J^j
C.C. БЛИЗНИЧЕНКО
S.S. BLIZNICHENKO
«ЧЛЕНЫ РЕВСОВЕТОВ МОРЕИ И ОКЕАНОВ СОВЕТСКОЙ СТРАНЫ...»
Судьба армейского комиссара А.С. Гришина
«MEMBERS OF REVOLUTIONARY COUNCILS OF SEAS AND OCEANS OF SOVIET COUNTRY»
Fate of military commissioner A.S. Grishin
Сведения об авторе. Близниченко Сергей Сергеевич — доцент кафедры транспортных сооружений Кубанского государственного технологического университета, кандидат технических наук (г. Краснодар. E-mail: [email protected]).
Аннотация. В статье на основе ранее не публиковавшихся архивных документов исследуется роль армейского комиссара 2ранга А.С. Гришина в строительстве Краснознамённого Балтийского флота (КБФ) в период 1931—1937 гг.; освещаются вопросы противоборства партийных функционеров и репрессивных органов с кадровым флотским составом Морских сил РККА.
Ключевые слова: Морские силы РККА; комиссар А. С. Гришин; Краснознамённый Балтийский флот; Реввоенсовет; репрессии 1930-х годов.
Information about author. Sergey Bliznichenko — Associate Professor of the Subdepartment of Transport Constructions of the Kuban State Technological University, Cand. Sc. (Tech.) (city of Krasnodar. E-mail: [email protected]).
Summary. On the base of previously unpublished archive documents the author examines the role of the army commissioner of the 2 rank A. S. Grishin in the building of the Red Banner Baltic fleet in 1931—1937, highlights issues of the contention between party functionaries with repressive bodies and the fleet staffing of the Naval Forces of the WPRA.
Keywords: Naval Forces of the WPRA; commissioner A.S. Grishin; Red Banner Baltic fleet; repression of the 1930's.
Среди военных комиссаров высшего ранга Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) особое внимание привлекает личность заслуженного военно-морского политработника, члена Реввоенсовета Балтийского и военного совета Черноморского флотов армейского комиссара 2 ранга A.C. Гришина. Его жизненный путь, от рабочего-литейщика, матроса-подводника до одного из высших политических начальников РККА, заслуживает внимания современных историков и широкой читательской общественности.
0ЛЕКСАНДР Сергеевич Гришин родился 3(15) августа 1890 года в дер. Сивково Премышенского уезда Калужской губернии в многодетной крестьянской семье. С раннего детства он был приучен к тяжёлому сельскому быту, в 1902 году окончил местную начальную школу. Бедность не давала возможности деревенскому пареньку продолжить образование: ещё в отроческом возрасте он был вынужден податься в наёмные работники. В течение десяти лет, вплоть до поступления на военную службу, Гришин трудился литейщиком на заводах Северной столицы1. Там он впервые соприкоснулся с деятельностью подпольных революционных
кружков и даже участвовал в массовых забастовках питерских рабочих.
В октябре 1911 года A.C. Гришина призвали на военную службу во флот и направили в Учебный отряд подводного плавания (УОПП) в г. Либаву2. Затем по представлению командования УОПП способный молодой матрос был командирован для дополнительного обучения во флотскую машинную школу, располагавшуюся в Кронштадте. А после окончания школы, с декабря 1913 года, Гришин продолжил службу на подводных лодках Морских сил Балтийского моря (МСБМ). Его первым боевым кораблём стала субмарина «Дракон»3. На ней он участвовал в Первой мировой
войне, многократно выходя в морские походы.
За время службы на подводной лодке Гришин приобрёл ценный боевой опыт и завоевал большой авторитет у сослуживцев. В 1915 году с учётом полученного образования, выслуги лет и заслуг в боях с германцами был удостоен чина старшего унтер-офицера. На «Драконе» Гришин прослужил до весны 1916 года4.
В апреле опытного моряка направили на Балтийский завод, где он до октября участвовал в сборке новых подводных лодок американского производства, полученных по заказу царского правительства. По выходе со стапелей субмарины «АГ-13» (получившей впоследствии
обозначение «АГ-16») Александр Сергеевич был зачислен в её экипаж, в составе которого в качестве машиниста-подводника прослужил до сентября 1917 года5.
