Научная статья на тему 'ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ОНЛАЙН-МАРАФОН КАК ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ "АРКТИЧЕСКОЙ РОБИНЗОНАДЫ"'

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ОНЛАЙН-МАРАФОН КАК ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ "АРКТИЧЕСКОЙ РОБИНЗОНАДЫ" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
118
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"АРКТИЧЕСКАЯ РОБИНЗОНАДА" / ЧИТАТЕЛЬСКИЙ МАРАФОН / ОБРАЗ АРКТИКИ / ХРОНОТОП АРКТИКИ / РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Швецова Татьяна Васильевна, Шахова Вероника Евгеньевна

В статье описана концепция создания читательского онлайн-марафона и специфика его проведения в рамках освоения сюжета «арктической робинзонады». В качестве материала привлечен художественный текст XX века - повесть Константина Бадигина «Путь на Грумант». В основу сюжета положено реальное историческое событие XVIII века - плавание поморов-промысловиков в Арктику, где они потерпели кораблекрушение и были вынуждены выживать на необитаемом острове в течение шести лет, с 1743 по 1749 год. Изучение сюжета «арктической робинзонады» способствует формированию эстетики читательского восприятия художественных текстов, входящих в состав северного сверхтекста; культурной самоидентификации, которая определяется читателем через понимание литературного текста как региональной ценности; уважительного отношения к культурному наследию Русского Севера, чувства сопричастности к историческому прошлому малой родины, к героям ушедшей эпохи. Ведущий метод работы при организации онлайн-марафона - метод микрообучения. Метод микрообучения как феномен цифровой трансформации образования ориентирован на современного человека, позволяет решить важные прикладные задачи в онлайн-обучении. Иллюстрируется применение данного метода на практике в онлайн-марафоне на основе дидактического потенциала мобильного приложения ВКонтакте. В статье обсуждаются процесс обучения, форматы заданий и результаты экспериментального марафона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Швецова Татьяна Васильевна, Шахова Вероника Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONLINE READER MARATHON AS TECHNOLOGY OF STUDYING "ARCTIC ROBINSONADE"

The article describes the concept of creating a reader-online marathon and the specificity of its implementation in the framework of the development of the «Arctic robinsonade» plot. The artistic text of the XX century - the novel by Constantin Badigin «The way to Grumant» is involved as material. The plot is based on a real historical event of the 18th century - the voyage of Pomors to the Arctic, where they were shipwrecked and forced to survive on an uninhabited island for six years, from 1743 to 1749. The study of «Arctic Robinsonade» contributes to the formation of aesthetics of reader perception of artistic texts that are part of the northern superscript; cultural self-identification, which is defined by the reader through an understanding of the literary text as a regional value; a respectful attitude to the cultural heritage of the Russian North, a sense of belonging to the historical past of a small homeland, to the heroes of a bygone era. The leading method of work in organizing an online marathon is a method of microlearning. The microlearning method as a phenomenon of the digital transformation of education is oriented to the modern person, allowing to solve important applied tasks in online learning. It illustrates the practical application of this method in an online marathon based on the didactic potential of the mobile application VKontakte. The article discusses the learning process, task formats and results of the experimental marathon.

Текст научной работы на тему «ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ОНЛАЙН-МАРАФОН КАК ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ "АРКТИЧЕСКОЙ РОБИНЗОНАДЫ"»

Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 2 (33). Июнь 2022 (http://ce.if-mstuca.ru)

УДК 37.01 ББК 7.74

DOI 10.51955/23121327 2022 2 197

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ОНЛАЙН-МАРАФОН КАК ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ «АРКТИЧЕСКОЙ РОБИНЗОНАДЫ» *

Татьяна Васильевна Швецова, orcid. org/0000-0001-9637-6958, кандидат филологических наук, доцент Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, набережная Северной Двины, 17 Архангельск, 163000, Россия t. shvetsova@narfu. ru

Вероника Евгеньевна Шахова, orcid.org/0000-0002-4766-3165, Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, набережная Северной Двины, 17 Архангельск, 163000, Россия shahova2@gmail. com

