Научная статья на тему 'Анализ социально-педагогических факторов, влияющих на формирование интереса к чтению у младших школьников'

Анализ социально-педагогических факторов, влияющих на формирование интереса к чтению у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1481
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРЕС / ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / INTEREST / CHILDREN'S READING / YOUNG SCHOOLBOYS AND GIRLS / SOCIALLY-PEDAGOGICAL FACTORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чикишева О.В.

В данной статье речь пойдет о факторах, влияющих на формирование интереса к чтению у учащихся младших классов. Общество, семья, улица, СМИ, образовательные и внешкольные учреждения, деятельность, друзья и сверстники социальнопедагогические факторы наиболее значительные с точки зрения формирования личности ребенка в целом и интереса к чтению в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF THE SOCIAL AND PEDAGOGICAL FACTORS WHICH INFLUENCE THE FORMATION OF INTEREST TO READING AMONG YOUNG SCHOOL STUDENTS

This article analyzes the factors, influencing the formation of interest to reading among the pupils of the elementary forms. Society, family, streets, mass media, educational and out-of-school institutions, activities, friends and contemporaries are the socially-pedagogical factors, which are the most considerable ones from the point of view of identity formation of children as a whole and interest to reading in particular.

Текст научной работы на тему «Анализ социально-педагогических факторов, влияющих на формирование интереса к чтению у младших школьников»

так и поведения в целом. Оцениваются индивидуальные особенности нервной деятельности - психомоторной сферы, уровень владения средствами психорегуляции, степень развития свойств характера, в частности мотивации и волевой сферы и др. Полученные данные используются для определения степени восстановления после предыдущего цикла, индивидуального стиля тренировочной и соревновательной деятельности, оптимального режима и направлений дальнейшей работы по психологической подготовке. Главная задача этой работы - выявить индивидуальные психологические особенности юного спортсмена для определения сильных и слабых сторон подготовленности.

Для эффективной организации психологической подготовки юных спортсменов к МСИ «Дети Азии» нами была разработана рабочая тетрадь психолога, где психологическая работа с юными спортсменами строилась на основных принципах самовоспитания воли: научить владеть собой, делать то, что нужно, а не то, что хочется; совершенствоваться всегда и во всем, делать все и всегда наилучшим образом, предвидеть результаты и последствия своих действий; всегда искать причины несовершенства своей деятельности (ошибок, неудач, срывов и др.) прежде всего в себе самом, а не в сложившихся обстоятельствах, быть строгим судьей для самого себя. Для формирования самоконтроля за воспитанием воли и саморегуляции поведения юного спортсмена во время учебно-тренировочного процесса в подготовительном цикле эффективным является введение раздела психологической подготовки в основной тренировочный дневник заданий.

В подготовке к соревновательной деятельности юный спортсмен может более полно реализовать накопленный в тренировках потенциал, увеличить надежность и стабильность выступлений на соревнованиях (уменьшить количество «неожиданных неудач»), расширить арсенал приемов подготовки к старту, гармонично развиваться и расти как личность, повышать психологическую культуру, найти ключи к управлению собой (когда трудно управлять своей психикой и своим душевным состоянием) только при условии эффективно налаженной работы в системе «спортсмен - психолог - тренер».

Таким образом, представленная нами педагогическая система является результатом обобщения практи-

ческого опыта психолого-педагогического сопровождения спортсменов, теоретического анализа различных систем психолого-педагогической подготовки в нашей стране и за рубежом.

Разработанная система психолого-педагогического сопровождения процесса подготовки юных спортсменов может быть полезна для спортивных психологов и тренеров в том плане, что дает возможность отслеживать динамику развития юного спортсмена на различных этапах спортивной деятельности, социализации личности юного спортсмена и обеспечивает процесс преемственности при переходе в спорт высших достижений. Обсуждение условий эффективности психолого-педагогического сопровождения представляется весьма актуальным, потому что без плодотворного взаимодействия всех участников (тренера, психолога, спортсмена, врача и т. д.) достичь максимального результата затруднительно.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Платонов, К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высш. шк., 1984. С. 89.

