Научная статья на тему 'Чтение в пространстве молодежной субкультуры'

Чтение в пространстве молодежной субкультуры Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
401
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Чтение в пространстве молодежной субкультуры»

Н.А. Стефановская

ЧТЕНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ

Исследование включенности чтения в систему ценностных ориентаций, жизненных приоритетов современной молодежи имеет большое значение, так как характер и активность чтения представляют собой показатель уровней культурного, социального, образовательного и экономического развития как страны, так и общества в целом. Чтение является универсальным механизмом формирования духовной культуры личности в течение всей жизни. Как утверждал великий русский философ И.А. Ильин: «По чтению можно узнавать и определять человека. Ибо каждый из нас есть то, что он читает; и каждый человек есть то, как он читает; и все мы становимся незаметно тем, что мы вычитываем из прочтенного, - как бы букетом собранных нами в чтении цветов» (1, с. 231). Особенно актуальна эта проблема сейчас, поскольку никогда еще ситуация с чтением в России не была столь противоречивой и неоднозначной, как в последнее десятилетие, свидетельством чему является разработка «Национальной программы поддержки и развития чтения». Одна из основных целей, заявленных в программе, - возврат в ранг активных читателей многочисленных групп сравнительно образованный работающих россиян, которые определяют настоящее России, закладывают основы ее будущего и которые по разным причинам почти перестали читать за последние 20 лет (2).

Молодежь - это новое поколение, по развитию которого можно судить о будущем общества. Она представляет собой социальную группу, пожалуй, активнее, чем остальные стремящуюся к культурной обособленности. Типичные для молодежного возраста круг жизненных проблем, социальные нормы, формы поведения, занятия, система ценностей составляют молодежную субкультуру.

Исследователи единодушно отмечают, что в российской молодежной субкультуре XXI века складывается новая система мировоззрения,ценностных ориентаций, в которой основными принципами выступают индивидуализация, свобода самовыражения, развитие креативного потенциала каждого индивида, образованность, гуманизм, профессионализм. В то же время имеют место несформированность ценностного поля, полярность суждений, расплывчатость нравственных позиций; преимущественная ориентация на

материальные блага, нежели на духовные ценности; слабый интерес к проблемам общества и страны (3).

Какое же место в молодежной субкультуре отводится чтению? Используют ли его молодые люди как способ развития собственной духовности? Материалы для размышлений предоставляют социологические исследования, проведенные нами в г. Тамбове в 2006-2007 годах. (Первое исследование - «Чтение в системе ценностей молодежи г. -Тамбова», 2006 г., объем выборки - 200 человек, возраст -16-25 лет; второе исследование «Представления студентов о чтении», 2007 г., объем выборки 164 студента 1-5 курсов Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.) В исследова-нияхиспользовались методы анкетирования и проективные методики.

Оценка роли и места чтения, читательская активность индивида во многом обусловливаются наличием унего системывнут-ренних представлений и установок относительно чтения как социального феномена. Такая система формируется как личным опытом участия в соответствующей деятельности, так и доминирующими стереотипами, бытующими в обществе и референтной для индивида группе. Для молодых такой референтной группой чаще всего выступает круг их сверстников.

Наиболее общие представления о чтении, бытующие в студенческой среде как одной из «продвинутых» молодежных групп, позволил выявить тест на завершение предложения «Чтение - это...». Ведущим определением стало: «чтение - способ получения знаний, информации, расширения кругозора» (51,1%). Второе место, но со значительным отрывом, занимают представления о чтении как развитии, открытии нового, познании окружающего мира и себя (24,8%). На третьем месте - чтение как способ развлечения, отдыха (17%). В результате факторного анализа ответов на ряд анкетных вопросов были также выделены три основные доминанты образа чтения при явномлидирова-нии первой - прагматично-интеллектуальная, развивающая, релаксационная.