Аннотация. В статье описана концепция создания читательского онлайн-марафона и специфика его проведения в рамках освоения сюжета «арктической робинзонады». В качестве материала привлечен художественный текст XX века - повесть Константина Бадигина «Путь на Грумант». В основу сюжета положено реальное историческое событие XVIII века - плавание поморов-промысловиков в Арктику, где они потерпели кораблекрушение и были вынуждены выживать на необитаемом острове в течение шести лет, с 1743 по 1749 год. Изучение сюжета «арктической робинзонады» способствует формированию эстетики читательского восприятия художественных текстов, входящих в состав северного сверхтекста; культурной самоидентификации, которая определяется читателем через понимание литературного текста как региональной ценности; уважительного отношения к культурному наследию Русского Севера, чувства сопричастности к историческому прошлому малой родины, к героям ушедшей эпохи. Ведущий метод работы при организации онлайн-марафона - метод микрообучения. Метод микрообучения как феномен цифровой трансформации образования ориентирован на современного человека, позволяет решить важные прикладные задачи в онлайн-обучении. Иллюстрируется применение данного метода на практике в онлайн-марафоне на основе дидактического потенциала мобильного приложения ВКонтакте. В статье обсуждаются процесс обучения, форматы заданий и результаты экспериментального марафона.

Ключевые слова: «арктическая робинзонада», читательский марафон, образ Арктики, хронотоп Арктики, Родная литература.

*Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского научного фонда, конкурс 2021 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами» (региональный конкурс). Грант № 22-28-20412 «Проектирование мультимедийного корпуса текстов о мезенских робинзонах».

© Т В Швецова, В.Е.Шахова, 2022

ONLINE READER MARATHON AS TECHNOLOGY OF STUDYING

«ARCTIC ROBINSONADE»

Tatiana V. Shvetsova, orcid. org/0000-0001-9637-6958, PhD in Philology, Associate Professor Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov, 17, Severnaya Dvina Emb.

Arkhangelsk, 163002, Russia [email protected]

Veronika E. Shakhova, orcid.org/0000-0002-4766-3165, Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov, 17, Severnaya Dvina Emb.

Arkhangelsk, 163002, Russia [email protected]

Abstract. The article describes the concept of creating a reader-online marathon and the specificity of its implementation in the framework of the development of the «Arctic robinsonade» plot. The artistic text of the XX century - the novel by Constantin Badigin «The way to Grumant» is involved as material. The plot is based on a real historical event of the 18th century - the voyage of Pomors to the Arctic, where they were shipwrecked and forced to survive on an uninhabited island for six years, from 1743 to 1749. The study of «Arctic Robinsonade» contributes to the formation of aesthetics of reader perception of artistic texts that are part of the northern superscript; cultural self-identification, which is defined by the reader through an understanding of the literary text as a regional value; a respectful attitude to the cultural heritage of the Russian North, a sense of belonging to the historical past of a small homeland, to the heroes of a bygone era. The leading method of work in organizing an online marathon is a method of microlearning. The microlearning method as a phenomenon of the digital transformation of education is oriented to the modern person, allowing to solve important applied tasks in online learning. It illustrates the practical application of this method in an online marathon based on the didactic potential of the mobile application VKontakte. The article discusses the learning process, task formats and results of the experimental marathon.

Keywords: «Arctic Robinsonade», reader's marathon, image of the Arctic, chronotope of the Arctic, Native literature.

Введение

Виртуальная среда в современном обществе находится на пике спроса. К тому же возникшая во всем мире ситуация самоизоляции в условиях пандемии COVID-19 диктует новые правила для жизни в целом и образования в частности. Нестабильная мировая обстановка приводит к переходу на дистанционное обучение. Актуальной является проблема организации образовательного процесса в удаленном формате. Остро встает вопрос о цифровых способах и средствах, которыми могут воспользоваться преподаватели для реализации определенной образовательной программы.