2. Рудик П. А. Психология. М.: Физкультура и спорт, 1974. 512 с.

3. Андрущишин И. Ф. Основы комплексной системы психолого-педагогической подготовки спортсменов // Спортивный психолог. 2008. № 1. С. 33-44.

4. Bamett N. P., Smoll F. L, Smith R. E. Effects of enhancing coach-athlete relationships on youth sport attrition // The Sport Psychologist. 1992. Vol. 6 (2). P. 111-127.

5. Cox R. H. Sport Psychology: concepts and applications. 4th ed. Boston, Mass.: WCB/McG raw-Hill, 1998.458 p.

6. Крылов А. А. Некоторые проблемы психологии спорта в современном мире // Вестн. Балт. пед. академии. 1998. Вып. 4. С. 46-48.

7. Гомельский А. Я. Управление командой в баскетболе. М.: Физкультура и спорт, 1985. 160 с.

8. Находкин В. В. Нравственно-волевое развитие подростков в физкультурно-спортивной деятельности: моногр. М.: МГОУ, 2007. 110 с.

АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

THE ANALYSIS OF THE SOCIAL AND PEDAGOGICAL FACTORS WHICH INFLUENCE THE FORMATION OF INTEREST TO READING AMONG YOUNG SCHOOL STUDENTS

О. В. Чикишева

В данной статье речь пойдет о факторах, влияющих на формирование интереса к чтению у учащихся младших классов. Общество, семья, улица, СМИ, образовательные и внешкольные учреждения, деятельность, друзья и сверстники - социально-педагогические факторы наиболее значительные с точки зрения формирования личности ребенка в целом и интереса к чтению в частности.

Ключевые слова: интерес, детское чтение, младшие школьники, социально-педагогические факторы.

O. V. Chikisheva

This article analyzes the factors, influencing the formation of interest to reading among the pupils of the elementary forms. Society, family, streets, mass media, educational and out-of-school institutions, activities, friends and contemporaries are the socially-pedagogical factors, which are the most considerable ones from the point of view of identity formation of children as a whole and interest to reading in particular.

Keywords: interest, children's reading, young schoolboys and girls, socially-pedagogical factors.

Чтение занимает в жизни человека значительное место, начиная с первых лет жизни ребенка и заканчивая зрелостью.

Педагогической проблемой чтения является приобщение к чтению детей и молодежи. Позитивной тенденцией является расширение предметного поля за счет включения различных средств приобщения к чтению. Чтение школьников по сути своей социально-педагогическое явление, оно носит междисциплинарный характер. Проблемы, связанные с чтением, возникшие в обществе, поднимаются интеллигенцией, обсуждаются учителями, библиотекарями. Однако проблему «нечтения» надо рассматривать комплексно. Наша цель - выявить причины такого явления и факторы, влияющие на формирование интереса к чтению у учащихся младших классов.

Специалисты Л. Д. Столяренко [1], О. А. Яшнова [2] перечисляют различные социально-педагогические факторы, влияющие на развитие личности ребенка, в частности на формирование интереса к чтению.

Факторы можно разделить на внутренние и внешние, а их, в свою очередь, на объективные и субъективные.

Под внешними факторами понимаются силы, которые воздействуют извне, они включают в себя установки, социальные потребности и интересы, формирующие отношение личности к внешнему миру и к самому себе [1].

Объективные факторы не зависят от воли конкретных субъектов, в том числе от воли самого ребенка, являясь комплексом социокультурных, экономических, политических, профессиональных, возрастных обстоятельств.

Субъективные факторы, наоборот, порождаются волей и инициативой конкретных субъектов, включая личность ребенка, выражающие его ожидания и намерения, его активность и предпочтительную сферу самореализации и самоутверждения.

