТК БСАКШ

н и м

(ЛШБО , иже (8 НЕСе БОЗСИЯБКШДГО ЕЖ1Д слова . БСДКК язы(к) дд вЭщдетя.

Л.223 - Л.231об.

Арханг.Д.143 (Л.374 - Л.384об.), БАН, № 31.6.26 (Толст. 40) (Л.201 - Л.206об.), БАН-8 (Л.130в - Л.135а), Блш-411 (Л. 106б - Л.165а), Влк-487 (Л.23об. - Л.27), Егр-34 (Л.274об. - Л.281), ИИФиФ (Л.99г - Л. 104а), КП-218 (Л.288 -Л.289об.), Лук-85 (Л.85об. - Л.89), Маз-1109 (Л.408об. - Л.416), ОСРК-895 (Л.179г - Л.1846), ОЛДП Б.215 (Л.55об. - Л.60), ОСРК-900 (Л.118г -Л.124а), Пгд-873 (Л.82об. - Л.86), Рум-434 (Л.265об. - Л.270об.), Сол-369 (Л.118в - Л.125г), Тхн-419 (Л.322 - Л.327об.), Увр-337 (Л.105г -Л.110г), Унд-560 (Л. 128в - Л.1316), ЦГАДА-1381 (Л.167в - Л.172в), Чуд-262 (Л.537об. - Л.543об.)

37. 6 января. На святое Крещение Господа

нашего Иисуса Христа. Иже зддн¿ю влкд К нЭдря ( \ *

нд(м) шчьски ^¿иде . И ЕОГДТИСА жн^а ддро-БДНЬМИ . ЯБИСА О(УЖеННЫМ8 (БОЕОДИТеЛЬ

Л.232 - Л.242

БАН-8 (Л. 135а - Л.1406), Блш-411 (Л. 165а -Л.171а), Влк-487 (Л.27 - Л.31), Егр-34 (Л.281 -Л.288об.), ИИФиФ (Л.104а - Л.109а), КП-218 (Л.309об. - Л.315), Лук-85 (Л.89 - Л.93), Маз-1109 (Л.416 - Л.424), Маз-1679 (Л.303в - Л.307в), ОСРК-895 (Л.1846 - Л.189в), ОСРК-900 (Л.124а - Л.129г), Рум-434 (Л.270об. - Л.276), Сол-369 (Л.125г -Л.1306), Тхн-419 (Л.327об. - Л.333об.), Увр-337 (Л. 110г - Л.116в), Унд-560 (Л.1316 - Л.134в), Чуд-262 (Л.543об. - Л.550)

38. 2 февраля. Слово на Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Мже ндстоящдд сщенндго торжества, еудльскдд трУбд дд оглдшдетя . и ДвьстБенндмУ семУ чертогУчтою мы^ю престдв'шдд ндсг^.

Л.243 - Л.263об.

БАН-8 (Л. 165г - Л.1756), Блш-411 (Л. 197г -Л.209в), Блш-66 (Л. 546 - Л.571), Влк-487 (Л.49об. - Л.57), Егр-602 (Л.313 - Л.329), Егр-34 (Л.330об. -Л.343об.), ИИФиФ (Л.140в - Л.149г), КП-218 (Л.326 - Л.337), Лук-85 (Л.108об. - Л.116), Маз-1109 (Л.485 - Л.501), Млц-116 (Л.172 - Л.180об.), ОСРК-895 (Л.229а - Л.2396), 0СРК-900 (Л.163в -Л.1756), Рум-434 (Л.321 - Л.331), Сол-369 (Л.1696

- Л.182в), Тхн-419 (Л.361об. - Л.373), Увр-337 (Л.1446 - Л.155а), Унд-560 (Л.170г - Л.178г), Чуд-262 (Л.185г - Л.1986)

39. 2 февраля. Слово на Сретение Господа нашего Иисуса Христа. Се возлюЕленш почтенндГо вя чтнЭмя е?Дл1и . слышимк прдведндго симеонд се ре(кУ)щд . се ео первый и послё^и . здконУ первый поелгтн . жидовиня родомя . дрт'инння елгт1и .

Л.264 - Л.271

Арханг.Д.144 (Л.377 - 381об.)

40. 30 января. Похвала трем иерархом Великому Василию Григорию Богослову Иоанну Златоусту. Пдкы ндмя 1Шдння , иже Азыкомя злдтя , и пдки ндмя явле(н) прдздникя . трет'Си огео мця сии , шнелЭже великомУ свЭтлЭ тряжествовд^омя.

Л.272 - Л.294об.

БАН-8 (Л. 150г - Л.161об.), Блш-411 (Л. 209в -Л.2226), Влк-487 (Л.39 - Л.47об.), Егр-34 (Л.312об.