На этом фоне обращает на себя внимание феномен просветительских сообществ в социальных сетях, куда пользователи (в основном молодежь) приходят удовлетворять потребность «читательского голода». В

медиапространстве глобальной сети проводятся различные книжные марафоны, так называемые букчелленджи. Например, в социальной сети «ВКонтакте» заинтересованными людьми организованы сообщества «100 книг за год. Книжный вызов-2018», «50 книг за год. Книжный вызов-2018». Набирает популярность книжная тема и в блогосфере: появились книжные блогеры в YouTube (буктьюберы) и Instagram (букстаграмеры) [Рубанова, 2018, с. 45]. В сети «ВКонтакте» существует ряд частных сообществ (открытых групп), целью которых является популяризация литературного чтения и современных достижений в филологических науках (например, группа интернет-издания «Системный Блок» https://vk.com/sysblok, группа «Северный текст русской литературы» https://vk.com/club11984023, сообщество «Литература» https://vk.com/literabook и многие другие). В целом выделяется ряд преимуществ в использовании социальной сети «ВКонтакте» для проведения предполагаемого читательского онлайн-марафона: общение и сотрудничество с участниками марафона без ограничений, круглосуточный доступ к полезной информации, к познавательному контенту, облегченный вариант обратной связи, техническая поддержка, высокая мотивация и вовлеченность участников разных возрастных категорий. Для максимального снижения негативных последствий общения в сети необходимо следовать следующим правилам: избегать когнитивной перегрузки, сосредоточиться на заявленной тематике, предотвратить перенасыщение информацией, определить график публикации контента, разработать инструкции.

Материалы и методы

Материалом исследования служит модуль учебного пособия «Островной локус в Северном тексте русской прозы для детей», посвященный произведениям о Русском Севере для юной читательской аудитории [Давыдова, 2020, с. 170-248]. Рассматриваемый модуль реализуется в исследовании методом микрообучения на базе онлайн-марафона в социальной сети, где мобильная соцсеть «ВКонтакте» как средство обучения в полной мере соотносится с целью, а именно с освоением участниками марафона сюжетного пространства «арктической робинзонады» с помощью интерактивных инструментов.

В феврале 2021 года было организовано открытое информационно-познавательное сообщество в социальной сети «ВКонтакте», получившее название «Хронотоп Арктики». К сообществу присоединились полсотни человек, как нам представляется, увлеченных одним пристрастием - изучением пространства Арктики. Предварительный онлайн-опрос в Google Forms показал, что участники сообщества и люди, далекие от литературы, имеют смутное представление о мезенцах, переживших почти робинзоновскую ситуацию, и тем более никогда не читали сочинения К. Бадигина. Судьба Константина Сергеевича Бадигина - выдающегося человека, мореплавателя и писателя удивительна. К. С. Бадигин - известный исследователь Арктики, Герой Советского Союза (1940), кандидат географических наук (1953), член Союза писателей СССР; с 1973 года - председатель комиссии Союза по

морской художественной литературе, редактор ежегодника «Океан». Свыше сорока лет Бадигин отдал морю. С марта 1938 года он - капитан ледокольного парохода «Георгий Седов», на котором научно-исследовательская экспедиция в 1937-1940 гг. совершила 812-дневный дрейф во льдах Северного Ледовитого океана. За выполнение научных исследований и проявленное при этом мужество К. С. Бадигин и его товарищи 3 февраля 1940 года были удостоены звания Героя Советского Союза [Русский Север..., 2022].

Результаты онлайн-опроса в виртуальном сообществе привели к выводу о необходимости организовать читательский интерактивный марафон. На сегодняшний день онлайн-марафоны трактуются как эффективный IT-инструмент в различных сферах: в сфере аксиологии [Дронова, 2016; Немчикова, 2019], в философии [Миляева и др., 2019], в педагогике и психологии [Пеша и др., 2020; Шавровская и др., 2021; Юнгина, 2021], в сфере управления персоналом [Атаманова и др., 2021], в области методики преподавания различных дисциплин школьного и вузовского уровня.

Онлайн-марафон - достаточно востребованная и популярная форма взаимодействия преподавателя, учеников и родителей. По определению С.А. Павловой: «Марафон - это онлайн-обучение в форме серии испытаний для участника» [Павлова, 2016, с. 113].

Мы выделили следующие свойства онлайн-марафона: 1) Поиск способов привлечения и вовлечения аудитории; 2) Интенсивный темп исполнения заданий; 3) Четкое инструктирование и соблюдение сроков выполнения модулей-заданий; 4) Активация интереса и познавательных возможностей; 5) Постоянное удержание внимания; 6) Соревновательный элемент; 7) Элементы геймификации; 8) Стимулирование - награда за победу.