Обращает на себя внимание то, что следующий по популярности ответ - «лишняя трата времени, мучение» (5%). Хотя у такой позиции пока немного сторонников,

но она может являться индикатором постепенного вызревания в молодежной субкультуре тенденции к открыто негативному отношению к чтению, а в будущем - и апологии невежества. Тем более что и спектр личностных целей чтения у довольно значительного числа респондентов также включает, кроме традиционных познавательных, эмоциональных (чтение для расширения кругозора, ради интереса, чтобы стать умнее, для души), и целевые установки принуждения, внешнего давления (чтобы приготовить задание - 37,2%, по нужде - 16,5%, под давлением внешних обстоятельств - 3%).

Из данных, представленных в таблице 1, видно общее отношение к чтению, сформировавшееся у студентов.

развлекательными функциями, которые выделяют более половины участников исследования. То, что чтение формирует мировоззрение, важно лишь примерно для 1/3 студентов (31,1%). На то, что чтение совершенствует духовные качества, указали 12,8%, помогает общаться сдругими людьми - 9,1%, помогаетразобраться в своей душе - 5,5%.

Чтение постепенно вытесняется измоло-дежной субкультурыболее современными технологиями. Начавшись в досуговой сфере, этот процесс все больше захватывает и сферу образования молодых. По прогнозам студентов, в будущем Интернет, телевидение и книги будут сосуществовать - 39,8%, Интернетвытес-нит книги - 33,5%, все станут читать меньше -28%, ничего не изменится -13,7%, книги будут показывать только в музеях - 6,2%, люди

Варианты ответов % от числа респондентов

читаю, когда есть свободное время 50,6

читаю, когда нужно 48,8

я люблю читать 28,0

лучше послушать радио, музыку 22,6

не люблю читать 13,4

лучше посмотреть телевизор 11,0

не вижу свою жизнь без чтения 9,8

что я хуже других вот и читаю 6,7

читают только "ботаники" и "заумные" 1,8

зачем вообще читать 1,2

ненавижу читать 1,2

положительно, одобряю 0,6

успокаивает 0,6

читаю, если интересно 0,6

Таблица 1. Ответы на вопрос «Как вы относитесь к чтению?» (допускалось до 3-х вариантов ответа)

Данные проведенных исследований показывают, что чтение не является в современной молодежной среде модным, престижным занятием, оно все больше носит для молодых принудительный, вынужденный, «деловой» характер, хотя в идеальных представлениях молодежи современный человек не может обходиться без чтения (70%) и должен много читать (52,4%). По мнению студентов, главные качества, которыми обладает начитанный человек, -ум, интеллектуальность, грамотность, широкий кругозор (36,4%), далее следуют -любознательность (19,3%), общительность, коммуникабельность (11,4%).

К сожалению, духовная составляющая чтения гораздо слабее выражена в молодежной субкультуре по сравнению с утилитарно-информационными и релаксационно-

не будут вообще читать книги, газеты, журналы -1,2%. Причем, если брать не только студентов, а молодежь в целом, к пессимистичес-кимпрогнозамо вытеснении книги Интерне-томсклонныпримерно 65% опрошенных. Оптимистичные прогнозыобулучшении ситуации и увеличении роли книгичтения дали лишь около 7% молодых. При выполнении учебных заданий большинство студентов используетИн-тернет в совокупности скнигами и журналами (65,2%). Однако уже около 15% используют толькоИнтернет, а3% считаютлучшимвариан-том«купить нужную работу». Эти данные по-лученысишользованиемпроективнькметодик, чтоповышаетихдостоверностьпосравнениюс ответами на прямые анкетные вопросы.

Среди внешних факторов, повлиявших на формирование отношения к чтению, выделяется четыре базовых: 1) влияние школы,

института на самостоятельное осознание важности чтения (45,7%); 2) принудительное влияние родителей и школы («заставляли читать») (22,8%); 3) позитивный опыт посещения школьной библиотеки (19,1%); 4) положительный пример родителей как активных читателей (17,9%).