Внешние объективные факторы связаны с особенностями окружающей среды (социальной и природной) и относятся к общим факторам социального воспитания человека (мега-, макро-, мезо- и микрофакторы социализации) [3]. В процессе формирования интереса к чтению у учащихся младших классов следует учитывать влияние таких внешних объективных факторов, как социальная инфраструктура (общество) и социальные институты (школа, библиотека, досуговые учреждения и т. д.).

Внешние субъективные факторы связаны со степенью готовности среднего общеобразовательного учебного заведения, библиотеки, досуговых учреждений к организации социально-педагогических условий формирования социальной активности ребенка через внеучебную деятельность. Важным аспектом данной группы факторов выступает уровень развития читательской активности детей, зависящей от инициативности, активности учителя, библиотекаря, наставника, сверстников, которая выражается через различные виды социальной деятельности и социальные отношения.

Внутренние объективные факторы обусловлены возрастными особенностями развития личности ребенка, в частности формированием самосознания, собственного мировоззрения. Поэтому важным аспектом выступает создание условий для развития у ребенка своих интересов, способностей, обусловленных той деятельностью, в которую они включены. В свою очередь, интересы, способности выступают условием успешности формирования интереса к чтению.

Внутренние субъективные факторы социальной активности определяются индивидуальными особенностями личности учащегося младших классов. Социальные потребности детей (в социальных контактах, принадлежности к группе, коллективу, самореализации) возникают

в процессе их участия в учебной и внеучебной деятельности и являются источником и движущей силой социальной деятельности, образуя мотивационную подсистему личности, включающую желания, интересы, ценностные ориентации, убеждения, цели.

0. Громова на основании многочисленных исследований, наблюдений и опросов перечисляет группы, оказывающие реальное влияние на чтение школьников: издатели и книготорговцы, родители, сверстники, система образования, СМИ, библиотекари [4]. В. П. Чудинова [5], Ю. П. Мелентьева [6], И. И. Тихомирова [7, с. 15] среди основных факторов, влияющих на детское чтение, назвали семью, школу, среду, учителей, сверстников. При этом мы также отмечаем, что каждый из этих факторов имеет ресурсы положительного влияния на детское чтение, если их умело использовать.

Таким образом, анализ специальной литературы показал, что на формирование личности ребенка в целом и интереса к чтению в частности влияют различные социально-педагогические факторы, но наиболее значительными с точки зрения формирования интереса к чтению являются следующие факторы, расположенные в порядке значимости:

• общество через поднятие престижа чтения;

• средства массовой информации (телевидение, Интернет);

• семья как социокультурная среда воспитания и развития личности;

• школа и система внешкольного образования;

• сверстники, друзья, товарищи.

Общество, на наш взгляд, является одним из основных факторов формирования интереса к чтению. В настоящее время падает престиж чтения, уменьшается число читающих людей. Согласно результатам исследований «Левада-центра», проведенных в 2011 г., складывается печальная картина: с 1990 г. по настоящее время доля людей, «никогда или почти никогда» не читающих книги, выросла в три (!) раза - с 4,5% до 15% [8, с. 17].

Среди приоритетных социально-культурных направлений, поднимающих престиж чтения в обществе, можно назвать следующие:

1. Проведение конференций и ярмарок, среди которых: Московская международная книжная выставка-ярмарка (проходящая регулярно с 1977, с 1997 г. - ежегодно), Международная конференция «Читающий мир и мир чтения» (Санкт-Петербург, 2002), Российская выставка-ярмарка образовательной детской литературы «ЧИТАЙ-КА» (Москва, регулярно проходит с 2004 г.), международного интеллектуального форума «Чтение на Евразийском перекрестке» (Челябинск, 2010) и др.

2. Объявление Года чтения. 2003 г. был объявлен Годом чтения в России, в его рамках в ряде регионов России многие центральные библиотеки провели межрегиональные и областные конференции по теме детского чтения [5, с. 106].