Под читательским онлайн-марафоном мы понимаем комплекс интерактивных заданий для пользователей различных возрастных групп, которые выполняются в любой удобной локации и в удобное для читателя время. Обратившись к данной IT-технологии, мы исходим из гипотезы: такой формат предоставления информации для пользователей повышает мотивацию к чтению и развивает читательские компетенции. Таким образом, технология онлайн-марафона может способствовать решению задачи продвижения и поддержки чтения, поставленной на государственном уровне [Концепция., 2017]. В качестве материала для чтения мы используем произведения, объединенные общим сюжетом «арктической робинзонады».

Как известно, робинзонада - один из базовых сюжетов мировой литературы. Арктическая робинзонада - это вариация популярного сюжета об островном пребывании Робинзона на необитаемом острове.

В нашей работе мы обращаемся к художественным и публицистическим произведениям, созданным на основе одного исторического события -выживание мезенских промысловиков в Арктике в 1743-1749 гг. Плавание мезенцев на Шпицберген является исторически значимым событием. В XVIII веке Петр Людовик Ле Руа опубликовал записи допроса выживших «робинзонов» и тем самым увековечил память об их шестилетнем арктическом заключении на необитаемом острове. Зверобойный промысел в водах

Северного Ледовитого океана у берегов Шпицбергена велся поморами с давних времен (возможно уже с IX века). Во время промысла иногда случались зимовки охотников на Груманте (поморское именование Шпицбергена), и только стоянка в долгие шесть лет стала исключительным событием - такого не случалось раньше и не повторилось ни разу с тех пор. Благодаря сочинению Ле Руа о невероятном выживании мезенцев в Арктике стало известно даже за пределами России - книга была издана сначала на французском и немецком языках, а затем переведена на итальянский, английский, голландский языки. В течение XIX века о подвиге мезенцев не было обнаружено ни одного упоминания, удивительная история выживания человека в Арктике забылась. В XX веке событие давно ушедшей эпохи вновь обрело популярность. Один за другим стали появляться художественные тексты, раскрывающие индивидуально-авторское восприятие истории выживания мезенцев в суровой Арктике. Современное медиапространство и сейчас не оставляет без внимания историю о злоключениях мезенцев в Арктике. Русскоязычные интернет-источники, например, Lenta.ru, частные блоги Яндекс.Дзен, газета «Комсомольская правда» и другие на свой лад пересказывают события XVIII века. Таким образом, с течением времени мы наблюдаем, что интерес к этому историческому событию не утихает.

Использование современных цифровых технологий при изучении произведений с сюжетом «арктической робинзонады» позволяет создать активную и доступную познавательную среду не только для студентов, но и для всех интересующихся литературой родного края. Трансляция культурных ценностей и исторически важных событий, в нашем случае это зимовка поморов в Арктике, посредством онлайн-марафона позволяет репрезентировать в интерактивном формате информацию о малоизвестном историческом факте и литературных текстах, созданных на его основе.

Онлайн-марафон «Лаборатория Арктики» продлился 4 недели. Участники марафона получали задания каждую среду и воскресенье. Его цель - развитие читательской компетенции и аналитических навыков пользователей социальной сети «ВКонтакте», состоящих в группе «Хронотоп Арктики», методом микрообучения.

Открытое сообщество в социальной сети позволяет продуктивно применять метод микрообучения, который специалисты определяют как «получение знаний и развитие навыков в небольших объемах на постоянной основе. Это достигается посредством лаконичных объемов учебного материала (обычно аудио- и видео-микроконтентом), а также форматов заданий, рассчитанных на ограниченное время выполнения (до 15 мин.)» [Авраменко, 2019, с. 51].

Рассмотрим, как функционирует сообщество «Хронотоп Арктики» (https://vk.com/arcticchronotop). Участники сообщества осваивают один из новых методов анализа текста - хронотопический анализ. С этой целью в группе размещены несколько видеоуроков по изучению хронотопа Арктики в сюжете о «русских робинзонах» (темы: «История о приключениях «русских робинзонов» в Арктике», «Хронотоп Арктики в повествовании XVIII века»,

«Хронотоп Арктики в романе З.С. Давыдова «Беруны»», «Хронотоп Арктики в повести Константина Бадигина «Путь на Грумант», «Хронотоп Арктики в повести Софьи Радзиевской «Остров мужества»»). Данный видеоподкаст (серия видео, объединенных одной темой) продолжает развиваться. Видеоролики также помещаются в свободном доступе на канале «Хронотоп Арктики» видеохостинга «YouTube»

(https://www.youtube. com/channel/UCuqcBH8XbQwkeEyK-qEq..). В структуру информационного пространства сообщества входят следующие элементы: визуализация образа Арктики (серия фотоизображений и иллюстраций), гиперссылки и QR-коды, аудиозаписи специфических звуков Арктики, информационные посты по теме сообщества. На постоянной основе проводится опрос участников сообщества при помощи инструмента Google Forms.

