Научная статья на тему 'ЧТЕНИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА КАДЕТ'

ЧТЕНИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА КАДЕТ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
37
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧТЕНИЕ / СТАНДАРТ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЯ СОГЛАСНО ФГОС

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Волкова Юлия Фаильевна

Автор статьи рассматривает чтение как основу формирования культурного и интеллектуального потенциала кадет Оренбургского ПКУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЧТЕНИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА КАДЕТ»

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

ЧТЕНИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА КАДЕТ

Волкова Юлия Фаильевна, Оренбургское президентское кадетское училище, г. Оренбург

E-mail: volckova.julia2012@yandex. ru

Аннотация. Автор статьи рассматривает чтение как основу формирования культурного и интеллектуального потенциала кадет Оренбургского ПКУ.

Ключевые слова: чтение, стандарт развития Читателя согласно ФГОС.

« Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.

Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается

кропотливая работа над словами».

В. А. Сухомлинский

В современном обществе процесс социализации личности становится особенно сложным. Наряду с основными социальными институтами образования и воспитания семьи и школы, «электронные преподаватели» играют в ней все более важную роль. Этому способствует и конкуренция телевидения, мультимедийных форм, и, особенно, Интернета. За последнее десятилетие телевидение и компьютер стали наиболее распространенным способом проведения досуга у большинства детей и подростков.

На этом фоне такие некогда популярные виды досуга, как чтение, уходят далеко на второй план. В современной России, как и в других странах, интерес к чтению заметно снизился. Масштабы этой социальной проблемы настолько значительны, что дают основание говорить о системном кризисе читательской культуры. При этом важно помнить, что чтение имеет первостепенное значение для воспитания и образования подрастающего поколения, становления и развития личности; для повышения уровня образованности, культурной и профессиональной компетентности всех членов общества, в том числе принимающих решения на уровне государства, муниципальных властей,

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

учреждений, предприятий, общественных организаций; для формирования общекультурного потенциала страны; для повышения качества жизни. Среди всех каналов коммуникации чтение, особенно чтение книг (как в печатном, так и в электронном виде), является самым значимым фактором сохранения ядра национальной культуры, поддержания и приумножения богатств родного языка, формирования речевой культуры.

Согласно положений Программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации, приобщение детей к чтению и к письменной культуре - необходимое условие формирования нового поколения российских граждан, которым предстоит на высоком интеллектуальном уровне ответить на вызовы современности, обеспечить устойчивое развитие страны в ситуации усиливающейся глобальной конкуренции в экономике, политике, образовании, науке, искусстве и в других сферах. Поддержку и развитие детского и юношеского чтения необходимо рассматривать как приоритетное направление в культурной и образовательной политике государства, имеющее важнейшее значение для будущего страны [1].

Одной из приоритетных целей ФГОС является формирование читательской компетентности, в основе которой лежит читательская • деятельность. Согласно Стандарту, развитие читателя предполагает формирование такой читательской деятельности, когда он «способен воспринимать текст произведения; понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т. е уметь рассказывать его в разных вариантах - подробно, выборочно, сжато, творчески».

Для эффективной реализации этой цели для кадет Оренбургского ПКУ всегда открыты двери училищной библиотеки, которая давно уже стала не местом хранения книг, а царством информации и знаний, местом, где можно не только пополнить свой багаж знаний, но и интересно провести досуг. Помимо этого юным читателям совместно с их родителями и воспитателями представилась возможность создать библиотеку в каждом взводе (классе), численность, которой постоянно растет вместе с интересом к чтению юных читателей. Активизации читательской активности, безусловно, способствуют тематические занятия, встречи с писателями и поэтами родного края. Семейные чтения - на подобные мероприятия приглашаются родители. Так, в нашем коллективе для совместного прочтения была выбрана книга оренбургского автора Ф. М. Азова «Далеко от войны»: родители, кадеты и воспитатели приняли самое активное участие в чтении и обсуждении произведения, а затем совместно посетили творческий вечер автора. Подобная деятельность привела к росту интереса у кадет к произведениям военной тематики, во взводной библиотеке появились книги В. Быкова, Ю. Бондарева и других авторов. Содействовало повышению читательского интереса и еженедельное чтение вслух писем о добром и прекрасном Д.С. Лихачева. Лишенные морализма и пафоса,

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

оформленные в виде коротких писем размышления академика Д. С. Лихачева о необходимости саморазвития, формировании правильной системы ценностей, избавлении от жадности, зависти, обидчивости, ненависти и о воспитании в себе любви к людям, понимания, сочувствия, смелости и умения отстаивать свою точку зрения нашли у юных читателей большой отклик. Чтение перерастало в бурные споры и обсуждения, зачастую подталкивая ребят искать ответы на вопросы в книгах. В свою очередь кадеты пытались приобщить старшее поколение к чтению интересной для них литературы. Так творчеству популярного у подростков Е. Гаглоева, пищащего в жанре «фэнтази»,было посвящено мероприятие, подготовленное самими ребятами, взрослые же, воспитатели, родители были участниками.

Таким образом, подобный опыт работы, дает мне возможность сделать следующий вывод, что нельзя заставить полюбить читать. А вот приобщить и заинтересовать, заразить любовью к чтению вполне возможно. Только такой путь даст возможность привить любовь к чтению, развить читательскую культуру, раскрыть в полной мере культурный и интеллектуальный потенциал каждой маленькой личности.

Литература:

1. Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2017 г. № 1155-р [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/

Qx 1 KuzCtzwmqEuy7 OA5 XldAz9LMukDyQ .pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.