3. Программная и проектная деятельность государства, общественных организаций и библиотек. В

2006 г. была принята государственная Национальная программа поддержки и развития чтения, рассчитанная до 2020 г. Ее целью стало повышение культурной компетентности членов общества за счет: повышения читательской компетентности, позволяющей человеку понимать, организовывать информацию и успешно ее использовать в личных и общественных целях; роста читательской активности (охвата и интенсивности) граждан-субъектов чтения, доведение ее до уровня, соответствующего успешной адаптации в динамичном обществе переходного типа [9, с.24].

Проблема чтения остро стоит не только в России, но и за рубежом накоплен значительный опыт осуществления программ поддержки чтения. Уже несколько десятилетий в различных странах мира (США, Германии, Франции, Нидерландах, Норвегии, Индии и др.) разрабатываются разнообразные целевые программы по поддержке чтения. Особенно удачен опыт Великобритании, где осуществлены программы "The Big Read" и "Bookstart", «Культурный рюкзак» в Норвегии, «Большое чтение» и программа поощрения детского чтения "Book It!" в США. На реализацию национальных книжных читательских программ работают все средства информации, весь государственный механизм; существует сильное волонтерское движение по продвижению чтения как культурной нормы, формированию «единой книжности» [10, с. 55]. Поэтому 2003-2012 гг. объявлены ООН десятилетиям грамотности.

4. Проведение социологических исследований, таких как: «Электронное и бумажное чтение в России», проведенное Центром Юрия Левады, «Чтение в библиотеках России» (РНБ с 1995 г.), «Социальный облик читающей Чувашии» (2004), Что читает Чувашия?» (2006-2007), «Роль книги и чтения в жизни уральского села» (Челябинская областная универсальная научная библиотека (ОУНБ), 2005), «Мы и книга» (Новгородская ОУНБ) [9, с. 27] и др.

5. Создание центров продвижения книги и чтения. В 2007 г. был создан Координационный совет региональных центров книги и чтения, при Фонде «Пушкинская библиотека». Основными задачами Совета являются: координация деятельности региональных центров чтения для выработки новых форм взаимодействия и главных направлений совместной работы; анализ, обобщение и распространение опыта работы региональных центров; оказание центрам консультационной и методической помощи в разработке региональных программ продвижения чтения, технологий и методик работы по пропаганде книги и чтения; помощь в организации и проведении региональных мероприятий по повышению квалификации сотрудников центров [11].

6. Семейное чтение занимает особое место в развитии человека, так как находится у самых истоков формирования личности.

В отечественной практике в последнее время возрастает интерес к возрождению традиций семейного чтения, так как концепция современного образования базируется на формировании различных обучающих и

воспитывающих сред и понимании сущности семейного чтения и позволяет рассматривать его как своего рода развивающую среду.

Таким образом, чтение в семье является давней традицией, естественным атрибутом духовного общения, объединяющим семью. Особую роль здесь играют родители. Именно они своим примером и своим отношением к книге должны развивать у ребенка интерес к чтению. К сожалению, в настоящее время мы наблюдаем уменьшение интереса к книге у молодого поколения. Компьютерные и мультимедийные технологии вытесняют прямое общение с книгой. Поэтому мы считаем, что сегодня как никогда актуальна проблема сохранения древней традиции семейного чтения, особенно для детей младшего возраста.

7. Школа и система внешкольного образования оказывают также влияние на развитие чтения детей и молодежи. Однако в обществе ведутся дискуссии на предмет негативного влияния школы на приобщение к чтению. По мнению А. П. Кашкарова, З. Н. Овсянкиной, губительной ошибкой современной системы общего образования является воспевание формы и результата, и лишь энтузиасты занимаются процессом, дающим важный мотиваци-онный импульс. Школе не хватает духовности... Современная школа стала своеобразной «фабрикой» по производству «среднестатистических граждан» [6, с. 108-109].