Информационное поле сообщества «Хронотоп Арктики» выстраивается на основе пяти книг - первоисточника Ле Руа, романа З.С. Давыдова «Беруны» (1933), учебника по географии Н.К. Лебедева «Архангельские робинзоны» (1935), «поморской были» К.С. Бадигина «Путь на Грумант» (1954) и повести С.Б. Радзиевской «Остров мужества» (1981). Открыть художественные тексты в полнотекстовом формате можно с помощью QR-кодов.

Модель онлайн-марафона как технология работы с читателем

Непосредственно перед проведением читательского онлайн-марафона была разработана его концепция (рис. 1).

триггеры

вовлечение принципы эмоции

красочность первичная цель терминология читательский опыт

доступность реклама ожидания

ПРОДУКТ КОНЦЕПЦИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ

интерактивность ведущая идея восприятие текста

миссия и ценности структура вторичная цель потребности

размещение

Рисунок 1 - Концептуальная модель создания онлайн-марафона

Подобрано оригинальное название марафона - «Лаборатория Арктики», в котором нашла отражение ведущая идея о создании особого пространства для выполнения творческих, исследовательских и поисковых заданий по материалам русскоязычной повести об арктических робинзонах.

Запущена таргетированная реклама с целью привлечения внимания к мероприятию (рис. 2).

ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАРАФОН

12.09 Лаборатория

01710 Арктики ¿

задан ии

приз

успей подписаться

Рисунок 2 - Рекламное объявление о планируемом мероприятии

Сформулирована первичная цель марафона - познакомить всех интересующихся с событием и героями прошлого; сохранить культурную память о событии, имевшем место в истории мезенского края. И вторичная цель - вызвать потребность у участников марафона обратиться к художественному тексту, задать импульс к развитию смыслового чтения и критического мышления.

Чтобы заданная концепция привела к появлению качественного продукта (т.е. непосредственно самого марафона), были определены некоторые принципы, которым она будет соответствовать. Во-первых, тщательный подбор заданий, грамотное сочетание в их структуре интерактивности, доступности и познавательности. Во-вторых, форма и содержание информационного контента в соотношении с потребностями и ожиданиями участников марафона, т. е. соблюдение соответствия заявленной тематике. В-третьих, миссия и ценности, транслируемые через литературный марафон, отвечают необходимости сохранения истории родного края, приобщения к чтению региональной литературы, воспитания думающего читателя.

Далее определялась терминология в концепции литературного марафона «Лаборатория Арктики».

Внимание оказалось сосредоточено на понятии хронотоп, т. к. описание мира в пространственно-временных категориях особенно характерно для русского менталитета [Казакова, б.г.]. Анализ особенностей изображения пространства и времени в литературном тексте помогает сформировать четкие представления об универсальном в понимании мира и национальном. Изучение локально-хроникальных картин художественных миров в произведениях показывает, как национальное сознание проникает в художественную ткань и способствует перевоплощению жизненных реалий в литературные.

Процесс обучения в онлайн-марафоне строился по программе модульного микрокурса, где один модуль соответствует теме и определенному сроку, а каждый пост представляет собой одно занятие.

Приведем характеристику заданий марафона.

Задание №1.

Перед вами две фотографии с изображением судна, дрейфующего во льдах. Найдите два отличия, ответ напишите в комментариях.

Для справки. Это судно было построено в 1975 году и получило название Polarbj0rn. Первоначально использовалось для охоты на тюленей, но в 1996 году было куплено экологической организацией Greenpeace и переименовано в Arctic Sunrise. Дополнительную информацию об этом судне можно посмотреть на сайте Greenpeace (https://www.greenpeace.org/international/explore/ships/).