В дни Февральской революции, будучи в отпуске в Петрограде, A.C. Гришин вместе с рабочими Выборгской стороны участвовал в свержении царского режима. В марте того же года он официально вступил в РКП(б)6, занялся активной большевистской пропагандой на Флоте Балтийского моря (ФБМ). Но в сентябре 1917 года по болезни его уволили с военной службы, после чего он работал литейщиком на заводе «Новый Леснер» и одновременно состоял членом заводского комитета по организации Красной гвардии7. В судьбоносные для страны октябрьские дни A.C. Гришин командовал красногвардейским отрядом при захвате телефонной станции и в боях под Пулково8. В декабре его избрали заместителем председателя Красной гвардии Выборгского района г. Петрограда9, а спустя два месяца он был назначен заместителем председателя вербовочной комиссии по созданию Красной армии, затем — помощником военного руководителя и военного комиссара (военкома) Выборгского района г. Петрограда10. Через 2 года он уже числился помощником губернского военкома в Северной столице11. Стоит отметить, что революционные заслуги молодого большевика (в т.ч. его участие в подавлении восстания моряков Кронштадтской крепости) были отмечены гораздо позднее — лишь в 1933 году он был удостоен ордена Красного Знамени12.
В 1922—1923 гг. A.C. Гришин возглавлял политсекретариат Петроградского и Псковского губернских военкоматов, временно числился комиссаром г. Пскова13. Позднее служил военкомом и начальником политотдела 2-й железнодорожной бригады. В 1925—1927 гг. являлся заместителем начальника политотдела 56-й и 10-й
стрелковых дивизий, военным комиссаром (военкомом) и начальником политотдела 43-й стрелковой дивизии14. Проявив себя перспективным руководителем, осенью 1926 года он был направлен для повышения квалификации на Курсы усовершенствования высшего политического армейского состава (КУВПАС)15. После их окончания в мае 1927 года получил назначение военкомом и начальником политотдела 30-й стрелковой дивизии, а в ноябре 1928 года — начальником организационного отдела политуправления Украинского военного округа (ПУУВО)16. Под руководством прославленного полководца Гражданской войны, командующего УВО И.Э. Якира он приобрёл большой военно-политический опыт и практику руководства личным составом в крупном воинском объединении. Но судьбой было предписано возвратиться на родной Военно-морской флот. В 1930 году Александр Сергеевич Гришин сначала был назначен заместителем начальника политуправления Морских сил Балтийского моря (МСБМ), а 1 января 1931 года занял пост члена Революционного военного совета (РВС) и начальника политического управления МСБМ17.
Данное назначение совпало с кардинальными кадровыми перестановками в Морских силах РККА. В конце 1930 года в рам-
Член военного совета КБФ A.C. Гришин
1937 г.
ках операции «Весна» органами ОГПУ было нейтрализовано практически всё руководство штаба Морских сил Балтийского моря во главе с его начальником A.A. Тошаковым. Среди арестованных штабных работников были Л.А. Поленов, С.А. Плотников, В.Н. Федотов, В.А. Хвощинский и др.18 Как свидетельствуют отчёты ОГПУ, только в декабре 1930 — январе 1931 года на Балтике в Морских силах с учётом Кронштадтской военно-морской базы были «обезврежены» 14 «контрреволюционных организаций»19.
Делегация РККА на XVII конференции ВКП(б). A.C. Гришин стоит
за И.В. Сталиным в третьем ряду
Февраль 1932 г.
м\
'Jtt
* i*t»Щ fiif^
* f4'f ' tVtf'il
V Л
\ 1 %'ТГ'* 4
\ #
Члены Военного совета РККА при народном комиссаре обороны СССР. A.C. Гришин стоит вторым слева во втором ряду за Маршалом Советского Союза В.К. Блюхером
1935 г.
На освободившиеся должности были назначены представители «первого пролетарского выпуска» Военно-морской академии. Эти «красные академики» в своём большинстве не имели опыта командования кораблями и соединениями флота в боевыхусловиях, но обладали большими амбициями. При этом стоит отметить, что среди новых выдвиженцев были и достойные кандидатуры, в числе которых можно назвать И.К. Кожанова, занявшего пост начальника штаба МСБМ; З.А. Закупнева, ставшего командиром бригады эсминцев; П.И. Смирнова-Светловского — командира дивизиона эсминцев; П.Г. Стасевича — помощника начальника штаба МСБМ. Опытному политработнику и морскому старшему унтер-офицеру с дореволюционным стажем A.C. Гришину не составило труда наладить тесный контакт с этими революционными флотоводцами.