- Л.327), ИИФиФ (Л.1266 - Л.137г), Лук-85 (Л.98 -Л.1066), Маз-1109 (Л.463об. - Л.481), Маз-1679 (Л.314г - Л.322), Млц-116 (Л.161 - Л.170), ОСРК-895 (Л.215а - Л.226в), ОСРК-900 (Л.148г - Л.160в), Рум-434 (Л.304об. - Л.317об.), Сол-369 (Л.151в -Л.165г), Тхн-419 (Л.345об. - Л.358об.), Увр-337 (Л.127 - Л.139в), Унд-560 (Л.162в - Л.169в), Чуд-262 (Л. 168в - Л.1816)

41. 25 марта. Слово на Благовещение. (Без начала) ДО рожоствЭ его воз'роуютсА . ндрекоу(т) же нма ем«у ¡шдння: Бцд ^¿ими ддян¿е К мене и КстУпи К мене гла и со мною . или дггля . лиео

г»

члкя

Л.307 - Л.317

42. 25 марта. Слово на Благовещение пречи-стыя владычицы нашея Бгородица и присно девы Мария. Во дни шны здчдтя блисдвефь женд Зддд-рьинд . и тдяшесА мцд пать

Л.318 - Л.328об.

БАН, № 31.6.26 (Толст. 40) (Л.266об. -Л.276об.), БАН-8 (Л.193в - Л.201в), Влк-487 (Л.88об. - Л.95), Глф-56 (Л.377 - Л.38об.), Егр-602 (Л.361об. - Л.375об.), Егр-34 (Л.391об. - Л.403), ИИФиФ (Л. 181а - Л.189г), Лук-85 (Л.161об. -Л. 168), Маз-1109 (Л.599 - Л.612), Млц-116 (Л.195 -Л.202), Обл-124 (Л.37а - 476), Обл-151 (Л.85г -Л.93а), ОСРК-895 (Л.2696 - Л.277г), ОСРК-900 (Л.208г - Л.2186), Пгд-873 (Л.116об. - Л.123об.), Рум-434 (Л.393 - Л.400об.), Сол-369 (Л.222а -Л.233г), Тхн-235 (л.189 - Л.212об.), Тхн-419 (Л.414

- Л.423об.), Увр-337 (Л.176а - Л.185г), Унд-560 (Л.189а - Л.2006), ЦГАДА-1381 (Л.242г - Л.252а)

О слове: Помечено как Слово Иоанна Златоуста. Черторицкая: вопрос об авторстве не решен, в большинстве списков слово надписывается именем Иоанна Дамаскина. Сол. мон., с.679: слово это принадлежит не Дамаскину, но Герману, патриарху константинопольскому. Славянский текст в начале

и в конце пространнее греческого подлинника. См. Migne/patrol., 198, p.320

43. 26 марта. Слово на собор Архангела Гавриила. Дне Ератие зарл ^¿иде ся неси ЕлговЭщающа о придодЭ слнца праведнаго. Мню же ардааггла Гавр¿илд

Л.329 -Л.337об.

44. 23 мая. Похвала святому Леонтию епископу ростовскому чудотворцу. Иже вя сты(д) Шць нашь вели^н Лем(н)тен, рожейсл вконьстлнтинЭ градЭ ш ЕлговЭрноу родителю . и егда донде вяз-растомя кмаго лЭта одТ еывя родителем на oyчен¿е грамотЭ

Л.338 - Л.347об.

Арханг.Д.143 (Л.441об. - Л.457об.)

В рассматриваемом сборнике чтение обозначено как «Похвала св. Леонтию». Однако по началу текста удалось определить, что оно представляет собой шестую редакцию «Жития св. Леонтия». «Чудеса св. Леонтия», входящие в БАН 21.4.4. (Нов.928) представлены отдельным чтением № 45.

45. 23 мая. О чудесах святого Леонтия. Благо-даримя оуко Ерат¿е члвколю(вЦа Ега . и прчтУю его мтрь . даровавшимя намя таковаго свЭтилника .

Л.348 - Л.359об.

46. 2 июня. Страдание святого мученика Иоанна Нового. Сен стын м(ч)нкя двя новый Цн) аня . бЭаше ш града трапезомка Елгочтивыдя родителен сня . коупеця доуд(ж)оствомя .

Л.360 - Л360об.

Чтение также не встречается в рассмотренных сборниках и предстает в Торжественике БАН 21.4.4. (Нов.928) как предисловие к последующему Мучению святого мученика Иоанна Нового (№ 47), помеченное в рукописи как списано ^^¿емя мнидо(мя) ше!тели Па(ня)тократовы , ( пре(з)в|'теро(мя) великия цркви м(л)адовладискон.