Данное задание нацелено на формирование первичных представлений по тематике марафона - плавании мезенцев на промысловом судне к берегам Шпицбергена. Фотоизображения современного промыслового судна и кропотливая поисковая работа задают правильные ассоциации с концепцией марафона.

После формирования ассоциаций, связанных с образом Арктики, переходим к лингвистическому анализу художественного текста.

Задание № 2.

Найдите в сетке букв три слова, обозначающие оснастку корабля на «поморьской говоре». Слова располагаются строго по прямой линии, горизонтально или вертикально, слева направо или справа налево, снизу вверх или сверху вниз. Подсказки: первое слово - это горизонтальный или наклонный брус, выступающий вперед с носа судна, т. е. бушприт; второе слово - это задняя оконечность судна, т. е. кормовой срез; третье слово - люк, ведущий в каюту кормщика. Три слова (а также и другие узкоспециальные термины в переводе на «поморьску говорю») встречаются в книге Константина Бадигина «Путь на Грумант» [Бадигин, 1956]. Ответы: накозье, отвал, приказинье.

Второе задание сформулировано так, что без обращения к конкретному художественному произведению его не выполнить. У участников появляется необходимость прочесть повесть К. Бадигина «Путь на Грумант».

Продолжая работу с художественным текстом, участникам марафона предложено познакомиться с представителями арктической фауны.

Задание № 3.

В «поморской были» Константина Бадигина «Путь на Грумант» один из героев Степан Шарапов предостерегает младшего Ивана и говорит: «Смотри... вместо лысуна попадешь прожоре в брюхо.». Напишите в комментариях, кого Шарапов назвал «лысуном», а кого - «прожорой».

Третье задание позволяет углубить как представления о мире Арктики, так и стимулирует к дальнейшему прочтению повести. Ответы: лысун -гренландский тюлень, прожора - полярная акула.

Четвертое задание акцентирует внимание участников марафона на специальной терминологии, задействованной К. Бадигиным в авторском тексте.

Задание №4.

Перед вами отрывок из повести Константина Бадигина «Путь на Грумант»:

«Заскрипев рангоутом, «Ростислав» заметно увеличивал скорость, подгоняемый ветром.

- Хорошо справились! Молодцы, ребятушки! - похвалил Химков.

- Однако ты поглядывай, - сказал он рулевому. Шелоник крепко взялся. Вот ужо распустит взводень-то, держись только.».

Напишите в комментариях, что назвал Химков «шелоником», а что -«взводнем». Ответы: шелоник - юго-западный ветер, взводень - волна.

Выполнив четвертое задание, участники марафона узнают об оснастке поморского промыслового судна и знакомятся с узкоспециальной морской терминологией, расширяют свой лингвистический кругозор.

В пятом задании марафона вновь возникает необходимость использовать реальную фотографию, таким образом решение темы марафона как бы закольцовывается.

Задание № 5.

Перед вами снимок местности. Подумайте, что запечатлено на этом фото. Как называется этот населенный пункт и на какой территории он располагается?

Данное задание носит межпредметный характер. При выполнении пятого задания участники марафона подключают знания по географии, краеведению. Ответ: Архипелаг Шпицберген. Пункт Баренцбург.

Заключительное задание носит творческий характер. Здесь участники марафона проявляют себя в роли рассказчиков, оттачивают навыки составления связного текста. Наглядность в задании, т.е. фотография, помогает настроить участников на необходимые концептуальные смыслы, связанные с образом Арктики, арктической флоры и фауны, особенностями арктического климата и др.

Задание № 6.

Творческое задание. Придумайте историю с таким сюжетом, который запечатлен на фотокадре. Начало рассказа открывается словом «Однажды...». Ждем ваши истории в сообщения группы!

Участник марафона Даня В. прислал интересную историю: «Однажды я проверял телевышку, ведь связь пропадала. Для этого нужно было пройти 30 м от станции. Почти дойдя до вышки, я увидел, как в мою сторону движется белое пятно... Я сильно удивился, ведь белых медведей здесь быть не должно. Я залез на основание вышки так, что белому было до меня не достать. В этот момент я вспомнил, что где-то в куртке должна была завалиться шоколадка, быстро осмотревшись, я нашел ее, мое спасение. Кинув шоколад как можно дальше, я быстро побежал обратно на станцию. Придя назад я рванул к окну. В окно я увидел радостно валявшегося сладкоежку» (Тексты участников марафона представлены без стилистических и иных правок).