В конце июня 1931 года Реввоенсовет МСБМ вместе с походным штабом в составе начальника МСБМ М.В. Викторова, начальника штаба И.К. Кожанова и члена РВС A.C. Гришина инспектировал на рейде Ручьи корабли Морских сил Балтийского моря. Члены РВС тщательно проверяли башни, погреба боезапасов, торпедные аппараты, центральные посты управления,
турбины, кочегарки. Проводились боевые тревоги. Ночью, во время сна команды, осматривались кубрики. Отдельно проводилось инспектирование балтийских подводных кораблей. Впервые в истории Красного флота начальник штаба оперативного соединения моря совершил поход на подлодке из Кронштадта в Лужскую губу.
По итогам манёвров И.К. Кожанов получил новое назначение на пост начальника Морских сил Чёрного моря, а
A.C. Гришин был вызван в Москву на приём к новому начальнику Морских сил РККА
B.М. Орлову и начальнику Политуправления РККА Я.Б. Гамарнику. С ними он согласовывал новые назначения кандидатов на командно-начальствующие должности на Балтике. Среди вновь назначенных был и Лев Михайлович Галлер. Он занял освободившийся пост начальника штаба Морских сил Балтийского моря. Вместе с М.В. Викторовым Л.М. Галлер составил отличный тандем в руководстве старейшего оперативного флотского соединения страны.
A.C. Гришин, так же как и Л.М. Галлер, считал главной задачей на 1931 год обеспечение модернизационных работ на линкоре «Марат». Они многократно посещали Балтийский завод, добивались ускорения ремонта и строгого соблюде-
ния согласованного с флотом графика работ. Большую поддержку в решении данного вопроса Александр Сергеевич получил у первого секретаря Ленинградского обкома ВКП(б) С.М. Кирова, который не только еженедельно звонил директору завода, но и многократно лично присутствовал в доках. По свидетельству заслуженного военмора Б.П. Новицкого, Киров и Гришин не раз вели разговор о будущем флота: строительстве новых эсминцев и крейсеров, подводных лодок и боевых катеров. Говорили и об авианосцах20. Благодаря неустанной заботе С.М. Кирова, A.C. Гришина и Л.М. Галлера о своевременной модернизации линкора «Марат» к весне 1931 года основной объём намеченных работ был выполнен, и 8 апреля на корабле подняли Военно-морской флаг. 6 июня 1931 года обновлённый линкор официально приняли в состав МСБМ21.
В ходе первого морского похода балтийского флагмана «Марат» A.C. Гришин, принимавший в нём непосредственное участие, с удовольствием отмечал, что теперь котлы линкора работали на мазуте — ушли в прошлое выматывавшие людей авралы по погрузке угля. Надбашнеподоб-ной мачтой вознёсся командно-дальномерный пост с двумя восьмиметровыми оптическими дальномерами. Увеличилась дальность огня 305-мм орудий — вырос возможный угол их возвышения. Для защиты от бомб и снарядов толще стала броня палубы22. A.C. Гришин поделился своими впечатлениями с начальником штаба МСБМ Л.М. Галле-ром. Тот поддержал члена РВС и подвёл итог: «В общем, после модернизации линкор стал сильнее, защищёнее»23.
В конце сентября 1931 года на Балтике произошло ещё одно радостное для флота событие: МСБМ приняли в свой состав первый сторожевой корабль «Ураган». Вместе с членами РВС М.В. Викторовым и Л.М. Галлером A.C. Гришин осмотрел сторожевик. Ему понравилось это судно водоизмеще-
ниембЮт, вооружённое двумя 102-мм орудиями, тремя зенитными автоматами и трёхтрубным торпедным аппаратом. Одновременно «Ураган» мог ещё ставить мины и атаковать подводные лодки глубинными бомбами.
Зимой 1931/32 года член РВС и начальник ПУ МСБМ A.C. Гришин занимался организацией политучёбы в частях и соединениях Морских сил Балтийского моря. В статье, опубликованной в центральном флотском журнале в феврале 1932 года24, он подвёл итоги проведённых мероприятий: «Решающим участком в дальнейшем росте боевой подготовки Морских Сил Балтийского моря являются кадры начсостава. Необходимо отметить, что прошедший год дал большие достижения в подборе, подготовке и особенно в выдвижении новых кадров начсостава. Значительно повысилась среди командного состава партийная и рабочая прослойка. Это улучшение в составе командиров прошло за счёт пополнения Морских Сил Балтморя новыми кадрами молодых командиров из ВМУЗов, СККС и BMA. Партийная прослойка увеличилась за счёт вербовки лучшей части б/партийных командиров-ударников боевой подготовки в ряды партии. Значительные успехи достигнуты в деле выращивания и выдвижения новых кадров единоначальников, особенно в среднем звене. Так, например, мы имеем единоначальников в категории высшего начсостава — 100%, старшего — 90,3% и среднего — 77%. Несравненно увеличились и темпы роста единоначальников — если в 1929 году было выдвинуто 12 человек, а в 1930 — 47, то в 1931 году — 79 человек»25.