Несмотря на негативные отзывы, школа в целом и педагог в частности могут привить интерес к чтению у детей младшего школьного возраста. Немаловажно дать маленькому читателю пережить трудный период читательского развития: переход от слушателя, зрителя к читателю; переход от сосредоточения на воспроизведении графического изображения слова в звуковое к пониманию смысла слова, к эмоциональному включению читателя в мир образов, активному сотворчеству с автором. Самое главное на этом этапе самостоятельного чтения - помочь ребенку читать без принуждения.

8. Внешкольные учреждения - это дома творчества, спортивные, музыкальные школы и школы искусств, кружки, библиотеки. Личность старшего наставника, воспитателя, педагога значительно оказывает влияние на младшего школьника, который в силу своих возрастных особенностей тянется к авторитетному для него человеку, хочет походить на него, слушает его.

Детские библиотеки активно работают с детьми, разрабатываются программы по приобщению к чтению, проводятся викторины, выставки самых интересных книг. Организация досуга детей в каникулярное время является неотъемлемой частью деятельности любой детской библиотеки. Ежегодно реализуются культурно-массовые программы «Зимние каникулы», «Неделя детской книги» (весенние каникулы), «Летние чтения», в рамках которых проходит множество муниципальных и библиотечных мероприятий с детьми.

9. Средства массовой информации (СМИ). СМИ -это технические средства, с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т. п.) на количе-

ственно большие рассредоточенные аудитории [12]. Наибольшее влияние на детей оказывают телевидение и компьютерные сети (Интернет).

Многие исследователи отмечают, что Интернет и компьютерные игры вызывают привыкание или даже зависимость, которые возникают довольно быстро, даже через полгода. Дети начинают «проживать» в виртуальном мире, уменьшаются социальные контакты, происходит социальная дезадаптация, что может привести к депрессиям.

Следствием ослабления читательских традиций у детей является упрощение и огрубление речи, поскольку не осваивается язык классического наследия, в том числе и русская и зарубежная классика, которая раньше составляла значительную часть репертуара детского чтения [5, с. 107].

Выходом из создавшегося положения должно стать формирование у растущего человека информационной педагогической культуры, которая проявляется в его отношении к различным видам СМИ, их содержанию, качеству, объему информации, а также к их целесообразному использованию в самообразовании и самовоспитании. Такая культура формируется в семье с раннего возраста ребенка.

Таким образом, СМИ по большей части негативно влияют на развитие ребенка, что, естественно, отражается на проявлении интереса к чтению. Необходима помощь родителей, педагогов, воспитателей в создании благоприятной информационной среды, способствующей гармоничному развитию подрастающего поколения.

10. Рекомендации сверстников и друзей. К этой группе можно отнести близкое окружение ребенка, близких ему по духу, интересам, увлечениям. Причины такого влияния можно объединить в несколько пунктов:

• у детей сильно развита общительность;

• совместная деятельность, интересы, увлечения, секреты объединяют детей, делают их взаимоинтересными;

• свобода самопроявления личности с друзьями;

• подражание;

• взрослый посмотрит на ту же книгу совершенно иначе, а ребенок обратит внимание на то, что интересует и других ребят.

Влияние сверстников на чтение у подростков значительно сильнее и авторитетнее, чем влияние взрослых. Здесь действуют другие психологические механизмы. Поднимая престиж талантливых читателей среди молодежи, мы тем самым поднимем престиж чтения. Никакая законодательная, финансовая база, никакие нормативные документы, никакие центры не сделают того, что может сделать молодежь в пропаганде книги и чтения среди сверстников.

Таким образом, интерес к чтению закладывается в раннем детстве, и очень многое зависит от социально-педагогических факторов и условий (общество, семья, образовательные и внешкольные учреждения, наставники, друзья). Именно это является той средой, где происходит развитие личности ребенка, формируется устойчивая потребность в чтении, интерес и любовь к книге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.