Приведем историю другого участника Галины В.: «Однажды во время подготовки к съемке видеоролика «Арктические исследования» группа рассуждала о смелых мореходах поморах, об их стремлении исследовать неизвестные земли, о промыслах. Как они добывали белых медведей, тюленей, моржей, ловили рыбу... Все замерли, когда увидели явную картину. Белый медведь, словно проверяя пропуск, впускает человека с миром в неизведанные просторы, свою стихию, заставляя задуматься о единении с природой, о сохранении ее...».

Смысловая доминанта нарративов «марафонцев» указывает на то, что волнует современную молодежь. В историях затронуты темы взаимоотношений

человека и природы, бережного и внимательного отношения к окружающему миру, развивается мотив открытия новых земель, путешествий, выделены человеческие качества - находчивость и смелость.

По результатам выполнения заданий в соответствии с объявленными критериями определения победителя были подведены итоги онлайн-марафона «Лаборатория Арктики».

Результаты проведения онлайн-марафона

Экспериментальная работа по проведению онлайн-марафона «Лаборатория Арктики» проводилась на базе открытого профиля в социальной сети ВКонтакте.

В результате эксперимента участники:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) текстуально изучили произведения «арктической робинзонады»;

2) выполнили поисковые задачи по тексту;

3) получили представление об особенностях региолекта, о «поморьской говоре»;

4) выступили в роли рассказчика, составителя текста / истории / сюжета;

5) смогли сопоставить художественный образ Арктики с реальными предоставлениями об этом локусе.

Цель марафона была достигнута - люди обратились к книге, неважно каким был ее формат - электронным или бумажным. Свой творческий потенциал раскрыли даже самые юные участники.

Описанный в данной статье продукт цифровой среды - онлайн-марафон «Лаборатория Арктики» позволил разрешить важные целевые установки: мы познакомили участников марафона с событием и героями прошлого на материале повести Константина Сергеевича Бадигина «Путь на Грумант» (1953), вызвали потребность у участников марафона обратиться к художественному тексту, задали импульс к развитию смыслового чтения и критического мышления, что привело в итоге к формированию у участников марафона интереса к дальнейшему чтению и изучению художественных текстов, написанных по сюжету «арктической робинзонады».

Библиографический список

Авраменко А. П. Онлайн-марафон как модель развития профессиональной компетенции преподавателя иностранных языков в парадигме микрообучения // Вестник РМАТ. 2019. № 3. С. 50-57.

Атаманова Э. С. Онлайн-марафон как один из современных методов обучения персонала / Э. С. Атаманова, Д. Д Ашихмина // Дни студенческой науки: Сборник материалов 48-й научной конференции обучающихся СамГУПС. 2021. С. 160-161. Бадигин К. С. Путь на Грумант. Архангельск: Кн. изд-во, 1956. 219 с.

Давыдова А. В. Образ Севера в отечественной прозе для детей XX-XXI вв.: учебное пособие. Архангельск: КИРА, 2020. 282 с.

Дронова Е. Н. Онлайн-марафон поддержки семейных ценностей для молодежи в социальной сети «ВКонтакте» // Педагогическое образование на Алтае. 2016. № 1. С. 82-85. Казакова О. М. Пространство и время в русской языковой картине мира [Электронный ресурс]. - URL: https://pandia.ru/text/77/376/20470.php.; (дата обращения: 12.02.2022).

Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 03 июня 2017 г. №1155-р. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71591850/; (дата обращения: 12.02.2022).

Миляева Е. Г. Философский онлайн-марафон как способ философской практики в повседневной жизни / Е. Г Миляева, Р. В. Пеннер // Бытие человека: проблема единства во многообразии современного мира: Материалы международной научной конференции; под ред. А. Б. Невелева. 2019. С. 243-249.

Немчикова Л. А. Онлайн-марафон как интерактивное средство духовно-нравственного воспитания / Л. А. Немчикова, О. Н. Немчикова // Православие и духовно-нравственное становление личности современника: Материалы международной научно-практической конференции «Восьмые Пюхтицкие чтения». 2019. С. 301-306.