47. 2 июня. Мучение святого мученика Иоанна Нового. Дншзн оучите(л)ства и(ж) доЕрЭ . и яко(ж) еви любезно пожившидя ШЕразы . ш нидя(ж) оуЕо единя есть и первый настояш¿й .

Л.361 - Л.368об.

РГБ ф.304Л/1615 (Л.1 - Л.18об.)

48. 24 июня. Слово на рождество Иоанна Крестителя. Слнцоу семоу дотлщУ видимУ изыти ис предЭла земна(г) зарл пре(ж) варившее , явллетя кто за нею грлде(т) . тако(ж) праведномоу слцу

доу ,

Л.369 - Л.374об.

Арханг.Д.142 (Л.442об. - Л.449об.), РГБ ф.304.I/1886 (Л.59 -Л.70), Волок.111 (Л.138 -Л.142), Волок.132 (Л.158 - Л.161), Воскрес.107

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(Л.385об. - Л.391), ОЛДП F.186 (Л.114 - Л.117), Солов. Анз.83/1448 (Л.248 - Л.251об.)

49. 24 июня. Слово похвально на рождество пророка и Предтечи Крестителя Иоанна. Слав;ю нЭкоемУ велеглнУ по(до)еаса наше слово , влго-глнЭ поющемУ вя пролЭтныя чсы . шкрЭте оуво не вм (а)лЭ великаго вяспЭти гла днь ражаема .

Л.375 - Л.381об.

Слово Федора Студита.

50. 24 июня. Слово рождество Иоанна Крестителя и Предтечи, и о Елисавети, и о Богородицы. Нивоу оуко нссодшУ и звЭре(м) пoпран¿е Бы(ти) шставлен;а , во(л) шрателный ся трядо(м) равивая возвиже(т)ят рУды . елико во недЭланна нива , времА превывае(т) .

Л.382 - Л.384

Сочинение Афанасия Великого Александрийского.

51. 24 июня. Похвальное слово на рождество честного Крестителя Господня Иоанна. Присно текыи источникя вжтва . капляа преизсодшаА невЭрьствомя дша. днь явисА на(м) яко пресвЭт-лое слнце. денницУ . прстекУщУю . всю озарАюще вселеннУю свЭтомя радшсти .

Л.386 - Л.390об.

РГБ ф.304.I/1615 (Л.273об. - Л.277об.), РГБ ф.113 №432 (Л. 142 -144об.)23

52. 24 июня. Похвала на рождество Иоанна Крестителя Предтечи. Моис;и велик¿и Бж¿и равя . началникя прркомя. морск;и пУстУникя . вездУш-ныи кУзнець . маннЭ и трапезе творець . вж;и Законоположникя . пр;имя законоположеныА

Л.391 - Л.394об.

Иоанн Златоуст. Spuria. Похвала на зачатие святого Иоанна пророка - Предтечи и крестителя.

53. 29 июня. Память и мучение святых апостолов Петра и Павла. Нто доволеня t по^валя притчю еолшУк принести имлть, нежели г на вЭ-дЭтелытва прроповЭди . амомУ гдУррекшУ. ты еси петря и на томя клмени юдижУ ти црквь

Л.395 - Л.400

В заглавии обозначено как сочинение Епифана Кипрского.

54. 29 июня. Святого апостола Петра, егда при-иде в Рим. По клавдеи же цртвова сня его, лЭ(т) . Д1 . пр(и) семя вол^вя симоня приде в ри(м) , и многа знамен;а волдвован;емя и призракы нЭкыя.

Л.401 - Л.408об.

РГБ ф.3041/1615 (Л.285 - Л.293)

55. 29 июня. Похвала святым верховным апостолам Петру и Павлу. Нвсе и землА реть вижоу .

23 РГБ ф.113 №432 - Поучения святых отцов. [Уточненное загл. по Доп. описи:] Сборник слов. Нач. XVI в.

ндстоящ рдди тряжествд пдмzт¿ю дпля неЕес-нымя оуЕо силдмя елгодвдлащн(м) почтенными

г"

глсы.

Л.408об. - Л. 412об.

Арханг.Д.142 (Л.450 - Л.456об.), БАН, № 31.6.26 (Толст. 40) (Л.336об. - Л.340об.), БАН-4 (Л.222об. - Л.226), БАН-8 (Л.219а - Л.221в), Блш-411 (Л. 255а - Л.258а), Влк-487 (Л.177 - Л.179об.), ИИФиФ (Л.207г - Л.210г), КП-218 (Л.438 -Л.441об.), Лук-85 (Л.231 - Л.233), Маз-1109 (Л.695 - Л.699), МГАМИД-451 (Л.313об. - Л.322об.), Млц-116 (Л.238об. - Л.241), ОСРК-895 (Л.300г -Л.303б), ОСРК-900 (Л.238а - Л.241а), Пск-125 (Л.312 - Л.320), Рум-434 (Л.467 - Л.469об.), Рум-436 (Л.257 - Л.264), Тхн-185 (Л.154г - Л.158а), Тхн-419 (Л.525об. - Л.528), Увр-337 (Л.204г - Л.207г), Увр-1045 (Л.176г - Л.181в), Унд-560 (Л.268г -Л.276г), ЦГАДА-1381 (Л.337б - Л.340г), Чуд-262 (Л.485 - Л.488об.)