В начале осени 1932 года на модернизированном линкоре «Марат», сопровождавшемся эсминцами, вышли в традиционный учебно-боевой поход в Балтику нарком К.Е. Ворошилов и первый секретарь Ленинградского обкома ВКП(б) С.М. Киров. Сергей Миронович был в таком походе впер-
Линкор «Марат» на причале в Гдыне
1934 г.
вые. Он искренне восхищался налаженностью флотской боевой и повседневной организации, чётким взаимодействием эсминцев с охранявшимся ими линкором. Киров в сопровождении наморси Галлера (сменившего в марте 1932 г. на этом посту М.В. Викторова) и Гришина обошёл почти весь корабль. Вместе они осмотрели боевые посты и служебные помещения. Сергея Мироновича больше всего интересовали люди, управлявшие такими сложными механизмами. С ним, как заметил A.C. Гришин, краснофлотцы разговаривали удивительно легко, свободно, с полным доверием26.
В середине ноября 1932 года были освобождены из мест заключения арестованные в 1930 году в рамках операции «Весна» В.А. Белли, Л.Г. Гончаров,
A.Н. Гарсоев, Н.И. Власьев, H.H. Игнатьев, Б.Б. Жерве,
B.Е. Эмме и другие воен-моры27. Однако их не назначали на корабли, а направляли на преподавательскую работу в Военно-морскую академию, командирские классы и училища, а также переводили служить в различные береговые учреждения флота. Долгое время все они числились «исполняющими обязанности», не носили на рукавах кителей положенных зна-
ков различия (нашивок). С большинством из освобождённых из мест заключения военморов A.C. Гришин беседовал лично. Как мог, убеждал невинно пострадавших в необходимости лояльного отношения к решениям партийного и военного руководства. Тогда он не мог представить, что через несколько лет сам попадёт в жестокие жернова политических репрессий.
А в 1933 году Александру Сергеевичу вместе с наморси Л.М. Галлером пришлось решать ещё один сложный кадровый вопрос. Он касался начальника штаба МСБМ П.Г. Стасевича. Казалось бы, в этой должности командир был всемерно энергичен, деловит. Но, как оказалось на деле, ему не хватало знаний и опыта. Ведь в годы Первой мировой войны П.Г. Стасевич был всего лишь радистом, в 1921 году окончил курсы разведки, позже учился в Военно-морской академии. Не имея опыта командования соединениями кораблей, он не смог в полной мере овладеть искусством штабной работы и стал невольно тормозить флотские реформы. От Гришина требовался особо тактичный подход к своему коллеге, и он нашёл нужные слова при личной встрече.
I-J
щ
Стасевич был направлен на преподавательскую работу в Военно-морскую академию и впоследствии благодарил Гришина и Галлера за предоставленную ему возможность поучиться флотоводческому искусству во время совместной службы в штабе МСБМ.
11 июля 1933 года наморси Л.М. Галлер и член РВС МСБМ A.C. Гришин присутствовали на заседании Совета Труда и Обороны (СТО) в Москве. На этом заседании была принята третья при советской власти программа военно-морского судостроения. Галлер и Гришин были очень довольны этим решением СТО: ведь только за пять лет Морские силы Балтийского моря должны были получить 64 подводные лодки28.
1 сентября 1934 года линкор «Марат» в сопровождении эсминцев «Володарский» и «Калинин» вышел из Кронштадта с визитом в польский порт Гдыня. Наморси МСМБ Л.М. Галлер с мостика осмотрел корабли; по его мнению, они выглядели хорошо — сверкали новой краской, ничего лишнего на палубах не было. Рядом с ним находились A.C. Гришин и комбриг линкоров Г.И. Левченко, у телеграфов — командир линкора А.Ф. Леер. После выхода в открытое море эскадра легла на курс, и Галлер стал свидетелем разговора Гришина с Лев-
ченко. Они рассуждали о цели визита и сошлись на мнении, что советское руководство хочет попугать правящего Польшей президента Пилсудского: смотрите, паны, какой у нас на Балтике флот! Полезете на СССР — получите удар и с моря. Галлер вмешался в разговор и спросил: «А если цель не устрашение?» И напомнил, что, несмотря на заключённый в январе 1934 года договор о ненападении между Польшей и Германией, несмотря на поддержку Польшей Германии в Лиге Наций, всем ясно, кто самый страшный враг поляков. Гитлеру куда легче отнять у Польши Силезию и Познань, чем Эльзас и Лотарингию у Франции. Гитлер пришёл к власти с лозунгом реванша. Возможно, Польше скоро придётся искать союзников против Германии. Не изменится ли отношение в Варшаве к Москве? И тут полякам стоит подумать, кто защитит их с моря. Их флот слаб и никогда не сравнится с германским. Пусть посмотрят на «Марат» — корабля такой мощи у немцев ещё нет.