Павлова С. А. Онлайн-марафон «Креативный вызов: прокачай свой урок!» // Школьные технологии. 2016. № 5. С. 113-117.

Пеша А. В. Онлайн-марафон как педагогическая технология развития надпрофессиональных компетенций студентов вуза / А. В. Пеша, М. Н. Шавровская, И. С. Полушина // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2020. Т. 12. № 4 (50). С. 76-84. Рубанова Т. Д. Поддержка чтения в пространстве книжных социальных сетей // Вестник культуры и искусств. 2018. № 3 (55). С. 45-53.

Русский Север: электронная краеведческая библиотека: сайт. Архангельск. 2022. [Электронный ресурс]. - URL: https://ekb.aonb.ru/; (дата обращения: 13.02.2022). Шавровская М. Н. Онлайн-марафон развития эмоционального интеллекта: ключевые элементы применения / М. Н. Шавровская, А. В. Пеша // Управление развитием персонала. 2021.№ 2. С. 150-155.

Юнгина А. Н. Организация самостоятельной работы обучающихся с помощью онлайн-марафона в социальной сети // Научный старт-2021: Сборник статей магистрантов и аспирантов. Редколлегия: Л. Г. Викулова (отв. ред.) [и др.]. Москва, 2021. С. 294-298.

References

Atamanova E. S., Ashihmina D. D. (2021). Online Marathon as one of the modern methods of staff training. Student Science Days: Collection of materials of the 48th Scientific Conference of students of Samara State Transport University, pp. 160-161. (In Russian)

Avramenko A. P. (2019). Online marathon as a model for the development of the professional competence of a foreign language teacher in the microlearning paradigm. Vestnik RIAT. 3: 50-57. (In Russian)

Badigin K. S. (1956). The way to Grumant. Arkhangelsk. 219 p. (In Russian)

Davydova A. V. (2020). Image of the North in the native prose for children of XX-XXI centuries:

training manual. Arkhangelsk. 282 p. (In Russian)

Dronova E. N. (2016). Online marathon supporting family values for youth in social network «VKontakte». Pedagogical education on Altai. 1: 82-85. (In Russian)

Kazakova O. M. Space and time in the Russian language picture of the world. [Electronic resource] - URL: https: /pandia.ru/text/77/376/20470.php.; (Accessed 12.02.2022). (In Russian) Milyaeva E. G., Penner R. V. (2019). Philosophical Online Marathon as a Way of Philosophical Practice in Everyday Life. Human Being: The Problem of Unity in the Diversity of the Modern World: Materials of the International Scientific Conference, pp. 243-249. (In Russian) Nemchikova L. A., Nemchikova O. N. (2019). Online marathon as an interactive means of spiritual and moral education. Orthodoxy and spiritual and moral formation of personality of contemporary: Materials of international scientific-practical conference «Vosmie Pukhtitskie Chtenia», pp. 301306. (In Russian)

Pavlova S. A. (2016). Online marathon «Creative Challenge: pump your lesson! ». School Technology. 5: 113-117. (In Russian)

Pesha A. V., Shawrovskaya M. N., Semishina I. S. (2020). Online marathon as pedagogical technology of development of the above-professional competences of university students. Modern Higher School: Innovative aspect. 12. 4(50): 76-84. (In Russian)

Rubanova T. D. (2018). Support of reading in space of book social networks. Vestnik of culture and arts. 3(55): 45-53. (In Russian)

Russian North Electronic Local History Library. Arkhangelsk. 2022. [Electronic resource]. - URL: https://ekb.aonb.ru/; (Accessed 13.02.2022). (In Russian)

Shawrovskaya M. N., Pesha A. V. (2021). Online Marathon of Emotional Intelligence Development: Key Elements of Application. Personnel Development Management. 2: 150-155. (In Russian) The Concept of a programme to support reading by children and young people in the Russian Federation. Approved by the Order of the Government of the Russian Federation dated June 3, 2017. 1155-r. [Electronic resource]. - URL:

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71591850/; (Accessed 12.02.2022). (In Russian) Yungina A. N. (2021). Organizing the self-employment of students by means of an online marathon in the social network. Scientific start-up-2021: Compendium of articles of master's and postgraduate students. Moscow, pp. 294-298. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.