56. 29 июня. Похвала святому апостолу Павлу. Не оуЕо кто сягрЭши(т) , рдН доЕродЭтелный и породУ ддовноу ндрекя пдвловоу дшоу , сице многою оуЕо ЦвЭтАШе ЕлГ^Ю

Л.413 - Л.419об.

БАН-8 (Л.221в - Л.225б), Блш-411 (Л. 258а -Л.262а), Влк-487 (Л.179об. - Л.182об.), Егр-34 (Л.444об. - Л.450), ИИФиФ (Л.210г - Л.215б), КП-218 (Л.441об. -Л.446об.), Лук-85 (Л.233 - Л.236), Маз-1109 (Л.699 - Л.704), ОСРК-895 (Л.303б -Л.307г), ОСРК-900 (Л.241а - Л.245г), Рум-434 (Л.469об. - Л.474), Сол-369 (Л.258в - Л.263б), Тхн-419 (Л.528 - Л.537об.), Увр-337 (Л.207г - Л.212б), Чуд-262 (Л.488об. - Л.494)

57. 29 июня. Житие блаженного Петра бра-танича царя Берки. СтомУ еппУ ростовьскомУ ки-рилУ, ^оддщУ втдтдры с че(т¿ю ко црю БеркЭ , зд до(м) стыа Ецд . црь же слышд(в) К него ш стомя леwНт¿и .

Л.420 - Л.431

Данное житие в рукописных минейных Торжественниках Х1У-ХУ11 вв. не встречается, но в составе Миней оно было весьма популярно начиная Х1Ув., когда оно было написано. [1, с. 39-48]

Конволют БАН 21.4.4. (Нов.928), был скомпонован в XIX в. с целью создания полного миней-ного Торжественника из отдельных, неполных или частично не сохранившихся сборников минейных чтений XVI в. В XIX в. было переписано и добав-

лено в сборник только одно произведение24. Несмотря на то, что в данном сборнике минейные чтения с сентября по август расположены в хронологическом порядке и данный конвалют состоит только из минейных чтений, отнести его к одной из редакций минейных Торжественников не представляется возможным.

Литература

1. Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. - СПб.: Наука, 2000. - Т. 9: Конец XIV - первая половина XVI века.

2. Курзина Е.С. Опыт описания состава рукописного Пролога XVI-XVII вв. в сопоставлении с греческими источниками. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, №1 (2), с. 125-129.

3. Новикова О.Л. К изучению сборников книжника Ефросина. // Очерки феодальной России. Москва - Санкт-Петербург, 2013. С. 41 - 69.

4. Преподобный Федор Студит. Огласительные поучения и завещание. - М.: Издательство московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1998. Репринтное воспроизведение издания 1895г.

5. Словарь книжников и книжности Древней Руси/ АН СССР. Ни-т рус. лит. (Пушк. дом); Отв. ред. Д. С. Лихачев. - Ленинград: Наука, ленингр. отд-ние, 1987 -. / Вып. 1. (XI - XIV первая половина в.) - 1987.

6. Черторицкая Т.В. Торжественник из собрания ИИФиФ (Опыт описания сборника постоянного состава) // Источниковедение и археография Сибири. Новосибирск, 1977. С. 162-198.

7. Черторицкая Т.В. Агиография русских ми-нейных Торжественников конца - веков. // Вопросы сюжета и композиции. Межвузовский сборник. Горький, изд. ГГУ, 1980. С. 5-18.

8. Черторицкая Т.В. К вопросу о литературной истории древнерусского минейного Торжественника. // Древнерусская рукописная книга и ее бытование в Сибири. Новосибирск: Издательство «Наука» Сибирское отделение, 1982, С. 5-27.

9. Черторицкая Т.В. Vorläufiger Katalog kir-chenslavischer Homilien des beweglichen Jahreszyklus aus Handschriften des 11.-16. Jahrhunderts vorwiegend ostslavischer Provenienz. Zusammengestellt von Tat'jana V. Certorickaja unter der Redaktion von Heinz Miklas (Nordrh.-Westf. AdW. Patristica Slavica 1). Opladen: Westdeutscher Verlag, 1994

24 Коньшина О.Г. Описание чтение октября - декабря из минейного Торжественника БАН 21.4.4. (Нов.928)// Вестник нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: филология. 2019. №1. С.220-223.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.