Но доводы Галлера не показались тогда Гришину и Левченко основательными. Они были убеждены на опыте Гражданской войны и борьбы с интервентами в 1917—1920 гг. в том, что панская Польша Пилсудского — враг, и иной быть не
Командование отряда советских кораблей во главе с Л.М. Галлером и A.C. Гришиным на Мокотовском аэродроме близ Варшавы
1934 г.
может. Но всё же Гришин считал, что так или иначе показать Красному флоту свой флаг в Польше полезно. С ним согласились его собеседники29.
3 сентября 1934 года в 9 ч 45 мин отряд кораблей МСБМ подошёл к Гдыне. Прогремел 21 залп орудий «Марата» — Салют наций, потом ещё 13 — флагу командующего польским флотом. В 10 ч 24 мин линкор и эсминцы ошвартовались у стенки напротив Морского вокзала. Для Галлера и Гришина началась полоса визитов и ответных приёмов. Обменивались визитами и кают-компании советских и польских кораблей, а полтораста краснофлотцев отправились в кинотеатры польского флота, сто младших командиров — в клуб флотских подофицеров. Гришин волновался: ему доложили, что советских моряков вволю угощают водкой и пивом,закуску же подают весьма экономно. Галлер его успокаивал: «Не нервничайте, народ у нас сознательный...» И в самом деле, на борт к ужину вернулись все, несмотря на сдобренное спиртным гостеприимство. После этого 30 человек начсостава кораблей отправились в офицерское собрание. Когда в 23 ч Галлер, Гришин и несколько офицеров штаба выезжали поездом в Варшаву, все советские моряки были уже на кораблях. Первый день визита показал высокую дисциплину команд30.
На вокзале в Варшаве начальника Морских сил Балтийского моря Л.М. Галлера и члена РВС МСБМ A.C. Гришина встретил почётный караул, оркестр играл «Интернационал». День ушёл на визиты к заместителям военного министра и министра иностранных дел, начальнику морского управления, президенту Варшавы, начальнику главного штаба. Но всё-таки Лев Михайлович и Александр Сергеевич смогли бегло познакомиться с польской столицей. «Красивый город!» — восхищённо говорили они потом. Переночевали в гостинице, а на следующее утро поездом
выехали обратно в Гдыню. Тем временем советские моряки осматривали город, большая группа(более трёхсот человек) выехала в Познань. Польские рабочие встретили гостей из Советского Союза лозунгами «Долой фашизм», «Да здравствует Тельман», «Да здравствует мировая пролетарская революция» и пением «Интернационала». Это была политическая демонстрация братьев по классу, несмотря на то, что полиция разгоняла дубинками толпу встречавших.
В последующие дни польские моряки и гражданское население осматривали «Марат», советские краснофлотцы и командиры — польские эсминцы. Александр Сергеевич и Лев Михайлович сделали вывод: построенные во Франции корабли хороши и содержат поляки их тоже отменно, порядок чувствуется. Команда дисциплинирована и подтянута. Не знал тогда бывший подводникА.С. Гришин, что через пять лет, в сентябре 1939 года, Л.М. Галлер прочтёт о бое польского эсминца «Вихер» с многократно превосходившими силами немцев и отдаст дань памяти его отважному экипажу, который предпочёл гибель спуску флага. К сожалению, к тому времени Александра Сергеевича уже не было в живых...
Из Гдыни линкор «Марат» вышел без одного из комендоров 4-й башни C.B. Воронкова. Краснофлотцы потом вспоминали, что видели его подвыпившим с какой-то женщиной. По возвращении в Кронштадт этот эпизод стал предметом разбирательства на самом высоком уровне. Генсек ЦК ВКП(б) И.В. Сталин по этому поводу направил начальнику Орготдела ЦК партии Г.М. Маленкову, начальнику ОГПУ Г.Г. Ягоде и прокурору СССР И.А. Акулову письмо следующего содержания: «Недавно стало известно, что один из матросов линкора "Марат" в бытность последнего в Гдыне не вернулся больше в СССР и остался в Польше. Выходит, что этот матрос совершил преступление, предусмо-
тренное последним законом об измене родины. Необходимо узнать и сообщить мне незамедлительно: 1) Арестованы ли члены семьи этого матроса и вообще привлечены ли они к ответственности. 2) Если нет, то кто отвечает за проявленное бездействие власти и наказан ли этот новый преступник, нарушающий таким образом закон об измене родины»31. Все три адресата вскоре представили в ЦК партии свои соображения. Неизвестно, нашли ли членов семьи матроса Воронкова. Зато есть сведения о том, что нарком обороны К.Е. Ворошилов за случившееся «поставил на вид» и Л.М. Галл еру, и A.C. Гришину32.