Как показывают эти данные, библиотеки, которые традиционно выступали одним из важнейших институтов, способствующих распространению чтения, постепенно утрачивают свой авторитет среди молодого поколения. Лишь 1/5 респондентов указалаихпози-тивное влияние на личностное отношение к чтению. Молодые люди обращаются в библиотеку, как правило, только для выполнения учебных заданий (92,5%), лишь 3% респондентов посещают библиотеку на досуге, а 4,5% вообще не обращаются в библиотеку.

Таким образом, роль библиотек в формировании ценностного отношения молодых людей к чтению постепенно уменьшается. Молодое поколение предпочитает,

терминальная ценность, т.е.обусловленная потребностями самодостаточная цель, и как инструментальная ценность, т.е. являться средством достижения каких-либо иных, внешних по отношению к чтению целей (4, с. 1216). Чтение как терминальная ценность относится к духовным эстетическим ориен-тациям человека. Как инструментальная - к остальным, так как чтение является сред-ствомполучения образования, самообразования, самореализации, социализации, познания этических, нравственных норм, а также является средством коммуникации.

Результаты наших исследований показывают, что в настоящее время в молодежной субкультуре значимость чтения как терминальной ценности, т.е. чтение ради чтения, чтение «для души», быстро снижается. А роль чтения как инструмента к достижению каких-либо целей (образование, отдых, развлечение и т.д.) пока остается достаточно высокой. В целом групповая иерархия ценностей молодежи представлена в таблице 2.

Ценности % от числа респондентов

1. Учеба 15.4

2. Здоровье 14.5

3. Общение с друзьями 13,8

4. Общение с родителями 12,8

5. Жизнь в целом 12,1

6. Любовь, секс 9,2

7. Работа 8.4

8. Семья, брак 7.7

9. Досуг 4.5

10. Религия 1,6

Таблица 2. Ответы на вопрос «Что для Вас является самым важным на данном этапе жизни?»

по возможности, не обращаться в библиотеку, а использовать интернет-ресурсы. Библиотеки в их нынешнем варианте не слишком удовлетворяют молодых. Зачастую им не удается найти там нужную информацию как по причине действительного ее отсутствия в библиотечном фонде, так, возможно, и из-за отсутствия навыков самостоятельного поиска информации с использованием справоч-но-библиографического аппарата библиотек. Печален тот факт, что среди современных молодых людей растет число тех, кто даже никогда не пробовал обращаться в библиотеку.

Тревожным симптомом является и тот факт, что даже среди студентов 1/5 составляют те, кто читал последнюю книгу еще в школе (17,3%) или не читаетс детства (2,5%).

В групповой и индивидуальной ценностной системе координат чтение относится к духовным ценностным ориента-циям. Причем оно может выступать и как

Статус чтения в системе групповых ценностей определялся путем его сравнения со значимостью тех или иных потребностей для молодежи. Результаты показали, что чтение наиболее прочно связано с потребностями в знании, обучении (около 55%), для 1/5 респондентов оно входит в группу высших духовных потребностей в саморазвитии, а 14% ставят его в один ряд с потребностью в сопричастности, общении. С престижными потребностями чтение связывают только 1,8% молодых людей.

Чтение для удовлетворения каких-либо деловых потребностей распространено больше, чем чтение ради самого чтения, как любимое занятие. Удалось выяснить, что среди предложенных 12 способов проведения досуга оно оказалось на 6 месте (9,9%), уступая общению с друзьями (17,2%), просмотру телевидения (14,5%), общению с семьей (11,4%), посещению

дискотек, баров (10,5%) и общению с любимым человеком (10,2%). Ближайшим конкурентом чтения становится компьютер - ему посвящают свободное время столько же молодых людей, сколько и чтению.

При этом молодежь гораздо чаще читает журналы (47%), чем книги (33,5%) или газеты (19,5%). Так, на вопрос «Что Вы читали вчера?» 24,5%респондентов ответили, что не читали, 37,5% опрошенных читали периодические издания, 19,5% ответили, что читали художественную литературу, 18,5% читали учебную литературу.