После убийства 1 декабря 1934 года лидера ленинградских большевиков С.М. Кирова в стране резко накалилась внутриполитическая обстановка. Под подозрение органов НКВД попали и представители командного состава Военно-морского флота. По стечению обстоятельств 27 июня 1935 года во время учений Краснознамённого Балтийского флота (КБФ), преобразованного из оперативного объединения ВМС РККА на Балтике33, погибла подводная лодка «Б-3» («Большевик»). Случилась эта катастрофа из-за того, что подлодка неудачно поднырнула
под шедший наперерез «Марат». Субмарина по какой-то причине не погрузилась на нужную глубину, внезапно всплыла прямо по курсу линкора и была протаранена им. Никто из членов экипажа «Б-3» не спасся. На мостике «Марата» в тот час находились нарком обороны К.Е. Ворошилов, член РВС КБФ A.C. Гришин и начштаба КБФ И.С. Исаков. Александр Сергеевич оказался свидетелем того, как Климент Ефремович, исходя из лучших побуждений, приказал увеличить ход корабля в надежде «проскочить» роковую дистанцию. Но этот манёвр не удался, и линкор разрубил подлодку напополам. События развивались столь стремительно, что И.С. Исаков, являвшийся старшим морским начальником на балтийском флагмане, не успел надлежащим образом вмешаться в процесс управления кораблём в столь сложной ситуации. Но, несмотря на это, в связи с тяжестью последствий катастрофы он взял всю вину на себя и был снят с должности начальника штаба флота34.
Член РВС и начальник ПУ КБФ A.C. Гришин, так же как и комфлота Л.М. Галлер, тяжело переживал случившуюся трагедию. Но необходимо было продолжать работу. И первое, что пришлось ему делать, — выбор
Советские представители во главе с Л.М. Галл ером и A.C. Гришиным осматривают самолёт RWD-9 на Мокотовском аэродроме близ Варшавы
1934 г.
I-J
щ
Записка И.В. Сталина членам Политбюро ЦК ВКП(б) по вопросу побега моряка с корабля
1934 г.
нового начштаба Балтийского флота. Наиболее подходящей кандидатурой руководство ВМС РККА и РВС КБФ сочло начальника Технического управления ВМС РККАА.К. Сивкова, который и получил это высокое назначение35.
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 22 сентября 1935 года в Морских силах РККА были введены персональные воинские звания36. 20 ноября 1935 года командующему КБФ Л.М. Галлеру было присвоено звание флагмана флота 2 ранга (адмирал), начальнику штаба КБФ А.К. Сивкову — флагмана 2 ранга (контр-адмирал). Члену РВС КБФ A.C. Гришину присвоили звание армейского комиссара 2 ранга (адмирал, генерал-полковник)37. Писатель-маринист Б. Лавренёв в своей статье «Флагмана Советского Союза», опубликованной в главном флотском журнале в начале 1936 года, так написал о политработниках, удостоенных высокого звания: «Гришин, Окунев38, Гугин39 — потомственные пролетарии,политические работники, члены Ревсоветов морей и океанов Советской
страны, ныне заместители командующих, люди, биографии которых от начала и до конца озарены пламенем революционных боёв»40.
23 декабря 1935 года заместитель командующего КБФ по политической части армейский комиссар 2 ранга A.C. Гришин за заслуги перед Советским государством был награждён орденом Красной Звезды41. На следующий день в центральной армейской газете была опубликована передовая статья «Отважные люди советских морей». В ней говорилось следующее: «Имена Орлова, Викторова, Кадацкого, Галлера, Кожанова, Окунева, Киреева, Гришина, Гугина, Лудри, Ду-шенова хорошо известны не только Красному Флоту, но и всей нашей армии и широким массам трудящихся нашей страны... как имена лучших боевых представителей нашего доблестного флота»42.