Информационно-развлекательные журналы и газеты читают 62,5% опрошенных, «с практическими советами» - 12,5%, научно-популярные -11,5% респондентов. Вообще не читают периодику 4,5% респондентов. В список наиболее популярных в молодежной среде периодических изданий попали «Комсомольская правда», «Аргу-ментыи факты», «Лиза», «Космополитен», «Автомир», «За рулем», «Вокруг света».

Инструментальная ценность чтения может быть связана с достижением социально значимых, творческих или личностных целей. Данные проведенных исследований показывают, что для молодежи инструментальная ценность чтения связана, прежде всего, с достижением образовательных целей, с эмоционально-психологической разгрузкой и гораздо меньше его значимость для респондентов в профессиональной, творческой или научной деятельности (таблица 3).

Такая структура инструментальной ориентации чтения прямо коррелирует с иерархией общей системы ценностей молодежи, в которой творчество и научная деятельность вообще не нашли отражения.

Интересно отношение молодых к художественной литературе, обладающей высоким духовно-нравственным потенциалом. Большинство молодых респондентов читает художественную литературу для отдыха - 28%, 24,2% - в рамках учебной программы, 12,3% опрошенных - для развлечения. По результатам нашего исследования установлено, что чаще в свободное время молодежь читает приключения (18,5%), на втором месте оказалась научно-популярная литература (15,5%), третье место занимают детективы (12,5%).

В целом у тех, кто читает художественную литературу, репертуар предпочитаемых произведений включает: у 47% - русскую классику, у19%- современных отечественных авторов, у 18% - современную зарубежную литературу, у 13,5% - зарубежную классику. Такое распределение во многом является

Цели чтения % от числа респондентов

Учеба 32,0

Самообразование 21,5

Отдых 17.0

Развлечение 13.0

Работа 6,9

Творчество 4,9

Научная деятельность 4,7

Таблица 3. Цели чтения молодежи г. Тамбова

отражением как школьных, так и вузовских учебныхпрограммполитературе.Пятерканаи-более читаемых русских классиков выглядит следующим образом: А.С. Пушкин, М.А Булгаков, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, С.А. -Есенин. Причемна место в рейтинге М.А Булгакова и С.А. Есенина возможно повлияли про-

сенина, так как в исследованиях, проведенный ранее, эти классики не были столь популярны. В тройкусамыхпопулярных зарубежныхклас-сиков вошли А. Дюма, А.К. Дойл, Э. Золя. А среди современных авторов первые пять мест заняли:отечественныеавторы-Д.Донцова,В. -Аксенов, В. Пелевин, Б. Акунин, С. Лукьянен-кскзарубежные —Д. Браун, Х. Мураками, Дж. Р.Р. Толкиен, П. ЗюскиндиС. Шелдон.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что отношение к чтению в молодежной субкультуре все более прагматизируется. В этой группе культивируется два основных комплекса представлений о чтении: информационно-образовательный и релаксационный, при явном доминировании первого. Но в динамике ценностного отношения молодежи к чтению наблюдается постепенное формирование и третьей -деструктивной - тенденции полного исключения чтения из сферымолодежной культуры. Чтение какдуховно развивающее самотворчество личности играет в молодежной субкультуре очень малую роль. В таком ракурсе оно значимо не более чемдля 5-10% молодых.

Анализ степени включенности чтения в различные уровни системы ценностей молодежи позволяетутверждать, что чтение в этой системе занимает двойственное положение. Оно относится как к терминальным ценностям (где чтение является самоценностью), так и кинструментальным ценностям (где чтение является лишь средством достижения иных целей). При этом значимость чтения как терминальной ценности падает, а как инструментальной - пока остается достаточно высокой.

Примечания

1. Ильин И. А. Поющее сердце // Собр. соч. : В 10 т. М., 1994. Т. 3.

2. Национальная программа поддержки и развития чтения : (проект) // Библиотека. 2007. №1. С. 10-28.

3. Семенов В. Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социс. 2007. №4. С. 96-98.

4. Абушенко В. Л. Ценность // Социология: энциклопедия. Минск, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.