Галлер и Гришин, чья многолетняя совместная служба постепенно переросла в дружеские отношения, продолжали укреплять советский Балтийский флот. При их непосред-
ственном участии он пополнился минным заградителем «Марти», способным принять около 400 мин, подводными лодками типов «П», «Щ» и «М». На верфях нарастал темп строительства эсминцев проекта № 7 и крейсера «Киров». Поступали на вооружение новые торпедные катера типа Г-5, в т.ч. управляемые по радио — с самолёта или судна43. Не ослаблялось внимание и к кораблям, построенным или заложенным в прошлые десятилетия. Важнейшим элементом боевой мощи КБФ оставались линкоры «Марат» и «Октябрьская революция». На «Октябрине», как любовно называли линкор на флоте, в 1934 году была закончена модернизация: появился командно-дальномерный пост, что коренным образом улучшило управление огнём артиллерии главного калибра; в башнях установили новые дальномеры. Кроме того, усилилась зенитная артиллерия линкора. 25 ранее имевшихся котлов заменили на 12, работавших на мазуте. Возросли дальность плавания и мореходность корабля44. А эсминцы-«новики», прошедшие капитальный ремонт, получили современную зенитную артиллерию45.
В конце 1936 года в связи с новым назначением заместителем начальника ВМС РККА флагман флота 2 ранга Л.М. Галлер тепло простился со своими балтийскими сослуживцами, в числе которых был его верный соратник A.C. Гришин. В ответном слове Александр Сергеевич от имени всех присутствовавших выразил признательность Льву Михайловичу за проделанную им большую работу на посту командующего КБФ. Все флагманы и комиссары дружно поддержали слова A.C. Гришина горячими аплодисментами46.
5 марта 1937 года на Краснознамённом Балтийском флоте была проведена общефлотская оперативная игра. В ней приняли участие командиры всех соединений КБФ. Руководил игрой новый командующий флотом флагман 1 ранга А.К. Сив-
ков. Член военного совета КБФ армейский комиссар 2 ранга A.C. Гришин по долгу службы присутствовал в качестве наблюдающего за действиями строевых командиров. По итогам игры были особо отмечены грамотные решения командующего «синей» стороной флагмана 2 ранга Г.Г. Виноградского47. При непосредственном участии Гришина были проведены ещё две штабные игры, а в конце мая 1937 года ему пришлось заниматься подготовкой линкора «Марат» к походу в Англию по случаю торжественной коронации главы Великобритании.
С 1 по 4 июня 1937 года в Москве состоялось расширенное заседание Военного совета при наркоме обороны Маршале Советского Союза К.Е. Ворошилове. Кроме постоянных членов, на заседании присутствовали 116 приглашённых из округов, флотов и аппарата Наркомата обороны. В ходе обсуждения выступили многие военачальники и политработники армии и флота. Выступал и A.C. Гришин. В духе времени он обличал «врагов народа», а также их «пособников». В частности, согласно стенограмме он заявил, что командующий и член военного совета Черноморского флота «Кожанов и Гугин — двурушники»48. Но это«признание» не принесло индульгенции. Лишь на короткое время Гришин стал вторым членом военного совета Черноморского флота49. В июле последовала новая череда репрессий.
После ареста 15 июля заведующего ОРПО Черноморского флота полкового комиссара И.А. Орловского в тот же день, не дожидаясь подобной участи, застрелился начальник политуправления Черноморского флота армейский комиссар 2 ранга A.C. Гришин50.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Черушев Н.С., Черушев Ю.Н. Расстрелянная элита РККА (командармы 1-го и 2-го рангов, комкоры, комдивы и им равные): 1937—1941: биографический словарь. М.: Кучково поле; Мегаполис, 2012. С. 45.
2 Там же.
3 Там же.
4 Там же.
5 Там же.
6 Там же.
7 Там же. С. 46.
8 Там же.
9 Там же.
10 Список начальствующего состава Военно-Морских Сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии / Сост. Управлением кадров УВМС РККА. М., 1932. С. 20.
11 Там же.
12 Черушев Н.С., Черушев Ю.Н. Указ. соч. С.46.
13 Список начальствующего состава Военно-Морских Сил... С. 20.
14 Там же.
15 Там же.
16 Там же.
17 Там же.
18 Звягинцев В.Е. Трибунал для флагманов. М.: ТЕРРА-Книжный клуб,
2007. С. 226.
19 Зонин С.А. Первый шквал // Морской сборник. 1991. № И. С. 78.
20 Он же. Адмирал JI.M. Галлер: жизнь и флотоводческая деятельность. М.: Воениздат, 1991. С. 256.
21 Васильев A.M. Первые линкоры Красного флота: «Марат», «Октябрьская революция», «Парижская коммуна». М.: Коллекция; Яуза; ЭКСМО,
2008. С. 70.
22 Там же. С. 69.
23 Зонин С.А. Адмирал JI.M. Галлер... С.256.
24 Морской сборник. 1932. № 2. С. 19-27.
25 Там же. С. 21.
26 Линкор «Марат». М., 1942. С. 93.
27 Шошков Е.Н. Репрессированное «Остехбюро». СПб.: Мемориал, 1995. С. 45.
28 См.: Дмитриев В.К, Чемесов О. Г. В глубинах Балтики. М.: Воениздат, 1988. С. 20.
29 Зонин С.А. Адмирал JI.M. Галлер... С. 268, 269.
30 Там же. С. 269.
31 Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 558. Оп. 11. Д. 730. Л. 22. Машинописный текст. Слово «Привет» и подпись Сталина — автографы. В списке адресатов подчёркнута фамилия Ягоды. По словам матроса Воронкова, его родителей раскулачили, отец умер, а мать и брат были заголодоморены; были ли ещё члены семьи, которых можно было бы арестовать из-за его побега, неизвестно. В ноябре 1934 г. C.B. Воронкова заочно приговорили к расстрелу. Сообщалось и о решении арестовать его родственников. Но что интересно: накануне Жданов известил Сталина, что НКВД провёл расследование на родине перебежчика (Башмаковский район Сред неволжского края) и выяснил: у Воронкова нет родственников. Сирота.
32 Зонин С.А. Адмирал Л.М. Галлер... С. 270.
33 Аммон Г.А. Морские памятные даты. М.: Воениздат, 1987. С. 252.
34 Адмирал Флота Советского Союза Исаков Иван Степанович: документы и статьи. Ереван: АйастанД984. С. 368.
35 Военно-исторический архив. 2007. № 12. С.12.
36 Ачкасов В.И., Басов A.B., Сумин А.И. и др. Боевой путь Советского Военно-Морского Флота. М.: Воениздат, 1988. С. 533.
37 Красная звезда. 1935. 20 ноября.
38 Окунев Григорий Сергеевич (1900—1938) — армейский комиссар 2 ранга (1935), член ВКП(б) с 1917 г., образование высшее (BMA), 1921—1927 гг. — инспектор, начальник оргинструкторского отдела, заместитель начальника ПУ Черноморского флота, 1927—1930 гг.
— член РВС Черноморского флота, 1931—1933 гг. — учёба в Военно-морской академии, 1932—1933 гг. — помощник начальника ВМС РККА по политчасти, 1933 г. — начальник Военно-морской академии, 1934—1937 гг.
— член ВС — начальник ПУ Тихоокеанского флота, член Военного совета при наркоме обороны СССР. Награждён орденом Ленина, орденом Красного Знамени. Арестован 2 декабря 1937 г. Приговорён ВКВС СССР 28 июля 1938 г. по обвинению в участии в военном к.-р. заговоре на Тихоокеанском флоте. Расстрелян 28 июля 1938 г. Реабилитирован 19 мая 1956 г.
39 Гугин Григорий Иванович (1896— 1937) — армейский комиссар 2 ранга (1935). Из рабочих. Член ВКП(б) с 1915 г. Образование низшее. В РККА с 1923 г. Помощник начальника агитпропот-дела ПУЛВО в 1923 г. Начальник орг. отдела ПУЛВО (1923—1925). Помполит командира 4-го стрелкового корпуса (1925—1926). Военком Военно-морской академии (1926—1928). Заместитель начальника ПУ МСЧМ (1928— 1932). Член РВС МСЧМ (1932-1935). Член ВС ЧФ (1935—1937). Арестован 30 августа 1937 г. Расстрелян 26 ноября 1937 г. Реабилитирован 10 ноября 1956 г.
40 Морской сборник. 1936. № 1. С. 61.
41 Там же.
42 Красная звезда. 1935. 24 декабря.
43 Помогайбо A.A. Вырванный меч империи. 1925-1940 гг. М.: Вече, 2006. С. 9-13.
44 Васильев А.М. Указ соч. С. 75—79.
45 Чернышев A.A. «Новики»: лучшие эсминцы Российского Императорского флота. М.: Коллекция; Яуза; ЭКСМО, 2007. С. 150-158.
46 Зонин С.А. Адмирал Л.М. Галлер... С. 277, 278.
47 Петров П. Балтийский флот: финский гамбит. М.: Яуза; Эксмо, 2005. С. 79-83.
48 Российский государственный военный архив. Ф. 33987. Оп. 3. Д. 1038. Л. 187-189.
49 Военно-исторический архив. 2007. № 12. С. 19.
50 Там же. ■